Судебные решения, арбитраж

РЕШЕНИЕ ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ ОТ 26.07.2013 ПО ДЕЛУ N 21-102/2013

Разделы:
Классификация товаров; Таможенное дело

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ

РЕШЕНИЕ
от 26 июля 2013 г. по делу N 21-102/2013

(извлечение)

Судья Верховного Суда Республики Карелия Колбасова Н.А.
при секретаре П.А.А.,
рассмотрев жалобу У.А.А. на постановление заместителя начальника Карельской таможни от 21 мая 2013 г. и решение судьи Петрозаводского городского суда Республики Карелия от 25 июня 2013 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 16.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении У.А.А.,

установил:

на основании постановления заместителя начальника Карельской таможни от 21 мая 2013 г. должностное лицо таможенного представителя ООО "<...>" У.А.А. был признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 16.2 КоАП РФ, и ему назначено административное наказание в виде штрафа в размере <...> рублей.
По результатам рассмотрения жалобы У.А.А. на данное постановление решением судьи Петрозаводского городского суда РК постановление должностного лица оставлено без изменения, жалоба - без удовлетворения.
С таким решением судьи не согласен У.А.А., в жалобе просит отменить постановление должностного лица и прекратить производство по делу ввиду отсутствия состава административного правонарушения.
Исходя из доводов жалобы У.А.А., при рассмотрении дела судья пришел к ошибочным выводам о том, что он является субъектом вменяемого ему правонарушения и заявил в декларации недостоверные сведения о классификационном коде товара N 2 - шайба пяты главного вала. Товар с учетом его характеристики правильно был им классифицирован по коду товара по ЕТН ВЭД ТС 8483 30800 8 (подшипники скольжения для валов), так как данная деталь является частью подшипника скольжения, специально разработана и может применяться исключительно для конусных дробилок определенного типоразмера. При этом эта деталь не может применяться по назначению в других механизмах и не относится к частям общего назначения. Считает неправильным решение таможенного органа о классификации товара по коду товара по ЕТН ВЭД ТС 7318 22000 9 (шайбы прочие), поскольку товарная позиция 7318 означает части общего назначения, то есть товары универсального свойства, применимые в различных механизмах, и само название товара не является основанием для его отнесения к коду товара с подобным названием. Также в жалобе ссылается на то, что таможенным органом не было представлено доказательств в подтверждение своей позиции о совершении недостоверного декларирования, и с учетом положений ч. 4 ст. 1.5 КоАП РФ имеются неустранимые сомнения в его виновности.
Заслушав объяснения У.А.А., поддержавшего доводы жалобы, представителя Карельской таможни <...>, возражавшего по доводам жалобы, проверив материалы дела, прихожу к следующим выводам.
В силу ст. 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом установлена административная ответственность.
Административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей (ст. 2.4 КоАП РФ).
Частью 2 ст. 16.2 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за заявление декларантом либо таможенным представителем при таможенном декларировании товаров недостоверных сведений об их наименовании, описании, классификационном коде по единой Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности Таможенного союза, о стране происхождения, об их таможенной стоимости либо других сведений, если такие сведения послужили или могли послужить основанием для освобождения от уплаты таможенных пошлин, налогов или для занижения их размера.
В подп. 34 п. 1 ст. 4 Таможенного кодекса Таможенного союза определен таможенный представитель как юридическое лицо государства - члена таможенного союза, совершающее от имени и по поручению декларанта или иного заинтересованного лица таможенные операции в соответствии с таможенным законодательством таможенного союза.
Таможенный представитель совершает от имени и по поручению декларанта или иных заинтересованных лиц таможенные операции в соответствии с таможенным законодательством таможенного союза на территории государства - члена таможенного союза, таможенным органом которого он включен в реестр таможенных представителей (п. 2 ст. 12 Таможенного кодекса Таможенного союза).
Согласно п. 1 ст. 15, ст. 17 Таможенного кодекса Таможенного союза при совершении таможенных операций таможенный представитель обладает теми же правами, что и лицо, которое уполномочивает его представлять свои интересы во взаимоотношениях с таможенными органами. За несоблюдение требований таможенного законодательства таможенного союза таможенный представитель несет ответственность в соответствии с законодательством государств - членов таможенного союза.
