Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПЯТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 03.04.2009 N 05АП-347/2009 ПО ДЕЛУ N А51-10832/2008-7-245

Разделы:
Таможенное декларирование и оформление; Таможенное дело

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ПЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 3 апреля 2009 г. N 05АП-347/2009

Дело N А51-10832/2008-7-245

Резолютивная часть постановления оглашена 01.04.2009 г.
Постановление в полном объеме изготовлено 03.04.2009 г.
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего: Г.А. Симоновой,
судей: О.Ю. Еремеевой, З.Д. Бац,
при ведении протокола секретарем судебного заседания: Агапитовой О.А.,
при участии:
от заявителя: не явились, извещены,
от ответчика: Прохорова Ю.С., представитель по доверенности N 2332 от 13.03.2009,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу закрытого акционерного общества "Ольгерд"
на решение от 19.12.2008 г.
судьи Н.В. Колтуновой
по делу N А51-10832/2008 7-245 Арбитражного суда Приморского края
по заявлению Закрытого акционерного общества "Ольгерд"
к Уссурийской таможне
об оспаривании решения

установил:

Закрытое акционерное общество "Ольгерд" (далее по тексту - Общество, Заявитель) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными действий начальника Уссурийского таможенного поста Уссурийской таможни Дальневосточного таможенного управления Федеральной таможенной службы, выразившихся в выставлении требования от 18.07.2008 N 06-15/446 о предъявлении товара, ввозимого в адрес Общества.
Решением суда от 19.12.2008 в удовлетворении заявленных требований отказано. Судебный акт мотивирован тем, что полномочия по таможенному оформлению ввозимого заявителем товара возложены на Уссурийский таможенный пост, который для выполнения возложенных на него функций вправе применить те формы таможенного контроля, которые считает необходимыми.
Не согласившись с решением суда, Общество обжаловало его в апелляционном порядке.
В обоснование жалобы указало на то, что п. 2 ст. 127 ТК РФ не содержит прямого указания на то, что товар должен предъявляться именно по месту его оформления. Считает, что обязанность по предъявлению товара декларант может исполнить по месту его нахождения. Таможенным органом не представлено доказательств того, что совершение операций по таможенному контролю в отношении товара по ГТД N 10716050/180708/0006836 по месту нахождения товара привело бы к снижению эффективности таможенного контроля. В соответствии с п. 2 ст. 59 ТК РФ требования таможенных органов при производстве таможенного оформления должны быть обоснованны и ограничены требованиями, установленными в соответствии с Таможенным кодексом РФ и необходимыми для обеспечения соблюдения таможенного законодательства Российской Федерации. В нарушение данной нормы ни таможенный орган, ни суд первой инстанции в решении, не доказали обоснованности и необходимости предъявления товара именно в таможенный орган оформления.
ЗАО "Ольгерд", извещенное надлежаще о времени и месте судебного заседания, явку представителя в суд не обеспечило, через канцелярию суда представило пояснения к жалобе. В соответствии с частью 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствие не явившихся участников процесса.
Уссурийская таможня в судебном заседание с доводами жалобы не согласилась, решение суда первой инстанции считает законным и обоснованным, просит оставить жалобу без удовлетворения.
Изучив материалы дела, заслушав доводы лиц, участвующих в деле, проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, арбитражный суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены судебного акта.
Из материалов дела судом установлено, что во исполнение внешнеторгового контракта N GN-YW0707SP-013 от 25.06.2007, заключенного между ЗАО "Ольгерд" и компанией "LUNYI YUWANG VEGETEBLE PROTEIN CO., LTD", на таможенную территорию России ввезен товар - соевый белок (изолят) в количестве 92 000 кг
Товар поставлен на условиях "DAF Гродеково" по прибытии на территорию России размещен в зоне таможенного контроля таможенного поста Гродековской таможни.
В целях таможенного оформления товара Общество подало в Уссурийскую таможню грузовую таможенную декларацию N 10716050/180708/0006836.
Подача ГТД произведена обществом в соответствии с пунктом 1 Приказа ФТС РФ N 1307 от 23.10.2007 "О таможенных органах, правомочных принимать таможенные декларации" в Уссурийский таможенный пост Уссурийской таможни.
18.07.2008 начальником Уссурийского таможенного поста Уссурийской таможни в адрес ЗАО "Ольгерд" направлено требование N 06-15/446, которым Обществу предложено предъявить товары по месту их декларирования в зону Уссурийского таможенного поста.
Как следует из пояснений заявителя и представленных в дело документов, основанием для предъявления требований явилось решение начальника Уссурийской таможни, принятое 24.03.2008 на состоявшемся оперативном совещании и отраженное в протоколе N 10-04/14.
