Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ТРИНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 21.03.2013 ПО ДЕЛУ N А56-59208/2012

Разделы:
Таможенная стоимость; Таможенное дело

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 21 марта 2013 г. по делу N А56-59208/2012


Резолютивная часть постановления объявлена 18 марта 2013 года
Постановление изготовлено в полном объеме 21 марта 2013 года
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Л.В.Зотеевой
судей И.Б.Лопато, И.Г.Савицкой
при ведении протокола судебного заседания: Е.С.Федосеевой
при участии:
от истца (заявителя): предст. Баев Г.Г. - доверенность N 7 от 09.01.2013
от ответчика (должника): предст. Сидоров П.С. - доверенность от 25.12.2012
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-390/2013) Балтийской таможни на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 13.11.2012 по делу N А56-59208/2012 (судья Рыбаков Ю.П.), принятое
по иску (заявлению) ООО "Интерсталь"
к Балтийской таможне
о признании незаконным бездействия

установил:

общество с ограниченной ответственностью "Интерсталь" (ОГРН 1047808002824; место нахождения: Санкт-Петербург, д. 30, лит. А) (далее - общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконным бездействия Балтийской таможни (далее - таможенный орган, таможня) по возврату излишне уплаченных таможенных платежей по ДТ NN 10216110/220212/0008229, 10216110/120112/0000613, 10216110/290212/0009964, 10216110/290212/0009793, 10216110/290212/0009957, 10216110/060312/0011005, 10216110/130312/0012625, 10216110/200312/0013885, 10216110/200312/0013988 и обязании таможенный орган устранить допущенные нарушения прав и законных интересов общества путем возврата на его расчетный счет излишне уплаченных таможенных платежей в размере 2225824,39 руб.
Решением суда от 13.11.2012 заявленные обществом требования удовлетворены.
В апелляционной жалобе Балтийская таможня, ссылаясь на нарушение судом норм материального права, просит решение от 13.11.2012 отменить и принять по делу новый судебный акт. Податель жалобы ссылается на то, что заявителем не были представлены в таможенный орган с заявлением о возврате денежных средств документы, подтверждающие факт излишней уплаты таможенных пошлин, налогов. Как указывает податель жалобы, решения таможенного поста о корректировке таможенной стоимости товаров по спорным ДТ не были оспорены обществом ни в вышестоящий таможенный орган, ни в суд, то есть являлись законными, в связи с чем у таможни отсутствовали правовые основания для возврата заявителю соответствующей суммы денежных средств.
В судебном заседании представитель Балтийской таможни поддержал доводы апелляционной жалобы. Представитель ООО "Интерсталь" возражал против удовлетворения апелляционной жалобы, просил оставить решение суда от 13.11.2012 без изменения.
Законность и обоснованность обжалуемого решения суда проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, ООО "Интерсталь" на основании контракта от 19.11.2011 NRP-68019DD с иностранной компанией "Latvian Scrap Group" (Латвия) представило в таможню ДТ NN 10216110/220212/0008229, 10216110/120112/0000613, 10216110/290212/0009964, 10216110/290212/0009793, 10216110/290212/0009957, 10216110/060312/0011005, 10216110/130312/0012625, 10216110/200312/0013885, 10216110/200312/0013988 (далее - спорные декларации) с целью оформления вывоза с таможенной территории таможенного союза товара - отходы и лом черных металлов сорта 3А и (или) 5А по ГОСТу 2787-75. Таможенная стоимость товаров определена обществом по стоимости сделки с вывозимыми товарами. Для подтверждения заявленной в спорных декларациях таможенной стоимости товара декларант представил в таможню комплект документов и сведений, необходимых для таможенного оформления товаров, в том числе контракт от 19.11.2011 NRP-68019DD с дополнениями, инвойсы, и т.д. а также дополнительные документы по запросам таможенного органа.
Таможенный орган, посчитав неправомерным применение обществом метода определения таможенной стоимости вывозимого товара по стоимости сделки, произвел корректировку таможенной стоимости товаров и определил ее в соответствии с резервным методом с использованием ценовой информации, имеющейся в таможенном органе.
В результате произведенной корректировки таможенной стоимости заявителю были доначислены таможенные платежи на сумму 2181703,68 руб. и пени в размере 44120,71 руб., которые были дополнительно уплачены обществом в полном объеме, что подтверждается представленными в материалы дела копиями платежных поручений и таможенных расписок и не оспаривается таможней.
