Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДЕВЯТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 17.12.2013 N 09АП-40311/2013 ПО ДЕЛУ N А40-85232/2013

Разделы:
Таможенные платежи; Таможенное дело

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ДЕВЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 17 декабря 2013 г. N 09АП-40311/2013

Дело N А40-85232/2013

Резолютивная часть постановления объявлена 10 декабря 2013 года
Постановление изготовлено в полном объеме 17 декабря 2013 года
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Мухина С.М.,
судей: Попова В.И., Поташовой Ж.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Егуновым О.С., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Шереметьевской таможни
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 24.10.2013 по делу N А40-85232/2013, принятое судьей Дранко Л.А. (79-447)
по заявлению Общества с ограниченной ответственностью "Нобель Биокер Раша"
к Шереметьевской таможни
о признании незаконным решения,
при участии:
- от заявителя: Хоцянова Е.И. по доверенности от 25.03.2013;
- от ответчика: Суркова Е.В. по доверенности N 04-09/42361 от 28.12.2012;

- установил:

Заявитель ООО "Нобель Биокеар Раша" (далее - заявитель, Общество) обратился в Арбитражный суд города Москвы с заявлением об оспаривании решения Шереметьевской таможни (далее - ответчик, таможня) от 21.06.2013 N 19-21/21891 "О возврате денежных средств", обязании ответчика исправить допущенное нарушение путем возврата Обществу излишне уплаченного НДС в размере 4 339 765 руб. 80 коп.
Решением от 24.10.2013 Арбитражный суд г. Москвы удовлетворил заявленные требования, мотивировав принятый судебный акт тем, что оспариваемое решение ответчика не соответствует требованиям действующего законодательства и нарушает права Общества.
Не согласившись с принятым решением, ответчик обратился в Девятый арбитражный апелляционной суд с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
В судебном заседании представитель ответчика поддержал доводы апелляционной жалобы, просил отменить решение суда первой инстанции, поскольку считает его незаконным и не обоснованным по основаниям, изложенным в апелляционной жалобе, и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Представитель заявителя поддержал решение суда первой инстанции, с доводами апелляционной жалобы не согласился, считает жалобу необоснованной, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, а в удовлетворении апелляционной жалобы - отказать.
Изучив все представленные в деле доказательства, выслушав представителей сторон, рассмотрев доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены решения и удовлетворения апелляционной жалобы, исходя из следующего.
В соответствии со ст. 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Как следует из материалов дела, 17.06.2013 Общество подало в Шереметьевскую таможню заявление с приложением перечня документов о возврате (зачете) излишне уплаченных или излишне взысканных сумм таможенных пошлин, налогов и иных денежных средств за период с 17 января 2012 года по 17 апреля 2013 года в размере 4 339 765 руб. 80 коп.
Письмом N 19-21/21891 от 21 июня 2013 года, ответчик вернул Обществу заявление без рассмотрения.
При изучении представленных в материалах дела доказательств, судебная коллегия приходит к выводу о том, что факт уплаты указанного НДС подтверждается Письмом Шереметьевской таможни N 19-23/16391 от 14 мая 2013 г. "О предоставлении отчета о расходовании", а также платежными поручениями: N 1027 от 10.04.2012 г.; N 1540 от 12.05.2012 г., N 1539 от 12.05.2012 г., N 2189 от 26.06.2012 г., N 2437 от 13.07.2012 г., N 2436 от 13.07.2012 г., N 2526 от 24.07.2012 г., N 2527 от 24.07.2012 г., N 4158 от 07.12.2012 г., N 4159 от 07.12.2012 г., N 680 от 15.03.2013 г., N 681 от 15.03.2013 г.
В обоснование возврата Заявления без рассмотрения в оспариваемом Решении Шереметьевской таможни указано, что из предоставленных Заявителем копий деклараций на товары следует, что при декларировании части указанных в них товаров отсутствуют соответствующие документы по соблюдению условий на льготу (регистрационные удостоверения), а также в графе 36 "Преференции" не заявлены сведения о применении льгот по уплате НДС. Учитывая тот факт, что суммы НДС самостоятельно исчислены Заявителем без применения льгот, установить факт их излишней уплаты на основании представленных документов не представляется возможным.
Вместе с тем, Таможенным кодексом Таможенного союза (приложение к Договору о Таможенном кодексе Таможенного союза, принятому Решением Межгосударственного Совета ЕврАзЭС на уровне глав государств от 27.11.2009 N 17) и Законом о таможенном регулировании не установлено, что уплаченные суммы таможенных пошлин, налогов признаются излишне уплаченными и подлежат возврату (зачету) только в том случае, если соответствующие льготы были заявлены при таможенном оформлении товара.
