Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ШЕСТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 24.10.2013 N 06АП-5249/2013 ПО ДЕЛУ N А73-6369/2013

Разделы:
Таможенная стоимость; Таможенное дело

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ШЕСТОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 24 октября 2013 г. N 06АП-5249/2013


Резолютивная часть постановления объявлена 15 октября 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен 24 октября 2013 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Сапрыкиной Е.И.
судей Гричановской Е.В., Харьковской Е.Г.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Джавадовой Т.Г.
при участии в заседании:
- от Общества с ограниченной ответственностью "Сталком": Банниковой Н.А.;
- от Хабаровской таможни: Черапановой Н.А. Черепановой А.Н.;
- рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Хабаровской таможни
на решение от 16.08.2013 по делу N А73-6369/2013
Арбитражного суда Хабаровского края
принятое судьей Леоновым Д.В.
по заявлению Общества с ограниченной ответственностью "Сталком"
к Хабаровской таможне
о признании недействительными решений

установил:

Общество с ограниченной ответственностью "Сталком" (ОГРН 1062724053908; далее - ООО "Сталком", общество, декларант) обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с заявлением о признании незаконными решения Хабаровской таможни (далее - таможенный орган, таможня) от 28.02.2013 о корректировки таможенной стоимости товаров по ТД 10703050/121212/0004287 (далее - ТД N 4287), решения о зачете суммы денежного залога, исчисленного в таможенной расписке N 10703050/181212/ТР-6069344 в размере 94 301,24 руб., в счет уплаты таможенных платежей по названной ДТ.
Решением суда от 16.08.2013 заявленные требования удовлетворены по мотиву того, что действия таможни не соответствовали Таможенному кодексу Таможенного союза.
Не согласившись с принятым по делу судебным актом, таможенный орган обратился с апелляционной жалобой, в которой просил его отменить, в удовлетворении требований общества отказать, ссылаясь на нарушение судом норм материального права, также на неполное выяснение всех фактических обстоятельств по делу.
В судебном заседании представители таможни поддержали доводы жалобы в полном объеме, сославшись на то, что заявленная декларантом таможенная стоимость товара основана на противоречивых и ошибочных сведениях, в связи с чем не может считаться достоверной и количественно определенной.
Общество в отзыве на жалобу и заседании суда отклонило позицию заявителя, считая решение суда законным и обоснованным.
Исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства с учетом дополнительно представленных, обсудив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, заслушав представителя таможенного органа и декларанта, Шестой арбитражный апелляционный суд приходит к следующему.
Из материалов дела видно, что 20.11.2012 между ООО "Сталком" и компанией "DONGYIDA TRADING DEVELOPMENT Co., LIMITED" (КНР) заключен контракт N ML-1120 на условиях поставки DAF Гродеково по поставке металлического лома в количестве 2 000 тонн стоимостью 450 000 долларов США. Срок действия контракта определен до 31.12.2013.
Далее, дополнительным соглашением от 28.11.2012 стороны изменили общую цену контракта, которая составила 480 000 долларов США и определено, что количество и цена поставляемых товаров оговаривается отдельно в спецификации, прилагаемой к каждой партии товара.
Также, дополнительным соглашением от 28.11.2012 N 2 участники данной сделки уточнили реквизиты покупателя и продавца, а дополнительным соглашением от 03.12.2012 N 3 установили, что получателем по контракту может являться Суйфэньхэская ТЭК "Сун Цюань".
Во исполнение названного контракта обществом с таможенной территории России на экспорт вывезен товар (металлический лом черных металлов) в количестве 254 250 кг по ДТ N 4287, и в целях таможенного оформления декларантом заявлена таможенная стоимость товаров по первому методу определения таможенной стоимости товара - по стоимости сделки с вывозимыми товарами.
13.12.2012 таможней принято решение о дополнительной проверке представленных документов, и декларанту предложено представить до 09.02.2013 дополнительные документы, необходимые для подтверждения правильности определения таможенной стоимости товаров, заявленной в декларации, а именно: калькуляция таможенной стоимости товара с предоставлением документов; платежные документы, подтверждающие поступление 70 процентов оплаты контрактной стоимости товара на счет продавца; выписки из счетов бухгалтерского учета; заверенные копии регистрационных документов компании покупателя с указанием адресов; не представленные при подаче рассматриваемой ДТ действующие приложения, дополнения, изменения, спецификации к заключенному контракту; оригиналы документов, как уже представленных декларантом, так и запрашиваемых таможней при проведении дополнительной проверки, подтверждающие сведения, заявленные в декларации на товары; другие документы и сведения, которые декларант может представить в подтверждение заявленной таможенной стоимости.
