Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ВОСЬМОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 13.05.2015 N 08АП-2642/2015 ПО ДЕЛУ N А46-14929/2013

Разделы:
Таможенная пошлина (экспортная, импортная); Таможенное дело

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ВОСЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 13 мая 2015 г. N 08АП-2642/2015

Дело N А46-14929/2013

Резолютивная часть постановления объявлена 05 мая 2015 года
Постановление изготовлено в полном объеме 13 мая 2015 года
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Тетериной Н.В.,
судей Зориной О.В., Смольниковой М.В.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Ткачевой Н.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-2642/2015) Федеральной Таможенной службы Сибирского таможенного управления Омская Таможня на определение Арбитражного суда Омской области от 05 февраля 2015 года по делу N А46-14929/2013 (судья Н.А. Макарова), вынесенное по результатам рассмотрения требования Федеральной налоговой службы о включении требования кредитора в реестр требований кредиторов в размере 359 226,55 рублей, при участии в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Федеральной Таможенной службе Сибирского таможенного управления Омская Таможня, в рамках дела о признании общества с ограниченной ответственностью "АкЛет" (ИНН 5505031031, ОГРН 1035509000911) несостоятельным (банкротом),
при участии в судебном заседании:
- от Федеральной Таможенной службы Сибирского таможенного управления Омская Таможня - представитель Губаль Т.Кпо доверенности N 05-40/22 от 12.01.2015, сроком действия по 31.12.2015; представитель Лысенко Т.В. по доверенности N 05-40/05 от 12.01.2015, сроком действия по 31.12.2015;
- от Федеральной налоговой службы - представитель Калаева Ю.В. по доверенности N 01-12/11910 от 16.09.2014, сроком действия по 01.08.2015;

- установил:

решением Арбитражного суда Омской области от 08.07.2014 по делу N А46-14929/2013 общество с ограниченной ответственностью "АкЛет" (далее - ООО "АкЛет", должник) признано несостоятельным (банкротом), в отношении него открыто конкурсное производство сроком на шесть месяцев, исполнение обязанностей конкурсного управляющего должника возложено на временного управляющего Переверзева Е.В.
Опубликование сообщения о введении в отношении ООО "АкЛет", процедуры конкурсного производства в соответствии со статьей 28 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон о банкротстве) состоялось в официальном печатном издании - газете "Коммерсантъ" N 125 от 19.07.2014.
Определением Арбитражного суда Омской области от 21.08.2014 конкурсным управляющим должником утвержден Переверзев Е.В.
11.08.2014 Федеральная налоговая служба (далее - ФНС России, заявитель) в порядке статьи 100 Закон о банкротстве обратилась в Арбитражный суд Омской области с требованием, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) о включении в реестр требований кредиторов ООО "АкЛет" его задолженности в размере 362 116 руб. 37 коп.
Определением Арбитражного суда Омской области от 18.12.2014 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена Федеральная Таможенная служба Сибирского таможенного управления Омская Таможня.
Определением Арбитражного суда Омской области от 05 февраля 2015 года по делу N А46-14929/2013 в удовлетворении требования ФНС России о включении в реестр требований кредиторов ООО "АкЛет" задолженности в сумме 362 116 руб. 37 коп. отказано.
