Судебные решения, арбитраж
Классификация товаров; Таможенное дело
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 30 января 2013 года
Постановление изготовлено в полном объеме 05 февраля 2013 года
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Виткаловой Е.Н.,
судей Кручининой Н.А., Мищенко Е.А.,
при ведении протокола судебного заседания: Ишаевым А.С.,
при участии в заседании:
от заявителя: Гвоздев А.В., доверенность от 12.04.2012,
от заинтересованного лица: Смоляк О.А., доверенность от 8/001 от 09.01.2013, Васильев П.М., доверенность от 25.01.2013 N 25/0230, Волков С.В., доверенность от 28.01.2013 N 26/0250,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Кастомс Сервисез" (ИНН: 5047124360, ОГРН: 1115047007679) на решение Арбитражного суда Московской области от 25.10.2012 по делу N А41-22553/12, принятое судьей Е.В. Васильевой, по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Кастомс Сервисез" к Тюменской таможне, об оспаривании постановления от 23.04.2012 года по делу об административном правонарушении N 10503000-086/2012,
общество с ограниченной ответственностью "Кастомс Сервисез" (далее - общество, заявитель, ООО "Кастомс Сервисез") обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением к Тюменской таможне (далее - таможня) об оспаривании постановления от 23.04.2012 года по делу об административном правонарушении N 10503000-086/2012.
Решением Арбитражного суда Московской области от 25.10.2012 по делу N А41-22553/12 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, арбитражный суд первой инстанции пришел к выводу о наличии в действиях общества состава вменяемого ему административного правонарушения и о соблюдении таможенным органом порядка проведения проверки и составления протокола об административном правонарушении.
Не согласившись с указанным решением, общество обратилось в Десятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит судебный акт отменить, ссылаясь на несоответствие выводов суда обстоятельствам дела и неправильное применение норм права.
В судебном заседании апелляционного суда представитель общества поддержал доводы апелляционной жалобы, просил решение суда первой инстанции отменить. Пояснил, что в действиях общества отсутствует состав административного правонарушения, поскольку код ТН ВЭД ТС указан обществом верно, так как трактор предназначен для сельскохозяйственных работ, кроме того, сведения о качественных характеристиках товара были указаны ООО "Кастомс Сервисез" полностью, а само по себе указание неверного кода товара не образует объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 16.2 КоАП РФ.
Представители таможни в судебном заседании против доводов апелляционной жалобы возражали по основаниям, изложенным в отзыве, просили решение суда первой инстанции оставить без изменения.
Выслушав представителей участвующих в деле лиц, изучив материалы дела, проанализировав доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, проверив правильность применения норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о наличии оснований для удовлетворения апелляционной жалобы в связи со следующим.
Как следует из материалов дела, 28.12.2011 на Тюменский таможенный пост Тюменской таможни, подана электронная таможенная декларация (далее ЭТД) N 10503050/281211/00002170 на товар N 1 - минитрактор Донгфенг (Dongfeng) модели DF-244 компании-производителя - Чангзоу Донгфенг Эгрикалчурэл Мачинэри Груп Ко. ЭлТэДэ (Changzhou Dongfeng Agricultural Machinery Group Co., Ltd.), прибывший в адрес получателя ООО "Интэко", отправителем товара является "Changzhou Dongfeng Agricultural machinery group, Китай", декларантом ООО "Интеко", декларация от имени декларанта подана таможенным представителем ООО "Кастомс Сервисез".
Согласно упомянутой декларации, к таможенному оформлению заявлен товар N 1 минитракторы для сельскохозяйственных и садоводческих работ Dongfeng, модель DF-244, вес нетто - 14200 кг, в товарной подсубпозиции 8701901100 в соответствии с ТН ВЕД ТС - (ставка ввозной таможенной пошлины - 5%).
При осуществлении документального контроля по ЭТД N 10503050/281211/00002170, проверки достоверности и полноты сведений о товаре заявленном в указанной ЭТД, таможенным органом обнаружены признаки, указывающие на заявлении при декларировании товара недостоверного кода ТН ВЭД ТС, в связи с чем, таможенным органом декларирования в отношении товара N 1 назначена дополнительная проверка, вынесено решение о назначении таможенных экспертиз (ст. 138 Таможенного кодекса Таможенного союза (далее ТК ТС)).
В соответствии с ч. 1 ст. 198 Таможенного кодекса Таможенного союза выпуск товара N 1 осуществлен с обеспечением уплаты суммы таможенных платежей (таможенная расписка 10503050/130112/ТР-5526846).
Согласно заключений, таможенного эксперта от 09.02.2012 N 01-19/55, 01-19/56, тракторы Dongfeng, модель DF-244 являются универсальными многоцелевыми колесными двухосными тракторами, которые могут агрегатироваться не только сельскохозяйственным навесным оборудованием, но и коммунальным оборудованием и оборудованием для выполнения транспортных работ.
В соответствии с п. 14 Приказа ФТС России от 17.03.2010 N 500 "Об утверждении Инструкции о действиях должностных лиц, осуществляющих классификацию товаров в соответствии с Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности и контроль правильности определения классификационного кода в соответствии с Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности" (далее Приказ) Тюменским таможенным постом направлена служебная записка от 13.02.2012 N 02-39/0334 в отдел товарной номенклатуры и торговых ограничений Тюменской таможни на предмет принятия решения о правильности классификации товара N 1, заявленного в ЭТД N 10503050/281211/00002170, что подтверждается материалами дела.
Согласно пункту 1 статьи 52 Таможенного кодекса Таможенного союза товары при их декларировании таможенным органам подлежат классификации по товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности. В случае выявления неверной классификации товаров таможенный орган самостоятельно осуществляет классификацию товаров и принимает решение по классификации товаров по форме, определенной законодательством государств - членов Таможенного союза (пункт 3 статьи 52 Кодекса).
