Судебные решения, арбитраж
Ввоз автомобилей; Таможенное дело
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена "15" июля 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен "19" июля 2013 года.
Третий арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Колесниковой Г.А.,
судей: Дунаевой Л.А., Севастьяновой Е.В.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Хрущевой М.А.
при участии:
от заявителя (индивидуального предпринимателя Гатиатулина Марата Разяповича): Замятина Г.А., представителя по доверенности от 19.09.2012,
от ответчика (Красноярской таможни): Хакимова Е.В., представителя по доверенности от 19.07.2012 N 38-08/12,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Гатиатулина Марата Разяповича
на решение Арбитражного суда Красноярского края от "17" апреля 2013 года по делу N А33-15738/2012, принятое судьей Крицкой И.П.,
установил:
индивидуальный предприниматель Гатиатулин Марат Разяпович (далее - предприниматель, заявитель, ОГРНИП 305244701800048, ИНН 243100325633) обратился в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к Красноярской таможне Сибирского таможенного управления Федеральной таможенной службы (далее - Красноярская таможня, ответчик) о признании незаконным действия (бездействия), выразившегося в невыпуске товара по ДТ N 10606060/280812/006102 с 31.08.2012 по 05.09.2012, которые повлекли аннулирование паспорта транспортного средства (далее - ПТС) N 24УК772160 от 31.08.2012 и уплату утилизационного сбора в сумме 187 500 рублей.
Решением Арбитражного суда Красноярского края от 17 апреля 2013 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
Предприниматель обратился с апелляционной жалобой, в которой с решением суда первой инстанции от 17.04.2013 не согласен, ссылается на то, что невыпуск таможенным органом товара с 31.08.2012 по 05.09.2012 является неправомерным, поскольку действия таможенного органа по контролю и выпуску товара по ДТ N 10606060/280812/006102 были завершены 31.08.2012, что подтверждается выдачей ПТС N 24УК772160 от 31.08.2012; условия для выпуска товара, предусмотренные пунктом 1 статьи 195 Таможенного кодекса Таможенного Союза (далее - ТК ТС), предпринимателем соблюдены; фактически дополнительная проверка не проводилась, решения о проведении дополнительной проверки и о корректировке таможенной стоимости не принимались и до таможенного представителя посредством автоматизированного сообщения не доводились; отсутствуют законные основания перехода с порядка электронного оформления документов на бумажные носители. Предприниматель считает, что на дату выдачи ПТС N 24УК772160-31.08.2012, действие статьи 24.1 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" и Правил взимания, исчисления и уплаты утилизационного сбора в отношении колесных транспортных средств, а также возврата уплаченных сумм этого сбора, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30.08.2012 N 870, вступивших в силу 01.09.2012, не распространялось, в связи с чем утилизационный сбор на ввезенный предпринимателем автомобиль не подлежал уплате.
Красноярская таможня представила отзыв на апелляционную жалобу, в котором просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Апелляционная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При рассмотрении настоящего дела судом апелляционной инстанции установлены следующие обстоятельства.
27.08.2012 на таможенную территорию Таможенного Союза в зоне деятельности Брестской таможни перевозчиком Суминым Д.А. ввезено автотранспортное средство - автомобиль RENAULT MASTER, 2008 года выпуска, VIN VF1FDC2H640131849 (далее - транспортное средство или ТС), принадлежащее Гатиатулину Марату Разяповичу. Перевозчиком при ввозе автомобиля представлены следующие документы: технический паспорт на машину NDN 774053 от 05.06.2008, инвойс (счет-фактура) от 20.08.2012, документы об оплате товара от 20.08.2012, гарантийная расписка (обеспечение доставки автомобиля) N 10606060/220812/00278 от 22.08.2012.
При пересечении таможенной границы Таможенного Союза таможенным органом отправления (таможенный пост "Варшавский мост" Брестской таможни) оформлена транзитная декларация N 11209112/270812/0014973 для доставки автомобиля под таможенным контролем в Красноярский таможенный пост Красноярской таможни до 10.09.2012.
В целях декларирования автомобиля RENAULT MASTER в месте доставке (Красноярская таможня) Гатиатулиным М.Р. 28.08.2012 заключен договор N 0468/00-КР-104 с таможенным представителем ООО "Интеллект Сервис" (г. Москва) на оказание услуг по таможенному оформлению.
28.08.2012 таможенным представителем ООО "Интеллект Сервис" (г. Москва) в электронной форме в Красноярский таможенный пост Красноярской таможни на ввезенный автомобиль RENAULT MASTER подана предварительная таможенная декларация (далее - ДТ), которая зарегистрирована 28.08.2012, присвоен номер ДТ N 10606060/280812/006102.
Уведомление о прибытии автомобиля RENAULT MASTER подано таможенному органу 31.08.2012.
31.08.2012 должностными лицами таможенного органа в зоне таможенного контроля по адресу: Красноярский край, г. Красноярск, ул. Рязанская, 12, проведен таможенный досмотр автомобиля RENAULT MASTER и составлен акт досмотра N 10606060/310812/000620.
28.08.2012 должностным лицом Красноярского таможенного поста принято решение о проведении дополнительной проверки. Решение о проведении дополнительной проверки от 28.08.2012 вручено 28.08.2012 специалисту по таможенному оформлению таможенного представителя (ООО "Интеллект Сервис") Уваровой Е.И.
Решением о проведении дополнительной проверки от 28.08.2012 предложено в срок до 30.09.2012 представить дополнительные документы, а также указано, что для выпуска товара декларанту необходимо в срок не позднее следующего дня, следующего за днем закрытия доставки (то есть не позднее 03.09.2012) заполнить форму корректировки таможенной стоимости и таможенных платежей.
31.08.2012 таможенным представителем ООО "Интеллект Сервис" письмом от 31.08.2012 N 128/12 представлены запрашиваемые документы и пояснения.
На основании заявления Гатиатулина М.Р. 28.08.2012 начальником Красноярского таможенного поста принято решение о продлении срока проверки ДТ N 10606060/280812/0006102 до 07.09.2012.
05.09.2012 от таможенного представителя в адрес Красноярского таможенного поста поступили заполненные декларации таможенной стоимости ДТС-2 к ДТ N 10606060/280812/0006102.
По результатам уплаты таможенных пошлин и налогов, Красноярским таможенным постом 05.09.2012 принято решение о выпуске товара - автомобиля RENAULT MASTER, 2008 года выпуска, VIN - VF1FDC2H640131849.
В соответствии с Правилами взимания, исчисления и уплаты утилизационного сбора в отношении колесных транспортных средств, а также возврата уплаченных сумм этого сбора, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.08.2012 N 870 "Об утилизационном сборе в отношении колесных транспортных средств" таможенным органом рассчитан утилизационный сбор за ввоз транспортного средства.
10.09.2012 в Красноярский таможенный пост поступил расчет утилизационного сбора и платежные документы об его уплате в сумме 187 500 рублей.
11.09.2012 на утилизационный сбор оформлен ТПО 10606060/110912/ВБ-4501835, 12.09.2012 на транспортное средство RENAULT MASTER выдан паспорт транспортного средства 24 УК 772142.
