Судебные решения, арбитраж
Таможенные процедуры и режимы; Таможенное дело
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 14 февраля 2014 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 17 февраля 2014 года.
Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Тиминской О.А., судей Заикиной Н.В. и Мордасова Е.В., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Бондаренко О.А., в отсутствие надлежащим образом извещенных представителей общества с ограниченной ответственностью "Глоботранс" (Кыргызская республика, г. Бишкек), Брянской таможни (г. Брянск, ОГРН 1023202738558, ИНН 3232000180), рассмотрев апелляционную жалобу ОсОО "Глоботранс" на решение Арбитражного суда Брянской области от 10.12.2013 по делу N А09-8608/2013,
установил:
следующее.
Общество с ограниченной ответственностью "Глоботранс" (далее - ОсОО "Глоботранс", общество) обратилось в суд с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Брянской таможни (далее - таможня) от 12.09.2013 N 10102000-2642/2013 по делу об административном правонарушении.
Решением арбитражного суда от 10.12.2013 заявленные требования оставлены без удовлетворения.
Не согласившись с состоявшимся судебным актом, общество подало апелляционную жалобу.
Оценив доводы апелляционной жалобы, исследовав материалы дела, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции исходя из следующего.
Судом установлено, что 07.04.2013 на таможенном посту МАПП Троебортное Брянской таможни осуществлен выпуск товаров в соответствии с таможенной процедурой таможенного транзита (книжки МДП XQ72962411, CMR N 0000365 от 27.03.2013): шины и покрышки пневматические. Срок таможенного транзита установлен 06.05.2013. Товар следовал из Германии в Кыргыстан на составе транспортных средств регистрационные знаки KGBН9640/090BD. Согласно товаросопроводительным документам перевозчиком являлось ОсОО "ГЛОБОТРАНС" (ул. Лермонтова, д. 12, г. Бишкек, Кыргыская Республика, 720022, ИНН 01805199810131, KGZ/092/039).
На основании ст. 217 Таможенного кодекса Таможенного союза был установлен маршрут перевозки товаров - таможенный пост Российской Федерации, находящийся в непосредственной близости от российско - казахского участка Государственной границы Российской Федерации (от места вывоза товаров с территории РФ) путем внесения записи о его наименовании - Соль - Илецкий таможенный пост Оренбургской таможни и его местонахождении в графу 22 отрывных листов N 1 и N 2 книги МДП XQ72962411, а также на оборотной стороне двух экземпляров CMR N 0000365 от 27.03.2013 с отметками о выпуске товаров, предназначенных для таможенного органа отправления и для вручения перевозчику.
При этом был информирован перевозчик о предусмотренной пунктом 1 статьи 223 Таможенного кодекса Таможенного союза обязанности следования по установленному маршруту перевозки товаров, необходимости представления Соль-Илецкому таможенному посту Оренбургской таможни как промежуточному таможенному органу товаров и документов с отметками о выпуске товаров и установлении маршрута перевозки товаров, а также об ответственности, установленной статьей 16.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях за несоблюдение установленного маршрута перевозки товаров.
При осуществлении контроля за соблюдением перевозчиками установленного таможенным органом отправления маршрута перевозки товаров с использованием автоматизированной системы контроля таможенного транзита с учетом взаимодействия с системой NCTS (АС КТТ-2) отсутствовала регистрация Соль-Илецким таможенным постом Оренбургской таможни соблюдения маршрута перевозки товаров.
Брянской таможней был направлен запрос 04.06.2013 в Оренбургскую таможню о регистрации соблюдения маршрута перевозки товаров в АС КТТ-2 и предоставлении копий CMR N 0000365 от 27.03.2013 с отметками о выпуске товаров и об установлении маршрута перевозки товаров и с записью "Товар проследовал" с указанием даты представления товаров на оборотной стороне.
Из Оренбургской таможни 13.06.2013 получена информация о том, что представитель перевозчика, перемещавшего товары по книжке МДП XQ72962411, на Соль-Илецкий таможенный пост Оренбургской таможни для регистрации соблюдения маршрута перевозки товаров не обращался.
От перевозчика ОсОО "ГЛОБОТРАНС" 02.07.2013 получена информация, в которой не подтверждается факт соблюдения маршрута перевозки товаров.
Данный факт послужил основанием для возбуждения 01.08.2013 заместителем начальника ОКТТ Брянской таможни дела об административном правонарушении N 10102000-2642/2013 в отношении ОсОО "Глоботранс".
