Судебные решения, арбитраж
Ввоз автомобилей; Таможенное дело
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Судья Руденко М.Н.
Судебная коллегия по гражданским делам Курского областного суда в составе:
председательствующего Переверзевой И.Н.,
судей Шуваевой Е.И. и Ермакова М.И.,
при секретаре С.Е.П.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению М. к Курской таможне Центрального таможенного управления Федеральной таможенной службы России о признании недействительным требования об уплате таможенных платежей, поступившее по апелляционной жалобе М. на решение Ленинского районного суда г. Курска от 10 апреля 2013 года, которым постановлено об отказе в удовлетворении заявления.
Заслушав доклад судьи Курского областного суда Переверзевой И.Н., выслушав представителя М. по доверенности К., поддержавшую доводы апелляционной жалобы, возражения на жалобу представителей ЦТУ Курская таможня по доверенности Л. и С.Е.С., судебная коллегия
установила:
М. обратился в суд с заявлением об отмене требования N 345 Курской таможни Центрального таможенного управления Федеральной таможенной службы России (далее - Курская таможня) от 27.12.2012 г. N 345 об уплате таможенных платежей и пени в размере <данные изъяты> руб. <данные изъяты> коп., мотивируя незаконностью указанного требования таможенного органа и нарушением его прав.
Ленинским районным судом г. Курска 10 апреля 2013 года постановлено вышеуказанное решение.
В апелляционной жалобе М., ссылаясь на неправильное применение судом норм таможенного законодательства, нарушение норм процессуального права, просит решение суда отменить как незаконное и принять по делу новое решение об удовлетворении заявленных требований.
Проверив материалы дела и решение суда, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на жалобу Курской таможни Центрального таможенного управления Федеральной таможенной службы России, судебная коллегия не усматривает оснований к отмене решения суда первой инстанции.
Порядок перемещения физическими лицами через таможенную границу Таможенного союза товаров для личного пользования, в том числе транспортных средств, и совершения таможенных операций, связанных с их выпуском, определен главой 49 Таможенного кодекса Таможенного союза (ТК ТС), Соглашением между Правительством РФ, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан от 18.06.2010 года "О порядке перемещения физическими лицами товаров для личного пользования через таможенную границу Таможенного союза и совершения таможенных операций, связанных с их выпуском" (в редакции от 19.10.2011 года, далее - Соглашение), Федеральным законом от 27.11.2010 года N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в РФ" (с последующими изменениями и дополнениями).
Согласно ст. 355 ТК ТС таможенное декларирование товаров для личного пользования, в том числе и транспортных средств, осуществляется физическими лицами при их следовании через таможенную границу одновременно с представлением товаров таможенному органу.
В силу ч. 1 ст. 356 ТК ТС подача пассажирской таможенной декларации должна сопровождаться представлением таможенному органу документов, подтверждающих заявленные в ней сведения, в том числе, транспортные перевозочные документы, документы, содержащие сведения, позволяющие идентифицировать транспортное средство для личного пользования.
Пунктом 4 ст. 8 Соглашения предусмотрено, что при таможенном декларировании перемещаемых товаров для личного пользования в письменной форме декларант обязан предоставить таможенному органу документы, на основании которых заполнена таможенная декларация, в том числе подтверждающие уплату таможенных платежей; уплатить причитающиеся таможенные платежи.
Согласно п. 3 ст. 14 Соглашения, п. 12 раздела 4 Приложения к Соглашению, ставка таможенных пошлин, налогов для автомобилей, объем двигателя которых составляет более 1 000 куб. см, но не превышает 1 500 куб. см, определяется из расчета: в отношении автомобилей, с момента выпуска которых прошло более 3 лет, но не более 5 лет, - в размере 1,7 евро за 1 куб. см рабочего объема двигателя, в отношении автомобилей, с момента выпуска которых прошло более 5 лет, - в размере 3,2 евро за 1 куб. см рабочего объема двигателя.
Судом установлено, что в июле 2012 года М. через границу Таможенного союза перемещался приобретенный им для личного пользования автомобиль RENAULT MEGANE.
