Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПЯТНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 26.11.2013 N 15АП-18240/2013 ПО ДЕЛУ N А32-26428/2012

Разделы:
Таможенный контроль, досмотр; Таможенное дело

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ПЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 26 ноября 2013 г. N 15АП-18240/2013

Дело N А32-26428/2012

Резолютивная часть постановления объявлена 20 ноября 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен 26 ноября 2013 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Сулименко О.А.,
судей Гуденица Т.Г., Ефимовой О.Ю.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Струкачевой Н.П.,
при участии:
от заявителя - представитель по доверенности от 03.08.2013 Шавернев М.В.,
- от заинтересованного лица - представитель не явился, уведомлен надлежащим образом;
- рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Новороссийской таможни
на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 03.09.2013 по делу N А32-26428/2012, принятое судьей Гонзусом И.П.,
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "НАКОСТА"
к заинтересованному лицу - Новороссийской таможне
о признании недействительными требований об уплате таможенных платежей,

установил:

общество с ограниченной ответственностью "НАКОСТА" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением к Новороссийской таможне (далее - таможня, таможенный орган) о признании недействительными требований об уплате таможенных платежей от 10 августа 2012 г. N 5497, N 5498, N 5499, N 5500, N 5501, N 5502, N 5503, N 5504, N 5505, N 5506.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 03.09.2013 заявленные требования удовлетворены. Суд пришел к выводу, что поскольку общество вступило в правоотношения по ввозу отдельных компонентов машины в 2009 году, с учетом положений действовавшего законодательства, то срок действия классификационного решения мог быть ограничен лишь сроком действия контракта. Требования Новороссийской таможни об уплате таможенных платежей являются недействительными, поскольку выставляя требования об уплате таможенных платежей, таможня сослалась на нормы предусмотренные частями 12 и 13 статьи 215 Федерального закона от 27.11.2010 N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации" в качестве срока уплаты таможенных платежей использовала даты подачи заявлений, при этом доказательств правомерности начисления таможенных платежей на указанные даты таможенный орган не предоставил.
Новороссийская таможня обжаловала решение суда первой инстанции в порядке, предусмотренном гл. 34 АПК РФ, и просила его отменить, ссылаясь на правомерность действий таможенного органа.
В отзыве на апелляционную жалобу общество указало на законность и обоснованность принятого по делу судебного акта.
Представитель заявителя в судебном заседании не согласился с доводами жалобы, по основания изложенным в отзыве на апелляционную жалобу.
Таможня, извещенная надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, своего представителя в судебное заседание не направила, что в силу статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является процессуальным препятствием к рассмотрению апелляционной жалобы в их отсутствие.
Ходатайство об отложении судебного заседания на более поздний срок, отклонено судом протокольным определением.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, выслушав представителя общества, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, 01.07.2008 между ООО "НАКОСТА" и компанией "Бинтан Юнайтед С.А." (Британские Виргинские острова) заключен контракт NNABI-01/07 на поставку в срок до 01.07.2009 года компонентов стекловаренной печи ХОРН-340 с 3 питателями производительностью 340 т/сутки в составе Оборудования стекловаренной печи согласно Спецификации N 1, огнеупорных материалов согласно спецификациям NN 2,3,4 и металлоконструкций согласно спецификации N 5, общей стоимостью 4001000 евро.
Дополнительными соглашениями от 11.06.2009, 10.09.2009, 06.06.2011 срок действия контракта от 01.07.2008 NNABI-01/07 продлевался.
05.12.2008 общество обратилось в Управление товарной номенклатуры ФТС России по вопросу таможенного оформления компонентов оборудования, поставляемого по контракту от 01.07.2008 NNABI-01/07, по единому коду ТН ВЭД России.