В тот же день общество уведомило таможенный орган о невозможности представления запрашиваемых документов, и просило таможенный орган осуществить выпуск товара по спорной ДТ под обеспечение уплаты таможенных платежей.
08.02.2013 общество для подтверждения правильности определения таможенной стоимости товаров по ДТ N 4287 представило в таможенный орган дополнительные документы.
После анализа представленных документов и сведений таможней 28.02.2013 принято решение о корректировке таможенной стоимости товаров, на основании которого декларанту предложено самостоятельно осуществить корректировку из предложенных таможенным органом величин.
Так как обществом такая корректировка не осуществлена, таможней таможенная стоимость откорректирована последним в сторону увеличения таможенной стоимости на сумму 92 023,65 руб.
Кроме того, таможней оформлена декларация таможенной стоимости формы ДТС-4 и определена таможенная стоимость по стоимости сделки с однородными товарами, оформлена форма КТС-1.
Известив общество письмом от 15.03.2013 N 15-21/3649 о возникновении обязанности по уплате таможенных платежей в указанной сумме и пени в сумме 2 277,59 руб., таможней произведено взыскание дополнительно начисленных платежей за счет денежных средств из сумм денежного залога, на основании решения о зачете денежного залога.
Не согласившись с данными решениями, общество оспорило их в судебном порядке.
В соответствии со статьей 198 АПК РФ для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствия их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушения этим актом (действиями, бездействиями) прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Арбитражный суд первой инстанции, удовлетворяя требования заявителя, пришел к выводу о наличии совокупности этих условий. С данной позицией соглашается и апелляционный суд.
В соответствии со статьей 65 Таможенного кодекса Таможенного союза (далее - ТК ТС) декларирование таможенной стоимости товаров осуществляется декларантом в рамках таможенного декларирования товаров в соответствии с главой 27 и главой 8 ТК ТС.
Согласно пункту 2 статьи 65 ТК ТС декларирование таможенной стоимости ввозимых товаров осуществляется путем заявления сведений о методе определения таможенной стоимости товаров, величине таможенной стоимости товаров, об обстоятельствах и условиях внешнеэкономической сделки, имеющих отношение к определению таможенной стоимости товаров, а также представления подтверждающих их документов.
Сведения, перечисленные в пункте 2 указанной статьи, заявляются в декларации таможенной стоимости и являются сведениями, необходимыми для таможенных целей.
Порядок декларирования таможенной стоимости товаров, а также формы декларации таможенной стоимости и правила их заполнения устанавливаются решением Комиссии Таможенного союза (пункт 3 статьи 65).
Как указано в пункте 4 статьи 65 ТК ТС, заявляемая таможенная стоимость товаров и представляемые сведения, относящиеся к ее определению, должны основываться на достоверной, количественно определяемой и документально подтвержденной информации.
Согласно пунктам 1 и 3 статьи 64 ТК ТС таможенная стоимость товаров, ввозимых на таможенную территорию Таможенного союза, определяется в соответствии с международным договором государств - членов Таможенного союза, регулирующим вопросы определения таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу. Таможенная стоимость товаров определяется декларантом либо таможенным представителем, действующим от имени и по поручению декларанта, а в случаях, установленных настоящим Кодексом, - таможенным органом.
Порядок определения таможенной стоимости товаров, вывозимых с Российской Федерации, в силу статьи 112 Федерального закона от 27.11.2010 N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации", устанавливает Правительство Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.03.2012 N 191 утверждены Правила определения таможенной стоимости товаров, вывозимых из Российской Федерации (далее - Правила).
Согласно пункту 7 Правил основой определения таможенной стоимости оцениваемых (вывозимых) товаров должна быть в максимально возможной степени стоимость сделки с этими товарами в значении, установленном пунктом 11 настоящих Правил.
В соответствии с пунктом 11 Правил таможенной стоимостью оцениваемых (вывозимых) товаров является стоимость сделки с ними, то есть цена, фактически уплаченная или подлежащая уплате за товары при их продаже на вывоз из Российской Федерации в страну назначения и дополненная в соответствии с пунктом 17 настоящих Правил, при одновременном выполнении следующих условий:
а) отсутствуют ограничения в отношении прав покупателя на пользование и распоряжение товарами, за исключением тех, которые ограничивают географический регион, где товары могут быть перепроданы, или которые существенно не влияют на стоимость товаров;
б) продажа товаров или их цена не зависят от соблюдения условий или обязательств, влияние которых на стоимость товаров не может быть количественно определено;
