Судебные решения, арбитраж
Ввоз автомобилей; Таможенное дело
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления оглашена 01 августа 2011 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 02 августа 2011 года.
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего А.В. Пятковой
судей Г.А. Симоновой, З.Д. Бац
при ведении протокола секретарем судебного заседания Н.В. Ивановой,
при участии:
от заявителя - не явились, извещены
- от ответчика - главный государственный таможенный инспектор правового отдела Шаповалов Е.А. по доверенности от 06.10.2010 N 11-31/21550, сроком действия на 1 год, удостоверение ГС N 241358; главный государственный таможенный инспектор ОТН и ПТ Ганцова Л.Б. по доверенности от 01.02.2011 N 11-31/01944, сроком действия на 1 год, удостоверение ГС N 241247;
- рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу ООО "Авто-ВЛ"
апелляционное производство N 05АП-4650/2011
на решение от 30.05.2011
судьи А.А. Фокиной
по делу N А51-2064/2011 Арбитражного суда Приморского края
по заявлению ООО "Авто-ВЛ"
к Находкинской таможне
о признании недействительным решения
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Авто-ВЛ" обратилось в Арбитражный суд Приморского края с заявлением к Находкинской таможне о признании незаконными решений N 0004565/00001/001, N 0004565/00001/002, N 0004565/00001/003, N 0004565/00001/004, N 0004565/00001/005 и N 0004565/00001/006 от 16.11.2010 "О классификации товара".
Одновременно общество просило взыскать с ответчика судебные издержки в сумме 44.200 руб., в том числе расходы на оплату услуг представителя в общей сумме 40.000 руб., а также расходы на оплату услуг эксперта в сумме 4.200 руб.
Решением от 30.05.2011 в удовлетворении требований отказано, поскольку суд пришел к выводу о правомерном определении таможенным органом классификационного кода ввозимого обществом товара.
Обжалуя в апелляционном порядке вынесенный судебный акт, заявитель ссылается на то, что ввезенный товар подпадает под положение ст. 133 Гражданского кодекса Российской Федерации, предусматривающее, что вещь, раздел которой в натуре невозможен без изменения ее назначения, является неделимой, соответственно, такую вещь невозможно ввести в гражданский оборот. Ни одному наименованию ввезенного товара таможней не был выдан паспорт транспортного средства, а без данного документа автомобиль невозможно зарегистрировать как транспортное средство.
По мнению заявителя жалобы, судом не учтен п. VII Пояснений к Правилу 2 (а) ОПИ ТН ВЭД о том, что термин "товары, представленные в несобранном или разобранном виде" означает изделия, компоненты которых должны собираться при помощи крепежного материала (винтов, гаек, болтов и др.) или же клепкой или сваркой, при условии, что для этого требуются лишь сборочные операции, и при этом компоненты не будут подвергаться дальнейшим рабочим операциям для приведения в завершенный вид. Среди ввезенного товара имеются элементы обшивки, элементы электропроводки, части панели пола и части панели крыши, которые должны будут подвергаться дальнейшим рабочим операциям для приведения разобранных автомобилей в завершенный вид.
Судом первой инстанции необоснованно оставлено без оценки заключение эксперта - ООО "Профессионал" от 14.12.2010 N 10/12-114, в котором сделан вывод о невозможности использовать в качестве автомобилей образцы, заявленные в коносаменте, в случае их соединения, поскольку это будет восстановительный ремонт, в результате которого невозможно обеспечить качественное содержание и длительную работу кузовов.
Выводы суда противоречат позиции ФТС, изложенной в письме от 30.08.2010 "О таможенном оформлении распиленных кузовов", где таможенная служба указывает, что такие товары являются частями кузовов автомобилей и классифицируются в товарной позиции 8708 ТН ВЭД.
В судебное заседание заявитель жалобы своего представителя не направил, о времени и месте рассмотрения дела извещен, в связи с чем коллегия рассматривает дело в порядке ст. 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие общества.
Находкинская таможня доводы апелляционной жалобы отклонила по основаниям, изложенным в письменном отзыве, просила оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Из материалов дела судом апелляционной инстанции установлено следующее.
На основании контракта N 19 от 04.03.2009, заключенного между ООО "Авто-ВЛ" и компанией "FUTURE CO. LTD" (Китай), на таможенную территорию Российской Федерации был ввезен товар на общую сумму 1.800 долл. США, который был задекларирован по ГТД N 10714060/151110/0004565.