На основании изложенного таможенным органом принято классификационное решение от 21.02.2012 N 10503000-07-55/000005 об отнесении вышеназванного товара в товарную подсубпозицию 8701 90 900 0 ТНВЭД ТС как прочие тракторы, ставка ввозной таможенной пошлины - 15%.
Полагая, что указанное решение таможенного органа о классификации товара в соответствии с ТН ВЭД ТС не соответствует закону и нарушает его права и законные интересы, общество обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
В силу ч. 1 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В ч. 1 ст. 108 Федерального закона от 27.11.2010 N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации" установлено, что таможенные органы, определяемые федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области таможенного дела, по запросу заинтересованного лица принимают предварительные решения по классификации товаров по Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности.
Решением Комиссии Таможенного союза от 18.11.2011 N 850 утвержден единый таможенный тариф Таможенного союза Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации - свод ставок ввозных таможенных пошлин, применяемых к товарам, ввозимым на единую таможенную территорию Таможенного союза из третьих стран, систематизированных в соответствии с единой Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности Таможенного союза (ТН ВЭД ТС) (действующий на момент ввоза товара на таможенную территорию Российской Федерации).
Согласно правилу 1 ОПИ названия разделов, групп и подгрупп приводятся только для удобства использования ТН ВЭД; для юридических целей классификация товаров в ТН ВЭД осуществляется исходя из текстов товарных позиций и соответствующих примечаний к разделам или группам и, если такими текстами не предусмотрено иное, в соответствии с положениями правил 2 - 5 ОПИ.
В силу правила 3а ОПИ в случае, если по каким-либо причинам имеется, prima facie (на первый взгляд), возможность отнесения товаров к двум или более товарным позициям, предпочтение отдается той товарной позиции, которая содержит наиболее конкретное описание товара, по сравнению с товарными позициями с более общим описанием.
Согласно правилу 6 ОПИ для юридических целей классификация товаров в субпозициях товарной позиции должна осуществляться в соответствии с наименованиями субпозиций и примечаниями, имеющими отношение к субпозициям, а также, mutatis mutandis (с заменой того, что подлежит замене; с учетом соответствующих различий), положениями правил 1 - 5 ОПИ при условии, что лишь субпозиции на одном уровне являются сравнимыми. Для целей правила 6 ОПИ также могут применяться соответствующие примечания к разделам и группам, если в контексте не оговорено иное.
Решением Комиссии Таможенного союза от 28.01.2011 N 522 (ред. от 16.08.2011) утверждено Положение о порядке применения единой Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Таможенного союза при классификации товаров (далее - Положение о порядке применения ТН ВЭД ТС).
Положение о порядке применения ТН ВЭД ТС содержит следующие разъяснения.
Основные правила интерпретации ТН ВЭД ТС (ОПИ) предназначены для обеспечения однозначного отнесения конкретного товара к определенной классификационной группировке, кодированной на необходимом уровне.
ОПИ применяются единообразно при классификации любых товаров и последовательно: ОПИ 1 применяется в первую очередь; ОПИ 2 применяется в случае невозможности классификации товара в соответствии с ОПИ 1; ОПИ 3 применяется в случае невозможности классификации товара в соответствии с ОПИ 1 или ОПИ 2; ОПИ 4 применяется в случае невозможности классификации товара в соответствии с ОПИ 1, ОПИ 2 или ОПИ 3; ОПИ 5 применяется при необходимости после применения иного ОПИ; ОПИ 6 применяется при необходимости определения кода субпозиции (подсубпозиции).
В соответствии с пунктом 7 Положения о порядке применения ТН ВЭД при классификации товара осуществляется следующая последовательность действий до достижения необходимого уровня классификации: 1) определение товарной позиции с помощью ОПИ 1 - ОПИ 5, применяемых в порядке, установленном пунктом 6 настоящего Положения; 2) определение субпозиции (подсубпозиции) на основании ОПИ 6 и с помощью ОПИ 1 - ОПИ 5, применяемых в порядке, установленном пунктом 6 настоящего Положения, путем замены в текстах ОПИ 1 - ОПИ 4 термина "товарная позиция" термином "субпозиция" ("подсубпозиция") в соответствующем числе и падеже, если товарная позиция, определенная в соответствии с подпунктом 7.1 настоящего Положения, имеет подчиненные субпозиции (подсубпозиции): определение однодефисной субпозиции (подсубпозиции) в рамках данной товарной позиции; определение двухдефисной субпозиции (подсубпозиции) в рамках данной однодефисной субпозиции (подсубпозиции); определение трехдефисной подсубпозиции в рамках данной двухдефисной субпозиции (подсубпозиции); и так далее до достижения необходимого уровня классификации.
Апелляционным судом установлено, что решением Арбитражного суда Свердловской области от 08 октября 2012 года по делу N А60-30351/2012, оставленным без изменения постановлением от 29.12.2012 Семнадцатого арбитражного апелляционного суда удовлетворены требования декларанта - общества с ограниченной ответственностью "ИНТЭКО" к Уральскому таможенному управлению о признании незаконным решения от 05.04.2012 N RU/10500/12/0002 о классификации товара в соответствии с ТН ВЭД ТС, принятого таможенным органом по рассматриваемой в настоящем деле декларации N 10503050/281211/0002170.
Таким образом, в целях необходимости соблюдения установленного арбитражным законодательством принципа единообразия судебной практики и во избежание принятия противоречащих друг другу судебных актов, апелляционный суд считает, что результаты рассмотрения Семнадцатым арбитражным апелляционным судом дела N А60-30351/2012 имеет существенное значение для рассмотрения апелляционной жалобы общества по настоящему делу.
