Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПЯТНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 25.03.2015 N 15АП-2303/2015 ПО ДЕЛУ N А32-28886/2014

Разделы:
Ввоз (импорт) товаров; Таможенное дело

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ПЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 25 марта 2015 г. N 15АП-2303/2015

Дело N А32-28886/2014

Резолютивная часть постановления объявлена 18 марта 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 25 марта 2015 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Соловьевой М.В.,
судей Смотровой Н.Н., Филимоновой С.С.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Лисовец А.А.,
при участии:
- от ИП Бескровной Елены Анатольевны: Фокин Н.Н., паспорт, по доверенности от 19.08.2014;
- от Краснодарской таможни: представитель не явился, извещен надлежащим образом;
- рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Краснодарской таможни
на решение Арбитражного суда Краснодарского края
от 09.12.2014 по делу N А32-28886/2014, принятое судьей Чесноковым А.А.,
по заявлению Индивидуального предпринимателя Бескровной Елены Анатольевны
к Краснодарской таможне
о признании незаконным и отмене постановления,

установил:

индивидуальный предприниматель Бескровная Елена Анатольевна (далее - заявитель, предприниматель, ИП Бескровная Е.А.) обратился в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Краснодарской таможни (далее - таможенный орган, таможня) от 30.07.2014 N 10309000-291/2014 о привлечении к административной ответственности по части 1 статьи 16.3 КоАП РФ.
Решением суда от 09.12.2014 оспариваемое постановление признано незаконным и отменено. Судебный акт мотивирован отсутствием в действиях предпринимателя состава вмененного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 16.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Не согласившись с принятым судебным актом, Краснодарская таможня обратилась в Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований предпринимателя.
Законность и обоснованность принятого судебного акта проверяется Пятнадцатым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Представитель предпринимателя не согласился с доводами апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в отзыве.
Краснодарская таможня представителя в судебное заседание не направила, о месте его и времени извещена надлежащим образом. В соответствии с частью 3 статьи 156 АПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает жалобу в отсутствие представителя Краснодарской таможни.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, на Прикубанский таможенный пост Краснодарской таможни в адрес ИП Бескровной Е.А. по документам: ТД N 10317100/060414/0004131, ТД N 10317100/060414/0004133 от 06.04.2014, ТД N 10317100/060414/0004134 от 06.04.2014, ТТН N 050 от 05.04.2014, ТТН N 051 от 05.04.2014, ТТН N 052 от 05.04.2014, инвойсу от 28.02.2014 N 2014ЕНК-1773, контракту от 15.11.2012 N 3/2 из Китая поступила партия товаров, в том числе "Готовые надувные изделия из листового полимерного материала (ПВХ), (позиция N 12 "Набор для отдыха: подушка размер 46смХ28см - 1 шт., повязка для глаз размер 18смХ8см - 1 шт., беруши размер 1,3смХ2,5 см - 2 шт. (с ремкомлектом) артикул N 67445N - 900 шт.) фирмы-изготовителя: "BESTWAY INFLATABLES & MATERIAL CORP".
07.04.2014 предприниматель через таможенного представителя ООО "Таможенный Консалтинг" согласно договору об оказании услуг от 07.08.2012 N 092/2012, заявила данную партию товаров к таможенному оформлению по декларации на товары N 103 09200/070414/0004225.
09.04.2014 в автоматическом режиме был получен срочный профиль риска N 20/10309/09042014/11283, включающий меру по минимизации риска N (606) - "принятие структурным подразделением таможни решения при проверке таможенной декларации по направлению торговых ограничений и экспортного контроля". В ходе документального контроля были запрошены разрешительные документы на товары, заявленные к таможенному оформлению по ДТ N 1039200/070414/0004225, в том числе и на товар N 1
- "беруши размер 1,3смХ2,5 см - 1800 шт., входящие в наборы для отдыха".
В результате данного запроса ИП Бескровная Е.А предоставила письмо органа по сертификации ООО "Юг Ресурс" от 04.04.2014 N 1939А о том, что продукция "Комплект дорожный для сна: надувная подушка, повязка для глаз и беруши" фирмы-изготовителя: "BESTWAY INFLATABLES & MATERIAL CORP" в соответствии с "Номенклатурой продукции, в отношении которой законодательными актами РФ предусмотрена обязательная сертификация" в настоящей номенклатуре не относится к объектам обязательной сертификации в системе ГОСТ Р и Технических регламентов таможенного союза, ее сертификация не предусмотрена. Данная продукция не относится к объектам, соответствие которых установленным требованиям осуществляется путем принятия изготовителем (продавцом) декларации соответствия.