24.07.2012 года на Курский таможенный пост Курской таможни в целях таможенного декларирования автомобиля марки <данные изъяты>, рабочий объем двигателя которого составил 1 461 куб. см, М. была подана пассажирская таможенная декларация N, в которой им был заявлен момент выпуска автомобиля 15.08.2007 года. В качестве документов, подтверждающих дату выпуска декларируемого автомобиля, М. были представлены: заключение эксперта Курской ТПП от 23.07.2012 N, в котором в разделе "Выводы эксперта" указано, что автомобиль изготовлен в 2007 году; заключение специалиста ООО "<данные изъяты>" (<адрес>) от 13.07.2012 года N, в котором указано, что вышеуказанный автомобиль выпущен в августе 2007 года.
24.07.2012 при оформлении таможенного приходного ордера должностными лицами Курского таможенного поста автомобиль <данные изъяты> был отнесен к временной группе автомобилей, с момента выпуска которых прошло более 3-х лет, но не более 5-ти лет. Размер таможенных платежей был исчислен и уплачен, исходя из даты выпуска автомобиля, указанного М.
Вместе с тем, М. при определении момента выпуска указанного автомобиля не были представлены документы, подтверждающие момент выпуска, то дату изготовления (день, месяц, год) транспортного средства, определенные п. 1 Приложения 6 к Соглашению.
В соответствии с п. 2 Приложения 6 к Соглашению, в целях проверки сведений о моменте выпуска автомобиля марки <данные изъяты>, Курской таможней были направлены запросы представителю интересов производителя автомобилей марки <данные изъяты> в Российской Федерации ОАО "<данные изъяты>" (исх. N 10-50/10895 от 28.09.2012 года, N 10-50/12388 от 31.10.2012 года). Согласно сообщению ОАО "<данные изъяты>" по базе данных компании <данные изъяты>, моментом (датой) выпуска указанного автомобиля является 12.07.2007 года.
В соответствии с Порядком определения момента выпуска и объема двигателя авто-, мототранспортного средства, являющимся приложением 6 к Соглашению, момент выпуска, то есть дата изготовления, рабочий объем двигателя авто-, мототранспортного средства определяются декларантом на основании:
- 1) сведений, содержащихся в документах, подтверждающих их регистрацию в государстве предыдущей регистрации;
- 2) информации производителя или генерального импортера, дилера, дистрибьютора или иного представителя интересов производителя в государстве-члене Таможенного союза, в том числе содержащейся на идентификационных наклейках или табличках либо закодированной в номере кузова авто-, мототранспортного средства;
- 3) иных вспомогательных источников информации (п. 1 приложения 6 к Соглашению).
При этом вспомогательные источники информации используются только при отсутствии сведений или документов, указанных в подпунктах 1 или 2 пункта 1 настоящего Приложения.
В качестве вспомогательных источников информации могут применяться экспертные заключения Торгово-промышленной палаты государства-члена Таможенного союза и ее структурных подразделений, а также иные информационные и справочные источники, доступные для декларанта.
Заключение представителя интересов производителя авто-, мототранспортного средства в государстве - члене Таможенного союза может быть запрошено таможенным органом после завершения таможенных операций, связанных с выпуском авто-, мототранспортного средства, в целях контроля сведений о моменте выпуска и (или) рабочем объеме цилиндров двигателя авто-, мототранспортного средства.
Согласно ст. 99 Таможенного кодекса Таможенного союза таможенные органы проводят таможенный контроль после выпуска товаров в течение 3 лет со дня окончания нахождения товаров под таможенным контролем. Таможенный контроль после выпуска товаров проводится в формах и порядке, которые установлены главами 16 и (или) 19 ТК ТС.
В соответствии с ч. 1 ст. 110 ТК ТС одной из форм таможенного контроля является проверка документов и сведений.
Согласно ч. 4 ст. 98 ТК ТС в целях проведения таможенного контроля после выпуска товаров таможенные органы вправе запрашивать и получать коммерческие и бухгалтерские документы, иную информацию, в том числе в электронной форме, относящуюся к перемещению товаров через таможенную границу, их выпуску и использованию на таможенной территории таможенного союза или за ее пределами.
