Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА ОТ 06.03.2013 ПО ДЕЛУ N А26-4833/2012

Разделы:
Таможенная пошлина (экспортная, импортная); Таможенное дело

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 6 марта 2013 г. по делу N А26-4833/2012


Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Бухарцева С.Н., судей Асмыковича А.В., Клириковой Т.В., при участии от Карельской таможни Чистова Н.Н. (доверенность от 21.12.2011 N 124), рассмотрев 06.03.2013 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Карельской таможни на решение Арбитражного суда Республики Карелия от 25.07.2012 (судья Пасаманик Н.М.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.11.2012 (судьи Лопато И.Б., Есипова О.И., Фокина Е.А.) по делу N А26-4833/2012,

установил:

Открытое акционерное общество "Ладэнсо", место нахождения: 186810, Республика Карелия, г. Питкяранта, ул. Горького, д. 15, ОГРН 1021000906453 (далее - Общество), обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия о признании недействительным оформленного письмом от 25.04.2012 N 19-39/5932 решения Карельской таможни, место нахождения: 185028, Республика Карелия, г. Петрозаводск, ул. Ф. Энгельса, д. 25, ОГРН 1081001009440 (далее - Таможня), об отказе в возврате излишне уплаченных таможенных пошлин; об обязании Таможни в целях устранения допущенного нарушения права возвратить Обществу 196 297 руб. 73 коп. таможенных пошлин, излишне уплаченных им в 2009 году; а также о взыскании с Таможни 8888 руб. 93 коп. государственной пошлины, уплаченной Обществом за рассмотрение настоящего дела.
Решением суда первой инстанции от 25.07.2012, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 08.11.2012, заявление Общества удовлетворено.
В кассационной жалобе Таможня просит отменить решение от 25.07.2012 и постановление от 08.11.2012, ссылаясь на нарушение судами норм материального права. По мнению подателя жалобы, в заявлении о возврате излишне уплаченных таможенных платежей не указаны сведения о документах, подтверждающих факт излишней уплаты, что явилось основанием для отказа в возврате денежных средств. Факт излишней уплаты мог быть установлен путем внесения изменений в таможенную декларацию в предусмотренном законом порядке.
В судебном заседании, состоявшемся 13.02.2013 при участии представителя Таможни и в отсутствие представителя Общества, надлежаще извещенного о времени и месте слушания по делу, по инициативе суда кассационной инстанции на основании статьи 158 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) рассмотрение жалобы Таможни отложено на 06.03.2013.
В порядке статьи 18 АПК РФ и пункта 37 Регламента арбитражных судов Российской Федерации, утвержденного постановлением Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 05.06.1996 N 7, распоряжением председателя Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 01.03.2012 в связи с отпуском судьи Бурматовой Г.Е. произведена ее замена на судью Асмыковича А.В. Ввиду изложенного рассмотрение кассационной жалобы в заседании суда 06.03.2013 начато сначала.
В судебном заседании представитель Таможни поддержал доводы жалобы.
Общество о времени и месте судебного заседания извещено надлежащим образом, однако своих представителей в суд не направило, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Из материалов дела следует, что в 2009 году Общество по 40 грузовым таможенным декларациям вывозило с таможенной территории Российской Федерации товар - неокоренные лесоматериалы. При определении объема вывозимых лесоматериалов декларант увеличивал коэффициент, установленный пунктом 1.4 ОСТ 13-43-79Е, на величину 0,06.
Общество 19.04.2012 обратилось в Таможню с заявлением о возврате 196 297 руб. 73 коп. излишне уплаченных таможенных платежей по названным грузовым таможенным декларациям в отношении товаров, вывезенных с таможенной территории Российской Федерации в 2009 году, в связи с неправильным применением переводных коэффициентов таблицы 1 ОСТ 13-43-79Е.
Письмом от 25.04.2012 N 19-39/5932 Таможня сообщила декларанту о том, что его заявление подлежит возврату без рассмотрения в связи с отсутствием в заявлении сведений о документах, подтверждающих факт излишней уплаты.
Общество оспорило названное решение Таможни в судебном порядке.
Суды первой и апелляционной инстанций удовлетворили заявление, указав на отсутствие правовых оснований для увеличения объема экспортируемых лесоматериалов (с использованием указанного коэффициента), а также восстановив право заявителя на возврат излишне уплаченных таможенных пошлин.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела и проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, не находит оснований для удовлетворения жалобы в силу следующего.
В спорный период порядок таможенного оформления товаров регламентировался положениями Таможенного кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ), согласно статье 124 которого декларирование товаров производится путем заявления таможенному органу в таможенной декларации или иным способом, предусмотренным Таможенным кодексом Российской Федерации, в письменной, устной, электронной или конклюдентной форме сведений о товарах, об их таможенном режиме и других сведений, необходимых для таможенных целей.
Объектом обложения таможенными пошлинами, налогами являются товары, перемещаемые через таможенную границу. Налоговой базой для целей исчисления таможенных пошлин, налогов являются таможенная стоимость товаров и (или) их количество (статья 322 ТК РФ).
Лицом, ответственным за уплату таможенных пошлин, налогов, является декларант (пункт 1 статьи 320 ТК РФ). Таможенная стоимость товаров определяется декларантом согласно методам определения таможенной стоимости, установленным законодательством Российской Федерации, и заявляется в таможенный орган при декларировании товаров (пункт 1 статьи 323 ТК РФ).