05.02.2009 управлением товарной номенклатуры ФТС России было принято решение о возможности классифицировать по единому коду ТН ВЭД России 8417 80 850 0 входящие в состав стекловаренной печи ХОРН-340 12 комплектующих (компонентов).
11.02.2009 ФТС России уведомило общество о внесении изменений в последний абзац письма ФТС России от 05.02.2009 N 06-30/4870, и изложении его в следующей редакции "Таможенное оформление вышеуказанных компонентов стекловаренной печати ХОРН-340 должно производиться в зоне деятельности Новороссийской таможни".
27.02.2009 начальником Новороссийской таможни со ссылкой на Приказ ГТК России от 23.04.2001 N 388 "Об утверждении Инструкции о порядке классификации в соответствии с Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности, таможенном оформлении и таможенном контроле машин, поставляемых в виде отдельных компонентов" издано распоряжение N 17 о выдаче разрешения на применение особого порядка декларирования в Новороссийском Юго-Восточном таможенном посту печи ХОРН-340 согласно разрешению N 10317/270209/8/001.
В период с 05.03.2009 по 29.09.2009 таможенным брокером ООО "Национальный таможенный брокер" по поручению ООО "НАКОСТА" в Новороссийскую таможню поданы заявления на условный выпуск товара на таможенную территорию России в отношении компонентов ввозимого товара:
05.03.2009 заявление N 10317110/050309/050309/К001758 в отношении огнеупоров с повышенным содержанием глинозема, огнеупорного цемента.
11.03.2009 заявление N 10317110/110309/К001904 в отношении магниевых огнеупоров, огнеупоров с содержанием глинозема, огнеупоров с повышенным содержанием глинозема, циркониевых огнеупоров, огнеупорного цемента.
30.03.2009 заявление N 10317110/300309/К002425 в отношении магниевых огнеупоров, огнеупоров с содержанием глинозема, огнеупоров с повышенным содержанием глинозема, циркониевых огнеупоров, огнеупорного цемента.
06.05.2009 заявление N 10317110/060509/К003288 в отношении кремнеземных огнеупоров, огнеупорного цемента.
- 11.05.2009 заявление N 10317110/110509/К003405 в отношении кремнеземных огнеупоров;
- 14.05.2009 заявление N 10317110/140509/К003505 в отношении кремнеземных огнеупоров, огнеупорного цемента;
- 18.05.2009 заявление N 10317110/180509/К003601 в отношении кремнеземных огнеупоров;
- 17.07.2009 заявление N 10317110/170709/К005234 в отношении магниевых огнеупоров;
- 29.09.2009 заявление N 10317110/290909/К007306 в отношении кремнеземных огнеупоров, огнеупорного цемента.
23.07.2009 г. ФТС России в адрес ООО "Накоста" направлено письмо N 06-28/34123 о продлении срока действия решения ФТС России от 05.02.2009 N 06-30/4870 до 04.02.2010 года.
31.12.2009 ФТС России в адрес ООО "Накоста" направлено письмо N 06-28/63743 о продлении срока действия решения ФТС России от 05.02.2009 N 06-30/4870 до 04.08.2010 года.
09.07.2010 ФТС России в адрес ООО "Накоста" направлено письмо N 06-28/33897 о продлении срока действия решения ФТС России от 05.02.2009 N 06-30/4870 до 04.02.2011 года.
25.01.2011 г. письмом N 06-28/2631 ФТС России, в ответ на обращение ООО "Накоста" от 30.12.2010 N 158-Т проинформировало ООО "Накоста" о том, что классификационные решения, принятые ФТС России до 29.12.2010 в соответствии с положениями Инструкции о порядке классификации в соответствии с Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности, таможенном оформлении и таможенном контроле машин, поставляемых в виде отдельных компонентов, утвержденной Приказом ГТК России от 23.04.2001 N 388, применяются для совершения таможенных операций в соответствии со статьями 107 и 215 Федерального закона от 27.11.2010 N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации.
26.01.2011 письмом исх.N 004 ООО "Накоста" обратилось в Новороссийскую таможню с заявлением о продлении срока подачи итоговой декларации до 10.03.2012.
05.03.2011 Новороссийская таможня письмом N 15-39/7323 уведомила о продлении срока подачи итоговой декларации до 05.03.2012 со ссылкой на часть 8 статьи 215 Федерального закона России от 27.11.2010 N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации".
28.12.2011 ФТС России в адрес ООО "Накоста" направлено письмо N 06-28/64850 о внесении изменений в решение ФТС России от 05.02.2009 N 06-30/4870 и замене кода ТН ВЭД ТС 8417 80 850 0 на код ТН ВЭД ТС 8417 80 700 0.