По мнению таможенного органа (отдела товарной номенклатуры, происхождения товаров и торговых ограничений Краснодарской таможни - отдел ТНПТ и ТО) ИП Бескровная Е.А. для целей декларирования товаров по ДТ N 10309200/070414/0004225 не представила в таможенный орган декларацию о соответствии на часть товара N 1 "Готовые надувные изделия из листового полимерного материала (ПВХ) - беруши размер 1,3 см х 2.5 см - всего 1800 шт., входящие в "Набор для отдыха": подушки размер 46 см х 28 см - 1 шт., повязка для глаз размер 18 см х 8 см - 1 шт., беруши размер 1.3 см х 2,5 см; - 2 шт. (с ремкомплектом) артикул N 67445N - 900 шт.).
В служебной записке от 10.04.2014 N 25.4-05/0537 отдел ТНПТ и ТО указал, что заявленная продукция "противошумные вкладыши (беруши)" (из товарной позиции ТН ВЭД ТС 39,40) включена в Перечень (раздел "Средства индивидуальной защиты органов слуха"), утвержденный Решением коллегии Евразийской экономической комиссии от 13.06.2012 N 79 "Об утверждении Перечня продукции с указанием кодов ТН ВЭД ТС, в отношении которой при таможенном декларировании требуется представление декларации о соответствии, согласно требованиям технического регламента Таможенного союза "О безопасности средств индивидуальной защиты (ТР ТС N 019/2011".
В соответствии с Постановлением Правительства от 01.12.2009 г. N 982 и Решением Комиссии от 18.06.2010 N 319 на данную категорию товаров, а именно часть товара N 1 ДТ N 10309200/070414/0004225 - беруши размер 1,3 см х 2,5 см - всего 1800 шт., входящие в "Наборы для отдыха", необходимо предоставление декларации о соответствии товаров.
Таким образом, по мнению таможенного органа, ИП Бескровной Е.А. совершено административное правонарушение, предусмотренное ч. 1 ст. 16.3. КоАП России, а именно несоблюдение установленных международными договорами государств - членов Таможенного союза, решениями Комиссии Таможенного союза и нормативными правовыми актами Российской Федерации, изданными в соответствии с международными договорами государств - членов Таможенного союза, запретов и ограничений, за исключением мер нетарифного регулирования, на ввоз на таможенную территорию Таможенного Союза или в Российскую Федерацию и (или) вывоз товаров с таможенной территории Таможенного союза или из Российской Федерации).
11.04.2014 г. в отношении ИП Бескровной Е.А. возбуждено дело об административном правонарушении N 10309000-291/2014 по ч. 1 ст. 16.3 КоАП России.
По результатам административного расследования 25.07.2014 года должностным лицом таможни в присутствии предпринимателя составлен протокол об административном правонарушении.
По итогам рассмотрения материалов дела об административном правонарушении 30.07.2014 года должностное лицо таможенного органа, в присутствии предпринимателя надлежащим образом уведомленного, вынесло постановление по делу об административном правонарушении N 10309000-291/2014, которым предприниматель привлечен к административной ответственности по ч. 1 ст. 16.3 КоАП РФ в виде штрафа в размере 100 000 руб.
Предприниматель, не согласившись с указанным постановлением, обратилась в арбитражный суд с настоящим заявлением.
В силу части 1 статьи 1.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.
Часть 1 статьи 16.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена ответственность за несоблюдение установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности и не носящих экономического характера запретов и (или) ограничений на ввоз товаров на таможенную территорию Российской Федерации и (или) вывоз товаров с таможенной территории Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных частью 3 статьи 16.2 названного Кодекса.
Объективной стороной правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 16.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, является несоблюдение установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности и не носящих экономического характера запретов и (или) ограничений на ввоз товаров на таможенную территорию Российской Федерации и (или) вывоз товаров с таможенной территории Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных частью 3 статьи 16.2 названного Кодекса.
В соответствии со статьей 179 Таможенного кодекса Таможенного союза товары подлежат таможенному декларированию при помещении под таможенную процедуру либо в иных случаях, установленных в соответствии с Таможенным кодексом Таможенного Союза. Таможенное декларирование товаров производится декларантом либо таможенным представителем, действующим от имени и по поручению декларанта.
Как установлено частью 2 статьи 181 Таможенного кодекса Таможенного союза, в декларации на товары указываются следующие основные сведения, в том числе в кодированном виде: сведения о товарах: наименование; описание; классификационный код товаров по Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности; наименование страны происхождения; наименование страны отправления (назначения); описание упаковок (количество, вид, маркировка и порядковые номера); количество в килограммах (вес брутто и вес нетто) и в других единицах измерения; таможенная стоимость; статистическая стоимость.