В графе 31 спорной ГТД и в дополнительном листе к ней ввезенные товары были описаны декларантом как:
- - товар N 1 - задняя часть легкового автомобиля, бывшего в употреблении, в сборе с остеклением, оптикой, задней частью салона, рычагами ступиц, колесами, амортизаторами, внутренним обшивочным материалом, задним мостом, карданным валом, подвеской, код ОКП 454100, марки TOYOTA GAIA, без номера, 1998 года выпуска; HONDA INSPIRE без номера, 1998 года выпуска; TOYOTA TOWN АСЕ NOAH без номера, 1996 года выпуска; MAZDA MPV без номера, 2002 года выпуска; ММС CHARIOT без номера, 1998 года выпуска; NISSAN ELGRAND без номера, 1998 года выпуска;
- - товар N 2 - передняя часть автомобиля бывшего в употреблении, в сборе с двигателем, АКП (автоматической коробкой передач), навесным оборудованием, рулевым управлением, остеклением, автооптикой, автомагнитофоном, передней частью салона, глушителем, передними амортизаторами, рычагами, ступицами, внутренним обшивочным материалом, передней подвеской приводом переднего редуктора, марки: HONDA INSPIRE, кузов N UA4-1006681, двигатель N J25A-1006621, 1998 года выпуска; TOYOTA TOWN АСЕ NOAH, кузов N SR50-0005378, двигатель N 3S-7141521, 1996 года выпуска; TOYOTA GAIA, кузов N SXM15-0018380, двигатель N 3S-7595353, 1998 года выпуска; MAZDA MPV, кузов N LW3W-109085, двигатель N L3-218597, 2002 года выпуска; ММС CHARIOT, кузов N 94W-0029562, двигатель N 4G64-KX6515, 1998 года выпуска; NISSAN ELGRAND, кузов N ALWE50-016787, двигатель N VG33-129512, 1998 года выпуска.
В графе 33 указанной ГТД по ввезенным спорным товарам был заявлен код 8708 99 990 9 ТН ВЭД ТС (части и принадлежности кузовов моторных транспортных средств товарных позиций 8701-8705: прочие).
Таможенным органом был проведен осмотр товара, о чем составлен акт таможенного осмотра товаров и транспортных средств N 10714060/071010/001821.
11.10.2010 таможенным органом было вынесено постановление о назначении таможенной экспертизы.
Заключением ЭКС ЦЭКТУ г. Владивостока от 21.10.2010 N 4507/2010 эксперт пришел к выводу о том, что представленные образцы - товар N 1 и товар N 2 являются частями одних и тех же автомобилей (соответственно маркам).
На основании сведений, указанных в акте таможенного осмотра N 10714060/071010/001821 от 07.10.2010, в ГТД, с учетом полученного заключения эксперта таможней была проведена проверка соответствия кода товара по ТН ВЭД ТС, заявленного декларантом в графе 33 ГТД N 10714060/151110/0004565, в ходе которой таможенный орган установил, что заявитель неправильно указал в ГТД коды ТН ВЭД ввезенного товара, в связи с чем 16.11.2010 таможней было приняты решения о классификации ввезенного заявителем товара по иным кодам ТН ВЭД.
- Так, решением N 004565/00001/001 от 16.11.2010 код ТН ВЭД товаров N 1, 2 (автомобиль TOYOTA TOWN АСЕ NOAH) был изменен таможней на 8703 23 902 5 (прочие автомобили); размер подлежащих доплате таможенных платежей составил 547821,78 руб.;
- - решением N 004565/00001/002 от 16.11.2010 код ТН ВЭД товаров N 1, 2 (автомобиль HONDA INSPIRE) был изменен таможней на 8703 23 902 1 (автомобили, выпущенные более 5 лет назад); размер подлежащих доплате таможенных платежей составил 396960,64 руб.;
- - решением N 004565/00001/003 от 16.11.2010 код ТН ВЭД товаров N 1, 2 (автомобиль TOYOTA GAIA) был изменен таможней на 8703 23 902 1 (автомобили, выпущенные более 5 лет назад); размер подлежащих доплате таможенных платежей составил 403735,63 руб.;
- - решением N 004565/00001/004 от 16.11.2010 код ТН ВЭД товаров N 1, 2 (автомобиль MAZDA MPV) был изменен таможней на 8703 23 902 1 (автомобили, выпущенные более 5 лет назад); размер подлежащих доплате таможенных платежей составил 496243,72 руб.;
- - решением N 004565/00001/005 от 16.11.2010 код ТН ВЭД товаров N 1, 2 (автомобиль ММС CHARIOT) был изменен таможней на 8703 23 902 5 (прочие автомобили); размер подлежащих доплате таможенных платежей составил 515847,30 руб.;
- - решением N 004565/00001/006 от 16.11.2010 код ТН ВЭД товаров N 1, 2 (автомобиль NISSAN ELGRAND) был изменен таможней на 8703 24 909 2 (автомобили, выпущенные более 5 лет назад); размер подлежащих доплате таможенных платежей составил 995089,50 руб.
Не согласившись с решениями таможенного органа о классификации товара в соответствии с ТН ВЭД, посчитав, что они не соответствуют закону и нарушают права и законные интересы декларанта в сфере экономической деятельности, общество обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании данных ненормативных актов недействительными.
Исследовав материалы дела, проверив в порядке, предусмотренном статьями 266, 268, 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судом норм материального и процессуального права, проанализировав доводы, содержащиеся в апелляционной жалобе, возражения ответчика, коллегия не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения суда в силу следующего.
В соответствии с положениями ст. 52 Таможенного кодекса Таможенного Союза и Инструкции о действиях должностных лиц, осуществляющих классификацию товаров в соответствии с Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности и контроль правильности определения классификационного кода в соответствии с Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности, утвержденной Приказом ФТС РФ от 17.03.2010 N 500, определение классификационного кода (классификационных кодов) товаров, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации, осуществляется в соответствии с единой Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности таможенного союза (ТН ВЭД ТС) на основании сведений о товарах, указанных в ГТД и документах, приложенных к ней, акте таможенного досмотра.