05.03.2012 таможней в адрес общества направлено письмо N 35-22/517 об окончании 05.03.2012 срока подачи итоговой декларации в отношении товара, ввозимого в соответствии с решением ФТС России от 05.02.2009 N 06-30/4870.
Однако, в указанный таможней срок итоговая декларация обществом подана не была.
16.03.2012 ФТС России в адрес ООО "Накоста" были направлены письма исх.N 06-32/12350 и исх. N 06-32/12351 о прекращении срока действия классификационного решения от 05.02.2009 N 06-30/4870 согласно требованиям пункта 2 части 12 статьи 107 Федерального закона России от 27.11.2010 N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации" и необходимости принять меры предусмотренные частью 12 статьи 215 Федерального закона России от 27.11.2010 N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации", то есть подать декларацию на отдельные компоненты в течение 30 дней с момента уведомления лица о прекращении действия решения о классификации. Декларация обществом по истечении 30 дней подана не была, товар ввезен не был.
08.06.2012 на основании статьи 131 Таможенного кодекса Таможенного союза, Новороссийской таможней проведена камеральная таможенная проверка, по результатам которой составлен Акт камеральной таможенной проверки N 10317000/400/270712/К0017 от 27.07.2012, согласно которому ООО "Накоста" не ввезен на территорию Российской Федерации компонент "металлоконструкции обвязки печи" указанный под N 12 в списке компонентов стекловаренной печи ХОРН-340 (лист 20 акта), не подана итоговая декларация, что повлекло неуплату таможенных платежей в размере 64 428 569,65 рублей.
10.08.2012 года на основании акта от 27.07.2012 N 10317000/400/270712/К0017 Новороссийской таможней составлен акт таможенного органа об обнаружении факта неуплаты или неполной уплаты таможенных платежей N 10317000/010812/521/1 в отношении ДТ NN 10317110/050309/050309/К001758, 10317110/110309/К001904, 10317110/300309/К002425, 10317110/060509/К003288, 10317110/110509/К003405, 10317110/140509/К003505, 10317110/180509/К003601, 10317110/170709/К005234, 10317110/160909/К006917, 10317110/290909/К007306, согласно которому был произведен расчет подлежащих уплате (доплате) таможенных платежей.
10.08.2012 на основании акта камеральной таможенной проверки от 27.07.2012 N 10317000/400/270712/К0017, без учета акта таможенного органа об обнаружении факта неуплаты или неполной уплаты таможенных платежей N 10317000/010812/521/1, Новороссийской таможней были выставлены требования об уплате таможенных платежей:
- - N 5497 по заявлению N 1031711/050309/К001758 на общую сумму 25149897,74 рублей, с исчислением истечения срока уплаты платежей 05.03.2009, в том числе пени по НДС и ввозной пошлине с 05.03.2009 по 10.08.2012 в размере 6753254,45 рублей;
- - N 5498 по заявлению N 10317110/110309/К001904 на сумму 16866992,70 рублей, с исчислением истечения срока уплаты платежей 11.03.2009, в том числе пени по НДС и ввозной пошлине с 11.03.2009 по 10.08.2012 в размере 4505618,05 рублей;
- - N 5499 по заявлению N 10317110/300309/К002425 на сумму 18656592,15 рублей, с исчислением истечения срока уплаты платежей 30.03.2009, в том числе пени по НДС и ввозной пошлине с 30.03.2009 по 10.08.2012 в размере 4900664,03 рублей;
- - N 5500 по заявлению N 10317110/060509/К003288 на сумму 463239,23 рубля, с исчислением истечения срока уплаты платежей 06.05.2009, в том числе пени по НДС и ввозной пошлине с 06.05.2009 по 10.08.2012 в размере 117 647,92 рублей;
- - N 5501 по заявлению N 10317110/180509/К003601 на сумму 608357,26 рублей, с исчислением истечения срока уплаты платежей 18.05.2009, в том числе пени по НДС и ввозной пошлине с 18.05.2009 по 10.08.2012 в размере 152826,71 рублей;
- - N 5502 по заявлению N 10317110/110509/К003405 на сумму 1195452,92 рубля, с исчислением истечения срока уплаты платежей 11.05.2009, в том числе пени по НДС и ввозной пошлине с 11.05.2009 по 10.08.2012 в размере 302218,44 рублей;
- - N 5503 по заявлению N 10317110/290909/К007306 на сумму 569944,20 рубля, с исчислением истечения срока уплаты платежей 29.09.2009, в том числе пени по НДС и ввозной пошлине с 29.09.2009 по 10.08.2012 в размере 126634,97 рублей;
- - N 5504 по заявлению N 10317110/170709/К005243 на сумму 3929586,34 рублей, с исчислением истечения срока уплаты платежей 17.07.2009, в том числе пени по НДС и ввозной пошлине с 17.07.2009 по 10.08.2012 в размере 935064,42 рублей;
