Судебные решения, арбитраж
Ввоз (импорт) товаров; Таможенное дело
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 10 февраля 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 17 февраля 2015 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Филимоновой С.С.,
судей Смотровой Н.Н., Сурмаляна Г.А.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Смирновой В.Ю.
при участии:
от заявителя: не явился, извещен надлежащим образом,
от заинтересованного лица: не явился, извещен надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Квадро"
на решение Арбитражного суда Краснодарского края
от 17.11.2014 по делу N А32-34032/2014
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Квадро"
к заинтересованному лицу Краснодарской таможне
о признании незаконным постановления по делу об административном правонарушении,
принятое в составе судьи Гонзус И.П.,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Квадро" обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением к Краснодарской таможне о признании незаконным постановления таможни по делу об административном правонарушении от 27.08.2014 года N 10109000-448/2014 по части 1 статьи 16.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Решением суда от 17.11.2014 г. в удовлетворении заявленных требований отказано. Судебный акт мотивирован наличием в деянии общества состава вменяемого ему правонарушения.
Не согласившись с принятым решением, ООО "Квадро" обжаловало его в порядке, предусмотренном гл. 34 АПК РФ. В апелляционной жалобе заявитель просит решение суда отменить, ссылаясь на то, что общество не оспаривает факт правонарушения, но просит снизить размер штрафа до 25 000 рублей, ссылаясь на то, что деяние общества было неумышленным, стоимость товара, на который распространяются ограничения по ввозу составляет 7958 рублей 53 копейки, что значительно меньше суммы назначенного таможней штрафа.
Краснодарская таможня отзыв на апелляционную жалобу не представила.
В судебное заседание представители сторон, надлежаще извещенных о времени и месте судебного разбирательства, не явились, дело рассмотрено в порядке ст. 156 АПК РФ в отсутствие участвующих в деле лиц.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, на основании контракта N АК-12/2011 от 15.12.2011, заключенного между фирмой "ASBOYA KIMYA SANAYI VE TICARET A.S." (Турция, Hadimkoy Mahallesi, Ayasofya Caddesi, No:14), ООО "Квадро" ввезло на таможенную территорию РФ товар - сложный органический растворитель для молотковой эмали, не содержит этиловый спирт и озоноразрушающие вещества, растворитель для молотковой краски "THINNER", изготовитель "ASBOYA KIMYA SANAYI VE TICARET A.S.", товарный знак: PICANTE, состав: толуол - 77%, ацетон -16%, бутилгликоль - 2%, изобутанол - 5% в количестве 60 банок,15 упаковок. В таможенном отношении товар оформлен по ДТ N 10309090/230913/0005714.
В ходе таможенного контроля таможенным органом установлено, что в составе ввезенного обществом товара имеется вещество толуол в количестве 77% общего объема.
В соответствии с постановлением Правительства РФ от 30.06.1998 N 681 "Об утверждении перечня наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации" толуол и ацетон являются прекурсорами, оборот которых в РФ ограничен.
В соответствии с п. 357, п. 371 раздела 2.12 Единого перечня товаров, к которым применяются запреты или ограничения на ввоз или вывоз государствами - членами Таможенного союза в рамках Евразийского экономического сообщества в торговле с третьими странами, утвержденного Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 16.08.2012 N 134, ацетон и толуол включены в перечень наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоровы, ввоз и вывоз которых на таможенную территорию таможенного союза допускается на основании лицензии, смеси, содержащие несколько прекурсоров (толуол и ацетон), подлежат контролю, если суммарная концентрация входящих в состав таких смесей прекурсоров равна или превышает концентрацию, установленную для одного из веществ, величина которой имеет наибольшее значение (70%).
При таможенном декларировании товара в комплекте предоставленных документов и сведений отсутствовал разрешающий документ (разовая лицензия) на ввоз на таможенную территорию Таможенного союза наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров. Следовательно, при совершении таможенных операций в отношении товара - сложный органический растворитель для молотковой эмали, заявленного в ДТ N 10309090/230913/0005714, не соблюдены запреты и ограничения, на ввоз данного товара на таможенную территорию Таможенного союза, установленные таможенным законодательством Таможенного союза и законодательством Российской Федерации,
По факту несоблюдения обществом запретов и ограничений на ввоз товара на территорию Таможенного союза Краснодарская таможня составила в отношении ООО "Квадро" протокол от 18.07.14 N 10309000-448/2014.
