Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА ОТ 05.12.2013 ПО ДЕЛУ N А56-2540/2013

Разделы:
Таможенный контроль, досмотр; Таможенное дело

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 5 декабря 2013 г. по делу N А56-2540/2013


Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Мунтян Л.Б., судей Любченко И.С., Подвального И.О., при участии от Балтийской таможни Борщевского М.А. (доверенность от 17.01.2013 N 04-23/01161), рассмотрев 03.12.2013 в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "НОВИКОМ" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 04.06.2013 (судья Исаева И.А.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.09.2013 (судьи Борисова Г.В., Лопато И.Б., Савицкая И.Г.) по делу N А56-2540/2013,

установил:

Общество с ограниченной ответственностью "НОВИКОМ", место нахождения: 191002, Санкт-Петербург, Социалистическая улица, дом 2/30, литера А, помещение 1-Н, ОГРН 1107847063202, (далее - заявитель, общество, ООО "НОВИКОМ") обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконным бездействия Балтийской таможни, место нахождения: 198184, Санкт-Петербург, Канонерский остров, дом 23, ОГРН 1037811015879 (далее - таможенный орган, таможня) выразившегося в нарушении срока выпуска товара по таможенной декларации (далее - ДТ) N 10216100/2000711/0075447 в период с 25.07.2011 по 26.07.2011.
Решением суда первой инстанции от 04.06.2013, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 04.09.2013, в удовлетворении заявленных требований обществу отказано.
В кассационной жалобе общество, ссылаясь на несоответствие выводов судебных инстанций фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам, просит отменить решение от 04.06.2013 и постановление от 04.09.2013, направить дело на новое рассмотрение.
По мнению подателя жалобы, таможенным органом нарушены сроки проведения таможенного досмотра. Общество полагает, что решение о продлении срока выпуска товара отсутствует, поскольку докладная записка от 24.07.2011 N 07-49/3940 подписана не указанным начальником таможенного поста Костиным В.В., а иным лицом с подражанием подлинной подписи и в графе "С" основного листа ДТ N 10216100/2000711/0075447 отсутствуют отметки о продлении срока выпуска товара с указанием даты, до которой продлевается данный срок.
Таможней отзыв на кассационную жалобу не представлен.
В судебном заседании представитель таможни возражал против удовлетворения кассационной жалобы, считая вынесенные судебные акты законными и обоснованными.
Представители общества, надлежащим образом извещенного о времени и месте судебного заседания, в суд не явились, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие (часть 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации; далее - АПК РФ).
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как видно из материалов дела и установлено судами, 20.07.2011 обществом на Турухтанный таможенный пост Балтийской таможни была подана предварительная ДТ N 10216100/200711/0075447 с целью оформления товара N 1 "Профильные панели из ПВХ для наружных отделочных работ", ввезенного на условиях поставки CFR Санкт-Петербург на таможенную территорию Таможенного союза в рамках внешнеторгового контракта от 15.07.2010 N 643/64293672/00001, заключенного с компанией "LIRACO.LLP".
Таможня 20.07.2011 приняла решение о проведении дополнительной проверки, при этом таможенный орган предложил заполнить форму корректировки таможенной стоимости (КТС) и предоставить обеспечение уплаты таможенных платежей.
Для целей внесения обеспечения уплаты таможенных платежей декларантом 20.07.2011 представлена форма корректировки таможенной стоимости и таможенных платежей, а также письмо от 21.07.2011 N 181 о распоряжении денежными средствами.
Спорный товар, предъявлен таможенному органу 23.07.2011.
В этот же день 23.07.2011 таможня направила обществу уведомление о необходимости проведения 24.07.2011 досмотра товара.
В связи с необходимостью проведения дополнительной проверки таможенным органом принято решение о продлении срока выпуска товара. Согласно резолюции на докладной записке от 24.07.2011 N 07-49/3940 начальником Турухтанного таможенного поста Костиным В.В. разрешено продление срока выпуска товара по ДТ N 10216100/200711/0075447 на 6 дней.
Контейнер со спорным товаром выставлен на досмотр 25.07.2011 в 05:22. Результаты проведенного таможенного досмотра товара отражены в акте N 10216100/250711/008317.