Согласно данному решению при размещении товаров на СВХ, расположенных в непосредственной близости от пунктов пропуска, и подаче грузовой таможенной декларации на внутренних таможенных постах, с 24.03.08 начальникам таможенных постов предписано требовать предъявления этих товаров по месту оформления ГТД.
Считая, что действия таможни по выставлению требования о предъявлении товара по месту его декларирования не соответствуют закону и нарушают права и законные интересы в сфере внешнеэкономической деятельности, ЗАО "Ольгерд" обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.
Частью 1 статьи 198 АПК РФ установлено, что граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовом) акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с пунктом 1 статьи 77 Таможенного кодекса Российской Федерации после прибытия товаров и представления таможенному органу соответствующих документов и сведений товары могут быть разгружены или перегружены, помещены на склад временного хранения, заявлены к определенному таможенному режиму либо к внутреннему таможенному транзиту.
Согласно части 1 статьи 14 ТК РФ все товары и транспортные средства, перемещаемые через таможенную границу, подлежат таможенному оформлению и таможенному контролю в порядке и на условиях, которые предусмотрены настоящим Кодексом.
Таможенное оформление в силу пунктов 1, 2 статьи 60 ТК РФ включает совокупность действий с момента представления перевозчиком документов и предъявления товаров в месте прибытия на таможенную территорию России до их выпуска под заявленный таможенный режим.
В соответствии с пунктом 1 статьи 124 Таможенного кодекса РФ декларирование товаров производится путем заявления таможенному органу в таможенной декларации или иным способом, предусмотренным настоящим Кодексом, в письменной, устной, электронной или конклюдентной форме сведений о товарах, об их таможенном режиме и других сведений, необходимых для таможенных целей.
Декларирование товаров начинается с момента подачи таможенной декларации и завершается проверкой соответствия заявленных в ней сведений о товаре путем принятия таможенным органом решения о его выпуске.
В соответствии с пунктом 3 статьи 132 ТК РФ с момента принятия таможенная декларация становиться документом, свидетельствующим о фактах, имеющих юридическое значение.
Согласно ч. 1 ст. 359 ТК РФ при таможенном оформлении товаров таможенными органами осуществляется проверка таможенной декларации, иных документов, представляемых в таможенный орган, а также проверка товаров в целях установления соответствия сведений, указанных в таможенной декларации, иных документах, наименованию, количеству и стоимости товаров.
До принятия решения о выпуске товаров таможенный орган вправе провести мероприятия таможенного контроля в формах таможенного осмотра и досмотра товаров и транспортных средств (ст. 372 ТК РФ).
Согласно статье 62 ТК РФ таможенное оформление товаров производится в местах нахождения таможенных органов во время работы этих органов.
Таможенные операции по таможенному оформлению товаров и транспортных средств совершаются также непосредственно в местах нахождения таможенных органов и их структурных подразделений (статья 406 ТК РФ).
В соответствии со статьями 406 и 407 ТК РФ по мотивированному запросу декларанта либо иного заинтересованного лица отдельные таможенные операции при производстве таможенного оформления могут совершаться вне мест нахождения и вне времени работы таможенных органов.
Вместе с тем статьей 408 ТК РФ таможенные органы наделены для выполнения возложенных на них функций определенными правомочиями, в том числе принимать меры, предусмотренные Таможенным кодексом Российской Федерации в целях обеспечения соблюдения таможенного законодательства.
Зоны таможенного контроля создаются для целей проведения таможенного контроля в формах таможенного осмотра и таможенного досмотра товаров и транспортных средств, их хранения и перемещения под таможенным наблюдением.
Зоны таможенного контроля могут быть созданы вдоль таможенной границы, в местах производства таможенного оформления, совершения таможенных операций, в местах перегрузки товаров, их осмотра и досмотра, в местах временного хранения, стоянки транспортных средств, перевозящих находящиеся под таможенным контролем товары, и в иных местах, определенных в соответствии с Кодексом. Зоны таможенного контроля могут быть постоянными в случаях регулярного нахождения в них товаров, подлежащих таможенному контролю, или временными. Временные зоны таможенного контроля могут создаваться при необходимости осуществления осмотра или досмотра товаров и транспортных средств, обнаруженных таможенными органами вне постоянных зон таможенного контроля. Решение о создании временной зоны таможенного контроля принимается начальником таможенного органа или лицом, его замещающим, в письменной форме (пункты 1 и 2 статьи 362 ТК РФ).
При этом согласно пункту 5 статьи 362 ТК РФ, проверка товаров может осуществляться только в зонах таможенного контроля.