В отношении ОсОО "Глоботранс" таможней 29.08.2013 составлен протокол по делу об административном правонарушении по делу N 1010200-2642/2013.
Постановлением Брянской таможни от 12.09.2013 общество признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 16.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, выразившегося в несоблюдении установленного таможенным органом маршрута таможенного транзита, с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 5 000 руб.
Полагая, что данное постановление не соответствует действующему законодательству и нарушает права и законные интересы общества, ОсОО "Глоботранс" обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Отказывая в удовлетворении требований заявителя, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о наличии в действиях общества состава административного правонарушения, ответственность за которое установлена ст. 16.10 КоАП РФ.
Статьей 16.10 КоАП РФ предусмотрена ответственность за несоблюдение перевозчиком установленного таможенным органом срока внутреннего таможенного транзита или международного таможенного транзита либо определенного таможенным органом маршрута перевозки товаров, а равно доставку товаров в зону таможенного контроля, отличную от определенной таможенным органом в качестве места доставки.
Объективной стороной правонарушения по указанной статье является несоблюдение перевозчиком установленного таможенным органом срока внутреннего таможенного транзита или международного таможенного транзита либо определенного таможенным органом маршрута перевозки товаров, а равно доставка товаров в зону таможенного контроля, отличную от определенной таможенным органом в качестве места доставки.
В соответствии с пунктом 21 статьи 4 Таможенного кодекса Таможенного союза (далее - ТК ТС) перевозчик - лицо, осуществляющее перевозку товаров и (или) пассажиров через таможенную границу и (или) перевозку товаров, находящихся под таможенным контролем в пределах таможенной территории таможенного союза, или являющееся ответственным за использование транспортных средств.
Товары, перемещаемые через таможенную границу, подлежат таможенному контролю в порядке, установленном таможенным законодательством таможенного союза и законодательством государств - членов таможенного союза (пункт 3 статьи 150ТК ТС).
Статьей 215 ТК ТС предусмотрено, что таможенным транзитом является таможенная процедура, в соответствии с которой товары перевозятся под таможенным контролем по таможенной территории таможенного союза от таможенного органа отправления до таможенного органа назначения без уплаты таможенных пошлин, налогов с применением запретов и ограничений.
Помещение товаров под таможенную процедуру таможенного транзита допускается при условии, что в отношении товаров приняты меры обеспечения соблюдения таможенного транзита в соответствии со статьей 217 ТК ТС (пункт 5 статьи 216 ТК ТС).
Согласно статье 217 ТК ТС при выпуске иностранных товаров в соответствии с таможенной процедурой таможенного транзита, перевозимых автомобильным транспортом, дополнительной мерой обеспечения таможенного транзита является установление маршрута перевозки товаров.
На основании пункта 5 статьи 234 Федерального закона от 27.11.2010 N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации" таможенные органы могут устанавливать маршруты перевозки товаров в порядке и на условиях, которые определяются пунктом 3 статьи 217 ТК ТС. Правительство Российской Федерации вправе устанавливать маршруты перевозки по территории Российской Федерации отдельных видов товаров, помещенных под таможенную процедуру таможенного транзита. Изменение маршрута, установленного таможенным органом, допускается с письменного разрешения таможенного органа отправления либо любого таможенного органа, находящегося на пути следования.
Пунктом 1 статьи 223 ТК ТС предусмотрено, что при перевозке товаров в соответствии с таможенной процедурой таможенного транзита перевозчик независимо от того, является ли он декларантом этой таможенной процедуры, обязан доставить товары и документы на них в установленные таможенным органом отправления сроки в место доставки товаров, следуя по определенному маршруту, если он установлен.
В силу статьи 224 ТК ТС за неисполнение своих обязанностей при перевозке товаров в соответствии с таможенной процедурой таможенного транзита перевозчик несет ответственность в соответствии с главой 16 КоАП РФ.
Действия должностных лиц таможенных органов при установлении маршрута перевозки товаров регламентированы приказом ФТС России от 09.06.2012 N 1150.
