Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДВАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 23.09.2013 ПО ДЕЛУ N А62-2021/2013

Разделы:
Классификация товаров; Таможенное дело

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ДВАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 23 сентября 2013 г. по делу N А62-2021/2013


Резолютивная часть постановления объявлена 19 сентября 2013 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 23 сентября 2013 года.
Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Тиминской О.А., судей Заикиной Н.В. и Стахановой В.Н., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Батуровой И.В., при участии от общества с ограниченной ответственностью "Елтранс+" (г. Москва, ИНН 7728219369, ОГРН 1027700568983) - Балаяна А.М. (доверенность от 21.01.2013, удостоверение); от Смоленской таможни (г. Смоленск, ИНН 6729005713, ОГРН 1026701425849) - Мальцевой О.В. (доверенность от 25.01.2013 N 04-52/8, удостоверение), Васюкова Д.Н. (доверенность от 17.09.2013 N 04-52/58, удостоверение), Ивановой Ю.А. (доверенность от 03.10.2012 N 04-53/67, удостоверение); от общества с ограниченной ответственностью "Дистрибуторская компания "Графитек" (г. Москва) - Губарева В.В. (доверенность от 17.04.2013, удостоверение), рассмотрев апелляционную жалобу Смоленской таможни на решение Арбитражного суда Смоленской области от 14.08.2013 по делу N А62-2021/2013,

установил:

следующее.
Общество с ограниченной ответственностью "Елтранс+" (далее - ООО "Елтранс+", общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными принятых Смоленской таможней (далее - таможенный орган, таможня) требований об уплате таможенных платежей от 20.03.2013 N 233, от 29.03.2013 N 246, в соответствии с которыми доначислены таможенные платежи в сумме 6 051314, 98 рубля и пени в сумме 1 431 827, 07 рубля.
Решением арбитражного суда от 14.08.2013 заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с состоявшимся судебным актом, таможня подала апелляционную жалобу.
Оценив доводы апелляционной жалобы, исследовав материалы дела, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции исходя из следующего.
Судом установлено, что обществом в период с 01.07.2009 по 04.05.2012 на Ярцевском таможенном посту Смоленской таможни по процедуре выпуска для внутреннего потребления продекларированы товары "компьютерные манипуляторы типов: джойстик, геймпад, в виде рулевого колеса, в виде тяги управления самолетом и аналогичные устройства для подключения к вычислительным устройствам с возможностью подключения к игровым приставкам товарный знак "SPEEDLINK", классифицированные в товарной подсубпозиции 8471 60 700 0 в соответствии с ТН ВЭД.
После выпуска товаров таможенным органом в 2013 году проведена камеральная таможенная проверка достоверности заявленного в вышеперечисленных таможенных декларациях кода ТН ВЭД ТС.
По результатам проверки таможенным органом составлен акт камеральной проверки от 01.02.2013 N 10113000/400/0102213/А0037, и приняты решения о классификации товаров в соответствии с ТН ВЭД от 01.02.2013 NN 10113000-17-34/000019-10113000-17-34/000178.
В соответствии с указанными решениями спорные товары классифицированы таможенным органом в товарной подсубпозиции 9504 50 000 9.
На основании решений о классификации товаров Смоленской таможней ООО "Елтранс +" солидарно с ООО "Дистрибуторская компания Графитек" выставлены оспариваемые требования об уплате таможенных платежей от 20.03.2013 N 233 на сумму 463 959, 39 рубля (в том числе: таможенные платежи - 365 207, 75 рубля, пени - 98 751, 64 рубля) и от 29.03.2013 N 246 на сумму 6 752 726, 55 рубля (в том числе: таможенные платежи - 5 686 107, 23 рубля, пени - 1 066 619, 32 рубля).
Полагая, что требования об уплате таможенных платежей незаконно увеличивают налоговые обязательства, нарушают права и законные интересы заявителя в сфере осуществления предпринимательской деятельности, общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции правомерно руководствовался следующим.
В соответствии с частью 1 статьи 52 Таможенного кодекса Таможенного союза (далее - ТК ТС) товары при их таможенном декларировании подлежат классификации по Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности.
Согласно части 3 статьи 52 ТК ТС в случае выявления неверной классификации товаров таможенный орган самостоятельно осуществляет классификацию товаров и принимает решение по классификации товаров по форме, определенной законодательством государств - членов таможенного союза. Решения таможенных органов по классификации товаров могут быть обжалованы в соответствии со статьей 9 ТК ТС.
В силу нормы статьи 105 Федерального закона от 27.11.2010 N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации" (далее - Закон N 311-ФЗ) для осуществления мер таможенно-тарифного и нетарифного регулирования внешнеторговой и иных видов деятельности, ведения таможенной статистики в Российской Федерации применяется Товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности, утверждаемая Комиссией Таможенного союза.
В соответствии с частями 1, 2 статьи 106 Закона N 311-ФЗ товары подлежат классификации при декларировании в случаях, когда в таможенной декларации или иных документах, представляемых таможенным органам в соответствии с таможенным законодательством Таможенного союза и настоящим Федеральным законом, требуется указание кода товаров по Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности.
В таможенной декларации на товары код товара по Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности указывается декларантом либо по поручению декларанта таможенным представителем.
Решением Межгосударственного Совета ЕврАзЭС от 27.11.2009 N 18 утверждены со сроком вступления в силу с 01.01.2010 единая Товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности таможенного союза (ТН ВЭД ТС) и Единый таможенный тариф таможенного союза.
Единым таможенным тарифом установлены Основные правила интерпретации ТН ВЭД (ОПИ ТН ВЭД).
Правовое значение при классификации товаров имеет их разграничение (критерии разграничения) по товарным позициям ТН ВЭД в соответствии с Основными правилами интерпретации ТН ВЭД.
В соответствии с Основными правилами интерпретации ТН ВЭД ТС классификация товаров в Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности (ТН ВЭД) осуществляется по следующим Правилам:
1. Названия разделов, групп и подгрупп приводятся только для удобства использования ТН ВЭД; для юридических целей классификация товаров в ТН ВЭД осуществляется исходя из текстов товарных позиций и соответствующих примечаний к разделам или группам.
3. В случае, если в силу Правила 2 (б) или по каким-либо другим причинам имеется prima facie возможность отнесения товаров к двум или более товарным позициям, классификация таких товаров осуществляется следующим образом:
а) Предпочтение отдается той товарной позиции, которая содержит наиболее конкретное описание товара, по сравнению с товарными позициями с более общим описанием. Однако когда каждая из двух или более товарных позиций имеет отношение лишь к части материалов или веществ, входящих в состав смеси или многокомпонентного изделия, или только к части товаров, представленных в наборе для розничной продажи, то данные товарные позиции должны рассматриваться равнозначными по отношению к данному товару, даже если одна из них дает более полное или точное описание товара.
в) Товары, классификация которых не может быть осуществлена в соответствии с положениями Правила 3 (а) или 3 (б), должны классифицироваться в товарной позиции, последней в порядке возрастания кодов среди товарных позиций, в равной степени приемлемых для рассмотрения при классификации данных товаров.
4. Товары, классификация которых не может быть осуществлена в соответствии с положениями вышеизложенных Правил, классифицируются в товарной позиции, соответствующей товарам, наиболее сходным (близким) с рассматриваемыми товарами.
При классификации товара по ТН ВЭД вначале определяется товарная позиция, затем субпозиция, исходя из текстов товарных позиций (субпозиций), соответствующих примечаний к разделам и группам (ОПИ 1), а при определении субпозиции учитываются также примечания к субпозициям (ОПИ 6).
Положениями статьи 3 Гармонизированной системы описания и кодирования товаров вменена обязанность использовать все товарные позиции и субпозиции вышеназванной Гармонизированной системы, а также относящиеся к ним цифровые коды без каких-либо дополнений или изменений.
В соответствии с Единым таможенным тарифом таможенного союза Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации в группу 95 включаются игрушки, игры и спортивный инвентарь; их части и принадлежности.
В позицию 9504 включаются консоли и оборудование для видеоигр, товары для развлечений, настольные или комнатные игры, включая столы для игры в пинбол, бильярд, специальные столы для игр в казино и автоматическое оборудование для боулинга.
В субпозицию 9504 50 включаются: а) консоли, в которых изображение воспроизводится с помощью телевизионного приемника, монитора или другого внешнего экрана или поверхности:
9504 50 000 - консоли для видеоигр и оборудование для видеоигр, кроме указанных в субпозиции 9504 30:
9504 50 000 1 - - видеоигры с использованием телевизионного приемника,
9504 50 000 2 - - электронные игры,
9504 50 000 9 - - прочие.
Согласно примечанию 3 к группе 95 при условии соблюдения положений примечания 1 к данной группе части и принадлежности, предназначенные исключительно или в основном для использования вместе с товарами данной группы, должны классифицироваться с этими товарами.
В соответствии с пояснениями к общим положениям группы 95 ТН ВЭД ТС в товарную позицию 9504 включаются консоли и оборудование для видеоигр, как определено в примечании 1 к субпозициям данной группы.
Консоли и оборудование для видеоигр, основные характеристики и основная функция которого заключаются в том, что оно предназначено для развлекательных целей (игры), включается в данную товарную позицию независимо от того, удовлетворяет ли оно или не удовлетворяет условиям примечания 5А к группе 84, относящегося к вычислительным машинам.
В данную товарную позицию также включаются части и принадлежности консолей и оборудования для видеоигр (например, корпуса, игровые картриджи, устройства управления играми, рулевые колеса и т.д.) при условии, что они отвечают условиям примечания 3 к данной группе.
В субпозицию 9504 50 включаются консоли, в которых изображение воспроизводится с помощью телевизионного приемника, монитора или другого внешнего экрана или поверхности. В данную субпозицию не включаются консоли или оборудование для видеоигр, приводимые в действие монетами, банкнотами, банковскими карточками, жетонами или любыми другими средствами оплаты; они включаются в субпозицию 9504 30.
В обоснование своей позиции общество ссылается на то, что спорные товары должны классифицироваться в подсубпозиции 9504 50 000 1 - консоли для видеоигр и оборудование для видеоигр с использованием телевизионного приемника, так как производитель видеоигр SONI PlayStation 2 и SONI PlayStation 3 предполагает их использование с телевизором (телевизионным приемником); возможность подключения видеоигры и принадлежности к ней к иному устройству (при сохранении в качестве основной ее функции функцию подключения к телевизору) не влияет на возможность классификации этих товаров в подсубпозиции 9504 50 000 1.