Как усматривается из материалов дела, спор между обществом и таможенным органом возник по вопросу о классификации ввезенного обществом по декларации N 10503050/281211/0002170 товара по коду ТН ВЭД ТС.
Обществом товар классифицирован по коду 8701 90 110 0 - трактор для сельскохозяйственных работ. Таможенным органом товар классифицирован по коду 8701 90 900 0 - тракторы прочие.
Текстом товарной позиции 8701 ТН ВЭД ТС охвачены товары "Тракторы (кроме тракторов товарной позиции 8709)".
Товарная позиция 8701 включает в себя четыре однодефисные субпозиции (субпозиции одного уровня):
- - тракторы, управляемые рядом идущим водителем;
- - тракторы колесные для полуприцепов;
- - тракторы гусеничные;
- - прочие.
Субпозиция "прочие" имеет две двухдефисные субпозиции:
-- тракторы для сельскохозяйственных работ (за исключением тракторов, управляемых рядом идущим водителем) и тракторы для лесного хозяйства, колесные
- - прочие (код 8701 90 900 0).
В свою очередь двухдефисная субпозиция "тракторы для сельскохозяйственных работ (за исключением тракторов, управляемых рядом идущим водителем) и тракторы для лесного хозяйства, колесные" имеет две трехдефисные подсубпозиции:
--- новые с мощностью двигателя: ..., включая четырехдефисную подсубпозицию "не более 18 кВт" (код 8701 90 110 0)
- - - бывшие в эксплуатации.
Как следует из материалов дела, между сторонами отсутствует спор по вопросу определения товарной позиции - 8701 "тракторы (кроме тракторов товарной позиции 8709)".
Также между сторонами отсутствует спор по вопросу определения однодефисной субпозиции - 8701 90 "тракторы прочие".
Спор сводится к определению двухдефисной субпозиции в рамках данной однодефисной субпозиции: по мнению Общества, товар подлежит классификации по двухдефисной подсубпозиции "тракторы для сельскохозяйственных работ (за исключением тракторов, управляемых рядом идущим водителем) и тракторы для лесного хозяйства" и далее по коду 8701 90 110 0; таможенный орган полагает, что ввезенный Обществом товар подлежит классификации по двухдефисной подсубпозиции "тракторы прочие" по коду 8701 90 900 0.
Содержащиеся в оспариваемом решении выводы таможенного органа основаны на заключении от 09.02.2012 N 01-19/55 в отношении минитракторов Донгфенг DF-244, а также на инструкции производителя для спорного минитрактора Донгфенг DF-244 из которой следует, что данный трактор предназначен не только для сельскохозяйственных, но и для коммунальных работ.
Согласно выводам таможенного эксперта минитракторы Донгфенг DF-244 являются многоцелевыми колесными двухосными тракторами, поскольку могут агрегатироваться не только сельскохозяйственным навесным оборудованием, но и коммунальным оборудованием: снегоротором, щеткой коммунальной, отвалом коммунальным, ямобуром, а также оборудованием для выполнения транспортных работ. Универсальные многоцелевые колесные минитракторы Донгфенг DF-244 используются в частных подсобных, фермерских, животноводческих и коммунальных хозяйствах для обработки почвы, посева, ухода за посевами. Для выполнения транспортных (например - буксирование прицепов) и коммунальных работ (например - уборка территорий от грязи и снега, бурения ям и т.д.), в зависимости от специфики установленного навесного оборудования.
Таможенный орган пришел к выводу о том, что ввезенный Обществом товар подлежит классификации в двухдефисной подсубпозиции "тракторы прочие" по коду 8701 90 9000 ТН ВЭД ТС, поскольку спорный трактор не используется исключительно для сельскохозяйственных работ или для лесного хозяйства, возможность применения трактора в коммунальном хозяйстве не охватывается текстом подсубпозиций "тракторы для сельскохозяйственных работ (за исключением тракторов, управляемых рядом идущим водителем) и тракторы для лесного хозяйства". При этом таможенный орган исходил из того, что согласно наименованию товарной подсубпозиции "тракторы для сельскохозяйственных работ" назначение товара для классификации в данной товарной подсубпозиции должно быть "исключительно для сельского хозяйства".
Суд апелляционной инстанции полагает, что суд первой инстанции ошибочно согласился с данной позицией таможенного органа о необходимости квалификации ввезенного обществом товара в двухдефисной подсубпозиции "тракторы прочие" по коду 8701 90 9000 и сделал выводы о том, что спорный товар неправильно классифицирован Обществом по коду 8701 90 110 0 в рамках двухдефисной подсубпозиции "тракторы для сельскохозяйственных работ (за исключением тракторов, управляемых рядом идущим водителем) и тракторы для лесного хозяйства".
При этом суд первой инстанции не учел следующее.
Текст субпозиции 8701 90 110 0 не содержит определения использованного в ней термина "тракторы для сельскохозяйственных работ".
Спорные субпозиции не имеют примечаний.
В такой ситуации в силу правила 6 ОПИ могут использоваться примечания к товарной группе.
Так, согласно примечанию 2 к товарной группе 87 в данной группе термин "тракторы" означает транспортные средства, предназначенные в основном для буксировки или толкания других транспортных средств, устройств или грузов, независимо от того, имеют они или нет дополнительные приспособления, в сочетании с основным назначением трактора, для перевозки инструментов, семян, удобрений или других грузов. Механизмы и рабочие инструменты, сконструированные для установки на тракторах товарной позиции 8701 в качестве сменного оборудования, относятся к соответствующим товарным позициям, даже если они представляются вместе с тракторами, независимо от того, установлены они на тракторах или нет.
