Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ШЕСТНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 16.04.2013 ПО ДЕЛУ N А63-15541/2012

Разделы:
Таможенная пошлина (экспортная, импортная); Таможенное дело

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ШЕСТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

Именем Российской Федерации

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 16 апреля 2013 г. по делу N А63-15541/2012


Резолютивная часть постановления объявлена 15 апреля 2013 г.
Полный текст постановления изготовлен 16 апреля 2013 г.
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
Председательствующего Афанасьевой Л.В.,
Судей: Белова Д.А., Цигельникова И.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Гузоевым А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Минераловодской таможни на решение Арбитражного суда Ставропольского края от 25 декабря 2012 г. по делу N А63-15541/2012,
по заявлению закрытого акционерного общества "Южная горно-химическая компания" г. Москва, ОГРН 1027700492050,
к Минераловодской таможне, г. Минеральные Воды, ОГРН 1022601456459
о признании недействительным требования N 192 от 19.07.2012 в части начисления платежей и пени, (судья Филатов В.Е.),
при участии в судебном заседании:
- от Минераловодской таможни Симоненко О.В. по доверенности от 09.01.2013N 07-37/21;
- от закрытого акционерного общества "Южная горно-химическая компания" Осадчий О.А. по доверенности от 01.10.2012.

установил:

Закрытое акционерное общество "Южная горно-химическая компания" (далее -заявитель, общество, декларант) обратилось с заявлением в Арбитражный суд Ставропольского края к Минераловодской таможне (далее - заинтересованное лицо, таможенный орган, управление) о признании незаконным требования Минераловодской таможни об уплате таможенных платежей от 19.07.2012 г. N 192. в части начисления таможенных платежей в сумме 2 194 500 руб. и 99 387,34 руб. пени, а также взыскать с Минераловодской таможни в пользу общества, необоснованно списанную с расчетного счета денежную сумму в размере 2 194 500 руб. платежей и 99 387,34 руб. пени и 2000 рублей расходов на оплату государственной пошлины.
Определением от 09 октября 2012 года заявление принято к производству, предварительное судебное заседание назначено на 07 ноября 2012 года.
Указанное определение опубликовано на сайте суда (том N 1 л.д. 3) и получено сторонами по почте (том N 1 л.д. 132-133).
Судебное заседание от 07.10.2012 года состоялось в присутствии лиц, участвующих в деле.
Суд первой инстанции принял надлежащие меры по извещению лиц участвующих в деле.
Решением суда от 25 декабря 2012 года признано незаконным, проверенное на соответствие Таможенному кодексу Таможенного союза, Федеральному закону от 27 ноября 2010 года N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации" требование Минераловодской таможни, ОГРН 1022601456459, об уплате таможенных платежей от 19.07.2012 г. N 192, в части начисления таможенных сборов в размере 2 194 500 руб. и пени 99 387,34 руб. Суд обязал Минераловодскую таможню, ОГРН 1022601456459, обязана устранить допущенные нарушения прав и законных интересов закрытого акционерного общества "Южная горно-химическая компания" г. Москва, ОГРН 1027700492050.
С Минераловодской таможни, ОГРН 1022601456459 в пользу закрытого акционерного общества "Южная горно-химическая компания" г. Москва, ОГРН 1027700492050, взысканы судебные расходы по уплате государственной пошлины в сумме 2000 руб.
Решение мотивированно необоснованностью оспариваемого ненормативного акта таможенного органа.
Не согласившись с принятым решением, Минераловодская таможня обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить и принять по делу новый судебный акт, ссылаясь на незаконность и необоснованность обжалуемого решения. Указывает, что суд неправильно применил нормы права, спорные правоотношения между участниками дела возникли в период действия законодательства, предусматривающего уплату платежей, следовательно, требование об уплате платежей и пени, подлежит исполнению.
В судебном заседании представитель таможни поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе.
Закрытое акционерное общество "Южная горно-химическая компания" представило отзыв на апелляционную жалобу, в котором оно просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, как законное и обоснованное.
В судебном заседании представитель общества поддержал доводы, изложенные в отзыве на апелляционную жалобу.
Изучив материалы дела, оценив доводы жалобы, отзыва на апелляционную жалобу, выслушав представителей сторон, и проверив законность обжалуемого судебного акта в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд пришел к выводу, что решение Арбитражного суда Ставропольского края от 25 декабря 2012 г. по делу N А63-15541/2012, следует оставить без изменения.
Из материалов дела усматривается, на основании акта проверки правильности применения ставки сборов за таможенное оформление товаров от 13.06.2012 и акта о выявлении недостоверного определения размера задолженности по уплате таможенных платежей от 18.07.2012 таможенным органом в адрес общества было направлено требование от 19.07.2012 г. N 192 об уплате таможенных платежей в сумме 3 189 000,00 руб. и 137 959,07 руб. пеней.
В акте таможенного контроля, таможня ссылается на обнаружение факта неуплаты таможенных платежей по ранее оформленным и вывезенным обществом в режиме экспорта товаров, возникших в связи с принятием Правительством Российской Федерации постановления от 06.02.2012 N 88 "Об утверждении ставок вывозных таможенных пошлин на товары, вывозимые из Российской Федерации за пределы государств-участников соглашения о Таможенном союзе, и о признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации".
Основанием для начисления и включение в требование об уплате таможенных платежей в сумме 3 189 000,00 руб. таможенных сборов и 137 959,07 руб. пеней явилось то, что заявителем на посту Минераловодской таможни в период с 01.01.2012 по 20.02.2012 был оформлен в таможенном отношении и выпущен в соответствии с таможенной процедурой "экспорт" товар - минеральные удобрения моноаммоний фосфат, код ТН ВЭД 3105400000 по 51 таможенной декларации.
На момент регистрации указанных выше деклараций на товары, ставка вывозной таможенной пошлины на минеральные удобрения моноаммоний фосфат, код ТН ВЭД 3105400000 была установлена в размере 0% (постановление Правительства Российской Федерации от 23.12.2006 N 795 "Об утверждении ставок вывозных таможенных пошлин на товары, вывозимые с территории РФ за пределы государств-участников соглашений о Таможенном союзе, и признании утратившими силу некоторых актов Правительства РФ").
Руководствуясь постановлением Правительства Российской Федерации N 88, распространяемого на правоотношения возникшие с 01.01.2012, таможня зафиксировала факт неполной уплаты таможенных платежей ЗАО "Южная горно-химическая компания" по 51 таможенным декларациям (согласно приложению) в размере 3 326 959,07 руб., в том числе 3 189 000,00 руб. таможенных сборов и 137 959,07 руб. пени.
Платежными поручениями от 27.08.2012 г. N 359 и 360 общество оплатило указанные в требовании суммы.
Вместе с тем заявитель, посчитав требование незаконным, обратился в суд с заявлением.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с пунктом 2 статьи 1 Таможенного кодекса Таможенного союза (далее - Кодекс) таможенное регулирование в таможенном союзе осуществляется в соответствии с таможенным законодательством таможенного союза, а в части, не урегулированной таким законодательством, до установления соответствующих правоотношений на уровне таможенного законодательства таможенного союза, - в соответствии с законодательством государств - членов таможенного союза.
