Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДВАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 20.12.2007 ПО ДЕЛУ N А23-2164/07А-11-141

Разделы:
Таможенное декларирование и оформление; Таможенное дело

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ДВАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 20 декабря 2007 г. по делу N А23-2164/07А-11-141


Резолютивная часть постановления объявлена 13 декабря 2007 года
Полный текст постановления изготовлен 20 декабря 2007 года
Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Стахановой В.Н.
судей Игнашиной Г.Д., Тучковой О.Г.
при ведении протокола судебного заседания судьей Стахановой В.Н.,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 20АП-3954/2007) ООО "Торгово-промышленный центр "Калуга"
на решение Арбитражного суда Калужской области
от 03.10.2007 по делу N А23-2164/07А-11-141 (судья В.Н. Егорова), принятое
по заявлению ООО "Торгово-промышленный центр "Калуга"
к Калужской таможне
о признании незаконными действий по установлению ограничений, связанных с выпуском товара по ГТД N 10106060/200607/0001683
при участии в судебном заседании представителей:
от заявителя: ООО "Торгово-промышленный центр "Калуга" - Крюкова А.В., юрисконсульт, доверенность от 06.07.2007,
от ответчика: Калужской таможни - Дроздова С.Б., главный государственный таможенный инспектор правового отдела, доверенность от 15.04.2007 N 2558,

установил:

Общество с ограниченной ответственностью "Торгово-промышленный центр "Калуга" (далее - ООО "ТПЦ "Калуга", Общество) обратилось в Арбитражный суд Калужской области с заявлением к Калужской таможне (далее - Таможня) о признании незаконными действий Калужской таможни по установлению ограничений, связанных с выпуском товара по ГТД N 10106060/200607/0001683.
Решением Арбитражного суда Калужской области от 03.10.2007 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятым решением, Общество обратилось в Двадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит отменить судебный акт, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального и процессуального права.
Изучив материалы дела, выслушав объяснения представителей Общества и Таможни, рассмотрев доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, оценив представленные в материалы дела доказательства, апелляционная инстанция не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции.
Как установлено судом и следует из материалов дела, 20.06.2007 ООО "ТПЦ "Калуга" на Калужский северный таможенный пост Калужской таможни подана грузовая таможенная декларация (далее - ГТД) на товар, поступивший по контракту от 01.03.2007 N 643/52884741/00002, заключенному Обществом с компанией HANGZHOU YEWLONG SANITARIYWARE CO.LTD (Китай). Декларации присвоен номер 10106060/200607/0001683 (л.д. 16-24).
Обществом в ГТД заявлен таможенный режим "выпуск для внутреннего потребления" в отношении товара: гидромассажные ванны класс "Эконом", оснащенные насосами мощностью НР 1.5 напряжением 220 В (товар N 1); душевые кабины (товар N 2); душевые панели (товар N 3).
В ходе таможенного досмотра установлено, что среди предъявленных к досмотру 208 грузовых мест находились гидромассажные душевые кабины различной комплектации, том числе с вентиляционным и осветительным оборудованием, различной формы и дизайна, упакованные в картонные коробки с маркировкой "YL-6682C", "YL-6608А", "YL-6611", "YL-6621А", "YL-6686", "YL-66820В", "YL-6626", "YL-6680, "YL-6601А", "YL-6685А", "YL-6602", "YL-6612", "YL-6687", "YL-6608".
Результаты таможенного досмотра отражены в акте от 21.06.2007 N 10106060/210607/000225 (л.д. 64-69).
О выявленном в ходе проверки несоблюдении условий выпуска товаров, предусмотренных п. 1 ст. 149 Таможенного кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ), выразившемся в неполном описании товара N 2 в графе 31 ГТД N 10106060/200607/0001683, отнесении части указанного товара к продукции, подлежащей обязательной сертификации и непредставлении документов, подтверждающих соблюдение ограничений (сертификат соответствия или иной документ) Обществу сообщено уведомлением Таможни от 23.06.2007 (л.д. 62).
При этом ООО "ТПЦ "Калуга" предложено в срок до 25.06.2007 скорректировать в соответствии с установленным порядком сведения в ГТД (гр. 31) товара N 2 и представить оригинал или копию сертификата соответствия.
Общество 25.06.2007 обратилось в таможню с заявлением о внесении дополнения в описание товара, в графу 31 ГТД N 10106060/200607/0001683 (л.д. 63), а также с заявлением на условный выпуск товара - душевые кабины: "YL-6682C", "YL-6608А", "YL-6611", "YL-6621А", "YL-6686", "YL-66820В", "YL-6626", "YL-6680", "YL-6601А", "YL-6685А", "YL-6602", "YL-6612", "YL-6687", "YL-6608" (итого 108 коробок), приняв на себя обязательство о представлении сертификата соответствия на указанный товар, в срок до 05.07.2007 (л.д. 64).
ООО "ТПЦ "Калуга" письмом от 04.07.2007 исх. N 117 обратилось в Таможню с просьбой разрешить выпуск товаров, указанных в ГТД N 10106060/200607/0001683, для свободного обращения, поскольку согласно письму ООО "Калужский региональный центр сертификации и аудита" от 25.06.2007 (л.д. 40) душевые кабины (код ОКП 496690, ТН ВЭД 39 221 00000) не подлежат обязательной сертификации (л.д. 41).
Письмом от 11.07.2007 N 19-10/4839 Калужская таможня проинформировала Общество о том, что письмо ООО "Калужский региональный центр сертификации и аудита" от 25.06.2007 не может быть принято во внимание для завершения таможенного оформления товара - душевые кабины со встроенным оборудованием (освещение, вентиляция, FM радио), работающего от сети переменного тока, заявленного по ГТД N 10106060/200607/0001683 (л.д. 42).
Полагая, что действия Таможни по установлению ограничений, связанных с выпуском товара по вышеуказанной ГТД являются незаконными, ООО "ТПЦ "Калуга" обратилось в Арбитражный суд Калужской области с соответствующим заявлением.
Рассматривая дело по существу и отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.
В соответствии с пунктом 2 статьи 14 ТК РФ при осуществлении таможенного оформления и таможенного контроля таможенные органы и их должностные лица не вправе устанавливать требования и ограничения, не предусмотренные актами таможенного законодательства или иными правовыми актами Российской Федерации.
