Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ШЕСТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 30.05.2013 N 06АП-2314/2013 ПО ДЕЛУ N А73-1264/2013

Разделы:
Таможенная пошлина (экспортная, импортная); Таможенное дело

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ШЕСТОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 30 мая 2013 г. N 06АП-2314/2013


Резолютивная часть постановления объявлена 28 мая 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен 30 мая 2013 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Швец Е.А.
судей Гричановской Е.В., Песковой Т.Д.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Кофтелевой В.А.
при участии в заседании:
- от общества с ограниченной ответственностью "Спец-торг": представитель не явился;
- от Хабаровской таможни: Оглоблин М.Г., представитель по доверенности от 30.042013 N 04-37/48;
- рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Хабаровской таможни
на решение от 18.03.2013
по делу N А73-1264/2013
Арбитражного суда Хабаровского края
принятое судьей Леоновым Д.В.
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Спец-торг" (ИНН 2721155830, ОГРН 1082721000372)
к Хабаровской таможне (ОГРН 1022701131826; ИНН 2722009856)
о признании незаконным решения об отказе в возврате денежных средств

установил:

общество с ограниченной ответственностью "Спец-торг" (далее - ООО "Спец-торг", общество) обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с заявлением, о признании незаконным решение Хабаровской таможни, оформленное письмом от 23.05.2012 N 13-22/6331 об отказе в возврате денежных средств в сумме 2 624 184 руб. 73 коп..
Определением от 07.02.2013 по делу N А73-13077/2012 требование общества о признании незаконным отказа Хабаровской таможни в возврате излишне уплаченных денежных средств, оформленного письмом от 23.05.2012 N 13-22/6331, в части суммы 295 663, 24 руб. по ГТД 10703052/120810/0001333 (далее - ГТД N 1333) выделено в отдельное производство. Судебному делу по выделенному требованию присвоен номер А73-1264/2013.
Решением суда от 18.03.2013 заявленное требование удовлетворено по мотиву того, что действия таможни не соответствовали Таможенному кодексу Таможенного союза.
Не согласившись с принятым по делу судебным актом, таможенный орган обратился с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить, в удовлетворении требований общества отказать, ссылаясь на нарушение судом норм материального и процессуального права, также на неполное выяснение всех фактических обстоятельств по делу.
В судебном заседании представитель Хабаровской таможни поддержал доводы жалобы в полном объеме, дополнительно сославшись на невозможность произведения возврата, касаемого суммы НДС, поскольку фактически он возвращен декларанту, что подтверждается, по мнению, таможни, письмом ИФНС по Железнодорожному району г. Хабаровска от 06.03.2012.
Общество в отзыве на жалобу отклонило позицию заявителя, считает решение суда законным и обоснованным; заявило ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие его представителя, которое удовлетворено судом.
Исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства, обсудив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, заслушав представителя таможенного органа, Шестой арбитражный апелляционный суд приходит к следующему.
Как следует из материалов дела, между обществом и компанией "SUIFENHE RONGXIANG ECONOMIC AND TRADE CO., LTD", КНР заключен контракт от 28.01.2010 N 07-08 на поставку различных товаров общей стоимостью 1 000 000 долларов США, в рамках реализации которого обществом на территорию РФ ввезены различные товары по 5 товарным позициям, оформленные по ГТД N 1333.
Стоимость ввезенных товаров была определена обществом по стоимости сделки с ввозимыми товарами. Оформлена декларация таможенной стоимости формы ДТС-1, согласно которой к цене сделки добавлены расходы по перевозке товаров на территорию Российской Федерации.
В ходе таможенного контроля в связи с выявлением признаков возможного недостоверного декларирования сведений о таможенной стоимости Хабаровским таможенным постом 12.08.2010 принято решение об уточнении сведений о таможенной стоимости товаров.
Декларанту направлено требование от 12.08.2010 с расчетом суммы обеспечения уплаты таможенных платежей, уведомление, а также запрос N 645 о предоставлении дополнительных документов.
В соответствии с запросом N 645 обществу предложено в срок до 04.10.2010 представить дополнительные документы: заверенные копии дилерских и иных соглашений между продавцом и покупателем, заверенные копии действующих положений, дополнений, изменений, спецификаций к представленному контракту, банковские платежные документы; перевод китайских печатей в контракте, инвойсе, отгрузочной спецификации, договор перевозки до места прибытия товаров на единую таможенную территорию таможенного союза, счета-фактуры на оплату транспортных расходов и всех дополнительных расходов и др.
