Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПЯТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 25.10.2010 N 05АП-5931/2010 ПО ДЕЛУ N А51-10184/2010

Разделы:
Таможенная стоимость; Таможенное дело

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ПЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 25 октября 2010 г. N 05АП-5931/2010

Дело N А51-10184/2010

Резолютивная часть постановления оглашена 21 октября 2010 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 25 октября 2010 года.
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего: Н.В. Алферовой
судей: Г.А. Симоновой, Т.А. Солохиной
при ведении протокола секретарем судебного заседания: Е.В. Жариковой
при участии:
от Владивостокской таможни: представитель Шунина В.В., доверенность N 246 от 18.10.2010 сроком до 20.12.2011, удостоверение ГС N 242593 сроком действия до 13.10.2015.
- ООО "Капитал Информ": извещено, не явилось;
- рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Владивостокской таможни
апелляционное производство N 05АП-5931/2010
на решение от 09.09.2010 судьи Е.М. Попова
по делу N А51-10184/2010 Арбитражного суда Приморского края
по заявлению ООО "Капитал Информ"
к Владивостокской таможне
о признании недействительным решения.

установил:

Общество с ограниченной ответственностью "Капитал-Информ" (далее по тексту - заявитель, Общество, декларант) обратилось в Арбитражный суд Приморского края с заявлением о признании незаконным решения Владивостокской таможни (далее по тексту - таможня, таможенный орган), выраженное в письме от 26.05.2010 N 25-26/15897 об отказе в возврате денежных средств.
Решением Арбитражного суда Приморского края от 09.09.2010 заявленное Обществом требование удовлетворено в полном объеме.
Не согласившись с вынесенным судебным актом, таможенный орган обратился в суд с апелляционной жалобой на решение суда первой инстанции от 09.09.2010. Податель апелляционной жалобы считает решение арбитражного суда незаконным, подлежащим отмене.
В обоснование жалобы указывает, что на момент отказа в возврате излишне уплаченных таможенных платежей, решение о корректировке таможенной стоимости являлось действующим, и не оспаривалось обществом. Апеллянт считает, что поскольку Владивостокская таможня не является администратором доходов федерального бюджета по кодам бюджетной классификации 153 1 10 01010 01 1000 180 (ввозная таможенная пошлина) и 153 1 04 01000 01 1000 110 (налог на добавленную стоимость), она не обладает полномочиями по принятию решения о возврате излишне уплаченных (взысканных) платежей в бюджет, а также по представлению поручения в орган Федерального казначейства для осуществления возврата. На основании изложенного, таможенный орган полагает, что не является надлежащим ответчиком по данному делу в части касающейся осуществления возврата денежных средств ООО "Капитал Информ".
Извещенное надлежащим образом о месте и времени судебного заседания ООО "Капитал Информ", явку представителей в суд не обеспечило. Суд, с учетом мнения представителя таможенного органа, руководствуясь ст. 156 АПК РФ рассматривает апелляционную жалобу в отсутствие представителя от общества.
Представитель Владивостокской таможни в судебном заседании доводы апелляционной жалобы поддержали в полном объеме.
Из материалов дела коллегией установлено следующее.
Во исполнение внешнеторгового контракта от 20.02.2004, заключенного между ООО "Капитал-Информ" и компанией "ATLANTIC FOOD TRADE INC", на таможенную территорию России были ввезены товары - бумага офисная.
В целях таможенного оформления ввезенного товара, общество подало в таможенный орган ГТД N 10702030/141008/0057516, применив первый метод (по цене сделки с ввозимыми товарами), в соответствии со статьей 19 Федерального закона от 21.05.1993 г. N 5003-1 "О таможенном тарифе".
В ходе контроля таможенной стоимости ответчик посчитал, что сведения, использованные декларантом при ее заявлении, не основаны на количественно определенной и документально подтвержденной информации. В связи с этим, таможня приняла решение (отметка в ДТС-1 "ТС подлежит корректировке") о невозможности использования первого метода таможенной оценки, предложив декларанту явиться на консультацию для продолжения процедуры определения таможенной стоимости.
В связи с отказом заявителя определить таможенную стоимость на основании иного метода таможенной оценки, Владивостокская таможня 15.10.2008 приняла решение о принятии таможенной стоимости товара, ею же самостоятельно определенной на основании шестого резервного метода, что было оформлено путем проставления отметки "Таможенная стоимость принята" в декларации таможенной стоимости по форме ДТС- 2. Дополнительный лист (дополнение) к ДТС-2, обосновывающий принятие оспариваемого решения, содержал ссылку на дополнение к ДТС-1.
