Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ОДИННАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 07.08.2013 ПО ДЕЛУ N А49-159/2013

Разделы:
Таможенная стоимость; Таможенное дело

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ОДИННАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 7 августа 2013 г. по делу N А49-159/2013


Резолютивная часть постановления объявлена 05 августа 2013 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 07 августа 2013 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Филипповой Е.Г., судей Кувшинова В.Е., Семушкина В.С.,
при ведении протокола судебного заседания Ивановой А.И., с участием:
от ООО "Оптим-Авто" - представитель не явился, извещено,
инспектор Пензенского областного таможенного поста Егоров И.А. - не явился, извещен,
от Ульяновской таможни - представитель не явился, извещена,
рассмотрев в открытом судебном заседании 05 августа 2013 года апелляционную жалобу ООО "Оптим-Авто"
на решение Арбитражного суда Пензенской области от 21 мая 2013 года по делу N А49-159/2013 (судья Столяр Е.Л.), принятое по заявлению ООО "Оптим-Авто" (ОГРН 1085835003100, ИНН 5835078006), г. Пенза, к инспектору Пензенского областного таможенного поста Егорову И.А., г. Пенза, Ульяновской таможне, г. Ульяновск,
о признании незаконным отказа в выпуске товара,
установил:

Общество с ограниченной ответственностью "Оптим-Авто" (далее - ООО "Оптим-Авто", общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Пензенской области с заявлением к инспектору Пензенского областного таможенного поста Егорову И.А. о признании незаконным отказа в выпуске товара по декларации на товары N 10414070/031012/0003570 от 23 октября 2012 года.
Определением суда от 21 февраля 2013 года по ходатайству ответчика и с согласия заявителя к участию в деле в качестве соответчика привлечена Ульяновская таможня.
Решением Арбитражного суда Ульяновской области от 21 мая 2013 года ООО "Оптим-Авто" в признании незаконным отказа в выпуске товара от 23 октября 2012 года по декларации на товары N 10414070/031012/0003570, произведенного инспектором Пензенского областного таможенного поста Ульяновской таможни Егоровым Иваном Андреевичем (далее - инспектор Егоров И.А.), проверенного на соответствие нормам Таможенного кодекса Таможенного союза (далее - ТК ТС), отказано.
В апелляционной жалобе ООО "Оптим-Авто" просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт, ссылаясь на неправильное применение норм материального права. По мнению заявителя, Таможенный кодекс Таможенного союза не может быть актом прямого действия. Решения Комиссии Таможенного союза не могут применять в силу статьи 15 Конституции Российской Федерации, поскольку официально нигде не опубликованы.
В отзывах на апелляционную жалобу Ульяновская таможня и инспектор Егоров И.А. просят оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения, ссылаясь на законность и обоснованность обжалуемого решения суда.
Дело рассмотрено в соответствии с требованиями ст. 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства.
Проверив материалы дела, арбитражный апелляционный суд не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, 23 октября 2012 года по представленной ООО "Оптим-Авто" предварительной таможенной декларации N 10414070/031012/0003570 должностным лицом Пензенского областного таможенного поста Ульяновской таможни Егоровым И.А. принято решение об отказе в выпуске товара в связи с непредставлением обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов, а также документов, запрошенных таможенным органом для подтверждения заявленных в декларации сведений о таможенной стоимости товара.
Порядок выпуска товаров определен главой 28 ТК ТС, нормами которой установлено, что выпуск товара производится должностными лицами таможенных органов при соблюдении условий, предусмотренных пунктом 1 статьи 195 ТК ТС, в срок, установленный статьей 196 ТК ТС.
В соответствии со статьей 201 ТК ТС при несоблюдении условий, установленных пунктом 1 статьи 195 настоящего Кодекса, а также в случаях, указанных в пункте 6 статьи 193 настоящего Кодекса и в пункте 2 настоящей статьи, таможенный орган не позднее истечения срока выпуска товаров отказывает в выпуске товаров в письменной форме с указанием всех причин, послуживших основанием для такого отказа, и рекомендаций по их устранению.
Порядок оформления отказа в выпуске товаров определяется решением Комиссии таможенного союза.