Согласно статье 188 Таможенного кодекса Таможенного союза при таможенном декларировании товаров и совершении иных таможенных операций, необходимых для помещения товаров под таможенную процедуру декларант обязан произвести таможенное декларирование товаров, представить в таможенный орган документы, на основании которых заполнена таможенная декларация, если иное не установлено таможенным законодательством таможенного союза.
В силу пункта 5 статьи 65, статьи 189 Таможенного кодекса Таможенного союза декларант несет ответственность за заявление недостоверных сведений, указанных в таможенной декларации, и неисполнение обязанностей, предусмотренных статьей 188 Таможенного кодекса Таможенного союза, в соответствии с законодательством государств - участников Таможенного Союза.
В соответствии с пунктом 7 статьи 190 Таможенного кодекса Таможенного союза с момента регистрации таможенная декларация становится документом, свидетельствующим о фактах, имеющих юридическое значение.
Таможенный орган посчитал, что - беруши размер 1,3 см х 2,5 см - всего 1800 шт., входящие в "Наборы для отдыха" - являются продукцией подлежащей обязательной сертификации согласно Единому перечню продукции, подлежащей обязательной сертификации, утвержденному Постановлением Правительства от 01.12.2009 г. N 982 (в позиции 2568 Средства промышленной защиты).
В этой связи Краснодарская таможня посчитала необоснованной позицию, изложенную в письмах органов по сертификации: Всероссийского научно-исследовательского института сертификации от 22.04.2014 N 101-тк/458; ООО "Сертификация-ПТС" от 01.04.2014 N 433; ООО "Юг Ресурс" от 04.04.2014 N 1939А согласно которым товар "беруши размер 1,3смХ2,5 см - всего 1800 шт., входящие в Наборы для отдыха" не относится к объектам, подлежащим обязательному подтверждению соответствия и представление сертификата соответствия или декларации о соответствии не требуется.
Подлежит отклонению довод апелляционной жалобы о том, что беруши размер 1,3 см х 2,5 см - всего 1800 шт., входящие в "Наборы для отдыха" - являются продукцией подлежащей обязательной сертификации согласно Единому перечню продукции, подлежащей обязательной сертификации, утвержденному Постановлением Правительства от 01.12.2009 г. N 982 (в позиции 2568 Средства промышленной защиты) по следующим основаниям.
Суд первой инстанции обоснованно указал, что заявленные к таможенному оформлению товары по ДТ N 10309200/070414/0004225, а именно позиция "беруши" в товаре "Готовые надувные изделия из листового полимерного материала (ПВХ), позиция N 12 "Набор для отдыха: подушки размер 46см х 28 см - 1 шт., повязка для глаз размер 18 см х 8 см - 1 шт., беруши размер 1.3 см х 2,5 см - 2 шт. (с ремкомплектом) артикул N 67445N - 900 шт.) фирмы-изготовителя: "BESTWAY INFLATABLES & MATERIAL CORP", не являются средством индивидуальной защиты (СИЗ) и не подпадают в сферу действия Технического регламента Таможенного союза ТР ТС 019/2011 "О безопасности средств индивидуальной защиты" утвержденного Решением Комиссии Таможенного союза от 09.12.2011 г. N 878.
В разделе 2 Технического регламента дано определение понятия "средство индивидуальной защиты" (СИЗ) - носимое на человеке средство индивидуального пользования для предотвращения или уменьшения воздействия на человека вредных и (или) опасных факторов, а также для защиты от загрязнения".
В соответствии с разделом 2 Технического регламента вредный фактор - фактор воздействия которого на человека может привести к его заболеванию или ухудшению здоровья. Опасный фактор - фактор воздействия которого на человека может привести к его травме или гибели.
Оформленная товарная позиция "беруши" - обычные бытовые беруши, неотделимые от набора для отдыха, не предназначены для выполнении вышеуказанных функций. Согласно письму производителя, компании "BESTWAY INFLATABLES & MATERIAL CORP" от 25.07.2014 г. беруши, входящие в состав набора для отдыха не являются защитным шумопоглощающим оборудованием и не предназначены дл защиты слуха в зонах с опасным уровнем шума, а предназначены исключительно для дополнительного комфорта пользователя.
Согласно Российской энциклопедии по охране труда (2-е изд., перераб. и доп. - М.: Изд-во НЦ ЭНАС, 2007) средства индивидуальной защиты - средства, используемые работником для предотвращения или уменьшения воздействия вредных и опасных производственных, а также для защиты от загрязнения. Применяются в тех случаях, когда безопасность работ не может быть обеспечена конструкцией оборудования, организацией производственных процессов, архитектурно-планировочными решениями и средствами коллективной защиты.
