Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА ОТ 07.05.2013 ПО ДЕЛУ N А52-3187/2012

Разделы:
Таможенная пошлина (экспортная, импортная); Таможенное дело

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 7 мая 2013 г. по делу N А52-3187/2012


Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Мунтян Л.Б., судей Бухарцева С.Н., Любченко И.С., при участии от Псковской таможни Минаевой Ю.С. (доверенность от 29.12.2012 N 11-37/36667), рассмотрев 30.04.2013 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Псковской таможни на решение Арбитражного суда Псковской области от 24.10.2012 (судья Манясева Г.И.) и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.01.2013 (судьи Осокина Н.Н., Мурахина Н.В., Смирнов В.И.) по делу N А52-3187/2012,

установил:

Общество с ограниченной ответственностью "Пудербах", место нахождения: Псковская область, город Псков, улица Народная, дом 49-Б; основной государственный регистрационный номер 1066027047547 (далее - Общество, ООО "Пудербах"), обратилось в Арбитражный суд Псковской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), о признании недействительным требования Псковской таможни, место нахождения: Псковская область, город Псков, улица Рабочая, дом 9; основной государственный регистрационный номер 1026000979058 (далее - Таможня), от 09.07.2012 N 204 об уплате таможенных платежей.
Решением суда первой инстанции от 24.10.2012, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 21.01.2013, заявленные требования удовлетворены в полном объеме.
В кассационной жалобе Таможня, ссылаясь на нарушение судами первой и апелляционной инстанций норм материального права, просит отменить решение от 24.10.2012 и постановление от 21.01.2013 и принять новый судебный акт - об отказе в удовлетворении заявленного требования. Податель жалобы не согласен с выводами судов двух инстанций о том, что Общество правомерно применило действующую ставку таможенного сбора 1000 руб., уплатив указанную сумму таможенного сбора за оформление декларации. Таможня считает, что Постановление Правительства Российской Федерации N 88 не ухудшило положение Общества в части взыскания таможенных сборов, в связи с чем при исключении вывозимого товара из перечня облагаемых вывозными таможенными пошлинами товаров уплате подлежали таможенный сбор в размере 2000 руб.
В отзыве на кассационную жалобу ООО "Пудербах" просит оставить обжалуемые судебные акты без изменения.
В судебном заседании представитель Таможни поддержал доводы, приведенные в кассационной жалобе.
Общество о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещено надлежащим образом, однако его представители в судебное заседание не явились, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке, и суд кассационной инстанции не находит оснований для их отмены.
Как следует из материалов дела, на основании статьи 131 Таможенного кодекса Таможенного союза (далее - ТК ТС) Таможня провела камеральную проверку ООО "Пудербах" по вопросу правильности исчисления и уплаты таможенных сборов за таможенные операции за период с 01.01.2012 по 27.02.2012, по результатам которой составила акт камеральной проверки от 25.06.2012 N 10209000/400/250612/А0028.
В ходе проверки таможенный орган установил, что в указанный период Общество вывозило из Российской Федерации за пределы государств - участников соглашений Таможенного союза товар - "доска обрезная лиственница" (код 4407 10 980 0 ТН ВЭД ТС).
Согласно графе 47 деклараций, оформленных в спорный период, декларантом исчислены в соответствии с действующим в тот период порядком от стоимости вывозимого товара и уплачены таможенные сборы за таможенные операции в размере 1000 руб. (по каждой декларации).
Таможня не согласилась с произведенными Обществом исчислениями таможенных сборов по спорным таможенным операциям. По мнению таможенного органа, ООО "Пудербах" должно доплатить таможенные сборы в размере 1000 руб. по каждой декларации, оформленной в проверяемый период.
В связи с этим заявителю были направлены требования об уплате доначисленных таможенных платежей, в том числе требование от 09.07.2012 N 204, которым Обществу предложено уплатить таможенные сборы по декларации N 10209090/110112/0000055 в сумме 1000 руб. и пени в размере 48 руб. за период с 12.01.2012 по 09.07.2012.
Не согласившись с указанным требованием, Общество обратилось с заявлением в арбитражный суд.
