Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПЯТНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 17.12.2013 N 15АП-16407/2013 ПО ДЕЛУ N А32-5039/2013

Разделы:
Таможенный контроль, досмотр; Таможенное дело

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ПЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 17 декабря 2013 г. N 15АП-16407/2013

Дело N А32-5039/2013

Резолютивная часть постановления объявлена 10 декабря 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен 17 декабря 2013 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Филимоновой С.С.,
судей Смотровой Н.Н., Соловьевой М.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Струкачевой Н.П.,
при участии:
- от заявителя: зам. начальника отдела Пирцхалава Д.Н., доверенность от 11.01.2013 N ОН-12/148;
- от заинтересованных лиц: представители не явились, извещены надлежащим образом;
- рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Сочинской таможни
на решение Арбитражного суда Краснодарского края
от 25.07.2013 по делу N А32-5039/2013, принятое судьей Колодкиной В.Г.,
по заявлению Сочинской таможни
к заинтересованному лицу Федеральному государственному казенному учреждению "Дирекция по строительству и эксплуатации объектов Росграницы"; открытому акционерному обществу "Международный аэропорт Сочи"
о признании незаконным бездействия и об обязании,

установил:

Сочинская таможня обратилась в арбитражный суд Краснодарского края к ФГКУ "Дирекция по строительству и эксплуатации объектов Росграницы" и ОАО "Международный аэропорт Сочи" о признании бездействия ответчиков незаконными и обязании произвести обозначение постоянной зоны таможенного контроля в местах стоянок воздушных судов.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 25.07.2013 в удовлетворении заявленных требований отказано. Судебный акт мотивирован тем, что заявителем не представлено доказательств того, что заинтересованные лица (коммерческие организации), привлеченные в качестве ответчиков, подпадают под субъектный состав норм главы 24 АПК РФ и в силу закона и своих полномочий обязаны произвести какие-либо действия по установлению зоны таможенного контроля, бездействие которых давало бы основание для обжалования. Пунктом 4 приказа обязанность по обеспечению пределов ПЗТК знаками прямоугольной формы, на зеленом фоне которых белым цветом выполнена надпись на русском и английском языках "Зона таможенного контроля" возложена на начальника таможенного поста Аэропорт Сочи В.Г. Салова. Приложением N 3 к приказу определены места стоянок воздушных судов.
Не согласившись с принятым судебным актом, Сочинская таможня обратилась в Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение и принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований, сославшись на полномочия Федерального агентства по обустройству государственной границы РФ, установленные Постановлением Правительства РФ от 01.11.2007 N 734, от 26.06.2008 N 482, а также полномочия Росгранстроя, установленные Уставом, утвержденным приказом Федерального агентства по обустройству государственной границы РФ от 04.02.2009 N 6.
В отзыве на апелляционную жалобу ФГКУ Росгранстрой не согласилось с доводами таможенного органа, сославшись на законность и обоснованность обжалуемого решения.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд рассматривает апелляционную жалобу в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В судебном заседании представитель таможенного органа поддержал доводы апелляционной жалобы.Представители заинтересованных лиц в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом. Согласно части 3 статьи 156 АПК РФ суд рассматривает апелляционную жалобу в их отсутствие.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, воздушный пункт пропуска Аэропорт Сочи находится в регионе деятельности таможенного поста Аэропорт Сочи и открыт в соответствии с приказом Федерального агентства по обустройству государственной границы Российской Федерации от 13.01.2011 N 13-1111 "Об открытии воздушного грузопассажирского постоянного многостороннего пункта пропуска через государственную границу Российской Федерации в международном аэропорту Сочи". После его открытия Сочинской таможней был разработан проект приказа "О создании постоянной зоны таможенного контроля в воздушном грузопассажирском постоянном многостороннем пункте пропуска через государственную границу Российской Федерации в международном аэропорту Сочи", который вместе с пояснительной запиской к нему и мнением руководителя международного аэропорта Сочи был направлен в Южное таможенное управление (исх. Сочинской таможни от 16.03.2011 N 01-14/2451) для его рассмотрения по существу и дальнейшего направления в ФТС России для согласования в установленном законодательством порядке.
В целях реализации положений статьи 97 Таможенного кодекса Таможенного союза и статей 71, 163 Федерального закона от 27.11.2010 N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации", после согласования проекта приказа (вх. Сочинской таможни от 22.04.2011 N 04-13/4140), Сочинской таможней издан приказ от 26.04.2011 N 400 "О создании постоянной зоны таможенного контроля в воздушном грузопассажирском постоянном многостороннем пункта пропуска через государственную границу Российской Федерации в Международном аэропорту Сочи", в пределы которой также были включены и места стоянок воздушных судов.