Из этого следует, что для юридических целей классификации товара в субпозициях товарной позиции 8701 должно приниматься во внимание основное предназначение (основная область применения) конкретного трактора, а не сменное оборудование - (механизмы и рабочие инструменты, сконструированные для установки на тракторе), которое расширяет основную область применения, как в рассматриваемом случае, делая возможным использовать сельскохозяйственный трактор для коммунальных работ.
Текст субпозиции 8701 90 110 0 не содержит определения использованного в ней термина "тракторы для сельскохозяйственных работ". Вместе с тем текст данной субпозиции не содержит и оговорки "исключительно".
Толкование таможенным органом текста данной субпозиции в значении "тракторы исключительно для сельскохозяйственных работ" не имеет правового основания.
При этом поскольку субпозиция 8701 90 110 0 "тракторы для сельскохозяйственных работ (за исключением тракторов, управляемых рядом идущим водителем) и тракторы для лесного хозяйства" содержит более конкретное описание товара, по сравнению субпозицией 8701 90 9000 "тракторы прочие", то в силу ОПИ 3а предпочтение должно быть отдано субпозиции 8701 90 110 0 "тракторы для сельскохозяйственных работ (за исключением тракторов, управляемых рядом идущим водителем) и тракторы для лесного хозяйства".
Из инструкции производителя следует, что спорный минитрактор Донгфенг DF-244 предназначен в основном для механизации работ в растениеводстве, животноводстве, кормопроизводстве, садоводстве.
Из представленного Обществом заключения от 24.09.2012 N 41 специалиста-эксперта органа сертификации ООО "Южно-Уральский экспертный центр" (т. 3, л.д. 44 - 53) принадлежность спорного трактора к группе сельскохозяйственных тракторов определяется, прежде всего, его конструктивными особенностями, такими как, дизельный двигатель, колесная база, регулируемая колея задних колес (1002, 1102, 1202 мм), шины с глубоким протектором, полный привод, большой дорожный просвет, механическая передача с 8-ю передачами вперед и 2-мя назад, что говорит о приспособленности трактора к работе в полях, в условиях бездорожья. Регулируемая колея позволяет возделывать и убирать различные пропашные культуры, а большое количество передач позволяет выбрать оптимальный режим движения при использовании различного навесного сельскохозяйственного оборудования, в частности, такого, как почвофреза, плуг, дисковая борона, сенокосилка, сеялка, пресс-подборщик и другого. Трактор имеет гидравлическую систему, предназначенную для подъема и опускания перечисленного навесного оборудования, а также для поддержания (контроля) заданной глубины вспашки. Такие трактора используются, как правило, в подсобных, небольших фермерских, животноводческих хозяйствах для обработки почвы, посева, ухода за посевами, перевозки кормов и т.п.
При этом выводы таможенного эксперта, содержащиеся в заключении от 09.02.2012 N 01-19/55 об обратном не свидетельствуют, поскольку согласно выводам таможенного эксперта минитракторы Донгфенг DF-244 являются многоцелевыми колесными двухосными тракторами, могут агрегатироваться не только сельскохозяйственным навесным оборудованием, но и коммунальным оборудованием и оборудованием для выполнения транспортных работ.
Таким образом, из данного заключения таможенного эксперта не следует, что спорный трактор не является трактором для сельскохозяйственных работ. Следовательно, упомянутое сменное оборудование лишь расширяет основную область его применения.
Кроме того, согласно сертификату соответствия N C-CN.MC12.B.00003 минитрактор Донгфенг DF-244, в соответствии с Общероссийским классификатором продукции 005-93 относится к тракторам сельскохозяйственным универсально-пропашным (код 47 2411).
В силу п. 3.1.1 ГОСТ 12.2.140-2004 "Тракторы малогабаритные" малогабаритным трактором является сельскохозяйственный трактор для выполнения работ в растениеводстве на мелкоконтурных участках, делянках, террасах, садах, фермах, в парковой и коммунальном хозяйстве.
Сфера применения трактора в ГОСТ совпадает с указанным в технической документации на минитрактор Донгфенг DF-244 описанием.
С учетом изложенного, выбор таможенным органом двухдефисной субпозиции "прочие" и кода 8701 90 900 0, которые не отражают специфики товара, является ошибочным; выбор обществом двухдефисной субпозиции "трактор для сельскохозяйственных работ" и кода 8701 90 110 0 является обоснованным, поскольку наименование данной субпозиции наиболее полно характеризует товар, а классификационные признаки подтверждаются материалами дела.
Следовательно, при полном описании обществом товара в спорной ТД, верном указании кода ТН ВЭД ТС событие административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 16.2. КоАП РФ, в действиях общества отсутствует, что является основанием для признания незаконным постановления Тюменской таможни от 23.04.2012 по делу об административном правонарушении N 10503000-086/2012 о привлечении ООО "Кастомс Сервисез" к административной ответственности.
Решение арбитражного суда первой инстанции подлежит отмене на основании пункта 3 части 2 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 2 статьи 269, пунктом 3 части 2 статьи 270, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решение Арбитражного суда Московской области от 25.10.2012 по делу N А41-22553/12 отменить.