Согласно пунктам 1, 2 статьи 63 ТК РФ таможенные органы вправе требовать при производстве таможенного оформления представления только тех документов и сведений, которые необходимы для обеспечения соблюдения таможенного законодательства Российской Федерации и представление которых предусмотрено в соответствии с Таможенным кодексом Российской Федерации. Перечни документов и сведений, требования к сведениям, которые необходимы для таможенного оформления применительно к конкретным таможенным процедурам и таможенным режимам, устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области таможенного дела, в соответствии с Таможенным кодексом Российской Федерации.
Приказом ФТС России от 16.09.2003 N 1022 утвержден перечень документов и сведений, необходимых для таможенного оформления товаров в соответствии с выбранным таможенным режимом (далее - Перечень).
- В соответствии с пп. "н" п. 1 Перечня при помещении товаров, ввозимых (ввезенных) на таможенную территорию Российской Федерации под выбранный таможенный режим, представляются в том числе разрешения, лицензии, сертификаты и (или) иные документы, выдаваемые уполномоченными органами (далее - разрешения), если такие разрешения в соответствии с таможенным законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации являются документами, необходимыми для помещения товаров под выбранный таможенный режим;
- Согласно ст. 158 ТК РФ на участников таможенных правоотношений возлагается обязанность соблюдать запреты и ограничения, не носящие экономического характера и установленные в соответствии с законодательством РФ о государственном регулировании внешнеторговой деятельности.
В силу пп. "б" п. 9 ст. 32 Федерального закона N 164-ФЗ от 08.12.2003 "Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности" в соответствии с международными договорами РФ и федеральными законами, исходя из национальных интересов, могут вводиться меры, не носящие экономического характера и затрагивающие внешнюю торговлю товарами, если эти меры необходимы для обеспечения соблюдения не противоречащих международным договорам РФ нормативных правовых актов РФ, касающихся, в том числе представления таможенным органам РФ одновременно с грузовой таможенной декларацией документов о соответствии товаров обязательным требованиям.
Согласно пункту 1 статьи 29 Федерального закона от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании" для помещения продукции, подлежащей обязательному подтверждению соответствия, под таможенные режимы, предусматривающие возможность отчуждения или использования этой продукции в соответствии с ее назначением на таможенной территории Российской Федерации, в таможенные органы одновременно с таможенной декларацией представляются декларация о соответствии или сертификат соответствия.
На основании пункта 1 части 2 статьи 127 ТК РФ при декларировании товаров и совершении иных таможенных операций декларант обязан подать таможенную декларацию и представить в таможенный орган необходимые документы и сведения (статья 131).
В силу пунктов 1 и 3 статьи 131 ТК РФ подача таможенной декларации должна сопровождаться представлением в таможенный орган документов, подтверждающих заявленные в таможенной декларации сведения. Если декларант претендует на неприменение к товарам запретов и ограничений, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности, декларант обязан представить в таможенный орган документы, подтверждающие соответствующие заявленные сведения.
По мотивированному обращению декларанта представление названных документов допускается и после подачи таможенной декларации, но не позднее 45 дней с момента ее подачи при условии представления декларантом письменного обязательства о представлении документов в установленный срок (пункт 5 статьи 131 ТК РФ). В этом случае товары подлежат условному выпуску (подпункт 3 пункта 1 статьи 151 ТК РФ).
Выпуск товаров осуществляется при условии, если в таможенный орган представлены лицензии, сертификаты, разрешения и (или) иные документы, подтверждающие соблюдение запретов и ограничений, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности или в соответствии с международными договорами Российской Федерации, за исключением случаев, когда указанные документы могут быть представлены после выпуска товаров (подпункт 2 пункта 1 статьи 149 ТК РФ).
Выпуск товаров - действие таможенного органа, заключающееся в разрешении заинтересованным лицам пользоваться и (или) распоряжаться товарами в соответствии с выбранным таможенным режимом (п. п. 23 п. 1 ст. 11 ТК РФ).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.1997 N 1013 утвержден Перечень товаров, подлежащих обязательной сертификации, в соответствии с которым электробытовые товары и изделия хозяйственно-бытового назначения (коды 34 и 51 ОК 005-93) подлежат обязательной сертификации.