Полагая неправомерной произведенную таможней корректировку таможенной стоимости товара по ДТ NN 10216110/220212/0008229, 10216110/120112/0000613, 10216110/290212/0009964, 10216110/290212/0009793, 10216110/290212/0009957, 10216110/060312/0011005, 10216110/130312/0012625, 10216110/200312/0013885, 10216110/200312/0013988, общество в соответствии со статьями 129, 147 Федерального закона 27.11.2010 N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации" обратилось в Балтийскую таможню с заявлением от 01.08.2012 исх. N 010812-3 о возврате излишне уплаченных таможенных платежей в размере 2181703,68 руб. и пени в размере 44120,71 руб.
Письмом N 15-05/29482 таможенный орган возвратил заявление общества без рассмотрения в связи с непредставлением документов, предусмотренных пунктом 4 статьи 147 Федерального закона 27.11.2010 N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации", а именно документов, подтверждающих факт излишней уплаты или излишнего взыскания таможенных пошлин, налогов.
Полагая незаконным бездействие Балтийской таможни по возврату излишне уплаченных таможенных платежей, ООО "Интерсталь" обратилось в суд с настоящим заявлением.
Суд апелляционной инстанции, исследовав материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, не усматривает оснований для удовлетворения апелляционной жалобы таможни и отмены решения суда в связи со следующим.
С 01.07.2010 вступил в силу Таможенный кодекс Таможенного союза (приложение к Договору о Таможенном кодексе таможенного союза, принятому Решением Межгосударственного Совета ЕврАзЭС на уровне глав государств от 27.11.2009 N 17), участниками которого являются Россия, Белоруссия и Казахстан.
В соответствии с пунктом 2 статьи 1 Таможенного кодекса Таможенного союза (далее - ТК ТС) таможенное регулирование в таможенном союзе осуществляется в соответствии с таможенным законодательством таможенного союза, а в части, не урегулированной таким законодательством, до установления соответствующих правоотношений на уровне таможенного законодательства таможенного союза, - в соответствии с законодательством государств - членов таможенного союза.
Согласно пункту 1 статьи 65 ТК ТС декларирование таможенной стоимости товаров осуществляется декларантом в рамках таможенного декларирования товаров в соответствии с главами 8 и 27 данного Кодекса. Декларирование таможенной стоимости ввозимых товаров осуществляется путем заявления сведений о методе определения таможенной стоимости товаров, величине таможенной стоимости товаров, об обстоятельствах и условиях внешнеэкономической сделки, имеющих отношение к определению таможенной стоимости товаров, а также представления подтверждающих их документов (пункт 2 указанной статьи). Перечень документов, представляемых таможенному органу при таможенном декларировании товаров, определен в статьях 183 - 184 ТК ТС.
В силу пункта 1 статьи 64 ТК ТС таможенная стоимость товаров, вывозимых с таможенной территории таможенного союза, определяется в соответствии с законодательством государства - члена таможенного союза, таможенному органу которого производится таможенное декларирование товаров.
Аналогичное положение закреплено также в пункте 1 статьи 1 Соглашения об определении таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу Таможенного союза, от 25.01.2008.
В соответствии с частью 2 статьи 112 Федерального закона 27.11.2010 N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации" (далее - Закон N 311-ФЗ) Правительство Российской Федерации устанавливает порядок определения таможенной стоимости товаров, вывозимых из Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 500 утверждены Правила определения таможенной стоимости товаров, вывозимых с таможенной территории Российской Федерации (далее - Правила). Указанные Правила действовали на момент представления обществом в таможенный орган спорных деклараций и утратили силу с 14.04.2012 (Постановление Правительства РФ от 06.03.2012 N 191). Таким образом, вопреки доводам таможенного органа суд первой инстанции правомерно руководствовался положениями указанных Правил при вынесении обжалуемого решения.