Признать незаконным и отменить постановление Тюменской таможни от 23.04.2012 по делу об административном правонарушении N 10503000-086/2012 о привлечении ООО "Кастомс Сервисез" к административной ответственности по ч. 2 ст. 16.2 КоАП.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "TMJ.SU | Таможенное дело. Таможенное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДЕСЯТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 05.02.2013 ПО ДЕЛУ N А41-22553/12
Разделы:Классификация товаров; Таможенное дело
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ДЕСЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 5 февраля 2013 г. по делу N А41-22553/12
Резолютивная часть постановления объявлена 30 января 2013 года
Постановление изготовлено в полном объеме 05 февраля 2013 года
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Виткаловой Е.Н.,
судей Кручининой Н.А., Мищенко Е.А.,
при ведении протокола судебного заседания: Ишаевым А.С.,
при участии в заседании:
от заявителя: Гвоздев А.В., доверенность от 12.04.2012,
от заинтересованного лица: Смоляк О.А., доверенность от 8/001 от 09.01.2013, Васильев П.М., доверенность от 25.01.2013 N 25/0230, Волков С.В., доверенность от 28.01.2013 N 26/0250,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Кастомс Сервисез" (ИНН: 5047124360, ОГРН: 1115047007679) на решение Арбитражного суда Московской области от 25.10.2012 по делу N А41-22553/12, принятое судьей Е.В. Васильевой, по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Кастомс Сервисез" к Тюменской таможне, об оспаривании постановления от 23.04.2012 года по делу об административном правонарушении N 10503000-086/2012,
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Кастомс Сервисез" (далее - общество, заявитель, ООО "Кастомс Сервисез") обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением к Тюменской таможне (далее - таможня) об оспаривании постановления от 23.04.2012 года по делу об административном правонарушении N 10503000-086/2012.
Решением Арбитражного суда Московской области от 25.10.2012 по делу N А41-22553/12 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, арбитражный суд первой инстанции пришел к выводу о наличии в действиях общества состава вменяемого ему административного правонарушения и о соблюдении таможенным органом порядка проведения проверки и составления протокола об административном правонарушении.
Не согласившись с указанным решением, общество обратилось в Десятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит судебный акт отменить, ссылаясь на несоответствие выводов суда обстоятельствам дела и неправильное применение норм права.
В судебном заседании апелляционного суда представитель общества поддержал доводы апелляционной жалобы, просил решение суда первой инстанции отменить. Пояснил, что в действиях общества отсутствует состав административного правонарушения, поскольку код ТН ВЭД ТС указан обществом верно, так как трактор предназначен для сельскохозяйственных работ, кроме того, сведения о качественных характеристиках товара были указаны ООО "Кастомс Сервисез" полностью, а само по себе указание неверного кода товара не образует объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 16.2 КоАП РФ.
Представители таможни в судебном заседании против доводов апелляционной жалобы возражали по основаниям, изложенным в отзыве, просили решение суда первой инстанции оставить без изменения.
Выслушав представителей участвующих в деле лиц, изучив материалы дела, проанализировав доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, проверив правильность применения норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о наличии оснований для удовлетворения апелляционной жалобы в связи со следующим.
Как следует из материалов дела, 28.12.2011 на Тюменский таможенный пост Тюменской таможни, подана электронная таможенная декларация (далее ЭТД) N 10503050/281211/00002170 на товар N 1 - минитрактор Донгфенг (Dongfeng) модели DF-244 компании-производителя - Чангзоу Донгфенг Эгрикалчурэл Мачинэри Груп Ко. ЭлТэДэ (Changzhou Dongfeng Agricultural Machinery Group Co., Ltd.), прибывший в адрес получателя ООО "Интэко", отправителем товара является "Changzhou Dongfeng Agricultural machinery group, Китай", декларантом ООО "Интеко", декларация от имени декларанта подана таможенным представителем ООО "Кастомс Сервисез".
Согласно упомянутой декларации, к таможенному оформлению заявлен товар N 1 минитракторы для сельскохозяйственных и садоводческих работ Dongfeng, модель DF-244, вес нетто - 14200 кг, в товарной подсубпозиции 8701901100 в соответствии с ТН ВЕД ТС - (ставка ввозной таможенной пошлины - 5%).
При осуществлении документального контроля по ЭТД N 10503050/281211/00002170, проверки достоверности и полноты сведений о товаре заявленном в указанной ЭТД, таможенным органом обнаружены признаки, указывающие на заявлении при декларировании товара недостоверного кода ТН ВЭД ТС, в связи с чем, таможенным органом декларирования в отношении товара N 1 назначена дополнительная проверка, вынесено решение о назначении таможенных экспертиз (ст. 138 Таможенного кодекса Таможенного союза (далее ТК ТС)).
В соответствии с ч. 1 ст. 198 Таможенного кодекса Таможенного союза выпуск товара N 1 осуществлен с обеспечением уплаты суммы таможенных платежей (таможенная расписка 10503050/130112/ТР-5526846).
Согласно заключений, таможенного эксперта от 09.02.2012 N 01-19/55, 01-19/56, тракторы Dongfeng, модель DF-244 являются универсальными многоцелевыми колесными двухосными тракторами, которые могут агрегатироваться не только сельскохозяйственным навесным оборудованием, но и коммунальным оборудованием и оборудованием для выполнения транспортных работ.
В соответствии с п. 14 Приказа ФТС России от 17.03.2010 N 500 "Об утверждении Инструкции о действиях должностных лиц, осуществляющих классификацию товаров в соответствии с Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности и контроль правильности определения классификационного кода в соответствии с Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности" (далее Приказ) Тюменским таможенным постом направлена служебная записка от 13.02.2012 N 02-39/0334 в отдел товарной номенклатуры и торговых ограничений Тюменской таможни на предмет принятия решения о правильности классификации товара N 1, заявленного в ЭТД N 10503050/281211/00002170, что подтверждается материалами дела.
Согласно пункту 1 статьи 52 Таможенного кодекса Таможенного союза товары при их декларировании таможенным органам подлежат классификации по товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности. В случае выявления неверной классификации товаров таможенный орган самостоятельно осуществляет классификацию товаров и принимает решение по классификации товаров по форме, определенной законодательством государств - членов Таможенного союза (пункт 3 статьи 52 Кодекса).