Правовое значение при классификации товаров имеет их разграничение (критерии разграничения) по товарным позициям ТН ВЭД в соответствии с Основными правилами интерпретации ТН ВЭД, утвержденными постановлением Правительства РФ от 27.11.2006 N 718 "О Таможенном тарифе Российской Федерации и товарной номенклатуре, применяемой при осуществлении внешнеэкономической деятельности".
Классификация товаров по ТН ВЭД осуществляется исходя из текстов товарных позиций и соответствующих примечаний к разделам и группам. Для юридических целей при классификации, прежде всего, имеют значение наименования субпозиций и примечания, относящиеся к субпозициям. Лишь субпозиции на одном уровне являются сравнимыми (правила 1 и 6 ОПИ ТН ВЭД).
В заявленной декларантом подсубпозиции 8708 99 990 9 ТН ВЭД ТС в соответствии с ее наименованием классифицируются части и принадлежности моторных транспортных средств товарных позиций 8701-8705 прочие, прочие; для правильной классификации автомобилей легковых, а также их частей в ТН ВЭД предусмотрен раздел XVII, включающий группу 87.
Таким образом, основными свойствами частей автомобилей, классифицируемых в товарной позиции 8708 ТН ВЭД ТС, которую выбрал заявитель, является их пригодность для использования исключительно или главным образом с транспортными средствами, включенными в группу 87, при условии соблюдения положений примечаний к разделу XVII ТН ВЭД ТС.
Как видно из структуры товарной позиции 8708 "Части и принадлежности моторных транспортных средств товарных позиций 8701-8705" она не содержит в себе субпозиции, включающие распиленные автомобили.
Однако, как обоснованно указал суд первой инстанции, общие принципы классификации предусматривают, что при определении классификационного кода товара следует учитывать все критерии, например те, которые устанавливают, что для определенных функциональных узлов и частей транспортных средств предусмотрены собственные товарные позиции.
Так, представленные отдельно двигатели, приборы, фары прочие классифицируются в собственных товарных позициях групп 84, 85, 90 ТН ВЭД ТС в соответствии с примечанием 2 к разделу XVII, а такие элементы автомобилей как кузова и шасси-рамы с установленными двигателями - в специально для них предусмотренных товарных позициях - 8707 и 8706, соответственно.
Таким образом, в товарной субпозиции 8708 подлежат классификации отдельные (конкретно поименованные) запасные части и узлы к автомобилям, однако в спорной ГТД заявитель декларирует не отдельные запчасти и узлы, а передние и задние части автомобилей в сборе.
Основное правило интерпретации ТН ВЭД 2 (а) устанавливает, что любая ссылка в наименовании товарной позиции на какой-либо товар должна рассматриваться и как ссылка на такой товар в некомплектном или незавершенном виде при условии, что, будучи представленным в некомплектном или незавершенном виде, этот товар обладает основным свойством комплектного или завершенного товара, а также должна рассматриваться как ссылка на комплектный или завершенный товар (или классифицируемый в рассматриваемой товарной позиции как комплектный или завершенный в силу данного Правила), представленный в несобранном или разобранном виде.
Согласно заключению ЭКС ЦЭКТУ г. Владивостока от 21.10.2010 N 4507/2010 по наличию ряда идентификационных признаков, которыми являются марка (модель) объектов исследования; год выпуска; внешний вид; цвет лакокрасочного покрытия; цвет обивки и обшивки салона; марка, размеры, рисунок установленных шин; конфигурация, рисунок установленных колес; линия (геометрия) распилов, ввезенные товары по сути представляют собой переднюю и заднюю части одних и тех же автомобилей, при этом, данные части автомобилей находятся в сборке.
Так, передние части автомобилей укомплектованы двигателем, коробкой переменных передач, передней подвеской, передними колесами, лонжеронами, крыльями, панелью крышки, бампером, капотом, дверьми с остеклением, панелью приборов, рулевой колонкой, сиденьями, ремнями безопасности, световыми приборами, панелью пола, элементами обшивки, элементами электропроводки, недостающая (задняя) часть отрезана механическим способом.
Задняя часть автомобилей включает в себя часть панели пола, часть панели крыши, задние крылья, внутренние панели задних крыльев, бампер, крышку багажника, заднюю подвеску, задние колеса, сиденья, задние ремни безопасности, фонари стоп сигналов и заднего хода, элементы обшивки салона и элементы электропроводки.
При этом эксперт пришел к выводу, что восстановление автомобилей возможно после проведения сварочных, слесарных и сборочных работ и товары в своей совокупности обладают основными признаками завершенных автомобилей.
Таким образом, вывод суда о том, что товар N 1 и товар N 2, задекларированный по спорной ГТД, представляет собой фактически завершенное изделие - автомобиль в несобранном или разобранном (в спорном случае - в распиленном) виде, коллегией признается обоснованным.