Полагая, что действия (бездействие) таможенного органа, выразившиеся в невыпуске товара по ДТ N 10606060/280812/006102 с 31.08.2012 по 05.09.2012, которые повлекли аннулирование ПТС N 24УК772160 от 31.08.2012 и уплату утилизационного сбора в сумме 187 500 рублей, противоречат требованиям нормативных актов и нарушают его права, предприниматель обратился в Арбитражный суд Красноярского края с соответствующим заявлением.
Исследовав представленные доказательства, заслушав и оценив доводы лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
В соответствии со статьями 8, 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равенства сторон.
На основании статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основания своих требований и возражений.
В силу части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности. В силу части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для признания оспариваемого ненормативного правового акта недействительным, решения, действия (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий - несоответствие их закону или иным нормативным правовым актам и нарушение ими прав и охраняемых законом интересов субъектов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Суд первой инстанции пришел к выводу о том, что оспариваемые действия (бездействие) Красноярской таможни, выразившиеся в невыпуске товара по ДТ N 10606060/280812/006102 с 31.08.2012 по 05.09.2012, которые повлекли аннулирование ПТС N 24УК772160 от 31.08.2012 и уплату утилизационного сбора в сумме 187 500 рублей, соответствуют действующему законодательству и прав и законных интересов предпринимателя не нарушают.
Предприниматель считает, что невыпуск таможенным органом товара с 31.08.2012 по 05.09.2012 является неправомерным, поскольку действия таможенного органа по контролю и выпуску товара по ДТ N 10606060/280812/006102 были завершены 31.08.2012, что подтверждается выдачей ПТС N 24УК772160 от 31.08.2012; условия для выпуска товара, предусмотренные пунктом 1 статьи 195 ТК ТС, предпринимателем соблюдены.
Суд апелляционной инстанции считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, а доводы предпринимателя - несостоятельными, исходя из следующего.
В соответствии с Федеральным законом от 28.07.2012 N 128-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об отходах производства и потребления" и статью 51 Бюджетного кодекса Российской Федерации" (вступил в силу 01.09.2012) глава V Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" дополнена статьей 24.1 "Утилизационный сбор", в соответствии с которой за каждое колесное транспортное средство, ввозимое в Российскую Федерацию или произведенное, изготовленное в Российской Федерации, за исключением колесных транспортных средств, указанных в пункте 6 настоящей статьи, уплачивается утилизационный сбор в целях обеспечения экологической безопасности (часть 1). Порядок взимания утилизационного сбора, в том числе порядок его исчисления, уплаты и возврата уплаченных сумм этого сбора, а также размеры утилизационного сбора устанавливаются Правительством Российской Федерации. Взимание утилизационного сбора осуществляется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (часть 4).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.08.2012 N 870 утверждены Правила взимания, исчисления и уплаты утилизационного сбора в отношении колесных транспортных средств, а также возврата уплаченных сумм этого сбора, которые вступили в силу 01.09.2012. Данными Правилами предусмотрено, что они не применяются в отношении транспортных средств, на которые паспорта транспортных средств (паспорта самоходных машин и других видов техники) (далее - паспорта) выданы до 1 сентября 2012 года (пункт 2). Взимание утилизационного сбора осуществляет Федеральная таможенная служба (пункт 3).
Согласно пункту 57 Положения о паспортах транспортных средств и паспортах шасси транспортных средств, утвержденного приказом от 23.06.2005 МВД России N 496, Минпромэнерго России N 192, Минэкономразвития России N 134 (в редакции, действовавшей в спорный период), паспорта выдаются таможенными органами после завершения таможенного оформления ввозимых на территорию Российской Федерации транспортных средств и (или) шасси в соответствии с таможенными режимами выпуска для внутреннего потребления, реимпорта, свободной таможенной зоны, отказа в пользу государства или перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации физическими лицами для личных, семейных, домашних и иных не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности нужд, за исключением случаев временного ввоза транспортных средств.
В соответствии со статьей 204 ТК ТС днем помещения товаров под таможенную процедуру считается день выпуска товара таможенным органом в порядке, установленном настоящим Кодексом.
В соответствии с пунктом 2 статьи 196 ТК ТС при применении предварительного таможенного декларирования товаров в соответствии со статьей 193 настоящего Кодекса выпуск товаров должен быть завершен таможенным органом в срок не позднее 1 (одного) рабочего дня, следующего за днем предъявления товаров таможенному органу, зарегистрировавшему таможенную декларацию. Сроки выпуска товаров могут быть продлены на время, необходимое для проведения или завершения форм таможенного контроля, с письменного разрешения руководителя (начальника) таможенного органа, уполномоченного им заместителя руководителя (начальника) таможенного органа либо лиц, их замещающих, и не может превышать 10 (десяти) рабочих дней со дня, следующего за днем регистрации таможенной декларации, если иное не установлено настоящим Кодексом (пункт 4 статьи 196 ТК ТС).
Статьей 195 ТК ТС предусмотрены основания для выпуска товаров. Так, в соответствии с пунктом 1 статьи 195 ТК ТС выпуск товаров осуществляется таможенными органами при соблюдении следующих условий:
- - таможенному органу представлены лицензии, сертификаты, разрешения и (или) иные документы, необходимые для выпуска товаров в соответствии с настоящим Кодексом и (или) иными международными договорами государств-членов таможенного союза, за исключением случаев, когда в соответствии с законодательством государств - членов таможенного союза указанные документы могут быть представлены после выпуска товаров (подпункт 1);
- - лицами соблюдены необходимые требования и условия для помещения товаров под избранную таможенную процедуру в соответствии с настоящим Кодексом (подпункт 2)
- в отношении товаров уплачены таможенные пошлины, налоги либо предоставлено обеспечение их уплаты в соответствии с настоящим Кодексом (подпункт 3).
Из содержания изложенных норм права следует, что в отношении транспортных средств, ПТС на которые выданы после 01.09.2012, подлежит уплате утилизационный сбор. При этом, выдача паспорта транспортного средства является следствием завершения таможенного декларирования транспортного средства и выпуска его в свободное обращение в соответствии с порядком и при наличии оснований для выпуска товара, предусмотренных ТК ТС (пункт 1 статьи 195 ТК ТС).
Из материалов дела следует, что 28.08.2012 по декларации на товары N 10606060/280812/0006102 предпринимателем произведено предварительное таможенное декларирование грузового автомобиля RENAULT MASTER, 2008 года выпуска, VIN VF1FDC2H640131849 в порядке, предусмотренном статьей 193 Таможенного кодекса Таможенного союза, то есть таможенная декларация подана в отношении иностранных товаров до их ввоза на таможенную территорию Таможенного союза. Таможенному органу автомобиль предъявлен и таможенный досмотр проведен таможенным органом 31.08.2012 (пятница); таможенным органом выдан ПТС N 24УК772160 от 31.08.2012, который впоследствии аннулирован; выпуск автомобиля осуществлен Красноярским таможенным постом 05.09.2012 (среда); 12.09.2012 таможенных органом выдан ПТС N 24УК772142.
Исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства и доводы сторон в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации с учетом вышеизложенных норм права, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что таможенным органом правомерно выпуск автомобиля осуществлен 05.09.2012 (среда), а 12.09.2012 выдан ПТС N 24УК772142; основания для признания незаконными действий (бездействия) ответчика по невыпуску автомобиля с 31.08.2013 по 05.09.2012, которые повлекли аннулирование ПТС N 24УК772160 от 31.08.2012 и уплату утилизационного сбора в сумме 187 500 рублей, отсутствуют, исходя из следующего.
