Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА ОТ 01.08.2013 ПО ДЕЛУ N А44-7256/2012

Разделы:
Таможенная пошлина (экспортная, импортная); Таможенное дело

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 1 августа 2013 г. по делу N А44-7256/2012


Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Асмыковича А.В., судей Бурматовой Г.Е., Мунтян Л.Б., при участии от Санкт-Петербургской таможни Ильиной К.С. (доверенность от 28.12.2012 N 06-21/21566), рассмотрев 31.07.2013 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Новгородской таможни (Санкт-Петербургской таможни) на решение Арбитражного суда Новгородской области от 28.01.2013 (судья Ларина И.Г.) и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.04.2013 (судьи Осокина Н.Н., Пестерева О.Ю., Смирнов В.И.) по делу N А44-7256/2012,

установил:

Открытое акционерное общество "Акрон", место нахождения: 173012, Новгородская область, город Великий Новгород; основной государственный регистрационный номер 1025300786610 (далее - Общество, ОАО "Акрон"), обратилось в Арбитражный суд Новгородской области с заявлением о признании недействительным требования Новгородской таможни, место нахождения: Новгородская область, город Великий Новгород, улица Рогатица, дом 19/40; основной государственный регистрационный номер 1025300802053 (далее - Таможня), от 11.07.2012 N 13 и об обязании устранить допущенные нарушения прав Общества путем возврата излишне уплаченных денежных средств в сумме 1 431 692 руб. 41 коп.
Решением суда первой инстанции от 28.01.2013 заявленные Обществом требования удовлетворены.
На основании статьи 48 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) суд апелляционной инстанции в порядке процессуального правопреемства произвел замену Новгородской таможни на ее правопреемника - Санкт-Петербургскую таможню (основной государственный регистрационный номер 1037800003493) в связи с реорганизацией юридического лица в форме присоединения (выписка из Единого государственного реестра юридических лиц от 30.01.2013 N 21542В-3/2013, приказ от 10.10.2012 N 2040 о совершенствовании структуры таможенных органов, расположенных в Северо-Западном федеральном округе).
Постановлением от 29.04.2013 апелляционный суд оставил без изменения решение суда первой инстанции от 28.01.2013.
В кассационной жалобе Таможня, ссылаясь на нарушение судами норм материального и процессуального права, просит отменить вынесенные решение от 28.01.2013 и постановление от 29.04.2013 и принять по делу новый судебный акт - об отказе в удовлетворении требований. По мнению подателя жалобы, судами ошибочно применена статья 6 Федерального закона от 27.11.2010 N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации" (далее - Закон N 311-ФЗ), поскольку постановление Правительства Российской Федерации от 06.02.2012 N 88 "Об утверждении ставок вывозных таможенных пошлин на товары, вывозимые из Российской Федерации за пределы государств - участников соглашений о Таможенном союзе, и о признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее - Постановление N 88), распространяется на правоотношения, возникшие с 01.01.2012. Таможенный орган считает, что требование об уплате таможенных платежей выставлено им законно, поскольку Постановление N 88 не ухудшило положение Общества в части взыскания таможенных сборов. При исключении вывозимого товара из перечня облагаемых вывозными таможенными пошлинами товаров уплате подлежал таможенный сбор, исчисленный по ставке 50 000 руб.
В судебном заседании представитель Таможни поддержал доводы, приведенные в кассационной жалобе.
Общество о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещено надлежащим образом, однако представители в судебное заседание не явились, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке, и суд кассационной инстанции не находит оснований для их отмены.
Как следует из материалов дела, на основании статьи 131 ТК ТС Таможня провела камеральную проверку Общества по вопросу правильности исчисления и уплаты таможенных сборов за таможенные операции за период с 01.01.2012 по 20.02.2012.
По результатам этой проверки Таможней был составлен акт камеральной проверки от 27.06.2012 N 10208000/400/270612/К0018.
В ходе проверки таможенный орган установил, что в проверенный период ОАО "Акрон" вывезло из Российской Федерации за пределы государств-участников соглашений Таможенного союза по 36 таможенным декларациям (далее - ДТ) товар - "минеральные удобрения" (коды ТН ВЭД ТС - 3102 и 3105).
В графе 47 этих деклараций, оформленных в спорный период, таможенные сборы за таможенные операции исчислены в соответствии с действующим в тот период порядком, что составило 428 000 руб. по всем декларациям в совокупности.
Однако Таможня не согласилась с произведенными Обществом исчислениями таможенных сборов по спорным таможенным операциям, и посчитала, что ОАО "Акрон" должно было уплатить таможенные сборы в размере 50 000 руб. по каждой декларации, оформленной в проверенный период, что составило в общей сумме 1 800 000 руб.