Согласно части 9 статьи 163 Федерального закона от 27.11.2010 N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации", в зону таможенного контроля, создаваемую в пункте пропуска через Государственную границу Российской Федерации, включаются участки территории (акватории), здания, сооружения, площадки, в пределах которых осуществляются таможенные операции, хранение, разгрузка а перегрузка (перевалка) находящихся под таможенным контролем товаров, их таможенный осмотр и таможенный досмотр, места стоянок транспортных средств, перевозящих такие товары.
Согласно части 10 статьи 163 Федерального закона от 27.11.2010 N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации", при определении границы зоны таможенного контроля должно учитываться мнение администрации объекта транспортной инфраструктуры, в пределах которого установлен пункт пропуска через Государственную границу Российской Федерации, руководителя аэропорта (аэродрома). Мнение администрации объекта транспортной инфраструктуры, оформленное в письменном виде, прилагается к проекту приказа начальника таможни, направляемому на согласование в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области таможенного дела".
При издании приказа Сочинской таможни от 16.04.2011 N 400 "О создании постоянной зоны таможенного контроля в воздушном грузопассажирском постоянном многостороннем пункте пропуска через государственную границу Российской Федерации в международном аэропорту Сочи" требования указанных выше частей данной статьи настоящего Федерального закона были выполнены таможенным органом в полном объеме путем направления проекта приказа вместе с графическим изображением границы и территории указанной зоны таможенного контроля в виде планов/карт на согласование в ФТС России, при этом проект был предварительно согласован с администрацией Аэропорта г. Сочи.
Вместе с тем частью 17 данной статьи указанного выше Федерального закона предусмотрено, что граница зоны таможенного контроля обозначается знаками прямоугольной формы, на зеленом фоне которых белым цветом выполнена надпись на русском и английском языках "Зона таможенного контроля", которые являются основным средством обозначения зоны таможенного контроля. Также зона таможенного контроля может быть обозначена нанесением надписи "Зона таможенного контроля" на русском и английском языках непосредственно на оградительных сооружениях и стенах помещений, составляющих ее периметр.
В настоящее время граница постоянной зоны таможенного контроля в регионе деятельности таможенного поста Аэропорт Сочи Сочинской таможни обозначена знаками прямоугольной формы, на зеленом фоне которых белым цветом выполнена надпись на русском и английском языках "Зона таможенного контроля", что соответствует указанным выше требованиям настоящего Федерального закона. Указанные знаки являются основным средством обозначения зоны таможенного контроля.
Однако, предусмотренные надписи "Зона таможенного контроля" на русском и английском языках непосредственно на оградительных сооружениях и стенах помещений, составляющих ее периметр, отсутствуют.Также отсутствуют обозначения мест стоянок воздушных судов, которые включены в пределы зоны таможенного контроля, которые фактически находятся внутри обозначенных пределов границ постоянной зоны таможенного контроля, в то же время, каким-либо образом не обозначены.
Данное обстоятельство фактически свидетельствует о нарушении требований положений части 18 статьи 163 Федерального закона от 27.11.2010 N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации", а именно, в части отсутствия обозначения мест пересечения границ зоны таможенного контроля лицами, товарами и транспортными средствами, что является недопустимым.
Позиция таможенного органа относительно бездействия ФГКУ Росгранстрой в части невыполнения обязанности по обозначению мест пересечения границ зоны таможенного контроля лицами, товарами и транспортными средствами подтверждается нижеследующим.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.11.2007 N 734 "О федеральном агентстве по обустройству государственной границы Российской Федерации" утверждено положение о Федеральном агентстве по обустройству государственной границы Российской Федерации, в соответствии с которым данное ведомство:
1. является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию, управлению государственным имуществом, оказанию государственных услуг в сфере обустройства государственной границы Российской Федерации, создания, развития и обеспечения деятельности пунктов пропуска через государственную границу Российской Федерации и мест пересечения государственной границы Российской Федерации, а также функции государственного заказчика в этой сфере.
5. осуществляет следующие полномочия в установленной сфере деятельности:
- 5.5. организует обеспечение единообразного применения требований к проектированию, строительству, реконструкции, оборудованию и техническому оснащению зданий, помещений и сооружений, необходимых для организации пограничного, таможенного и иных видов контроля, осуществляемого в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации, а также для обустройства мест пересечения государственной границы Российской Федерации;
- 5.6. осуществляет:
- 5.6.5. обеспечение функционирования (эксплуатации) в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, зданий, помещений и сооружений, необходимых для организации пограничного, таможенного и иных видов контроля в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации, включая содержание, ремонт, оборудование и техническое оснащение (за исключением специального оборудования государственных контрольных органов) указанных зданий, помещений и сооружений, а также обеспечение функционирования (эксплуатации), содержание, ремонт, техническое оснащение зданий, помещений и сооружений в государственной границы Российской Федерации;
- 5.11. осуществляет функции государственного заказчика:
5.11.1. по проектированию, строительству, реконструкции, оборудованию, техническому оснащению зданий, помещений, сооружений, транспортной и инженерной инфраструктур, информационных и телекоммуникационных систем, необходимых для организации пограничного, таможенного и иных видов контроля, осуществляемого в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации, для обустройства мест пересечения государственной границы Российской Федерации, а также для осуществления федеральными органами исполнительной власти полномочий в сфере защиты и охраны государственной границы Российской Федерации.
Главой V постановления Правительства Российской Федерации от 26.06.2008 N 482 "Об утверждении правил установления, открытия, функционирования (эксплуатации), реконструкции и закрытия пунктов пропуска через государственную границу Российской Федерации" регламентирован порядок функционирования (эксплуатации) пунктов пропуска, в соответствии с которым:
20. В целях обеспечения функционирования (эксплуатации) пункта пропуска
Федеральное агентство по обустройству государственной границы Российской
Федерации создает администрацию пункта пропуска.
21. Функционирование (эксплуатация) пункта пропуска обеспечивается
Федеральным агентством по обустройству государственной границы Российской
Федерации в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Главой VI указанного постановления регламентирован порядок координации деятельности в пунктах пропуска, в соответствии с которым координация деятельности подразделений государственных контрольных органов и администрации пункта пропуска по вопросам содержания его зданий, помещений и сооружений возлагается на руководителя администрации пункта пропуска.
В соответствии с п. 1.3.1 РЭГА РФ-94 "Руководство по эксплуатации гражданских аэродромов Российской Федерации" Аэродромная служба аэропорта осуществляет эксплуатационное содержание летных полей аэродромов в соответствии с действующими стандартами, нормами, правилами и настоящим руководством. Осуществляет контроль за соответствием летных полей аэродромов требованиям "Нормам годности и эксплуатации гражданских аэродромов" (НГЭА). Проводит мероприятия, направленные на восстановление пригодности полей аэродромов к приему и выпуску воздушных судов.
В соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 11.09.2008 N 1308-р было создано Федеральное государственное учреждение "Дирекция по строительству и эксплуатации объектов Росграницы".Приказом Федерального агентства по обустройству Государственной границы Российской Федерации от 04.02.2009 N 6 был утвержден Устав ФГКУ "Дирекции по строительству и эксплуатации объектов Росграницы", в соответствии с пунктом 1.3 которого имеет сокращенное название "Росгранстрой".
Согласно пункта 1.2. настоящего Устава "Росгранстрой" является федеральным государственным казенным учреждением, предназначенным для обеспечения выполнения функций, связанных с проектированием, строительством, реконструкцией, эксплуатацией и техническим оснащением зданий, помещений и сооружений, необходимых для организации пограничного, таможенного и иных видов контроля в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации, обустройства мест пересечения государственной границы Российской Федерации, а также осуществления федеральными органами исполнительной власти полномочий в сфере защиты и охраны государственной границы РФ.
Исходя из содержания пункта 3.1. данного Устава целями и предметом деятельности "Росгранстроя" является организация проектирования, строительства, реконструкции, эксплуатации и технического оснащения зданий, помещений, сооружений, необходимых для организации пограничного, таможенного и иных видов контроля, осуществляемого в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации, мест пересечения государственной границы Российской Федерации, объектов, необходимых для осуществления федеральными органами исполнительной власти полномочий в сфере защиты и охраны государственной границы Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 3.2.6. указанного Устава в функции "Росгранстроя" входит обеспечение материально-технического снабжения для эксплуатации зданий и сооружений в пунктах пропуска, расположенных на государственной границы Российской Федерации, в местах ее пересечения.