Постановлением от 27.08.14 N 10309000-448/2014 общество "Квадро" привлечено к административной ответственности по части 1 статьи 16.3 КоАП РФ с назначением наказания в виде административного штрафа 105000 руб.
Указанное постановление оспорено обществом в судебном порядке.
Принимая решение, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о доказанности наличия в деянии общества состава вменяемого ему правонарушения.
Объективную сторону правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 16.3 КоАП РФ, составляет несоблюдение установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности и не носящих экономического характера запретов и (или) ограничений на ввоз товаров на таможенную территорию Российской Федерации и (или) вывоз товаров с таможенной территории Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных частью 3 статьи 16.2 настоящего Кодекса.
Субъектом правонарушения выступает лицо, которое в силу закона обязано соблюдать установленные ограничения. Субъективная сторона характеризуется виной.
Возможность привлечения лица к административной ответственности обусловлена обязательным наличием всех элементов состава правонарушения.
В соответствии с пунктами 1, 2 статьи 150 Таможенного кодекса Таможенного союза все лица на равных основаниях имеют право на перемещение товаров через таможенную границу с соблюдением положений, установленных таможенным законодательством таможенного союза и законодательством государств - членов таможенного союза. Товары перемещаются через таможенную границу в порядке, установленном таможенным законодательством таможенного союза.
Перемещение товаров через таможенную границу осуществляется с соблюдением запретов и ограничений, если иное не установлено Таможенным кодексом Таможенного союза, международными договорами государств - членов таможенного союза, решениями Комиссии таможенного союза и нормативными правовыми актами государств - членов таможенного союза, изданными в соответствии с международными договорами государств - членов таможенного союза, которыми установлены такие запреты и ограничения (пункт 1 статьи 152 Таможенного кодекса Таможенного союза).
На основании пункта 1 статьи 179 Таможенного кодекса Таможенного союза товары подлежат таможенному декларированию при помещении под таможенную процедуру либо в иных случаях, установленных в соответствии с данным Кодексом.
В силу абзаца 1 пункта 1 статьи 183 Таможенного кодекса Таможенного союза подача таможенной декларации должна сопровождаться представлением таможенному органу документов, на основании которых заполнена таможенная декларация, если иное не установлено настоящим Кодексом.
Согласно подпункту 5 пункта 1 статьи 183 Таможенного кодекса Таможенного союза к числу таких документов относятся, в частности, документы, подтверждающие соблюдение запретов и ограничений.
Пункт 5 статьи 183 Таможенного кодекса Таможенного союза предусматривает, что подача таможенной декларации должна сопровождаться представлением таможенному органу документов, на основании которых заполнена таможенная декларация, если иное не установлено Таможенным кодексом Таможенного союза. К таким документам, помимо прочих, относятся документы, подтверждающие соблюдение запретов и ограничений.
В соответствии с пунктом 8 статьи 4 Таможенного кодекса Таможенного союза запреты и ограничения - комплекс мер, применяемых в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу, включающие меры нетарифного регулирования, меры, затрагивающие внешнюю торговлю товарами и вводимые исходя из национальных интересов, особые виды запретов и ограничений внешней торговли товарами, меры экспортного контроля, в том числе в отношении продукции военного назначения, технического регулирования и др., которые установлены международными договорами государств - членов таможенного союза, решениями Комиссии таможенного союза и нормативными и нормативными правовыми актами государств - членов таможенного союза, изданными в соответствии с международными договорами государств - членов таможенного союза.
Согласно разделу 2.12 Решения Комиссии Таможенного союза от 27.11.2009 N 132 "О едином нетарифном регулировании таможенного союза Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации" на товары, содержащие в своем составе прекурсоры, требуется предоставление лицензии Минпромторга РФ, на основании которой, производится ввоз таких товаров на таможенную территорию таможенного союза.
В соответствии со статьей 152 Таможенного кодекса Таможенного союза перемещение товаров через таможенную границу осуществляется с соблюдением запретов и ограничений, если иное не установлено Таможенного кодекса Таможенного союза, международными договорами государств - членов таможенного союза, решениями Комиссии таможенного союза и нормативными правовыми актами государств - членов таможенного союза, изданными в соответствии с международными договорами государств - членов таможенного союза, которыми установлены такие запреты и ограничения.