Данный приказ предусматривает, что таможенные органы отправления:
1) при выпуске в соответствии с таможенной процедурой таможенного транзита иностранных товаров, перевозимых автомобильным транспортом от таможенных органов отправления Российской Федерации до таможенных органов назначения Республики Казахстан, должны устанавливать на основании статьи 217 ТК ТС дополнительно к иным мерам обеспечения соблюдения таможенного транзита маршрут перевозки товаров - таможенный пост Российской Федерации, находящийся в непосредственной близости от российско-казахстанского участка государственной границы Российской Федерации (от места вывоза товаров с территории Российской Федерации) (далее - промежуточный таможенный орган), и указывать путем внесения записи "Маршрут: (наименование промежуточного таможенного органа и его место нахождения)":
- - в графе 22 отрывных листов N 1 и N 2 и графе 5 корешка N 1 книжки МДП - в случае перемещения товаров с использованием книжки МДП;
- - на оборотной стороне двух экземпляров транспортного (перевозочного) документа, с отметками о выпуске товаров, предназначенных для таможенного органа отправления и для вручения перевозчику;
2) заверяют указанную в подпункте 1 настоящего пункта запись на оборотной стороне двух экземпляров транспортного (перевозочного) документа подписью и оттиском личной номерной печати уполномоченного должностного лица таможенного органа отправления;
3) информируют перевозчика о предусмотренной пунктом 1 статьи 223 ТК ТС обязанности следования по установленному маршруту перевозки товаров, необходимости представления промежуточному таможенному органу товаров и документов с отметками о выпуске товаров и установлении маршрута перевозки товаров, а также об ответственности, установленной статьей 16.10 КоАП РФ, за несоблюдение установленного маршрута перевозки товаров.
Судом установлено, что транспортное средство с регистрационным номером KGBН9640; прицеп с регистрационным номером 090BD пересекло границу Российской Федерации в зоне деятельности таможенного поста МАПП Троебортное Брянской таможни, в качестве транзитной декларации были приняты транспортные документы: книжка МДП XQ72962411 KGZ/092/039.
При оформлении таможенного транзита в графе 22 отрывных листков книжки МДП XQ72962411, а также на оборотной стороне двух экземпляров CMR N 0000365 от 27.03.2013 Брянской таможней установлен маршрут перевозки товаров - таможенный пост РФ, находящийся в непосредственной близости от российско - казахстанского участка Государственной границы РФ (от места вывоза товаров с территории РФ) Соль - Илецкий таможенный пост Оренбургской таможни с указанием его места нахождения.
Также в уведомлении, врученном представителю сОО "Глоботранс - водителю состава транспортных средств с регистрационными знаками KGBН9640/090BD, содержалось предупреждение о необходимости соблюдения установленного маршрута перевозки (п. 1 ст. 223, ст. 217 ТК ТС) и об ответственности за несоблюдение маршрута перевозки (ст. 16.10 КоАП РФ). Таким образом, маршрут перевозки был установлен таможенным органом.
При осуществлении таможенного контроля по запросу Брянской таможни из Оренбургской таможни получена информация о том, что представитель перевозчика, перемещавшего товары по книжке МДП XQ72962411, на Соль - Илецкий таможенный пост Оренбургской таможни для регистрации соблюдения маршрута перевозки товаров не обращался.
В силу части 1 статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Согласно части 2 статьи 2.1 Кодекса юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
В данном случае вина ОсОО "Глоботранс" заключается в том, что общество не приняло всех мер для соблюдения таможенного законодательства, хотя имело такую возможность, поскольку совершение нарушения таможенных правил не вызвано следствием чрезвычайных, объективно непредвиденных обстоятельств и других непредвиденных, непреодолимых препятствий, находящихся вне контроля лица привлекаемого к ответственности.
На основании изложенного суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о наличии в действиях ОсОО "Глоботранс" административного правонарушения, предусмотренного статьей 16.10 КоАП РФ.
Довод апелляционной жалобы о том, что в ТК ТС не содержатся нормы о промежуточных таможенных органах и об их полномочиях, и ОсОО "Глоботранс" в полном объеме выполнило предписанные статьей 223 ТК ТС нормы поведения, доставило груз и товаросопроводительные документы в определенный таможенным органом пункт назначения, противоречит вышеизложенным нормам материального права и обстоятельствам дела.
Ссылка общества на то, что т\\\\п "Соль-Илецкий" Оренбургской таможни не имеет реального права и возможности внести отметки в книжку МДП по операции таможенного транзита с подтверждением маршрута перевозки в книжке МДП, несостоятельна.