Из приведенных выше норм суд первой инстанции обоснованно указал, что для производства таможенного оформления товаров и транспортных средств вне мест совершения таможенных операций существует особый порядок, носящий разрешительный характер.
Кроме того, пунктом 2 статьи 127 ТК РФ для декларанта установлены определенные обязанности, а именно: подать таможенную декларацию и представить в таможенный орган необходимые документы и сведения; по требованию таможенного органа предъявить декларируемые товары; уплатить таможенные платежи или обеспечить их уплату. В силу положений статьи 389 ТК РФ по требованию таможенного органа декларант обязан произвести транспортировку, взвешивание, погрузку, выгрузку, перегрузку и иные операции с товаром.
Систематическое толкование приведенных положений позволяет сделать вывод о том, что для обеспечения соблюдения таможенного законодательства Российской Федерации, своевременности проверки таможенной декларации, иных документов, представляемых в таможенный орган, а также для проверки товаров в целях подтверждения сведений, указанных в таможенной декларации, таможенный орган вправе принять соответствующие меры, в том числе потребовать представления товаров именно в зоне таможенного контроля таможни, в регионе деятельности которой производится таможенное оформление, а декларант обязан это требование исполнить в силу статьи 127 ТК РФ.
Как установлено судом, Общество подало таможенную декларацию на таможенный пост в силу положений Приказа ФТС N 1307 от 23.10.2007.
Поскольку полномочия по таможенному оформлению ввозимого заявителем товара возложены на Уссурийский таможенный пост, следовательно данный пост для выполнения возложенных на него функций вправе применить те формы таможенного контроля, которые считает необходимым.
В этой связи, суд первой инстанции обоснованно признал правомерным решение таможенного поста о проведении контроля товара в форме таможенного досмотра с размещением товара в зоне таможенного контроля, выраженное в направленному обществу требованию.
Доводу заявителя жалобы о недоказанности таможенным органом снижения эффективности таможенного контроля при совершении таможенных операций в местах нахождения товаров и транспортных средств, дана надлежащая правовая оценка судом первой инстанции, с указанием на то, что оценка эффективности проведения таможенных операций является прерогативой таможенных органов, что не противоречит положениям таможенного законодательства.
Ссылка на п. 79 Инструкции о действиях должностных лиц таможенных органов, осуществляющих таможенное оформление и таможенный контроль при декларировании и выпуске товаров, утв. Приказом ГТК РФ от 28.11.03 N 1356, правомерно не принята судом первой инстанции во внимание, так как данным пунктом предусмотрено право таможенного органа в случае декларирования товара таможенному органу, отличному от места его доставки, поручить проведение таможенного досмотра таможенному органу, в регионе деятельности которого хранится товар.
Следует отметить, что представление такой возможности не исключает полномочия таможенного органа, осуществляющего таможенное оформление товара, потребовать предъявления товара в месте оформления ГТД, и не отменяет обязанность декларанта исполнить данное требование, наличие такого права не означает безусловной возможности проведения таможенного досмотра вне места предъявления таможенной декларации, поскольку полномочия таможенного органа, осуществляющего таможенное декларирование, на самостоятельное осуществление необходимых процедур таможенного контроля и соответствующая обязанность декларанта исполнить требование о предъявлении товара, закреплены Таможенным кодексом Российской Федерации.
Учитывая, что таможенное оформление производится не позднее трех рабочих дней с момента принятия таможенной декларации, представления иных необходимых документов и сведений, а также со дня предъявления товаров таможенным органом (ч. 1 ст. 152 ТК РФ), принимая во внимание обязанность декларанта по требованию таможенного органа, производящего таможенное оформление и таможенный контроль, предъявить товары по месту оформления ГТД, коллегия апелляционной инстанции считает, что оспариваемое требование Уссурийского таможенного поста о предъявлении товаров основано на законе.
Частью 3 статьи 201 АПК РФ предусмотрено, что если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу ст. 270 АПК РФ основанием для отмены решения суда не установлено.
При таких обстоятельствах, оснований для отмены обжалуемого судебного акта и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 258, 266 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд,

постановил:

Решение от 19.12.2008 по делу N А51-10832/2008 7-245 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Приморского края в течение двух месяцев.

Председательствующий
Г.А.СИМОНОВА

Судьи
З.Д.БАЦ
О.Ю.ЕРЕМЕЕВА















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "TMJ.SU | Таможенное дело. Таможенное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)