По смыслу ст. 89 ТК ТС излишне уплаченными или излишне взысканными суммами таможенных пошлин, налогов являются уплаченные или взысканные в качестве таможенных пошлин, налогов суммы денежных средств (денег), размер которых превышает суммы, подлежащие уплате в соответствии с ТК ТС и (или) законодательством государств - членов таможенного союза, и идентифицированные в качестве конкретных видов и сумм таможенных пошлин, налогов в отношении конкретных товаров.
Таким образом, первым критерием для признания сумм таможенных пошлин, налогов излишне уплаченными является то, что они не подлежали уплате в соответствии с ТК ТС и (или) законодательством государств - членов таможенного союза. Вторым критерием - то, что уплаченные суммы должны быть идентифицированы в качестве конкретных видов и сумм таможенных пошлин, налогов в отношении конкретных товаров. Оба критерия Заявителем были соблюдены.
В соответствии со статьями 149 и 150 Налогового кодекса Российской Федерации не подлежит налогообложению (освобождается от налогообложения) ввоз на таможенную территорию Российской Федерации важнейшей и жизненно необходимой медицинской техники, Перечень которой утвержден Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 января 2002 года N 19 "Об утверждении перечня важнейшей и жизненно необходимой медицинской техники, реализация которой на территории Российской Федерации не подлежит обложению налогом на добавленную стоимость".
В соответствии с Примечанием 1 к Постановлению N 19 к перечисленной в указанном Перечне медицинской технике относится медицинская техника отечественного и зарубежного производства, имеющая регистрационное удостоверение, выданное в установленном Минздравом России порядке.
Таким образом, товары, относящиеся к медицинской технике, ввозимые на территорию Российской Федерации, подлежат освобождению от уплаты НДС при одновременном соблюдении следующих условии: (1) данные товары на момент их ввоза предусмотрены перечнем, утвержденным Постановлением N 19; и (2) при наличии регистрационного удостоверения, выданного в отношении указанной техники на территории Российской Федерации.
В соответствии с Постановлением N 19 не подлежит обложению НДС, в том числе, медицинская техника, подпадающая под коды по классификации ОК 005-93 (ОКП) "94 4400" (Приборы и аппараты для лечения, наркозные. Устройства для замещения функций органов и систем организма) и "94 3300" (Инструменты режущие и ударные с острой (режущей) кромкой).
При этом в соответствии с Письмом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 25 марта 2002 г. N 2510/2698-02-23 "О принадлежности отдельных видов медицинской техники к перечню важнейшей и жизненно необходимой медицинской техники", принадлежность медицинской техники к данному перечню определяется кодом Общероссийского классификатора продукции ОК 005-93. На первой ступени классификации данного классификатора располагаются классы продукции (XX 0000), на второй - подклассы (XX X000), на третьей - группы (XX XX00), на четвертой - подгруппы (XX XXX0) и на пятой - виды продукции (XX XXXX). Таким образом, перечисленные в перечне группы медицинской техники, а также входящие в них подгруппы и виды продукций должны освобождаться от налога на добавленную стоимость.
Как указывает Заявитель и усматривается из материалов дела, заявитель ввозит на таможенную территорию Российской Федерации, среди прочего, следующие изделия медицинской техники: имплантаты, инструменты и приспособления для двухэтапного восстановления дефектов зубного ряда, имеющие регистрационное удостоверение серии ФС N 2004/1725, выданное Федеральной службой по надзору в сфере здравоохранения и социального развития, которое действительно с 28 декабря 2004 года до 28 декабря 2014 года. Код ОК 005-93 (ОКП): 94 4400, Код ТН ВЭД России: 90 21 29 000, что подтверждается декларацией соответствия N РОСС SE.ИМ40.Д00168, принятой 23 апреля 2013 года и действительной до 28 декабря 2014 года; инструменты режущие стоматологические для установки имплантатов, имеющие регистрационное удостоверение N ФСЗ-2010/07929 от 11 октября 2010 года, срок действия не ограничен, выданное Федеральной службой по надзору в сфере здравоохранения и социального развития. Код ОК 005-93 (ОКП): 94 3370, Код ТН ВЭД России: 90 18 49 900 0, что подтверждается декларацией соответствия, регистрационный номер РОСС SE.ИМ40.Д00167, принятой 23 апреля 2013 года и действительной до 23 апреля 2014 года; системы дентальных имплантатов NobelSpeedy, имеющие регистрационное удостоверение на медицинское изделие N РЗН 2013/259 от 21 марта 2013 г., выданное Федеральной службой по надзору в сфере здравоохранения (РОСЗДРАВНАДЗОР). Код ОК 005-93 (ОКП): 94 4480, Код ТН ВЭД России: 90 21 29 000 0, что подтверждается декларацией соответствия, регистрационный номер РОСС 8Е.ИМ40.Д00159, принятой 03 апреля 2013 года и действительной до 03 апреля 2014 года; Системы дентальных имплантатов NobelReplace Conical Connection, имеющих регистрационное удостоверение на медицинское изделие N РЗН 2013/261 от 21 марта 2013 г., выданное Федеральной службой по надзору в сфере здравоохранения (РОСЗДРАВНАДЗОР). Код ОК 005-93 (ОКП): 94 4480, Код ТН ВЭД России: 90 21 29 000 0, что подтверждается декларацией соответствия, регистрационный номер декларации РОСС SE.ИМ40.Д00161, принятой 03 апреля 2013 года и действительной до 03 апреля 2014 года.