Возражая против вынесенного судом первой инстанции определения от 05.02.2015, Федеральная Таможенная служба Сибирского таможенного управления Омская Таможня просит определение суда первой инстанции отменить и вынести новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
Податель жалобы указывает, что положения статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) применяются к правоотношениям по взысканию налогов, сборов, пеней, штрафов за счет имущества налогоплательщика - физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем; стороной по данному делу является ООО "АкЛет", что исключает возможность применения статьи 48 НК РФ к рассматриваемым правоотношениям. По мнению подателя жалобы, при рассмотрении данного спора подлежат применению положения Таможенного кодекса Таможенного союза и Федерального закона от 27.11.2010 N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации". Ссылаясь на положения статьи 211 Таможенного кодекса Таможенного союза, податель жалобы считает, что пятилетний срок в отношении товаров, выпущенных условно до вступления в силу Таможенного кодекса Таможенного союза должен исчисляться со дня вступления в силу Таможенного кодекса Таможенного союза - с 01.07.2010 и истекать 01.07.2015. Кроме того, Федеральная Таможенная служба Сибирского таможенного управления Омская Таможня, ссылаясь на статью 152 Федерального закона от 27.11.2010 N 311-ФЗ, указывает, что требование об уплате ООО "АкЛет" таможенных платежей выставлено в сроки, установленные таможенным законодательством Таможенного союза. Помимо изложенного, податель жалобы считает, что в соответствии со статьей 150 Федерального закона от 27.11.2010 N 311-ФЗ срок для принудительного взыскания не истек.
В заседании суда апелляционной инстанции представители Федеральной Таможенной службы Сибирского таможенного управления Омская Таможня поддержали доводы, изложенные в апелляционной жалобе. Считают определение суда первой инстанции незаконным и необоснованным, вынесенным с нарушением норм материального права. Просили его отменить, апелляционную жалобу - удовлетворить.
Представитель ФНС России считает определение суда первой инстанции незаконным и необоснованным, вынесенным с нарушением норм материального права. Просил определение суда первой инстанции отменить, апелляционную жалобу - удовлетворить.
Конкурсный управляющий ООО "АкЛет" Переверзев Е.В., Крысов А.Л., надлежащим образом извещенные в соответствии со статьей 123 АПК РФ о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы, в заседание суда апелляционной инстанции не явились. На основании статей 156, 266 АПК РФ суд счел возможным рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие не явившихся участников процесса.
Рассмотрев материалы дела, апелляционную жалобу, заслушав представителей, явившихся в судебное заседание, проверив законность и обоснованность обжалуемого судебного акта в порядке статей 266, 268 АПК РФ, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о наличии оснований для отмены обжалуемого определения.
В соответствии с частью 1 статьи 223 АПК РФ дела о несостоятельности (банкротстве) рассматриваются арбитражным судом по правилам, предусмотренным названным Кодексом, с особенностями, установленными федеральными законами, регулирующими вопросы несостоятельности (банкротства).
В соответствии с положениями абзаца 3 пункта 1 статьи 4 Закона о банкротстве состав и размер денежных обязательств и обязательных платежей, возникших до принятия арбитражным судом заявления о признании должника банкротом и заявленных после принятия арбитражным судом решения о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства, определяются на дату открытия конкурсного производства.
Пунктом 1 статьи 142 Закона о банкротстве предусмотрено, что установление размера требований кредиторов в ходе конкурсного производства осуществляется в порядке, предусмотренном статьей 100 указанного Закона.
Согласно статье 100 Закона о банкротстве кредиторы вправе предъявить свои требования к должнику в любой момент в ходе внешнего управления. Возражения относительно требований кредиторов могут быть предъявлены в арбитражный суд внешним управляющим, представителем учредителей (участников) должника или представителем собственника имущества должника - унитарного предприятия, а также кредиторами, требования которых включены в реестр требований кредиторов.
При наличии возражений относительно требований кредиторов арбитражный суд проверяет обоснованность соответствующих требований кредиторов и доказательства уведомления других кредиторов о предъявлении таких требований.
По результатам рассмотрения выносится определение арбитражного суда о включении или об отказе во включении указанных требований в реестр требований кредиторов. В определении арбитражного суда о включении требований в реестр требований кредиторов указываются размер и очередность удовлетворения таких требований.
