Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДЕВЯТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 25.04.2013 N 09АП-9671/2013, 09АП-12590/2013 ПО ДЕЛУ N А40-151466/12-20-681

Разделы:
Ввоз (импорт) товаров; Таможенное дело

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ДЕВЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 25 апреля 2013 г. N 09АП-9671/2013, 09АП-12590/2013

Дело N А40-151466/12-20-681

Резолютивная часть постановления объявлена 18.04.2013 г.
Полный текст постановления изготовлен 25.04.2013 г.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи С.Н. Крекотнева,
судей Е.А. Солоповой, Н.В. Дегтяревой,
при ведении протокола судебного заседания секретарем И.С. Забабуриным
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционные жалобы
Управления Федеральной налоговой службы России по городу Москве и ИФНС
России N 29 по г. Москве
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 11.02.2013
по делу N А40-151466/12-20-681, принятое судьей А.В. Бедрацкой
по иску (заявлению) ООО "Вэлф-Эксим" (ОГРН 1027700488188; 119634, г. Москва, Боровское ш., д. 37, корп. 3)
к ИФНС России N 29 по г. Москве (ОГРН 1047729038224, 119454, г. Москва, ул. Лобачевского, 66а); Управление Федеральной налоговой службы России по городу Москве (ОГРН 1047729038224, 115191, г. Москва, ул. Большая Тульская, д. 15; 125284, г. Москва, Хорошевское ш., 12А)
о признании незаконными решений
при участии в судебном заседании:
от заявителя - Силиванов В.А. по дов. N б/н от 15.11.2012
от заинтересованных лиц - ИФНС России N 29 по г. Москве Зеленько Т.Н. по дов. N 010109 от 23.04.2013
Управление Федеральной налоговой службы России по городу Москве Тимофеева М.В. по дов. N 48 от 16.11.2012

установил:

ООО "Вэлф-Эксим" обратилось с заявлением в арбитражный суд о признании недействительными решения Инспекции федеральной налоговой службы России N 29 по г. Москве от 20.08.2012: N 20-15/3692 о привлечении налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения за 4 квартал 2011 г., N 20-15/66 об отказе в возмещении полностью суммы НДС, заявленной к возмещению; решения УФНС России по г. Москве от 06.11.2012 г. N 21-19/106217.
Решением Арбитражного суда г. Москвы от 11.02.2013 г. заявленные требования удовлетворены в полном объеме.
Не согласившись с принятым решением, ИФНС России N 29 по г. Москве и Управление Федеральной налоговой службы по г. Москве обратились с апелляционными жалобами, в которых просят решение суда отменить, в удовлетворении заявленных требований отказать.
Общество представило отзыв на апелляционные жалобы, в которых, не соглашаясь с доводами жалоб, просит оставить решение суда без изменения, а апелляционные жалобы инспекций - без удовлетворения.
Законность и обоснованность принятого решения проверены апелляционной инстанцией в порядке ст. ст. 266, 268 АПК РФ.
Изучив представленные в дело доказательства, заслушав представителей заявителя и заинтересованных лиц, рассмотрев доводы апелляционных жалоб и отзыва на них, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения решения арбитражного суда, принятого в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах и обстоятельствами дела, и удовлетворения апелляционных жалоб, исходя из следующего.
Как следует из материалов дела, 20 января 2012 г. ООО "ВЭЛФ-ЭКСИМ" представлена в ИФНС России N 29 по г. Москве налоговая декларация (расчет) 22609417. В соответствии с данными строки 050 Раздела 1 налоговой декларации за 4 квартал 2011 года. Заявителем заявлено право на возмещение налога на добавленную стоимость в размере 1 980 130 руб.
По результатам камеральной налоговой проверки составлен Акт N 20-15/829 от 05 мая 2012 года (далее "Акт").
В Акте Ответчиком указано на необоснованность предъявления к возмещению из Федерального бюджета суммы налога на добавленную стоимость (далее НДС) в размере 1 980 130 руб. По результатам проверки предлагается взыскать с ООО "ВЭЛФ-ЭКСИМ" суммы неуплаченных (не полностью уплаченных) (не перечисленных (не полностью перечисленных) налогов (сборов), а именно НДС в размере 2 071 114 руб.
20 августа 2012 года ИФНС России N 29 по г. Москве приняты Решения: N 20-15/3692 "О привлечении налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения за 4 квартал 2011 г."; N 20-15/66 "Об отказе в возмещении полностью суммы налога на добавленную стоимость, заявленной к возмещению".
В решении N 20-15/3692 "О привлечении налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения за 4 квартал 2011 г." ИФНС России N 29 по г. Москве принято решение доначислить Обществу за 4 квартал 2012 года сумму НДС в размере 2 071 114 руб. Решением N 20-15/66 от 20 августа 2012 года отказано в возмещении полностью суммы налога на добавленную стоимость, заявленной к возмещению в размере 1 980 130 руб.
21 сентября 2012 года Заявителем подана Апелляционная жалоба на Решения N 20-15/3692 и N 20-15/66.