В ответ на запрос таможенного органа общество письмом от 13.08.2010 сообщило, что документы, указанные в запросе представить не имеет возможности в связи с их отсутствием.
По результатам анализа представленных документов, таможенным органом принято решение о невозможности принятия таможенной стоимости по заявленному декларантом первому методу определения таможенной стоимости.
Основанием для принятия этого решения послужили выводы таможенного органа о непредставлении декларантом документов, позволяющие определить, кто именно нес расходы по погрузке товаров; непредставлении документов, подтверждающих расходы по перевозке товаров на таможенную территорию Таможенного союза.
Декларанту предложено определить таможенную стоимость в соответствии с Соглашением об определении таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу Таможенного союза, исходя из предложенной таможенным органом информации.
Названное решение таможенного органа оформлено в виде дополнительного листа N 1 к ДТС 1333 к графе "для отметок таможенного органа".
Согласившись определить таможенную стоимость ввезенных товаров другим методом, декларант самостоятельно заполнил декларацию таможенной стоимости по форме ДТС-2, определив таможенную стоимость по резервному методу на базе метода по стоимости сделки с однородными товарами, которая была принята таможенным органом путем проставления 13.08.2010 отметки "ТС принята" в ДТС-2 к соответствующей декларации.
В связи с корректировкой таможенной стоимости, сумма подлежащих уплате таможенных платежей была увеличена на 295 663, 24 руб., которая была уплачена за счет авансовых платежей, находящихся на лицевом счете общества в таможенном органе.
Названное обстоятельство материалами дела подтверждается и лицами, участвующими в деле не оспаривалось.
Полагая, что основания для корректировки таможенной стоимости отсутствовали, общество 22.05.2012 обратилась в таможню с заявлением о возврате дополнительно начисленных таможенных платежей, в том числе по ГТД N 1333, в сумме 295 663, 24 руб.
Письмом от 23.05.2012 N 12-22/6331 таможня возвратила заявление общества без рассмотрения, указав на не представление документов, подтверждающих факт излишней уплаты или излишнего взыскания таможенных пошлин, налогов.
Посчитав указанное письмо решением об отказе в возврате излишне уплаченных денежных средств и не согласившись с ним, общество обратилось в суд.
Согласно статье 90 Таможенного кодекса Таможенного союза (далее - ТК ТС) возврат (зачет) излишне уплаченных или излишне взысканных сумм вывозных таможенных пошлин, налогов осуществляется в порядке и случаях, установленных законодательством государства - члена Таможенного союза, в котором произведена уплата и (или) взыскание вывозных таможенных пошлин, налогов.
Согласно части 1 статьи 129 Федерального закона N 311-ФЗ возврат таможенных сборов осуществляется в порядке, предусмотренном Федеральным законом для возврата таможенных пошлин, налогов.
В соответствии с частью 1 статьи 147 данного Закона излишне уплаченные или излишне взысканные суммы таможенных пошлин, налогов подлежат возврату по решению таможенного органа по заявлению плательщика (его правопреемника). Указанное заявление и прилагаемые к нему документы подаются в таможенный орган, в котором произведено декларирование товаров, либо в таможенный орган, которым было произведено взыскание, не позднее трех лет со дня их уплаты либо взыскания.
Пункт 12 статьи 147 Закона N 311-ФЗ содержит исчерпывающий перечень случаев, когда возврат излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов не производится.
Как установлено материалами дела, декларант обратился в таможню с заявлением о возврате, по его мнению, излишне уплаченных платежей. При этом проверка доводов общества о возможности возврата таможенных платежей находится во взаимосвязи с разрешением вопроса о законности корректировки таможенной стоимости, следовательно, рассматривая заявленное требование о признании незаконными действий таможни по отказу в возврате таможенных платежей в спорной сумме, суд должен проверить законность данного решения.
Согласно пунктам 1 и 3 статьи 64 ТК ТС таможенная стоимость товаров, ввозимых на таможенную территорию таможенного союза, определяется в соответствии с международным договором государств - членов таможенного союза, регулирующим вопросы определения таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу. Таможенная стоимость товаров определяется декларантом либо таможенным представителем, действующим от имени и по поручению декларанта, а в случаях, установленных настоящим Кодексом, - таможенным органом.
Пунктом 3 статьи 1 Соглашения между Правительством Российской Федерации, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан от 25.01.2008 "Об определении таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу таможенного союза" (далее - Соглашение) установлено, что таможенная стоимость товаров, перемещаемых через таможенную границу таможенного союза, определяется в соответствии с настоящим Соглашением с учетом принципов и положений по оценке товаров для таможенных целей Генерального соглашения по тарифам и торговле 1994 (ГАТТ 1994).
