Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ТРИНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 21.11.2013 ПО ДЕЛУ N А26-4186/2013

Разделы:
Таможенные платежи; Таможенное дело

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 21 ноября 2013 г. по делу N А26-4186/2013


Резолютивная часть постановления объявлена 12 ноября 2013 года
Постановление изготовлено в полном объеме 21 ноября 2013 года
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Есиповой О.И.
судей Зотеевой Л.В., Шульги Л.А.
при ведении протокола судебного заседания секретарем Беляевой Ю.А.
при участии в заседании:
- от заявителя: Черницов А.Г. - по доверенности от 11.06.2013, Баландин В.Э. - по доверенности от 06.11.2013, Павлов Р.В. - по доверенности от 25.06.2013, Амосова Т.Г. - по доверенности от 25.06.2013;
- от заинтересованного лица: Малиновская Я.В. - по доверенности от 14.03.2013 N 21, Ершов С.П. - по доверенности от 20.12.2012 N 118;
- рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-20543/2013) Общества с ограниченной ответственностью "Стора Энсо Форест Вест" на решение Арбитражного суда Республики Карелия от 08.08.2013 по делу N А26-4186/2013 (судья Свидская А.С.), принятое
по заявлению ООО "Стора Энсо Форест Вест", место нахождения: 191186, г. Санкт-Петербург, наб. Реки Мойки, д. 37, ОГРН 1037867001963,
к Карельской таможне
о признании незаконными действий, выразившихся в отказе в выпуске товара,

установил:

Общество с ограниченной ответственностью "Стора Энсо Форест Вест", 191186, г. Санкт-Петербург, наб. Реки Мойки, д. 37, ОГРН 1037867001963, (далее - заявитель, общество, ООО "Стора Энсо Форест Вест") обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия с заявлением к Карельской таможне (далее - заинтересованное лицо, таможенный орган) о признании незаконными действий, выразившихся в отказе в выпуске товара, задекларированного по таможенной декларации N 10227110/100413/0000376, и обязании устранить допущенные нарушения прав и законных интересов общества путем выпуска указанного товара в соответствии с заявленной таможенной процедурой.
Решением суда от 08.08.2013 обществу отказано в удовлетворении заявления.
В апелляционной жалобе ООО "Стора Энсо Форест Вест", ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права, просит отменить судебный акт и удовлетворить заявление общества. Податель жалобы полагает, что при разрешении настоящего спора подлежали применению положения Соглашения Правительств государств - членов Евразийского экономического сообщества "О правилах лицензирования в сфере внешней торговли товарами" от 09.06.2009 г., Протокол между Правительством Российской Федерации и Европейским Союзом о технических модальностях во исполнение Соглашения в форме обмена Письмами между Российской Федерацией и Европейским Союзом в отношении администрирования тарифных квот, применяемых в отношении экспорта леса из Российской Федерации в Европейский Союз, подписанный 16 декабря 2011 года, а не Постановление Правительства Российской Федерации "О тарифных квотах на отдельные виды лесоматериалов хвойных пород, вывозимых за пределы территории Российской Федерации и территории государств - участников соглашений о Таможенном союзе" от 30.07.2012 г. N 779. Общество в апелляционной жалобе указало также на ошибочность вывода суда о том, что существенным условием разовой лицензии является товар, произведенный не имеющим задолженности по арендным платежам заявителем-арендатором или приобретенный заявителем у надлежащего арендатора, именно такой товар в контексте определения разовой льготы, с учетом пункта 4 Правил распределения тарифных квот, будет лицензируемым товаром и, соответственно, товаром, экспортируемым с использованием предоставленной лицензией тарифной квоты.
В судебном заседании представитель общества поддержал доводы апелляционной жалобы.
Представитель Карельской таможни возражал против удовлетворения апелляционной жалобы по изложенным в отзыве мотивам.
Законность и обоснованность судебного акта проверена в апелляционном порядке в пределах доводов апелляционной жалобы.
Из материалов дела следует, что во исполнение заключенного ООО "Стора Энсо Форест Вест" с Компанией "Stora Enso Oyj" (Финляндия) контракта N 13932 от 01.12.2012 г. заявителем 03 января 2013 года подана к оформлению временная декларация на товары N 10227110/030113/0000007, согласно которой к таможенной процедуре экспорта заявлен товар - "Пиловочник сосновый "Pinus Sylvestris L.", неокоренный, необработанный, диаметром в верхнем торце 15 - 24 см (товар N 1) и диаметром в верхнем торце 25 - 50 см (товар N 2)".
24 декабря 2012 года и 20 марта 2013 года общество уплатило вывозные таможенные пошлины по льготным ставкам.
При декларировании для подтверждения права на льготную ставку вывозных таможенных пошлин представлены разовые экспортные лицензии N 28RU12046000312 и N 28RU12046000318 от 25.12.2012 г., сведения о которых отражены в графах 44 декларации. Согласно отметке таможенного органа в графе "С" указанной декларации выпуск товара по ней разрешен 03 января 2013 года (т. 1, л.д. 12-14), на основании чего товар в период с 08.01.2013 г. по 11.02.2013 г. вывезен с таможенной территории Таможенного союза железнодорожным транспортом.
10 апреля 2013 года обществом подана полная декларация на товары N 10227110/100413/0000376, в которой заявлены вышеуказанные товары N 1 и N 2 по кодам ТН ВЭД ТС соответственно 4403203101 и 4403203102.
В ходе проверочных мероприятий таможенным органом запрошены документы, подтверждающие производителей товаров, указанных в графе 31 декларации, а также договор поставки N 13951 от 01.12.2012 г., указанный в полях реквизита 16 разовых экспортных лицензий. Обществом выполнены требования таможенного органа и представлены договоры поставки N 13951 от 01.12.2012 г., N 13450 и N 13447 от 05.03.2010 г., N 13773 от 01.01.2012 г., заключенные соответственно с ООО "Терминал", ООО "Зенит", ЗАО "Шуялес" и ООО "Русский лесной альянс".