Решением УФНС России по г. Москве по апелляционной жалобе от 06 ноября 2012 г. N 21-19/21-19/106217 апелляционная жалоба Заявителя оставлена без удовлетворения, решения ИФНС N 29 по г. Москве от 20.08.2012 оставлены без изменения и на основании статьи 101.2 Налогового кодекса Российской Федерации утверждены. (ИФНС России N 29 по г. Москве и УФНС России по Москве далее по тексту именуются "Ответчик и Соответчик").
Суд не может согласиться с изложенными в обжалуемых решениях доводами Ответчика и Соответчика по следующим основаниям.
Позиция налоговых органов о том, что по операциям реализации на территории РФ импортной фасоли определение соответствия кода ТН ВЭД коду ОКП не производится, а также о том, что реализация на внутреннем рынке импортной фасоли, при ввозе которой на таможенную территорию РФ НДС был уплачен по ставке 18%, должна производиться по соответствующей ставке 18% не соответствует положениям действующего законодательства.
В Решениях указывается, что отказ в возмещении и доначисление НДС произведены в результате перерасчета налогооблагаемой базы по НДС.
Как указывает Ответчик, ООО "ВЭЛФ-ЭКСИМ" реализовало на внутреннем рынке импортную фасоль по ставке 10%, при ввозе которой на таможенную территорию РФ НДС был уплачен по ставке 18%, на общую сумму 50 640 551,07 руб. (без учета НДС), сумма НДС по ставке 10% составила 5 064 055 руб.
По мнению Налоговой инспекции, реализация на внутреннем рынке импортной фасоли, при ввозе которой на таможенную территорию РФ НДС был уплачен по ставке 18%, должна производиться по соответствующей ставке (18%) и составит 9 115 299,18 руб. (50 640 551,07 руб. / 100 x 18).
По мнению Налоговой инспекции, ООО "ВЭЛФ-ЭКСИМ" в 4 кв. 2011 г. неправомерно применялась ставка налога на добавленную стоимость (10%) при реализации на территории РФ импортной фасоли на сумму 50 640 551,07 руб. (без учета НДС), что послужило причиной для занижения суммы налога на добавленную стоимость за 4 кв. 2011 г. подлежащей уплате в бюджет.
Всего сумма реализации по данным проверки составит:
По ставке 18% - 1 569 531 руб. + 50 640 551 руб. = 52 210 082 руб. НДС к возмещению из Федерального бюджета составит 9 397 814,77 руб.
По ставке 10% - 73 891 733 руб. - 50 640 551 руб. = 23 251 182 руб., НДС к возмещению из Федерального бюджета составит 2 325 118,2 руб.
Общая сумма начисленного НДС по данным проверки по разделу 3 (с учетом НДС по авансовым платежам) составит 12 700 471 руб. (9 397 815,0 руб. + 2 325 1 18,0 руб. + 977 538,0 руб.).
Основные доводы налоговых органов изложены в Решении ИФНС России N 29 по Москве N 20-15/3692 "О привлечении налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения за 4 квартал 2011 г.", и в Решении УФНС России по Москве от 06.11.2012 г. N 21-19/21-19/106217 относительно неправомерности применения ставки НДС (10%) при реализации на территории РФ импортной фасоли на сумму 22 183 091 руб. (без учета НДС) и сформулированы следующим образом:
"В примечании к Перечню кодов видов продовольственных товаров в соответствии с Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности Российской Федерации указано, что для целей данного Перечня следует руководствоваться как кодом ТН ВЭД, так и наименованием товара.
Таким образом, в примечании к Перечню кодов видов продовольственных товаров в соответствии с Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности Российской Федерации приведен порядок определения кодов в соответствии с ТН ВЭД по ввозимым на территорию Российской Федерации товарам.
При этом в Постановлении Правительства Российской Федерации от 31.12.2004 г. N 908 отсутствуют правила применения кода ОКП в случае, если ввозимый на территорию Российской Федерации импортный товар реализуется на территории Российской Федерации, указывающие на необходимость для целей налогообложения налогом на добавленную стоимость определять соответствие кода ТН ВЭД России коду ОКП.
В этой связи применение кода ТН ВЭД производится не только при ввозе товаров на территорию Российской Федерации, но и при реализации этой ввезенной импортной продукции на территории Российской Федерации, т.е. без определения соответствия кода ТН ВЭД коду ОКП.
Таким образом, реализация товара на территории Российской Федерации, ранее ввезенного в режиме импорта, облагается налогом на добавленную стоимость по ставке, примененной в соответствии с Перечнем кодов видов продовольственных товаров в соответствии с Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности Российской Федерации".
Указанные доводы налоговых органов противоречат действующему законодательству РФ. Так, согласно подп. 1 ч. 2 ст. 164 Налогового кодекса РФ обложение НДС по налоговой ставке 10 процентов производится при реализации продовольственных товаров. В частности, к таким товарам относятся зерно, комбикорма, кормовые смеси, зерновые отходы. При этом конкретные коды видов продукции, реализация которой облагается НДС с применением налоговой ставки 10%, в соответствии с Общероссийским классификатором продукции, а также Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности определяются Правительством РФ (п. 2 ст. 164 НК РФ).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2004 г. N 908 утверждены два перечня кодов видов продовольственных товаров, облагаемых налогом на добавленную стоимость по ставке 10 процентов: перечень кодов видов продовольственных товаров в соответствии с Общероссийским классификатором продукции ОК 005-93 (утвержден Постановлением Госстандарта России от 30.12.1993 N 301), облагаемых налогом на добавленную стоимость по ставке 10 процентов при реализации на территории РФ; перечень кодов видов продовольственных товаров в соответствии с Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности Российской Федерации, облагаемых налогом на добавленную стоимость по налоговой ставке 10 процентов при ввозе на таможенную территорию Российской Федерации.