В связи с чем таможенным органом и судом первой инстанции правомерно применено Правило 2 (а) ОПИ ТН ВЭД, которое расширяет содержание любой товарной позиции, предусмотренной для конкретного товара.
С учетом изложенного, ввезенные товары правомерно классифицированы таможенным органом в товарной позиции 8703 ТН ВЭД ТС, а не в товарной позиции 8708, которую выбрал декларант и в которую относятся запасные части и узлы автомобилей.
Ссылка заявителя жалобы на то, что судом неправомерно не учтен п. VII Пояснений к Правилу 2 (а) ОПИ ТН ВЭД и то обстоятельство, что среди ввезенного товара имеются элементы обшивки, элементы электропроводки, части панели пола и части панели крыши, которые должны будут подвергаться дальнейшим рабочим операциям для приведения разобранных автомобилей в завершенный вид, коллегией отклоняется.
Из п. VII Пояснений к Правилу 2 (а) ОПИ ТН ВЭД следует, что термин "товары, представленные в несобранном или разобранном виде" означает изделия, компоненты которых должны собираться при помощи крепежного материала (винтов, гаек, болтов и др.) или же клепкой или сваркой, при условии, что для этого требуются лишь сборочные операции, и при этом компоненты не будут подвергаться дальнейшим рабочим операциям для приведения в завершенный вид.
Вместе с тем, судом установлено, что и передняя и задняя части автомобилей укомплектованы относящимися к ним элементами и не требуют никакой дополнительной обработки или приведения их в завершенный вид, а сложность способа дальнейшей сборки (завершения) целого изделия - автомобиля не имеет принципиального значения для классификации товара в целях таможенного оформления.
То обстоятельство, что ни одному наименованию ввезенного товара таможней не был выдан паспорт транспортного средства, без которого невозможно зарегистрировать автомобиль как транспортное средство, также, по мнению суда, не имеет правового значения.
Кроме того, ссылка на ст. 133 Гражданского кодекса Российской Федерации является несостоятельной, поскольку к правоотношениям по определению классификационного кода для целей таможенного оформления товара, в частности для определения комплектности и завершенности товара, не могут применяться нормы гражданского законодательства о делимой вещи.
Необоснованным является довод заявителя апелляционной жалобы о том, что выводы суда противоречат позиции ФТС, изложенной в письме от 30.08.2010 "О таможенном оформлении распиленных кузовов".
В указанном письме рассмотрен вопрос о возможности применения правила 2 (а) ОПИ в случае одновременного представления товара к таможенному оформлению в рамках одной партии.
Согласно п. 5 Приказа ФТС России от 04.09.2007 N 1057 "Об утверждении Инструкции о порядке заполнения грузовой таможенной декларации и транзитной декларации", действовавшего на момент подачи ГТД, в одной ГТД заявляются сведения о товарах, содержащихся в одной товарной партии, которые помещаются под один и тот же таможенный режим.
При этом товары, перевозимые от одного и того же отправителя в адрес одного и того же получателя на таможенной территории Российской Федерации в счет исполнения обязательств по одному договору, заключенному при совершении внешнеэкономической сделки рассматриваются как одна товарная партия.
Судом установлено, что по ГТД N 10714060/151110/0004565 отправителем товаров является одно лицо - инопартнер декларанта компания "FUTURE CO. LTD", получателем является само общество; спорные товары ввозились по одному контракту N 19 от 04.03.2009, на одном транспортном средстве - сухогруз "Пасифик Карриер", по коносаменту N Р-10, хранение производилось на одном складе СВХ ОАО "Находкинский Морской Рыбный Порт".
В связи с чем суд обоснованно с учетом позиции ФТС, изложенной в письме от 30.08.2010 "О таможенном оформлении распиленных кузовов", пришел к выводу, что спорные товары являются единой товарной партией и их классификация должна производится в соответствии с Основным правилом интерпретации 2 (а) ТН ВЭД ТС, его второй части.
Отклоняется коллегией и довод общества о том, что суд оставил без оценки заключение эксперта - ООО "Профессионал" от 14.12.2010 N 10/12-114, в котором сделан вывод о невозможности использовать в качестве автомобилей образцы, заявленные в коносаменте, в случае их соединения, поскольку это будет восстановительный ремонт, в результате которого невозможно обеспечить качественное содержание и длительную работу кузовов.
Отклоняя данный довод заявителя, суд первой инстанции правомерно указал, что возможность (или невозможность) дальнейшей эксплуатации спорного товара правового значения для применения части второй правила 2 (а) ОПИ не имеет.
Кроме того, из исследовательской части данного заключения следует, что его выводы носят предположительный и вероятностный характер.
С учетом изложенного, жалоба ООО "Авто-ВЛ" удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 258, 266 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд,
постановил:
Решение Арбитражного суда Приморского края от 30.05.2011 по делу N А51-2064/2011 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Приморского края в течение двух месяцев.
Председательствующий
А.В.ПЯТКОВА
Судьи
Г.А.СИМОНОВА
З.Д.БАЦ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "TMJ.SU | Таможенное дело. Таможенное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПЯТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 02.08.2011 N 05АП-4650/2011 ПО ДЕЛУ N А51-2064/2011
Разделы:Ввоз автомобилей; Таможенное дело
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ПЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
Именем Российской Федерации
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 2 августа 2011 г. N 05АП-4650/2011
Дело N А51-2064/2011
Резолютивная часть постановления оглашена 01 августа 2011 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 02 августа 2011 года.