В соответствии с пп. 1 - 3 ст. 52 Таможенного кодекса Таможенного союза товары при их таможенном декларировании подлежат классификации по Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности. Проверку правильности классификации товаров осуществляют таможенные органы. В случае выявления неверной классификации товаров таможенный орган самостоятельно осуществляет классификацию товаров и принимает решение по классификации товаров по форме, определенной законодательством государств - членов таможенного союза. Решения таможенных органов по классификации товаров могут быть обжалованы в соответствии со ст. 9 настоящего Кодекса.
В силу ст. ст. 174, 179 Таможенного кодекса Таможенного союза помещение товаров под таможенную процедуру начинается с момента подачи таможенному органу таможенной декларации и (или) документов, необходимых для помещения товаров под таможенную процедуру в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом. Помещение товаров под таможенную процедуру завершается выпуском товаров в соответствии с заявленной таможенной процедурой. Товары подлежат таможенному декларированию при помещении под таможенную процедуру либо в иных случаях, установленных в соответствии с настоящим Кодексом. Таможенное декларирование товаров производится декларантом либо таможенным представителем, действующим от имени и по поручению декларанта. Таможенное декларирование производится в письменной и (или) электронной формах с использованием таможенной декларации.
Согласно ст. 181 Таможенного кодекса Таможенного союза при помещении под таможенные процедуры, за исключением таможенной процедуры таможенного транзита, таможенному органу представляется декларация на товары. В декларации на товары указываются предусмотренные п. 2 указанной статьи сведения о товарах, в том числе классификационный код товаров по Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности; сведения о лице, составившем декларацию на товары (подп. 5, 12).
В соответствии с п. 1 ст. 190 Таможенного кодекса Таможенного союза таможенная декларация подается декларантом или таможенным представителем таможенному органу, правомочному в соответствии с законодательством государств - членов таможенного союза регистрировать таможенные декларации.
Из материалов дела следует, что в соответствии с договором на оказание услуг таможенного представителя от <...>, заключенным между ООО "<...>" (таможенный представитель), включенным в Реестр таможенных представителей, и ООО "Б" (заказчик), таможенный представитель принял на себя обязательства по совершению от имени заказчика операций по таможенному оформлению товаров и транспортных средств заказчика, включая декларирование товаров.
На основании приказа от <...> У.А.А. принят на работу в ООО "<...>" на должность <...>.
Исходя из должностной инструкции <...> ООО "<...>", с которой У.А.А. был ознакомлен <...>, <...> является должностным лицом Общества, осуществляющим взаимодействие с клиентами и представителями таможенных органов по вопросам, входящим в его функциональные обязанности, связанным с оказанием услуг по таможенным операциям. <...> обязан заявлять по установленной форме и в установленные сроки точные сведения о товарах в соответствии с условиями выбранной таможенной процедуры; оформлять таможенные декларации и документы к ним в соответствии с условиями заявленной таможенной процедуры, а также правильно классифицировать товары в соответствии с правилами интерпретации ЕТН ВЭД.
<...> ООО "<...>" была выдана доверенность, согласно которой У.А.А. уполномочен совершать от имени доверителя таможенные операции в отношении товаров в соответствии с Таможенным кодексом Таможенного союза, в том числе декларировать товары, находящиеся под таможенным контролем, подавать таможенную декларацию таможенному органу в установленный законом срок, расписываться в таможенной декларации от имени доверителя.
<...> от имени декларанта - ООО "Б" с использованием технологии электронного декларирования на <...> таможенный пост Карельской таможни У.А.А. была направлена таможенная декларация на товары N, в которой заявлены сведения о части товара N 2 - шайбе пяты главного вала Sandvik CH660:CS660. В графе 33 декларации У.А.А. указан классификационный код товара по ЕТН ВЭД ТС - 8483 30 800 8 (подшипники скольжения для валов), которому соответствует ставка ввозной таможенной пошлины 5%.
По результатам документального контроля <...> в соответствии с правилами интерпретации 1 и 6 ТН ВЭД Карельской таможней было принято решение о классификации товаров N, в соответствии с которым данный товар классифицирован в подсубпозиции ЕТН ВЭД ТС 7318 22 000 9 (шайбы прочие), которой соответствует ставка ввозной таможенной пошлины 15%.
Заявление У.А.А. в таможенной декларации недостоверных сведений о классификационном коде части товара N 2 повлекло занижение размера подлежащих уплате ввозной таможенной пошлины на сумму <...> рублей и НДС в размере <...> рублей.