Таким образом, при реализации продовольственных товаров на территории Российской Федерации обложению налогом на добавленную стоимость по ставке 10 процентов подлежат только те продукты, которые перечислены в Перечне продовольственных товаров, облагаемых НДС по ставке 10 процентов при реализации, по коду, соответствующему Общероссийскому классификатору продукции ОК 005-93.
Согласно Общероссийскому классификатору продукции (ОК 005-93) зерна фасоли отнесены к подклассу "Зернобобовые культуры основные", идентифицируемому под кодовым обозначением 97 1600.
Продукция, входящая на основании ОК 005-93 в подкласс "Зернобобовые культуры основные", относится к товарной группе "Зерно, комбикорма, кормовые смеси, зерновые отходы", реализация которых облагается налогом на добавленную стоимость согласно пп. 1 п. 2 ст. 164 Кодекса по налоговой ставке в размере 10%.
Вывод Налоговой инспекции о том, что применение кода ТН ВЭД производится не только при ввозе товаров на территорию Российской Федерации, но и при реализации этой ввезенной импортной продукции на территории Российской Федерации, т.е. без определения соответствия кода ТН ВЭД коду ОКП не обоснован и не имеет соответствующего нормативно-правового подтверждения.
В соответствии с подп. 1 и 4 ст. 146 Налогового кодекса РФ импорт товара на территорию РФ является самостоятельной операцией, облагаемой налогом на добавленную стоимость, также как и реализация того же товара на территории Российской Федерации выделена в качестве самостоятельной операции, облагаемой налогом на добавленную стоимость. При этом, налог на добавленную стоимость, уплаченный при ввозе товара на таможенную территорию Российской Федерации для реализации на внутреннем рынке, подлежит возмещению из бюджета путем налогового вычета в соответствии со статьями 171, 172 Налогового кодекса РФ, а сумма налога на добавленную стоимость от реализации товара на территории РФ подлежит возмещению налогоплательщику покупателем при оплате товара.
Реализация ввезенного на таможенную территорию Российской Федерации товара обусловливает лишь право лица, уплатившего налог на добавленную стоимость при ввозе товара, на налоговый вычет суммы этого налога, но не влечет исчисления налога на добавленную стоимость при реализации товара на территории Российской Федерации по той же налоговой ставке, которая была применена таможенным органом при ввозе товара на таможенную территорию Российской Федерации. Соответственно, в отношении реализации на территории РФ товара код товара из перечня следует определять по перечню кодов видов продовольственных товаров в соответствии с Общероссийским классификатором продукции ОК 005-93 (утвержден Постановлением Госстандарта России от 30.12.1993 N 301), облагаемых налогом на добавленную стоимость по ставке 10 процентов при реализации, а при ввозе на территорию РФ товаров, код товара определяется по ТН ВЭД. При этом не имеет никакого значения тот факт, что ставки могут различаться.
Ответчик и Соответчик указывают, что в Постановлении Правительства Российской Федерации от 31.12.2004 г. N 908 отсутствуют правила применения кода ОКП в случае, если ввозимый на территорию Российской Федерации импортный товар реализуется на территории Российской Федерации, указывающие на необходимость для целей налогообложения налогом на добавленную стоимость определять соответствие кода ТН ВЭД России коду ОКП.
В данном случае, Постановление Правительства Российской Федерации от 31.12.2004 г. N 908 определяет два перечня кодов видов продовольственных товаров, облагаемых налогом на добавленную стоимость по ставке 10 процентов, но не определяет какие-либо правила и случаи применения кода ОКП и ТН ВЭД и не содержит правил относительно того, что коды ТН ВЭД применяются не только при ввозе товаров на территорию Российской Федерации, но и при реализации этой ввезенной импортной продукции на территории Российской Федерации.
В соответствии с ч. 7 ст. 3 НК РФ все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика (плательщика сборов).
В связи с этим Пленум ВАС РФ в Постановлении от 28.02.2001 N 5 "О некоторых вопросах применения части первой НК РФ" указывает, что при рассмотрении налоговых споров, основанных на различном толковании налоговыми органами и налогоплательщиками норм законодательства о налогах и сборах, судам необходимо оценивать определенность соответствующей нормы.
При буквальном толковании положений Налогового кодекса РФ видно, что подп. 1 ч. 2 ст. 164 НК РФ содержит перечень продовольственных товаров, налогообложение операций, по реализации которых производится по налоговой ставке 10 процентов. При этом Налоговый кодекс не указывает на то, что эти товары должны быть отечественного производства, либо иным образом ограничивает распространение подп. 1 ч. 2 ст. 164 НК РФ на импортные товары.
Таким образом, налогообложение по НДС операций по реализации на внутреннем рынке импортной фасоли, при ввозе которой на таможенную территорию РФ НДС был уплачен по ставке 18%, должно производиться по ставке 10% в соответствии с подп. 1 ч. 2 ст. 164 НК РФ, исходя из соответствия коду ОКП.