Согласно разъяснениям Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, данным в пункте 26 Постановления от 22.06.2012 N 35 "О некоторых процессуальных вопросах, связанных с рассмотрением дел о банкротстве" (далее - Постановление N 35), в силу пунктов 3 - 5 статьи 71 и пунктов 3 - 5 статьи 100 Закона о банкротстве проверка обоснованности и размера требований кредиторов осуществляется судом независимо от наличия разногласий относительно этих требований между должником и лицами, имеющими право заявлять соответствующие возражения, с одной стороны, и предъявившим требование кредитором - с другой стороны. При установлении требований кредиторов в деле о банкротстве судам следует исходить из того, что установленными могут быть признаны только требования, в отношении которых представлены достаточные доказательства наличия и размера задолженности.
В связи с изложенным при установлении требований в деле о банкротстве не подлежит применению часть 3.1 статьи 70 АПК РФ, согласно которой обстоятельства, на которые ссылается сторона в обоснование своих требований, считаются признанными другой стороной, если они ею прямо не оспорены или несогласие с такими обстоятельствами не вытекает из иных доказательств, обосновывающих представленные возражения относительно существа заявленных требований; также при установлении требований в деле о банкротстве признание должником или арбитражным управляющим обстоятельств, на которых кредитор основывает свои требования (часть 3 статьи 70 АПК РФ), само по себе не освобождает другую сторону от необходимости доказывания таких обстоятельств.
Таким образом, при рассмотрении обоснованности требования кредитора подлежат проверке доказательства возникновения задолженности в соответствии с материально-правовыми нормами, которые регулируют обязательства, не исполненные должником.
В соответствии с процессуальными правилами доказывания (статьи 65, 68 АПК РФ) заявитель обязан доказать допустимыми доказательствами правомерность своих требований.
Как следует из представленных заявителем документов, требование в сумме 362 116 руб. 37 коп. является задолженностью перед федеральным бюджетом по таможенным платежам, в том числе: 125 100 руб. 30 коп. налог, 237 016 руб. 07 коп. - пени.
Размер задолженности по обязательным платежам, предъявленной к установлению в реестр требований кредиторов должника, подтверждается: уведомлением о наличии задолженности от 04.07.2014, решением по результатам таможенной проверки от 03.04.2014, требованием об уплате таможенных платежей от 15.04.2014, актом выездной таможенной проверки от 03.04.2014.
Ссылаясь на разъяснения, изложенные в Постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 25 "О некоторых вопросах, связанных с квалификацией и установлением требований по обязательным платежам, а также санкциям за публичные правонарушения в деле о банкротстве", положения статей 46, 48, 70 НК РФ, а также статей 195, 199, 200 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), суд первой инстанции указал, что из текста требования от 15.04.2014 N 7 срок уплаты платежа истек 03.09.2011, с требованием о включении в реестр требований кредиторов должника ФНС России обратилось 11.09.2014, что подтверждается входящим штампом канцелярии Арбитражного суда Омской области.
На основании изложенного, суд первой инстанции пришел к выводу, что на момент обращения уполномоченного органа срок исковой давности по требованию истек.
Между тем податель жалобы не согласен с данным выводом, полагая, что при разрешении вопроса об истечении срока исковой давности следует принимать во внимание положения таможенного законодательства, а не Налогового кодекса Российской Федерации.
Согласно пункту 1 статьи 34 НК РФ таможенные органы пользуются правами и несут обязанности налоговых органов по взиманию налогов при перемещении товаров через таможенную границу Таможенного союза в соответствии с таможенным законодательством Таможенного союза и законодательством Российской Федерации о таможенном деле, настоящим Кодексом, иными федеральными законами о налогах, а также иными федеральными законами.
В соответствии со статьей 2 НК РФ к отношениям по установлению, введению и взиманию таможенных платежей, а также к отношениям, возникающим в процессе осуществления контроля за уплатой таможенных платежей, обжалования актов таможенных органов, действий (бездействия) их должностных лиц и привлечения к ответственности виновных лиц, законодательство о налогах и сборах не применяется, если иное не предусмотрено этим Кодексом.
