Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДВЕНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 22.10.2008 ПО ДЕЛУ N А06-4505/2008-10

Разделы:
Таможенная стоимость; Таможенное дело

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ДВЕНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 22 октября 2008 г. по делу N А06-4505/2008-10


Резолютивная часть постановления объявлена 22 октября 2008 года.
Полный текст постановления изготовлен 22 октября 2008 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего судьи Акимовой М.А.,
судей Лыткиной О.В., Кузьмичева С.А.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Базуновой О.С.,
рассмотрев апелляционную жалобу Астраханской таможни (г. Астрахань)
на решение Арбитражного суда Астраханской области от 21 августа 2008 года по делу N А06-4505/2008-10 (судья Гришина Р.М.)
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Газпром добыча Астрахань" (пос. Аксарайский, Красноярский район, Астраханская область)
к Астраханской таможне (г. Астрахань)
о признании недействительным требования об уплате таможенных платежей от 17.07.2008 N 394,

установил:

В Арбитражный суд Астраханской области обратилось общество с ограниченной ответственностью "Газпром добыча Астрахань" (далее - ООО "Газпром добыча Астрахань", заявитель) с заявлением к Астраханской таможне (далее - таможенный орган) о признании недействительным и отмене требования об уплате таможенных платежей от 17.07.2008 N 394.
Решением суда первой инстанции от 21.08.2008 заявленные ООО "Газпром добыча Астрахань" требования удовлетворены, требование Астраханской таможни от 17.07.2008 N 394 об уплате таможенных платежей и пени, возникших в связи с корректировкой таможенной стоимости, признано недействительным. С Астраханской таможни в пользу ООО "Газпром добыча Астрахань" взысканы расходы по уплате государственной пошлины в сумме 3000 руб. Обеспечительные меры, принятые определением арбитражного суда от 05.08.2008, отменены.
Астраханская таможня не согласилась с принятым решением и обратилась в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит отменить решение суда от 21.08.2008 по основаниям, изложенным в апелляционной жалобе, и принять по делу новый судебный акт, которым в удовлетворении требований ООО "Газпром добыча Астрахань" отказать.
На момент рассмотрения дела на основании решения участника, ОАО "Газпром", N 21 от 14.01.2008 фирменное наименование ООО "Астраханьгазпром" изменено на ООО "Газпром добыча Астрахань". Судом апелляционной инстанции в порядке 48 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации произведена замена ООО "Астраханьгазпром" на правопреемника ООО "Газпром добыча Астрахань".
Представители участвующих в деле лиц в судебное заседание не явились. О месте и времени рассмотрения жалобы извещены надлежащим образом согласно требованиям статьи 123 АПК РФ, что подтверждается уведомлениями о вручении почтовых отправлений N 95850 0, 95849 4. Астраханской таможней заявлено ходатайство о рассмотрении апелляционной жалобы в ее отсутствие. Судом ходатайство удовлетворено. В соответствии с частью 3 статьи 156 АПК РФ суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие указанных лиц.
Исследовав материалы дела, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, 03 декабря 2003 года между ООО "Астраханьгазпром" (Продавец) и фирмой "Федкоминвест Монако САМ" Королевство Монако (Покупатель) заключен контракт N S7004-006 на поставку серы технической газовой комовой и гранулированной общим количеством в 2006-2007 гг. 4 300 000 тонн +/- 10% (опцион Покупателя) ежегодно, в том числе 3 250 000 тонн серы гранулированной и 1 050 000 тонн серы комовой.
Пунктом 1.3 названного контракта предусмотрено, что товар поставляется на условиях FCA - ст. Аксарайская 2 (Астраханская область) при поставке железнодорожным транспортом и на условиях FAS - причал р. Бузан (Астраханская область) при поставке водным транспортом.
Цены на экспортируемый товар установлены дополнениями к контракту от 31.01.2007 N 12, вступившим в силу с 01 февраля 2007 года.
Данным дополнением установлена цена при поставках железнодорожным транспортом на серу комовую - 7,65 долларов США за метрическую тонну товара, на серу гранулированную - 8,65 долларов США за метрическую тонну.
Во исполнение контракта заявителем на Аксарайский таможенный пост 19.07.2007 поданы:
- ГТД N 10311010/180707/0001059, по которой в режиме экспорта (ЭК - 10) через таможенную границу России на условиях FCA - ст. Аксарайская 2 Приволжской железной дороги через порт Усть-Донецкий в Северную Африку перемещался товар сера комовая (выработанная из газового конденсата) в количестве 3 000 510 кг,