По результатам проведенной проверки 11 апреля 2013 года Карельской таможней принято решение об отказе в выпуске товара, задекларированного по таможенной декларации N 10227110/100413/0000376, в связи с несоблюдением условий выпуска товаров, установленных подпунктами 1 и 3 статьи 195 ТК ТС, а именно непредставлением лицензии и неуплатой таможенных пошлин, и рекомендовано задекларировать товар и уплатить таможенные пошлины по базовым ставкам.
Полагая, что отказ таможни в выпуске товара не соответствует таможенному законодательству таможенного союза и нарушает его права и законные интересы в сфере предпринимательской деятельности, а именно лишает возможности применить льготную ставку вывозных таможенных пошлин (15 процентов от таможенной стоимости товара), общество обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании указанных действий незаконными.
Отказывая в удовлетворении заявления, суд первой инстанции исходил из того, что у заявителя имелось право на льготу при уплате таможенных пошлин на вывозимые лесоматериалы, однако представленные заявителем при таможенном декларировании лицензии нельзя было соотнести с вывезенным товаром, и пришел к выводу, что вывозимый товар должен облагаться вывозной таможенной пошлиной в соответствии с заявленными кодами ТН ВЭД ТС не по ставке 15 процентов от таможенной стоимости товара (как уплачено обществом), а по ставке 80 процентов от таможенной стоимости товара, но не менее 55,2 евро за 1 куб. м, в связи с чем у Карельской таможни имелись правовые основания (подпункты 1 и 3 пункта 1 статьи 195 ТК ТС) для отказа в выпуске товара, задекларированного по таможенной декларации N 10227110/100413/0000376.
Выслушав представителей сторон, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив правильность соблюдения судом норм материального права, а также соответствие выводов суда обстоятельствам дела и представленным доказательствам, судебная коллегия находит доводы апелляционной жалобы обоснованными, а решение суда подлежащим отмене в силу следующего.
Согласно пункту 1 статьи 152 Таможенного кодекса перемещение товаров через таможенную границу осуществляется с соблюдением запретов и ограничений, если иное не установлено настоящим Кодексом, международными договорами государств - членов таможенного союза, решениями Комиссии таможенного союза и нормативными правовыми актами государств - членов таможенного союза, изданными в соответствии с международными договорами государств - членов таможенного союза, которыми установлены такие запреты и ограничения.
Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 16.08.2012 N 134 "О нормативных правовых актах в области нетарифного регулирования" утвержден Единый перечень товаров, к которым применяются запреты или ограничения на ввоз или вывоз государствами - членами Таможенного союза в рамках Евразийского экономического сообщества в торговле с третьими странами.
В раздел 1.5 Единого перечня включены товары, экспортированные обществом (код ТН ВЭД ТС 4403 20 310).
Соглашением Правительств государств - членов Евразийского экономического сообщества от 09.06.2009 "О правилах лицензирования в сфере внешней торговли товарами" далее - Соглашение) определен порядок выдачи лицензий и разрешений на экспорт и (или) импорт товаров, включенных в Единый перечень товаров, к которым применяются запреты или ограничения на ввоз или вывоз государствами - участниками таможенного союза в рамках Евразийского экономического сообщества в торговле с третьими странами.
Согласно статье 2 указанного Соглашения под разовой лицензией понимается лицензия, выдаваемая участнику внешнеторговой деятельности на основании внешнеторговой сделки, предметом которой является лицензируемый товар, и предоставляющая право на экспорт и (или) импорт этого товара в определенном количестве.
Условия и порядок выдачи лицензии регламентированы статьей 3 Соглашения.
Согласно пункту 3 статьи 3 Соглашения для оформления лицензии в уполномоченный орган представляются документы:
- - заявление о выдаче лицензии, заполненное и оформленное в соответствии с инструкцией об оформлении заявления о выдаче лицензии на экспорт и (или) импорт отдельных видов товаров и оформлении такой лицензии (далее - заявление), согласно приложению N 1;
- - электронная копия заявления в формате, утвержденном Комиссией, созданная с помощью программного обеспечения, разработанного Комиссией и передаваемого участникам внешнеторговой деятельности на безвозмездной основе. Участник внешнеторговой деятельности может использовать собственное программное обеспечение, которое формирует электронную копию заявления в строгом соответствии с утвержденным Комиссией форматом;
- - копия внешнеторгового договора (контракта), приложения и (или) дополнения к нему (для разовой лицензии), а в случае отсутствия внешнеторгового договора (контракта) - копия иного документа, подтверждающего намерения сторон;