Как следует из положений статьи 181 Таможенного кодекса Таможенного союза при помещении под таможенные процедуры, за исключением таможенной процедуры таможенного транзита, таможенному органу представляется декларация на товары, в которой помимо иных сведений о товарах указываются сведения о соблюдении ограничений.
Согласно пункту 2 статьи 188 Таможенного кодекса Таможенного союза при таможенном декларировании товаров и совершении иных таможенных операций, необходимых для помещения товаров под таможенную процедуру, декларант обязан представить в таможенный орган документы, на основании которых заполнена таможенная декларация, если иное не установлено таможенным законодательством таможенного союза.
В соответствии с пунктом 7 статьи 190 Таможенного кодекса Таможенного союза, с момента регистрации таможенная декларация становится документом, свидетельствующим о фактах, имеющих юридическое значение.
Решением Межгосударственного Совета ЕврАзЭС от 27.11.2009 N 19 и Решением Комиссии Таможенного союза от 27.11.2009 N 132 утвержден "Единый перечень товаров, к которым применяются запреты или ограничения на ввоз или вывоз государствами - членами Таможенного союза в рамках Евразийского экономического сообщества в торговле с третьими странами и Положением о применении ограничений" (далее - Единый перечень).
Так, согласно Единому перечню, вещество "ацетон с концентрацией 60% или более" включено в раздел 2.12 "Наркотические средства, психотропные вещества и их прекурсоры, ввоз и вывоз которых на таможенную территорию Таможенного союза допускается на основании лицензии", а также, из указанного раздела следует, что растворитель по ДТ N 10309090/230913/0005714, смеси содержащие несколько прекурсоров (толуол и ацетон), подлежат контролю, если суммарная концентрация входящих в состав таких смесей прекурсоров равна или превышает концентрацию, установленную для одного из веществ, величина которой имеет наибольшее значение.
Согласно пункту 4 постановления Правительства Российской Федерации от 21.03.2011 N 181 "О порядке ввоза в Российскую Федерацию и вывоза из Российской Федерации наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров" для осуществления ввоза (вывоза) наркотических средств, психотропных веществ или прекурсоров, внесенных в Единый Перечень, юридическим лицом должна быть получена разовая лицензия Министерства промышленности и торговли Российской Федерации в порядке, установленном статьей 3 Соглашения Правительств государств - членов Евразийского экономического сообщества от 09.06.2009 "О правилах лицензирования в сфере внешней торговли товарами".
Таким образом, ООО "Квадро" при таможенном декларировании по ДТ N N 10309090/230913/0005714, в которой заявлен товар N 7 - сложный органический растворитель для молотковой эмали, содержащий толуол - 77%, ацетон - 16%, должна была быть предоставлена разовая лицензия Министерства промышленности и торговли Российской Федерации, на основании которой осуществляется ввоз на таможенную территорию Таможенного союза указанного товара. Однако ООО "Квадро" при таможенном декларировании не была представлена лицензия Министерства промышленности и торговли Российской Федерации, либо запрос на получение разрешения в ФСКН России, подтверждающие соблюдение установленных ограничений, что является нарушением требований статьей 152, 183 Таможенного кодекса Таможенного союза, Решения Коллегии Евразийской экономической комиссии от 16.08.2012 N 134 и постановления Правительства Российской Федерации от 21.03.2011 N 181 и характеризует объективную сторону данного административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 16.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Субъектом данного правонарушения является лицо, на которое возложена обязанность по соблюдению установленных запретов и ограничений. Согласно пункта 2 статьи 179 Таможенного кодекса Таможенного союза таможенное декларирование товаров производится декларантом либо таможенным представителем, действующим от имени и по поручению декларанта. Согласно ДТ N 10309090/230913/0005714получателем указанного товара и декларантом является ООО "Квадро", следовательно, субъектом ответственности по данному делу об административном правонарушении является ООО "Квадро".
Согласно части 1 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
В соответствии с частью 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Вступая в таможенные правоотношения, лицо должно не только знать о существовании обязанностей, отдельно установленных для каждого вида правоотношений (в данном случае обязанность ООО "Квадро" соблюдать установленные в соответствии с действующим законодательством ограничения), но и обеспечить их выполнение, то есть соблюсти ту степень заботливости и осмотрительности, которая необходима для строгого соблюдения требований закона.