На основании изложенного таможенным органом принято классификационное решение от 21.02.2012 N 10503000-07-55/000005 об отнесении вышеназванного товара в товарную подсубпозицию 8701 90 900 0 ТНВЭД ТС как прочие тракторы, ставка ввозной таможенной пошлины - 15%.
Полагая, что указанное решение таможенного органа о классификации товара в соответствии с ТН ВЭД ТС не соответствует закону и нарушает его права и законные интересы, общество обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
В силу ч. 1 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В ч. 1 ст. 108 Федерального закона от 27.11.2010 N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации" установлено, что таможенные органы, определяемые федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области таможенного дела, по запросу заинтересованного лица принимают предварительные решения по классификации товаров по Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности.
Решением Комиссии Таможенного союза от 18.11.2011 N 850 утвержден единый таможенный тариф Таможенного союза Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации - свод ставок ввозных таможенных пошлин, применяемых к товарам, ввозимым на единую таможенную территорию Таможенного союза из третьих стран, систематизированных в соответствии с единой Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности Таможенного союза (ТН ВЭД ТС) (действующий на момент ввоза товара на таможенную территорию Российской Федерации).
Согласно правилу 1 ОПИ названия разделов, групп и подгрупп приводятся только для удобства использования ТН ВЭД; для юридических целей классификация товаров в ТН ВЭД осуществляется исходя из текстов товарных позиций и соответствующих примечаний к разделам или группам и, если такими текстами не предусмотрено иное, в соответствии с положениями правил 2 - 5 ОПИ.
В силу правила 3а ОПИ в случае, если по каким-либо причинам имеется, prima facie (на первый взгляд), возможность отнесения товаров к двум или более товарным позициям, предпочтение отдается той товарной позиции, которая содержит наиболее конкретное описание товара, по сравнению с товарными позициями с более общим описанием.
Согласно правилу 6 ОПИ для юридических целей классификация товаров в субпозициях товарной позиции должна осуществляться в соответствии с наименованиями субпозиций и примечаниями, имеющими отношение к субпозициям, а также, mutatis mutandis (с заменой того, что подлежит замене; с учетом соответствующих различий), положениями правил 1 - 5 ОПИ при условии, что лишь субпозиции на одном уровне являются сравнимыми. Для целей правила 6 ОПИ также могут применяться соответствующие примечания к разделам и группам, если в контексте не оговорено иное.
Решением Комиссии Таможенного союза от 28.01.2011 N 522 (ред. от 16.08.2011) утверждено Положение о порядке применения единой Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Таможенного союза при классификации товаров (далее - Положение о порядке применения ТН ВЭД ТС).
Положение о порядке применения ТН ВЭД ТС содержит следующие разъяснения.
Основные правила интерпретации ТН ВЭД ТС (ОПИ) предназначены для обеспечения однозначного отнесения конкретного товара к определенной классификационной группировке, кодированной на необходимом уровне.
ОПИ применяются единообразно при классификации любых товаров и последовательно: ОПИ 1 применяется в первую очередь; ОПИ 2 применяется в случае невозможности классификации товара в соответствии с ОПИ 1; ОПИ 3 применяется в случае невозможности классификации товара в соответствии с ОПИ 1 или ОПИ 2; ОПИ 4 применяется в случае невозможности классификации товара в соответствии с ОПИ 1, ОПИ 2 или ОПИ 3; ОПИ 5 применяется при необходимости после применения иного ОПИ; ОПИ 6 применяется при необходимости определения кода субпозиции (подсубпозиции).
В соответствии с пунктом 7 Положения о порядке применения ТН ВЭД при классификации товара осуществляется следующая последовательность действий до достижения необходимого уровня классификации: 1) определение товарной позиции с помощью ОПИ 1 - ОПИ 5, применяемых в порядке, установленном пунктом 6 настоящего Положения; 2) определение субпозиции (подсубпозиции) на основании ОПИ 6 и с помощью ОПИ 1 - ОПИ 5, применяемых в порядке, установленном пунктом 6 настоящего Положения, путем замены в текстах ОПИ 1 - ОПИ 4 термина "товарная позиция" термином "субпозиция" ("подсубпозиция") в соответствующем числе и падеже, если товарная позиция, определенная в соответствии с подпунктом 7.1 настоящего Положения, имеет подчиненные субпозиции (подсубпозиции): определение однодефисной субпозиции (подсубпозиции) в рамках данной товарной позиции; определение двухдефисной субпозиции (подсубпозиции) в рамках данной однодефисной субпозиции (подсубпозиции); определение трехдефисной подсубпозиции в рамках данной двухдефисной субпозиции (подсубпозиции); и так далее до достижения необходимого уровня классификации.
Апелляционным судом установлено, что решением Арбитражного суда Свердловской области от 08 октября 2012 года по делу N А60-30351/2012, оставленным без изменения постановлением от 29.12.2012 Семнадцатого арбитражного апелляционного суда удовлетворены требования декларанта - общества с ограниченной ответственностью "ИНТЭКО" к Уральскому таможенному управлению о признании незаконным решения от 05.04.2012 N RU/10500/12/0002 о классификации товара в соответствии с ТН ВЭД ТС, принятого таможенным органом по рассматриваемой в настоящем деле декларации N 10503050/281211/0002170.
Таким образом, в целях необходимости соблюдения установленного арбитражным законодательством принципа единообразия судебной практики и во избежание принятия противоречащих друг другу судебных актов, апелляционный суд считает, что результаты рассмотрения Семнадцатым арбитражным апелляционным судом дела N А60-30351/2012 имеет существенное значение для рассмотрения апелляционной жалобы общества по настоящему делу.