Согласно пункту 3 статьи 3 Кодекса при таможенном регулировании применяются меры таможенно-тарифного регулирования, запреты и ограничения, законодательные акты государств - членов таможенного союза в сфере налогообложения, действующие на день регистрации таможенной декларации или иных таможенных документов, если иное не установлено настоящим Кодексом и (или) в соответствии с международными договорами государств - членов таможенного союза.
Пунктом 1 статьи 77 Кодекса для целей исчисления таможенных пошлин, налогов применяются ставки, действующие на день регистрации таможенной декларации таможенным органом, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом и (или) международными договорами государств - членов таможенного союза.
Для целей исчисления налогов применяются ставки, установленные законодательством государства - члена таможенного союза, на территории которого товары помещаются под таможенную процедуру либо на территории которого выявлен факт незаконного перемещения товаров через таможенную границу, если иное не установлено настоящим пунктом.
Постановлением N 863 предусмотрено, что при вывозе из Российской Федерации товаров, не облагаемых вывозными таможенными пошлинами, таможенные сборы за таможенные операции независимо от таможенной процедуры, под которую помещаются вывозимые товары, уплачиваются по ставкам, утвержденным настоящим Постановлением, при условии, что в одной таможенной декларации декларируются только товары, не облагаемые вывозными таможенными пошлинами.
В случае если при вывозе из Российской Федерации в одной таможенной декларации, кроме товаров, не облагаемых вывозными таможенными пошлинами, декларируются товары, облагаемые вывозными таможенными пошлинами, таможенные сборы за таможенные операции независимо от таможенной процедуры, под которую помещаются вывозимые товары, уплачиваются: по ставкам, утвержденным настоящим постановлением, - в отношении товаров, не облагаемых вывозными таможенными пошлинами; по ставкам, установленным пунктом 1 настоящего постановления, - в отношении товаров, облагаемых вывозными таможенными пошлинами.
Общество уплатило таможенные сборы с учетом категорий товаров и ставок, установленных постановлением N 863 по 51 декларации.
На день регистрации указанных выше деклараций на товары, ставка вывозной таможенной пошлины на минеральные удобрения моноаммоний фосфат, код ТН ВЭД 3105400000 была установлена в размере 0%.
При этом на момент вступления в силу постановления N 863 под товарами, облагаемыми вывозными таможенными пошлинами, понимались товары, в отношении которых была установлена ставка вывозной таможенной пошлины, в том числе равная нулю, в соответствии с постановлениями Правительства РФ от 16.11.2006 N 695, от 23.12.2006 N 795. Таким образом, на момент регистрации спорных таможенных деклараций декларируемый товар соответствовал категории товаров, облагаемых вывозными таможенными пошлинами. Следовательно, расчет суммы таможенных сборов за таможенные операции был осуществлен исходя из ставок таможенных сборов, предусмотренных пунктом 1 постановления N 863.
Вступившим в законную силу 21.02.2012 постановлением N 88 товар -минеральные удобрения моноаммоний фосфат, код ТН ВЭД 3105400000 стал соответствовать категории товаров, не облагаемых вывозной таможенной пошлиной. В связи с этим таможенным органом и была проведена проверка правильности применения ставок сборов за таможенное оформление товаров, по результатам которой обществу выставлено требование об уплате таможенных платежей и пени.
Пунктом 3 постановления N 88 установлено, что оно распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2012 г. В письме Федеральной Таможенной Службы России (далее - ФТС России) от 18.04.2012 N 01-11/19148 "О таможенных сборах за таможенные операции" (далее - письмо N 01-11/19148) выражена позиция ФТС России о том, что в случае, если размер таможенных сборов за таможенные операции, уплаченных в отношении указанных товаров, превышает размер таможенных сборов, подлежащих уплате с учетом положений постановлений N 863 и N 88, излишне уплаченная сумма таких сборов подлежит возврату плательщику таможенных пошлин, налогов в соответствии со статьей 129 Федерального закона РФ от 27.11.2010 N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в РФ".
Если же размер таможенных сборов за таможенные операции, уплаченных в отношении таких товаров, меньше размера подлежащих уплате таможенных сборов, взыскание сумм таможенных сборов осуществляется в порядке, установленном Законом N 311 -ФЗ для взыскания таможенных пошлин налогов. Таким образом, в соответствии с пунктом 3 постановления N 88 задекларированный по спорным товарным декларациям товар перешел из одной категории, облагаемой вывозными таможенными пошлинами, в другую - не облагаемую вывозными таможенными пошлинами, с 01.01.2012.
Таможенные сборы на момент регистрации спорных таможенных деклараций были рассчитаны и уплачены в соответствии с пунктом 1 постановления N 863, что противоречит требованиям постановления N 863, так как за оформление товара в таможенном отношении, не облагаемого вывозными таможенными пошлинами необходимо взимать таможенные сборы в соответствии с пунктом 1.1 постановления N 863.
Частью 3 статьи 130 Федерального закона РФ от 27.11.2010 N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в РФ" (далее - Закона N 311-ФЗ) предусмотрено, что при вывозе из Российской Федерации товаров, не облагаемых вывозными таможенными пошлинами, ставки таможенных сборов за таможенные операции не могут зависеть от стоимости таких товаров.
Пунктом 1 постановления N 863 установлены размеры таможенных сборов, которые зависят от стоимости товаров.
Согласно части 1 статьи 129 Закона N 311-ФЗ взыскание и возврат таможенных сборов осуществляются в соответствии с порядком, предусмотренным Федеральным законом для взыскания и возврата таможенных пошлин, налогов.
Взыскание таможенных платежей регулируется главой 18 Закона N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в РФ".
В соответствии с пунктом 1 статьи 6 Закона N 311 -ФЗ "О таможенном регулировании в РФ" акты законодательства Российской Федерации о таможенном деле, а также указы Президента Российской Федерации, постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации, нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, принятые в соответствии с настоящим Федеральным законом (далее - иные правовые акты Российской Федерации в области таможенного дела), применяются к отношениям, возникшим после дня вступления их в силу, и не имеют обратной силы, за исключением случаев, прямо установленных частью 2 указанной статьи.