Пунктом 2 Приказа ФТС России от 09.06.2012 N 1150 на промежуточные таможенные органы возложены следующие обязанности:
1) регистрировать соблюдение маршрута перевозки товаров в автоматизированной системе контроля таможенного транзита с учетом взаимодействия с системой NCTS (АС КТТ-2);
2) вносить запись "Товар проследовал" с указанием даты представления товаров, заверяемой подписью и оттиском личной номерной печати должностного лица промежуточного таможенного органа, на оборотной стороне транспортного (перевозочного) документа с отметками о выпуске товаров и об установлении маршрута перевозки товаров;
3) изготавливать и хранить копию транспортного (перевозочного) документа с отметками о выпуске товаров, установлении и регистрации маршрута перевозки товаров.
Таким образом, с учетом отсутствия в электронной базе таможенных органов (АС КТТ-2) сведений о соблюдении маршрута перевозки, доказательством о его соблюдении может быть копия транспортного (перевозочного) документа с отметками о выпуске товаров и об установлении маршрута перевозки товаров, на оборотной стороне которого имеется запись "Товар проследовал" с указанием даты представления товаров, заверяемой подписью и оттиском личной номерной печати должностного лица промежуточного таможенного органа.
Из представленной Обществом копии СМR, якобы свидетельствующей о том, что маршрут перевозки не был установлен, не усматривается, что данная копия имеет отношение к рассматриваемому делу, т.к. на ней отсутствуют какие-либо отметки Брянской таможни, такие как направляющий штамп, оттиски личных номерных печатей, также на ней отсутствует запись "Товар проследовал". Более того, на копии имеются отметки Таганрогской таможни, что свидетельствует о неприменимости данной копии в качестве доказательства об отсутствии состава правонарушения по настоящему делу.
Судом первой инстанции полно установлены все обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения дела, как того требует часть 6 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, нормы материального права применены верно.
Нарушений норм процессуального права, влекущих по правилам части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации отмену судебного акта в любом случае, не выявлено.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Брянской области от 10.12.2013 по делу N А09-8608/2013 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. В соответствии с частью 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба подается через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий
О.А.ТИМИНСКАЯ
Судьи
Н.В.ЗАИКИНА
Е.В.МОРДАСОВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "TMJ.SU | Таможенное дело. Таможенное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДВАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 17.02.2014 ПО ДЕЛУ N А09-8608/2013
Разделы:Таможенные процедуры и режимы; Таможенное дело
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ДВАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 17 февраля 2014 г. по делу N А09-8608/2013
Резолютивная часть постановления объявлена 14 февраля 2014 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 17 февраля 2014 года.
Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Тиминской О.А., судей Заикиной Н.В. и Мордасова Е.В., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Бондаренко О.А., в отсутствие надлежащим образом извещенных представителей общества с ограниченной ответственностью "Глоботранс" (Кыргызская республика, г. Бишкек), Брянской таможни (г. Брянск, ОГРН 1023202738558, ИНН 3232000180), рассмотрев апелляционную жалобу ОсОО "Глоботранс" на решение Арбитражного суда Брянской области от 10.12.2013 по делу N А09-8608/2013,
установил:
следующее.
Общество с ограниченной ответственностью "Глоботранс" (далее - ОсОО "Глоботранс", общество) обратилось в суд с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Брянской таможни (далее - таможня) от 12.09.2013 N 10102000-2642/2013 по делу об административном правонарушении.
Решением арбитражного суда от 10.12.2013 заявленные требования оставлены без удовлетворения.
Не согласившись с состоявшимся судебным актом, общество подало апелляционную жалобу.
Оценив доводы апелляционной жалобы, исследовав материалы дела, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции исходя из следующего.
Судом установлено, что 07.04.2013 на таможенном посту МАПП Троебортное Брянской таможни осуществлен выпуск товаров в соответствии с таможенной процедурой таможенного транзита (книжки МДП XQ72962411, CMR N 0000365 от 27.03.2013): шины и покрышки пневматические. Срок таможенного транзита установлен 06.05.2013. Товар следовал из Германии в Кыргыстан на составе транспортных средств регистрационные знаки KGBН9640/090BD. Согласно товаросопроводительным документам перевозчиком являлось ОсОО "ГЛОБОТРАНС" (ул. Лермонтова, д. 12, г. Бишкек, Кыргыская Республика, 720022, ИНН 01805199810131, KGZ/092/039).