Согласно подпунктам 1 и 3 пункта 1 статьи 195 ТК ТС выпуск товара осуществляется таможенными органами при условии, что таможенному органу представлены лицензии, сертификаты, разрешения и (или) иные документы, необходимые для выпуска товаров в соответствии с настоящим Кодексом и (или) иными международными договорами государств - членов таможенного союза, за исключением случаев, когда в соответствии с законодательством государств - членов таможенного союза указанные документы могут быть представлены после их выпуска, а также в отношении декларируемых товаров уплачены таможенные пошлины, налоги либо предоставлено обеспечение их уплаты в соответствии с ТК ТС.
Порядок таможенного декларирования товаров предусмотрен главой 27 ТК ТС, в соответствии с которой при помещении под таможенные процедуры, за исключением таможенной процедуры таможенного транзита, таможенному органу представляется декларация на товары, в которой указываются: сведения о товарах: наименование, описание; классификационный код товаров по Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности, наименование страны происхождения, наименование страны отправления (назначения), описание упаковок (количество, вид, маркировка и порядковые номера), количество в килограммах (вес брутто и вес нетто) и в других единицах измерения; таможенная стоимость, статистическая стоимость; сведения об исчислении таможенных платежей: ставки таможенных пошлин, налогов, таможенных сборов; применение льгот по уплате таможенных платежей; суммы исчисленных таможенных пошлин, налогов, таможенных сборов (подпункты 5 и 6 пункта 2 статьи 181 ТК ТС).
Подача таможенной декларации должна сопровождаться представлением таможенному органу документов, на основании которых заполнена таможенная декларация. К таким документам относятся документы, подтверждающие заявленную таможенную стоимость товаров и выбранный метод определения таможенной стоимости товаров (подпункт 12 пункта 1 статьи 183 ТК ТС).
Порядок декларирования таможенной стоимости товаров утвержден Решением Комиссии Таможенного союза от 20 сентября 2011 года N 376 (далее - Порядок декларирования таможенной стоимости), согласно которому таможенная стоимость товаров определяется и заявляется декларантом (таможенным представителем) таможенному органу при таможенном декларировании товаров.
Сведения о таможенной стоимости товаров заявляются в декларации на товары и декларации таможенной стоимости (далее - ДТС) и являются сведениями, необходимыми для таможенных целей.
ДТС является неотъемлемой частью декларации на товары (пункт 2 Порядка декларирования таможенной стоимости).
Исходя из пункта 4 Порядка декларирования таможенной стоимости ДТС и ее электронная копия представляются таможенному органу, в котором осуществляется таможенное декларирование товаров, одновременно с подачей декларации на товары. Подача ДТС должна сопровождаться представлением таможенному органу документов, на основании которых она была заполнена (приложение N 1 к Порядку декларирования таможенной стоимости).
В соответствии с пунктом 1 приложения N 1 к Порядку декларирования таможенной стоимости при определении таможенной стоимости по методу по стоимости сделки с ввозимыми товарами лицом, заполнившим ДТС, должны быть представлены, в том числе: внешнеторговый договор купли-продажи; банковские документы (если счет-фактура оплачен в зависимости от условий внешнеторгового контракта), а также другие платежные документы, отражающие стоимость товара; договор по перевозке (договор транспортной экспедиции, если таковой заключался), погрузке, разгрузке или перегрузке товаров, банковские документы (если счет-фактура оплачен) или документы (информация) о транспортных тарифах или бухгалтерские документы, отражающие стоимость перевозки (если перевозка товара осуществлялась собственным транспортом декларанта), - в случаях, когда транспортные расходы до аэропорта, порта или иного места прибытия товаров на таможенную территорию Таможенного союза не были включены в цену, фактически уплаченную или подлежащую уплате, или из цены, фактически уплаченной или подлежащей уплате, заявлены вычеты расходов по перевозке (транспортировке) товаров после их прибытия на таможенную территорию Таможенного союза.
В соответствии с пунктом 7 Порядка контроля таможенной стоимости, утвержденного решением Комиссии Таможенного союза от 20 сентября 2010 года N 376, (далее - Порядок контроля таможенной стоимости) до выпуска товаров в сроки, установленные статьей 196 ТК ТС, должностное лицо осуществляет контроль таможенной стоимости товаров.
По результатам проведенного контроля таможенной стоимости товаров должностное лицо принимает одно из следующих решений в отношении таможенной стоимости товаров (статья 67 Кодекса): а) о принятии заявленной таможенной стоимости товаров; б) о корректировке заявленной таможенной стоимости товаров (статья 68 Кодекса).