В силу статьи 111 этого же Кодекса таможенные органы проверяют документы и сведения, представленные при совершении таможенных операций, с целью установления достоверности сведений, подлинности документов и (или) правильности их заполнения и (или) оформления.
Согласно ч. 1 статьи 122 Кодекса таможенная проверка проводится таможенными органами в целях проверки соблюдения лицами требований, установленных таможенным законодательством таможенного союза и законодательством государств - членов таможенного союза.
При таможенной проверке таможенными органами проверяются достоверность сведений, заявленных в таможенной декларации и иных документах, представленных при таможенном декларировании товаров, повлиявших на принятие решения о выпуске товаров (п. 2 ч. 3).
В соответствии со статьей 150 Федерального закона РФ от 27 ноября 2010 года N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации" принудительное взыскание таможенных пошлин, налогов производится с плательщиков таможенных пошлин, налогов либо за счет стоимости товаров, в отношении которых таможенные пошлины, налоги не уплачены (ч. 1).
Принудительное взыскание таможенных пошлин, налогов с физических лиц, за исключением индивидуальных предпринимателей, производится в судебном порядке, за исключением случая, установленного частью 3 статьи 154 настоящего Федерального закона (ч. 2).
До применения мер по принудительному взысканию таможенных пошлин, налогов таможенный орган выставляет плательщику таможенных пошлин, налогов требование об уплате таможенных платежей в соответствии со статьей 152 настоящего Федерального закона, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 и 3 статьи 154 и частью 2 статьи 157 настоящего Федерального закона, а также если плательщиком таможенных пошлин, налогов является таможенный орган (ч. 3).
В силу пункта 1 части 5 этой же статьи принудительное взыскание таможенных платежей не производится если требование об уплате таможенных платежей не выставлено в течение трех лет со дня истечения срока их уплаты, либо со дня обнаружения факта неуплаты таможенных пошлин, налогов при проведении таможенного контроля после выпуска товаров, указанных в подпункте 1 пункта 1 статьи 200 Таможенного кодекса Таможенного союза, либо со дня наступления события, влекущего обязанность лиц уплачивать таможенные пошлины, налоги в соответствии с таможенным законодательством Таможенного союза и (или) законодательством Российской Федерации о таможенном деле.
Согласно ч. 1 статьи 152 указанного Закона срок исполнения требования об уплате таможенных платежей составляет не менее 10 рабочих дней и не более 20 календарных дней со дня получения указанного требования.
Исходя из анализа приведенных норм таможенные органы вправе осуществлять таможенный контроль в отношении товаров перемещенных через таможенную границу в течение трех лет после их выпуска, по результатам таможенного контроля таможенные органы выставляют требование об уплате таможенной пошлины, и в случае его неисполнения, в течение установленного срока вправе обратиться в суд за принудительным взысканием таможенных платежей.
Отказывая в удовлетворении заявления, суд первой инстанции исходил из того, что таможенный контроль в отношении перемещенного М. автомобиля <данные изъяты> был проведен Курской таможней в пределах установленного законом срока; требование от 27.12.2012 г. об уплате таможенных платежей и пени принято уполномоченным таможенным органом; расчет суммы таможенных платежей и пени, вопреки утверждениям заявителя, соответствует требованиям, установленным таможенным законодательством, в связи с чем основания для признания незаконным требования Курской таможни от 27.12.2012 г. N 345 об уплате таможенных платежей и пени в размере, указанном в требовании, отсутствуют.
Выводы суда соответствуют обстоятельствам дела, подтверждены исследованными и надлежаще оцененными доказательствами, подробно мотивированы в решении. Нормы материального права применены судом правильно. Нарушений норм процессуального права, признаваемых законом основаниями к отмене судебных постановлений, не допущено.
Доводы апелляционной жалобы о том, что суд неправильно применил нормы процессуального права, разрешив заявленные требования в порядке искового производства, а не производства по делам, возникающим из публичных правоотношений, основанием к отмене решения суда не являются.