Осветительное и вентиляционное оборудование, как изделия, работающие от переменного тока и имеющие хозяйственно-бытовое назначение, входят в утвержденную Постановлением Госстандарта РФ от 30.07.2002 N 64 Номенклатуру продукции, в отношении которой законодательными актами Российской Федерации предусмотрена обязательная сертификация.
Как установлено судом и подтверждено материалами дела, при досмотре товара- душевые кабины (код ТН ВЭД России 3922100000), заявленного по ГТД N 10106060/200607/0001683, должностными лицами таможни обнаружено, что душевые кабины имеют различную комплектацию. Составные части каждого изделия упакованы в картонные коробки с маркировкой. При этом в 108 коробках с маркировкой "YL-6682C", "YL-6608А", "YL-6611", "YL-6621А", "YL-6686", "YL-6680В", "YL-6626", "YL-6680", "YL-6601А", "YL-6685А", "YL-6602", "YL-6612", "YL-6687", "YL-6608" обнаружены составные части, укомплектованные встроенным вентиляционным и световым оборудованием.
Согласно каталогу, представленному декларантом, душевые кабины других артикулов дополнительно также укомплектованы осветительным и вентиляционным оборудованием (л.д. 70-72).
При этом декларантом - ООО "ТПЦ Калуга" в соответствии с заявлением в графу 31 указанной ГТД внесены дополнения в части описания товара N 2, а именно указано, что душевые кабины оснащены вентиляцией, освещением и FM радио.
Кроме того, 25.06.2007 Общество обратилось с заявлением об условном выпуске товара, а также обязалось представить сертификат соответствия на данный товар в срок до 05.07.2007.
Согласно Перечню товаров, подлежащих обязательной сертификации, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.1997 N 1013, Номенклатуре продукции, в отношении которой законодательными актами Российской Федерации предусмотрена обязательная сертификация, введенной в действие Постановлением Госстандарта России от 30.07.2002 N 64, освещение и вентиляция являются объектом обязательной сертификации.
Письмами ОАО "Всероссийского научно-исследовательского института сертификации" (далее - ВНИИС) от 20.07.2007 N 1-101/3-297, от 23.08.2007 N 1-101/3-345 по запросу Таможни разъясняется, что встраиваемое в душевые кабины оборудование (освещение, вентиляция) подлежит обязательной сертификации (л.д. 81, 83).
Как следует из материалов дела, ввезенный Обществом товар, помещен под таможенный режим выпуск для внутреннего потребления, предусматривающий возможность его отчуждения и использования на таможенной территории Российской Федерации, в связи с чем в данном случае представление сертификатов соответствия является обязательным.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о необоснованности требований Общества о признании незаконными действий Калужской таможни по установлению ограничений, связанных с выпуском товара по ГТД N 10106060/200607/0001683.
Ссылка заявителя жалобы на то, что судом первой инстанции не принят во внимание приказ ФТС России от 12.12.2006 N 1302 "О требованиях к описанию отдельных товаров в графе 31 ГТД" является необоснованной, поскольку положения данного приказа на спорные правоотношения не распространяются.
Довод жалобы о том, что Обществу необоснованно направлено таможней уведомление от 23.06.2007 о проведении корректировки сведений в графе 31 ГТД, товара N 2 является несостоятельным по следующим основаниям.
- В соответствии со ст. 149 ТК РФ предусмотрены условия, соблюдение которых необходимо для осуществления таможенным органом выпуска товаров. К названным условиям относятся, в том числе представление лицензий, сертификатов, разрешений и иных документов, подтверждающих соблюдение ограничений, установленных в соответствии с законодательством РФ о государственном регулировании внешнеторговой деятельности или международными договорами;
- Статья 153 ТК РФ предусматривает последствия и порядок совершения действий, необходимых для выпуска товаров, в случае выявления таможенными органами несоблюдения условий, определенных в пп. 2 и 4 ст. 149 ТК РФ, т.е. условий относительно представления документов, подтверждающих соблюдение ограничений, установленных в соответствии с законодательством РФ о государственном регулировании внешнеторговой деятельности или международными договорами.
Приказом ГТК России от 02.10.2003 N 1096 утверждены формы уведомления и требования о несоблюдении условий выпуска и действия, которые должен совершить декларант для выпуска товаров.
Как усматривается из материалов дела, в соответствии со ст. 153 ТК РФ уполномоченным должностным лицом таможенного органа Общество уведомлено о том, что в ходе проверки ГТД N 10106060/200607/0001683 выявлено несоблюдение условий выпуска товаров, выразившихся в неполном описании товара N 2 в графе 31 ГТД, отнесении части указанного товара к продукции, подлежащей обязательной сертификации и непредставлении документов, подтверждающих соблюдение ограничений (сертификат соответствия или иной документ). Данное уведомление получено представителем ООО "ТПЦ Калуга" 23.06.2007 (л.д. 62).