В соответствии с пунктом 7 Правил основными принципами определения таможенной стоимости вывозимых товаров являются те же принципы, которые установлены Законом для определения таможенной стоимости товаров, ввозимых на таможенную территорию Российской Федерации, с учетом особенностей, установленных разделом II Правил.
В соответствии с пунктами 8 и 10 Правил первоосновой для таможенной стоимости вывозимых товаров является стоимость сделки с ними, то есть цена, фактически уплаченная или подлежащая уплате за товары при их продаже на вывоз из Российской Федерации в страну назначения и дополненная в соответствии с пунктом 17 настоящих Правил, при условии, что:
- а) не существует прямо или косвенно установленных продавцом ограничений в отношении прав покупателя на пользование и распоряжение товарами, за исключением тех, что ограничивают географический регион, в котором товары могут быть перепроданы, или существенно не влияют на стоимость товаров;
- б) продажа товаров или их цена не зависит от соблюдения условий или обязательств, влияние которых на стоимость товаров не может быть количественно определено;
- в) любая часть дохода, полученного в результате последующей продажи товаров, распоряжения товарами иным способом или их использования, не будет причитаться прямо или косвенно продавцу, за исключением случаев, когда в соответствии с пунктами 17 - 22 настоящих Правил могут быть произведены дополнительные начисления;
- г) покупатель и продавец не являются взаимосвязанными лицами или покупатель и продавец являются взаимосвязанными лицами, но стоимость сделки с вывозимыми товарами приемлема для таможенных целей в соответствии с пунктом 12 настоящих Правил.
Приведенный перечень оснований, исключающих применение первого метода определения таможенной стоимости товара, является исчерпывающим.
Статьей 66 ТК ТС таможенному органу в рамках проведения таможенного контроля предоставлено право осуществления контроля таможенной стоимости товаров, по результатам которого, согласно статье 67 ТК ТС, таможенный орган принимает решение о принятии заявленной таможенной стоимости товаров либо решение о корректировке заявленной таможенной стоимости товаров.
Пунктом 1 статьи 68 ТК ТС предусмотрено, что решение о корректировке заявленной таможенной стоимости товаров принимается таможенным органом при осуществлении контроля таможенной стоимости как до, так и после выпуска товаров, если таможенным органом или декларантом обнаружено, что заявлены недостоверные сведения о таможенной стоимости товаров, в том числе неправильно выбран метод определения таможенной стоимости товаров и (или) определена таможенная стоимость товаров. Принятое таможенным органом решение должно содержать обоснование и срок его исполнения.
При этом в силу пункта 3 статьи 69 ТК ТС декларант имеет право доказать правомерность использования избранного им метода определения таможенной стоимости товаров и достоверность представленных им документов и сведений.
Как установлено судом первой инстанции и подтверждается материалами дела, ООО "Интерсталь" представило в таможенный орган все необходимые документы для подтверждения заявленной в спорных декларациях таможенной стоимости товаров, содержащие количественно определенную и достаточную информацию о стоимости сделки, в том числе, контракт от 19.11.2011 NRP-68019DD с дополнениями, инвойсы, и др., а также дополнительные документы по запросам таможенного органа (калькуляцию, сведения об оприходовании товара и списании с баланса, договоры с поставщиками, платежные документы об оплате товара поставщикам, товарные накладные и т.д.).
В спорных ДТ имеются ссылки на контракт от 19.11.2011 NRP-68019DD, дополнения к контракту, инвойсы. Согласно условиям контракта цена товара оговаривается сторонами в дополнительных соглашениях к контракту. В инвойсах имеется ссылка на контракт, дополнение к контракту, указаны наименование, количество и стоимость товара, сроки оплаты и условия поставки. Противоречий и несоответствий в указанных документах судом не установлено. Таможней не доказано, что сведения, содержащиеся в представленных обществом при таможенном оформлении документах, являются недостоверными и недостаточными для применения метода определения таможенной стоимости по стоимости сделки. Невозможность использования документов, представленных обществом при таможенном оформлении в обоснование таможенной стоимости товара (в их совокупности и системной оценке), таможенным органом не подтверждена.