в) любая часть дохода, полученного в результате последующей продажи товаров, распоряжения товарами иным способом или их использования, не будет причитаться прямо или косвенно продавцу, за исключением случаев, когда в соответствии с пунктами 17 - 22 настоящих Правил могут быть произведены дополнительные начисления;
г) покупатель и продавец не являются взаимосвязанными лицами или покупатель и продавец являются взаимосвязанными лицами, но стоимость сделки с оцениваемыми (вывозимыми) товарами приемлема для таможенных целей в соответствии с пунктом 12 настоящих Правил.
В силу статьи 67 ТК ТС по результатам осуществления контроля таможенной стоимости товаров таможенный орган принимает решение о принятии заявленной таможенной стоимости товаров либо решение о корректировке заявленной таможенной стоимости товаров в соответствии с положениями статьи 68 настоящего Кодекса, которое доводится до декларанта в порядке и в формах, которые установлены решением Комиссии Таможенного союза.
Пунктом 1 статьи 68 ТК ТС установлено, что решение о корректировке заявленной таможенной стоимости товаров принимается таможенным органом при осуществлении контроля таможенной стоимости как до, так и после выпуска товаров, если таможенным органом или декларантом обнаружено, что заявлены недостоверные сведения о таможенной стоимости товаров, в том числе неправильно выбран метод определения таможенной стоимости товаров и (или) определена таможенная стоимость товаров.
Принятое таможенным органом решение о корректировке заявленной таможенной стоимости товаров должно содержать обоснование и срок его исполнения.
Пунктом 1 статьи 69 ТК ТС установлено, что в случае обнаружения таможенным органом при проведении контроля таможенной стоимости товаров до их выпуска признаков, указывающих на то, что сведения о таможенной стоимости товаров могут являться недостоверными либо заявленные сведения должным образом не подтверждены, таможенный орган проводит дополнительную проверку в соответствии с настоящим Кодексом, срок и порядок проведения которой устанавливаются решением Комиссии Таможенного союза.
В этом случае таможенным органом принимается решение о проведении дополнительной проверки, которое доводится до декларанта. Решение таможенного органа должно быть обоснованным и содержать перечень конкретных признаков, указывающих на то, что сведения о таможенной стоимости товаров могут являться недостоверными либо заявленные сведения должным образом не подтверждены. Порядок, сроки и форма доведения решения о проведении дополнительной проверки устанавливаются решением Комиссии Таможенного союза.
Пунктом 4 той же статьи предусмотрено, что если декларант не представил запрошенные таможенным органом документы, сведения и (или) объяснения причин, по которым они не могут быть представлены, либо такие документы и сведения не устраняют основания для проведения дополнительной проверки, указанные в пункте 1 настоящей статьи, таможенный орган по результатам дополнительной проверки принимает решение о корректировке заявленной таможенной стоимости товаров на основании информации, имеющейся в его распоряжении и соответствующей требованиям международного договора государств - членов Таможенного союза, регулирующего вопросы определения таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу Таможенного союза.
Сведения, подлежащие указанию в декларации на товары, перечислены в статье 181 ТК ТС. Перечень документов, представляемых таможенному органу при таможенном декларировании товаров, приведен в статьях 183 - 184 ТК ТС, содержится в Приложении N 1 к решению Комиссии Таможенного союза от 20.09.2010 N 376 "О порядке декларирования, контроля и корректировки таможенной стоимости товаров".
Из материалов дела следует, что при таможенном декларировании обществом в целях подтверждения заявленных сведений представлены все необходимые документы, подтверждающие заявленную таможенную стоимость вывозимого товара, а именно: контракт, приложения к контракту, паспорт сделки, накладные, инвойс, договор комиссии, акт приема-передачи, документы по оплате контракта.
Дополнительно были представлены документы, касающиеся расходов по приобретению металлолома на внутреннем рынке, а также калькуляция себестоимости.
Представленные обществом документы подтверждают заявленную таможенную стоимость товара, определенную исходя из стоимости сделки с вывозимыми товарами - 240 долл./т.
Однако, основания, изложенные в решении таможенного органа от 01.03.2013 о корректировке таможенной стоимости товаров, не подтверждают законность непринятия заявленного обществом метода определения таможенной стоимости.
Одним из оснований для корректировки таможенной стоимости послужило непредставление декларантом дополнительных документов, подтверждающих поступление 70 процентов оплаты контрактной стоимости товара на счет продавца.