Учитывая, что декларантом применено предварительное таможенное декларирование, предусмотренное статьей 193 ТК ТС, при условии соблюдения декларантом всех условий для выпуска товаров, предусмотренных пунктом 1 статьи 195 ТК ТС, а также при отсутствии необходимости продления срока выпуска товаров, крайней датой выпуска ввезенного автомобиля является 03.09.2012 - первый рабочий день, следующий за днем предъявления товаров таможенному органу (31.08.2012), зарегистрировавшему таможенную декларацию.
Из материалов дела следует, что после регистрации Красноярским таможенным постом декларации на товары N 10606060/280812/0006102 должностным лицом при осуществлении контроля заявленной таможенной стоимости товара обнаружены признаки, указывающие на то, что сведения о таможенной стоимости товаров могут являться недостоверными, либо заявленные сведения должным образом не подтверждены, что послужило основанием для вынесения 28.08.2012 решения о проведении дополнительной проверки. В решении о проведении дополнительной проверки указано, что установлено значительное отличие заявленной таможенной стоимости товара от ценовой информации, содержащейся в базах данных таможенных органов по сделкам с идентичными товарами; указано на отсутствие полного пакета документов: прайс-листов и коммерческого предложения продавца, пояснений по физическим и качественным характеристикам товара, экспортной декларации страны вывоза, информации о месте ввоза товара. В связи с необходимостью подтверждения стоимости товара должностным лицом таможенного поста запрошена экспортная декларация страны отправления с переводом, пояснения по физическим и качественным характеристикам товара, ценовая информация. Для уточнения структуры таможенной стоимости, полноты доначисленных расходов, понесенных по доставке товара до места ввоза (Таможенная граница Таможенного союза), у декларанта запрошены пояснения по стоимости транспортировки из Германии до места ввоза на таможенную территорию Таможенного союза.
Порядок проведения дополнительной проверки в целях принятия решения в отношении таможенной стоимости товаров определен разделом III Порядка контроля таможенной стоимости, утвержденного решением Комиссии Таможенного союза от 20.09.2010 N 376.
В соответствии с пунктом 7 Порядка контроля таможенной стоимости, утвержденного решением Комиссии Таможенного союза от 20.09.2010 N 376 (далее - Порядок N 376), в случае невозможности принятия решения в отношении заявленной декларантом таможенной стоимости товаров при обнаружении признаков, указывающих на то, что сведения о таможенной стоимости товаров могут являться недостоверными либо заявленные сведения должным образом не подтверждены, должностное лицо принимает решение о проведении дополнительной проверки.
В соответствии с пунктом 11 Порядка N 376 признаками недостоверности заявленных сведений о таможенной стоимости товаров могут, в частности, являться:
- 1) выявленные с использованием системы управления рисками риски недостоверного декларирования таможенной стоимости товаров;
- 2) установленные в результате контроля несоответствия сведений, влияющих на таможенную стоимость товаров, в документах, представленных декларантом (таможенным представителем);
- 3) наличие оснований полагать, что не соблюдена структура таможенной стоимости (например, не учтены либо учтены не в полном объеме лицензионные и иные подобные платежи за использование объектов интеллектуальной собственности, транспортные расходы, расходы на страхование и т.п.).
При принятии решения о необходимости уточнения заявленных сведений о таможенной стоимости товаров такое решение должно быть мотивированным и содержать перечень документов либо указание сведений, которыми может быть подтверждена правильность определения таможенной стоимости, заявленной в ДТ.
Согласно пункту 13 Порядка N 376 при принятии решения о проведении дополнительной проверки должностное лицо в установленном порядке проставляет соответствующую отметку в декларации таможенной стоимости (декларации на товары) и оформляет решение о проведении дополнительной проверки по форме согласно приложению N 2 к Порядку в двух экземплярах, один из которых остается в таможенном органе, а другой передается (направляется) декларанту (таможенному представителю) не позднее одного рабочего дня, следующего за днем регистрации декларации на товары.
В материалы дела таможенным органом представлено решение о проведении дополнительной проверки от 28.08.2012, на котором содержится подпись специалиста по таможенному оформлению таможенного представителя Уваровой Е.И. и дата вручения документа - 28.08.2012, проставленная ею собственноручно (л.д. 62-63).
Таким образом, доводы заявителя о том, что фактически дополнительная проверка не проводилась, решения о проведении дополнительной проверки и о корректировке таможенной стоимости не принимались и до таможенного представителя посредством автоматизированного сообщения не доводились, не соответствуют представленным в материалы дела доказательствам. Довод предпринимателя о том, что отсутствуют законные основания перехода с порядка электронного оформления документов на бумажные носители, не может быть принят судом апелляционной инстанции, поскольку направление таможенным органом в адрес таможенного представителя документов посредством автоматизированного сообщения опровергается представленными в материалы дела доказательствами (л.д. 42-44, 156-163). В соответствии со статьями 64, 66, 67 - 69, 71, 75 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд исследует и оценивает все представленные в материалы дела доказательства на предмет их относимости, допустимости и достаточности.
Согласно решению о проведении дополнительной проверки срок представления дополнительных документов установлен до 30.09.2012. Также указано, что для выпуска товара декларанту необходимо в срок не позднее следующего дня, следующего за днем закрытия доставки (то есть не позднее 03.09.2012), заполнить форму корректировки таможенной стоимости и таможенных платежей.
Таможенным представителем предпринимателя ООО "Интеллект Сервис" 31.08.2012 в таможенный орган представлены письмо от 31.08.2012 N 128/12 с приложением запрашиваемых документов и объяснения предпринимателя по стоимости автомобиля и доставке, а также письменное уведомление о том, что Гатиатулин М.Р. согласен на окончательную корректировку таможенной стоимости товара по ДТ N 10606060/310812/0006102. К данному уведомлению таможенный представитель приложил заявление Гатиатулина М.Р. на имя начальника Красноярского таможенного поста, в котором Гатиатулин М.Р. просит обеспечение таможенных платежей по окончательной корректировке в сумме 2136 рублей 66 копеек, начисленных по ДТ N 10606060/310812/0006102 списать с платежных поручений, указанных в данном заявлении (л.д. 65-76).
По результатам исследования представленных документов должностным лицом Красноярского таможенного поста 31.08.2012 принято решение о корректировке таможенной стоимости товаров, заявленных в ДТ N 10606060/280812/0006102 (л.д. 79-80). Один экземпляр решения о корректировке таможенной стоимости товаров вручен должностным лицом Красноярского таможенного поста 31.08.2012 специалисту по таможенному оформлению таможенного представителя Уваровой Е.И. 31.08.2012, о чем свидетельствует ее подпись.
Таможенным органом установлено, что в нарушение подпункта 3 пункт 1 статьи 195 ТК ТС предпринимателем не уплачены в полном объеме таможенные пошлины, налоги, поскольку сумма денежных средств, необходимая для полной оплаты таможенных пошлин и налогов при их списании с платежных поручений, оказалось недостаточной, осталась недоплаченной сумма в размере 720 рублей.
Предприниматель обратился в Красноярский таможенный пост с заявлением от 03.09.2012 (л.д. 81), в котором просил продлить срок выпуска товара по ДТ N 10606060/280812/0006102 до 08.09.2012 со ссылкой на пункт 6 статьи 220 Федерального закона от 27.11.2010 N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации".