В Постановлении Президиума ВАС РФ от 03.11.2009 г. N 7475/09 изложены аналогичные выводы, так судебная практика исходит из того, что при определении ставки необходимо строго руководствоваться утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2004 г. N 908 перечнями, и при ввозе определять коды по ТН ВЭД, а при реализации в соответствии с Общероссийским классификатором продукции ОК 005-93.
Президиум ВАС РФ в Постановлении от 3 ноября 2009 г. N 7475/09 указывает следующее:
"Пунктом 5 статьи 164 Кодекса установлено, что при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации применяются налоговые ставки, указанные в пунктах 2 и 3 названной статьи.
Между тем для определения конкретного вида продовольственного товара, облагаемого при ввозе на территорию Российской Федерации упомянутым налогом по ставке 10 процентов, следует руководствоваться Перечнем кодов видов продовольственных товаров, подлежащих обложению НДС по ставке 10 процентов при ввозе на таможенную территорию России.
Суд считает неправомерным вывод о том, что ставка налога на добавленную стоимость при реализации на территории Российской Федерации импортного товара должна совпадать по размеру со ставкой этого же налога, взимаемого при ввозе на таможенную территорию Российской Федерации. Такой вывод не вытекает из закона.
Реализация ввезенного на таможенную территорию Российской Федерации товара обусловливает лишь право лица, уплатившего налог на добавленную стоимость при ввозе товара, на налоговый вычет суммы этого налога, но не влечет исчисления налога на добавленную стоимость при реализации товара на территории Российской Федерации по той же налоговой ставке, которая была применена таможенным органом при ввозе товара на таможенную территорию Российской Федерации.
Налог на добавленную стоимость, уплаченный при ввозе товара на таможенную территорию Российской Федерации для реализации на внутреннем рынке, подлежит возмещению из бюджета путем налогового вычета в соответствии со статьями 171, 172 Кодекса. Реализация того же товара на территории Российской Федерации является самостоятельной операцией, облагаемой налогом на добавленную стоимость, а сумма такого налога подлежит возмещению налогоплательщику покупателем при оплате товара".
Таким образом, Президиум ВАС РФ определил однозначный подход при решении вопроса относительно определения ставок налога на добавленную стоимость при операциях ввоза на территорию РФ импортных товаров и при операциях реализации на территории РФ того же товара. Следовательно, толкование действующего законодательства Высшим Арбитражным судом РФ прямо опровергает позицию, изложенную в решениях налоговых органов.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 ноября 1995 г. N 1120 утвержден Перечень продовольственных товаров, по которым применяется ставка налога на добавленную стоимость в размере 10 процентов. На основании данного Постановления Правительства РФ Минсельхозпрод России Письмом от 26 декабря 1995 г. N П-2-24/2958 сообщил в соответствии с общероссийским классификатором продукции ОК 005-93 (Москва, издательство стандартов, 1994 г.) расширенный Перечень продовольственных товаров, по которым применяется ставка налога на добавленную стоимость в размере 10 процентов. В их число включена товарная группа "Зерно, комбикорма, кормовые смеси, зерновые отходы", и конкретно фасоль.
Согласно Общероссийскому классификатору продукции (ОК 005-93) зерна фасоли отнесены к подклассу "Зернобобовые культуры основные", идентифицируемому под кодовым обозначением 97 1600.
Продукция, входящая на основании ОК 005-93 в подкласс "Зернобобовые культуры основные", относится к товарной группе "Зерно, комбикорма, кормовые смеси, зерновые отходы", реализация которых облагается налогом на добавленную стоимость согласно пп. 1 п. 2 ст. 164 Кодекса по налоговой ставке в размере 10%".
Следовательно, при выставлении счетов-фактур при реализации фасоли покупателям Ваша организация вправе применять ставку НДС в размере 10%".
УФНС России по Москве в решении от 06 ноября 2012 г. N 21-19/21-19/106217 в обоснование своей позиции ссылается на Письмо ФНС России от 1 февраля 2011 г. N КЕ-4-3/1420@, в котором разъяснен порядок определения размера ставки налога на добавленную стоимость, применяемой при реализации на территории Российской Федерации продовольственных товаров. Вместе с тем, в указанном письме ФНС России указало следующее:
"Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2004 г. N 908 утверждены следующие Перечни кодов видов продовольственных товаров:
- перечень кодов видов продовольственных товаров в соответствии с Общероссийским классификатором продукции, облагаемых налогом на добавленную стоимость по налоговой ставке 10 процентов при реализации (далее - Перечень N 1).
В примечании к Перечню N 1 указано, что принадлежность отечественных продовольственных товаров к перечисленным в данном Перечне продовольственным товарам подтверждается соответствием кодов по классификации ОК 005-93 (ОКП), приведенных в этом Перечне, кодам ОКП, указанным в национальном стандарте, отраслевом стандарте и техническом условии.
Таким образом, в указанном примечании к Перечню N 1 приведен порядок определения кодов в соответствии с ОКП по продовольственным товарам отечественного производства.