Поименовав заявленные М. требования исковыми, суд первой инстанции фактически разрешил дело по правилам, предусмотренным главой 25 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, возложив бремя по доказыванию обоснованности и законности оспариваемого заявителем требования об уплате таможенных платежей на Курскую таможню.
Правильное распределение бремени доказывания между сторонами - один из критериев справедливого и беспристрастного рассмотрения дел судом, предусмотренного ст. 6 Европейской конвенции от 04.11.1950 года "О защите прав человека и основных свобод".
Данных о том, что бремя доказывания между лицами, участвующими в деле, было распределено неверно, материалы дела не содержат, не ссылается на эти обстоятельства и заявитель в апелляционной жалобе.
Так, заявитель, указав в заявлении на незаконность оспариваемого решения таможенного органа, затрагивающего его права и интересы, реализовал тем самым свои процессуальные права, предусмотренные ст. ст. 56, 254, 255 ГПК РФ, что вместе с тем, не лишало его права на представление доказательств в ходе рассмотрения дела и не препятствовало реализации процессуальных прав, предусмотренных ст. 57 ГПК РФ.
Судебная коллегия находит правильной оценку доказательств судом первой инстанции, отраженную в решении. Оснований для иной оценки доказательств не имеется.
Доводы апелляционной жалобы о том, что суд пришел к неправильному выводу о том, что автомобиль относится к временной группе автомобилей, с момента выпуска которых прошло более 5-ти лет, нельзя признать обоснованными, поскольку все обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения дела, судом установлены.
Так, при декларировании автомобиля 24.07.2012 г. М. были представлены документы, являющиеся вспомогательными источниками информации: заключение эксперта Курской ТПП об изготовлении автомобиля в 2007 году, заключение специалиста ООО "<данные изъяты>" от 13.07.2012 г. N 1412 о выпуске автомобиля в августе 2007 г., следовательно, документы, подтверждающие момент выпуска (день, месяц, год) транспортного средства, как того требует п. 1 Приложения 6 к Соглашению, представлены не были. Согласно сообщению ОАО "<данные изъяты>", представляющего интересы производителя автомобилей марки <данные изъяты> в Российской Федерации, моментом (датой) выпуска указанного автомобиля является 12.07.2007 года. Соответственно, автомобиль <данные изъяты> <данные изъяты> относится к временной группе автомобилей, с момента выпуска которых прошло более 5-ти лет, в связи с чем, ставки таможенных платежей, подлежащих уплате М. должны были исчисляться в соответствии с п. 12 раздела IV Приложения 5 к Соглашению, как в отношении автомобилей, объем двигателя которых, составляет более 1000 куб. см, но не превышает 1500 куб. см, с момента выпуска которых прошло более 5-ти лет, из расчета 3,2 евро за 1 куб. см рабочего объема двигателя (1 4461 куб. см).
Доводы апелляционной жалобы об отсутствии вины заявителя, который объективно не имел возможности представить документ о точной дате изготовления автомобиля, не имеют правового значения, так как в соответствии с законодательством контроль правильности исчисления и уплаты таможенных платежей после выпуска товаров осуществляется таможенными органами независимо от наличия либо отсутствия вины декларанта.
Ссылки в апелляционной жалобе на правовую позицию Европейского Суда, в соответствии с которой на декларантов, уплативших таможенные платежи, в случае отсутствия с их стороны нарушений таможенного законодательства не может быть возложена дополнительная обязанность по уплате таможенных платежей и пени по причине несоблюдения таможенного законодательства должностными лицами таможенных органов, не могут быть приняты во внимание, поскольку оснований полагать, что при выпуске автомобиля, ввезенного М., должностными лицами таможенного органа допущены нарушения закона не имеется.
С учетом изложенного, судебная коллегия не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Руководствуясь п. 1 ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Ленинского районного суда г. Курска от 10 апреля 2013 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу М. - без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "TMJ.SU | Таможенное дело. Таможенное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ КУРСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 02.07.2013 ПО ДЕЛУ N 33-1491-2013Г.