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего А.В. Пятковой
судей Г.А. Симоновой, З.Д. Бац
при ведении протокола секретарем судебного заседания Н.В. Ивановой,
при участии:
от заявителя - не явились, извещены
- от ответчика - главный государственный таможенный инспектор правового отдела Шаповалов Е.А. по доверенности от 06.10.2010 N 11-31/21550, сроком действия на 1 год, удостоверение ГС N 241358; главный государственный таможенный инспектор ОТН и ПТ Ганцова Л.Б. по доверенности от 01.02.2011 N 11-31/01944, сроком действия на 1 год, удостоверение ГС N 241247;
- рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу ООО "Авто-ВЛ"
апелляционное производство N 05АП-4650/2011
на решение от 30.05.2011
судьи А.А. Фокиной
по делу N А51-2064/2011 Арбитражного суда Приморского края
по заявлению ООО "Авто-ВЛ"
к Находкинской таможне
о признании недействительным решения
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Авто-ВЛ" обратилось в Арбитражный суд Приморского края с заявлением к Находкинской таможне о признании незаконными решений N 0004565/00001/001, N 0004565/00001/002, N 0004565/00001/003, N 0004565/00001/004, N 0004565/00001/005 и N 0004565/00001/006 от 16.11.2010 "О классификации товара".
Одновременно общество просило взыскать с ответчика судебные издержки в сумме 44.200 руб., в том числе расходы на оплату услуг представителя в общей сумме 40.000 руб., а также расходы на оплату услуг эксперта в сумме 4.200 руб.
Решением от 30.05.2011 в удовлетворении требований отказано, поскольку суд пришел к выводу о правомерном определении таможенным органом классификационного кода ввозимого обществом товара.
Обжалуя в апелляционном порядке вынесенный судебный акт, заявитель ссылается на то, что ввезенный товар подпадает под положение ст. 133 Гражданского кодекса Российской Федерации, предусматривающее, что вещь, раздел которой в натуре невозможен без изменения ее назначения, является неделимой, соответственно, такую вещь невозможно ввести в гражданский оборот. Ни одному наименованию ввезенного товара таможней не был выдан паспорт транспортного средства, а без данного документа автомобиль невозможно зарегистрировать как транспортное средство.
По мнению заявителя жалобы, судом не учтен п. VII Пояснений к Правилу 2 (а) ОПИ ТН ВЭД о том, что термин "товары, представленные в несобранном или разобранном виде" означает изделия, компоненты которых должны собираться при помощи крепежного материала (винтов, гаек, болтов и др.) или же клепкой или сваркой, при условии, что для этого требуются лишь сборочные операции, и при этом компоненты не будут подвергаться дальнейшим рабочим операциям для приведения в завершенный вид. Среди ввезенного товара имеются элементы обшивки, элементы электропроводки, части панели пола и части панели крыши, которые должны будут подвергаться дальнейшим рабочим операциям для приведения разобранных автомобилей в завершенный вид.
Судом первой инстанции необоснованно оставлено без оценки заключение эксперта - ООО "Профессионал" от 14.12.2010 N 10/12-114, в котором сделан вывод о невозможности использовать в качестве автомобилей образцы, заявленные в коносаменте, в случае их соединения, поскольку это будет восстановительный ремонт, в результате которого невозможно обеспечить качественное содержание и длительную работу кузовов.
Выводы суда противоречат позиции ФТС, изложенной в письме от 30.08.2010 "О таможенном оформлении распиленных кузовов", где таможенная служба указывает, что такие товары являются частями кузовов автомобилей и классифицируются в товарной позиции 8708 ТН ВЭД.
В судебное заседание заявитель жалобы своего представителя не направил, о времени и месте рассмотрения дела извещен, в связи с чем коллегия рассматривает дело в порядке ст. 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие общества.
Находкинская таможня доводы апелляционной жалобы отклонила по основаниям, изложенным в письменном отзыве, просила оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Из материалов дела судом апелляционной инстанции установлено следующее.
На основании контракта N 19 от 04.03.2009, заключенного между ООО "Авто-ВЛ" и компанией "FUTURE CO. LTD" (Китай), на таможенную территорию Российской Федерации был ввезен товар на общую сумму 1.800 долл. США, который был задекларирован по ГТД N 10714060/151110/0004565.