Как верно установлено судом первой инстанции общество, являясь участником внешнеэкономической деятельности, могло и должно было знать, что поставляемый товар - растворитель по ДТ N 10309090/230913/0005714 включает в свой состав вещества (толуол, ацетон) ограниченные к ввозу в Российскую Федерацию, но не соблюло все запреты и ограничения, предусмотренные законодательством Таможенного союза и Российской Федерации.
При таких обстоятельствах постановление таможни о привлечении общества к административной ответственности по ч. 1 ст. 16.3 КоАП РФ обоснованно признано судом первой инстанции законным.
Судебная коллегия признает обоснованным также вывод суда первой инстанции об отсутствии оснований для назначения наказания обществу ниже низшего предела санкции, предусмотренной частью 1 статьи 16.3 КоАП РФ.
Согласно части 1 статьи 3.1 КоАП РФ целью административного наказания является предупреждение совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами.
Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 25.02.2014 N 4-П впредь до внесения в КоАП РФ надлежащих изменений размер административного штрафа, назначаемого юридическим лицам, совершившим административные правонарушения, предусмотренные частью 1 статьи 7.3, частью 1 статьи 9.1, частью 1 статьи 14.43, частью 2 статьи 15.19, частями 2 и 5 статьи 15.23.1 и статьей 19.7.3 КоАП РФ, а равно иные административные правонарушения, минимальный размер административного штрафа за которые установлено в сумме ста тысяч рублей и более, может быть снижен судом ниже низшего предела, предусмотренного для юридических лиц соответствующей административной санкцией, на основе требований Конституции Российской Федерации, и правовых позиций Конституционного Суда Российской Федерации, выраженных в названном Постановлении.
При этом Конституционный Суд Российской Федерации указал, что вводя для юридических лиц административные штрафы, минимальные размеры которых составляют значительную сумму, федеральный законодатель, следуя конституционным требованиям индивидуализации административной ответственности и административного наказания, соразмерности возможных ограничений конституционных прав и свобод, обязан заботиться о том, чтобы их применение не влекло за собой избыточного использования административного принуждения, было сопоставимо с характером административного правонарушения, степенью вины нарушителя, наступившими последствиями и одновременно позволяло бы надлежащим образом учитывать реальное имущественное и финансовое положение привлекаемого к административной ответственности юридического лица.
Конституционный суд также указал, что принятие решения о назначении юридическому лицу административного штрафа ниже низшего предела, предусмотренного соответствующей административной санкцией, допускается только в исключительных случаях и только в судебном порядке.
Исходя из оценки конкретных обстоятельств дела, принимая во внимание повторность совершения обществом правонарушения (постановлением Центральной акцизной таможни от 30.12.2013 N 10006000-154/2014 ООО "Квадро" привлечено к ответственности по ч. 1 ст. 16.3 КоАП РФ за аналогичное правонарушение по иной таможенной декларации), что, в свою очередь, свидетельствует о пренебрежительном отношении заявителя к публично-правовым обязанностям, учитывая, что ранее принятые к обществу меры административного воздействия за однородные правонарушения не обеспечили достижение целей административного наказания, предусмотренных частью 1 статьи 3.1 КоАП РФ, а также отсутствие исключительных обстоятельств, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу об отсутствии оснований для признания правонарушения малозначительным, а также назначения обществу административного наказания ниже низшего предела.
Нарушений или неправильного применения норм материального и процессуального права, в то числе являющихся в соответствии с частью 4 статьи 270 АПК РФ безусловным основанием к отмене обжалуемого судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
Таким образом, принимая во внимание, что дело рассмотрено судом первой инстанции полно и всесторонне, нормы материального и процессуального права не нарушены, выводы суда о применении норм права соответствуют установленным по делу обстоятельствам и имеющимся доказательствам, у апелляционной коллегии не имеется правовых оснований для удовлетворения апелляционной жалобы заявителя и отмены принятого по делу решения.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 17.11.2014 по делу N А32-34032/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Председательствующий
С.С.ФИЛИМОНОВА
Судьи
Н.Н.СМОТРОВА
Г.А.СУРМАЛЯН
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "TMJ.SU | Таможенное дело. Таможенное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПЯТНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 17.02.2015 N 15АП-23926/2014 ПО ДЕЛУ N А32-34032/2014
Разделы:Ввоз (импорт) товаров; Таможенное дело
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ПЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 17 февраля 2015 г. N 15АП-23926/2014
Дело N А32-34032/2014
Резолютивная часть постановления объявлена 10 февраля 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 17 февраля 2015 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Филимоновой С.С.,
судей Смотровой Н.Н., Сурмаляна Г.А.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Смирновой В.Ю.