Таким образом, Товары, ввезенные Заявителем на таможенную территорию Российской Федерации, относятся к важнейшей и жизненно необходимой медицинской технике, Перечень которой утвержден Постановлением N 19; в отношении указанной техники Заявителем получены регистрационные удостоверения и декларации соответствия, в связи с чем указанные товары не подлежат обложению НДС. Следовательно, суммы излишне уплаченных таможенных пошлин, налогов подлежат возврату.
Тот факт, что налоговые льготы не были заявлены Заявителем при таможенном оформлении товара, правового значения не имеет, так как действующее законодательство не связывает право на получение льготы только с теми сведениями, которые указаны в грузовой таможенной декларации и не ограничивает реализацию этого права стадией таможенного оформления.
Излишне уплаченные суммы были идентифицированы Заявителем в качестве конкретных видов и сумм таможенных пошлин, налогов в отношении конкретных видов товаров.
В Расчете излишне уплаченных таможенных налогов за период с 17 января 2012 г. по 17 апреля 2013 г.) содержался подробный расчет таможенного НДС, излишне уплаченного Заявителем при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации.
В данном расчете Заявителем была приведена таблица, в которой содержалась следующая информация: о номере декларации на товары; наименовании товаров, ввоз на таможенную территорию которых не облагается НДС; размере таможенного НДС уплаченного в отношении того или иного товара, ввезенного на основании той или иной декларации на товары; общая сумма НДС, излишне уплаченного на основании той или иной декларации. Заявителем к Заявлению были приложены декларации на товары (с прилагаемыми к ним счетами (инвойсами)), на основании которых были излишне уплачены те или иные суммы таможенного НДС. Декларации на товары и счета (инвойсы) приведены в Приложении 29 к настоящему заявлению.
Таким образом, предоставленная Заявителем информация являлась достаточной для того, чтобы Шереметьевская таможня смогла соотнести размер излишне уплаченного таможенного НДС с конкретными видами товаров, за который он был уплачен, и сделать вывод о том, что таможенный НДС, уплаченный Заявителем, необходимо квалифицировать как сумму излишне уплаченных таможенных пошлин, налогов, подлежащих возврату Заявителю.
Таможенным органом в оспариваемом решении указано, что в целях возможности установления Шереметьевской таможней факта излишней уплаты НДС и осуществления его возврата Заявителю необходимо предоставить в Шереметьевскую таможню обращение о внесении изменений и (или) дополнительных сведений, заявленных в таможенной декларации, после выпуска товаров, составленное в произвольной форме с обоснованием необходимости таких изменений и (или) дополнений, указанием регистрационного номера таможенной декларации и перечня прилагаемых документов. К обращению должны прилагаться корректировка декларации на товары, заполненная в установленной форме, ее электронная копия и документы, указанные в перечне.
В соответствии со ст. 90 ТК ТС возврат излишне уплаченных или излишне взысканных сумм ввозных таможенных пошлин осуществляется в порядке, установленном законодательством государства - члена таможенного союза, в котором произведена уплата и (или) взыскание таких таможенных пошлин с учетом особенностей, установленных международным договором государств -членов таможенного союза.
Порядок возврата излишне уплаченных сумм таможенных пошлин, налогов при ввозе Товаров на таможенную территорию Российской Федерации установлен ст. 147 Закона о таможенном регулировании.
В соответствии с п. 1 ст. 147 Закона о таможенном регулировании излишне уплаченные или излишне взысканные суммы таможенных пошлин, налогов подлежат возврату по решению таможенного органа по заявлению плательщика. Указанное заявление и прилагаемые к нему документы подаются в таможенный орган, в котором произведено декларирование товаров не позднее трех лет со дня их уплаты либо взыскания.
Согласно п. 2 ст. 147 Закона о таможенном регулировании к заявлению о возврате излишне уплаченных или излишне взысканных сумм таможенных пошли, налогов должны прилагаться следующие документы: платежный документ, подтверждающий уплату или взыскание таможенных пошлин, налогов, подлежащих возврату; документы, подтверждающие начисление таможенных пошлин, налогов, подлежащих возврату; документы, подтверждающие факт излишней уплаты или излишнего взыскания таможенных пошлин, налогов; документы, указанные в ч. 4 - 7 ст. 122 Закона о таможенном регулировании, в зависимости от статуса заявителя и с учетом статуса возвращаемых денежных средств; документы, подтверждающий согласие лица, уплатившего таможенные пошлины, налоги, на их возврат лицу, на которое возложена обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов, при подаче заявления о возврате таможенных пошлин, налогов лицом, на которого возложена обязанность по их уплате; иные документы, которые могут быть представлены лицом, для подтверждения обоснованности возврата.