- ГТД N 10311010/180707/0001060, по которой в режиме экспорта (ЭК - 10) через таможенную границу России на условиях FCA - ст. Аксарайская 2 Приволжской железной дороги через порт Усть-Донецкий в Северную Африку перемещался товар сера комовая (выработанная из газового конденсата) в количестве 3 045 930 кг,
- ГТД N 10311010/180707/0001066, по которой в режиме экспорта (ЭК - 10) через таможенную границу России на условиях FAS - причал р. Бузан через порт Усть-Донецкий в Северную Африку перемещался товар сера гранулированная (выработанная из газового конденсата) в количестве 2 361 100 кг.
При оформлении товара таможенная стоимость определена декларантом на основе цены сделки, то есть цены, подлежащей уплате за товар при продаже с целью экспорта в страну импорта, с включением необходимых расходов.
В ходе контроля таможенной стоимости вывозимого товара и при проведении специальной таможенной ревизии Астраханской таможней установлена взаимосвязь сторон по контракту от 03.12.2003 N S7004-006, то есть совместное контролирование участниками сделки непосредственно или косвенно третьего лица.
ООО "Астраханьгазпром" и "Федкоминвест Монако САМ" являются учредителями ООО СП "Интер-S". Согласно Уставу ООО СП "Интер-S", размер доли ООО "Астраханьгазпром" в уставном капитале составляет 33,86%, "Федкоминвест Монако САМ" - 62,68%. Оборудование, используемое для грануляции серы, принадлежит ООО СП "Интер-S" и передано в аренду ООО "Астраханьгазпром", вклад фирмы "Федкоминвест Монако САМ" в уставный капитал сформирован из указанного оборудования, предназначенного для гранулирования серы.
Таможенный орган считает, что при подаче вышеназванных ГТД заявитель не доказал отсутствие влияния взаимосвязи продавца и покупателя на стоимость сделки.
В связи с невозможностью определения таможенной стоимости по методу по стоимости сделки с вывозимыми товарами в соответствии с пунктом 10 Правил определения таможенной стоимости товаров, вывозимых с таможенной территории Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 N 500, Аксарайским таможенным постом принято решение об определении таможенной стоимости серы гранулированной, перемещенной через границу по ГТД N 10311010/180707/0001059, N 10311010/180707/0001060, N 10311010/180707/0001066 и ее корректировке на основе расчетной стоимости, исходя из предоставленных ООО "Астраханьгазпром" бухгалтерских данных о суммах расходов на производство.
Письмом от 24.06.2008 N 01-0104/915 ООО "Газпром добыча Астрахань" сообщило в Аксарайский таможенный пост Астраханской таможни, что взаимосвязь участников сделки не повлияла на цену сделки (т. 2 л.д. 110-118).
Дополнениями N 1 к графе "Для отметок таможни" ДТС-1 таможня предложила ООО "Астраханьгазпром" в срок до 01.07.2008 в соответствии со статьей 323 Таможенного кодекса РФ определить таможенную стоимость вывозимых товаров иным методом, указав, что в соответствии с имеющейся в распоряжении таможни информацией НАС "Мониторинг-анализ" заявитель продает фирме "Федкоминвест Монако САМ" серу по цене намного ниже, чем другим покупателям (т. 1 л.д. 17-19).
18 июля 2008 года Астраханская таможня направила ООО "Газпром добыча Астрахань" уведомления N 01-10-13/11864, N 01-10-13/11863, N 01-10-13/11862 об определении и корректировке таможенной стоимости на основе расчетной стоимости, исходя из представленных заявителем бухгалтерских данных о суммах расходов, затраченных на производство (т. 2 л.д. 92-109).
В результате проведенной корректировки вышеуказанной ГТД размер вывозной таможенной пошлины увеличился на 55 65 руб. 01 коп., начислены пени в сумме 6904 руб. 47 коп.
17 июля 2008 года таможенный орган направил в адрес заявителя требование N 394 об уплате указанных сумм (т. 1 л.д. 13).
ООО "Газпром добыча Астрахань" оспорило указанное требование в судебном порядке.
Апелляционная коллегия пришла к выводу, что суд первой инстанции обоснованно признал оспоренное требование недействительным.
Удовлетворяя требования заявителя, суд первой инстанции указал, что факт взаимосвязи между продавцом и покупателем сам по себе не является основанием для признания стоимости сделки неприемлемой. Влияние взаимосвязи между контрагентами на цену сделки таможенным органом не доказано.
Принимая решение о признании недействительным оспоренного требования, суд первой инстанции обоснованно учел рыночные условия реализации серы, технологические особенности предприятия, объемы вырабатываемой серы и невозможность их снижения без уменьшения объемов основного производства, поскольку сера в данном случае является побочным продуктом основного производства. Кроме того, суд первой инстанции справедливо отметил, что в рассматриваемом случае не представляется возможным достоверно определить себестоимость конкретной партии продукции.