Следовательно, уведомление Таможни направлено Общество в соответствии с требованиями таможенного законодательства.
Также апелляционной инстанцией не принимается во внимание ссылка подателя жалобы на то, что суд первой инстанции неверно истолковал приказ Госстандарта России от 27.09.2002 N 214.
Данный приказ издан для решения оперативных вопросов о принадлежности продукции и услуг (работ) к объектам обязательного подтверждения соответствия в связи с введением в действие Номенклатуры продукции и услуг (работ), в отношении которых законодательными актами Российской Федерации предусмотрена их обязательная сертификация, и Номенклатуры продукции, соответствие которой может быть подтверждено декларацией о соответствии, утвержденных Постановлением Госстандарта России от 30.07.2002 N 64.
При этом п. 1 приказа Всероссийскому научно-исследовательскому институту сертификации, как головной организации по ведению Номенклатуры продукции и услуг (работ), в отношении которых законодательными актами Российской Федерации предусмотрена их обязательная сертификация, предписано организовать работу по подготовке разъяснений по вопросам отнесения продукции и услуг (работ) к объектам обязательного подтверждения соответствия.
Из писем ОАО ВНИИС, направленных в таможенный орган, следует, что душевые кабины и FM радио не являются объектом обязательной сертификации, и представление сертификата на них не требуется. При этом, встраиваемое в душевые кабины оборудование (освещение, вентиляция), является объектом обязательной сертификации.
Довод жалобы о том, что суд необоснованно принял в качестве доказательства по делу письмо ОАО "Всероссийский научно-исследовательский институт сертификации" от 23.08.2007 N 1-101/3-345 не принимается во внимание апелляционной инстанцией, поскольку в силу ст. 71 АПК РФ арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств, каждое доказательство подлежит оценке арбитражным судом наряду с другими доказательствами.
Ссылка заявителя апелляционной жалобы на неправильное истолкование судом Постановления Правительства России от 13.08.1997 N 1013 судом апелляционной инстанции отклоняется, поскольку данным постановлением утвержден перечень товаров, подлежащих обязательной сертификации, в соответствии с которым электробытовые товары и изделия хозяйственно- бытового назначения (коды 34 и 51 ОК 005-93) подлежат обязательной сертификации.
Во исполнение указанного Постановления Госстандарт России Постановлением от 30.07.2002 N 64 ввел в действие Номенклатуру продукции и услуг (работ), в отношении которых законодательными актами Российской Федерации предусмотрена их обязательная сертификация, в которую включены освещение и вентиляция.
Федеральным законом от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании" сертификация продукции определена как форма подтверждения ее соответствия. Подтверждение соответствия применяется равным образом и в равной мере ко всем изготовителям, исполнителям и продавцам продукции. При этом в силу ст. 46 названного Федерального закона требования, установленные в этой области нормативными документами федеральных органов исполнительной власти, подлежат обязательному исполнению до вступления в силу соответствующих технических регламентов в части, соответствующей перечисленным в абз. 2-4 п. 1 ст. 46 Закона целям (в том числе защиты жизни или здоровья граждан).
Более того, п. 1 ст. 15 ТК РФ установлено, что никто не вправе пользоваться и распоряжаться товарами и транспортными средствами до их выпуска иначе как в порядке и на условиях, предусмотренных ТК РФ.
Таким образом, обязательной сертификации подлежит только та продукция, которая поименована в данных нормативных правовых актах, а именно встраиваемое в душевые кабины оборудование - освещение и вентиляция.
Учитывая изложенное и принимая во внимание, что фактические обстоятельства, имеющие существенное значение для разрешения спора по существу, установлены судом на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, отвечающих признакам относимости, допустимости и достаточности, им дана надлежащая правовая оценка, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены оспариваемого судебного акта.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцатый арбитражный апелляционный суд

постановил:

Решение Арбитражного суда Калужской области от 03 октября 2007 года по делу N А23-2164/07А-11-141 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в кассационную инстанцию Федерального арбитражного суда Центрального округа в г. Брянске в двухмесячный срок.

Председательствующий
В.Н.СТАХАНОВА

Судьи
Г.Д.ИГНАШИНА
О.Г.ТУЧКОВА















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "TMJ.SU | Таможенное дело. Таможенное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)