Согласно подпунктам 3, 4 пункта 1.6. Технического регламента для идентификации средств индивидуальной защиты в целях установления его принадлежности к сфере действии настоящего Технического регламента Таможенного союза, идентифицирующее лицо (в данном случае - Краснодарская таможня) должно убедиться в том, что наименование идентифицируемого средства индивидуальной защиты (в данном случае - беруши из наборов для отдыха) соответствует определенному типу или сочетанию типов, предусмотренных Приложением N 1 и разделом 4 Технического регламента Таможенного союза, а назначение защитных свойств соответствует группе и подгруппе защиты или их сочетанию, предусмотренных в Приложении N 2 к Техническому регламенту Таможенного союза.
Идентификация средств индивидуальной защиты для установления их принадлежности к сфере действии настоящего Технического регламента Таможенного союза проводится путем визуального сравнении типа и наименовании средств индивидуальной защиты, указанного в маркировке на упаковке или непосредственно на средстве индивидуальной защиты с наименованием и типом, предусмотренным разделом 4 и Приложением N 1 Технического регламента Таможенного союза. Указанные требования таможенным органом не выполнены.
На основании вышеизложенного суд первой инстанции правомерно пришел к выводу, что "беруши размер 1,3смХ2,5 см - всего 1800 шт., входящие в Наборы для отдыха" не являются средством индивидуального пользования для предотвращения или уменьшения воздействия на человека вредных и (или) опасных факторов, а также для защиты от загрязнения, и не относится к объектам, подлежащим обязательному подтверждению соответствия, представление сертификата соответствия или декларации о соответствии на данные предметы не требуется.
В постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 г. N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" уделено внимание вопросам реализации принципа презумпции невиновности.
В пункте 13 вышеуказанного постановления разъясняется, что при рассмотрении дел об административных правонарушениях, а также по жалобам на постановления или решения по делам об административных правонарушениях судья должен исходить из закрепленного в статье 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях принципа административной ответственности - презумпции невиновности лица, в отношении которого осуществляется производство по делу.
Реализация этого принципа заключается в том, что лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность, вина в совершении административного правонарушения устанавливается судьями, органами, должностными лицами, уполномоченными рассматривать дела об административных правонарушениях. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, должны толковаться в пользу этого лица.
В силу изложенного, апелляционная коллегия, исследовав представленные в дело доказательства согласно требованиям статьи 162 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и оценив их в совокупности и взаимосвязи с учетом положений статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, поддерживает вывод суда первой инстанции о недоказанности административным органом в действиях предпринимателя состава вмененного правонарушения.
Согласно части 1 статьи 1.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию по делу об административном правонарушении иначе, как на основаниях и в порядке, установленных законом.
Между тем, таможенный орган не представил доказательств, безусловно подтверждающих факт совершения предпринимателем вменяемого ему административного правонарушения, что в силу части 4 статьи 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях исключает возможность привлечения предпринимателя к административной ответственности.
В соответствии со статьей 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях отсутствие события правонарушения является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении.
Доводы апелляционной жалобы, сводящиеся к иной, чем у суда первой инстанции трактовке тех же обстоятельств дела и норм права, не опровергают правомерность и обоснованность выводов суда первой инстанции, не могут служить основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
Нарушения и неправильного применения норм процессуального права, влекущих отмену судебного акта в силу статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом апелляционной инстанции не установлено.
Таким образом, суд первой инстанции вынес законное и обоснованное решение, доводов, которые не были предметом исследования в суде первой инстанции, не приведено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

постановил:

решение Арбитражного суда Краснодарского края от 09.12.2014 по делу N А32-28886/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном нормами Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации.

Председательствующий
М.В.СОЛОВЬЕВА

Судьи
Н.Н.СМОТРОВА
С.С.ФИЛИМОНОВА




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "TMJ.SU | Таможенное дело. Таможенное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)