Согласно подпункту 6 пункта 2 статьи 220 Федерального закона от 27.11.2010 N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации" продление сроков выпуска товаров в пределах 10 рабочих дней со дня, следующего за днем регистрации таможенной декларации, на основании пункта 4 статьи 196 Таможенного кодекса Таможенного союза, допускается исключительно в случаях, перечисленных в данной статье, в том числе в случае представления письменного заявления декларанта о продлении срока выпуска товара в связи с необходимостью уплаты таможенных пошлин, налогов, дополнительно начисленных в соответствии с решением таможенного органа, до уплаты таможенных пошлин, налогов.
Из материалов дела следует, что в связи с поступившим заявлением предпринимателя о продлении срока выпуска товаров начальником Красноярского таможенного поста на основании докладной записки должностного лица поста от 31.08.2012 N 167Г/16 "О продлении срока проверки ДТ" принято решение о продлении срока проверки ДТ N 10606060/280812/0006102 до 07.09.2012 (л.д. 82).
05.09.2012 от таможенного представителя предпринимателя в адрес Красноярского таможенного поста поступили заполненные декларации таможенной стоимости ДТС-2 к ДТ N 10606060/280812/0006102 (л.д. 49-50), документы об уплаты таможенных пошлин и налогов в полном объеме - платежное поручение от 04.09.2013 N 145307, согласно которому доплачено 720 рублей (л.д. 78).
Учитывая, что предусмотренное подпунктом 3 пункта 1 статьи 195 ТК ТС условие выпуска товара выполнено предпринимателем 05.09.2012, то таможенный орган правомерно принял решение о выпуске товара 05.09.2012.
С учетом изложенных обстоятельств и норм права, аннулирование таможенным органом ПТС от 31.08.2012 N 24УК772160, выданного ошибочно до принятия решения о выпуске товара 05.09.2012, является правомерным.
Как указано выше, следствием завершения таможенного декларирования транспортного средства и выпуска его в свободное обращение является выдача паспорта транспортного средства.
В связи с вступлением в силу 01.09.2012 статьи 24.1 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" за каждое колесное транспортное средство, ввозимое в Российскую Федерацию или произведенное, изготовленное в Российской Федерации, за исключением колесных транспортных средств, указанных в пункте 6 указанной статьи, уплачивается утилизационный сбор в целях обеспечения экологической безопасности.
Правила взимания, исчисления и уплаты утилизационного сбора в отношении колесных транспортных средств, а также возврата уплаченных сумм этого сбора, утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 30.08.2012 N 870 "Об утилизационном сборе в отношении колесных транспортных средств" (далее - Правила взимания утилизационного сбора, вступили в силу 01.09.2012).
Пунктом 10 Правил взимания утилизационного сбора предусмотрено, что отметка об уплате утилизационного сбора (или об основании неуплаты утилизационного сбора) проставляется в бланке паспорта транспортного средства в порядке, определяемом Министерством внутренних дел Российской Федерации совместно с Федеральной таможенной службой и Министерством промышленности и торговли Российской Федерации, и в паспорте самоходной машины и других видов техники - в порядке, определяемом Министерством сельского хозяйства Российской Федерации совместно с Федеральной таможенной службой и Министерством промышленности и торговли Российской Федерации.
Данный порядок проставления таких отметок таможенными органами предусмотрен Совместным приказом от 23.06.2005 МВД России N 496, Минпромэнерго России N 192, Минэкономразвития России N 134, которым утверждено Положение о паспортах транспортных средств и паспортах шасси транспортных средств, на основании внесенных в пункты 19 и 52 данного приказа изменений совместным приказом от 30.08.2012 МВД России N 828, Минпромэнерго России N 1227, ФТС России N 1744.
Пунктом 8 Правил взимания утилизационного сбора установлено, что для подтверждения правильности расчета утилизационного сбора плательщик представляет в таможенный орган, в котором осуществляется декларирование транспортного средства в связи с его ввозом в Российскую Федерацию, либо таможенный орган, в регионе деятельности которого находится место регистрации (место жительства) плательщика (в случае, если декларирование транспортного средства не осуществляется), следующие документы:
- а) заполненный и подписанный плательщиком расчет утилизационного сбора по форме, предусмотренной приложением N 1 к настоящим Правилам;
- б) копия одобрения типа транспортного средства, копия свидетельства о безопасности конструкции транспортного средства и (или) копии заключений экспертиз, а также копии товаросопроводительных документов (при наличии);
- в) платежные документы об уплате утилизационного сбора.
После проверки правильности исчисления утилизационного сбора и его поступления по соответствующему коду бюджетной классификации на счет Федерального казначейства таможенный орган проставляет в бланке паспорта отметку об уплате утилизационного сбора или об основании неуплаты утилизационного сбора в соответствии с пунктом 6 статьи 24.1 Федерального закона "Об отходах производства и потребления" для последующей выдачи паспорта в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункт 9 Правил взимания утилизационного сбора).
Расчет утилизационного сбора и платежные документы об уплате утилизационного сбора представлены предпринимателем в Красноярский таможенный пост 10.09.2012. Информация о том, что денежные средства для уплаты утилизационного сбора по платежному поручению от 10.09.2012 N 147025 поступили на расчетный счет казначейства, поступила 11.09.2012. Таможенный приходный ордер N ВБ-4501835 об уплате утилизационного сбора оформлен таможенным органом 11.09.2012.
Поскольку таможенным органом правомерно осуществлен выпуск товара 05.09.2012 после выполнения предпринимателем условия выпуска товара, предусмотренного подпунктом 3 пункта 1 статьи 195 ТК ТС, предпринимателем 10.09.2012 представлены документы, необходимые для выдачи ПТС, в том числе подтверждающие уплату утилизационного сбора, то таможенный орган правомерно 12.09.2012 выдал предпринимателю ПТС N 24УК772142. Следовательно, основания для признания незаконными действий (бездействия), выразившегося в невыпуске товара по ДТ N 10606060/280812/006102 с 31.08.2012 по 05.09.2012, которые повлекли аннулирование ПТС N 24УК772160 от 31.08.2012 и уплату утилизационного сбора в сумме 187 500 рублей, отсутствуют.
Учитывая изложенное, нельзя признать состоятельными доводы заявителя, изложенные в апелляционной жалобе, так как они по существу направлены на переоценку фактических обстоятельств и представленных доказательств, правильно установленных и оцененных судом первой инстанции, опровергаются представленными в материалы дела доказательствами и не отвечают требованиям действующего законодательства, не опровергают выводов суда и не свидетельствуют о наличии оснований для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы.
Таким образом, решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, суд апелляционной инстанции не находит оснований для его отмены и удовлетворения апелляционной жалобы.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьей 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации расходы предпринимателя по оплате государственной пошлины в сумме 100 рублей за рассмотрение апелляционной жалобы подлежат отнесению на предпринимателя.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Третий арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Красноярского края от "17" апреля 2013 года по делу N А33-15738/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Настоящее постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через арбитражный суд, принявший решение.
Председательствующий
Г.А.КОЛЕСНИКОВА
Судьи
Л.А.ДУНАЕВА
Е.В.СЕВАСТЬЯНОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "TMJ.SU | Таможенное дело. Таможенное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ТРЕТЬЕГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 19.07.2013 ПО ДЕЛУ N А33-15738/2012
Разделы:Ввоз автомобилей; Таможенное дело
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ТРЕТИЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 19 июля 2013 г. по делу N А33-15738/2012
Резолютивная часть постановления объявлена "15" июля 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен "19" июля 2013 года.