Разделы:Ввоз автомобилей; Таможенное дело
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
КУРСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 2 июля 2013 г. по делу N 33-1491-2013г.
Судья Руденко М.Н.
Судебная коллегия по гражданским делам Курского областного суда в составе:
председательствующего Переверзевой И.Н.,
судей Шуваевой Е.И. и Ермакова М.И.,
при секретаре С.Е.П.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению М. к Курской таможне Центрального таможенного управления Федеральной таможенной службы России о признании недействительным требования об уплате таможенных платежей, поступившее по апелляционной жалобе М. на решение Ленинского районного суда г. Курска от 10 апреля 2013 года, которым постановлено об отказе в удовлетворении заявления.
Заслушав доклад судьи Курского областного суда Переверзевой И.Н., выслушав представителя М. по доверенности К., поддержавшую доводы апелляционной жалобы, возражения на жалобу представителей ЦТУ Курская таможня по доверенности Л. и С.Е.С., судебная коллегия
установила:
М. обратился в суд с заявлением об отмене требования N 345 Курской таможни Центрального таможенного управления Федеральной таможенной службы России (далее - Курская таможня) от 27.12.2012 г. N 345 об уплате таможенных платежей и пени в размере <данные изъяты> руб. <данные изъяты> коп., мотивируя незаконностью указанного требования таможенного органа и нарушением его прав.
Ленинским районным судом г. Курска 10 апреля 2013 года постановлено вышеуказанное решение.
В апелляционной жалобе М., ссылаясь на неправильное применение судом норм таможенного законодательства, нарушение норм процессуального права, просит решение суда отменить как незаконное и принять по делу новое решение об удовлетворении заявленных требований.
Проверив материалы дела и решение суда, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на жалобу Курской таможни Центрального таможенного управления Федеральной таможенной службы России, судебная коллегия не усматривает оснований к отмене решения суда первой инстанции.
Порядок перемещения физическими лицами через таможенную границу Таможенного союза товаров для личного пользования, в том числе транспортных средств, и совершения таможенных операций, связанных с их выпуском, определен главой 49 Таможенного кодекса Таможенного союза (ТК ТС), Соглашением между Правительством РФ, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан от 18.06.2010 года "О порядке перемещения физическими лицами товаров для личного пользования через таможенную границу Таможенного союза и совершения таможенных операций, связанных с их выпуском" (в редакции от 19.10.2011 года, далее - Соглашение), Федеральным законом от 27.11.2010 года N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в РФ" (с последующими изменениями и дополнениями).
Согласно ст. 355 ТК ТС таможенное декларирование товаров для личного пользования, в том числе и транспортных средств, осуществляется физическими лицами при их следовании через таможенную границу одновременно с представлением товаров таможенному органу.
В силу ч. 1 ст. 356 ТК ТС подача пассажирской таможенной декларации должна сопровождаться представлением таможенному органу документов, подтверждающих заявленные в ней сведения, в том числе, транспортные перевозочные документы, документы, содержащие сведения, позволяющие идентифицировать транспортное средство для личного пользования.
Пунктом 4 ст. 8 Соглашения предусмотрено, что при таможенном декларировании перемещаемых товаров для личного пользования в письменной форме декларант обязан предоставить таможенному органу документы, на основании которых заполнена таможенная декларация, в том числе подтверждающие уплату таможенных платежей; уплатить причитающиеся таможенные платежи.
Согласно п. 3 ст. 14 Соглашения, п. 12 раздела 4 Приложения к Соглашению, ставка таможенных пошлин, налогов для автомобилей, объем двигателя которых составляет более 1 000 куб. см, но не превышает 1 500 куб. см, определяется из расчета: в отношении автомобилей, с момента выпуска которых прошло более 3 лет, но не более 5 лет, - в размере 1,7 евро за 1 куб. см рабочего объема двигателя, в отношении автомобилей, с момента выпуска которых прошло более 5 лет, - в размере 3,2 евро за 1 куб. см рабочего объема двигателя.