- Указанный порядок подтверждения кодов ОКП распространяется на порядок подтверждения кода ОКП на реализуемые налогоплательщиком продовольственные товары, коду ОКП, приведенному в указанном выше Перечне на основании документа, удостоверяющего соответствие выпускаемой в обращение продукции требованиям технических регламентов (декларацию соответствия) или документа, удостоверяющего соответствие объекта требованиям технических регламентов, положениям стандартов, сводов правил или условиям договоров (сертификата соответствия), принятого в соответствии с Федеральным законом от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании", в том случае, если код ОКП в указанном документе соответствует коду ОКП в национальном стандарте, отраслевом стандарте и техническом условии;
- - перечень кодов видов продовольственных товаров в соответствии с Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности Российской Федерации (единой Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности Таможенного союза) (далее - ТН ВЭД), облагаемых налогом на добавленную стоимость по налоговой ставке 10 процентов при ввозе на таможенную территорию Российской Федерации (далее - Перечень N 2).
В примечании к Перечню N 2 указано, что для целей данного Перечня следует руководствоваться как кодом ТН ВЭД, так и наименованием товара.
Таким образом, в примечании к Перечню N 2 приведен порядок определения кодов в соответствии с ТН ВЭД по ввозимым на территорию Российской Федерации товарам.
При этом в Постановлении Правительства Российской Федерации от 31.12.2004 N 908 отсутствуют правила применения кода ОКП в случае, если ввозимый на территорию Российской Федерации импортный товар реализуется на территории Российской Федерации, указывающие на необходимость для целей налогообложения налогом на добавленную стоимость определять соответствие кода ТН ВЭД России коду ОКП.
В этой связи применение кода ТН ВЭД производится не только при ввозе товаров на территорию Российской Федерации, но и при реализации этой ввезенной импортной продукции на территории Российской Федерации, т.е. без определения соответствия кода ТН ВЭД коду ОКП.
Данный порядок рекомендуется применять с 1 апреля 2011 года.
В случае применения до указанной даты иного порядка определения размера ставки налога перерасчеты не производятся только в случае, если импортному товару присвоен правильный код ОКП". Из положений указанного письма следует:
что до выпуска указанного письма применялся иной порядок, а порядок, предусмотренный в письме рекомендуется применять с 1 апреля 2011 года.
что в случае если до выпуска указанного письма применялся иной порядок и импортному товару был присвоен правильный код ОКП то правильность определения ставки НДС - 10% не оспаривается и перерасчет не производится.
То есть, ФНС России в своем письме подтвердила, что до выпуска указанного письма Налогоплательщики имели право определять соответствие кода ТН ВЭД коду ОКП и применять ставку НДС в размере 10%. В силу неясных причин данный порядок ФНС России "решила" изменить с 01 апреля 2011 года, тем самым внося корректировки в толкование и применение действующих нормативно-правовых актов.
Примечания к Перечню 1 и Перечню 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 31.12.2004 N 908 в той формулировке, в которой они приводятся в письме ФНС России действуют с даты принятия Постановления Правительством РФ, а именно с 2004 года. В свою очередь, никаких изменений ни до, ни после выпуска указанного письма в нормативно-правовые акты не вносилось.
В соответствии с примечанием к утвержденному Постановлением Правительства РФ от 31.12.2004 N 908 Перечню N 1 принадлежность отечественных продовольственных товаров к перечисленным в указанном перечне продовольственным товарам подтверждается соответствием кодов по классификации ОК 005-93 (ОКП), приведенных в настоящем перечне, кодам ОКП, указанным в национальном стандарте, отраслевом стандарте, техническом условии.
В примечании к утвержденному Постановлением Правительства РФ от 31.12.2004 N 908 Перечню N 1 имеет место формулировка "отечественный продовольственный товар", а не "продовольственный товар отечественного производства", как это понятие было изложено в письме ФНС России, изданным 01 февраля 2011 г. за N КЕ-4-3/1420@.
В соответствии с п. 9 ст. 2 Федерального закона от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" продовольственные товары определены как продукты в натуральном или переработанном виде, находящиеся в обороте и употребляемые человеком в пищу (в том числе продукты детского питания, продукты диетического питания), бутилированная питьевая вода, алкогольная продукция, пиво и напитки, изготавливаемые на его основе, безалкогольные напитки, жевательная резинка, пищевые добавки и биологически активные добавки.
Товаром для целей Налогового кодекса РФ признается любое имущество, реализуемое либо предназначенное для реализации (ч. 3 ст. 38 НК РФ).
Относительно понятия "отечественный" или "российский" товар (продукт), то следует отметить что, нигде в налоговом и гражданском законодательстве не определено данное понятие. Одновременно с этим, данное понятие раскрыто в Таможенном законодательстве и в соответствии со статьей 11 Налогового кодекса РФ установлено, что институты, понятия и термины гражданского, семейного и других отраслей законодательства Российской Федерации, используемые в налоговом законодательстве, применяются в том значении, в каком они используются в этих отраслях законодательства, если иное не предусмотрено Налоговым кодексом.