В графе 31 спорной ГТД и в дополнительном листе к ней ввезенные товары были описаны декларантом как:
- - товар N 1 - задняя часть легкового автомобиля, бывшего в употреблении, в сборе с остеклением, оптикой, задней частью салона, рычагами ступиц, колесами, амортизаторами, внутренним обшивочным материалом, задним мостом, карданным валом, подвеской, код ОКП 454100, марки TOYOTA GAIA, без номера, 1998 года выпуска; HONDA INSPIRE без номера, 1998 года выпуска; TOYOTA TOWN АСЕ NOAH без номера, 1996 года выпуска; MAZDA MPV без номера, 2002 года выпуска; ММС CHARIOT без номера, 1998 года выпуска; NISSAN ELGRAND без номера, 1998 года выпуска;
- - товар N 2 - передняя часть автомобиля бывшего в употреблении, в сборе с двигателем, АКП (автоматической коробкой передач), навесным оборудованием, рулевым управлением, остеклением, автооптикой, автомагнитофоном, передней частью салона, глушителем, передними амортизаторами, рычагами, ступицами, внутренним обшивочным материалом, передней подвеской приводом переднего редуктора, марки: HONDA INSPIRE, кузов N UA4-1006681, двигатель N J25A-1006621, 1998 года выпуска; TOYOTA TOWN АСЕ NOAH, кузов N SR50-0005378, двигатель N 3S-7141521, 1996 года выпуска; TOYOTA GAIA, кузов N SXM15-0018380, двигатель N 3S-7595353, 1998 года выпуска; MAZDA MPV, кузов N LW3W-109085, двигатель N L3-218597, 2002 года выпуска; ММС CHARIOT, кузов N 94W-0029562, двигатель N 4G64-KX6515, 1998 года выпуска; NISSAN ELGRAND, кузов N ALWE50-016787, двигатель N VG33-129512, 1998 года выпуска.
В графе 33 указанной ГТД по ввезенным спорным товарам был заявлен код 8708 99 990 9 ТН ВЭД ТС (части и принадлежности кузовов моторных транспортных средств товарных позиций 8701-8705: прочие).
Таможенным органом был проведен осмотр товара, о чем составлен акт таможенного осмотра товаров и транспортных средств N 10714060/071010/001821.
11.10.2010 таможенным органом было вынесено постановление о назначении таможенной экспертизы.
Заключением ЭКС ЦЭКТУ г. Владивостока от 21.10.2010 N 4507/2010 эксперт пришел к выводу о том, что представленные образцы - товар N 1 и товар N 2 являются частями одних и тех же автомобилей (соответственно маркам).
На основании сведений, указанных в акте таможенного осмотра N 10714060/071010/001821 от 07.10.2010, в ГТД, с учетом полученного заключения эксперта таможней была проведена проверка соответствия кода товара по ТН ВЭД ТС, заявленного декларантом в графе 33 ГТД N 10714060/151110/0004565, в ходе которой таможенный орган установил, что заявитель неправильно указал в ГТД коды ТН ВЭД ввезенного товара, в связи с чем 16.11.2010 таможней было приняты решения о классификации ввезенного заявителем товара по иным кодам ТН ВЭД.
- Так, решением N 004565/00001/001 от 16.11.2010 код ТН ВЭД товаров N 1, 2 (автомобиль TOYOTA TOWN АСЕ NOAH) был изменен таможней на 8703 23 902 5 (прочие автомобили); размер подлежащих доплате таможенных платежей составил 547821,78 руб.;
- - решением N 004565/00001/002 от 16.11.2010 код ТН ВЭД товаров N 1, 2 (автомобиль HONDA INSPIRE) был изменен таможней на 8703 23 902 1 (автомобили, выпущенные более 5 лет назад); размер подлежащих доплате таможенных платежей составил 396960,64 руб.;
- - решением N 004565/00001/003 от 16.11.2010 код ТН ВЭД товаров N 1, 2 (автомобиль TOYOTA GAIA) был изменен таможней на 8703 23 902 1 (автомобили, выпущенные более 5 лет назад); размер подлежащих доплате таможенных платежей составил 403735,63 руб.;
- - решением N 004565/00001/004 от 16.11.2010 код ТН ВЭД товаров N 1, 2 (автомобиль MAZDA MPV) был изменен таможней на 8703 23 902 1 (автомобили, выпущенные более 5 лет назад); размер подлежащих доплате таможенных платежей составил 496243,72 руб.;
- - решением N 004565/00001/005 от 16.11.2010 код ТН ВЭД товаров N 1, 2 (автомобиль ММС CHARIOT) был изменен таможней на 8703 23 902 5 (прочие автомобили); размер подлежащих доплате таможенных платежей составил 515847,30 руб.;
- - решением N 004565/00001/006 от 16.11.2010 код ТН ВЭД товаров N 1, 2 (автомобиль NISSAN ELGRAND) был изменен таможней на 8703 24 909 2 (автомобили, выпущенные более 5 лет назад); размер подлежащих доплате таможенных платежей составил 995089,50 руб.
Не согласившись с решениями таможенного органа о классификации товара в соответствии с ТН ВЭД, посчитав, что они не соответствуют закону и нарушают права и законные интересы декларанта в сфере экономической деятельности, общество обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании данных ненормативных актов недействительными.
Исследовав материалы дела, проверив в порядке, предусмотренном статьями 266, 268, 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судом норм материального и процессуального права, проанализировав доводы, содержащиеся в апелляционной жалобе, возражения ответчика, коллегия не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения суда в силу следующего.