После проведения таможенного досмотра 26.07.2011 таможня выпустила товар под заявленную обществом таможенную процедуру.
Считая бездействие таможенного органа, выразившееся в нарушении срока выпуска товара по ДТ N 10216130/090412/0015595 в период с 25.07.2011 по 26.07.2011, незаконным, ООО "НОВИКОМ" обратилось в арбитражный суд с заявлением по настоящему делу.
Суд первой инстанции, сделав вывод о том, что действия таможни соответствуют нормам законодательства в области таможенного дела и не нарушают права и законные интересы заявителя, отказал обществу в удовлетворении заявления.
Апелляционный суд поддержал выводы суда первой инстанции.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела и доводы жалобы, проверив правильность применения норм материального и процессуального права, не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
В силу пункта 1 статьи 179 Таможенного кодекса Таможенного Союза (далее - ТК ТС) товары подлежат таможенному декларированию при помещении под таможенную процедуру либо в иных случаях, установленных в соответствии с названным Кодексом.
Таможенное декларирование товаров производится декларантом либо таможенным представителем, действующим от имени и по поручению декларанта, в письменной и (или) электронной формах с использованием таможенной декларации (пункты 2 и 3 статьи 179 ТК ТС).
При этом пунктом 1 статьи 193 ТК ТС предусмотрена возможность предварительного таможенного декларирования товаров, когда таможенная декларация подается в отношении иностранных товаров до их ввоза на таможенную территорию Таможенного союза.
В соответствии со статьей 195 ТК ТС выпуск товаров осуществляется таможенными органами при соблюдении следующих условий:
1) таможенному органу представлены лицензии, сертификаты, разрешения и (или) иные документы, необходимые для выпуска товаров в соответствии с названным Кодексом и (или) иными международными договорами государств - членов Таможенного союза, за исключением случаев, когда в соответствии с законодательством государств - членов Таможенного союза указанные документы могут быть представлены после выпуска товаров;
2) лицами соблюдены необходимые требования и условия для помещения товаров под избранную таможенную процедуру в соответствии с названным Кодексом, а при установлении таможенных процедур в соответствии с:
- пунктом 2 статьи 202 названного Кодекса - международными договорами государств - членов Таможенного союза;
- пунктом 3 статьи 202 названного Кодекса - законодательством государств - членов Таможенного союза;
3) в отношении товаров уплачены таможенные пошлины, налоги либо предоставлено обеспечение их уплаты в соответствии с названным Кодексом.
При этом выпуск товаров осуществляется таможенными органами в срок, не превышающий сроки, указанные в статье 196 названного Кодекса.
При применении предварительного таможенного декларирования товаров в соответствии со статьей 193 ТК ТС выпуск товаров должен быть завершен таможенным органом в срок не позднее 1 (одного) рабочего дня, следующего за днем предъявления товаров таможенному органу, зарегистрировавшему таможенную декларацию (пункт 2 статьи 196 ТК ТС).
В то же время пунктом 4 статьи 196 ТК ТС предусмотрено, что сроки выпуска товаров могут быть продлены на время, необходимое для проведения или завершения форм таможенного контроля, с письменного разрешения руководителя (начальника) таможенного органа, уполномоченного им заместителя руководителя (начальника) таможенного органа либо лиц, их замещающих, и не может превышать 10 (десяти) рабочих дней со дня, следующего за днем регистрации таможенной декларации, если иное не установлено настоящим Кодексом.
В соответствии с подпунктом 5 части 2 статьи 220 Федерального закона от 27.11.2010 N 311-ФЗ "О таможенном регулировании" (далее - Закон N 311-ФЗ) продление сроков выпуска товаров в пределах 10 рабочих дней со дня, следующего за днем регистрации таможенной декларации, на основании пункта 4 статьи 196 ТК ТС допускается в числе прочего в случае запроса дополнительных документов и сведений в отношении товаров, сведения о которых заявлены в таможенной декларации, или проверки товаров в форме их таможенного досмотра в случаях выявления несоответствия сведений о декларируемых товарах в таможенной декларации сведениям, содержащимся в представленных документах, и (или) маркировке или другим сведениям на упаковке товаров, и (или) внешнему виду товаров, наличия предварительной информации о возможных нарушениях при таможенном декларировании, полученной от других контролирующих или надзирающих органов, а также в случае идентификации товаров как товаров, ввозимых в Российскую Федерацию или вывозимых из Российской Федерации с возможными нарушениями таможенного законодательства Таможенного союза, а также законодательства Российской Федерации о таможенном деле, указанными в части 1 статьи 162 настоящего Федерального закона, - до получения запрошенных дополнительных документов или завершения таможенного досмотра товаров.