В ст. 11 Основ таможенных законодательств государств - участников Содружества Независимых Государств (утв. Решением Совета глав государств СНГ от 10.02.1995 г., опубликовано в "Бюллетене международных договоров", N 9, 1995 г.) определены основные понятия, применяемые на территории стран входящих в Союз независимых государств, а именно: подп. 1 государства - государства - участники Содружества Независимых Государств, принявшие настоящие Основы; подп. 2 товары - любое движимое имущество, в том числе валюта, валютные ценности, электрическая, тепловая, иные виды энергии и транспортные средства, за исключением транспортных средств, указанных в пункте 5 настоящей статьи; подп. 3 отечественные товары - товары, происходящие из государства, либо товары, выпущенные в свободное обращение на территории этого государства.
Основы таможенных законодательств государств - участников Содружества Независимых Государств вступили в силу в Российской Федерации с 28 марта 1995 года, указанный международный Договор ратифицирован Федеральным законом от 02.11.1994 N 32-ФЗ.
В п. 1 статьи 11 Таможенного кодекса Российской Федерации (от 28.05.2003 N 61-ФЗ) указаны основные понятия, применяемые в таможенном законодательстве, в том числе:
- Подп. 2 российские товары - товары, имеющие для таможенных целей статус находящихся в свободном обращении на таможенной территории Российской Федерации, то есть не вывезенные с таможенной территории Российской Федерации товары, товары, выпущенные для свободного обращения на таможенной территории Российской Федерации;
- Подп. 3 иностранные товары - товары, не являющиеся российскими товарами в соответствии с подпунктом 2 настоящего пункта.
В соответствии со ст. 11 НК РФ территория Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, определены как территория Российской Федерации, а также территории искусственных островов, установок и сооружений, над которыми Российская Федерация осуществляет юрисдикцию в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормами международного права.
В статье 4 Таможенного кодекса Таможенного союза определены основные термины, используемые в указанном Кодексе (приложение к Договору о Таможенном кодексе Таможенного союза, принятому Решением Межгосударственного Совета ЕврАзЭС на уровне глав государств от 27.11.2009 N 17):
- Подп. 10 иностранные товары - товары, не являющиеся товарами таможенного союза, а также товары, которые приобрели статус иностранных товаров в соответствии с данным Кодексом;
- Подп. 37 товары таможенного союза - находящиеся на таможенной территории таможенного союза товары в том числе ввезенные на таможенную территорию таможенного союза и приобретшие статус товаров таможенного союза в соответствии с Таможенным кодексом и (или) международными договорами государств - членов таможенного союза.
С соответствии со ст. 210 Таможенного кодекса Таможенного союза определены условия помещения товаров под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления, согласно которой товары помещаются под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления при соблюдении следующих условий:
уплаты ввозных таможенных пошлин, налогов, если не установлены тарифные преференции, льготы по уплате таможенных пошлин, налогов; соблюдения запретов и ограничений; представления документов, подтверждающих соблюдение ограничений в связи с применением специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер.
Согласно пункта 2 указанной статьи при выполнении указанных условий товар приобретает статус товаров таможенного союза.
Таким образом, из вышеизложенного следует, что после того как товар был ввезен на территорию РФ в режиме импорта и проведены все процедуры по его выпуску в свободное обращение, такой Товар считается уже не импортным, а товаром, имеющим статус отечественного (российского) товара.
На основании вышеизложенного анализа правовых норм, закрепленных действующим законодательством РФ следует, что формулировка "отечественный продовольственный товар" распространяется на товары, ввезенные на территорию РФ, выпущенные для свободного обращения на таможенной территории Российской Федерации (ссылка на нормативно-правовые акты: ст. 11 Основ таможенных законодательств государств - участников Содружества Независимых Государств (утв. Решением Совета глав государств СНГ от 10.02.1995 г.), п. 1 статьи 11 Таможенного кодекса Российской Федерации (от 28.05.2003 N 61-ФЗ), ст. 11 НК РФ, подп. 10 и 37 статьи 4 и ст. 210 Таможенного кодекса Таможенного союза).
Исходя из изложенного, произведенные за границей продовольственные товары, ввезенные на территорию РФ и выпущенные в свободное обращение, при ее реализации подлежит обложению НДС по ставке 10% согласно Перечню N 1 утвержденному Постановление Правительства РФ от 31.12.2004 г. N 908, так как данная продукция приобретает статус отечественного продовольственного товара (в соответствии с положениями законов указанных в предыдущем абзаце), как и указано в примечании к Перечню N 1 утвержденному Постановление Правительства РФ от 31.12.2004 г. N 908.
Все ввезенные ООО "ВЭЛФ-ЭКСИМ" и реализуемые на территории РФ партии фасоли выпущены в свободное обращение, о чем имеется отметка в Таможенных декларациях, и таким образом ввезенная фасоль на момент ее реализации имеет статус отечественного (российского) продовольственного товара. Таким образом, все операции по реализации на территории РФ ввезенной фасоли подлежат обложению НДС по ставке 10%.
Согласно подп. 2 ч. 1 ст. 164 НК РФ коды видов продукции, перечисленных в указанном пункте для применения пониженной ставки НДС в размере 10% в соответствии с Общероссийским классификатором продукции определяются Правительством Российской Федерации.
В Постановлении Правительства РФ от 31.12.2004 г. N 908 указаны наименование товара и код согласно Общероссийский классификатор продукции ОК 005-93 (утв. Постановлением Госстандарта РФ от 30.12.1993 N 301) - далее именуемый ОК 005-93.