Указанные выводы апелляционный суд считает верными.
В соответствии с пунктом 32 Правил определения таможенной стоимости товаров, вывозимых с таможенной территории России, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 N 500, (далее - Правила) определение таможенной стоимости методом сложения предполагает использование расчетной стоимости, которая складывается из сумм двух основных компонентов: суммы расходов в связи с производством вывозимых товаров и суммы прибыли и коммерческих и управленческих расходов, эквивалентной той величине, которая обычно учитывается при продаже товаров того же класса или вида, что и оцениваемые товары.
Апелляционный суд пришел к выводу о невозможности применения в качестве основы определения таможенной стоимости расчетной стоимости товаров, определяемой по методу сложения.
Во-первых, отсутствует прибыль (основной компонент расчетной стоимости) от реализации производимого ООО "Газпром добыча Астрахань" товара "сера техническая газовая", из-за чего расчет таможенной стоимости по методу сложения не может отразить соответствующую объективную стоимость товара.
Во-вторых, расчеты фактической себестоимости реализованной продукции и прибыли производятся после определения себестоимости выпущенной продукции путем расчета по средней цене с учетом остатка на начало отчетного периода, о чем заявитель неоднократно информировал Аксарайский таможенный пост Астраханской таможни как о причинах невозможности применения проверочных величин, установленных пунктом 12 Правил, для проверки таможенной стоимости экспортируемой серы.
При этом способ хранения нереализованной серы в местах хранения (серных картах, куда она заливается в жидком виде, затем остывает, долбится и собирается бульдозером) не позволяет точно указать дату выработки отгружаемой партии серы и достоверно определить себестоимость конкретной отгруженной серы, так как она выработана в разные периоды и имеет разную себестоимость в каждом периоде.
Учет себестоимости произведенной продукции осуществляется для определения финансовых результатов деятельности заявителя и балансовой прибыли по конкретным затратам за конкретный отчетный период.
Информация о себестоимости, на которую ссылается Астраханская таможня, содержит указание о себестоимости серы, выработанной за период с 01.07.2007 по 31.07.2007, то есть произведенного в указанный период товара, а не вывезенного на экспорт.
Таким образом, простое деление общей себестоимости на количество произведенной серы не дает точных сведений о затратах реализуемой серы ввиду невозможности ее идентификации.
Сведения о средней себестоимости серы, выработанной в июле 2007 года, с учетом общего количества и остатков серы на начало периода использовались для целей бухучета и налогообложения, но не могут быть использованы для определения таможенной стоимости серы комовой и гранулированной, отгруженной для вывоза в Северную Африку по ГТД N 10311010/180707/0001059, N 10311010/180707/0001060, N 10311010/180707/0001066.
Кроме того, отсутствуют товары того же класса или вида, производимые в России для вывоза в ту же страну что и оцениваемые товары, при продаже которых должно осуществляться сравнение сумм прибыли и расходов в рамках данного метода, как это прямо указано в пункте 35 Правил.
В соответствии с пунктом 11 Правил факт взаимосвязи между продавцом и покупателем сам по себе не должен являться основанием для признания стоимости сделки неприемлемой для целей определения таможенной стоимости вывозимых товаров. В этом случае должны быть проанализированы сопутствующие продаже обстоятельства.
Астраханская таможня при принятии решения о невозможности использования метода по цене сделки для определения таможенной стоимости должна была учесть следующие обстоятельства, которые сложились на внутреннем и мировом товарном рынке серы и которые влияли и продолжают влиять на величину стоимости серы, поставляемой по контракту: ограниченную емкость внутреннего российского товарного рынка серы и ежегодное производство ООО "Астраханьгазпром" серы в объемах, превышающих емкость российского рынка; складывающиеся с учетом спроса и предложения цены на серу на рынках Северной Африки (Марокко, Тунис, Египет, Израиль и т.д.); стоимость транспортных расходов при транспортировке серы с территории Российской Федерации на территорию стран Северной Африки; ограниченную емкость хранилищ серы, имеющихся у заявителя; объем серы, вырабатываемый ООО "Астраханьгазпром", и невозможность сокращения этого объема в виду определенного технологического процесса добычи полезного ископаемого газопластовой смеси и производства основных видов продукции.