Согласно пункту 10 статьи 47 НК РФ положения, предусмотренные настоящей статьей, применяются также при взыскании налогов таможенными органами с учетом положений, установленных таможенным законодательством Таможенного союза и законодательством Российской Федерации о таможенном деле.
В пункте 2 статьи 45 НК РФ указано, что взыскание налога с организации или индивидуального предпринимателя производится в порядке, предусмотренном статьями 46 и 47 настоящего Кодекса.
В соответствии с пунктом 3 статьи 46 НК РФ решение о взыскании принимается после истечения срока, установленного в требовании об уплате налога, но не позднее двух месяцев после истечения указанного срока. Решение о взыскании, принятое после истечения указанного срока, считается недействительным и исполнению не подлежит. В этом случае налоговый орган может обратиться в суд с заявлением о взыскании с налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя причитающейся к уплате суммы налога. Заявление может быть подано в суд в течение шести месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате налога. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.
По смыслу названных статей Налогового кодекса Российской Федерации, следует исходить из того, что правоотношения регулируемые статьями 46 и 47 данного кодекса также применяются при взыскании налогов таможенными органами с учетом особенностей, установленных таможенным законодательством Таможенного союза и законодательством Российской Федерации о таможенном деле.
С 01.07.2010 вступил в силу Таможенный кодекс Таможенного союза (далее - ТК ТС) (приложение к Договору о Таможенном кодексе Таможенного союза, принятому Решением Межгосударственного Совета ЕврАзЭС на уровне глав государств от 27.11.2009 N 17), участниками которого являются Россия, Белоруссия и Казахстан.
Кроме того, 27.11.2010 принят Федеральный закон N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации" (далее Закон N 311-ФЗ или Закона о таможенном регулировании).
В соответствии с пунктом 1 статьи 91 ТК ТС в случае неуплаты или неполной уплаты таможенных пошлин, налогов в установленные сроки таможенные органы взыскивают таможенные пошлины, налоги принудительно за счет денежных средств (денег) и (или) иного имущества плательщика, в том числе за счет излишне уплаченных таможенных пошлин, налогов и (или) сумм авансовых платежей, а также за счет обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов, если иное не установлено международным договором государств - членов Таможенного союза.
Законодательством государств - членов Таможенного союза могут быть установлены иные возможности взыскания таможенных пошлин, налогов.
В соответствии с частью 2 статьи 150 Закона о таможенном регулировании принудительное взыскание таможенных пошлин, налогов с юридических лиц и индивидуальных предпринимателей производится за счет денежных средств, находящихся на счетах плательщика в банках, за счет обеспечения уплаты таможенных платежей, за счет неизрасходованных остатков авансовых платежей, денежного залога, излишне уплаченных (взысканных) таможенных платежей и иного имущества плательщика, а также в судебном порядке.
До применения мер по принудительному взысканию таможенных пошлин, налогов таможенный орган выставляет плательщику таможенных пошлин, налогов требование об уплате таможенных платежей в соответствии со статьей 152 Закона о таможенном регулировании, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 и 3 статьи 154 и частью 2 статьи 157 Закона о таможенном регулировании, а также если плательщиком таможенных пошлин, налогов является таможенный орган (часть 3 статьи 150 Закона о таможенном регулировании).
Таким образом, независимо от избранной таможенным органом процедуры взыскания таможенных платежей (административной либо судебной), ей предшествует выставление требования об уплате таможенных платежей.
Таможенный кодекс Таможенного союза и Закон о таможенном регулировании не содержат нормы, устанавливающей срок на обращение в суд с требованием о принудительном взыскании таможенных платежей.