Как усматривается из материалов дела, спор между обществом и таможенным органом возник по вопросу о классификации ввезенного обществом по декларации N 10503050/281211/0002170 товара по коду ТН ВЭД ТС.
Обществом товар классифицирован по коду 8701 90 110 0 - трактор для сельскохозяйственных работ. Таможенным органом товар классифицирован по коду 8701 90 900 0 - тракторы прочие.
Текстом товарной позиции 8701 ТН ВЭД ТС охвачены товары "Тракторы (кроме тракторов товарной позиции 8709)".
Товарная позиция 8701 включает в себя четыре однодефисные субпозиции (субпозиции одного уровня):
- - тракторы, управляемые рядом идущим водителем;
- - тракторы колесные для полуприцепов;
- - тракторы гусеничные;
- - прочие.
Субпозиция "прочие" имеет две двухдефисные субпозиции:
-- тракторы для сельскохозяйственных работ (за исключением тракторов, управляемых рядом идущим водителем) и тракторы для лесного хозяйства, колесные
- - прочие (код 8701 90 900 0).
В свою очередь двухдефисная субпозиция "тракторы для сельскохозяйственных работ (за исключением тракторов, управляемых рядом идущим водителем) и тракторы для лесного хозяйства, колесные" имеет две трехдефисные подсубпозиции:
--- новые с мощностью двигателя: ..., включая четырехдефисную подсубпозицию "не более 18 кВт" (код 8701 90 110 0)
- - - бывшие в эксплуатации.
Как следует из материалов дела, между сторонами отсутствует спор по вопросу определения товарной позиции - 8701 "тракторы (кроме тракторов товарной позиции 8709)".
Также между сторонами отсутствует спор по вопросу определения однодефисной субпозиции - 8701 90 "тракторы прочие".
Спор сводится к определению двухдефисной субпозиции в рамках данной однодефисной субпозиции: по мнению Общества, товар подлежит классификации по двухдефисной подсубпозиции "тракторы для сельскохозяйственных работ (за исключением тракторов, управляемых рядом идущим водителем) и тракторы для лесного хозяйства" и далее по коду 8701 90 110 0; таможенный орган полагает, что ввезенный Обществом товар подлежит классификации по двухдефисной подсубпозиции "тракторы прочие" по коду 8701 90 900 0.
Содержащиеся в оспариваемом решении выводы таможенного органа основаны на заключении от 09.02.2012 N 01-19/55 в отношении минитракторов Донгфенг DF-244, а также на инструкции производителя для спорного минитрактора Донгфенг DF-244 из которой следует, что данный трактор предназначен не только для сельскохозяйственных, но и для коммунальных работ.
Согласно выводам таможенного эксперта минитракторы Донгфенг DF-244 являются многоцелевыми колесными двухосными тракторами, поскольку могут агрегатироваться не только сельскохозяйственным навесным оборудованием, но и коммунальным оборудованием: снегоротором, щеткой коммунальной, отвалом коммунальным, ямобуром, а также оборудованием для выполнения транспортных работ. Универсальные многоцелевые колесные минитракторы Донгфенг DF-244 используются в частных подсобных, фермерских, животноводческих и коммунальных хозяйствах для обработки почвы, посева, ухода за посевами. Для выполнения транспортных (например - буксирование прицепов) и коммунальных работ (например - уборка территорий от грязи и снега, бурения ям и т.д.), в зависимости от специфики установленного навесного оборудования.
Таможенный орган пришел к выводу о том, что ввезенный Обществом товар подлежит классификации в двухдефисной подсубпозиции "тракторы прочие" по коду 8701 90 9000 ТН ВЭД ТС, поскольку спорный трактор не используется исключительно для сельскохозяйственных работ или для лесного хозяйства, возможность применения трактора в коммунальном хозяйстве не охватывается текстом подсубпозиций "тракторы для сельскохозяйственных работ (за исключением тракторов, управляемых рядом идущим водителем) и тракторы для лесного хозяйства". При этом таможенный орган исходил из того, что согласно наименованию товарной подсубпозиции "тракторы для сельскохозяйственных работ" назначение товара для классификации в данной товарной подсубпозиции должно быть "исключительно для сельского хозяйства".
Суд апелляционной инстанции полагает, что суд первой инстанции ошибочно согласился с данной позицией таможенного органа о необходимости квалификации ввезенного обществом товара в двухдефисной подсубпозиции "тракторы прочие" по коду 8701 90 9000 и сделал выводы о том, что спорный товар неправильно классифицирован Обществом по коду 8701 90 110 0 в рамках двухдефисной подсубпозиции "тракторы для сельскохозяйственных работ (за исключением тракторов, управляемых рядом идущим водителем) и тракторы для лесного хозяйства".
При этом суд первой инстанции не учел следующее.
Текст субпозиции 8701 90 110 0 не содержит определения использованного в ней термина "тракторы для сельскохозяйственных работ".
Спорные субпозиции не имеют примечаний.
В такой ситуации в силу правила 6 ОПИ могут использоваться примечания к товарной группе.
Так, согласно примечанию 2 к товарной группе 87 в данной группе термин "тракторы" означает транспортные средства, предназначенные в основном для буксировки или толкания других транспортных средств, устройств или грузов, независимо от того, имеют они или нет дополнительные приспособления, в сочетании с основным назначением трактора, для перевозки инструментов, семян, удобрений или других грузов. Механизмы и рабочие инструменты, сконструированные для установки на тракторах товарной позиции 8701 в качестве сменного оборудования, относятся к соответствующим товарным позициям, даже если они представляются вместе с тракторами, независимо от того, установлены они на тракторах или нет.