Подпунктом 31 пункта 1 статьи 4 ТК ТС установлено, что таможенный контроль представляет собой совокупность мер, осуществляемых таможенными органами, в том числе с использованием системы управления рисками, в целях обеспечения соблюдения таможенного законодательства таможенного союза и законодательства государств - членов Таможенного Союза.
Согласно пунктам 1 и 2 статьи 94 ТК ТС при проведении таможенного контроля таможенные органы исходят из принципа выборочности и ограничиваются только теми формами таможенного контроля, которые достаточны для обеспечения соблюдения таможенного законодательства Таможенного союза и законодательства государств - членов Таможенного союза, контроль за исполнением которого возложен на таможенные органы, а при выборе объектов и форм таможенного контроля используется система управления рисками.
В соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 69 ТК ТС в случае обнаружения таможенным органом при проведении контроля таможенной стоимости товаров до их выпуска признаков, указывающих на то, что сведения о таможенной стоимости товаров могут являться недостоверными либо заявленные сведения должным образом не подтверждены, таможенный орган проводит дополнительную проверку в соответствии с названным Кодексом, срок и порядок проведения которой устанавливаются решением Комиссии таможенного союза.
Как видно из материалов дела, общество 20.07.2011 представило в таможню предварительную таможенную декларацию; товар 23.07.2011 предъявлен таможенному органу; оригиналы транспортных (перевозочных) документов - коносаментов представлены обществом 23.07.2011.
В связи с выявлением профиля риска, предусматривающего меру по оптимизации риска - "таможенный досмотр товаров", 24.07.2011 должностное лицо таможни составило докладную записку о необходимости проведения таможенного досмотра ввезенных обществом товаров и о продлении сроков выпуска товаров по ДТ до завершения таможенного досмотра.
В соответствии с пунктом 1.4 Инструкции о действиях должностных лиц таможенных органов при организации и проведении таможенного досмотра (осмотра), утвержденной приказом ФТС России от 25.10.2011 N 2190 (далее - Инструкция), при принятии решения о проведении таможенного досмотра используется система управления рисками, основанная на эффективном использовании ресурсов таможенных органов для недопущения и (или) предотвращения нарушения таможенного законодательства Таможенного союза и законодательства Российской Федерации о таможенном деле.
Решение о проведении таможенного досмотра может быть принято уполномоченным должностным лицом только при выявлении риска, содержащегося в действующем профиле риска, предусматривающем проведение таможенного досмотра (пункт 1.5 Инструкции).
Согласно пунктам 2.1.2 и 2.1.3 Инструкции должностное лицо таможенного органа, выявившее необходимость проведения таможенного досмотра, направляет докладную записку начальнику таможенного поста или лицу, его замещающему, для принятия решения о проведении таможенного досмотра не позднее 10 минут с момента выявления необходимости проведения таможенного досмотра.
Решение о проведении таможенного досмотра оформляется путем осуществления следующих действий: наложения на докладной записке лицом, уполномоченным на принятие решения о проведении таможенного досмотра, соответствующей резолюции (могут быть указаны объем и степень досмотра, а также необходимые для его проведения технические средства таможенного контроля в случае, если данные сведения не определены в соответствии с действующим профиле риска, на основании которого принимается решение о проведении таможенного досмотра) с проставлением даты и времени принятия решения; формирования поручения о проведении таможенного досмотра уполномоченным должностным лицом таможенного поста, выявившим необходимость проведения таможенного досмотра, по установленной форме, и его подписания лицом, уполномоченным на принятие решения о проведении таможенного досмотра.