В Письме N 19-21/21891 от 21 июня 2013 года Шереметьевская таможня указала на то, что к заявлению о возврате должны прилагаться корректировка декларации на товары, заполненная в установленной форме, и ее электронная копия.
Между тем, в ТК ТС, в Законе о таможенном регулировании и иных нормативных правовых актах отсутствуют указания, предусматривающие обязанность лица, подавшего заявление о возврате излишне уплаченных таможенных платежей, осуществлять самостоятельную корректировку сведений в декларации на товары. Кроме того, такая корректировка действующим законодательством не определена в качестве документа, обязательного и необходимого для возврата излишне уплаченных сумм таможенных платежей. В связи с этим отсутствие корректировочной декларации не может быть положено в обоснование оставления заявления о возврате излишне уплаченных таможенных пошлин, налогов без рассмотрения.
Иное означало бы, что для возврата излишне уплаченных сумм таможенных пошлин, налогов Заявителю вместо одной административной процедуры, предусмотренной действующим законодательством (а именно процедуры возврата таможенных пошлин), для возврата излишне уплаченного таможенного НДС требовалось бы пройти две процедуры: корректировку таможенной декларации, которая действующим законодательством не предусмотрена, и возврат излишне уплаченного таможенного НДС. Таким образом, Решение Шереметьевской таможни налагает на Заявителя дополнительные обязанности, не предусмотренные действующим законодательством, что является самостоятельным основанием для его признания недействительным.
В соответствии с ч. 4 ст. 147 Закона о таможенном регулировании заявление может быть возвращено заявителю без рассмотрения только при отсутствии в заявлении о возврате требуемых сведений и не предоставлении необходимых документов.
Как уже отмечалось выше, 21 июня 2013 года Заявитель представил в Шереметьевскую таможню Заявление и приложил к нему документы, предусмотренные ст. 147 Закона о таможенном регулировании (перечень документов, приложенных к Заявлению, содержится в Заявлении).
Представленная Заявителем вместе с Заявлением совокупность документов позволяла Шереметьевской таможне рассмотреть указанное Заявление по существу и принять соответствующее решение, основания для возврата заявления без рассмотрения, предусмотренные п. 4 ст. 147 Закона о таможенном регулировании, у Шереметьевской таможни отсутствовали.
С учетом изложенного, ни одно из указанных Шереметьевской таможней в оспариваемом Решении обстоятельств не является основанием для возврата Заявления без рассмотрения. В Решении Шереметьевской таможни не содержится ссылок на иные обстоятельства, обосновывающие возврата Заявления без рассмотрения.
Основания для отказа в возврате сумм излишне уплаченного таможенного НДС, предусмотренные п. 12 ст. 147 Закона о таможенном регулировании, отсутствуют.
Таким образом, возврат Шереметьевской таможней Заявления без рассмотрения является незаконным и нарушает права и законные интересы Заявителя в сфере предпринимательской деятельности, так как возлагает на Заявителя дополнительные обязанности по предоставлению документов, не предусмотренных действующим законодательством Российской Федерации, и препятствует реализации права Заявителя на своевременный возврат излишне уплаченного НДС.
Исходя из вышесказанного, суд первой инстанции полно и всесторонне исследовал обстоятельства дела, что установлено при рассмотрении спора и в апелляционном суде, поскольку в обоснование жалобы ее податель указывает доводы, которые были предметом рассмотрения в суде первой инстанции и получили надлежащую оценку в судебном решении.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, в том числе, связанные с толкованием норм материального права, признаются коллегией несостоятельными, не опровергают выводы суда первой инстанции и не свидетельствуют о наличии оснований для отмены принятого по делу судебного акта.
Таким образом, апелляционный суд считает решение суда по настоящему делу законным и обоснованным, поскольку оно принято по представленному и рассмотренному заявлению, с учетом фактических обстоятельств, материалов дела и действующего законодательства.
Нарушений, предусмотренных ч. 4 ст. 270 АПК РФ, являющихся безусловным основанием для отмены судебного акта, судебной коллегией не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,

постановил:

решение Арбитражного суда г. Москвы от 24.10.2013 по делу N А40-85232/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Федеральный арбитражный суд Московского округа

Председательствующий судья
С.М.МУХИН

Судьи
В.И.ПОПОВ
Ж.В.ПОТАШОВА















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "TMJ.SU | Таможенное дело. Таможенное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)