Судом установлено, что в июле 2012 года М. через границу Таможенного союза перемещался приобретенный им для личного пользования автомобиль RENAULT MEGANE.
24.07.2012 года на Курский таможенный пост Курской таможни в целях таможенного декларирования автомобиля марки <данные изъяты>, рабочий объем двигателя которого составил 1 461 куб. см, М. была подана пассажирская таможенная декларация N, в которой им был заявлен момент выпуска автомобиля 15.08.2007 года. В качестве документов, подтверждающих дату выпуска декларируемого автомобиля, М. были представлены: заключение эксперта Курской ТПП от 23.07.2012 N, в котором в разделе "Выводы эксперта" указано, что автомобиль изготовлен в 2007 году; заключение специалиста ООО "<данные изъяты>" (<адрес>) от 13.07.2012 года N, в котором указано, что вышеуказанный автомобиль выпущен в августе 2007 года.
24.07.2012 при оформлении таможенного приходного ордера должностными лицами Курского таможенного поста автомобиль <данные изъяты> был отнесен к временной группе автомобилей, с момента выпуска которых прошло более 3-х лет, но не более 5-ти лет. Размер таможенных платежей был исчислен и уплачен, исходя из даты выпуска автомобиля, указанного М.
Вместе с тем, М. при определении момента выпуска указанного автомобиля не были представлены документы, подтверждающие момент выпуска, то дату изготовления (день, месяц, год) транспортного средства, определенные п. 1 Приложения 6 к Соглашению.
В соответствии с п. 2 Приложения 6 к Соглашению, в целях проверки сведений о моменте выпуска автомобиля марки <данные изъяты>, Курской таможней были направлены запросы представителю интересов производителя автомобилей марки <данные изъяты> в Российской Федерации ОАО "<данные изъяты>" (исх. N 10-50/10895 от 28.09.2012 года, N 10-50/12388 от 31.10.2012 года). Согласно сообщению ОАО "<данные изъяты>" по базе данных компании <данные изъяты>, моментом (датой) выпуска указанного автомобиля является 12.07.2007 года.
В соответствии с Порядком определения момента выпуска и объема двигателя авто-, мототранспортного средства, являющимся приложением 6 к Соглашению, момент выпуска, то есть дата изготовления, рабочий объем двигателя авто-, мототранспортного средства определяются декларантом на основании:
- 1) сведений, содержащихся в документах, подтверждающих их регистрацию в государстве предыдущей регистрации;
- 2) информации производителя или генерального импортера, дилера, дистрибьютора или иного представителя интересов производителя в государстве-члене Таможенного союза, в том числе содержащейся на идентификационных наклейках или табличках либо закодированной в номере кузова авто-, мототранспортного средства;
- 3) иных вспомогательных источников информации (п. 1 приложения 6 к Соглашению).
При этом вспомогательные источники информации используются только при отсутствии сведений или документов, указанных в подпунктах 1 или 2 пункта 1 настоящего Приложения.
В качестве вспомогательных источников информации могут применяться экспертные заключения Торгово-промышленной палаты государства-члена Таможенного союза и ее структурных подразделений, а также иные информационные и справочные источники, доступные для декларанта.
Заключение представителя интересов производителя авто-, мототранспортного средства в государстве - члене Таможенного союза может быть запрошено таможенным органом после завершения таможенных операций, связанных с выпуском авто-, мототранспортного средства, в целях контроля сведений о моменте выпуска и (или) рабочем объеме цилиндров двигателя авто-, мототранспортного средства.
Согласно ст. 99 Таможенного кодекса Таможенного союза таможенные органы проводят таможенный контроль после выпуска товаров в течение 3 лет со дня окончания нахождения товаров под таможенным контролем. Таможенный контроль после выпуска товаров проводится в формах и порядке, которые установлены главами 16 и (или) 19 ТК ТС.
В соответствии с ч. 1 ст. 110 ТК ТС одной из форм таможенного контроля является проверка документов и сведений.