Третий арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Колесниковой Г.А.,
судей: Дунаевой Л.А., Севастьяновой Е.В.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Хрущевой М.А.
при участии:
от заявителя (индивидуального предпринимателя Гатиатулина Марата Разяповича): Замятина Г.А., представителя по доверенности от 19.09.2012,
от ответчика (Красноярской таможни): Хакимова Е.В., представителя по доверенности от 19.07.2012 N 38-08/12,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Гатиатулина Марата Разяповича
на решение Арбитражного суда Красноярского края от "17" апреля 2013 года по делу N А33-15738/2012, принятое судьей Крицкой И.П.,
установил:
индивидуальный предприниматель Гатиатулин Марат Разяпович (далее - предприниматель, заявитель, ОГРНИП 305244701800048, ИНН 243100325633) обратился в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к Красноярской таможне Сибирского таможенного управления Федеральной таможенной службы (далее - Красноярская таможня, ответчик) о признании незаконным действия (бездействия), выразившегося в невыпуске товара по ДТ N 10606060/280812/006102 с 31.08.2012 по 05.09.2012, которые повлекли аннулирование паспорта транспортного средства (далее - ПТС) N 24УК772160 от 31.08.2012 и уплату утилизационного сбора в сумме 187 500 рублей.
Решением Арбитражного суда Красноярского края от 17 апреля 2013 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
Предприниматель обратился с апелляционной жалобой, в которой с решением суда первой инстанции от 17.04.2013 не согласен, ссылается на то, что невыпуск таможенным органом товара с 31.08.2012 по 05.09.2012 является неправомерным, поскольку действия таможенного органа по контролю и выпуску товара по ДТ N 10606060/280812/006102 были завершены 31.08.2012, что подтверждается выдачей ПТС N 24УК772160 от 31.08.2012; условия для выпуска товара, предусмотренные пунктом 1 статьи 195 Таможенного кодекса Таможенного Союза (далее - ТК ТС), предпринимателем соблюдены; фактически дополнительная проверка не проводилась, решения о проведении дополнительной проверки и о корректировке таможенной стоимости не принимались и до таможенного представителя посредством автоматизированного сообщения не доводились; отсутствуют законные основания перехода с порядка электронного оформления документов на бумажные носители. Предприниматель считает, что на дату выдачи ПТС N 24УК772160-31.08.2012, действие статьи 24.1 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" и Правил взимания, исчисления и уплаты утилизационного сбора в отношении колесных транспортных средств, а также возврата уплаченных сумм этого сбора, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30.08.2012 N 870, вступивших в силу 01.09.2012, не распространялось, в связи с чем утилизационный сбор на ввезенный предпринимателем автомобиль не подлежал уплате.
Красноярская таможня представила отзыв на апелляционную жалобу, в котором просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Апелляционная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При рассмотрении настоящего дела судом апелляционной инстанции установлены следующие обстоятельства.
27.08.2012 на таможенную территорию Таможенного Союза в зоне деятельности Брестской таможни перевозчиком Суминым Д.А. ввезено автотранспортное средство - автомобиль RENAULT MASTER, 2008 года выпуска, VIN VF1FDC2H640131849 (далее - транспортное средство или ТС), принадлежащее Гатиатулину Марату Разяповичу. Перевозчиком при ввозе автомобиля представлены следующие документы: технический паспорт на машину NDN 774053 от 05.06.2008, инвойс (счет-фактура) от 20.08.2012, документы об оплате товара от 20.08.2012, гарантийная расписка (обеспечение доставки автомобиля) N 10606060/220812/00278 от 22.08.2012.
При пересечении таможенной границы Таможенного Союза таможенным органом отправления (таможенный пост "Варшавский мост" Брестской таможни) оформлена транзитная декларация N 11209112/270812/0014973 для доставки автомобиля под таможенным контролем в Красноярский таможенный пост Красноярской таможни до 10.09.2012.
В целях декларирования автомобиля RENAULT MASTER в месте доставке (Красноярская таможня) Гатиатулиным М.Р. 28.08.2012 заключен договор N 0468/00-КР-104 с таможенным представителем ООО "Интеллект Сервис" (г. Москва) на оказание услуг по таможенному оформлению.
28.08.2012 таможенным представителем ООО "Интеллект Сервис" (г. Москва) в электронной форме в Красноярский таможенный пост Красноярской таможни на ввезенный автомобиль RENAULT MASTER подана предварительная таможенная декларация (далее - ДТ), которая зарегистрирована 28.08.2012, присвоен номер ДТ N 10606060/280812/006102.
Уведомление о прибытии автомобиля RENAULT MASTER подано таможенному органу 31.08.2012.
31.08.2012 должностными лицами таможенного органа в зоне таможенного контроля по адресу: Красноярский край, г. Красноярск, ул. Рязанская, 12, проведен таможенный досмотр автомобиля RENAULT MASTER и составлен акт досмотра N 10606060/310812/000620.
28.08.2012 должностным лицом Красноярского таможенного поста принято решение о проведении дополнительной проверки. Решение о проведении дополнительной проверки от 28.08.2012 вручено 28.08.2012 специалисту по таможенному оформлению таможенного представителя (ООО "Интеллект Сервис") Уваровой Е.И.
Решением о проведении дополнительной проверки от 28.08.2012 предложено в срок до 30.09.2012 представить дополнительные документы, а также указано, что для выпуска товара декларанту необходимо в срок не позднее следующего дня, следующего за днем закрытия доставки (то есть не позднее 03.09.2012) заполнить форму корректировки таможенной стоимости и таможенных платежей.
31.08.2012 таможенным представителем ООО "Интеллект Сервис" письмом от 31.08.2012 N 128/12 представлены запрашиваемые документы и пояснения.
На основании заявления Гатиатулина М.Р. 28.08.2012 начальником Красноярского таможенного поста принято решение о продлении срока проверки ДТ N 10606060/280812/0006102 до 07.09.2012.
05.09.2012 от таможенного представителя в адрес Красноярского таможенного поста поступили заполненные декларации таможенной стоимости ДТС-2 к ДТ N 10606060/280812/0006102.
По результатам уплаты таможенных пошлин и налогов, Красноярским таможенным постом 05.09.2012 принято решение о выпуске товара - автомобиля RENAULT MASTER, 2008 года выпуска, VIN - VF1FDC2H640131849.
В соответствии с Правилами взимания, исчисления и уплаты утилизационного сбора в отношении колесных транспортных средств, а также возврата уплаченных сумм этого сбора, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.08.2012 N 870 "Об утилизационном сборе в отношении колесных транспортных средств" таможенным органом рассчитан утилизационный сбор за ввоз транспортного средства.
10.09.2012 в Красноярский таможенный пост поступил расчет утилизационного сбора и платежные документы об его уплате в сумме 187 500 рублей.
11.09.2012 на утилизационный сбор оформлен ТПО 10606060/110912/ВБ-4501835, 12.09.2012 на транспортное средство RENAULT MASTER выдан паспорт транспортного средства 24 УК 772142.