Различие цены сделки и ценовой информации, содержащейся в других источниках, не относящихся непосредственно к указанной сделке, само по себе не может рассматриваться как доказательство недостоверности сделки и является лишь основанием для проведения проверочных мероприятий с целью выяснения определенных обстоятельств, истребования у декларанта соответствующих документов и объяснений.
Доказательств наличия предусмотренных пунктом 10 Правил оснований, препятствующих применению метода оценки таможенной стоимости товаров по стоимости сделки, таможенный орган в нарушение требований части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не представил.
В соответствии с абзацем 2 пункта 8 Правил, в случае если таможенная стоимость вывозимых товаров не может быть определена по стоимости сделки с ними, таможенная стоимость таких товаров определяется на основе стоимости сделки с идентичными товарами, стоимости сделки с однородными товарами или на основе расчетной стоимости. Декларант в зависимости от имеющихся у него документов имеет право выбрать для определения таможенной стоимости вывозимых товаров одну из указанных основ.
Если таможенная стоимость вывозимых товаров не может быть определена в соответствии с порядком, указанным в абзацах первом и втором настоящего пункта, таможенная стоимость товаров определяется в соответствии с пунктами 36 - 38 настоящих Правил на основе данных, имеющихся в Российской Федерации, способами, совместимыми с принципами и положениями настоящих Правил (резервный метод).
В данном случае таможня, не согласившись с применением метода определения таможенной стоимости товара по стоимости сделки, не обосновала объективную невозможность получения и использования информации, удовлетворяющей условиям применения методов определения таможенной стоимости товара, предшествующих резервному. Таможенным органом не доказана обоснованность применения резервного метода определения таможенной стоимости товара; не представлены доказательства, что использованная таможней ценовая информация Балтийской таможни была сопоставлена с конкретными условиями осуществляемых обществом сделок. Таможенным органом также не доказано, что используемая им информация подтверждает ценовую информацию, сложившуюся на рынке согласно коммерческим условиям, сопоставимым с условиями контракта, заключенного обществом.
Таким образом, таможней не доказана обоснованность использования указанной ценовой информации при корректировке таможенной стоимости по спорным декларациям.
Учитывая изложенное, суд первой инстанции пришел к правильному выводу об отсутствии у таможни законных оснований для корректировки таможенной стоимости товара, оформленного по ДТ NN 10216110/220212/0008229, 10216110/120112/0000613, 10216110/290212/0009964, 10216110/290212/0009793, 10216110/290212/0009957, 10216110/060312/0011005, 10216110/130312/0012625, 10216110/200312/0013885, 10216110/200312/0013988.
Согласно статье 89 ТК ТС излишне уплаченными или излишне взысканными суммами таможенных пошлин, налогов являются уплаченные или взысканные в качестве таможенных пошлин, налогов суммы денежных средств (денег), размер которых превышает суммы, подлежащие уплате в соответствии с настоящим Кодексом и (или) законодательством государств - членов таможенного союза, и идентифицированные в качестве конкретных видов и сумм таможенных пошлин, налогов в отношении конкретных товаров
Поскольку у таможенного органа отсутствовали законные основания для корректировки таможенной стоимости товара, оформленного по спорным декларациям, дополнительно уплаченные обществом в результате корректировки таможенной стоимости товара по указанным декларациям таможенные платежи и пени являются излишне уплаченными.
В соответствии с пунктом 1 статьи 147 Закона N 311-ФЗ излишне уплаченные или излишне взысканные суммы таможенных пошлин, налогов подлежат возврату по решению таможенного органа по заявлению плательщика (его правопреемника). Указанное заявление и прилагаемые к нему документы (указанные в части 2 статьи 147 Закона N 311-ФЗ) подаются в таможенный орган, в котором произведено декларирование товаров, а в случае применения централизованного порядка уплаты таможенных пошлин, налогов в таможенный орган, с которым заключено соглашение о его применении, либо в таможенный орган, которым было произведено взыскание, не позднее трех лет со дня их уплаты либо взыскания.