По результатам проведенной корректировки таможенной стоимости таможней были допричисленные таможенные платежи в сумме 484029 руб. 75 коп., которые внесены Обществом согласно таможенной расписке.
Посчитав, что допричисленные таможенные платежи, уплаченные Обществом, являются излишне уплаченными, ООО "Капитал Информ" обратилось в таможню с заявлением об их возврате.
Письмом от 26.05.2010 N 25-26/15879, Владивостокская таможня сообщила обществу об отказе в возврате денежных средств в связи в отсутствием оснований со ссылкой на непредставление декларантом документов, подтверждающий факт излишней уплаты.
Не согласившись с отказом о возврате уплаченных обществом таможенных платежей, ООО "Капитал Информ" обратилось в суд с рассматриваемыми требованиями.
Суд первой инстанции, рассмотрев требования общества по существу, пришел к выводу, что таможенный орган не представил доказательств, свидетельствующих о недостоверности использованных обществом при таможенном оформлении документов. Наличия предусмотренных пунктом 2 статьи 19 ФЗ "О таможенном тарифе" оснований, препятствующих применению ООО "Капитал Информ" основного метода оценки таможенной стоимости в материалах дела не установлено. Поскольку произведенная незаконно корректировка таможенной стоимости товара повлекла за собой увеличение размера таможенных платежей, требование общества о признании незаконным отказа в их возврате признано судом обоснованным.
Исследовав материалы дела, проверив в порядке статей 266 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судом норм материального и процессуального права, апелляционная коллегия не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта в силу следующих обстоятельств.
Согласно части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с пунктом 1 статьи 12 Закона Российской Федерации N 5003-1 от 21.05.1993 "О таможенном тарифе" (далее - Закон РФ N 5003-1) определение таможенной стоимости товаров, ввозимых на таможенную территорию Российской Федерации, основывается на принципах определения таможенной стоимости товаров, установленных нормами международного права и общепринятой международной практикой, и производится путем применения одного из шести методов определения таможенной стоимости товаров, поименованных в данной норме Закона.
В соответствии с пунктом 2 статьи 323 Таможенного кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ) заявленная декларантом таможенная стоимость товара и представляемые им сведения, относящиеся к ее определению, должны основываться на достоверной и документально подтвержденной информации.
Пунктом 4 указанной статьи установлено, что если представленные декларантом документы и сведения не являются достаточными для принятия решения в отношении заявленной таможенной стоимости товаров, таможенный орган в письменной форме запрашивает у декларанта дополнительные документы и сведения и устанавливает срок для их представления, который должен быть достаточен для этого.
В силу пунктов 1, 2 статьи 63 ТК РФ таможенные органы вправе требовать при производстве таможенного оформления представления только тех документов и сведений, которые необходимы для обеспечения соблюдения таможенного законодательства Российской Федерации и представление которых предусмотрено в соответствии с настоящим Кодексом.
Из разъяснений Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, данных в пункте 1 Постановления от 26.07.2005 N 29 "О некоторых вопросах практики рассмотрения споров, связанных с определением таможенной стоимости товаров", усматривается, что под несоблюдением установленного условия о документальном подтверждении, количественной определенности и достоверности цены сделки с ввозимыми товарами следует понимать отсутствие документального подтверждения заключения сделки в любой, не противоречащей закону форме или отсутствие в документах, выражающих содержание сделки, ценовой информации, относящейся к количественно определенным характеристикам товара, информации об условиях его поставки и оплаты либо наличие доказательств недостоверности таких сведений.
Арбитражный суд первой инстанции установил, что декларантом в таможенный орган в подтверждение правильности определения таможенной стоимости товара по цене сделки представлены соответствующие контракт, транспортные и бухгалтерские и иные документы. При этом цена ввозимого товара указана без каких-либо условий, является фиксированной. Доказательств недостоверности указанных документов либо заявленных в них сведений таможней не представлено.