Полагая, что действия (бездействие) таможенного органа, выразившиеся в невыпуске товара по ДТ N 10606060/280812/006102 с 31.08.2012 по 05.09.2012, которые повлекли аннулирование ПТС N 24УК772160 от 31.08.2012 и уплату утилизационного сбора в сумме 187 500 рублей, противоречат требованиям нормативных актов и нарушают его права, предприниматель обратился в Арбитражный суд Красноярского края с соответствующим заявлением.
Исследовав представленные доказательства, заслушав и оценив доводы лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
В соответствии со статьями 8, 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равенства сторон.
На основании статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основания своих требований и возражений.
В силу части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности. В силу части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для признания оспариваемого ненормативного правового акта недействительным, решения, действия (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий - несоответствие их закону или иным нормативным правовым актам и нарушение ими прав и охраняемых законом интересов субъектов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Суд первой инстанции пришел к выводу о том, что оспариваемые действия (бездействие) Красноярской таможни, выразившиеся в невыпуске товара по ДТ N 10606060/280812/006102 с 31.08.2012 по 05.09.2012, которые повлекли аннулирование ПТС N 24УК772160 от 31.08.2012 и уплату утилизационного сбора в сумме 187 500 рублей, соответствуют действующему законодательству и прав и законных интересов предпринимателя не нарушают.
Предприниматель считает, что невыпуск таможенным органом товара с 31.08.2012 по 05.09.2012 является неправомерным, поскольку действия таможенного органа по контролю и выпуску товара по ДТ N 10606060/280812/006102 были завершены 31.08.2012, что подтверждается выдачей ПТС N 24УК772160 от 31.08.2012; условия для выпуска товара, предусмотренные пунктом 1 статьи 195 ТК ТС, предпринимателем соблюдены.
Суд апелляционной инстанции считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, а доводы предпринимателя - несостоятельными, исходя из следующего.
В соответствии с Федеральным законом от 28.07.2012 N 128-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об отходах производства и потребления" и статью 51 Бюджетного кодекса Российской Федерации" (вступил в силу 01.09.2012) глава V Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" дополнена статьей 24.1 "Утилизационный сбор", в соответствии с которой за каждое колесное транспортное средство, ввозимое в Российскую Федерацию или произведенное, изготовленное в Российской Федерации, за исключением колесных транспортных средств, указанных в пункте 6 настоящей статьи, уплачивается утилизационный сбор в целях обеспечения экологической безопасности (часть 1). Порядок взимания утилизационного сбора, в том числе порядок его исчисления, уплаты и возврата уплаченных сумм этого сбора, а также размеры утилизационного сбора устанавливаются Правительством Российской Федерации. Взимание утилизационного сбора осуществляется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (часть 4).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.08.2012 N 870 утверждены Правила взимания, исчисления и уплаты утилизационного сбора в отношении колесных транспортных средств, а также возврата уплаченных сумм этого сбора, которые вступили в силу 01.09.2012. Данными Правилами предусмотрено, что они не применяются в отношении транспортных средств, на которые паспорта транспортных средств (паспорта самоходных машин и других видов техники) (далее - паспорта) выданы до 1 сентября 2012 года (пункт 2). Взимание утилизационного сбора осуществляет Федеральная таможенная служба (пункт 3).
Согласно пункту 57 Положения о паспортах транспортных средств и паспортах шасси транспортных средств, утвержденного приказом от 23.06.2005 МВД России N 496, Минпромэнерго России N 192, Минэкономразвития России N 134 (в редакции, действовавшей в спорный период), паспорта выдаются таможенными органами после завершения таможенного оформления ввозимых на территорию Российской Федерации транспортных средств и (или) шасси в соответствии с таможенными режимами выпуска для внутреннего потребления, реимпорта, свободной таможенной зоны, отказа в пользу государства или перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации физическими лицами для личных, семейных, домашних и иных не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности нужд, за исключением случаев временного ввоза транспортных средств.
В соответствии со статьей 204 ТК ТС днем помещения товаров под таможенную процедуру считается день выпуска товара таможенным органом в порядке, установленном настоящим Кодексом.
В соответствии с пунктом 2 статьи 196 ТК ТС при применении предварительного таможенного декларирования товаров в соответствии со статьей 193 настоящего Кодекса выпуск товаров должен быть завершен таможенным органом в срок не позднее 1 (одного) рабочего дня, следующего за днем предъявления товаров таможенному органу, зарегистрировавшему таможенную декларацию. Сроки выпуска товаров могут быть продлены на время, необходимое для проведения или завершения форм таможенного контроля, с письменного разрешения руководителя (начальника) таможенного органа, уполномоченного им заместителя руководителя (начальника) таможенного органа либо лиц, их замещающих, и не может превышать 10 (десяти) рабочих дней со дня, следующего за днем регистрации таможенной декларации, если иное не установлено настоящим Кодексом (пункт 4 статьи 196 ТК ТС).
Статьей 195 ТК ТС предусмотрены основания для выпуска товаров. Так, в соответствии с пунктом 1 статьи 195 ТК ТС выпуск товаров осуществляется таможенными органами при соблюдении следующих условий:
- - таможенному органу представлены лицензии, сертификаты, разрешения и (или) иные документы, необходимые для выпуска товаров в соответствии с настоящим Кодексом и (или) иными международными договорами государств-членов таможенного союза, за исключением случаев, когда в соответствии с законодательством государств - членов таможенного союза указанные документы могут быть представлены после выпуска товаров (подпункт 1);
- - лицами соблюдены необходимые требования и условия для помещения товаров под избранную таможенную процедуру в соответствии с настоящим Кодексом (подпункт 2)
- в отношении товаров уплачены таможенные пошлины, налоги либо предоставлено обеспечение их уплаты в соответствии с настоящим Кодексом (подпункт 3).
Из содержания изложенных норм права следует, что в отношении транспортных средств, ПТС на которые выданы после 01.09.2012, подлежит уплате утилизационный сбор. При этом, выдача паспорта транспортного средства является следствием завершения таможенного декларирования транспортного средства и выпуска его в свободное обращение в соответствии с порядком и при наличии оснований для выпуска товара, предусмотренных ТК ТС (пункт 1 статьи 195 ТК ТС).
Из материалов дела следует, что 28.08.2012 по декларации на товары N 10606060/280812/0006102 предпринимателем произведено предварительное таможенное декларирование грузового автомобиля RENAULT MASTER, 2008 года выпуска, VIN VF1FDC2H640131849 в порядке, предусмотренном статьей 193 Таможенного кодекса Таможенного союза, то есть таможенная декларация подана в отношении иностранных товаров до их ввоза на таможенную территорию Таможенного союза. Таможенному органу автомобиль предъявлен и таможенный досмотр проведен таможенным органом 31.08.2012 (пятница); таможенным органом выдан ПТС N 24УК772160 от 31.08.2012, который впоследствии аннулирован; выпуск автомобиля осуществлен Красноярским таможенным постом 05.09.2012 (среда); 12.09.2012 таможенных органом выдан ПТС N 24УК772142.
Исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства и доводы сторон в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации с учетом вышеизложенных норм права, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что таможенным органом правомерно выпуск автомобиля осуществлен 05.09.2012 (среда), а 12.09.2012 выдан ПТС N 24УК772142; основания для признания незаконными действий (бездействия) ответчика по невыпуску автомобиля с 31.08.2013 по 05.09.2012, которые повлекли аннулирование ПТС N 24УК772160 от 31.08.2012 и уплату утилизационного сбора в сумме 187 500 рублей, отсутствуют, исходя из следующего.