Таким образом, для решения вопроса, подлежит ли применению пониженная ставка НДС в соответствии с Перечнем N 1, следует присвоить товару код согласно ОК 005-93.
Как указано ООО "ВЭЛФ-ЭКСИМ" в письменных доводах по вопросу подтверждения кода ОКП для применения пониженной ставки НДС (10%) в отношении товаров указанных в Постановлении Правительства РФ от 31.12.2004 г. N 908 Подтверждение включения реализуемой ООО "ВЭЛФ-ЭКСИМ" фасоли в Перечень 1 утв. Постановлением Правительства РФ от 31.12.2004 г. N 908, и как следствие право на применение пониженной ставки НДС в размере 10% осуществляется на основании декларации о соответствии которой указывается наименование и код ОКП (ссылки на законы, иные нормативно-правовые акты и разъяснения: ст. 2 Федерального закона от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании", Постановление Правительства РФ от 01.12.2009 N 982, Письмо Минфина России от 01.06.2010 N 03-07-07/32 с учетом положений ст. 34.2 и ч. 1 ст. 32 НК РФ, Письмо ФНС России от 01 февраля 2011 г. N КЕ-4-3/1420@).
При этом, Общероссийским классификатором продукции ОК 005-93 фасоль включена в группу 97 1000 Зерновые и зернобобовые культуры под кодом 97 1620 с наименованием Фасоль и 97 1621 под наименованием зерно фасоли.
Федеральным Агентством по техническому регулированию и метрологии (Госстандарт) выпущено письмо "О продукции, подлежащей обязательному подтверждению соответствия" (Письмо Росстандарта от 18.07.2011 г.), в котором Росстандарт, указал информацию о продукции, подлежащей обязательному подтверждению соответствия (в форме принятия декларации о соответствии по Постановлению Правительства РФ от 01.12.2009 г. N 982), с указанием нормативных документов, устанавливающих обязательные требования для продукции, находящейся в ведении Росстандарта (Система сертификации ГОСТ Р). Таким образом, Росстандарт установил для целей определения кода ОКП по классификатору определяющие нормативные документы по каждому товару, и в отношении фасоли указал следующее:
таким образом, Росстандарт подтвердил что фасоли соответствующей ГОСТу ГОСТ 7758-75 подлежат присвоению коды по ОК 005-93 - 97 1620 и 97 1621 Межгосударственный стандарт ГОСТ 7758-75 утвержден и введен в действие Постановлением Государственного комитета стандартов Совета Министров СССР от 18.08.75 N 2430 и содержит Технические условия в отношении товара "Фасоль продовольственная". Как указано в стандарте, указанный стандарт распространяется на фасоль, заготовляемую и поставляемую для продовольственных целей.
ГОСТ 7758-75 "Фасоль продовольственная. Технические условия" также включен в Перечень гармонизированных стандартов, утвержденный в подп. 4 п. 72 раздела 12 "Перечень гармонизированных стандартов" утв. Постановлением Правительства РФ от 09.03.2010 N 132.
Что же касается кодов ТН ВЭД, то в соответствии с Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности Таможенного союза и Единого таможенного тарифа Таможенного союза (утв. Решение Совета Евразийской экономической комиссии от 16.07.2012 N 54) группе фасоль обыкновенная, включая белую мелкосеменную фасоль (Phaseolus vulgaris) включена в группу 0713 33, а код ТН ВЭД 0713 33 900 0 (под которым ввозится фасоль ООО "ВЭЛФ-ЭКСИМ" присвоен позиции "фасоль сушеная, лущеная, колотая, прочая" (с учетом положений Приказа ФТС РФ от 21 августа 2007 г. N 1003).
Так, указанным Приказом ФТС России от 21 августа 2007 г. N 1003 "О классификаторах и перечнях нормативно-справочной информации, используемых для таможенных целей" в целях унификации нормативно-справочной информации, используемой для таможенных целей, приказано использовать при заявлении сведений в таможенной декларации, составлении других таможенных документов, а также при оформлении таможенными органами транспортных, коммерческих и других документов при производстве таможенного оформления и таможенного контроля и составлении документов учета и отчетности утвержденные приказом классификаторы и перечни нормативно-справочной информации (далее - НСИ).
Таким образом, из вышеизложенного следует, что продовольственный товар, определенный в ГОСТ 7758-75 как "Фасоль продовольственная" определяется при ввозе в соответствии с кодом ТН ВЭД 0713 33 900 0 как фасоль сушеная, лущеная, колотая, прочая. В Грузовых товарных декларациях оформляемых ООО "ВЭЛФ-ЭКСИМ" при ввозе фасоли указанный товар содержит все соответствующие ему описания и коды - фасоль сушеная, ГОСТ 7758-75, лущеная, не колотая, код ОКП 97 1620 или 97 1621 и т.д. Во всех декларациях о соответствии полученных ООО "ВЭЛФ-ЭКСИМ" выданных аккредитованными сертификационными центрами также указан код ОКП 97 1620 или 97 1621 и указано наименование в соответствии с ГОСТ 7758-75 фасоль продовольственная, а также определен код ТН ВЭД 0713 33 900 0.