Вместе с тем согласно пункту 1 части 5 статьи 150 Закона о таможенном регулировании принудительное взыскание таможенных платежей не производится, если требование об уплате таможенных платежей не выставлено в течение трех лет со дня истечения срока их уплаты, либо со дня обнаружения факта неуплаты таможенных пошлин, налогов при проведении таможенного контроля после выпуска товаров, поименованных в подпункте 1 пункта 1 статьи 200 Таможенного кодекса Таможенного союза, либо со дня наступления события, влекущего обязанность лиц уплачивать таможенные пошлины, налоги в соответствии с таможенным законодательством Таможенного союза и (или) законодательством Российской Федерации о таможенном деле.
Учитывая, что названная норма вводит ограничение по сроку на выставление требования об уплате таможенных платежей, за пределами которого принудительное взыскание таможенных платежей не производится, указанный пресекательный срок включает не только срок на выставление требования, но и срок обращения в суд за принудительным взысканием.
Указанная правовая позиция изложена в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации о 28.01.2014 N 12730/13 по делу N А40-40902/12-119-393.
Таким образом, в настоящее время таможенным законодательством урегулирован порядок взыскания таможенных платежей таможенными органами, в том числе определения сроков на принудительное взыскание, в связи с чем при определении срока исковой давности по заявленному уполномоченным органом требованию следует применять нормы таможенного законодательства, как верно указано подателем жалобы.
Данный вывод подтверждается и судебной практикой, в частности постановлением ФАС Волго-Вятского округа от 23.07.2012 по делу N А79-9306/2011.
С учетом приведенных норм права и обстоятельств настоящего спора суд апелляционной инстанции полагает, что трехлетний срок, установленный для обращения за взысканием спорных платежей, уполномоченным органом не пропущен.
При этом суд апелляционной инстанции учитывает следующее.
Как следует из пояснений Федеральной Таможенной службы Сибирского таможенного управления Омская Таможня, во исполнение условий учредительного договора от 11.03.2001 иностранным участником - Акъюзлер Ич Дыш Тиджарет Аноним Ширкети из Турции в качестве вклада иностранного участника в уставный капитал ООО "АкЛет" ввезен товар: клише для печатающей машины с нанесенным изображением таможенной стоимостью 264 537 руб.
Таможенное оформление произведено на Омском таможенном посту с применением таможенной процедуры "выпуск для внутреннего потребления" по грузовой таможенной декларации N 15412/030901/0010566 под номером 2.
При таможенном оформлении, в соответствии со статьей 16 Федерального закона от 09.07.1999 N 160-ФЗ "Об иностранных инвестициях в Российской Федерации", статьей 37 Закона РФ от 21.05.1993 N 5003-1 "О таможенном тарифе", Постановлением Правительства РФ от 23.07.1996 N 883 "О льготах по уплате таможенной пошлины и налога на добавленную стоимость в отношении товаров, ввозимых иностранными инвесторами в качестве вклада в уставный (складочный) капитал предприятий с иностранными инвестициями", Инструкцией о порядке применения таможенными органами РФ налога на добавленную стоимость в отношении товаров, ввозимых на территорию РФ, утвержденной приказом Государственного таможенного комитета РФ от 07.02.2001 N 131, декларантом заявлены льготы по уплате таможенной пошлины и НДС, в связи с чем, ввезенные товары перешли в категорию условно выпущенных: выпуск товаров и транспортных средств, сопряженный с обязательствами лица о соблюдении установленных ограничений, требований или условий.
Согласно пункту 1 постановления Правительства Российской Федерации от 23.07.1996 N 883 "О льготах по уплате ввозной таможенной пошлины и налога на добавленную стоимость в отношении товаров, ввозимых иностранными инвесторами в качестве вклада в уставный (складочный) капитал предприятий с иностранными инвестициями" товары, ввозимые на таможенную территорию Российской Федерации в качестве вклада иностранного учредителя в уставный (складочный) капитал, освобождаются от обложения таможенными пошлинами при условии, что товары: не являются подакцизными; относятся к основным производственным фондам; ввозятся в сроки, установленные учредительными документами для формирования уставного (складочного) капитала.