Из указанных выше норм законодательства, в их совокупности и взаимосвязи, следует, что функционирование (эксплуатация) пункта пропуска обеспечивается Федеральным агентством по обустройству государственной границы Российской Федерации по совместному согласованию с администрацией пункта пропуска.
Вместе с тем суд апелляционной инстанции учитывает, что в целях выполнения вышеуказанных требований законодательства в полном объеме, таможенным органом неоднократно направлялись в адрес ФГКУ "Росгранстрой"и ОАО "Международный аэропорт Сочи" обращения об организации исполнения указанных выше норм законодательства.Результатом рассмотрения настоящих обращений Сочинской таможней стал ответ отдела по городу Сочи ЮТУ "Росграницы" от 19.12.2012 исх. N Ап-355108, исходя из содержания которого следует, что Сочинский филиал ФГКУ Росгранстрой полагает, что обозначение пределов постоянной зоны таможенного контроля в местах стоянок воздушных судов в настоящее время не целесообразно, так как с утверждением новых пределов пункта пропуска и определением конкретных мест стоянок воздушных судов ФГКУ Росгранстроем будут проведены мероприятия по дооснащению пункта пропуска в новых пределах, в том числе и обозначению пределов постоянной зоны таможенного контроля в местах стоянок воздушных судов международных авиалиний".
Указанные обстоятельства свидетельствуют о том, что обязанность по обозначению мест пересечения границ зоны таможенного контроля лицами, товарами и транспортными средствами возложена на ФГКУ Росгранстрой и ОАО "Международный аэропорт Сочи", и данный факт признается ими, которые однако полагают, что выполнение указанных обязательств в обозначенный период времени является нецелесообразным ввиду утверждения новых пределов пункта пропуска и предстоящих мероприятий по дооснащению пункта пропуска в новых пределах.
Таким образом, требования ст. 163 Федерального закона от 27.11.2010 N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации" и РЭГА-94 Сочинским филиалом ФГКУ "Росгранстрой" и ОАО "Международный аэропорт Сочи" не были выполнены в обозначенный период времени и до настоящего времени не выполняются.Указанное бездействие Сочинского филиала ФГКУ "Росгранстрой" и ОАО "Международный аэропорт Сочи" явилось основанием для вынесения в адрес таможни Сочинской транспортной прокуратурой акта реагирования - представления от 21.11.2012 N 23/2-3-2012/6151 об устранении нарушений таможенного законодательства.
В этой связи бездействием Сочинского филиала Федерального государственного казенного учреждения "Дирекции по строительству и эксплуатации объектов Росграницы" и ОАО "Международный аэропорт Сочи" нарушаются права таможенного органа на выполнение в полном объеме функции по таможенному контролю товаров и транспортных средств, что является недопустимым.Принимая во внимание вышеизложенное, вывод суда первой инстанции по настоящему делу относительно того, что заявителем не представлено доказательств тому, что заинтересованные лица (коммерческие организации), привлеченные в качестве ответчиков, подпадают под субъектный состав оспариваемых норм законодательства и в силу закона и своих полномочий обязаны произвести какие-либо действия по установлению зоны таможенного контроля, бездействие которых давало бы основания для обжалования, является неправомерным.При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции пришел к выводу о наличии оснований для удовлетворения заявленных требований и обязании заинтересованных лиц выполнить действия, направление на устранение допущенных нарушений прав и законных интересов заявителя.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

постановил:

решение Арбитражного суда Краснодарского края от 25.07.2013 по делу N А32-5039/2013 отменить.
Признать незаконным бездействие Федерального государственного казенного учреждения "Дирекции по строительству и эксплуатации объектов "Росграницы" - Сочинского филиала и Открытого акционерного общества "Международный аэропорт Сочи" в части обозначения постоянной зоны таможенного контроля в местах стоянок воздушных судов в международном аэропорту г. Сочи. Обязать Федеральное государственное казенное учреждение "Дирекция по строительству и эксплуатации объектов "Росграницы" - Сочинский филиал и Открытое акционерное общество "Международный аэропорт Сочи" произвести обозначение постоянной зоны таможенного контроля в местах стоянок воздушных судов в международном аэропорту г. Сочи. Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации, в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа.

Председательствующий
С.С.ФИЛИМОНОВА

Судьи
Н.Н.СМОТРОВА
М.В.СОЛОВЬЕВА















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "TMJ.SU | Таможенное дело. Таможенное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)