При реализации фасоли на территории России, ООО "ВЭЛФ-ЭКСИМ" в договорах и счетах-фактурах указывает наименование товара в соответствии с подп. 5 п. 5 ст. 169 НК РФ как фасоль продовольственную, так как данное наименование закреплено в соответствии с действующими на территории России ГОСТ 7758-75 и указано в декларациях о соответствии.
В Письме от 26.07.2011 г. N 03-07-09/22 Минфин России также разъяснил, что при оформлении счета-фактуры нужно руководствоваться договором, заключенным между продавцом и покупателем. Следовательно, наименование товаров (описание работ, услуг), имущественных прав в графе 1 счета-фактуры должно быть указано согласно договору, и как вследствие в действующими на территории РФ гостами стандартами. Аналогичные разъяснения Минфин России ранее уже давал в Письме от 06.03.2009 г. N 03-07-15/39, а также аналогичные разъяснения даны в Письме ФНС РФ от 7 мая 2009 г. N 16-15/045429.
В каждом счете-фактуре имеется ссылка на Грузовую таможенную декларацию, по которой была ввезена соответствующая партия товара, а в соответствии с Декларацией о соответствии определяется присвоенный партии фасоли код ОКП. Исходя из этого, четко прослеживается, что реализуемая на территории РФ фасоль продовольственная ввезенная по коду ТН ВЭД 0713 33 900 0 подлежит обложению в по ставке НДС 18% при ввозе, так как не включена в Перечень 2, и подлежит обложению по ставке НДС 10% при реализации, так как коды ОКП 97 1620 и 97 1621 включены в Перечень N 1, утвержденный Постановлением Правительства РФ от 31.12.2004 г. N 908.
Таким образом, ООО "ВЭЛФ-ЭКСИМ" надлежащим образом проведены все процедуры по определению кодов ввозимого и реализуемого Товара, а в документах на реализацию указано наименование в соответствии с действующим законодательством и системой ГОСТ РФ.
01 февраля 2011 г. ФНС России издано Письмо N КЕ-4-3/1420@ (далее "Письмо") в соответствии с которым с 01 апреля 2012 года рекомендуется применять установленный в Письме порядок определения ставки НДС при реализации на территории РФ продовольственных товаров определенных Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2004 N 908.
На основании вышеизложенного, ООО "ВЭЛФ-ЭКСИМ" приводит следующие доводы (со ссылками на нормы действующего законодательства, иных нормативно-правовых актов), в обоснование заявленных требований по вопросу правового статуса ФНС РФ от 01 февраля 2011 г. N КЕ-4-3/1420@, а именно указанное Письмо ФНС России: не является нормативно-правовым актом и не может исключать возможность реализации налогоплательщиками предусмотренных действующим законодательством и иными нормативно-правовыми актами схем налогообложения операций по реализации продовольственной продукции на территории РФ (ссылки на законы и иные акты: ч. 2 статьи 4 НК РФ, ст. 34.2 НК РФ, Постановление ВАС РФ от 16.01.2007 г. N 12547/06 и от 25.12.2009 N ВАС-17582/08, Письмо Минфина РФ от 20 ноября 2007 г. N 03-02-07/1-490); не может вводить расширительное (распространительное) либо ограничительное толкование действующих законов и нормативно-правовых актов, а именно Письмо ФНС России необоснованно указывает, что Перечень 1 действует исключительно в отношении товаров отечественного производства, тогда как подобных формулировок Постановление Правительства РФ N 908 не содержит; не может быть положено в основу вынесения судебных актов Арбитражными судами РФ (ссылки на законы и иные акты: ч. 1 ст. 13 АПК РФ).
Учитывая изложенные обстоятельства, суд, оценив все имеющиеся доказательства по делу в их совокупности и взаимосвязи, как того требуют положения, содержащиеся в части 2 статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и другие положения Кодекса, признает обоснованными требования, заявленные ООО "Вэлф-Эксим" к ИФНС России N 29 по г. Москве, УФНС России по г. Москве.
Уплаченная заявителем при подаче заявления госпошлина подлежит взысканию с ответчика и соответчика, уплате за счет средств федерального бюджета.
Суд апелляционной инстанции считает, что судом первой инстанции выяснены все обстоятельства дела, правильно оценены доводы заявителя и заинтересованного лица и вынесено законное и обоснованное решение, в связи с чем, апелляционные жалобы налогового органа не подлежат удовлетворению.
Доводы апелляционных жалоб налогового органа не опровергают выводы суда, положенные в основу решения, и не могут служить основанием для отмены или изменения обжалуемого решения суда первой инстанции.
Руководствуясь статьями 110, 176, 266 - 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,

постановил:

Решение Арбитражного суда г. Москвы от 11.02.2013 по делу N А40-151466/12-20-681 оставить без изменения, а апелляционные жалобы Управление Федеральной налоговой службы России по городу Москве и ИФНС России N 29 по г. Москве - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Федеральном арбитражном суде Московского округа.

Председательствующий судья
С.Н.КРЕКОТНЕВ

Судьи
Е.А.СОЛОПОВА
Н.В.ДЕГТЯРЕВА















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "TMJ.SU | Таможенное дело. Таможенное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)