В соответствии с пунктом 5 контракта покупатель производит авансовый платеж в названном размере от контрактной стоимости товара на транзитный счет продавца после согласования сводного заказа на предоставление железной дорогой вагонов международной перевозки. Оплата 30 процентов стоимости за товар по контракту производится покупателем банковским переводом на транзитный счет продавца в течение 30 дней с даты таможенного оформления товара на территории Российской Федерации.
Из материалов дела следует, что при таможенном оформлении вывозимого товара обществом в таможенный орган представлены доказательства оплаты в размере 299 943,6 долл. США.
Вместе с тем, таможней указано, что 70 процентов от цены контракта это 336 000 долл. США, доказательств оплаты которых обществом не представлено.
Вместе с тем, таможенным органом не обосновано, каким образом указанное обстоятельство могло повлиять на заявленную таможенную стоимость и достоверность представленных документов. При этом ссылка декларанта, что данное обстоятельство указывает лишь на нарушение им условий оплаты, предусмотренных контрактом, но не влияет фактически на стоимость вывозимого товара.
Арбитражным судом правильно учтено, что общий объем подлежащего поставке металлолома составляет 2 000 т, тогда как по спорной поставке объем составил немногим более 254 т., что указывает на не исполнение принятых на себя обязательств в полном объеме и возможность продолжения поставки.
Обоснованно отклонена первой инстанцией позиция таможенного органа о невозможности соотнесения стоимости фактически приобретенного товара с оплатой за товар.
Согласно представленным документом, а именно: договору купли-продажи от 01.10.2012 N 9КП, счет-фактуре от 12.10.2012 N 00000019, товарной накладной от 12.10.2012 N 20, комиссионером общества - ООО "Торэкс", приобретено 1 500 т металлолома на сумму 5 730 000 руб. Однако, согласно выпискам из лицевого счета, оплата за товар по договору N 9КП произведена в размере 8 040 000 руб.
Следовательно, правомерно сделан вывод о том, что контракт N 9КП является действующим и поставки по данному контракту не завершены, а поэтому сумма, оплаченная с расчетного счета, может быть отнесена в счет будущих поставок.
Кроме того, данное утверждение таможенного органа не свидетельствует о недостоверности документов, представленных декларантом и подтверждающих заявленную таможенную стоимость, определенную по первому методу.
Судом второй инстанции отклоняется довод апелляционной жалобы о том, что определенная заявителем таможенная стоимость товаров оказалась ниже ценовой информации таможни.
Само по себе это обстоятельство не влечет корректировку таможенной стоимости, поскольку не названо в законе в качестве основания для корректировки. В этом смысле различие цены сделки с ценовой информацией, содержащейся в других источниках, не относящихся непосредственно к указанной сделке, не может рассматриваться как наличие такого условия либо как доказательство недостоверности условий сделки, и является лишь основанием для проведения проверочных мероприятий.
Так же не принимается во внимание судебной коллегии довод таможенного органа о наличии признаков недостоверности представленных документов, в связи с тем, что вторые листы дополнительного соглашения к контракту и спецификации N 1 к контракту идентичны в части проставления печатей и подписей двух сторон. Данная позиция носит предположительный характер, поскольку не подтверждена результатами каких-либо экспертных исследований.
Ссылка таможни на то, что копии спецификации N 1 от 28.10.2012, представленные обществом при декларировании в таможенный орган и в банк, являются фактически разными по содержанию документами, что, в свою очередь, подтверждает позицию заявителя жалобы об обоснованности принятия решения о корректировке таможенной стоимости, отклоняется второй инстанцией.
Согласно письму Дальневосточного банка Сбербанка России от 16.10.2013, в уполномоченный банк была представлена спецификация к контракту N ML-1120 на сумму 480 000 руб. Это согласуется с общей суммой контракта с учетом дополнительного соглашения от 28.11.2012 и не противоречит стоимости отгруженной партии металлолома в количестве 254 250 кг по ДТ N 4287.
Таким образом, вывод первой инстанции о том, что заявленное требование о признании недействительным решения таможни о корректировке таможенной стоимости подлежало удовлетворения, является обоснованным.
Признав неправомерность корректировки, арбитражный суд на основании статьи 355 ТК РФ правильно посчитал таможенные платежи, уплаченные декларантом на основании такой корректировки, излишне уплаченными и обязал таможенный орган их вернуть.
Учитывая вышеустановленное, у суда апелляционной инстанции отсутствуют правовые основания для отмены или изменения судебного акта.
Руководствуясь статьями 258, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд

постановил:

решение Арбитражного суда Хабаровского края от 16.08.2013 по делу N А73-6369/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции в установленном законом порядке.

Председательствующий
Е.И.САПРЫКИНА

Судьи
Е.В.ГРИЧАНОВСКАЯ
Е.Г.ХАРЬКОВСКАЯ















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "TMJ.SU | Таможенное дело. Таможенное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)