Учитывая, что декларантом применено предварительное таможенное декларирование, предусмотренное статьей 193 ТК ТС, при условии соблюдения декларантом всех условий для выпуска товаров, предусмотренных пунктом 1 статьи 195 ТК ТС, а также при отсутствии необходимости продления срока выпуска товаров, крайней датой выпуска ввезенного автомобиля является 03.09.2012 - первый рабочий день, следующий за днем предъявления товаров таможенному органу (31.08.2012), зарегистрировавшему таможенную декларацию.
Из материалов дела следует, что после регистрации Красноярским таможенным постом декларации на товары N 10606060/280812/0006102 должностным лицом при осуществлении контроля заявленной таможенной стоимости товара обнаружены признаки, указывающие на то, что сведения о таможенной стоимости товаров могут являться недостоверными, либо заявленные сведения должным образом не подтверждены, что послужило основанием для вынесения 28.08.2012 решения о проведении дополнительной проверки. В решении о проведении дополнительной проверки указано, что установлено значительное отличие заявленной таможенной стоимости товара от ценовой информации, содержащейся в базах данных таможенных органов по сделкам с идентичными товарами; указано на отсутствие полного пакета документов: прайс-листов и коммерческого предложения продавца, пояснений по физическим и качественным характеристикам товара, экспортной декларации страны вывоза, информации о месте ввоза товара. В связи с необходимостью подтверждения стоимости товара должностным лицом таможенного поста запрошена экспортная декларация страны отправления с переводом, пояснения по физическим и качественным характеристикам товара, ценовая информация. Для уточнения структуры таможенной стоимости, полноты доначисленных расходов, понесенных по доставке товара до места ввоза (Таможенная граница Таможенного союза), у декларанта запрошены пояснения по стоимости транспортировки из Германии до места ввоза на таможенную территорию Таможенного союза.
Порядок проведения дополнительной проверки в целях принятия решения в отношении таможенной стоимости товаров определен разделом III Порядка контроля таможенной стоимости, утвержденного решением Комиссии Таможенного союза от 20.09.2010 N 376.
В соответствии с пунктом 7 Порядка контроля таможенной стоимости, утвержденного решением Комиссии Таможенного союза от 20.09.2010 N 376 (далее - Порядок N 376), в случае невозможности принятия решения в отношении заявленной декларантом таможенной стоимости товаров при обнаружении признаков, указывающих на то, что сведения о таможенной стоимости товаров могут являться недостоверными либо заявленные сведения должным образом не подтверждены, должностное лицо принимает решение о проведении дополнительной проверки.
В соответствии с пунктом 11 Порядка N 376 признаками недостоверности заявленных сведений о таможенной стоимости товаров могут, в частности, являться:
- 1) выявленные с использованием системы управления рисками риски недостоверного декларирования таможенной стоимости товаров;
- 2) установленные в результате контроля несоответствия сведений, влияющих на таможенную стоимость товаров, в документах, представленных декларантом (таможенным представителем);
- 3) наличие оснований полагать, что не соблюдена структура таможенной стоимости (например, не учтены либо учтены не в полном объеме лицензионные и иные подобные платежи за использование объектов интеллектуальной собственности, транспортные расходы, расходы на страхование и т.п.).
При принятии решения о необходимости уточнения заявленных сведений о таможенной стоимости товаров такое решение должно быть мотивированным и содержать перечень документов либо указание сведений, которыми может быть подтверждена правильность определения таможенной стоимости, заявленной в ДТ.
Согласно пункту 13 Порядка N 376 при принятии решения о проведении дополнительной проверки должностное лицо в установленном порядке проставляет соответствующую отметку в декларации таможенной стоимости (декларации на товары) и оформляет решение о проведении дополнительной проверки по форме согласно приложению N 2 к Порядку в двух экземплярах, один из которых остается в таможенном органе, а другой передается (направляется) декларанту (таможенному представителю) не позднее одного рабочего дня, следующего за днем регистрации декларации на товары.
В материалы дела таможенным органом представлено решение о проведении дополнительной проверки от 28.08.2012, на котором содержится подпись специалиста по таможенному оформлению таможенного представителя Уваровой Е.И. и дата вручения документа - 28.08.2012, проставленная ею собственноручно (л.д. 62-63).
Таким образом, доводы заявителя о том, что фактически дополнительная проверка не проводилась, решения о проведении дополнительной проверки и о корректировке таможенной стоимости не принимались и до таможенного представителя посредством автоматизированного сообщения не доводились, не соответствуют представленным в материалы дела доказательствам. Довод предпринимателя о том, что отсутствуют законные основания перехода с порядка электронного оформления документов на бумажные носители, не может быть принят судом апелляционной инстанции, поскольку направление таможенным органом в адрес таможенного представителя документов посредством автоматизированного сообщения опровергается представленными в материалы дела доказательствами (л.д. 42-44, 156-163). В соответствии со статьями 64, 66, 67 - 69, 71, 75 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд исследует и оценивает все представленные в материалы дела доказательства на предмет их относимости, допустимости и достаточности.
Согласно решению о проведении дополнительной проверки срок представления дополнительных документов установлен до 30.09.2012. Также указано, что для выпуска товара декларанту необходимо в срок не позднее следующего дня, следующего за днем закрытия доставки (то есть не позднее 03.09.2012), заполнить форму корректировки таможенной стоимости и таможенных платежей.
Таможенным представителем предпринимателя ООО "Интеллект Сервис" 31.08.2012 в таможенный орган представлены письмо от 31.08.2012 N 128/12 с приложением запрашиваемых документов и объяснения предпринимателя по стоимости автомобиля и доставке, а также письменное уведомление о том, что Гатиатулин М.Р. согласен на окончательную корректировку таможенной стоимости товара по ДТ N 10606060/310812/0006102. К данному уведомлению таможенный представитель приложил заявление Гатиатулина М.Р. на имя начальника Красноярского таможенного поста, в котором Гатиатулин М.Р. просит обеспечение таможенных платежей по окончательной корректировке в сумме 2136 рублей 66 копеек, начисленных по ДТ N 10606060/310812/0006102 списать с платежных поручений, указанных в данном заявлении (л.д. 65-76).
По результатам исследования представленных документов должностным лицом Красноярского таможенного поста 31.08.2012 принято решение о корректировке таможенной стоимости товаров, заявленных в ДТ N 10606060/280812/0006102 (л.д. 79-80). Один экземпляр решения о корректировке таможенной стоимости товаров вручен должностным лицом Красноярского таможенного поста 31.08.2012 специалисту по таможенному оформлению таможенного представителя Уваровой Е.И. 31.08.2012, о чем свидетельствует ее подпись.
Таможенным органом установлено, что в нарушение подпункта 3 пункт 1 статьи 195 ТК ТС предпринимателем не уплачены в полном объеме таможенные пошлины, налоги, поскольку сумма денежных средств, необходимая для полной оплаты таможенных пошлин и налогов при их списании с платежных поручений, оказалось недостаточной, осталась недоплаченной сумма в размере 720 рублей.
Предприниматель обратился в Красноярский таможенный пост с заявлением от 03.09.2012 (л.д. 81), в котором просил продлить срок выпуска товара по ДТ N 10606060/280812/0006102 до 08.09.2012 со ссылкой на пункт 6 статьи 220 Федерального закона от 27.11.2010 N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации".