На основании ст. 217 Таможенного кодекса Таможенного союза был установлен маршрут перевозки товаров - таможенный пост Российской Федерации, находящийся в непосредственной близости от российско - казахского участка Государственной границы Российской Федерации (от места вывоза товаров с территории РФ) путем внесения записи о его наименовании - Соль - Илецкий таможенный пост Оренбургской таможни и его местонахождении в графу 22 отрывных листов N 1 и N 2 книги МДП XQ72962411, а также на оборотной стороне двух экземпляров CMR N 0000365 от 27.03.2013 с отметками о выпуске товаров, предназначенных для таможенного органа отправления и для вручения перевозчику.
При этом был информирован перевозчик о предусмотренной пунктом 1 статьи 223 Таможенного кодекса Таможенного союза обязанности следования по установленному маршруту перевозки товаров, необходимости представления Соль-Илецкому таможенному посту Оренбургской таможни как промежуточному таможенному органу товаров и документов с отметками о выпуске товаров и установлении маршрута перевозки товаров, а также об ответственности, установленной статьей 16.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях за несоблюдение установленного маршрута перевозки товаров.
При осуществлении контроля за соблюдением перевозчиками установленного таможенным органом отправления маршрута перевозки товаров с использованием автоматизированной системы контроля таможенного транзита с учетом взаимодействия с системой NCTS (АС КТТ-2) отсутствовала регистрация Соль-Илецким таможенным постом Оренбургской таможни соблюдения маршрута перевозки товаров.
Брянской таможней был направлен запрос 04.06.2013 в Оренбургскую таможню о регистрации соблюдения маршрута перевозки товаров в АС КТТ-2 и предоставлении копий CMR N 0000365 от 27.03.2013 с отметками о выпуске товаров и об установлении маршрута перевозки товаров и с записью "Товар проследовал" с указанием даты представления товаров на оборотной стороне.
Из Оренбургской таможни 13.06.2013 получена информация о том, что представитель перевозчика, перемещавшего товары по книжке МДП XQ72962411, на Соль-Илецкий таможенный пост Оренбургской таможни для регистрации соблюдения маршрута перевозки товаров не обращался.
От перевозчика ОсОО "ГЛОБОТРАНС" 02.07.2013 получена информация, в которой не подтверждается факт соблюдения маршрута перевозки товаров.
Данный факт послужил основанием для возбуждения 01.08.2013 заместителем начальника ОКТТ Брянской таможни дела об административном правонарушении N 10102000-2642/2013 в отношении ОсОО "Глоботранс".
В отношении ОсОО "Глоботранс" таможней 29.08.2013 составлен протокол по делу об административном правонарушении по делу N 1010200-2642/2013.
Постановлением Брянской таможни от 12.09.2013 общество признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 16.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, выразившегося в несоблюдении установленного таможенным органом маршрута таможенного транзита, с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 5 000 руб.
Полагая, что данное постановление не соответствует действующему законодательству и нарушает права и законные интересы общества, ОсОО "Глоботранс" обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Отказывая в удовлетворении требований заявителя, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о наличии в действиях общества состава административного правонарушения, ответственность за которое установлена ст. 16.10 КоАП РФ.
Статьей 16.10 КоАП РФ предусмотрена ответственность за несоблюдение перевозчиком установленного таможенным органом срока внутреннего таможенного транзита или международного таможенного транзита либо определенного таможенным органом маршрута перевозки товаров, а равно доставку товаров в зону таможенного контроля, отличную от определенной таможенным органом в качестве места доставки.
Объективной стороной правонарушения по указанной статье является несоблюдение перевозчиком установленного таможенным органом срока внутреннего таможенного транзита или международного таможенного транзита либо определенного таможенным органом маршрута перевозки товаров, а равно доставка товаров в зону таможенного контроля, отличную от определенной таможенным органом в качестве места доставки.
В соответствии с пунктом 21 статьи 4 Таможенного кодекса Таможенного союза (далее - ТК ТС) перевозчик - лицо, осуществляющее перевозку товаров и (или) пассажиров через таможенную границу и (или) перевозку товаров, находящихся под таможенным контролем в пределах таможенной территории таможенного союза, или являющееся ответственным за использование транспортных средств.
Товары, перемещаемые через таможенную границу, подлежат таможенному контролю в порядке, установленном таможенным законодательством таможенного союза и законодательством государств - членов таможенного союза (пункт 3 статьи 150ТК ТС).
Статьей 215 ТК ТС предусмотрено, что таможенным транзитом является таможенная процедура, в соответствии с которой товары перевозятся под таможенным контролем по таможенной территории таможенного союза от таможенного органа отправления до таможенного органа назначения без уплаты таможенных пошлин, налогов с применением запретов и ограничений.