Предусмотренные в статье 367 ТК РФ полномочия таможенного органа определять критерии достаточности и достоверности информации не могут рассматриваться как позволяющие ему произвольно (бездоказательно) осуществлять корректировку таможенной стоимости товаров.
Таможенный орган обязан доказать наличие признаков недостоверности сведений о цене сделки либо о ее зависимости от условий, влияние которых не может быть учтено при определении таможенной стоимости, в соответствии с частью 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (пункты 2, 3, 5 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 26.07.2005 N 29 "О некоторых вопросах практики рассмотрения споров, связанных с определением таможенной стоимости товаров").
Между тем, материалы дела не содержат доказательств несоблюдения декларантом установленного пунктом 2 статьи 323 ТК РФ условия о документальном подтверждении, количественной определенности и достоверности стоимости сделки с вывозимыми товарами.
Учитывая, что таможенным органом допущены существенные нарушения законодательно закрепленного порядка определения таможенной стоимости товаров методом, отличным от предложенного обществом основного метода определения таможенной стоимости, следует согласиться с выводом суда первой инстанций о том, что декларантом заявленная таможенная стоимость подтверждена документально с использованием количественно определенных и достоверных данных, а доказательства наличия предусмотренных пунктом 2 статьи 19 Закона N 5003-1 оснований, препятствующих применению основного метода определения таможенной стоимости товаров, таможенный орган не представил.
Пунктом 1 статьи 355 ТК РФ предусмотрено, что излишне уплаченной или излишне взысканной суммой таможенных пошлин, налогов является сумма фактически уплаченных или взысканных в качестве таможенных пошлин, налогов денежных средств, размер которых превышает сумму, подлежащую уплате в соответствии с законодательством Российской Федерации и настоящим Кодексом.
Таким образом, поскольку корректировка таможенной стоимости произведена таможней без достаточных на то оснований, вывод суда первой инстанций об излишней уплате таможенной пошлины, а, следовательно, признание отказа таможенного органа в возврате излишне уплаченных таможенных платежей незаконным и обязание возвратить обществу таможенные платежи в сумме 484029 руб. 75 коп., является правильным.
Довод апелляционной жалобы о том, что на момент обращения декларанта с заявлениями о возврате денежных средств решение о корректировке таможенной стоимости товаров являлось действующим и не оспаривалось обществом, в связи с чем таможенные платежи не имели статуса излишне уплаченных, следовательно, не подлежали возврату, является необоснованным.
При рассмотрении спора о возврате излишне уплаченных таможенных платежей в круг обстоятельств, подлежащих обязательному исследованию и доказыванию, входит проверка законности уплаты таможенных платежей в оспариваемом размере, так как не является излишне уплаченной только сумма, подлежащая уплате в соответствии с законодательством Российской Федерации и Таможенным кодексом Российской Федерации. А поскольку судом установлено, что оснований для корректировки таможенной стоимости не имелось, сумма, уплаченная в результате корректировки, является излишне уплаченной.
То, что действия таможни по корректировке таможенной стоимости декларантом не обжаловались, не является обстоятельством, предусмотренным таможенным законодательством в качестве оснований для отказа в возврате излишне уплаченных таможенных платежей.
Статьей 355 Таможенного кодекса Российской Федерации определено понятие излишне уплаченной или излишне взысканной суммы таможенных пошлин, налогов как суммы фактически уплаченных или взысканных в качестве таможенных пошлин, налогов денежных средств, размер которых превышает сумму, подлежащую уплате в соответствии с законодательством Российской Федерации и настоящим Кодексом, а также установлен порядок возврата излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов, включающий установление факта излишней уплаты или излишнего взыскания, соблюдение срока подачи заявления, процедуру рассмотрения заявления плательщика, выявление условий, при которых возврат не производится, порядок информирования плательщика о действиях таможенного органа в связи с наличием или отсутствием факта излишней уплаты или излишнего взыскания таможенных пошлин, налогов.