Пунктом 2 статьи 6 Закона N 311-ФЗ установлено, что положения актов законодательства Российской Федерации о таможенном деле, а также иных правовых актов Российской Федерации в области таможенного дела, улучшающие положение лиц, имеют обратную силу, если прямо предусматривают это. В иных случаях акты законодательства Российской Федерации о таможенном деле, а также иные правовые акты Российской Федерации в области таможенного дела могут иметь обратную силу, если это прямо предусмотрено таможенным законодательством Таможенного союза или федеральными законами.
Вместе с тем такие нормы законодательства Таможенного союза или положения, установленные федеральными законами, как на момент вынесения постановления N 88, так и на настоящий момент отсутствуют.
В соответствии с пунктом 1 статьи 126 Закона N 311-ФЗ для целей исчисления сумм таможенных сборов за таможенные операции применяются ставки, действующие на момент регистрации таможенной декларации таможенными органами.
Согласно пункту 1 статьи 127 Закона N 311-ФЗ таможенные сборы за таможенные операции должны быть уплачены одновременно с подачей таможенной декларации.
При таких обстоятельствах применение повышенной ставки сбора за таможенное оформление применительно к спорному правоотношению, нарушает положения, установленные пунктом 1 статьи 77 Кодекса.
Таким образом, в отношении спорного правоотношения изменения, внесенные постановлением N 88, применению не подлежат, следовательно, требование об уплате пени за несвоевременную уплату таможенных платежей не соответствует действующему законодательству о таможенном деле.
Согласно пункту 1 статьи 151 Федерального закона "О таможенном регулировании в Российской Федерации" пенями признаются установленные указанной статьей денежные суммы, которые плательщик таможенных пошлин, налогов, обязан выплатить в случае неуплаты или неполной уплаты таможенных пошлин, налогов, в сроки, установленные таможенным законодательством Таможенного союза и (или) законодательством Российской Федерации о таможенном деле, т.е. пени взимаются за нарушение сроков уплаты таможенных платежей.
Заявитель оплатил таможенные сборы в сроки, порядке и размере, установленных выше указанными Кодексом, Федеральным законом "О таможенном регулировании в Российской Федерации", постановлением Правительства Российской Федерации от 23.12.2006 N 795 "Об утверждении ставок вывозных таможенных пошлин на товары, вывозимые с территории РФ за пределы государств-участников соглашений о Таможенном союзе, и признании утратившими силу некоторых актов Правительства РФ" и иными, действовавшими на момент подачи таможенных деклараций на товары нормативными правовыми актами. Таможенный орган совершил действия, связанные с выпуском товаров. При этом на момент подачи в январе - феврале 2012 года таможенных деклараций на указанные выше товары общество не могло предвидеть последующего изменения категорий вывозимых в режиме экспорта товаров и, вследствие этого, увеличения таможенных ставок в результате принятия в марте 2012 года Правительством Российской Федерации постановления.
Суд первой инстанции, исходя из системной взаимосвязи норм Федерального закона РФ от 27.11.2010 N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в РФ", Постановлений Правительства N 863 и 88 произвел правильное толкование норм права и пришел к правильному выводу о том, что нормы Постановлений Правительства N 863 и 88, позволяющие применять повышенные ставки таможенных сборов к ранее сложившимся правоотношениям и влекущие возможность увеличения размера платежей, ранее уплаченных в соответствии с действовавшим на тот момент законодательством, ухудшают положение плательщика таможенных сборов и оснований для придания им обратной силы не имеется.
Довод апелляционной жалобы о том, что нормы Постановления Правительства РФ N 88 нельзя отнести к нормам, ухудшающим положение плательщика таможенных сборов, так как, применяя новый порядок и ставку, возможно как доначисление ранее уплаченных сборов, так и возврат излишне уплаченных платежей, отклоняется. В рассматриваемом случае общество относится к тем категориям плательщиков, положение которых ухудшилось, что подтверждается требованием таможни об уплате дополнительно начисленных платежей.
Кроме того, довод таможни основан на неправильном толковании норм права, Пунктом 2 статьи 6 Закон N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в РФ" предусматриваются разные условия придания обратной силы нормам, улучшающим или ухудшающим положение плательщика. Такого условия как изменение одних ставок в сторону увеличения, а других в сторону уменьшения в них не содержится.
Доводы апелляционной жалобы не подтвердились.
Суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что оспариваемое требование таможни в части уплаты обществом доначисленных таможенных платежей в сумме 2 194 500 руб. и пени в сумме 99 387,34 руб. незаконно нарушает права общества и является недействительным.
Доводы апелляционной жалобы не нашли подтверждения.
На основании изложенного, исходя из фактических обстоятельств дела, с учетом оценки представленных доказательств, арбитражный апелляционный суд приходит к выводу, что судом первой инстанции установлены все фактические обстоятельства по делу, правильно применены нормы материального и процессуального права, вынесено законное и обоснованное решение, и поэтому у арбитражного апелляционного суда отсутствуют основания для отмены или изменения решения Арбитражного суда Ставропольского края от 25 декабря 2012 г. по делу N А63-15541/2012.
Нормы процессуального права при разрешении спора применены судом правильно, нарушений процессуальных норм, влекущих безусловную отмену судебных актов (часть 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), из материалов дела не усматривается.
Руководствуясь статьями 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,

постановил:

решение Арбитражного суда Ставропольского края от 25 декабря 2012 г. по делу N А63-15541/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа в двухмесячный срок через суд первой инстанции.

Председательствующий
Л.В.АФАНАСЬЕВА

Судьи
Д.А.БЕЛОВ
И.А.ЦИГЕЛЬНИКОВ















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "TMJ.SU | Таможенное дело. Таможенное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)