Судебные решения, арбитраж

РЕШЕНИЕ ЛЕНИНГРАДСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 02.07.2013 N 7-368/2013

Разделы:
Перемещение культурных ценностей; Таможенное дело

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ЛЕНИНГРАДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

РЕШЕНИЕ
от 2 июля 2013 г. N 7-368/2013


Судья Петушкова Н.И.

Судья Ленинградского областного суда Осоцкий А.И.,
при секретаре Б.Г.,
рассмотрев жалобу О.О. на постановление судьи Выборгского городского суда Ленинградской области от 13 мая 2013 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 16.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ),

установил:

постановлением судьи Выборгского городского суда Ленинградской области от 13 мая 2013 г. О.О. за недекларирование по установленной форме подлежащего декларированию товара привлечен к административной ответственности по ч. 1 ст. 16.2 КоАП РФ и подвергнут наказанию в виде административного штрафа в размере одной второй стоимости товара, явившегося предметом административного правонарушения, что составило 8474 рубля 58 копеек.
Вина О.О. установлена в том, что он 21 декабря 2012 г. при въезде из Финляндии на железнодорожный таможенный пост Выборгской таможни незадекларировал по установленной форме перемещаемый для личного пользования товар, представляющий культурную ценность: картину с изображением зимнего пейзажа, выполненную маслом на холсте, в деревянной раме с лепным орнаментом.
В жалобе О.О. содержится просьба об отмене постановления суда и о прекращении дела в связи с отсутствием события и состава административного правонарушения.
Изучив материалы дела и доводы жалобы, выслушав защитника О.О. Л.Л., прихожу к следующему.
Согласно ч. 3 ст. 317 Федерального закона от 27 ноября 2010 г. N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации" ввоз в Российскую Федерацию и вывоз из Российской Федерации товаров для личного пользования физическими лицами осуществляются в соответствии с гл. 49 Таможенного кодекса Таможенного союза и международными договорами государств - членов таможенного союза о перемещении через таможенную границу таможенного союза товаров физическими лицами.
Положениями п. 6 ч. 2 ст. 355 гл. 49 Таможенного кодекса Таможенного союза предусмотрено, что таможенному декларированию в письменной форме подлежат культурные ценности.
В соответствии с Соглашением о порядке перемещения физическими лицами товаров для личного пользования через таможенную границу таможенного союза и совершения таможенных операций, связанных с их выпуском, заключенным 18 июня 2010 г. Республикой Беларусь, Республикой Казахстан и Российской Федерацией, культурные ценности, при условии их отнесения к таковым в соответствии с законодательством государства - члена таможенного союза, относятся к товарам для личного пользования, перемещаемым через таможенную границу с освобождением от уплаты таможенных платежей независимо от таможенной стоимости и веса (Приложение 3 к Соглашению).
Недекларирование гражданами по установленной форме товаров, подлежащих таможенному декларированию, за исключением случаев, предусмотренных ст. 16.4 КоАП РФ, влечет в соответствии с ч. 1 ст. 16.2 КоАП РФ наложение административного штрафа в размере от одной второй до двукратного размера стоимости товаров, явившихся предметами административного правонарушения, с их конфискацией или без таковой либо конфискацию предметов административного правонарушения.
Установление объективной стороны состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 16.2 КоАП РФ, предполагает определение органом (должностным лицом), осуществляющим производство по делу, помимо иного, таможенной стоимости незадекларированного товара, в соответствии с действующим законодательством.
28 марта 2013 г. таможенным органом было составлено заключение о таможенной стоимости товара, являющегося предметом административного правонарушения. Как видно из заключения, расчет таможенной стоимости товара был произведен в соответствии с Правилами определения таможенной стоимости ввозимых товаров в случаях их незаконного перемещения через таможенную границу Российской Федерации, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 г. N 500, исходя из определенной в результате проведения искусствоведческой экспертизы "ориентировочной рыночной стоимости картины" в 20000 рублей.
Вместе с тем, таможенным органом и судом не было принято во внимание, что таможенная стоимость товаров для личного пользования определяется в соответствии с ч. 1 ст. 361 Таможенного кодекса Таможенного союза на основании заявленной физическим лицом стоимости таких товаров, подтвержденной оригиналами документов, содержащих сведения о стоимости товаров для личного пользования. При ввозе товаров для личного пользования физическими лицами на таможенную территорию таможенного союза в таможенную стоимость товаров не включаются расходы по перевозке и страхованию товаров до их прибытия после их прибытия на таможенную территорию таможенного союза.
В случае отсутствия у физического лица, перемещающего товары для личного пользования, необходимых документов и (или) сведений о стоимости этих товаров либо при наличии обоснованных причин полагать, что представленные лицом документы и (или) сведения не являются достоверными, должностное лицо таможенного органа определяет таможенную стоимость товаров на основании имеющейся в распоряжении таможенного органа ценовой информации на аналогичные товары, в том числе на основании данных, указываемых в каталогах иностранных фирм, осуществляющих розничную продажу аналогичных товаров (абз. 1 ч. 2 ст. 361 Таможенного кодекса Таможенного союза).
Исходя из смысла указанной нормы, основой для определения таможенной стоимости ввозимого для личного пользования товара должна являться не его свободная (рыночная) стоимость в Российской Федерации, как это следует из заключения таможенного органа, а ценовая информация на аналогичные товары в местах его продажи вне пределов Российской Федерации (в том числе данные, указываемые в каталогах иностранных фирм, осуществляющих розничную продажу аналогичных товаров).
Первоначальное определение предмета административного правонарушения и таможенной стоимости товара как элементов объективной стороны состава административного правонарушения, которая формулируется в протоколе об административном правонарушении, относится к компетенции должностных лиц таможенного органа. Отсутствие достаточных данных по указанным вопросам, которые должны устанавливаться таможенным органом, не может быть восполнено в суде, фактически лишает суд возможности рассмотреть дело по существу, в том числе, правильно применить один из видов наказания, предусмотренного санкцией ч. 1 ст. 16.2 КоАП РФ, - административного штрафа, сумма которого исчисляется исходя из таможенной стоимости товара, являющегося предметом административного правонарушения, определенной в соответствии с международными соглашениями Российской Федерации.
При таких обстоятельствах, постановление судьи Выборгского городского суда Ленинградской области от 13 мая 2013 г. подлежит отмене с возвращением дела в суд для разрешения указанных в настоящем решении вопросов, включая проверку обоснованности отнесения изъятого товара к культурным ценностям, со стадии подготовки к рассмотрению дела об административном правонарушении.
Руководствуясь п. 4 ч. 1 ст. 30.7, ст. 30.9 КоАП РФ, судья

решил:

постановление судьи Выборгского городского суда Ленинградской области от 13 мая 2013 года, принятое в отношении О.О. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 16.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отменить, дело возвратить в Выборгский городской суд Ленинградской области.

Судья
ОСОЦКИЙ А.И.














© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "TMJ.SU | Таможенное дело. Таможенное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)