Согласно ч. 4 ст. 98 ТК ТС в целях проведения таможенного контроля после выпуска товаров таможенные органы вправе запрашивать и получать коммерческие и бухгалтерские документы, иную информацию, в том числе в электронной форме, относящуюся к перемещению товаров через таможенную границу, их выпуску и использованию на таможенной территории таможенного союза или за ее пределами.
В силу статьи 111 этого же Кодекса таможенные органы проверяют документы и сведения, представленные при совершении таможенных операций, с целью установления достоверности сведений, подлинности документов и (или) правильности их заполнения и (или) оформления.
Согласно ч. 1 статьи 122 Кодекса таможенная проверка проводится таможенными органами в целях проверки соблюдения лицами требований, установленных таможенным законодательством таможенного союза и законодательством государств - членов таможенного союза.
При таможенной проверке таможенными органами проверяются достоверность сведений, заявленных в таможенной декларации и иных документах, представленных при таможенном декларировании товаров, повлиявших на принятие решения о выпуске товаров (п. 2 ч. 3).
В соответствии со статьей 150 Федерального закона РФ от 27 ноября 2010 года N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации" принудительное взыскание таможенных пошлин, налогов производится с плательщиков таможенных пошлин, налогов либо за счет стоимости товаров, в отношении которых таможенные пошлины, налоги не уплачены (ч. 1).
Принудительное взыскание таможенных пошлин, налогов с физических лиц, за исключением индивидуальных предпринимателей, производится в судебном порядке, за исключением случая, установленного частью 3 статьи 154 настоящего Федерального закона (ч. 2).
До применения мер по принудительному взысканию таможенных пошлин, налогов таможенный орган выставляет плательщику таможенных пошлин, налогов требование об уплате таможенных платежей в соответствии со статьей 152 настоящего Федерального закона, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 и 3 статьи 154 и частью 2 статьи 157 настоящего Федерального закона, а также если плательщиком таможенных пошлин, налогов является таможенный орган (ч. 3).
В силу пункта 1 части 5 этой же статьи принудительное взыскание таможенных платежей не производится если требование об уплате таможенных платежей не выставлено в течение трех лет со дня истечения срока их уплаты, либо со дня обнаружения факта неуплаты таможенных пошлин, налогов при проведении таможенного контроля после выпуска товаров, указанных в подпункте 1 пункта 1 статьи 200 Таможенного кодекса Таможенного союза, либо со дня наступления события, влекущего обязанность лиц уплачивать таможенные пошлины, налоги в соответствии с таможенным законодательством Таможенного союза и (или) законодательством Российской Федерации о таможенном деле.
Согласно ч. 1 статьи 152 указанного Закона срок исполнения требования об уплате таможенных платежей составляет не менее 10 рабочих дней и не более 20 календарных дней со дня получения указанного требования.
Исходя из анализа приведенных норм таможенные органы вправе осуществлять таможенный контроль в отношении товаров перемещенных через таможенную границу в течение трех лет после их выпуска, по результатам таможенного контроля таможенные органы выставляют требование об уплате таможенной пошлины, и в случае его неисполнения, в течение установленного срока вправе обратиться в суд за принудительным взысканием таможенных платежей.
Отказывая в удовлетворении заявления, суд первой инстанции исходил из того, что таможенный контроль в отношении перемещенного М. автомобиля <данные изъяты> был проведен Курской таможней в пределах установленного законом срока; требование от 27.12.2012 г. об уплате таможенных платежей и пени принято уполномоченным таможенным органом; расчет суммы таможенных платежей и пени, вопреки утверждениям заявителя, соответствует требованиям, установленным таможенным законодательством, в связи с чем основания для признания незаконным требования Курской таможни от 27.12.2012 г. N 345 об уплате таможенных платежей и пени в размере, указанном в требовании, отсутствуют.
Выводы суда соответствуют обстоятельствам дела, подтверждены исследованными и надлежаще оцененными доказательствами, подробно мотивированы в решении. Нормы материального права применены судом правильно. Нарушений норм процессуального права, признаваемых законом основаниями к отмене судебных постановлений, не допущено.