ООО "Газпром добыча Астрахань" в письме от 24.06.2008 N 01-0104/915 информировало Аксарайский таможенный пост Астраханской таможни о том, что взаимосвязь между ООО "Газпром добыча Астрахань" и "Федкоминвест Монако САМ" не повлияла на цену сделки по контракту.
Кроме этого, заявитель неоднократно указывал, что техническая сера является неизбежным побочным продуктом при производстве основного продукта - сухого отбензиненного газа, что обусловлено высоким содержанием сероводорода в пластовой смеси Астраханского газоконденсатного месторождения. Сокращение объемов производства серы, как и сверхнормативное накопление запасов серы, угрожает разгрузке всего Астраханского газового комплекса и напрямую связано с сокращением объемов производства, что невозможно как по техническим, так и по экономическим причинам.
Таможенный орган в обоснование своих доводов указал, что Постановление Правительства РФ от 07.12.1996 N 1461 и утвержденный им Порядок определения таможенной стоимости товаров, вывозимых с таможенной территории России, утратили силу, законодательная база изменилась. Постановлением Правительства от 13.08.2006 N 500 утверждены новые Правила определения таможенной стоимости товаров, которые изменили подход государства к определению таможенной стоимости вывозимых товаров, изменились обязанности декларанта.
Апелляционная коллегия считает, что изменения законодательной базы не коснулись основных принципов, установленных законодательством для определения таможенной стоимости. Основой определения таможенной стоимости вывозимых товаров является стоимость сделки - цена, фактически уплаченная или подлежащая уплате за товары при их продаже на вывоз из Российской Федерации в страну назначения.
Не изменились и обстоятельства дела, заявитель оспаривает требование таможенного органа об уплате дополнительно начисленных таможенных платежей за один и тот же товар, поставленный на экспорт в рамках одного и того же Контракта, на тех же условиях, в ту же страну.
В судебных решениях по аналогичным спорам между заявителем и Астраханской таможней по поставкам того же товара, осуществленного в рамках того же Контракта N S7004-006, между теми же продавцом и покупателем, судами указывалось на необходимость таможенному органу учитывать объективные обстоятельства, влияющие на цену экспортируемой серы: емкость мирового рынка серы, стоимость серы на рынках стран покупателей, стоимость транспортных расходов, ежегодные объемы вырабатываемой ООО "Астраханьгазпром" серы и другие обстоятельства; судами установлено, что отдельно взятый факт реализации товара ниже его себестоимости, в убыток, без учета особенностей реализации не может свидетельствовать о недобросовестности участника внешнеэкономической деятельности и о влиянии взаимосвязи на цену сделки.
Как следует из материалов дела, Астраханская таможня в качестве обоснования корректировки таможенной стоимости приводит несоответствие изменений контрактных цен в 2004-2005 гг. уровню изменений мировых рыночных цен и изменение Продавцом цены на серу при отсутствии колебаний цены на рынке.
Дополнением от 31.01.2007 N 12 установлена цена при поставках железнодорожным транспортом на серу комовую - 7,65 долларов США за метрическую тонну товара, на серу гранулированную - 8,65 долларов США за метрическую тонну. Названное дополнение вступило в силу с 01 февраля 2007 года (т. 1 л.д. 54).
Согласно представленному Астраханской таможней Справочнику цен мирового рынка ОАО "Всероссийский научно-исследовательский конъюнктурный институт", контрактная цена на серу в странах Северной Африки составляла 58-68 долларов США, с 05 июля 2007 года по 27 июля 2007 года цена выросла и составляла 107 долларов США.
Таким образом, изменений цены на серу, отгружаемую ООО "Астраханьгазпром", не было, цена удерживалась на одном уровне, даже при ее подъеме на мировом рынке.
В пункте 12 Правил определения таможенной стоимости товаров, вывозимых с таможенной территории Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 500 содержится информация, которая может быть использована в качестве проверочных величин при определении таможенной стоимости товаров, вывозимых на основании сделки между взаимосвязанными лицами. Законодатель указал, что такой информацией может быть:
а) стоимость сделки при продаже идентичных или однородных товаров на вывоз из России в ту же страну покупателям, не взаимосвязанным с продавцом;
б) таможенная стоимость идентичных или однородных товаров, определяемая по методу сложения в соответствии с пунктами 32 - 35 Правил.
Указанный перечень информации о применимых сравнительных величинах не ограничивает установленное Таможенным кодексом РФ право декларанта доказать правильность определения им таможенной стоимости путем предоставления иной информации, приемлемой для целей таможенной оценки товаров.