- - N 5505 по заявлению N 10317110/140509/К003503 на сумму 1 184 522,07 рублей, с исчислением истечения срока уплаты платежей 14.05.2009, в том числе пени по НДС и ввозной пошлине с 14.05.2009 по 10.08.2012 в размере 298627,63 рублей;
- - N 5506 по заявлению N 10317110/160909/К006917 на сумму 21863210,58 рублей, с исчислением истечения срока уплаты платежей 16.09.2009, в том числе пени по НДС и ввозной пошлине с 16.09.2009 по 10.08.2012 в размере 4917722,00 рублей.
Не согласившись с действиями таможни, общество оспорило их в судебном порядке.
Судом первой инстанции верно установлено, что в период заключения ООО "НАКОСТА" контракта от 01.07.2008 N NABI-01/07, принятия ФТС России решения от 05.02.2009 года N 06-30/4870, и подачи ООО "НАКОСТА" заявлений N 10317110/050309/050309/К001758, 10317110/110309/К001904, 10317110/300309/К002425, N 10317110/060509/К003288, 10317110/110509/К003405, N 10317110/140509/К003505, 10317110/180509/К003601, 10317110/170709/К005234, N 10317110/160909/К006917, N 10317110/290909/К007306 действовал Таможенный тариф Российской Федерации, утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.11.2006 N 718, Таможенный кодекс Российской Федерации, Инструкция о порядке классификации в соответствии с товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности, таможенном оформлении и таможенном контроле машин, поставляемых в виде отдельных компонентов, утвержденная Приказом ГТК России от 23.04.2001 N 388.
В соответствии с пунктом 60 Инструкции о порядке классификации в соответствии с товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности, таможенном оформлении и таможенном контроле машин, поставляемых в виде отдельных компонентов, было предусмотрено, что подразделение ФТС России, ответственное за принятие предварительных решений по классификации товаров вправе при наличии мотивированного обращения заинтересованного лица, продлить срок его действия, но не более чем на срок действия внешнеторгового договора.
В соответствии с Решением Межгосударственного Совета ЕврАзЭС от 05.07.2010 N 48 Договор о Таможенном кодексе Таможенного союза, в рамках которого принят данный документ, вступил в силу с 06.07.2010 года с учетом временных изъятий, установленных Протоколом от 05.07.2010. В Республике Казахстан и Российской Федерации данный Договор применяется с 01.07.2010.
Таким образом, с 01 июля 2010 года нормы Таможенного кодекса Российской Федерации, в части противоречащей Таможенному кодексу Таможенного союза утратили силу.
В связи с вступлением в силу с 29.12.2010 Федерального закона от 27.11.2010 N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации" были урегулированы правоотношения в области декларирования товара в несобранном или разобранном виде, в том числе в некомплектном или незавершенном виде, перемещаемого в течение установленного периода времени, порядок отмены решения о классификации, и установлены последствия отмены решения о классификации, в том числе связанные с доначислением таможенных платежей.
В частности, частью 12 статьи 107 названного закона, было установлено, что прекращение действия решения по классификации товара производится если итоговая таможенная декларация не подана в сроки, предусмотренные частью 8 статьи 215 Закона.
Частью 8 статьи 215 Федерального закона от 27.11.2010 N 311-ФЗ было установлено, что не позднее 30 дней после дня ввоза (вывоза) всех компонентов товара в таможенный орган должна быть подана итоговая декларация на товар с указанием в ней классификационного кода по Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности согласно решению о классификации. Срок подачи итоговой декларации на товар не должен превышать один календарный год с даты регистрации заявления на условный выпуск (заявления на выпуск компонента вывозимого товара) первой партии товара. Срок подачи итоговой декларации на товар может быть продлен таможенным органом по письменному мотивированному обращению декларанта, в котором указывается также необходимый декларанту срок подачи итоговой декларации на товар. Общий срок подачи итоговой декларации на товар в данном случае не может превышать три года с даты регистрации заявления на условный выпуск (заявления на выпуск компонента вывозимого товара) первой партии товара.