В связи с указанными событиями 18 апреля 2013 г. сотрудником Карельской таможни в отношении должностного лица ООО "<...>" У.А.А. составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 16.2 КоАП РФ.
По результатам рассмотрения дела об административном правонарушении постановлением заместителя начальника Карельской таможни от 21 мая 2013 г. У.А.А. привлечен к административной ответственности, предусмотренной ч. 2 ст. 16.2 КоАП РФ.
Обстоятельства выявленного правонарушения и виновность У.А.А. в его совершении подтверждаются совокупностью доказательств, достоверность и допустимость которых сомнений не вызывают, и эти доказательства получили оценку в соответствии с требованиями ст. 26.11 КоАП РФ.
Поскольку выводы должностного лица и судьи о наличии виновности У.А.А. в совершении вменяемого административного правонарушения основаны на фактических обстоятельствах дела и собранных по делу доказательствах, обоснованность привлечения должностного лица таможенного представителя ООО "<...>" к административной ответственности, предусмотренной ч. 2 ст. 16.2 КоАП РФ, сомнений не вызывает.
Неустранимых сомнений в виновности У.А.А., на которые имеется ссылка в жалобе, не усматривается.
Доводы жалобы У.А.А. о том, что субъектом вменяемого административного правонарушения он не является, основаны на ошибочном толковании правовых норм.
Выступая в данном случае в интересах декларанта на основании доверенности работодателя и договора на оказание услуг таможенного представителя, У.А.А. выполнял предусмотренные должностной инструкцией трудовые функции. Таким образом, осуществляя организационно-распорядительные функции по таможенному оформлению товаров, он в силу своего должностного положения является субъектом административного правонарушения.
Доводы У.А.А. о том, что товар с учетом его характеристики правильно был им классифицирован по коду товара по ЕТН ВЭД ТС 8483 30800 8 (подшипники скольжения для валов) являются несостоятельными по следующим основаниям.
Правилом 1 Основных правил интерпретации ТН ВЭД, утвержденных решением Совета Евразийской экономической комиссии от 16.07.2012 N 54, установлено, что для юридических целей классификация товаров в ТН ВЭД осуществляется исходя из текстов товарных позиций и соответствующих примечаний к разделам или группам и, если такими текстами не предусмотрено иное, в соответствии с положениями правил 2 - 6.
В соответствии с п. "ж" примечания 1 к разделу XVI в данный раздел не включаются части общего назначения, описанные в примечании 2 к разделу XV, из недрагоценного металла (раздел XV).
Согласно п. "а" примечания 2 к разделу XV "Недрагоценные металлы и изделия из них" во всей номенклатуре термин "части общего назначения" означает изделия, в том числе товарной позиции 7318 и аналогичные изделия из прочих недрагоценных металлов.
Решение таможенного органа о классификации товаров было принято на основании правила 1 Основных правил интерпретации ТН ВЭД исходя из текстов товарных позиций и соответствующих примечаний к разделам или группам, с учетом того, что наименования товарных позиций и примечания к разделам и группам являются приоритетными, то есть учитываются в первую очередь при классификации товара.
Таким образом, таможенным органом правильно классифицирован декларируемый товар по коду подсубпозиции 7318 22000 9 - шайбы прочие.
Доводы жалобы о том, что указание в декларации неправильного кода товара не свидетельствует о совершении вменяемого административного правонарушения, основаны на ошибочном толковании диспозиции ч. 2 ст. 16.2 КоАП РФ. Объективная сторона данного правонарушения включает в себя, в том числе, заявление при таможенном декларировании товаров недостоверных сведений о классификационном коде по единой Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности Таможенного союза.
Иные доводы жалобы о незаконности постановления должностного лица и решения судьи не свидетельствуют и основанием для их отмены служить не могут.
Таким образом, постановление должностного лица таможенного органа и решение судьи, вынесенные с учетом всех обстоятельств дела, подтвержденных совокупностью исследованных доказательств, являются законными и обоснованными, оснований для их отмены и удовлетворения жалобы не имеется.
Руководствуясь требованиями ст. ст. 30.7 - 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

решил:

постановление заместителя начальника Карельской таможни от 21 мая 2013 г. и решение судьи Петрозаводского городского суда Республики Карелия от 25 июня 2013 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 16.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении У.А.А. оставить без изменения, его жалобу - без удовлетворения.

Судья
Н.А.КОЛБАСОВА















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "TMJ.SU | Таможенное дело. Таможенное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)