Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДВЕНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 20.03.2009 ПО ДЕЛУ N А06-4561/2008-10

Разделы:
Таможенная пошлина (экспортная, импортная); Таможенное дело

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ДВЕНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 20 марта 2009 г. по делу N А06-4561/2008-10


Резолютивная часть постановления объявлена 18 марта 2009 года.
Полный текст постановления изготовлен 20 марта 2009 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Луговского Н.В.,
судей Дубровиной О.А., Комнатной Ю.А.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Поморовой Н.М.,
при участии в судебном заседании:
от Астраханской таможни - Мавлютбердеева Л.П. по доверенности N 01-03-42/21328 (до перерыва),
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Астраханской таможни, г. Астрахань,
на решение арбитражного суда Астраханской области от "12" ноября 2008 года по делу N А06-4561/2008-10, принятое судьей Гришиной Р.М.,
по заявлению Астраханской таможни
к обществу с ограниченной ответственностью "Сафинат Ремо Шипп"
о взыскании таможенной пошлины, налога на добавленную стоимость, процентов и пени в общей сумме 26 011 787,33 руб.,

установил:

Решением арбитражного суда Астраханской области от 12.11.2008 г. отказано в удовлетворении требований Астраханской таможни о взыскании с общества с ограниченной ответственностью "Сафинат Ремо Шипп" (далее - ООО "Сафинат Ремо Шипп", Общество) таможенной пошлины в сумме 3 965 052,20 руб., налога на добавленную стоимость (далее - НДС) в сумме 14 987 897,32 руб., процентов за отсрочку уплаты таможенных платежей в сумме 3 682 843,68 руб. и пени в сумме 3 375 994,13 руб., в общей сумме 26 011 787,33 руб.
Астраханская таможня, не согласившись с решением суда первой инстанции, обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит принятое по делу решение отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований, ссылаясь на то, что принятое по делу решение об отказе в удовлетворении заявленных требований вынесено при неполно выясненных обстоятельствах, имеющих значение для дела, а также с нарушением норм материального и процессуального права.
В судебном заседании, открытом 16.03.2009 г., объявлялся перерыв до 09 час. 00 мин. 18.03.2009 г.
В соответствии с ч. 3 ст. 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской федерации судебное заседание по рассмотрению апелляционной жалобы проводится в отсутствие представителей Общества, надлежащим образом извещенного о времени и месте проведения судебного заседания в порядке п. 3 ч. 2 ст. 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Исследовав материалы дела, проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия считает, что апелляционная жалоба подлежит удовлетворению, а принятый судебный акт - отмене по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, 25.04.2005 г. в Астраханскую таможню поступило заявление от ООО "Сафинат Ремо Шипп" об использовании таможенного режима переработки на таможенной территории в отношении морского судна "Кристина".
25.04.2005 г. Астраханской таможней Обществу было выдано разрешение на переработку товаров N 10311/250404/510006. Срок переработки был установлен до 25.11.2005 г.
05.10.2005 г. письмом N 378 Общество обратилось в Астраханскую таможню с заявлением о продлении срока переработки товаров до 28.12.2006 г., по итогам рассмотрения которого срок переработки товаров был продлен до 28.11.2006 г.
15.02.2006 г. между компанией "KristinaNavigationLtd" (Мальта) и ООО "Сафинат Ремо Шипп" был заключен договор N СР-21/1 на предоставление услуг по ремонту теплохода "Кристина".
18.08.2006 г. между Обществом и компаниями "KristinaNavigationShippingLimited", "KorrondLimited" было заключено дополнительное соглашение N 4 к договору на проведение ремонтных работ N 21/1 от 15.02.2006 г., в соответствии с которым компания "KorrondLimited" поставила Обществу навигационное оборудование для монтажа на судне "Кристина" в рамках осуществляемого ремонта, срок которого по оглашению сторон продлен до 30.12.2006 г.
24.11.2006 г. Общество обратилось в Астраханскую таможню с заявлением о продлении срока переработки по разрешению на переработку товаров N 10311/250404/510006 до 30.12.2006 г.
04.12.2006 г. Астраханской таможней в продлении срока переработки товаров было отказано в связи с непредставлением необходимых документов, подтверждающих сведения о предприятиях-переработчиках, участвующих в процессе выполнения ремонтных работ.