В силу пункта 3 статьи 3 Закона Российской Федерации от 21.05.1993 N 5003-1 "О таможенном тарифе", ставки вывозных таможенных пошлин и перечень товаров, в отношении которых они применяются, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 23.12.2006 N 795 "Об утверждении ставок вывозных таможенных пошлин на товары, вывозимые с территории Российской Федерации за пределы государств - участников соглашений о Таможенном союзе, и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации" расчет вывозной пошлины зависит от объема (куб. м) экспортируемых лесоматериалов.
Судами первой и апелляционной инстанций установлено, что применительно к обстоятельствам настоящего дела спор сводится к обоснованности применения коэффициента "0,06", установленного пунктом 1.4 ОСТа 13-43-79Е для бревен чистой окорки. При этом для определения плотного объема древесины с корой (объема без пустот) к уже установленному складочному объему (объему штабеля - геометрическому объему) применяются коэффициенты таблицы 1 ОСТ 13-43-79Е.
Из материалов дела усматривается, что Общество экспортировало неокоренную древесину, поэтому размер таможенных пошлин и налогов зависит от определения плотного объема именно неокоренных лесоматериалов. В спорных декларациях Общество указало объемы лесоматериалов большие, чем требовалось, поскольку увеличило переводной коэффициент таблицы 1 ОСТ 13-43-79Е на коэффициент "0,06", предназначенный для перевода геометрического объема древесины чистой окорки в плотный объем, а не для перевода плотного объема лесоматериалов в объем древесины в коре.
Исследовав и оценив представленные лицами, участвующими в деле, доказательства по правилам статей 65 и 71 АПК РФ, суды первой и апелляционной инстанций сделали правомерный вывод об уплате Обществом излишне исчисленных таможенных платежей в связи с применением при расчете объема древесины поправочного коэффициента "0,06", который не соответствует его функциональному назначению по ОСТ 13-43-79Е.
В соответствии со статьей 89 Таможенного кодекса Таможенного союза, вступившего в силу с 01.07.2010 (далее - ТК ТС), излишне уплаченными или излишне взысканными суммами таможенных пошлин, налогов являются уплаченные или взысканные в качестве таможенных пошлин, налогов суммы денежных средств (денег), размер которых превышает суммы, подлежащие уплате в соответствии с названным Кодексом и (или) законодательством государств - членов Таможенного союза, и идентифицированные в качестве конкретных видов и сумм таможенных пошлин, налогов в отношении конкретных товаров.
Согласно статье 90 ТК ТС возврат (зачет) излишне уплаченных или излишне взысканных сумм вывозных таможенных пошлин, налогов, сумм авансовых платежей, сумм обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов осуществляется в порядке и случаях, установленных законодательством государства - члена Таможенного союза, в котором произведена уплата и (или) взыскание вывозных таможенных пошлин, налогов, сумм авансовых платежей либо таможенному органу которого представлено обеспечение уплаты таможенных пошлин, налогов.
В силу пункта 1 статьи 147 Закона N 311-ФЗ излишне уплаченные или излишне взысканные суммы таможенных пошлин, налогов подлежат возврату по решению таможенного органа по заявлению плательщика (его правопреемника). Указанное заявление и прилагаемые к нему документы (часть 2 статьи 147 названного Закона) подаются в таможенный орган, в котором произведено декларирование товаров, а в случае применения централизованного порядка уплаты таможенных пошлин, налогов в таможенный орган, с которым заключено соглашение о его применении, либо в таможенный орган, которым было произведено взыскание, не позднее трех лет со дня их уплаты либо взыскания.
Частью 12 статьи 147 Закона N 311-ФЗ установлен перечень условий, при которых не может быть произведен возврат излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин.
Судами первой и апелляционной инстанций установлено и подтверждается материалами дела, что заявитель документально обосновал правомерность обращения в таможенный орган с заявлением о возврате излишне уплаченных таможенных платежей. К заявлению были приложены в том числе копии спорных грузовых таможенных деклараций и платежных поручений, подтверждающих уплату таможенных платежей. Объемы вывезенных лесоматериалов и размер излишне уплаченных таможенных платежей сторонами сверен, спор в данной части отсутствует, доказательств наличия задолженности Общества по уплате таможенных платежей в материалы дела не представлено.
При таких обстоятельствах суды первой и апелляционной инстанций пришли к правомерному выводу об отсутствии у таможенного органа оснований для отказа в рассмотрении заявления Общества о возврате излишне уплаченных таможенных платежей и обоснованно возложили на Таможню обязанность по возврату Обществу 196 297 руб. 73 коп. излишне уплаченных таможенных платежей.
Учитывая, что судами первой и апелляционной инстанций дело рассмотрено полно и всесторонне, нормы материального и процессуального права применены правильно, суд кассационной инстанции считает, что нет оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Руководствуясь статьями 286 и 287 (пункт 1 части 1) Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа

постановил:

решение Арбитражного суда Республики Карелия от 25.07.2012 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.11.2012 по делу N А26-4833/2012 оставить без изменения, а кассационную жалобу Карельской таможни - без удовлетворения.

Председательствующий
С.Н.БУХАРЦЕВ

Судьи
А.В.АСМЫКОВИЧ
Т.В.КЛИРИКОВА















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "TMJ.SU | Таможенное дело. Таможенное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)