В связи с этим Обществу было направлено требование об уплате доначисленных таможенных платежей от 11.07.2012 N 13, согласно которому уплате подлежат 1 372 000 руб. таможенных сборов по 36 заявленным ДТ и 59 692 руб. 41 коп. пеней за несвоевременную уплату таможенных платежей.
Поскольку Общество не исполнило данное требование, Таможня в соответствии со статьей 158 Федерального закона от 27.11.2010 N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации" (далее - Закон N 311-ФЗ) приняла решение N 10208000/080812/3АвЗ-113/-/ о зачете авансовых платежей в счет погашения задолженности по уплате таможенных платежей и пеней.
Не согласившись с вышеназванным требованием, Общество обратилось с заявлением в арбитражный суд.
Суды первой и апелляционной инстанций удовлетворили заявленные требования Общества, признав недействительным требование Таможни об уплате таможенных платежей.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела и доводы жалобы, проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, не находит оснований для удовлетворения жалобы.
В соответствии с пунктом 2 статьи 1 Таможенного кодекса таможенного союза (далее - ТК ТС) таможенное регулирование в Таможенном союзе осуществляется в соответствии с таможенным законодательством Таможенного союза, а в части, не урегулированной таким законодательством, до установления соответствующих правоотношений на уровне таможенного законодательства Таможенного союза, - в соответствии с законодательством государств - членов Таможенного союза.
Согласно пункту 3 статьи 3 ТК ТС при таможенном регулировании применяются меры таможенно-тарифного регулирования, запреты и ограничения, законодательные акты государств - членов Таможенного союза в сфере налогообложения, действующие на день регистрации таможенной декларации или иных таможенных документов, если иное не установлено названным Кодексом и (или) в соответствии с международными договорами государств - членов Таможенного союза.
Для целей исчисления таможенных пошлин, налогов применяются ставки, действующие на день регистрации таможенной декларации таможенным органом, если иное не предусмотрено названным Кодексом и (или) международными договорами государств - членов Таможенного союза (пункт 1 статьи 77 ТК ТС).
Ставки таможенных сборов за таможенные операции установлены постановлением Правительства Российской Федерации от 28.12.2004 N 863 "О ставках таможенных сборов за таможенные операции" (в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 31.08.2011 N 724, вступившего в силу 01.10.2011; далее - Постановление N 863).
В соответствии с положениями Постановления N 863 при вывозе из Российской Федерации товаров, не облагаемых вывозной таможенной пошлиной, без применения временного периодического таможенного декларирования расчет суммы таможенных сборов за таможенные операции осуществляется исходя из ставок таможенных сборов, предусмотренных пунктом 1.1 Постановления N 863.
При вывозе из Российской Федерации товаров, облагаемых вывозной таможенной пошлиной, без применения временного периодического таможенного декларирования расчет суммы таможенных сборов за таможенные операции осуществляется исходя из ставок таможенных сборов, предусмотренных пунктом 1 Постановления N 863.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.12.2006 N 795 "Об утверждении ставок вывозных таможенных пошлин на товары, вывозимые с территории Российской Федерации за пределы государств - участников соглашений о Таможенном союзе, и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации" (в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 16.03.2011 N 169; далее - Постановление N 795), утверждена ставка вывозной таможенной пошлины на минеральные удобрения (товарные группы 3102 и 3105 ТН ВЭД) - 0% от таможенной стоимости.
Таким образом, Общество рассчитало и уплатило таможенные сборы за оформление ДТ, поданных с 01.01.2012 по 20.02.2012, в соответствии с пунктом 1 Постановления N 863, то есть на дату регистрации экспортной декларации.
Постановлением N 88 были утверждены новые ставки вывозных таможенных пошлин на товары, вывозимые из Российской Федерации за пределы государств-участников соглашения о Таможенном союзе.
Отдельные категории товаров были исключены из перечня облагаемых вывозными таможенными пошлинами товаров и постановление N 795 признано утратившим силу. Пунктом 3 Постановления N 88 предусмотрено, что оно распространяется на правоотношения, возникшие с 01.01.2012.
Согласно Постановлению N 88 минеральные удобрения (товарные группы 3102 и 3105 ТН ВЭД) вывозной таможенной пошлиной не облагаются. Поэтому, по мнению Таможни, в силу абзаца первого пункта 7(3) Постановления N 863 ставка таможенного сбора на товары группы 3102 и 3105, не облагаемые вывозными таможенными пошлинами, составляет 50 000 руб.
Между тем таможенный сбор - обязательный платеж, взимаемый таможенными органами за совершение ими действий, связанных с выпуском товаров, таможенным сопровождением товаров, хранением товаров, порядок исчисления и уплаты которого определены главой 14 Закона N 311-ФЗ.