Решением Южного таможенного управления Федеральной таможенной службы от 23.05.2007 г. N 51-10/38 решение Астраханской таможни от 04.12.2006 г. об отказе в продлении срока действия разрешения на переработку на таможенной территории признано неправомерным, в удовлетворении требования о продлении срока действия разрешения на переработку товара на таможенной территории N 10311/250404/510006 отказано.
01.08.2007 г. по ГТД N 10311020/310707/0003489, поданной на Астраханский таможенный пост, морское судно "Кристина" было помещено под таможенный режим переработки на таможенной территории как продукт переработки.
24.03.2008 г. в порядке ст. 412 Таможенного кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ) Астраханской таможней было принято решение N 10311000/240308/033 об отмене в порядке ведомственного контроля решения Астраханского таможенного поста о приеме ГТД N 10311020/310707/0003489 и выпуске морского судна "Кристина" под таможенный режим переработки на таможенной территории как продукта переработки.
Считая, что на основании п. 4 ст. 185 ТК РФ в отношении судна "Кристина" Обществом должны быть уплачены суммы таможенных пошлин, налогов, которые подлежали бы уплате, если бы ввезенный товар был заявлен к выпуску для свободного обращения в день помещения товара под таможенный режим переработки на таможенной территории, а также проценты с указанных сумм, как если бы в отношении указанных сумм была предоставлена отсрочка со дня помещения товаров под таможенный режим переработки, Астраханская таможня обратилась в арбитражный суд Астраханской области с указанными требованиями.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленных требований, исходил из того, что таможенным органом не доказано наличие оснований для начисления налогов и пошлин.
Между тем судом первой инстанции не учтено следующее.
Согласно ч. 1 ст. 173 ТК РФ переработка на таможенной территории - таможенный режим, при котором ввезенные товары используются на таможенной территории РФ в течение установленного срока (срока переработки товаров) для целей проведения операций по переработке товаров с полным условным освобождением от уплаты таможенных пошлин, налогов при условии вывоза продуктов переработки с таможенной территории РФ в определенный срок.
В соответствии с п. 1 ст. 177 ТК РФ срок переработки товаров определяется заявителем по согласованию с таможенным органом и не может превышать два года.
В силу ч. 4 ст. 177 ТК РФ течение срока переработки товаров начинается со дня их помещения под таможенный режим переработки на таможенной территории. При этом ч. 3 ст. 157 ТК РФ предусмотрено, что днем помещения под таможенный режим считается день выпуска товаров таможенным органом.
Пунктом 2 ст. 177 ТК РФ установлено, что срок переработки товаров на таможенной территории определяется исходя из продолжительности процесса переработки товаров и времени, необходимого для распоряжения продуктами переработки
Как указано в пункте 1 статьи 185 ТК РФ, не позднее дня истечения срока переработки (статья 177 ТК РФ) таможенный режим переработки на таможенной территории должен быть завершен вывозом продуктов переработки с таможенной территории Российской Федерации либо помещением ввезенных товаров и продуктов их переработки под иные таможенные режимы.
Таможенный режим переработки на таможенной территории может быть завершен выпуском для свободного обращения ввезенных товаров и (или) продуктов их переработки или их помещением под иной таможенный режим с соблюдением требований и условий, установленных таможенным законодательством (п. 3 ст. 185 ТК РФ).
Согласно п. 29 Инструкции об организации действий должностных лиц таможенных органов, совершающих таможенные операции при использовании таможенного режима переработки на таможенной территории, утвержденной приказом Федеральной таможенной службы от 15.09.2005 г. N 867, таможенное оформление продуктов переработки осуществляется в срок переработки.
Из смысла указанных правовых норм следует, что продукты переработки, если они не вывезены с таможенной территории Российской Федерации и не помещены под иной таможенный режим в течение срока переработки, не могут быть оформлены в таможенном отношении в соответствии с параграфом 1 главы 19 ТК РФ, в том числе путем представления в таможенный орган ГТД, заполненной в соответствии с правилами заполнения ГТД при декларировании ввозимых продуктов переработки в связи с завершением действия разрешения на переработку товаров.