Согласно пункту 4 статьи 147 Закона N 311-ФЗ при отсутствии в заявлении о возврате требуемых сведений и непредставлении необходимых документов указанное заявление подлежит возврату плательщику (его правопреемнику) без рассмотрения с мотивированным объяснением в письменной форме причин невозможности рассмотрения указанного заявления. Возврат указанного заявления производится не позднее пяти рабочих дней со дня его поступления в таможенный орган. В случае возврата таможенным органом указанного заявления без рассмотрения плательщик (его правопреемник) вправе повторно обратиться с заявлением о возврате излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов в пределах сроков, установленных частью 1 настоящей статьи.
Часть 12 статьи 147 Закона N 311-ФЗ содержит перечень условий, при которых не может быть произведен возврат излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин.
Как усматривается из материалов дела, обществом соблюдены предусмотренные статьей 147 Закона N 311-ФЗ условия возврата излишне уплаченных таможенных платежей. Общество обратилось в Балтийскую таможню с заявлением от 01.08.2012 N 010812-3 о возврате излишне уплаченных таможенных платежей по спорным декларациям (том 1 л.д. 10-11). Факт уплаты обществом таможенных платежей, дополнительно начисленных в результате корректировки таможенной стоимости товара по спорным декларациям в размере 2181703,68 руб. и пени в размере 44120,71 руб., подтверждается представленными в материалы дела копиями платежных поручений, таможенных расписок и таможенных приходных ордеров (том 1 л.д. 25-42, том 2 л.д. 1-14) и не оспаривается таможней.
Как следует из материалов дела, одновременно с заявлением от 01.08.2012 о возврате излишне уплаченных таможенных платежей обществом представлены таможенному органу копии спорных деклараций на товары, КТС-1 к декларациям, копии платежных поручений, таможенных приходных ордеров и таможенных расписок. В заявлении указано на необоснованное определение таможенной стоимости по спорным декларациям по третьему и шестому методу. Таким образом, представленная обществом одновременно с заявлением на возврат излишне уплаченных таможенных платежей совокупность документов позволяла таможенному органу рассмотреть указанное заявление по существу и принять соответствующее решение, основания для возврата заявления без рассмотрения со ссылкой на пункт 4 статьи 147 Закона N 311-ФЗ у таможенного органа отсутствовали.
Нормами таможенного законодательства Российской Федерации не предусмотрено в качестве обязательного условия возврата излишне уплаченных в результате корректировки таможенной стоимости товара таможенных платежей предварительное обжалование соответствующих действий или решений таможенного органа. Стороны свободны в выборе способа защиты нарушенного права, если избранный ими способ не противоречит закону. В данном случае, общество обратилось в суд с заявлением о признании незаконным бездействия таможни по возврату излишне уплаченных таможенных платежей в связи с произведенной таможней корректировкой таможенной стоимости товаров. Избранный заявителем способ защиты нарушенных прав является допустимым и согласуется с положениями статей 2, 4, 29 и 198 АПК РФ.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции обоснованно признал незаконным бездействие Балтийской таможни по возврату излишне уплаченных таможенных платежей по ДТ NN 10216110/220212/0008229, 10216110/120112/0000613, 10216110/290212/0009964, 10216110/290212/0009793, 10216110/290212/0009957, 10216110/060312/0011005, 10216110/130312/0012625, 10216110/200312/0013885, 10216110/200312/0013988 и обязал таможню устранить допущенные нарушения прав и законных интересов общества путем возврата на его расчетный счет излишне уплаченных таможенных платежей в общей сумме 2225824, 39 руб.
Нарушений или неправильного применения норм материального и процессуального права при вынесении решения судом не допущено, оснований для отмены решения суда от 13.11.2012 и удовлетворения апелляционной жалобы Балтийской таможни не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд

постановил:

решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 13 ноября 2012 года по делу N А56-59208/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу Балтийской таможни - без удовлетворения

Председательствующий
Л.В.ЗОТЕЕВА

Судьи
И.Б.ЛОПАТО
И.Г.САВИЦКАЯ















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "TMJ.SU | Таможенное дело. Таможенное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)