В силу части 1 статьи 150 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей на момент оформления ГТД), не подлежит налогообложению (освобождается от налогообложения) налогом на добавленную стоимость ввоз на таможенную территорию Российской Федерации товар, ввозимый в качестве вклада в уставные (складочные) капиталы организаций.
По правилам подпункта 1 пункта 3 статьи 80 ТК ТС таможенные пошлины, налоги не уплачиваются при помещении товаров под таможенные процедуры, не предусматривающие такую уплату, при соблюдении условий соответствующей таможенной процедуры.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 200 ТК ТС условно выпущенными считаются товары, помещенные под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления, в отношении которых предоставлены льготы по уплате ввозных таможенных пошлин, налогов, сопряженные с ограничениями по пользованию и (или) распоряжению товарами.
Пунктом 2 статьи 200 ТК ТС установлено, что условно выпущенные товары, указанные в подпункте 1 пункта 1 настоящей статьи, могут использоваться только в целях, соответствующих условиям представления льгот.
Согласно пункту 3 статьи 200 ТК ТС условно выпущенные товары имеют статус иностранных товаров и находятся под таможенным контролем.
Товары, указанные в подпункте 1 пункта 1 настоящей статьи, считаются условно выпущенными до момента прекращения обязанности по уплате причитающихся сумм ввозных таможенных пошлин, налогов, если иное не предусмотрено законодательством государств - членов таможенного союза (пункт 4 статьи 200 ТК ТС).
Условно выпущенные товары приобретают статус товаров таможенного союза после прекращения обязанности по уплате причитающихся сумм ввозных таможенных пошлин, налогов, - в отношении товаров, указанных в подпункте 1 пункта 1 настоящей статьи (часть 4 статьи 200 ТК ТС).
Ввозные таможенные пошлины, налоги подлежат уплате в отношении товаров, помещенных под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления с использованием льгот по уплате таможенных пошлин, налогов, сопряженных с ограничениями по пользованию и (или) распоряжению этими товарами:
- в случае отказа от использования таких льгот - до внесения в таможенную декларацию, поданную для помещения товаров под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления, изменений в части отказа от использования льгот;
- в случае совершения действий с товарами в нарушение ограничений по пользованию и (или) распоряжению этими товарами, установленных в связи с использованием таких льгот, или в нарушение целей, соответствующих условиям представления льгот, - в первый день совершения указанных действий, а если этот день не установлен - в день регистрации таможенным органом таможенной декларации, поданной для помещения товаров под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления (пункт 3 статьи 211 ТК ТС).
Согласно пункту 1 статьи 151 Закона N 311-ФЗ пенями признаются установленные настоящей статьей денежные суммы, которые плательщик таможенных пошлин, налогов обязан выплатить в случае неуплаты или неполной уплаты таможенных пошлин, налогов в сроки, установленные таможенным законодательством Таможенного союза и (или) законодательством Российской Федерации о таможенном деле.
По правилам статьи 152 Закона N 311-ФЗ требование об уплате таможенных платежей представляет собой извещение таможенного органа в письменной форме о не уплаченной в установленный срок сумме таможенных платежей, а также об обязанности уплатить в установленный этим требованием срок неуплаченную сумму таможенных платежей, пеней и (или) процентов (пункт 1).
При нарушении требований и условий таможенных процедур, которое в соответствии с таможенным законодательством Таможенного союза и (или) законодательством Российской Федерации о таможенном деле влечет наступление срока уплаты таможенных пошлин, налогов, требование об уплате таможенных платежей должно быть направлено не позднее трех месяцев после дня обнаружения указанного нарушения. День обнаружения факта неуплаты или неполной уплаты таможенных платежей фиксируется актом таможенного органа об обнаружении факта неуплаты или неполной уплаты таможенных платежей в соответствии с частями 6 - 8 настоящей статьи (пункт 10).