Как следует из материалов дела, по ГТД N 10311020/310707/0003489, поданной Обществом на Астраханский таможенный пост, морское судно "Кристина" помещено под таможенный режим переработки на таможенной территории как продукт переработки. Между тем действующее разрешение на переработку товаров на таможенной территории, в рамках которого товар декларировался как продукт переработки, представлено не было, так как 04.12.2006 г. Астраханской таможней в удовлетворении заявления Общества о продлении срока переработки по разрешению на переработку товаров N 10311/250404/510006 до 30.12.2006 г. было отказано.
При этом то обстоятельство, что решением Южного таможенного управления Федеральной таможенной службы от 23.05.2007 г. N 51-10/38 данное решение признано неправомерным, не может служить основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований по следующим основаниям.
Из содержания решения Южного таможенного управления Федеральной таможенной службы от 23.05.2007 г. N 51-10/38 следует, что основанием для признания неправомерным отказа Астраханской таможни в продлении срока переработки до 30.12.2006 г. послужил вывод Южного таможенного управления Федеральной таможенной службы о нарушении срока рассмотрения заявления о продлении, установленного Инструкцией об организации действий должностных лиц таможенных органов, совершающих таможенные операции при использовании таможенного режима переработки на таможенной территории, утвержденной приказом Федеральной таможенной службы от 15.09.2005 г. N 867.
Вместе с тем п. 2 указанного решения в удовлетворения требования о продлении срока действия разрешения на переработку товара на таможенной территории N 10311/250404/510006 Южным таможенным управлением Федеральной таможенной службы отказано. При этом решение от 23.05.2007 г. N 51-10/38 не оспорено Обществом и не признано судом недействительным.
С учетом изложенного вывод суда первой инстанции о том, что в силу отмены решения Астраханской таможни от 04.12.2006 г. действие разрешения на переработку товаров N 10311/250404/510006 подлежало продлению, судебная коллегия находит ошибочным.
Таким образом, судебная коллегия приходит к выводу, что поскольку в продлении срока действия разрешения на переработку товара на таможенной территории N 10311/250404/510006 было отказано и вывоз продуктов переработки с таможенной территории по ГТД N 10311020/310707/0003489 произведен Обществом после истечения срока действия данного разрешения, ООО "Сафинат Ремо Шипп" не соблюдены условия таможенного режима "Переработка на таможенной территории" о вывозе продуктов переработки в определенный срок.
В соответствии с п. 7 ст. 179 ТК РФ лицо, получившее разрешение на переработку товаров, несет ответственность за уплату таможенных пошлин, налогов в соответствии с п. 2 ст. 320 Таможенного кодекса РФ, согласно которому при несоблюдении положений настоящего Кодекса о пользовании и распоряжении товарами или о выполнении иных требований и условий, установленных настоящим Кодексом для применения таможенных процедур и таможенных режимов, содержание которых предусматривает полное или частичное освобождение от уплаты таможенных пошлин, налогов, лицами, ответственными за уплату таможенных пошлин, налогов в случаях, прямо предусмотренных настоящим Кодексом, являются владелец склада временного хранения, владелец таможенного склада, перевозчик, лица, на которые возложена обязанность по соблюдению таможенного режима.
Статьей 319 ТК РФ (пп. 1 п. 2) установлено, что таможенные пошлины, налоги не уплачиваются в случае, если товары не облагаются таможенными пошлинами, налогами; в отношении товаров предоставлено условное полное освобождение от уплаты таможенных пошлин, налогов, в период действия такого освобождения и при соблюдении условий, в связи с которыми предоставлено такое освобождение.
Такие условия ООО "Сафинат Ремо Шипп" соблюдены не были, так как товар помещен под таможенный режим переработки на таможенной территории как продукт переработки после завершения действия срока переработки, что противоречит ст. 185 ТК РФ и, следовательно, повлекло обязанность по уплате таможенных платежей.