при участии:
от заявителя: не явился, извещен надлежащим образом,
от заинтересованного лица: не явился, извещен надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Квадро"
на решение Арбитражного суда Краснодарского края
от 17.11.2014 по делу N А32-34032/2014
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Квадро"
к заинтересованному лицу Краснодарской таможне
о признании незаконным постановления по делу об административном правонарушении,
принятое в составе судьи Гонзус И.П.,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Квадро" обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением к Краснодарской таможне о признании незаконным постановления таможни по делу об административном правонарушении от 27.08.2014 года N 10109000-448/2014 по части 1 статьи 16.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Решением суда от 17.11.2014 г. в удовлетворении заявленных требований отказано. Судебный акт мотивирован наличием в деянии общества состава вменяемого ему правонарушения.
Не согласившись с принятым решением, ООО "Квадро" обжаловало его в порядке, предусмотренном гл. 34 АПК РФ. В апелляционной жалобе заявитель просит решение суда отменить, ссылаясь на то, что общество не оспаривает факт правонарушения, но просит снизить размер штрафа до 25 000 рублей, ссылаясь на то, что деяние общества было неумышленным, стоимость товара, на который распространяются ограничения по ввозу составляет 7958 рублей 53 копейки, что значительно меньше суммы назначенного таможней штрафа.
Краснодарская таможня отзыв на апелляционную жалобу не представила.
В судебное заседание представители сторон, надлежаще извещенных о времени и месте судебного разбирательства, не явились, дело рассмотрено в порядке ст. 156 АПК РФ в отсутствие участвующих в деле лиц.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, на основании контракта N АК-12/2011 от 15.12.2011, заключенного между фирмой "ASBOYA KIMYA SANAYI VE TICARET A.S." (Турция, Hadimkoy Mahallesi, Ayasofya Caddesi, No:14), ООО "Квадро" ввезло на таможенную территорию РФ товар - сложный органический растворитель для молотковой эмали, не содержит этиловый спирт и озоноразрушающие вещества, растворитель для молотковой краски "THINNER", изготовитель "ASBOYA KIMYA SANAYI VE TICARET A.S.", товарный знак: PICANTE, состав: толуол - 77%, ацетон -16%, бутилгликоль - 2%, изобутанол - 5% в количестве 60 банок,15 упаковок. В таможенном отношении товар оформлен по ДТ N 10309090/230913/0005714.
В ходе таможенного контроля таможенным органом установлено, что в составе ввезенного обществом товара имеется вещество толуол в количестве 77% общего объема.
В соответствии с постановлением Правительства РФ от 30.06.1998 N 681 "Об утверждении перечня наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации" толуол и ацетон являются прекурсорами, оборот которых в РФ ограничен.
В соответствии с п. 357, п. 371 раздела 2.12 Единого перечня товаров, к которым применяются запреты или ограничения на ввоз или вывоз государствами - членами Таможенного союза в рамках Евразийского экономического сообщества в торговле с третьими странами, утвержденного Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 16.08.2012 N 134, ацетон и толуол включены в перечень наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоровы, ввоз и вывоз которых на таможенную территорию таможенного союза допускается на основании лицензии, смеси, содержащие несколько прекурсоров (толуол и ацетон), подлежат контролю, если суммарная концентрация входящих в состав таких смесей прекурсоров равна или превышает концентрацию, установленную для одного из веществ, величина которой имеет наибольшее значение (70%).
При таможенном декларировании товара в комплекте предоставленных документов и сведений отсутствовал разрешающий документ (разовая лицензия) на ввоз на таможенную территорию Таможенного союза наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров. Следовательно, при совершении таможенных операций в отношении товара - сложный органический растворитель для молотковой эмали, заявленного в ДТ N 10309090/230913/0005714, не соблюдены запреты и ограничения, на ввоз данного товара на таможенную территорию Таможенного союза, установленные таможенным законодательством Таможенного союза и законодательством Российской Федерации,
По факту несоблюдения обществом запретов и ограничений на ввоз товара на территорию Таможенного союза Краснодарская таможня составила в отношении ООО "Квадро" протокол от 18.07.14 N 10309000-448/2014.