При неисполнении требования об уплате таможенных платежей (уточненного требования об уплате таможенных платежей) в сроки, установленные настоящей статьей, таможенные органы принимают меры по принудительному взысканию таможенных пошлин, налогов в соответствии с настоящей главой (пункт 17).
Аналогичные положения имелись и в ранее действовавшем Таможенном кодексе Российской Федерации.
Как указывалось выше, при ввозе в 2001 году товара должник был освобожден от уплаты таможенных пошлин и налога на добавленную стоимость.
В ходе проведения таможенного контроля техническая документация, подтверждающая срок полезного использования клише, ООО "АкЛет" не представлена. Инвентарные карточки на клише, составленные при принятии товара к бухгалтерскому учету в 2001 году, отсутствуют. Первичными учетными документами и регистрами бухгалтерского учета, сведения о том, что клише в 2001 году было принято к бухгалтерскому учету на счет 01 "Основные средства", не подтверждены.
Таким образом, в ходе выездной таможенной проверки установлен факт нарушения пункта 1 Постановления Правительства РФ от 23.07.1996 N 883, поскольку оформленный по ГТД N 15412/030901/0010566 товар N 2 - клише в количестве 44 шт., в соответствии с Общероссийским классификатором основных фондов "ОК 031-94", утвержденным Постановлением Госстандарта РФ от 26.12.1994 N 359, не относится к основным производственным фондам.
По результатам таможенной проверки Омской таможней принято решение N 10610000/400/03 0414/Т003 9/1 03.04.2014 об отказе предоставления льгот по уплате таможенных платежей: пошлины и налога на добавленную стоимость, в виду обнаружения факта несоблюдения требований и условий предоставления льгот по уплате таможенных платежей в отношении товара: клише, ввезенного в качестве вклада в уставный капитал организации с иностранными инвестициями, оформленного по грузовой таможенной декларации N 15412/030901/0010566 товар N 2.
Федеральной Таможенной службой Сибирского таможенного управления Омская Таможня составлен акт таможенного органа об обнаружении факта неуплаты или неполной уплаты таможенных платежей, пени от 03.04.2014.
Следовательно, факт несоблюдения в отношении ввезенного товара условий, в соответствии с которыми должнику предоставлены льготы по уплате таможенных платежей подтвержден и ООО "АкЛет" не оспаривается.
При обнаружении данного факта в результате таможенной проверки таможенным органом в адрес ООО "АкЛет" направлено требование об уплате таможенных пошлин, налога на добавленную стоимость и пеней от 15.04.2014 N 7, которое должником не исполнено.
Исходя из изложенного, требование об уплате ООО "АкЛет" таможенных платежей выставлено в сроки, установленные таможенным законодательством Таможенного союза.
Учитывая положения пункта 1 части 5 статьи 150 Закона о таможенном регулировании, поскольку таможенным органом факт неуплаты таможенных платежей был установлен 03.04.2014, а 15.04.2015 выставлено требование об уплате таможенных платежей, следовательно, трехлетний срок для обращения в суд для взыскания суммы неуплаченных таможенных платежей не истек.
Таким образом, оснований для отказа в удовлетворении заявленных ФНС России требований по пропуску срока исковой давности не имеется.
При изложенных обстоятельствах требование уполномоченного органа в общей сумме таможенных платежей, подлежащих уплате, по состоянию на 15.04.2014 составила 125 100 руб. 30 коп., в том числе: таможенная пошлина - 24057 руб. 75 коп., налог на добавленную стоимость 101 042 руб. 55 коп.. а также пеня в сумме 237 016 руб. 07 коп.
При этом суд апелляционной инстанции также учитывает, что согласно подпункту 2 пункта 2 статьи 96 ТК ТС при ввозе на территорию Таможенного союза условно выпущенные товары находятся под таможенным контролем с момента пересечения границы до приобретения ими статуса товаров Таможенного союза. При этом условно выпущенные товары приобретают статус товаров Таможенного союза после прекращения обязанности по уплате причитающихся сумм ввозных таможенных пошлин, налогов (подпункт 1 пункта 5 статьи 200 ТК ТС).