- - копия документа о постановке на учет в налоговом органе;
- - копия лицензии на осуществление лицензируемого вида деятельности, если такой вид деятельности связан с оборотом товара, в отношении которого введено лицензирование на единой таможенной территории;
- - иные документы, если они определены решением Комиссии, на основании которого введено лицензирование данного товара.
При этом оговорки о праве Правительств государств - членов Евразийского экономического сообщества требовать предоставления дополнительных документов для выдачи лицензии указанный пункт Соглашения не содержит.
Согласно пункту 7 статьи 3 Соглашения Правительств - государств членов ЕврАзЭс от 09.06.2009 заявитель (участник внешнеторговой деятельности) до таможенного декларирования товаров представляет оригинал лицензии в соответствующий таможенный орган, который при постановке лицензии на контроль выдает заявителю ее копию с отметкой таможенного органа о постановке на контроль.
Сторонами не оспаривается соблюдение заявителем пункта 7 статьи 3 Соглашения.
Отсутствие лицензии является основанием для отказа в таможенном оформлении товаров таможенными органами государств Сторон.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.07.2012 N 756 (действовавшим в период возникновения правоотношений) утверждены ставки вывозных таможенных пошлин на товары, вывозимые из Российской Федерации за пределы государств - участников соглашений о Таможенном союзе, в том числе товары, продекларированные и экспортированные обществом.
Согласно данному постановлению Правительства Российской Федерации ставка вывозной таможенной пошлины товаров с кодом ТН ВЭД ТС 4403 20 310 составляет 80%, но не менее 55,2 евро за 1 куб. м; 15% - при наличии лицензии, выданной компетентным органом.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.2012 N 779 утверждены тарифные квоты в отношении сосны обыкновенной (код ТН ВЭД ТС 4403 20 310), вывозимой за пределы территории Российской Федерации и территории государств - участников соглашений о Таможенном союзе, а также Правила распределения между участниками внешнеэкономической деятельности тарифных квот в отношении ели обыкновенной или пихты белой европейской и сосны обыкновенной, вывозимых за пределы территории Российской Федерации и территории государств - участников соглашений о Таможенном союзе в Европейский союз (далее - Правила).
Согласно Правилам использование тарифной квоты осуществляется в порядке, предусмотренном международным договором Российской Федерации, посредством выдачи Министерством промышленности и торговли Российской Федерации разовых лицензий (далее - лицензия) (пункт 2).
Пунктом 3 Правил предусмотрено, что лицензия выдается в порядке, установленном Соглашением о правилах лицензирования в сфере внешней торговли товарами от 9 июня 2009 г, с учетом особенностей, предусмотренных настоящими Правилами.
В отличие от пункта 3 статьи 3 Соглашения абзац шестой пункта 6 Правил (в редакции, действовавшей на день оформления лицензии и вывоза товара) предусматривал дополнительно для оформления лицензии предоставление заявителем копий договора (договоров) купли-продажи (поставки) ели и сосны обыкновенной с арендатором (арендаторами) лесного участка в объеме, указанном в разрешении на тарифную квоту, выданном участнику внешнеэкономической деятельности компетентным органом государства - члена Европейского союза (далее - разрешение на квоту), в случае если заявитель не является арендатором лесного участка.
Кроме того, пункт 4 Правил в действовавшей редакции предусматривал выдачу лицензии участникам внешнеэкономической деятельности, которые являются арендаторами лесных участков, обладающими правом на заготовку ели и сосны обыкновенной, и не имеют задолженности по арендным платежам либо которые заключили договор купли-продажи (поставки) ели и сосны обыкновенной с такими арендаторами (далее - заявитель).
Поскольку в отношении экспортированного обществом товара (код ТН ВЭД ТС 4403 20 310), определенного в разделе 1.5 Единого перечня, Комиссией не принято решения о предоставлении дополнительных документов при лицензировании, а также отсутствуют Положения о применении ограничений при вывозе с таможенной территории Таможенного союза товара, дополнительные предъявляемые внутренним законодательством члена Евразийского экономического сообщества требования в отношении указанного товара (пункт 6 Правил) как при лицензировании, так и вывозе с таможенной территории Таможенного союза нельзя признать соответствующими нормам международного права и подлежащими применению к рассматриваемым правоотношениям.
Суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что факт наличия у заявителя выданных уполномоченным территориальным органом в установленном законом порядке разовых лицензий подтверждает право на льготу при уплате таможенных пошлин на вывозимые лесоматериалы.
Соответственно, пока уполномоченным органом не принято решение о прекращении или приостановлении действия лицензии, разовые экспортные лицензии N 28RU12046000312 и N 28RU12046000318 от 25.12.2012 г. считаются действующими.
Вместе с тем, делая вывод о невозможности соотнести вывезенный обществом товар с указанными разовыми лицензиям, поскольку обществом при вывозе товара были представлены не все договоры с поставщиками лесопродукции, суд первой инстанции руководствовался положениями пункта 6 Правил, противоречащими международному Соглашению, при этом применительно к рассматриваемому спору вопреки выводам суда не может иметь правового значения факт утверждения Правительством Российской Федерацией Правил распределения между участниками внешнеэкономической деятельности тарифных квот в отношении ели обыкновенной или пихты белой европейской и сосны обыкновенной, вывозимых за пределы территории Российской Федерации и территории государств - участников соглашений о Таможенном союзе в Европейский союз более поздней датой, чем подписанное международное Соглашение.
Правильность позиции подателя жалобы о несоответствии нормам международного Соглашения требований Правил подтверждается и тем обстоятельством, что Постановлением Правительства РФ от 24.10.2013 N 946 пункты 4 и абзац 6 пункта 6 признаны утратившим силу (с 05.11.2013).
Судебная коллегия согласна с доводом апелляционной жалобы, что применительно к рассматриваемым отношениям не имеет правового значения, кем заготавливались отправленные на экспорт пиломатериалы - ООО "Терминал" или иными организациями, поскольку со всеми партнерами у заявителя заключены договоры поставки и факт приобретения обществом товаров на внутреннем рынке в ходе проверочных мероприятий подтвержден, к тому же товары являются аналогичными и не обладают индивидуально-определенными признаками.
Поскольку действия таможенного органа нельзя признать соответствующими требованиям статьи 152 Таможенного кодекса Таможенного союза, судебная коллегия не усматривает у Карельской таможни правовых оснований (подпункты 1 и 3 пункта 1 статьи 195 ТК ТС) для отказа в выпуске товара, задекларированного по таможенной декларации N 10227110/100413/0000376.
Судебная коллегия полагает, что при установленных судом апелляционной инстанции обстоятельствах, вывозимый товар должен облагаться вывозной таможенной пошлиной в соответствии с заявленными кодами ТН ВЭД ТС по ставке 15 процентов от таможенной стоимости товара (как уплачено обществом), в связи с чем считает права и интересы ООО "Стора Энсо Форест Вест" как субъекта внешнеэкономической деятельности нарушенными.
При таких обстоятельствах решение суда, как вынесенное с нарушением норм материального права, подлежит отмене с принятием нового судебного акта об удовлетворении заявления общества.
В соответствии с частью 1 статьи 110 АПК РФ судебные расходы за рассмотрение дела в суде первой и апелляционной инстанции судебная коллегия относит на Карельскую таможню.
Излишне уплаченная заявителем по платежному поручению N 12826 от 30.08.2013 государственная пошлина в размере 1000 рублей за рассмотрение апелляционной жалобы подлежит возврату из федерального бюджета на основании подпункта 1 пункта 1 статьи 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации.
На основании изложенного, руководствуясь пунктом 2 статьи 269, статьями 270 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд

постановил:

решение Арбитражного суда Республики Карелия от 08 августа 2013 года по делу N А26-4186/2013 отменить.
Признать действия Карельской таможни, выразившиеся в отказе в выпуске товара, задекларированного Обществом с ограниченной ответственностью "Стора Энсо Форест Вест" (ОГРН 1037867001963, ИНН 7841001397) по таможенной декларации N 10227110/100413/0000376, незаконными, несоответствующими Таможенному кодексу Таможенного союза.
Взыскать с Карельской таможни в пользу Общества с ограниченной ответственностью "Стора Энсо Форест Вест" 3 000 рублей государственной пошлины за рассмотрение дела в судах первой и апелляционной инстанциях.
Возвратить Обществу с ограниченной ответственностью "Стора Энсо Форест Вест" из федерального бюджета 1 000 рублей излишне уплаченной государственной пошлины.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления постановления в законную силу.

Председательствующий
О.И.ЕСИПОВА

Судьи
Л.В.ЗОТЕЕВА
Л.А.ШУЛЬГА















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "TMJ.SU | Таможенное дело. Таможенное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)