В случае невозможности принятия решения в отношении заявленной декларантом таможенной стоимости товаров при обнаружении признаков, указывающих на то, что сведения о таможенной стоимости товаров могут являться недостоверными либо заявленные сведения должным образом не подтверждены, должностное лицо принимает решение о проведении дополнительной проверки (статья 69 Кодекса), которая проводится в с разделом III Порядка (пункт 7 Порядка контроля таможенной стоимости).
Если при проведении контроля таможенной стоимости до выпуска товаров обнаружены признаки, указывающие на то, что заявленные при таможенном декларировании товаров сведения о таможенной стоимости могут являться недостоверными либо должным образом не подтверждены, то таможенный орган проводит дополнительную проверку (статья 69 Кодекса) любым способом, не запрещенным таможенным законодательством Таможенного союза и (или) законодательством государства - члена Таможенного союза, с целью принятия решения в отношении таможенной стоимости товаров.
Признаками недостоверности заявленных сведений о таможенной стоимости могут, в частности, являться: установленные в результате контроля несоответствия сведений, влияющих на таможенную стоимость товаров, в документах, представленных декларантом (таможенным представителем); более низкие цены декларируемых товаров по сравнению с ценами на идентичные или однородные товары по данным аукционов, биржевых торгов (котировок), ценовых каталогов; наличие оснований полагать, что не соблюдена структура таможенной стоимости (например, не учтены либо учтены не в полном объеме лицензионные и иные подобные платежи за использование объектов интеллектуальной собственности, транспортные расходы, расходы на страхование и т.п.) (пункт 7 Порядка контроля таможенной стоимости товаров).
При принятии решения о проведении дополнительной проверки должностное лицо в установленном порядке проставляет соответствующую отметку в декларации таможенной стоимости (декларации на товары) и оформляет решение о проведении дополнительной проверки по форме согласно приложению N 2 к Порядку в двух экземплярах, один из которых остается в таможенном органе, а другой передается (направляется) декларанту (таможенному представителю) не позднее одного рабочего дня, следующего за днем регистрации декларации на товары (пункт 13 Порядка контроля таможенной стоимости товаров).
При проведении дополнительной проверки должностное лицо запрашивает у декларанта (таможенного представителя) дополнительные документы, сведения и пояснения, перечень которых указывается в решении о проведении дополнительной проверки.
Конкретный перечень дополнительно запрашиваемых документов, сведений и пояснений определяется должностным лицом с учетом выявленных признаков недостоверности заявленных сведений о таможенной стоимости оцениваемых товаров, а также с учетом условий и обстоятельств рассматриваемой сделки, физических характеристик, качества и репутации на рынке ввозимых товаров.
При запросе дополнительных документов, сведений и пояснений должностным лицом таможенного органа в решении о проведении дополнительной проверки указывается разумный (достаточный) срок их представления, который не может превышать 60 (шестидесяти) календарных дней со дня регистрации декларации на товары. Декларант вправе представить дополнительные документы раньше срока, установленного для их представления таможенным органом. Таможенный орган обязан принять к рассмотрению дополнительные документы, представленные декларантом (таможенным представителем) ранее установленного срока (пункт 14 Порядка контроля таможенной стоимости).
Декларант (таможенный представитель) имеет право доказать правомерность использования избранного им метода определения таможенной стоимости и достоверность представленных им документов и сведений. Для подтверждения заявленной таможенной стоимости товаров декларант (таможенный представитель) обязан представить запрашиваемые таможенным органом дополнительные документы, сведения и пояснения либо представить в письменной форме объяснение причин, по которым они не могут быть представлены (пункт 3 статьи 69 Кодекса).
Одновременно с запрошенными таможенным органом документами, сведениями и пояснениями могут быть представлены другие документы и сведения в подтверждение заявленной стоимости товаров (пункт 15 Порядка контроля таможенной стоимости).
Одновременно с доведением до декларанта (таможенного представителя) решения о проведении дополнительной проверки таможенный орган в установленном порядке сообщает декларанту (таможенному представителю) сумму обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов, которую необходимо предоставить таможенному органу для выпуска товаров (пункт 5 статьи 88 Кодекса).
Сумма обеспечения рассчитывается в соответствии с пунктом 2 статьи 88 Кодекса. Для ее расчета может быть, в частности, использована: информация о стоимости товаров того же класса или вида, имеющаяся у таможенного органа (в том числе в базах данных таможенных органов); таможенная стоимость оцениваемых товаров без учета заявленных вычетов, скидок, если у таможенного органа имеются сомнения в их обоснованности; таможенная стоимость оцениваемых товаров с учетом возможной величины дополнительных начислений к цене, фактически уплаченной или подлежащей уплате, если у таможенного органа имеются сомнения в обоснованности заявленных дополнительных начислений (пункт 16 Порядка контроля таможенной стоимости).