Из этого следует, что для юридических целей классификации товара в субпозициях товарной позиции 8701 должно приниматься во внимание основное предназначение (основная область применения) конкретного трактора, а не сменное оборудование - (механизмы и рабочие инструменты, сконструированные для установки на тракторе), которое расширяет основную область применения, как в рассматриваемом случае, делая возможным использовать сельскохозяйственный трактор для коммунальных работ.
Текст субпозиции 8701 90 110 0 не содержит определения использованного в ней термина "тракторы для сельскохозяйственных работ". Вместе с тем текст данной субпозиции не содержит и оговорки "исключительно".
Толкование таможенным органом текста данной субпозиции в значении "тракторы исключительно для сельскохозяйственных работ" не имеет правового основания.
При этом поскольку субпозиция 8701 90 110 0 "тракторы для сельскохозяйственных работ (за исключением тракторов, управляемых рядом идущим водителем) и тракторы для лесного хозяйства" содержит более конкретное описание товара, по сравнению субпозицией 8701 90 9000 "тракторы прочие", то в силу ОПИ 3а предпочтение должно быть отдано субпозиции 8701 90 110 0 "тракторы для сельскохозяйственных работ (за исключением тракторов, управляемых рядом идущим водителем) и тракторы для лесного хозяйства".
Из инструкции производителя следует, что спорный минитрактор Донгфенг DF-244 предназначен в основном для механизации работ в растениеводстве, животноводстве, кормопроизводстве, садоводстве.
Из представленного Обществом заключения от 24.09.2012 N 41 специалиста-эксперта органа сертификации ООО "Южно-Уральский экспертный центр" (т. 3, л.д. 44 - 53) принадлежность спорного трактора к группе сельскохозяйственных тракторов определяется, прежде всего, его конструктивными особенностями, такими как, дизельный двигатель, колесная база, регулируемая колея задних колес (1002, 1102, 1202 мм), шины с глубоким протектором, полный привод, большой дорожный просвет, механическая передача с 8-ю передачами вперед и 2-мя назад, что говорит о приспособленности трактора к работе в полях, в условиях бездорожья. Регулируемая колея позволяет возделывать и убирать различные пропашные культуры, а большое количество передач позволяет выбрать оптимальный режим движения при использовании различного навесного сельскохозяйственного оборудования, в частности, такого, как почвофреза, плуг, дисковая борона, сенокосилка, сеялка, пресс-подборщик и другого. Трактор имеет гидравлическую систему, предназначенную для подъема и опускания перечисленного навесного оборудования, а также для поддержания (контроля) заданной глубины вспашки. Такие трактора используются, как правило, в подсобных, небольших фермерских, животноводческих хозяйствах для обработки почвы, посева, ухода за посевами, перевозки кормов и т.п.
При этом выводы таможенного эксперта, содержащиеся в заключении от 09.02.2012 N 01-19/55 об обратном не свидетельствуют, поскольку согласно выводам таможенного эксперта минитракторы Донгфенг DF-244 являются многоцелевыми колесными двухосными тракторами, могут агрегатироваться не только сельскохозяйственным навесным оборудованием, но и коммунальным оборудованием и оборудованием для выполнения транспортных работ.
Таким образом, из данного заключения таможенного эксперта не следует, что спорный трактор не является трактором для сельскохозяйственных работ. Следовательно, упомянутое сменное оборудование лишь расширяет основную область его применения.
Кроме того, согласно сертификату соответствия N C-CN.MC12.B.00003 минитрактор Донгфенг DF-244, в соответствии с Общероссийским классификатором продукции 005-93 относится к тракторам сельскохозяйственным универсально-пропашным (код 47 2411).
В силу п. 3.1.1 ГОСТ 12.2.140-2004 "Тракторы малогабаритные" малогабаритным трактором является сельскохозяйственный трактор для выполнения работ в растениеводстве на мелкоконтурных участках, делянках, террасах, садах, фермах, в парковой и коммунальном хозяйстве.
Сфера применения трактора в ГОСТ совпадает с указанным в технической документации на минитрактор Донгфенг DF-244 описанием.
С учетом изложенного, выбор таможенным органом двухдефисной субпозиции "прочие" и кода 8701 90 900 0, которые не отражают специфики товара, является ошибочным; выбор обществом двухдефисной субпозиции "трактор для сельскохозяйственных работ" и кода 8701 90 110 0 является обоснованным, поскольку наименование данной субпозиции наиболее полно характеризует товар, а классификационные признаки подтверждаются материалами дела.
Следовательно, при полном описании обществом товара в спорной ТД, верном указании кода ТН ВЭД ТС событие административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 16.2. КоАП РФ, в действиях общества отсутствует, что является основанием для признания незаконным постановления Тюменской таможни от 23.04.2012 по делу об административном правонарушении N 10503000-086/2012 о привлечении ООО "Кастомс Сервисез" к административной ответственности.
Решение арбитражного суда первой инстанции подлежит отмене на основании пункта 3 части 2 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 2 статьи 269, пунктом 3 части 2 статьи 270, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:
решение Арбитражного суда Московской области от 25.10.2012 по делу N А41-22553/12 отменить.
Признать незаконным и отменить постановление Тюменской таможни от 23.04.2012 по делу об административном правонарушении N 10503000-086/2012 о привлечении ООО "Кастомс Сервисез" к административной ответственности по ч. 2 ст. 16.2 КоАП.
Председательствующий
Е.Н.ВИТКАЛОВА
Е.Н.ВИТКАЛОВА
Судьи
Н.А.КРУЧИНИНА
Е.А.МИЩЕНКО
Н.А.КРУЧИНИНА
Е.А.МИЩЕНКО
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "TMJ.SU | Таможенное дело. Таможенное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)