В соответствии с пунктом 1 статьи 2 Соглашения основой определения таможенной стоимости ввозимых товаров должна быть в максимально возможной степени стоимость сделки с этими товарами в значении, установленном в статье 4 Соглашения.
Частью 1 статьи 4 Соглашения установлено, что таможенной стоимостью товаров, ввозимых на единую таможенную территорию таможенного союза, является стоимость сделки с ними, то есть цена, фактически уплаченная или подлежащая уплате за эти товары при их продаже для вывоза на единую таможенную территорию таможенного союза и дополненная в соответствии с положениями статьи 5 Соглашения, при любом из следующих условий:
- 1) отсутствуют ограничения в отношении прав покупателя на пользование и распоряжение товарами, за исключением ограничений, которые: установлены совместным решением органов таможенного союза; ограничивают географический регион, в котором товары могут быть перепроданы; существенно не влияют на стоимость товаров;
- 2) продажа товаров или их цена не зависят от каких-либо условий или обязательств, влияние которых на цену товаров не может быть количественно определено;
- 3) никакая часть дохода или выручки от последующей продажи, распоряжения иным способом или использования товаров покупателем не причитается прямо или косвенно продавцу, кроме случаев, когда в соответствии со статьей 5 настоящего Соглашения могут быть произведены дополнительные начисления;
- 4) покупатель и продавец не являются взаимосвязанными лицами, или покупатель и продавец являются взаимосвязанными лицами таким образом, что стоимость сделки с ввозимыми товарами приемлема для таможенных целей в соответствии с пунктом 4 настоящей статьи.
Данный перечень условий является исчерпывающим.
Иные методы определения таможенной стоимости, предусмотренные статьями 6 - 10 Соглашения, применяются, как это прямо следует из их содержания, а также абзацев 2 - 5 части 1 статьи 2 Соглашения, только при невозможности применения первого метода и прочих предусмотренных названными статьями методов, рассматриваемых последовательно.
Пунктом 1 статьи 69 ТК ТС установлено, что в случае обнаружения таможенным органом при проведении контроля таможенной стоимости товаров до их выпуска признаков, указывающих на то, что сведения о таможенной стоимости товаров могут являться недостоверными либо заявленные сведения должным образом не подтверждены, таможенный орган проводит дополнительную проверку в соответствии с настоящим Кодексом, срок и порядок проведения которой устанавливаются решением Комиссии таможенного союза.
В этом случае таможенным органом принимается решение о проведении дополнительной проверки, которое доводится до декларанта. Решение таможенного органа должно быть обоснованным и содержать перечень конкретных признаков, указывающих на то, что сведения о таможенной стоимости товаров могут являться недостоверными либо заявленные сведения должным образом не подтверждены.
Пунктом 4 той же статьи предусмотрено, что если декларант не представил запрошенные таможенным органом документы, сведения и (или) объяснения причин, по которым они не могут быть представлены, либо такие документы и сведения не устраняют основания для проведения дополнительной проверки, указанные в пункте 1 настоящей статьи, таможенный орган по результатам дополнительной проверки принимает решение о корректировке заявленной таможенной стоимости товаров на основании информации, имеющейся в его распоряжении и соответствующей требованиям международного договора государств - членов таможенного союза, регулирующего вопросы определения таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу таможенного союза.
Порядок контроля таможенной стоимости товаров, а также формы принимаемых в ходе этого контроля решений и перечень дополнительных документов, которые могут быть запрошены таможенным органом при проведении дополнительной проверки, на дату оформления спорной декларации Комиссией Таможенного союза утвержден не был, в связи с чем таможенным органом составлены документы, соответствующие действовавшему ранее порядку таможенного контроля.
Пунктом 3 статьи 2 Соглашения и пунктом 4 статьи 65 ТК ТС установлено, что таможенная стоимость товаров и сведения, относящиеся к ее определению, должны основываться на достоверной, количественно определяемой и документально подтвержденной информации.
В соответствии с пунктом 1 Постановления Пленума ВАС РФ от 26.07.2005 N 29 "О некоторых вопросах практики рассмотрения споров, связанных с определением таможенной стоимости товаров" под несоблюдением установленного пунктом 2 статьи 323 ТК РФ условия о документальном подтверждении, количественной определенности и достоверности цены сделки с ввозимыми товарами следует понимать отсутствие документального подтверждения заключения сделки в любой не противоречащей закону форме или отсутствие в документах, выражающих содержание сделки, ценовой информации, относящейся к количественно определенным характеристикам товара, информации об условиях его поставки и оплаты либо наличие доказательств недостоверности таких сведений.