Согласно подпункту 6 пункта 2 статьи 220 Федерального закона от 27.11.2010 N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации" продление сроков выпуска товаров в пределах 10 рабочих дней со дня, следующего за днем регистрации таможенной декларации, на основании пункта 4 статьи 196 Таможенного кодекса Таможенного союза, допускается исключительно в случаях, перечисленных в данной статье, в том числе в случае представления письменного заявления декларанта о продлении срока выпуска товара в связи с необходимостью уплаты таможенных пошлин, налогов, дополнительно начисленных в соответствии с решением таможенного органа, до уплаты таможенных пошлин, налогов.
Из материалов дела следует, что в связи с поступившим заявлением предпринимателя о продлении срока выпуска товаров начальником Красноярского таможенного поста на основании докладной записки должностного лица поста от 31.08.2012 N 167Г/16 "О продлении срока проверки ДТ" принято решение о продлении срока проверки ДТ N 10606060/280812/0006102 до 07.09.2012 (л.д. 82).
05.09.2012 от таможенного представителя предпринимателя в адрес Красноярского таможенного поста поступили заполненные декларации таможенной стоимости ДТС-2 к ДТ N 10606060/280812/0006102 (л.д. 49-50), документы об уплаты таможенных пошлин и налогов в полном объеме - платежное поручение от 04.09.2013 N 145307, согласно которому доплачено 720 рублей (л.д. 78).
Учитывая, что предусмотренное подпунктом 3 пункта 1 статьи 195 ТК ТС условие выпуска товара выполнено предпринимателем 05.09.2012, то таможенный орган правомерно принял решение о выпуске товара 05.09.2012.
С учетом изложенных обстоятельств и норм права, аннулирование таможенным органом ПТС от 31.08.2012 N 24УК772160, выданного ошибочно до принятия решения о выпуске товара 05.09.2012, является правомерным.
Как указано выше, следствием завершения таможенного декларирования транспортного средства и выпуска его в свободное обращение является выдача паспорта транспортного средства.
В связи с вступлением в силу 01.09.2012 статьи 24.1 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" за каждое колесное транспортное средство, ввозимое в Российскую Федерацию или произведенное, изготовленное в Российской Федерации, за исключением колесных транспортных средств, указанных в пункте 6 указанной статьи, уплачивается утилизационный сбор в целях обеспечения экологической безопасности.
Правила взимания, исчисления и уплаты утилизационного сбора в отношении колесных транспортных средств, а также возврата уплаченных сумм этого сбора, утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 30.08.2012 N 870 "Об утилизационном сборе в отношении колесных транспортных средств" (далее - Правила взимания утилизационного сбора, вступили в силу 01.09.2012).
Пунктом 10 Правил взимания утилизационного сбора предусмотрено, что отметка об уплате утилизационного сбора (или об основании неуплаты утилизационного сбора) проставляется в бланке паспорта транспортного средства в порядке, определяемом Министерством внутренних дел Российской Федерации совместно с Федеральной таможенной службой и Министерством промышленности и торговли Российской Федерации, и в паспорте самоходной машины и других видов техники - в порядке, определяемом Министерством сельского хозяйства Российской Федерации совместно с Федеральной таможенной службой и Министерством промышленности и торговли Российской Федерации.
Данный порядок проставления таких отметок таможенными органами предусмотрен Совместным приказом от 23.06.2005 МВД России N 496, Минпромэнерго России N 192, Минэкономразвития России N 134, которым утверждено Положение о паспортах транспортных средств и паспортах шасси транспортных средств, на основании внесенных в пункты 19 и 52 данного приказа изменений совместным приказом от 30.08.2012 МВД России N 828, Минпромэнерго России N 1227, ФТС России N 1744.
Пунктом 8 Правил взимания утилизационного сбора установлено, что для подтверждения правильности расчета утилизационного сбора плательщик представляет в таможенный орган, в котором осуществляется декларирование транспортного средства в связи с его ввозом в Российскую Федерацию, либо таможенный орган, в регионе деятельности которого находится место регистрации (место жительства) плательщика (в случае, если декларирование транспортного средства не осуществляется), следующие документы:
- а) заполненный и подписанный плательщиком расчет утилизационного сбора по форме, предусмотренной приложением N 1 к настоящим Правилам;
- б) копия одобрения типа транспортного средства, копия свидетельства о безопасности конструкции транспортного средства и (или) копии заключений экспертиз, а также копии товаросопроводительных документов (при наличии);
- в) платежные документы об уплате утилизационного сбора.
После проверки правильности исчисления утилизационного сбора и его поступления по соответствующему коду бюджетной классификации на счет Федерального казначейства таможенный орган проставляет в бланке паспорта отметку об уплате утилизационного сбора или об основании неуплаты утилизационного сбора в соответствии с пунктом 6 статьи 24.1 Федерального закона "Об отходах производства и потребления" для последующей выдачи паспорта в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункт 9 Правил взимания утилизационного сбора).
Расчет утилизационного сбора и платежные документы об уплате утилизационного сбора представлены предпринимателем в Красноярский таможенный пост 10.09.2012. Информация о том, что денежные средства для уплаты утилизационного сбора по платежному поручению от 10.09.2012 N 147025 поступили на расчетный счет казначейства, поступила 11.09.2012. Таможенный приходный ордер N ВБ-4501835 об уплате утилизационного сбора оформлен таможенным органом 11.09.2012.
Поскольку таможенным органом правомерно осуществлен выпуск товара 05.09.2012 после выполнения предпринимателем условия выпуска товара, предусмотренного подпунктом 3 пункта 1 статьи 195 ТК ТС, предпринимателем 10.09.2012 представлены документы, необходимые для выдачи ПТС, в том числе подтверждающие уплату утилизационного сбора, то таможенный орган правомерно 12.09.2012 выдал предпринимателю ПТС N 24УК772142. Следовательно, основания для признания незаконными действий (бездействия), выразившегося в невыпуске товара по ДТ N 10606060/280812/006102 с 31.08.2012 по 05.09.2012, которые повлекли аннулирование ПТС N 24УК772160 от 31.08.2012 и уплату утилизационного сбора в сумме 187 500 рублей, отсутствуют.
Учитывая изложенное, нельзя признать состоятельными доводы заявителя, изложенные в апелляционной жалобе, так как они по существу направлены на переоценку фактических обстоятельств и представленных доказательств, правильно установленных и оцененных судом первой инстанции, опровергаются представленными в материалы дела доказательствами и не отвечают требованиям действующего законодательства, не опровергают выводов суда и не свидетельствуют о наличии оснований для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы.
Таким образом, решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, суд апелляционной инстанции не находит оснований для его отмены и удовлетворения апелляционной жалобы.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьей 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации расходы предпринимателя по оплате государственной пошлины в сумме 100 рублей за рассмотрение апелляционной жалобы подлежат отнесению на предпринимателя.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Третий арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Красноярского края от "17" апреля 2013 года по делу N А33-15738/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Настоящее постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через арбитражный суд, принявший решение.
Председательствующий
Г.А.КОЛЕСНИКОВА
Судьи
Л.А.ДУНАЕВА
Е.В.СЕВАСТЬЯНОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "TMJ.SU | Таможенное дело. Таможенное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)