Помещение товаров под таможенную процедуру таможенного транзита допускается при условии, что в отношении товаров приняты меры обеспечения соблюдения таможенного транзита в соответствии со статьей 217 ТК ТС (пункт 5 статьи 216 ТК ТС).
Согласно статье 217 ТК ТС при выпуске иностранных товаров в соответствии с таможенной процедурой таможенного транзита, перевозимых автомобильным транспортом, дополнительной мерой обеспечения таможенного транзита является установление маршрута перевозки товаров.
На основании пункта 5 статьи 234 Федерального закона от 27.11.2010 N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации" таможенные органы могут устанавливать маршруты перевозки товаров в порядке и на условиях, которые определяются пунктом 3 статьи 217 ТК ТС. Правительство Российской Федерации вправе устанавливать маршруты перевозки по территории Российской Федерации отдельных видов товаров, помещенных под таможенную процедуру таможенного транзита. Изменение маршрута, установленного таможенным органом, допускается с письменного разрешения таможенного органа отправления либо любого таможенного органа, находящегося на пути следования.
Пунктом 1 статьи 223 ТК ТС предусмотрено, что при перевозке товаров в соответствии с таможенной процедурой таможенного транзита перевозчик независимо от того, является ли он декларантом этой таможенной процедуры, обязан доставить товары и документы на них в установленные таможенным органом отправления сроки в место доставки товаров, следуя по определенному маршруту, если он установлен.
В силу статьи 224 ТК ТС за неисполнение своих обязанностей при перевозке товаров в соответствии с таможенной процедурой таможенного транзита перевозчик несет ответственность в соответствии с главой 16 КоАП РФ.
Действия должностных лиц таможенных органов при установлении маршрута перевозки товаров регламентированы приказом ФТС России от 09.06.2012 N 1150.
Данный приказ предусматривает, что таможенные органы отправления:
1) при выпуске в соответствии с таможенной процедурой таможенного транзита иностранных товаров, перевозимых автомобильным транспортом от таможенных органов отправления Российской Федерации до таможенных органов назначения Республики Казахстан, должны устанавливать на основании статьи 217 ТК ТС дополнительно к иным мерам обеспечения соблюдения таможенного транзита маршрут перевозки товаров - таможенный пост Российской Федерации, находящийся в непосредственной близости от российско-казахстанского участка государственной границы Российской Федерации (от места вывоза товаров с территории Российской Федерации) (далее - промежуточный таможенный орган), и указывать путем внесения записи "Маршрут: (наименование промежуточного таможенного органа и его место нахождения)":
- - в графе 22 отрывных листов N 1 и N 2 и графе 5 корешка N 1 книжки МДП - в случае перемещения товаров с использованием книжки МДП;
- - на оборотной стороне двух экземпляров транспортного (перевозочного) документа, с отметками о выпуске товаров, предназначенных для таможенного органа отправления и для вручения перевозчику;
2) заверяют указанную в подпункте 1 настоящего пункта запись на оборотной стороне двух экземпляров транспортного (перевозочного) документа подписью и оттиском личной номерной печати уполномоченного должностного лица таможенного органа отправления;
3) информируют перевозчика о предусмотренной пунктом 1 статьи 223 ТК ТС обязанности следования по установленному маршруту перевозки товаров, необходимости представления промежуточному таможенному органу товаров и документов с отметками о выпуске товаров и установлении маршрута перевозки товаров, а также об ответственности, установленной статьей 16.10 КоАП РФ, за несоблюдение установленного маршрута перевозки товаров.
Судом установлено, что транспортное средство с регистрационным номером KGBН9640; прицеп с регистрационным номером 090BD пересекло границу Российской Федерации в зоне деятельности таможенного поста МАПП Троебортное Брянской таможни, в качестве транзитной декларации были приняты транспортные документы: книжка МДП XQ72962411 KGZ/092/039.
При оформлении таможенного транзита в графе 22 отрывных листков книжки МДП XQ72962411, а также на оборотной стороне двух экземпляров CMR N 0000365 от 27.03.2013 Брянской таможней установлен маршрут перевозки товаров - таможенный пост РФ, находящийся в непосредственной близости от российско - казахстанского участка Государственной границы РФ (от места вывоза товаров с территории РФ) Соль - Илецкий таможенный пост Оренбургской таможни с указанием его места нахождения.