Постановлением от 27.08.14 N 10309000-448/2014 общество "Квадро" привлечено к административной ответственности по части 1 статьи 16.3 КоАП РФ с назначением наказания в виде административного штрафа 105000 руб.
Указанное постановление оспорено обществом в судебном порядке.
Принимая решение, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о доказанности наличия в деянии общества состава вменяемого ему правонарушения.
Объективную сторону правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 16.3 КоАП РФ, составляет несоблюдение установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности и не носящих экономического характера запретов и (или) ограничений на ввоз товаров на таможенную территорию Российской Федерации и (или) вывоз товаров с таможенной территории Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных частью 3 статьи 16.2 настоящего Кодекса.
Субъектом правонарушения выступает лицо, которое в силу закона обязано соблюдать установленные ограничения. Субъективная сторона характеризуется виной.
Возможность привлечения лица к административной ответственности обусловлена обязательным наличием всех элементов состава правонарушения.
В соответствии с пунктами 1, 2 статьи 150 Таможенного кодекса Таможенного союза все лица на равных основаниях имеют право на перемещение товаров через таможенную границу с соблюдением положений, установленных таможенным законодательством таможенного союза и законодательством государств - членов таможенного союза. Товары перемещаются через таможенную границу в порядке, установленном таможенным законодательством таможенного союза.
Перемещение товаров через таможенную границу осуществляется с соблюдением запретов и ограничений, если иное не установлено Таможенным кодексом Таможенного союза, международными договорами государств - членов таможенного союза, решениями Комиссии таможенного союза и нормативными правовыми актами государств - членов таможенного союза, изданными в соответствии с международными договорами государств - членов таможенного союза, которыми установлены такие запреты и ограничения (пункт 1 статьи 152 Таможенного кодекса Таможенного союза).
На основании пункта 1 статьи 179 Таможенного кодекса Таможенного союза товары подлежат таможенному декларированию при помещении под таможенную процедуру либо в иных случаях, установленных в соответствии с данным Кодексом.
В силу абзаца 1 пункта 1 статьи 183 Таможенного кодекса Таможенного союза подача таможенной декларации должна сопровождаться представлением таможенному органу документов, на основании которых заполнена таможенная декларация, если иное не установлено настоящим Кодексом.
Согласно подпункту 5 пункта 1 статьи 183 Таможенного кодекса Таможенного союза к числу таких документов относятся, в частности, документы, подтверждающие соблюдение запретов и ограничений.
Пункт 5 статьи 183 Таможенного кодекса Таможенного союза предусматривает, что подача таможенной декларации должна сопровождаться представлением таможенному органу документов, на основании которых заполнена таможенная декларация, если иное не установлено Таможенным кодексом Таможенного союза. К таким документам, помимо прочих, относятся документы, подтверждающие соблюдение запретов и ограничений.
В соответствии с пунктом 8 статьи 4 Таможенного кодекса Таможенного союза запреты и ограничения - комплекс мер, применяемых в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу, включающие меры нетарифного регулирования, меры, затрагивающие внешнюю торговлю товарами и вводимые исходя из национальных интересов, особые виды запретов и ограничений внешней торговли товарами, меры экспортного контроля, в том числе в отношении продукции военного назначения, технического регулирования и др., которые установлены международными договорами государств - членов таможенного союза, решениями Комиссии таможенного союза и нормативными и нормативными правовыми актами государств - членов таможенного союза, изданными в соответствии с международными договорами государств - членов таможенного союза.
Согласно разделу 2.12 Решения Комиссии Таможенного союза от 27.11.2009 N 132 "О едином нетарифном регулировании таможенного союза Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации" на товары, содержащие в своем составе прекурсоры, требуется предоставление лицензии Минпромторга РФ, на основании которой, производится ввоз таких товаров на таможенную территорию таможенного союза.
В соответствии со статьей 152 Таможенного кодекса Таможенного союза перемещение товаров через таможенную границу осуществляется с соблюдением запретов и ограничений, если иное не установлено Таможенного кодекса Таможенного союза, международными договорами государств - членов таможенного союза, решениями Комиссии таможенного союза и нормативными правовыми актами государств - членов таможенного союза, изданными в соответствии с международными договорами государств - членов таможенного союза, которыми установлены такие запреты и ограничения.