Суды первой и апелляционной инстанций удовлетворили заявленное требование, посчитав необоснованным доначисление Обществу таможенных платежей по декларации N 10209090/110112/0000055.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела и доводы жалобы, проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов. Выводы судов соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам, а также основаны на правильном применении норм материального права.
В соответствии с пунктом 2 статьи 1 ТК ТС таможенное регулирование в Таможенном союзе осуществляется в соответствии с таможенным законодательством Таможенного союза, а в части, не урегулированной таким законодательством, до установления соответствующих правоотношений на уровне таможенного законодательства Таможенного союза, - в соответствии с законодательством государств - членов Таможенного союза.
Согласно пункту 3 статьи 3 ТК ТС при таможенном регулировании применяются меры таможенно-тарифного регулирования, запреты и ограничения, законодательные акты государств - членов Таможенного союза в сфере налогообложения, действующие на день регистрации таможенной декларации или иных таможенных документов, если иное не установлено названным Кодексом и (или) в соответствии с международными договорами государств - членов Таможенного союза.
Для целей исчисления таможенных пошлин, налогов применяются ставки, действующие на день регистрации таможенной декларации таможенным органом, если иное не предусмотрено названным Кодексом и (или) международными договорами государств - членов Таможенного союза (пункт 1 статьи 77 ТК ТС).
Ставки таможенных сборов за таможенные операции установлены постановлением Правительства Российской Федерации от 28.12.2004 N 863 "О ставках таможенных сборов за таможенные операции" (в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 31.08.2011 N 724, вступившего в силу 01.10.2011; далее - Постановление N 863).
В соответствии с положениями Постановления N 863 при вывозе из Российской Федерации товаров, не облагаемых вывозной таможенной пошлиной, без применения временного периодического таможенного декларирования расчет суммы таможенных сборов за таможенные операции осуществляется исходя из ставок таможенных сборов, предусмотренных пунктом 1.1 Постановления N 863.
При вывозе из Российской Федерации товаров, облагаемых вывозной таможенной пошлиной, без применения временного периодического таможенного декларирования расчет суммы таможенных сборов за таможенные операции осуществляется исходя из ставок таможенных сборов, предусмотренных пунктом 1 Постановления.
В соответствии с пунктом 1 Постановления N 863 таможенный сбор за таможенные операции в отношении товаров, таможенная стоимость которых составляет 200 000 руб. 1 коп. и более, но не превышает 450 000 руб. включительно, составляет 1000 руб.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.12.2006 N 795 "Об утверждении ставок вывозных таможенных пошлин на товары, вывозимые с территории Российской Федерации за пределы государств - участников соглашений о Таможенном союзе, и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации" (в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 16.03.2011 N 169; далее - Постановление N 795), утверждена ставка вывозной таможенной пошлины на товарную группу по коду ТН ВЭД ТС 4407 10 980 0 в размере 0% от таможенной стоимости.
Таким образом, Общество рассчитало и уплатило таможенный сбор за оформление декларации N 10209090/110112/0000055, поданной 11.01.2012, в соответствии с пунктом 1 Постановления N 863.
Постановлением N 88 были утверждены новые ставки вывозных таможенных пошлин на товары, вывозимые из Российской Федерации за пределы государств-участников соглашения о Таможенном союзе.
Отдельные категории товаров были исключены из перечня облагаемых вывозными таможенными пошлинами товаров и постановление N 795 признано утратившим силу. Пунктом 3 Постановления N 88 предусмотрено, что оно распространяется на правоотношения, возникшие с 01.01.2012.
Согласно Постановлению N 88 лесоматериалы (товарная группа 4407 ТН ВЭД) вывозной таможенной пошлиной не облагаются. Поэтому, по мнению Таможни, в силу пункта 1.1 Постановления N 863 ставка таможенного сбора на товары группы 4407, не облагаемые вывозными таможенными пошлинами, составляет 2000 руб.
Между тем таможенный сбор - обязательный платеж, взимаемый таможенными органами за совершение ими действий, связанных с выпуском товаров, таможенным сопровождением товаров, хранением товаров, порядок исчисления и уплаты которого определены главой 14 Закона N 311-ФЗ.
Таможенные сборы за таможенные операции уплачиваются при декларировании товаров (пункт 1 части 1 статьи 128 Закона N 311-ФЗ).