В случае прекращения обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов условно выпущенные товары приобретают статус товаров Таможенного союза. В связи с этим они утрачивают статус товаров, находящихся под таможенным контролем, - декларант вправе свободно ими распоряжаться без каких-либо ограничений со стороны таможенных органов.
В статье 211 ТК ТС определены вопросы возникновения, прекращения обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов и срок их уплаты в отношении товаров, помещаемых (помещенных) под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления.
В отношении товаров, помещаемых под данную таможенную процедуру, обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов прекращается в общих случаях, установленных статьей 80 ТК ТС, которые включают уплату таможенных пошлин, налогов, а также помещение товаров под процедуру выпуска для внутреннего потребления с предоставлением льгот, не сопряженных с ограничениями по пользованию и распоряжению товарами. Срок уплаты таможенных пошлин, налогов за товары - до их выпуска.
Согласно подпункту 2 пункта 2 статьи 211 ТК ТС обязанность по уплате ввозных таможенных пошлин, налогов прекращается у декларанта в отношении товаров, помещенных под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления с использованием льгот по уплате таможенных пошлин, налогов, сопряженных с ограничениями по пользованию и (или) распоряжению этими товарами по истечении 5 (пяти) лет со дня выпуска товаров в соответствии с таможенной процедурой выпуска для внутреннего потребления.
При этом положения относительно возникновения и прекращения обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов, установленные статьей 211 ТК ТС, ранее не были регламентированы Таможенным кодексом Российской Федерации.
Согласно пункту 1 статьи 370 ТК ТС, товары, находящиеся на таможенной территории Таможенного союза и помещенные до вступления в силу означенного Кодекса, в том числе под таможенные режимы выпуска для внутреннего потребления, реимпорта и отказа в пользу государства в Российской Федерации, со дня вступления в силу Кодекса считаются помещенными соответственно под таможенные процедуры выпуска для внутреннего потребления, реимпорта и отказа в пользу государства. В отношении этих товаров применяются положения Кодекса и (или) иных актов таможенного законодательства Таможенного союза.
Таким образом, пятилетний срок осуществления таможенного контроля применительно к товарам, выпущенным условно в соответствии с режимом для внутреннего потребления до вступления в силу ТК ТС, в настоящем случае должен исчисляться, начиная с 01.07.2010.
Исходя из изложенного, пятилетний срок осуществления таможенного контроля не истек, так же как и нет оснований считать прекращенной обязанность по уплате таможенных пошлин и налогов в отношении спорного товара.
При таких обстоятельствах, размер задолженности подтверждается изложенными выше обстоятельствами.
Оснований для отказа в удовлетворении требования ФНС России о включении в реестр требований кредиторов ООО "АкЛет" задолженности в сумме 362 116 руб. 37 коп. не имеется.
Следовательно, определение Арбитражного суда Омской области от 05 февраля 2015 года по делу N А46-14929/2013 подлежит отмене с разрешением вопроса по существу.
Руководствуясь частью 1 статьи 270, статей 271, пунктом 1 части 4 статьи 272 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд

постановил:

Определение Арбитражного суда Омской области от 05 февраля 2015 года по делу N А46-14929/2013 отменить.
Разрешить вопрос по существу.
Признать обоснованным и включить в третью очередь реестра требований кредиторов общества с ограниченной ответственностью "АкЛет" требование Федеральной налоговой службы в размере 362 116 руб. 37 коп.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение месяца со дня изготовления постановления в полном объеме.

Председательствующий
Н.В.ТЕТЕРИНА

Судьи
О.В.ЗОРИНА
М.В.СМОЛЬНИКОВА




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "TMJ.SU | Таможенное дело. Таможенное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)