Как следует из положений статьи 181 Таможенного кодекса Таможенного союза при помещении под таможенные процедуры, за исключением таможенной процедуры таможенного транзита, таможенному органу представляется декларация на товары, в которой помимо иных сведений о товарах указываются сведения о соблюдении ограничений.
Согласно пункту 2 статьи 188 Таможенного кодекса Таможенного союза при таможенном декларировании товаров и совершении иных таможенных операций, необходимых для помещения товаров под таможенную процедуру, декларант обязан представить в таможенный орган документы, на основании которых заполнена таможенная декларация, если иное не установлено таможенным законодательством таможенного союза.
В соответствии с пунктом 7 статьи 190 Таможенного кодекса Таможенного союза, с момента регистрации таможенная декларация становится документом, свидетельствующим о фактах, имеющих юридическое значение.
Решением Межгосударственного Совета ЕврАзЭС от 27.11.2009 N 19 и Решением Комиссии Таможенного союза от 27.11.2009 N 132 утвержден "Единый перечень товаров, к которым применяются запреты или ограничения на ввоз или вывоз государствами - членами Таможенного союза в рамках Евразийского экономического сообщества в торговле с третьими странами и Положением о применении ограничений" (далее - Единый перечень).
Так, согласно Единому перечню, вещество "ацетон с концентрацией 60% или более" включено в раздел 2.12 "Наркотические средства, психотропные вещества и их прекурсоры, ввоз и вывоз которых на таможенную территорию Таможенного союза допускается на основании лицензии", а также, из указанного раздела следует, что растворитель по ДТ N 10309090/230913/0005714, смеси содержащие несколько прекурсоров (толуол и ацетон), подлежат контролю, если суммарная концентрация входящих в состав таких смесей прекурсоров равна или превышает концентрацию, установленную для одного из веществ, величина которой имеет наибольшее значение.
Согласно пункту 4 постановления Правительства Российской Федерации от 21.03.2011 N 181 "О порядке ввоза в Российскую Федерацию и вывоза из Российской Федерации наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров" для осуществления ввоза (вывоза) наркотических средств, психотропных веществ или прекурсоров, внесенных в Единый Перечень, юридическим лицом должна быть получена разовая лицензия Министерства промышленности и торговли Российской Федерации в порядке, установленном статьей 3 Соглашения Правительств государств - членов Евразийского экономического сообщества от 09.06.2009 "О правилах лицензирования в сфере внешней торговли товарами".
Таким образом, ООО "Квадро" при таможенном декларировании по ДТ N N 10309090/230913/0005714, в которой заявлен товар N 7 - сложный органический растворитель для молотковой эмали, содержащий толуол - 77%, ацетон - 16%, должна была быть предоставлена разовая лицензия Министерства промышленности и торговли Российской Федерации, на основании которой осуществляется ввоз на таможенную территорию Таможенного союза указанного товара. Однако ООО "Квадро" при таможенном декларировании не была представлена лицензия Министерства промышленности и торговли Российской Федерации, либо запрос на получение разрешения в ФСКН России, подтверждающие соблюдение установленных ограничений, что является нарушением требований статьей 152, 183 Таможенного кодекса Таможенного союза, Решения Коллегии Евразийской экономической комиссии от 16.08.2012 N 134 и постановления Правительства Российской Федерации от 21.03.2011 N 181 и характеризует объективную сторону данного административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 16.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Субъектом данного правонарушения является лицо, на которое возложена обязанность по соблюдению установленных запретов и ограничений. Согласно пункта 2 статьи 179 Таможенного кодекса Таможенного союза таможенное декларирование товаров производится декларантом либо таможенным представителем, действующим от имени и по поручению декларанта. Согласно ДТ N 10309090/230913/0005714получателем указанного товара и декларантом является ООО "Квадро", следовательно, субъектом ответственности по данному делу об административном правонарушении является ООО "Квадро".
Согласно части 1 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
В соответствии с частью 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Вступая в таможенные правоотношения, лицо должно не только знать о существовании обязанностей, отдельно установленных для каждого вида правоотношений (в данном случае обязанность ООО "Квадро" соблюдать установленные в соответствии с действующим законодательством ограничения), но и обеспечить их выполнение, то есть соблюсти ту степень заботливости и осмотрительности, которая необходима для строгого соблюдения требований закона.