Согласно статье 126 Закона N 311-ФЗ для целей исчисления сумм таможенных сборов за таможенные операции применяются ставки, действующие на день регистрации таможенной декларации таможенным органом.
Согласно статье 130 Закона N 311-ФЗ ставки таможенных сборов за таможенные операции устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Ставки таможенных сборов были определены Постановлением N 863.
Общество, применив действующие ставки таможенных сборов, уплатило таможенный сбор за оформление декларации, поданной 11.01.2012, в размере 1000 руб. При этом в спорном периоде на товар группы 4407 подлежала применению ставка вывозной таможенной пошлины 0% от таможенной стоимости.
В данном случае исключение товара данной группы Постановлением N 88 из числа товаров, облагаемых таможенной пошлиной, повлекло увеличение ставки таможенного сбора (до 2000 руб.).
Вместе с тем изменения, внесенные Постановлением N 88 в перечень товаров, облагаемых вывозной таможенной пошлиной, не могут изменить порядок расчета суммы таможенных сборов за таможенные операции, совершенные до вступления указанного постановления в силу.
Постановление N 88 опубликовано в "Российской газете" 13.02.2012 и вступило в силу по истечении 7 дней со дня официального опубликования, то есть 21.02.2012.
Суды, оценив пункт 3 Постановления N 88 о его распространении на правоотношения, возникшие с 01.01.2012, пришли к правильному выводу, что данное Постановление ухудшает положение плательщика сбора.
Согласно части 2 статьи 13 АПК РФ арбитражный суд, установив при рассмотрении дела несоответствие нормативного правового акта иному имеющему большую юридическую силу нормативному правовому акту, в том числе издание его с превышением полномочий, принимает судебный акт в соответствии с нормативным правовым актом, имеющим большую юридическую силу.
В соответствии с пунктом 1 статьи 6 Закона N 311-ФЗ акты законодательства Российской Федерации о таможенном деле, а также указы Президента Российской Федерации, постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации, нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, принятые в соответствии с данным Федеральным законом (далее - иные правовые акты Российской Федерации в области таможенного дела), применяются к отношениям, возникшим после дня вступления их в силу, и не имеют обратной силы, за исключением случаев, прямо установленных частью 2 этой статьи.
Пунктом 2 статьи 6 Закона N 311-ФЗ установлено, что положения актов законодательства Российской Федерации о таможенном деле, а также иных правовых актов Российской Федерации в области таможенного дела, улучшающие положение лиц, имеют обратную силу, если прямо предусматривают это. В иных случаях акты законодательства Российской Федерации о таможенном деле, а также иные правовые акты Российской Федерации в области таможенного дела могут иметь обратную силу, если это прямо предусмотрено таможенным законодательством Таможенного союза или федеральными законами.
Суды обоснованно заключили, что такие нормы законодательства Таможенного союза или положения, установленные федеральными законами, отсутствовали на момент вынесения постановления N 88, отсутствуют и на момент рассмотрения дела.
При таких обстоятельствах следует признать, что Общество исполнило обязанность по уплате таможенного сбора в соответствии с порядком, действовавшим на момент подачи декларации, и дополнительная обязанность по уплате таможенного сбора, исчисленного таможенным органом в связи с принятием Постановления N 88, у него не возникла.
Суды первой и апелляционной инстанций правомерно признали оспариваемое требование Таможни недействительным и удовлетворили требования заявителя.
Суд кассационной инстанции считает, что суды первой и апелляционной инстанций правильно установили обстоятельства дела, всесторонне, полно и объективно исследовали все представленные сторонами документы и дали им надлежащую правовую оценку, обжалуемые судебные акты соответствуют нормам материального и процессуального права и основания для их отмены отсутствуют.
Руководствуясь статьей 286 и пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа

постановил:

решение Арбитражного суда Псковской области от 24.10.2012 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.01.2013 по делу N А52-3187/2012 оставить без изменения, а кассационную жалобу Псковской таможни - без удовлетворения.

Председательствующий
Л.Б.МУНТЯН

Судьи
С.Н.БУХАРЦЕВ
И.С.ЛЮБЧЕНКО















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "TMJ.SU | Таможенное дело. Таможенное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)