Способы обеспечения декларантом (таможенным представителем) уплаты таможенных пошлин, налогов установлены статьей 86 Кодекса.
В случае непредставления обеспечения до истечения срока выпуска товаров (в силу пункта 2 статьи 196 ТК ТС) выпуск товаров должен быть завершен таможенным органом в срок не позднее 1 (одного) рабочего дня, следующего за днем предъявления товаров таможенному органу, зарегистрировавшему таможенную декларацию) обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов таможенный орган отказывает в выпуске товаров в соответствии со статьей 201 Кодекса (пункт 17 Порядка контроля таможенной стоимости).
Как установлено материалами дела, 03 октября 2012 года на Пензенский таможенный пост Ульяновской таможни от ООО "Оптим-Авто" поступила декларация на товары N 10414070/031012/0003570 в отношении автомобиля GMC SIERRA, 2008 года выпуска, VIN 1GTHK23648F175935, приобретенного на аукционе IAAI (США), ввезенного из США.
В представленной вместе с декларацией на товар декларации таможенной стоимости по форме ДТС-1 указано, что вышеуказанный автомобиль приобретен по результатам торгов 26 июня 2012 года по фактической цене 17125 долларов США.
Таможенная стоимость заявлена декларантом ООО "Оптим-Авто" по 1 методу - по стоимости сделки с ввозимыми товарами в размере 533186,88 руб.
Одновременно с декларацией на товары и ДТС-1 ООО "Оптим-Авто" в таможенный орган представлены: распечатка с сайта о результатах торгов аукциона о приобретении автомобиля GMC SIERRA 2008 года по цене 15204 доллара США, включая сборы и налоги - 454 долл. США, в том числе: покупательский сбор - 365 долл. США, сбор за покупку по Интернету - 59 долл. США, плата за вывоз - 30 долл. США; инвойс от 25 июля 2012 года N 12050981 на сумму 1921 долл. США, включая 1500 долл. США - фрахт, 146 долл. США - почтовые расходы, 275 долл. США - буксирование автомобиля; копия технического паспорта на автомобиль N 21434715 (без перевода).
В ходе проведения контроля таможенной стоимости и анализа данных по сравнению с ценой на идентичные или однородные товары по данным ценовых каталогов (каталог "NADA"), а также учитывая, что декларантом не соблюдена структура таможенной стоимости - не учтены расходы, связанные с транспортировкой товара до места прибытия на единую таможенную территорию таможенного союза, должностным лицом таможенного органа - инспектором Егоровым И.А. 04 октября 2012 года вынесено решение о проведении дополнительной проверки. В рамках данной проверки у заявителя запрошены дополнительные документы, а именно: банковские платежные документы по оплате декларируемого товара, а также иные платежные документы по оплате транспортных и иных расходов, понесенных ООО "Оптим-Авто" при приобретении вышеуказанного автомобиля. Срок представления запрошенных таможенным органом документов - не позднее 30 ноября 2012 года.
В решении о проведении дополнительной проверки от 04 октября 2012 года также указано на необходимость в срок не позднее 02 ноября 2012 года произвести корректировку таможенной стоимости и предоставить обеспечение уплаты таможенных платежей для выпуска товара в размере 129605 руб. 98 коп.
Товар, заявленный в вышеуказанной декларации на товары, прибыл в Пензенский областной таможенный пост 22 октября 2012 года, однако учитывая, что в силу норм пункта 2 статьи 196 ТК ТС выпуск товара должен быть завершен в срок не позднее одного рабочего дня, а также и то, что дополнительные документы, запрошенные таможенным органом решением о проведении дополнительной проверки от 04 октября 2012 года, не были представлены таможенному органу и не была уплачена сумма обеспечения, таможенный орган отказал ООО "Оптим-Авто" в выпуске товара.
Оценив представленные в материалы дела доказательства, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что действия инспектора Егорова И.А. по отказу в выпуске товара соответствуют требованиям таможенного законодательства.
Ссылку заявителя на подпункт 1 пункта 2 статьи 85 ТК ТС арбитражный суд отклонил, так как согласно данным решения о проведении дополнительной проверки от 04 октября 2012 года и расчета суммы обеспечения уплаты таможенных платежей их сумма установлена в размере 129605 руб. 98 коп., что превышает 500 евро по установленному курсу. Сумма обеспечения определена таможенным органом исходя из суммы таможенных платежей, рассчитанных по стоимости аналогичного автомобиля GMC SIERRA 2008 года выпуска по каталогу, с учетом уплаченных заявителем таможенных платежей (319953,69-190347,71).