При этом тот факт, что сухогрузный теплоход "Кристина" был выпущен в свободное обращение Астраханским таможенным постом 01.08.2007 г. по ГТД N 10311020/310707/0003489 без соблюдения условий, предусмотренных ст. 149 ТК РФ, с учетом установленных по делу судом апелляционной инстанции обстоятельств не свидетельствует об отсутствии у Общества обязанности уплаты таможенных пошлин за несоблюдение условий таможенного режима "Переработка на таможенной территории". Кроме того, в порядке ст. 412 ТК РФ Астраханской таможней 24.03.2008 принято решение об отмене в порядке ведомственного контроля решения Астраханского таможенного поста о приеме указанной ГТД и выпуске товара. На основании указанного решения Астраханской таможней выставлено и направлено требование об уплате таможенных платежей N 222 от 30.04.2008 г., которым Обществу предложено уплатить таможенную пошлину в сумме 3 965 052,20 руб., НДС в сумме 14 987 897,32 руб., проценты в сумме 3 682 843,68 руб., а также пени за несвоевременную уплату таможенных платежей в сумме 3 375 994,13 руб.
В силу ст. 156 ТК РФ право выбора таможенного режима осуществляется лицом самостоятельно. Следовательно, Общество имело возможность произвести таможенное оформление товара в соответствии с требованиями Таможенного кодекса Российской Федерации.
Условно рассчитанные таможенные платежи, а именно таможенная пошлина и НДС, указаны декларантом в графе 47 ГТД N 10311020/270405/0001578.
Также в соответствии с ч. 4 ст. 185 ТК РФ подлежат уплате проценты с указанных сумм по ставкам рефинансирования Центрального банка РФ, как если бы в отношении указанных сумм была предоставлена отсрочка со дня помещения товаров под таможенный режим переработки на таможенной территории, то есть с 29.04.2005 г. по 28.11.2006 г.
Кроме того, в соответствии со ст. 349 ТК РФ подлежат уплате пени со дня, следующего за днем истечения установленного срока переработки, то есть с 29.11.2006 г.по дату направления требования об уплате таможенных платежей.
Расчет суммы таможенных платежей, процентов и пени, приведенный Астраханской таможней в заявлении, поданном в суд первой инстанции, а также в письменных пояснениях к апелляционной жалобе, проверен судом апелляционной инстанции, является правильным, соответствуют требованиям таможенного и налогового законодательства.
Обоснованных возражений по расчету задолженности по таможенным платежам Общество не представило.
Таким образом, судебная коллегия считает необходимым отменить решение суда первой инстанции, как несоответствующее фактическим обстоятельствам дела и принятое с нарушением норм материального права, и удовлетворить заявленные Астраханской таможней требования о взыскании спорных сумм таможенных платежей, процентов и пени.
В соответствии с ч. 3 ст. 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации государственная пошлина, от уплаты которой в установленном порядке истец был освобожден, взыскивается с ответчика в доход федерального бюджета пропорционально размеру удовлетворенных исковых требований, если ответчик не освобожден от уплаты государственной пошлины.
В связи с отменой решения суда первой инстанции и удовлетворением требований Астраханской таможни, освобожденной в силу пп. 1 п. 1 ст. 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, с ООО "Сафинат Ремо Шипп" с учетом пп. 1 п. 1 ст. 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации в доход федерального бюджета подлежит взысканию государственная пошлина в размере 100 000 руб. за рассмотрение дела в суде первой инстанции.
Поскольку апелляционная жалоба Астраханской таможни удовлетворена, с общества с ООО "Сафинат Ремо Шипп" в пользу Астраханской таможни подлежат взысканию расходы по уплате государственной пошлины за подачу апелляционной жалобы в сумме 1000 руб.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 268 - 271 АПК РФ, суд апелляционной инстанции

постановил:

Решение арбитражного суда Астраханской области от "12" ноября 2008 года по делу N А06-4561/2008-10 отменить. Принять по делу новый судебный акт.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью "Сафинат Ремо Шипп", г. Астрахань, подлежащие уплате таможенные пошлины в сумме 3 965 052 руб. 20 коп., НДС в сумме 14 987 897 руб. 32 коп., проценты за отсрочку уплаты таможенных платежей в сумме 3 682 843 руб. 68 коп. и пени в сумме 3 375 994 руб. 13 коп., всего 26 011 787 руб. 33 коп.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью "Сафинат Ремо Шипп", г. Астрахань, в доход бюджета Российской Федерации государственную пошлину в сумме 100 000 руб. за рассмотрение дела в суде первой инстанции и 1000 руб. в пользу Астраханской таможни за рассмотрение дела в суде апелляционной инстанции.
Постановление вступает в силу с момента его принятия и может быть обжаловано в порядке ст. 273 АПК РФ.

Председательствующий
Н.В.ЛУГОВСКОЙ

Судьи
О.А.ДУБРОВИНА
Ю.А.КОМНАТНАЯ















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "TMJ.SU | Таможенное дело. Таможенное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)