В свою очередь, таможня ссылается на то, что данные товары должны классифицироваться в подсубпозиции 9504 50 000 9 - консоли для видеоигр и оборудование для видеоигр прочие, так как указанные товары могут использоваться для подключения не только к телевизионному приемнику, но и к другим устройствам (монитору, другому внешнему экрану), то есть являются товарами более широкого применения.
Апелляционная инстанция согласна выводом суда о том, что согласно примечанию 3 к группе 95 ТН ВЭД ТС спорные товары, как части и принадлежности, предназначенные исключительно или в основном для использования вместе с товарами данной группы, должны классифицироваться с этими товарами, то есть в подсубпозиции 9504 50 000 1, в силу следующего.
В соответствии с техническим описанием и характеристиками игровых приставок SONY PlayStation 2 и SONY PlayStation 3 они предназначены для подключения к телевизору (телевизионному приемнику).
Данные игровые приставки по инструкции не могут использоваться с персональными компьютерами и иными устройствами.
Таким образом, непосредственно игровые приставки SONY PlayStation 2 и SONY PlayStation 3 являются видеоиграми с использованием телевизионного приемника и классифицируются в товарной подсубпозиции 9504 50 000 1 (в настоящее время) и в товарной подсубпозиции 9504 10 000 0 (ранее).
Данная информация также подтверждена по запросу заявителя Закрытым акционерным обществом "Сони Электроникс" в письме от 23.05.2013.
Ссылка таможни на письмо ЗАО "Сони Электроникс" от 21.06.2013 является несостоятельной, поскольку в этом письме нет сведений о назначении игровых приставок, о возможности или невозможности их подключения к иным, помимо телевизора, устройствам.
Ответ на запрос Смоленской таможни от 20.06.2013 N 06-10/12043 был подготовлен ЗАО "Сони Электроникс" только 22.07.2013, то есть после принятия Арбитражным судом Смоленской области оспариваемого решения, и направлен почтой в Смоленскую таможню.
В соответствии с данным письмом ЗАО "Сони Электроникс" игровые приставки SONY PlayStation 2 и SONY PlayStation 3 предназначены для подключения к телевизионным приемникам (телевизорам) (т. 11, л.д. 37)
При этом, как обоснованно отметил суд первой инстанции, понятия "телевизор" и "телевизионный приемник" являются равнозначными понятиями как в смысле, используемом в Большом энциклопедическом словаре, так и в смысле, используемом для классификации товаров по ТН ВЭД ТС.
Кроме того, текст товарной подсубпозиции 9504 50 000 1 не ограничивает возможность использования видеоигры (принадлежностей к ней) только с телевизором (телевизионным приемником). В этой связи фактическая возможность подключения видеоигры и принадлежности к ней к и ному устройству (при сохранении в качестве основной ее функции - функции подключения к телевизору) не влияет на возможность классификации этих товаров в товарной подсубпозиции 9504 50 000 1.
Также необходимо отметить, что исходя из примечания 1а к субпозиции 9504 50 в товарной подсубпозиции 9504 50 000 9 должны классифицироваться только те видеоигры, которые не могут использоваться с телевизором (телевизионным приемником), а используются только с монитором или другим внешним экраном или поверхностью.
Таким образом, спорные товары подлежат классификации в товарной подсубпозиции 9504 50 000 1.
Аналогичные выводы содержатся в постановлении ФАС ВВО от 30.11.2011 N А43-29437/2010.
Основанием для признания оспариваемых ненормативных правовых актов незаконными послужили также выводы суда первой инстанции о том, что решения от 01.02.2013 NN 10113000-17-34/000019-10113000-17-34/000178 приняты таможней по истечении срока, установленного пунктом 2 статьи 361 Таможенного кодекса Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 6 Решения Межгосударственного совета Евразес от 27.11.2009 N 17 Договор о Таможенном Кодексе таможенного союза вступает в силу с 1 июля 2010 года.
Пунктом 2 статьи 361 Таможенного кодекса Российской Федерации было установлено, что проверка достоверности сведений после выпуска товаров и (или) транспортных средств может осуществляться таможенными органами в течение одного года со дня утраты товарами статуса находящихся под таможенным контролем.
Статьей 99 ТК ТС данный срок увеличен до трех лет.
Согласно пункту 1 статьи 366 раздела 8 "Переходные положения" ТК ТС настоящий Кодекс применяется к отношениям, регулируемым таможенным законодательством таможенного союза и возникшим со дня вступления его в силу. В соответствии с пунктом 2 той же нормы материального права к отношениям, регулируемым таможенным законодательством таможенного союза, возникшим до вступления в силу настоящего Кодекса, настоящий Кодекс применяется к тем правам и обязанностям, которые возникнут со дня его вступления в силу, с учетом положений, предусмотренных статьями 367 - 372 настоящего Кодекса.