Пунктом 9 названной статьи установлено, что возврат излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов не производится:
- при наличии у плательщика задолженности по уплате таможенных платежей в размере указанной задолженности. В указанном случае может быть произведен зачет излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов;
- если сумма таможенных платежей, подлежащих возврату, менее 150 рублей, за исключением случаев излишней уплаты таможенных платежей физическими лицами или их излишнего взыскания с указанных лиц;
- в случае подачи заявления о возврате сумм таможенных пошлин, налогов по истечении установленных сроков.
Как видно из содержания письма Владивостокской таможни от 26.05.2010, отказ таможни в возврате денежных средств носит формальный характер: заявление ООО "Капитал Информ" и представленные обществом документы таможенным органом не рассматривались, а определенные законом условия возврата денежных средств или основания их невозврата не устанавливались.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции, установив, что таможенный орган не доказал правомерность применения шестого метода определения таможенной стоимости товара и обоснованность ее корректировки, законно и обоснованно удовлетворил заявленные требования, признав незаконными решение Владивостокской таможни об отказе в возврате излишне уплаченных таможенных платежей.
Довод таможенного органа о том, что надлежащим ответчиком по данному делу является Федеральная Таможенная служба Российской Федерации, будучи администратором доходов федерального бюджета и обладающая полномочиями по принятию решения о возврате излишне уплаченных (взысканных) платежей в бюджет, судом отклоняется.
Федеральная таможенная служба Российской Федерации - это единая централизованная система исполнительных органов, включающая в себя региональные таможенные управления, таможни и таможенные посты.
В соответствии с Положением о Федеральной таможенной службе Российской Федерации, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.07.2006 N 459, Федеральная таможенная служба осуществляет свою деятельность непосредственно и через таможенные органы.
В силу статьи 402 Таможенного кодекса Российской Федерации и Общего Положения о таможне, утвержденного Приказом Федеральной таможенной службы от 12.01.2005 N 7, таможня является таможенным органом, входящим в единую федеральную централизованную систему таможенных органов Российской Федерации и обеспечивающим реализацию задач и функций ФТС России в регионе деятельности таможни в пределах компетенции, определенной настоящим Положением.
В соответствии со ст. 355 Таможенного кодекса Российской Федерации Владивостокская таможня принимает и рассматривает заявления о возврате (зачете) излишне уплаченных таможенных платежей и выносит решения об удовлетворении заявлений о зачете (возврате) либо в их отказе. Учитывая, что предметом рассмотрения настоящего спора является оспаривание отказа Владивостокской таможни в возврате излишне уплаченных таможенных платежей, следовательно, ответчиком по настоящему спору должен выступать орган, который вынес оспариваемый отказ.
Таким образом, Владивостокская таможня как территориальный орган Федеральной таможенной службы, являющейся администратором поступлений в бюджет Российской Федерации, правомочна принять решение о возврате таможенных платежей при наличии законно установленных оснований.
Суд апелляционной инстанции считает, что, рассматривая настоящий спор, суд первой инстанции полно и всестороннее исследовал все существенные обстоятельства дела и дал им надлежащую оценку, правильно применил нормы материального и процессуального права. Основания для отмены судебного акта не установлены, а доводы заявителя апелляционной жалобы не нашли своего объективного подтверждения.
Неправильного применения либо нарушения норм материального и процессуального права, влекущих отмену судебного акта, по данному делу не установлено.
При таких обстоятельствах оснований для удовлетворения апелляционной жалобы нет.
Руководствуясь статьями 258, 266 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд,

постановил:

Решение Арбитражного суда Приморского края от 09.09.2010 по делу N А51-10184/2010 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Приморского края в течение двух месяцев.

Председательствующий
Н.В.АЛФЕРОВА

Судьи
Г.А.СИМОНОВА
Т.А.СОЛОХИНА















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "TMJ.SU | Таможенное дело. Таможенное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)