Из материалов дела и заявления общества о возврате излишне уплаченных таможенных платежей следует, что факт излишней уплаты подлежащих возврату таможенных платежей общество обосновывает незаконной корректировкой таможенной стоимости, и, как следствие, необоснованным принятием таможенным органом откорректированной таможенной стоимости.
В свою очередь, таможенный орган указывает, что обществом не представлено документов, подтверждающих факт излишней уплаты.
Вместе с тем в ходе судебного разбирательства таможенным органом представлено решение таможни от 26.02.2013 N 10703000/260212/15 об отмене решения Хабаровского таможенного поста Хабаровской таможни от 12.08.2010 о принятии таможенной стоимости товаров, задекларированных в декларации на товары N 1333.
Таким образом, самим ответчиком признана незаконность решения о принятии таможенной стоимости товаров, послужившее основанием для доначисления обществу таможенных платежей в сумме 295 663, 24 руб. по ГТД N 1333.
При таких обстоятельствах ссылка суда первой инстанции на часть 3 статьи 70 АПК РФ, по мнению суда апелляционной инстанции, является обоснованной.
Обстоятельства, признанные и удостоверенные сторонами в порядке, установленном настоящей статьей, в случае их принятия арбитражным судом не проверяются им в ходе дальнейшего производства по делу (часть 5 статьи 70 АПК РФ)
Арбитражный суд принимает в качестве признания таможенным органом обстоятельств, связанных с несоответствием закону решения о принятии таможенной стоимости товаров по спорной ГТД, поскольку названное решение было признано не соответствующим требованиям таможенного законодательства и отменено в порядке ведомственного контроля. Следовательно, данные обстоятельства не проверяются судом в ходе производства по делу.
Поскольку незаконность решения о принятии таможенной стоимости по спорной ГТД признана ответчиком, а иного решения таможенным органом не принято, то дополнительно начисленные в результате корректировки таможенной стоимости товаров таможенные платежи ГТД N 1333 в сумме 295 663,24 руб. являются излишне уплаченными.
Следовательно, у таможенного органа не имелось оснований для отказа в возврате обществу этой суммы.
Довод таможенного органа о непредставлении обществом документов, подтверждающих факт излишней уплаты, судом отклоняется по вышеизложенным основаниям.
Ссылку таможни на то, что при рассмотрении судом первой инстанции дела отсутствовал предмет спора, поскольку решение таможенного органа, послужившее основанием для доначисления подлежащих уплате таможенных платежей, признано незаконным и отменено в порядке ведомственного контроля суд считает несостоятельной, поскольку вопросы соответствия оспариваемого акта закону или иным нормативно-правовым актам, а также нарушения им прав и законных интересов заявителя на момент его издания являются обязательными для выяснения судом при рассмотрении дел о признании недействительным ненормативного акта вне зависимости от того, отменен ли он в последующем органом, его издавшим, либо вышестоящим органом.
Довод таможенного органа о том, что сумма НДС, уплаченная декларантом в составе таможенных платежей, уже возмещена обществу налоговым органом в соответствии с требованиями налогового законодательства, уже была предметом рассмотрения в суде первой инстанции, и обосновано им отклонена ввиду следующего.
Права и обязанности общества, возникающие при возврате ему таможней НДС, излишне начисленного и уплаченного в составе таможенных платежей, регулируются нормами налогового законодательства, в том числе положениями статьи 81 НК РФ о представлении уточненной налоговой декларации за соответствующий налоговый период.
Данное обстоятельство само по себе не может служить препятствием для разрешения вопросов о правомерности произведенной таможенным органом корректировки таможенной стоимости товаров и обоснованности подачи в связи с этим обществом заявления о возврате излишне уплаченных таможенных платежей.
Принимая во внимание положения норм материального и процессуального права, а также, учитывая конкретные обстоятельства по делу, арбитражный апелляционной суд считает, что доводы заявителя апелляционной жалобы, не содержат фактов, которые бы повлияли на обоснованность и законность решения суда, либо опровергли выводы суда первой инстанции, в связи с чем признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными и не могут служить основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
Руководствуясь статьями 258, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд

постановил:

решение Арбитражного суда Хабаровского края от 18.03.2013 по делу N А73-1264/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции в установленном законом порядке.

Председательствующий
Е.А.ШВЕЦ

Судьи
Е.В.ГРИЧАНОВСКАЯ
Т.Д.ПЕСКОВА















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "TMJ.SU | Таможенное дело. Таможенное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)