Из материалов дела видно, что решение о проведении таможенного досмотра товаров принято в связи с применением системы управления рисками 24.07.2011; срок выпуска товаров по ДТ продлен на время, необходимое для завершения таможенного контроля - на 6 дней.
Довод заявителя о том, что докладная записка от 24.07.2011 N 07-49/3940 подписана не указанным начальником таможенного поста Костиным В.В. кассационным судом отклоняется, поскольку факт изготовления собственноручной надписи начальником поста Костиным В.В. подтвержден свидетелем Тарасовой Ю.Б.
К тому же, судами установлено, что спорная докладная записка зарегистрирована на Турухтанном таможенном посту в соответствии с требованиями Типовой инструкции по делопроизводству и работе архива в таможенных органах, утвержденной приказом ФТС России от 18.12.2004 N 160 и Инструкции по регистрации и учету документов в АРМ Секретарь за регистрационным номером N 07-49/3940 от 24.07.2011, что подтверждается распечаткой из журнала внутренней корреспонденции.
Довод общества о том, что отсутствие отметки о продлении срока выпуска товара в графе "С" таможенной декларации ставит под сомнение сам факт составления докладной записки от 24.07.2011 N 07-49/3940, а следовательно, и принятие таможней решения о продлении срока выпуска товаров по спорной ДТ, кассационным судом отклоняется на следующем основании.
В соответствии с подпунктом 3 пункта 43 раздела XI Инструкции о порядке заполнения декларации на товары, утвержденной решением Комиссии Таможенного союза от 20.05.2010 N 257, в графе "С" основного и добавочного листов декларации на товары под соответствующими номерами проставляются отметки о принятом решении таможенного органа в отношении товаров, сведения о которых заявлены в этой декларации на товары, проведении таможенного контроля. Под номером 1 указывается цифровыми символами дата (XXXXXX - день, месяц, две последние цифры года), до которой продлевается срок выпуска товаров, если на основании пункта 4 статьи 196 ТК ТС принято решение о продлении срока выпуска товаров, с проставлением подписи должностного лица.
Отметка в графе "С" декларации на товары сама по себе не является решением таможенного органа о продлении срока выпуска товара, данная отметка лишь отражает срок принятого таможенным органом решения.
Таким образом, отсутствие такой отметки не означает, что решение о продлении сроков выпуска товара таможенным органом не принималось.
С учетом изложенного суд кассационной инстанции, принимая во внимание факт продления таможней до окончания проведения таможенного досмотра сроков выпуска товара, считает правомерным вывод суда первой и апелляционной инстанций об осуществлении таможенным органом выпуска товаров в порядке и в сроки, предусмотренные таможенным законодательством.
При таких обстоятельствах суды правомерно отказали обществу в удовлетворении его требований.
В силу положений части 3 статьи 286 и части 2 статьи 287 АПК РФ арбитражный суд кассационной инстанции проверяет, соответствуют ли выводы судов о применении нормы права установленным ими по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, и не вправе на стадии кассационного судопроизводства устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены в решении или постановлении либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции.
Суд кассационной инстанции считает, что суды первой и апелляционной инстанций правильно установили обстоятельства дела, всесторонне, полно и объективно исследовали все представленные сторонами документы и дали им надлежащую правовую оценку. Обжалуемые судебные акты соответствуют нормам материального и процессуального права и основания для их отмены отсутствуют.
Доводы жалобы, содержащие иную оценку фактических обстоятельств дела, отклоняются судом кассационной инстанции в силу положений статей 286 и 287 АПК РФ.
Руководствуясь статьями 286, 287 (пункт 1 части 1) Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа

постановил:

решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 04.06.2013 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.09.2013 по делу N А56-2540/2013 оставить без изменения, а кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "НОВИКОМ" - без удовлетворения.

Председательствующий
Л.Б.МУНТЯН

Судьи
И.С.ЛЮБЧЕНКО
И.О.ПОДВАЛЬНЫЙ















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "TMJ.SU | Таможенное дело. Таможенное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)