Также в уведомлении, врученном представителю сОО "Глоботранс - водителю состава транспортных средств с регистрационными знаками KGBН9640/090BD, содержалось предупреждение о необходимости соблюдения установленного маршрута перевозки (п. 1 ст. 223, ст. 217 ТК ТС) и об ответственности за несоблюдение маршрута перевозки (ст. 16.10 КоАП РФ). Таким образом, маршрут перевозки был установлен таможенным органом.
При осуществлении таможенного контроля по запросу Брянской таможни из Оренбургской таможни получена информация о том, что представитель перевозчика, перемещавшего товары по книжке МДП XQ72962411, на Соль - Илецкий таможенный пост Оренбургской таможни для регистрации соблюдения маршрута перевозки товаров не обращался.
В силу части 1 статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Согласно части 2 статьи 2.1 Кодекса юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
В данном случае вина ОсОО "Глоботранс" заключается в том, что общество не приняло всех мер для соблюдения таможенного законодательства, хотя имело такую возможность, поскольку совершение нарушения таможенных правил не вызвано следствием чрезвычайных, объективно непредвиденных обстоятельств и других непредвиденных, непреодолимых препятствий, находящихся вне контроля лица привлекаемого к ответственности.
На основании изложенного суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о наличии в действиях ОсОО "Глоботранс" административного правонарушения, предусмотренного статьей 16.10 КоАП РФ.
Довод апелляционной жалобы о том, что в ТК ТС не содержатся нормы о промежуточных таможенных органах и об их полномочиях, и ОсОО "Глоботранс" в полном объеме выполнило предписанные статьей 223 ТК ТС нормы поведения, доставило груз и товаросопроводительные документы в определенный таможенным органом пункт назначения, противоречит вышеизложенным нормам материального права и обстоятельствам дела.
Ссылка общества на то, что т\\\\п "Соль-Илецкий" Оренбургской таможни не имеет реального права и возможности внести отметки в книжку МДП по операции таможенного транзита с подтверждением маршрута перевозки в книжке МДП, несостоятельна.
Пунктом 2 Приказа ФТС России от 09.06.2012 N 1150 на промежуточные таможенные органы возложены следующие обязанности:
1) регистрировать соблюдение маршрута перевозки товаров в автоматизированной системе контроля таможенного транзита с учетом взаимодействия с системой NCTS (АС КТТ-2);
2) вносить запись "Товар проследовал" с указанием даты представления товаров, заверяемой подписью и оттиском личной номерной печати должностного лица промежуточного таможенного органа, на оборотной стороне транспортного (перевозочного) документа с отметками о выпуске товаров и об установлении маршрута перевозки товаров;
3) изготавливать и хранить копию транспортного (перевозочного) документа с отметками о выпуске товаров, установлении и регистрации маршрута перевозки товаров.
Таким образом, с учетом отсутствия в электронной базе таможенных органов (АС КТТ-2) сведений о соблюдении маршрута перевозки, доказательством о его соблюдении может быть копия транспортного (перевозочного) документа с отметками о выпуске товаров и об установлении маршрута перевозки товаров, на оборотной стороне которого имеется запись "Товар проследовал" с указанием даты представления товаров, заверяемой подписью и оттиском личной номерной печати должностного лица промежуточного таможенного органа.
Из представленной Обществом копии СМR, якобы свидетельствующей о том, что маршрут перевозки не был установлен, не усматривается, что данная копия имеет отношение к рассматриваемому делу, т.к. на ней отсутствуют какие-либо отметки Брянской таможни, такие как направляющий штамп, оттиски личных номерных печатей, также на ней отсутствует запись "Товар проследовал". Более того, на копии имеются отметки Таганрогской таможни, что свидетельствует о неприменимости данной копии в качестве доказательства об отсутствии состава правонарушения по настоящему делу.
Судом первой инстанции полно установлены все обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения дела, как того требует часть 6 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, нормы материального права применены верно.
Нарушений норм процессуального права, влекущих по правилам части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации отмену судебного акта в любом случае, не выявлено.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Брянской области от 10.12.2013 по делу N А09-8608/2013 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. В соответствии с частью 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба подается через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий
О.А.ТИМИНСКАЯ
Судьи
Н.В.ЗАИКИНА
Е.В.МОРДАСОВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "TMJ.SU | Таможенное дело. Таможенное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)