В соответствии с положениями ст. 52 Таможенного кодекса Таможенного Союза и Инструкции о действиях должностных лиц, осуществляющих классификацию товаров в соответствии с Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности и контроль правильности определения классификационного кода в соответствии с Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности, утвержденной Приказом ФТС РФ от 17.03.2010 N 500, определение классификационного кода (классификационных кодов) товаров, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации, осуществляется в соответствии с единой Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности таможенного союза (ТН ВЭД ТС) на основании сведений о товарах, указанных в ГТД и документах, приложенных к ней, акте таможенного досмотра.
Правовое значение при классификации товаров имеет их разграничение (критерии разграничения) по товарным позициям ТН ВЭД в соответствии с Основными правилами интерпретации ТН ВЭД, утвержденными постановлением Правительства РФ от 27.11.2006 N 718 "О Таможенном тарифе Российской Федерации и товарной номенклатуре, применяемой при осуществлении внешнеэкономической деятельности".
Классификация товаров по ТН ВЭД осуществляется исходя из текстов товарных позиций и соответствующих примечаний к разделам и группам. Для юридических целей при классификации, прежде всего, имеют значение наименования субпозиций и примечания, относящиеся к субпозициям. Лишь субпозиции на одном уровне являются сравнимыми (правила 1 и 6 ОПИ ТН ВЭД).
В заявленной декларантом подсубпозиции 8708 99 990 9 ТН ВЭД ТС в соответствии с ее наименованием классифицируются части и принадлежности моторных транспортных средств товарных позиций 8701-8705 прочие, прочие; для правильной классификации автомобилей легковых, а также их частей в ТН ВЭД предусмотрен раздел XVII, включающий группу 87.
Таким образом, основными свойствами частей автомобилей, классифицируемых в товарной позиции 8708 ТН ВЭД ТС, которую выбрал заявитель, является их пригодность для использования исключительно или главным образом с транспортными средствами, включенными в группу 87, при условии соблюдения положений примечаний к разделу XVII ТН ВЭД ТС.
Как видно из структуры товарной позиции 8708 "Части и принадлежности моторных транспортных средств товарных позиций 8701-8705" она не содержит в себе субпозиции, включающие распиленные автомобили.
Однако, как обоснованно указал суд первой инстанции, общие принципы классификации предусматривают, что при определении классификационного кода товара следует учитывать все критерии, например те, которые устанавливают, что для определенных функциональных узлов и частей транспортных средств предусмотрены собственные товарные позиции.
Так, представленные отдельно двигатели, приборы, фары прочие классифицируются в собственных товарных позициях групп 84, 85, 90 ТН ВЭД ТС в соответствии с примечанием 2 к разделу XVII, а такие элементы автомобилей как кузова и шасси-рамы с установленными двигателями - в специально для них предусмотренных товарных позициях - 8707 и 8706, соответственно.
Таким образом, в товарной субпозиции 8708 подлежат классификации отдельные (конкретно поименованные) запасные части и узлы к автомобилям, однако в спорной ГТД заявитель декларирует не отдельные запчасти и узлы, а передние и задние части автомобилей в сборе.
Основное правило интерпретации ТН ВЭД 2 (а) устанавливает, что любая ссылка в наименовании товарной позиции на какой-либо товар должна рассматриваться и как ссылка на такой товар в некомплектном или незавершенном виде при условии, что, будучи представленным в некомплектном или незавершенном виде, этот товар обладает основным свойством комплектного или завершенного товара, а также должна рассматриваться как ссылка на комплектный или завершенный товар (или классифицируемый в рассматриваемой товарной позиции как комплектный или завершенный в силу данного Правила), представленный в несобранном или разобранном виде.
Согласно заключению ЭКС ЦЭКТУ г. Владивостока от 21.10.2010 N 4507/2010 по наличию ряда идентификационных признаков, которыми являются марка (модель) объектов исследования; год выпуска; внешний вид; цвет лакокрасочного покрытия; цвет обивки и обшивки салона; марка, размеры, рисунок установленных шин; конфигурация, рисунок установленных колес; линия (геометрия) распилов, ввезенные товары по сути представляют собой переднюю и заднюю части одних и тех же автомобилей, при этом, данные части автомобилей находятся в сборке.
Так, передние части автомобилей укомплектованы двигателем, коробкой переменных передач, передней подвеской, передними колесами, лонжеронами, крыльями, панелью крышки, бампером, капотом, дверьми с остеклением, панелью приборов, рулевой колонкой, сиденьями, ремнями безопасности, световыми приборами, панелью пола, элементами обшивки, элементами электропроводки, недостающая (задняя) часть отрезана механическим способом.
Задняя часть автомобилей включает в себя часть панели пола, часть панели крыши, задние крылья, внутренние панели задних крыльев, бампер, крышку багажника, заднюю подвеску, задние колеса, сиденья, задние ремни безопасности, фонари стоп сигналов и заднего хода, элементы обшивки салона и элементы электропроводки.
При этом эксперт пришел к выводу, что восстановление автомобилей возможно после проведения сварочных, слесарных и сборочных работ и товары в своей совокупности обладают основными признаками завершенных автомобилей.
Таким образом, вывод суда о том, что товар N 1 и товар N 2, задекларированный по спорной ГТД, представляет собой фактически завершенное изделие - автомобиль в несобранном или разобранном (в спорном случае - в распиленном) виде, коллегией признается обоснованным.