Согласно пункту 14 Правил, сравнительные величины могут использоваться только по инициативе декларанта исключительно в целях сравнения и не могут быть использованы в качестве таможенной стоимости вывозимых товаров.
Заявитель, не имея возможности применять проверочные величины по объективным причинам, которые изложены выше, обращался в ООО "Агентство "Партнер-Эксперт" для проведения оценки рыночной (контрактной) стоимости серы с учетом особенностей ее поставки.
Обществом представлены Отчеты N 2-673/1-07 и N 2-673/2-07 об оценке рыночной (контрактной) стоимости серы комовой и гранулированной по состоянию на 01 декабря 2006 года - 30 сентября 2007 года. Согласно отчету, к концу 2006 года происходил рост фрахтовых индексов, стоимость серы к концу года продолжала снижаться, рост цен на серу начался в начале 2007 года, основным источником ценовой информации для расчетов являлось изменение стоимости серы на мировом рынке.
В соответствии с отчетами рыночная (контрактная) стоимость
- - серы комовой навалом производства ООО "Астраханьгазпром" на условиях поставки FCA (ИНКОТЕРМС-2000) - станция Аксарайская-2 Приволжской железной дороги (порт Мариуполь) для дальнейшей поставки в страны Северной Африки по состоянию на 01 июля 2007 года составляла 13,59 доллара США за одну метрическую тонну;
- - серы комовой навалом производства ООО "Астраханьгазпром" на условиях поставки FCA (ИНКОТЕРМС-2000) - станция Аксарайская-2 Приволжской железной дороги (порт Усть-Донецкий) для дальнейшей поставки в страны Северной Африки по состоянию на 01 июля 2007 года составляла 14,79 доллара США за одну метрическую тонну;
- - серы гранулированной навалом производства ООО "Астраханьгазпром" на условиях поставки FAS (ИНКОТЕРМС-2000) - причал реки Бузан (порт Усть-Донецкий) для дальнейшей поставки в страны Северной Африки по состоянию на 01 июля 2007 года составляла 16,84 доллара США за одну метрическую тонну.
Согласно расчету итоговой стоимости транспортировки серы
- по железной дороге до станции Усть-Донецкая и далее водным транспортом на рынки стран Северной Африки стоимость транспортировки составляла 66,46 доллара США. С учетом стоимости доставки на 01 июля 2007 года рыночная (контрактная) стоимость серы комовой составляла 81,25 доллара США (14,79 + 66,46 = 81,25), что соответствует цене, указанной в Справочнике цен мирового рынка (107 долларов США), представленном Астраханской таможней.
- по железной дороге до станции Мариуполь и далее водным транспортом на рынки стран Северной Африки стоимость транспортировки составляла 67,66 доллара США. С учетом стоимости доставки на 01 июля 2007 года рыночная (контрактная) стоимость серы комовой составляла 81,25 доллара США (13,59 + 67,66 = 81,25), что соответствует цене, указанной в Справочнике цен мирового рынка (107 долларов США), представленном Астраханской таможней.
- водным транспортом через порт реки Бузан на рынки стран Северной Африки составляла 65,66 доллара США. С учетом стоимости доставки на 01 июля 2007 года рыночная (контрактная) стоимость серы гранулированной составляла 82,50 доллара США (16,84 + 65,66 = 82,50), что соответствует цене, указанной в Справочнике цен мирового рынка (107 долларов США), представленном Астраханской таможней.
Таким образом, все имеющие значение для правильного и объективного рассмотрения спора обстоятельства выяснены судом первой инстанции, всем представленным доказательствам дана правовая оценка. Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не могут служить основаниями к отмене принятого решения.
Судебная коллегия считает решение, принятое судом первой инстанции, законным и обоснованным, оснований для его отмены не имеется. Апелляционную жалобу Астраханской таможни следует оставить без удовлетворения.
Судебные расходы по уплате государственной пошлины апелляционный суд в соответствии с положениями статьи 110 АПК РФ относит на таможенный орган. С таможни подлежит взысканию в доход государства государственная пошлина за рассмотрение апелляционной жалобы в сумме 1000 рублей.
Руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд

постановил:

Решение Арбитражного суда Астраханской области от 21.08.2008 по делу N А06-4505/2008-10 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Взыскать с Астраханской таможни (г. Астрахань) в доход федерального бюджета государственную пошлину в сумме 1000 (одна тысяча) рублей.
Постановление вступает в силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме и в порядке статьи 273 АПК РФ.

Председательствующий
М.А.АКИМОВА

Судьи
О.В.ЛЫТКИНА
С.А.КУЗЬМИЧЕВ















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "TMJ.SU | Таможенное дело. Таможенное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)