Более того, дополнительные документы представлены ООО "Оптим-Авто" таможенному органу 25 октября 2012 года, с учетом которых таможенная стоимость приобретенного автомобиля увеличилась за счет включения в состав расходов затрат по транспортировке до пос. Торфяновка (места прибытия на таможенную территорию Таможенного союза) и составила 544087,82 руб., что оставляет 17768,22 долл. США, а выпуск произведен 11 марта 2013 года.
Довод заявителя о неправомерности использования таможенным органом в целях определения таможенной стоимости товара данных электронной версии каталога "NADA" в сети Интернет судом первой инстанции обоснованно отклонен, поскольку на возможность использования подобной информации прямо указано в пункте 6 Порядка контроля таможенной стоимости.
Несостоятелен и довод заявителя о невозможности исполнения им решения о проведении дополнительной проверки от 04 октября 2012 года до 22 октября 2012 года в связи с отъездом из города. Таможенным органом данное решение направлено в адрес ООО "Оптим-авто" заказным письмом с уведомлением о вручении 15 октября 2012 года, а риск его неполучения в данном случае лежит на заявителе (т. 1, л.д. 13, 129).
Довод заявителя о неприменении Соглашения между Правительством Российской Федерации, Правительством Республики Беларусь, Правительством Республики Казахстан от 25 января 2008 года "Об определении таможенной стоимости товаров, перемещаемых через государственную границу Таможенного Союза" (далее - Соглашение) в связи с его неопубликованием необоснован, так как данное Соглашение в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 12 июля 2012 года N 970 "Об официальном опубликовании временно применяемых международных договоров Российской Федерации" опубликовано на "Официальном интернет-портале правовой информации" 13 июля 2012 года и в Собрании законодательства Российской Федерации от 06 августа 2012 года N 32. Более того, основанием для обжалуемого в рамках данного дела отказа в выпуске товара явилось непредставление декларантом документов, запрошенных таможенным органом, и неуплата обеспечения, а не корректировка таможенной стоимости, решение о которой таможенным органом не выносилось.
При таких обстоятельствах арбитражный суд первой инстанции обоснованно отказал в удовлетворении заявленных требований.
Доводы апелляционной жалобы о неправильном применении судом первой инстанции норм материального права несостоятельны, поскольку ТК ТС, а также решения Комиссии Таможенного союза правомерно применены к рассматриваемым отношениям.
Ссылка заявителя в дополнительных пояснениях на то, что обеспечение было рассчитано без учета качества товара, то есть не на аналогичный товар, не принимается. Таможенным органом размер обеспечения был определен в соответствии с рекомендациями отдела контроля таможенной стоимости на основании информации о стоимости автомобилей, указанной в каталоге "NADA" (3125 дол. США по ДТ N 10414070/031012/0003569; 28375 дол. США по ДТ N 10414070/031012/000350.
Таким образом, доводы, приведенные в апелляционной жалобе, не опровергают выводов суда первой инстанции и не свидетельствуют о наличии предусмотренных ст. 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
На основании изложенного решение суда от 21 мая 2013 года следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу заявителя - без удовлетворения.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и статьей 333.21 НК РФ расходы по госпошлине относятся на подателя апелляционной жалобы. При принятии апелляционной жалобы к производству ООО "Оптим-Авто" была предоставлена отсрочка уплаты государственной пошлины до вынесения судебного акта по результатам рассмотрения жалобы. Поскольку к указанному сроку ООО "Оптим-Авто" государственную пошлину в сумме 1000 руб. не уплатило, она подлежит с него взысканию в доход федерального бюджета на основании данного постановления.
Руководствуясь статьями 110, 112, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
постановил:

Решение Арбитражного суда Пензенской области от 21 мая 2013 года по делу N А49-159/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью "Оптим-Авто" в доход федерального бюджета госпошлину за подачу апелляционной жалобы в размере 1000 (Одна тысяча) рублей.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа.
Председательствующий
Е.Г.ФИЛИППОВА
Судьи
В.Е.КУВШИНОВ
В.С.СЕМУШКИН















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "TMJ.SU | Таможенное дело. Таможенное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)