Доводы апелляционной жалобы о том, что суд неправильно применил нормы процессуального права, разрешив заявленные требования в порядке искового производства, а не производства по делам, возникающим из публичных правоотношений, основанием к отмене решения суда не являются.
Поименовав заявленные М. требования исковыми, суд первой инстанции фактически разрешил дело по правилам, предусмотренным главой 25 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, возложив бремя по доказыванию обоснованности и законности оспариваемого заявителем требования об уплате таможенных платежей на Курскую таможню.
Правильное распределение бремени доказывания между сторонами - один из критериев справедливого и беспристрастного рассмотрения дел судом, предусмотренного ст. 6 Европейской конвенции от 04.11.1950 года "О защите прав человека и основных свобод".
Данных о том, что бремя доказывания между лицами, участвующими в деле, было распределено неверно, материалы дела не содержат, не ссылается на эти обстоятельства и заявитель в апелляционной жалобе.
Так, заявитель, указав в заявлении на незаконность оспариваемого решения таможенного органа, затрагивающего его права и интересы, реализовал тем самым свои процессуальные права, предусмотренные ст. ст. 56, 254, 255 ГПК РФ, что вместе с тем, не лишало его права на представление доказательств в ходе рассмотрения дела и не препятствовало реализации процессуальных прав, предусмотренных ст. 57 ГПК РФ.
Судебная коллегия находит правильной оценку доказательств судом первой инстанции, отраженную в решении. Оснований для иной оценки доказательств не имеется.
Доводы апелляционной жалобы о том, что суд пришел к неправильному выводу о том, что автомобиль относится к временной группе автомобилей, с момента выпуска которых прошло более 5-ти лет, нельзя признать обоснованными, поскольку все обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения дела, судом установлены.
Так, при декларировании автомобиля 24.07.2012 г. М. были представлены документы, являющиеся вспомогательными источниками информации: заключение эксперта Курской ТПП об изготовлении автомобиля в 2007 году, заключение специалиста ООО "<данные изъяты>" от 13.07.2012 г. N 1412 о выпуске автомобиля в августе 2007 г., следовательно, документы, подтверждающие момент выпуска (день, месяц, год) транспортного средства, как того требует п. 1 Приложения 6 к Соглашению, представлены не были. Согласно сообщению ОАО "<данные изъяты>", представляющего интересы производителя автомобилей марки <данные изъяты> в Российской Федерации, моментом (датой) выпуска указанного автомобиля является 12.07.2007 года. Соответственно, автомобиль <данные изъяты> <данные изъяты> относится к временной группе автомобилей, с момента выпуска которых прошло более 5-ти лет, в связи с чем, ставки таможенных платежей, подлежащих уплате М. должны были исчисляться в соответствии с п. 12 раздела IV Приложения 5 к Соглашению, как в отношении автомобилей, объем двигателя которых, составляет более 1000 куб. см, но не превышает 1500 куб. см, с момента выпуска которых прошло более 5-ти лет, из расчета 3,2 евро за 1 куб. см рабочего объема двигателя (1 4461 куб. см).
Доводы апелляционной жалобы об отсутствии вины заявителя, который объективно не имел возможности представить документ о точной дате изготовления автомобиля, не имеют правового значения, так как в соответствии с законодательством контроль правильности исчисления и уплаты таможенных платежей после выпуска товаров осуществляется таможенными органами независимо от наличия либо отсутствия вины декларанта.
Ссылки в апелляционной жалобе на правовую позицию Европейского Суда, в соответствии с которой на декларантов, уплативших таможенные платежи, в случае отсутствия с их стороны нарушений таможенного законодательства не может быть возложена дополнительная обязанность по уплате таможенных платежей и пени по причине несоблюдения таможенного законодательства должностными лицами таможенных органов, не могут быть приняты во внимание, поскольку оснований полагать, что при выпуске автомобиля, ввезенного М., должностными лицами таможенного органа допущены нарушения закона не имеется.
С учетом изложенного, судебная коллегия не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Руководствуясь п. 1 ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Ленинского районного суда г. Курска от 10 апреля 2013 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу М. - без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "TMJ.SU | Таможенное дело. Таможенное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)