Таможенные сборы за таможенные операции уплачиваются при декларировании товаров (пункт 1 части 1 статьи 128 Закона N 311-ФЗ).
Согласно статье 126 Закона N 311-ФЗ для целей исчисления сумм таможенных сборов за таможенные операции применяются ставки, действующие на день регистрации таможенной декларации таможенным органом.
Согласно статье 130 Закона N 311-ФЗ ставки таможенных сборов за таможенные операции устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Ставки таможенных сборов были определены Постановлением N 863.
Общество, применив действующие ставки таможенных сборов, уплатило таможенный сбор за оформление деклараций. При этом в проверенном периоде на товары группы 3102 и 3105 подлежала применению ставка вывозной таможенной пошлины 0% от таможенной стоимости.
В данном случае исключение товара данной группы Постановлением N 88 из числа товаров, облагаемых таможенной пошлиной, повлекло увеличение ставки таможенного сбора (с 500 руб. до 50 000 руб.).
Вместе с тем изменения, внесенные Постановлением N 88 в перечень товаров, облагаемых вывозной таможенной пошлиной, не могут изменить порядок расчета суммы таможенных сборов за таможенные операции, совершенные до вступления указанного постановления в силу.
Постановление N 88 опубликовано в "Российской газете" 13.02.2012 и вступило в силу по истечении 7 дней со дня официального опубликования, то есть 21.02.2012.
Суды, оценив пункт 3 Постановления N 88 о его распространении на правоотношения, возникшие с 01.01.2012, пришли к обоснованному выводу о том, что данное Постановление ухудшает положение плательщика сбора, положения данного пункта не соответствуют действующему законодательству и применению в отношении названных ДТ не подлежит.
Согласно части 2 статьи 13 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд, установив при рассмотрении дела несоответствие нормативного правового акта иному имеющему большую юридическую силу нормативному правовому акту, в том числе издание его с превышением полномочий, принимает судебный акт в соответствии с нормативным правовым актом, имеющим большую юридическую силу.
В соответствии с пунктом 1 статьи 6 Закона N 311-ФЗ акты законодательства Российской Федерации о таможенном деле, а также указы Президента Российской Федерации, постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации, нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, принятые в соответствии с данным Федеральным законом (далее - иные правовые акты Российской Федерации в области таможенного дела), применяются к отношениям, возникшим после дня вступления их в силу, и не имеют обратной силы, за исключением случаев, прямо установленных частью 2 этой статьи.
Пунктом 2 статьи 6 Закона N 311-ФЗ установлено, что положения актов законодательства Российской Федерации о таможенном деле, а также иных правовых актов Российской Федерации в области таможенного дела, улучшающие положение лиц, имеют обратную силу, если прямо предусматривают это. В иных случаях акты законодательства Российской Федерации о таможенном деле, а также иные правовые акты Российской Федерации в области таможенного дела могут иметь обратную силу, если это прямо предусмотрено таможенным законодательством Таможенного союза или федеральными законами.
Суды обоснованно установили, что такие нормы законодательства Таможенного союза или положения, установленные федеральными законами, отсутствовали на момент вынесения постановления N 88.
При таких обстоятельствах следует признать, что Общество исполнило обязанность по уплате таможенного сбора в соответствии с порядком, действовавшем на момент подачи ДТ, и дополнительная обязанность по уплате таможенного сбора, исчисленного таможенным органом в связи с принятием Постановления N 88, у него не возникла.
Суды первой и апелляционной инстанций правомерно признали оспариваемое требование Таможни недействительным и удовлетворили требования заявителя.
Суд кассационной инстанции считает, что суды первой и апелляционной инстанций правильно установили обстоятельства дела, всесторонне, полно и объективно исследовали все представленные сторонами документы и дали им надлежащую правовую оценку, обжалуемые судебные акты соответствуют нормам материального и процессуального права и оснований для их отмены не имеется.
Руководствуясь статьей 286 и пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа

постановил:

решение Арбитражного суда Новгородской области от 28.01.2013 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.04.2013 по делу N А44-7256/2012 оставить без изменения, а кассационную жалобу Новгородской таможни (Санкт-Петербургской таможни) - без удовлетворения.

Председательствующий
А.В.АСМЫКОВИЧ

Судьи
Г.Е.БУРМАТОВА
Л.Б.МУНТЯН















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "TMJ.SU | Таможенное дело. Таможенное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)