Товары, находящиеся на таможенной территории таможенного союза и помещенные до вступления в силу настоящего Кодекса под таможенные режимы свободного обращения, реимпорта и отказа в пользу государства в Республике Беларусь, выпуска товаров для свободного обращения, реимпорта товаров и отказа от товаров в пользу государства в Республике Казахстан, выпуск для внутреннего потребления, реимпорта и отказа в пользу государства в Российской Федерации, со дня вступления в силу настоящего Кодекса в силу пункта 1 статьи 370 ТК ТС считаются помещенными соответственно под таможенные процедуры выпуска для внутреннего потребления, реимпорта и отказа в пользу государства. В отношении этих товаров применяются положения настоящего Кодекса и (или) иных актов таможенного законодательства таможенного союза.
С учетом положений названных норм материального права товары, помещенные до вступления в силу ТК ТС под названные таможенные режимы, не помещаются вновь под таможенную процедуру, поскольку в отношении них в связи с вступлением в силу ТК ТС изменяется лишь таможенная терминология.
Вместе с тем в силу пункта 9 статьи 370 ТК ТС положения настоящей статьи применяются к товарам, помещенным под таможенные режимы в соответствии с пунктом 4 статьи 368 настоящего Кодекса после вступления его в силу.
В соответствии с пунктом 4 статьи 368 ТК ТС товары, таможенная декларация на которые принята (зарегистрирована) таможенным органом до вступления в силу настоящего Кодекса, подлежат помещению под заявленный таможенный режим в порядке и на условиях, которые установлены законодательством государств - членов таможенного союза, на день принятия (регистрации) таможенным органом этой таможенной декларации.
С учетом изложенного статья 370 ТК ТС не изменяет положений статьи 366, а поэтому ее положения применяются в отношении товаров уже помещенных под соответствующую таможенную процедуру с момента вступления в силу норм ТК ТС, не затрагивая при этом возникших до его введения прав и обязанностей участников таможенных правоотношений.
Согласно Постановлению Конституционного Суда Российской Федерации от 24.10.1996 N 17-П в силу Конституции Российской Федерации и Федерального закона от 14.06.1994 "О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания" общим для всех отраслей права правилом является принцип, согласно которому закон, ухудшающий положение граждан, а соответственно и объединений, созданных для реализации конституционных прав и свобод граждан, обратной силы не имеет. Данный принцип применен, в частности, в гражданском (статьи 4 и 422 Гражданского кодекса Российской Федерации), таможенном (статья 234 Таможенного кодекса Российской Федерации), уголовном (статья 6 Уголовного кодекса РСФСР) законодательстве. Конституция Российской Федерации содержит и прямые запреты, касающиеся придания закону обратной силы, которые сформулированы в ее статьях 54 и 57. Положение статьи 57 Конституции Российской Федерации, ограничивающее возможность законодателя придавать закону обратную силу, является одновременно и нормой, гарантирующей конституционное право на защиту от придания обратной силы законам, ухудшающим положение налогоплательщиков, в том числе на основании нормы, устанавливающей порядок введения таких законов в действие.
Таким образом, содержащаяся в ТК ТС норма права, устанавливающая более длительный срок проведения проверки по сравнению со сроком, установленным на момент выпуска спорных товаров, в данном случае применена быть не может.
Следовательно, проведение в 2012 году таможенного контроля в отношении товаров, задекларированных по ДТ N 10113020/201109/0007342, 10113020/271109/0007627, 10113070/140510/0001449, 10113070/140510/0001463, 10113070/180610/0002154 было неправомерным, поскольку годичный срок проведения проверки по этим декларациям истек 20.11.2010, 27.11.2010, 14.05.2011, 18.06.2011, соответственно.
На основании изложенного ссылка апелляционной жалобы на то, что действие нового законодательного регулировании может распространяться на отношения, возникшие до вступления в силу ТК ТС, если к этому моменту не истек предусматривавшийся прежним регулированием годичный срок, основана на неверном толковании материальных норм права.
Аналогичная позиция содержится в постановлении ФАС МО от 24.06.2013 и др.
Судом первой инстанции полно установлены все обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения дела, как того требует статья 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, нормы материального права применены верно.
Нарушений норм процессуального права, влекущих по правилам части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации отмену судебного акта в любом случае, не выявлено.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцатый арбитражный апелляционный суд

постановил:

решение Арбитражного суда Смоленской области от 14.08.2013 по делу N А62-2021/2013 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме. В соответствии с частью 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба подается через арбитражный суд первой инстанции.

Председательствующий
О.А.ТИМИНСКАЯ

Судьи
Н.В.ЗАИКИНА
В.Н.СТАХАНОВА















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "TMJ.SU | Таможенное дело. Таможенное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)