При прекращении действия решения о классификации в соответствии с частью 12 статьи 107 Федерального закона от 27.11.2010 N 311-ФЗ компоненты товара, ввезенные (вывезенные) в каждой отдельной партии товара, подлежат декларированию с подачей отдельной декларации на компоненты товара в установленном порядке. При этом отдельные компоненты товара классифицируются в соответствии с Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности по кодам, применимым к указанным компонентам в соответствии с правилами классификации товаров. Сроки подачи деклараций на отдельные компоненты товара не могут превышать 30 дней со дня уведомления заинтересованного лица о прекращении действия решения о классификации (часть 12 статьи 215 Федерального закона от 27.11.2010 N 311-ФЗ).
В силу части 13 статьи 215 Федерального закона от 27.11.2010 N 311-ФЗ при исчислении суммы таможенных пошлин, налогов в декларации на отдельные компоненты товара, указанные в части 12 настоящей статьи, применяются ставки таможенных пошлин, налогов, а также курсы иностранных валют, действующие на день регистрации такой декларации. За каждый день просрочки уплаты суммы таможенных платежей, начисленной по декларации на отдельные компоненты товара, взимаются пени начиная со дня подачи каждого заявления на условный выпуск (заявления на выпуск компонента вывозимого товара) по день уплаты начисленных сумм или их взыскания в бесспорном порядке.
Из содержания указанных выше норм следует, что статья 107 Федерального закона от 27.11.2010 N 311-ФЗ в отличие от Инструкции о порядке классификации в соответствии с Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности, таможенном оформлении и таможенном контроле машин, поставляемых в виде отдельных компонентов, не ограничивает срок действия решения о классификации. В связи с чем, продление срока действия решения о классификации данной статьей не предусмотрено.
Вместе с тем согласно части 8 статьи 215 Федерального закона от 27.11.2010 N 311-ФЗ срок подачи итоговой декларации на товар может быть продлен таможенным органом по письменному мотивированному обращению декларанта, в котором указывается также необходимый декларанту срок подачи итоговой декларации на товар.
Следовательно, с 29.12.2010 продление срока действия классификационных решений, выданных в соответствии с Инструкцией, согласно действующему законодательству Российской Федерации о таможенном деле не требуется.
Поскольку на момент заключения договора и начала поставок предельный срок подачи итоговой декларации установлен не был, судом первой инстанции обоснованно со ссылкой на пункт 2 статьи 6 Федерального закона от 27.11.2010 N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации", устанавливающий, что положения актов законодательства Российской Федерации о таможенном деле, а также иных правовых актов Российской Федерации в области таможенного дела, ухудшающие положение лиц, не имеют обратную силу, сделан вывод о применении к спорным отношениям норм Таможенного кодекса Российской Федерации и Инструкции о порядке классификации в соответствии с товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности, таможенном оформлении и таможенном контроле машин, поставляемых в виде отдельных компонентов.
При таких обстоятельствах, отсутствовало основание для начисления таможенных платежей и пени и выставлению требований об уплате таможенных платежей от 10.08.2012 N 5497, N 5498, N 5499, N 5500, N 5501, N 5502, N 5503, N 5504, N 5505.
При таких обстоятельствах, доводы апелляционной жалобы не соответствуют положениям таможенного законодательства.
Изложенное свидетельствует о том, что судом всесторонне, полно и объективно исследованы фактические обстоятельства и материалы дела, им дана надлежащая правовая оценка.
Нормы права при разрешении спора применены судом правильно, нарушений процессуальных норм, влекущих безусловную отмену оспариваемого решения, из материалов дела не усматривается.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

постановил:

решение Арбитражного суда Краснодарского края от 03.09.2013 по делу N А32-26428/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа.

Председательствующий
О.А.СУЛИМЕНКО

Судьи
Т.Г.ГУДЕНИЦА
О.Ю.ЕФИМОВА















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "TMJ.SU | Таможенное дело. Таможенное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)