Как верно установлено судом первой инстанции общество, являясь участником внешнеэкономической деятельности, могло и должно было знать, что поставляемый товар - растворитель по ДТ N 10309090/230913/0005714 включает в свой состав вещества (толуол, ацетон) ограниченные к ввозу в Российскую Федерацию, но не соблюло все запреты и ограничения, предусмотренные законодательством Таможенного союза и Российской Федерации.
При таких обстоятельствах постановление таможни о привлечении общества к административной ответственности по ч. 1 ст. 16.3 КоАП РФ обоснованно признано судом первой инстанции законным.
Судебная коллегия признает обоснованным также вывод суда первой инстанции об отсутствии оснований для назначения наказания обществу ниже низшего предела санкции, предусмотренной частью 1 статьи 16.3 КоАП РФ.
Согласно части 1 статьи 3.1 КоАП РФ целью административного наказания является предупреждение совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами.
Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 25.02.2014 N 4-П впредь до внесения в КоАП РФ надлежащих изменений размер административного штрафа, назначаемого юридическим лицам, совершившим административные правонарушения, предусмотренные частью 1 статьи 7.3, частью 1 статьи 9.1, частью 1 статьи 14.43, частью 2 статьи 15.19, частями 2 и 5 статьи 15.23.1 и статьей 19.7.3 КоАП РФ, а равно иные административные правонарушения, минимальный размер административного штрафа за которые установлено в сумме ста тысяч рублей и более, может быть снижен судом ниже низшего предела, предусмотренного для юридических лиц соответствующей административной санкцией, на основе требований Конституции Российской Федерации, и правовых позиций Конституционного Суда Российской Федерации, выраженных в названном Постановлении.
При этом Конституционный Суд Российской Федерации указал, что вводя для юридических лиц административные штрафы, минимальные размеры которых составляют значительную сумму, федеральный законодатель, следуя конституционным требованиям индивидуализации административной ответственности и административного наказания, соразмерности возможных ограничений конституционных прав и свобод, обязан заботиться о том, чтобы их применение не влекло за собой избыточного использования административного принуждения, было сопоставимо с характером административного правонарушения, степенью вины нарушителя, наступившими последствиями и одновременно позволяло бы надлежащим образом учитывать реальное имущественное и финансовое положение привлекаемого к административной ответственности юридического лица.
Конституционный суд также указал, что принятие решения о назначении юридическому лицу административного штрафа ниже низшего предела, предусмотренного соответствующей административной санкцией, допускается только в исключительных случаях и только в судебном порядке.
Исходя из оценки конкретных обстоятельств дела, принимая во внимание повторность совершения обществом правонарушения (постановлением Центральной акцизной таможни от 30.12.2013 N 10006000-154/2014 ООО "Квадро" привлечено к ответственности по ч. 1 ст. 16.3 КоАП РФ за аналогичное правонарушение по иной таможенной декларации), что, в свою очередь, свидетельствует о пренебрежительном отношении заявителя к публично-правовым обязанностям, учитывая, что ранее принятые к обществу меры административного воздействия за однородные правонарушения не обеспечили достижение целей административного наказания, предусмотренных частью 1 статьи 3.1 КоАП РФ, а также отсутствие исключительных обстоятельств, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу об отсутствии оснований для признания правонарушения малозначительным, а также назначения обществу административного наказания ниже низшего предела.
Нарушений или неправильного применения норм материального и процессуального права, в то числе являющихся в соответствии с частью 4 статьи 270 АПК РФ безусловным основанием к отмене обжалуемого судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
Таким образом, принимая во внимание, что дело рассмотрено судом первой инстанции полно и всесторонне, нормы материального и процессуального права не нарушены, выводы суда о применении норм права соответствуют установленным по делу обстоятельствам и имеющимся доказательствам, у апелляционной коллегии не имеется правовых оснований для удовлетворения апелляционной жалобы заявителя и отмены принятого по делу решения.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 17.11.2014 по делу N А32-34032/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Председательствующий
С.С.ФИЛИМОНОВА
Судьи
Н.Н.СМОТРОВА
Г.А.СУРМАЛЯН
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "TMJ.SU | Таможенное дело. Таможенное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)