В связи с чем таможенным органом и судом первой инстанции правомерно применено Правило 2 (а) ОПИ ТН ВЭД, которое расширяет содержание любой товарной позиции, предусмотренной для конкретного товара.
С учетом изложенного, ввезенные товары правомерно классифицированы таможенным органом в товарной позиции 8703 ТН ВЭД ТС, а не в товарной позиции 8708, которую выбрал декларант и в которую относятся запасные части и узлы автомобилей.
Ссылка заявителя жалобы на то, что судом неправомерно не учтен п. VII Пояснений к Правилу 2 (а) ОПИ ТН ВЭД и то обстоятельство, что среди ввезенного товара имеются элементы обшивки, элементы электропроводки, части панели пола и части панели крыши, которые должны будут подвергаться дальнейшим рабочим операциям для приведения разобранных автомобилей в завершенный вид, коллегией отклоняется.
Из п. VII Пояснений к Правилу 2 (а) ОПИ ТН ВЭД следует, что термин "товары, представленные в несобранном или разобранном виде" означает изделия, компоненты которых должны собираться при помощи крепежного материала (винтов, гаек, болтов и др.) или же клепкой или сваркой, при условии, что для этого требуются лишь сборочные операции, и при этом компоненты не будут подвергаться дальнейшим рабочим операциям для приведения в завершенный вид.
Вместе с тем, судом установлено, что и передняя и задняя части автомобилей укомплектованы относящимися к ним элементами и не требуют никакой дополнительной обработки или приведения их в завершенный вид, а сложность способа дальнейшей сборки (завершения) целого изделия - автомобиля не имеет принципиального значения для классификации товара в целях таможенного оформления.
То обстоятельство, что ни одному наименованию ввезенного товара таможней не был выдан паспорт транспортного средства, без которого невозможно зарегистрировать автомобиль как транспортное средство, также, по мнению суда, не имеет правового значения.
Кроме того, ссылка на ст. 133 Гражданского кодекса Российской Федерации является несостоятельной, поскольку к правоотношениям по определению классификационного кода для целей таможенного оформления товара, в частности для определения комплектности и завершенности товара, не могут применяться нормы гражданского законодательства о делимой вещи.
Необоснованным является довод заявителя апелляционной жалобы о том, что выводы суда противоречат позиции ФТС, изложенной в письме от 30.08.2010 "О таможенном оформлении распиленных кузовов".
В указанном письме рассмотрен вопрос о возможности применения правила 2 (а) ОПИ в случае одновременного представления товара к таможенному оформлению в рамках одной партии.
Согласно п. 5 Приказа ФТС России от 04.09.2007 N 1057 "Об утверждении Инструкции о порядке заполнения грузовой таможенной декларации и транзитной декларации", действовавшего на момент подачи ГТД, в одной ГТД заявляются сведения о товарах, содержащихся в одной товарной партии, которые помещаются под один и тот же таможенный режим.
При этом товары, перевозимые от одного и того же отправителя в адрес одного и того же получателя на таможенной территории Российской Федерации в счет исполнения обязательств по одному договору, заключенному при совершении внешнеэкономической сделки рассматриваются как одна товарная партия.
Судом установлено, что по ГТД N 10714060/151110/0004565 отправителем товаров является одно лицо - инопартнер декларанта компания "FUTURE CO. LTD", получателем является само общество; спорные товары ввозились по одному контракту N 19 от 04.03.2009, на одном транспортном средстве - сухогруз "Пасифик Карриер", по коносаменту N Р-10, хранение производилось на одном складе СВХ ОАО "Находкинский Морской Рыбный Порт".
В связи с чем суд обоснованно с учетом позиции ФТС, изложенной в письме от 30.08.2010 "О таможенном оформлении распиленных кузовов", пришел к выводу, что спорные товары являются единой товарной партией и их классификация должна производится в соответствии с Основным правилом интерпретации 2 (а) ТН ВЭД ТС, его второй части.
Отклоняется коллегией и довод общества о том, что суд оставил без оценки заключение эксперта - ООО "Профессионал" от 14.12.2010 N 10/12-114, в котором сделан вывод о невозможности использовать в качестве автомобилей образцы, заявленные в коносаменте, в случае их соединения, поскольку это будет восстановительный ремонт, в результате которого невозможно обеспечить качественное содержание и длительную работу кузовов.
Отклоняя данный довод заявителя, суд первой инстанции правомерно указал, что возможность (или невозможность) дальнейшей эксплуатации спорного товара правового значения для применения части второй правила 2 (а) ОПИ не имеет.
Кроме того, из исследовательской части данного заключения следует, что его выводы носят предположительный и вероятностный характер.
С учетом изложенного, жалоба ООО "Авто-ВЛ" удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 258, 266 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд,
постановил:
Решение Арбитражного суда Приморского края от 30.05.2011 по делу N А51-2064/2011 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Приморского края в течение двух месяцев.
Председательствующий
А.В.ПЯТКОВА
Судьи
Г.А.СИМОНОВА
З.Д.БАЦ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "TMJ.SU | Таможенное дело. Таможенное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)