Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПЯТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 02.09.2009 N 05АП-3847/2009 ПО ДЕЛУ N А51-8544/2009

Разделы:
Вывоз (экспорт) товаров; Таможенное дело

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ПЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

Именем Российской Федерации

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 2 сентября 2009 г. N 05АП-3847/2009

Дело N А51-8544/2009

Резолютивная часть постановления оглашена 31.08.2009.
Полный текст постановления изготовлен 02.09.2009.
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего: Г.А. Симоновой
судей: Т.А. Солохиной., Е.Л.Сидорович
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Ворожбит Я.А.
при участии:
- от ООО "Союз-Н": директор Непрокина Н.П. выписка от 21.04.2009 года; представитель Ходыкина О.М. по доверенности от 10.06.2009 года сроком действия 2 года, паспорт <...>;
- от Уссурийской таможни: лейтенант Масленникова Е.И. по доверенности N 7114 от 20.07.2009 года сроком действия 1 год, удостоверение N 021170 сроком действия до 07.11.2011 года; старший государственный таможенный инспектор Зубова О.А. по доверенности N 8563 от 26.08.2009 года сроком действия до 31.12.2009 года, удостоверение N 075296 сроком действия до 03.07.2014 года.
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Союз-Н" на решение от 14 июля 2009 г. судьи Колтуновой Н.В. по делу N А51-8544/2009 Арбитражного суда Приморского края по заявлению ООО "Союз-Н" к Уссурийской таможне
об оспаривании постановления по делу об административном правонарушении, отмене решения

установил:

Общество с ограниченной ответственностью "Союз-Н" (далее по тексту - ООО "Союз-Н", заявитель) обратилось в суд с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Уссурийской таможни по делу об административном правонарушении N 10716000-120/2009 от 21.05.2009 по части 1 статьи 16.3 Кодекса об административных правонарушениях РФ (далее - КоАП РФ).
Решением суда от 14.07.2009 г. в удовлетворении заявленных требований отказано. Суд пришел к выводу о том, что вина ООО "Союз-Н" в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 16.3 КоАП РФ доказана материалами дела, в связи с чем оснований для отмены постановления, не имелось.
ООО "Союз-Н" не согласившись с решением суда, подало апелляционную жалобу, и просит судебный акт отменить. В доводах жалобы указывает, что таможенный орган, имея в своем распоряжении лицензию, представленную Обществом вместе с пакетом документов на экспорт лесоматериалов никаких ограничений в выпуске лесопродукции, связанных с ограничением срока лицензии при оформлении ГТД и переходе границы в таможенном пункте Гродеково таможенными органами заявлено не было. Заявитель указывает, что им были выполнены требования таможенного законодательства по предъявлению разрешительных документов в отношении вывезенного с таможенной территории РФ товара, а задержка при доставке лесоматериалов произошла не по его вине. По мнению Общества, именно таможенный орган не принял мер к запрету вывоза товара в связи с истечением срока лицензии на момент фактического вывоза товара, и не сообщил декларанту о нарушении таможенных правил, тем самым, нарушив Инструкцию об оперативном и централизованном контроле за ввозом и вывозом лицензируемых товаров, утвержденной приказом ГТК РФ от 15.12.2002 N 1342. Более того, вынося постановление о привлечении ООО "Союз-Н" к административной ответственности, таможня указала на неисполнение Обществом обязанностей, установленных ст. 13 ТК РФ и ст. 24 ФЗ "Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности", но Общество этих законодательных актов не нарушало: лицензия была предоставлена для оформления таможенной декларации и выпуска товара в режиме экспорта. Ссылку таможни на нарушение Приказа ГТК РФ от 15.12.2002 N 1342 заявитель считает несостоятельной, т.к. утвержденная им Инструкция адресована таможенным органам и предусматривает обязанность именно таможенного органа осуществлять контроль за ввозом и вывозом, в том числе и за сроками лицензии.
В судебном заседании представители ООО "Союз-Н" доводы, изложенные в апелляционной жалобе, поддержали.
Представители Уссурийской таможни с жалобой не согласились, считают решение суда законным и обоснованным, представлен письменный отзыв.
Исследовав материалы дела, проверив в порядке статей 266, 268, 270 Арбитражного процессуального кодекса РФ, правильность применения норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции считает, что решение отмене не подлежит в связи со следующим.
Согласно материалам дела, ООО "Союз-Н" зарегистрировано в качестве юридического лица 27.06.2007, что подтверждается свидетельством серии 25 N 002793830.
06.03.2008 Министерством экономического развития и торговли РФ заявителю выдана разовая лицензия N ЛР0350804000192 на экспорт товара, поставляемого в рамках внешнеторгового контракта N HLSF-222 от 30.06.2007. Лицензия выдана сроком до 31.12.2008.
26.12.2008 в Лесозаводский таможенный пост Уссурийской таможни ООО "Союз-Н" подана ГТД N 10716020/261208/0006179 на товары N 1-4 "пиловочник дуб монгольский различных размеров", поставляемые в счет исполнения внешнеторгового контракта от 30.06.2007 N HLSF-222, дополнений к контракту от 19.10.2007 N 1, 27.10.2008 N 6 в количестве 63,1 м 3, указав в графе 33 ГТД классификационный код товара 4403911000 ТН ВЭД России, в графе 44 ГТД - срок действия разовой лицензии.
В ходе проверки, проводимой ОТН и ТО таможни в соответствии со статьей 361 Таможенного кодекса РФ в части контроля за перемещением лицензируемых товаров через таможенную границу РФ до истечения срока действия лицензий, в Гродековскую таможню был направлен запрос от 11.02.2009 N 19-21/1237 о предоставлении информации о дате фактического вывоза товара N 1-4 по ГТД N 10716020/261208/0006179.
В результате предоставленной информации было выявлено, что по данной ГТД вывоз товара в КНР был осуществлен 02.01.2009, то есть после истечения срока действия лицензии.
По факту обнаружения признаков административного правонарушения 11.03.2009 Уссурийская таможня возбудила в отношении ООО "Союз-Н" дело об административном правонарушении N 10716000-120/2009, предусмотренном частью 1 статьи 16.3 КоАП РФ.
10.04.2009 в отношении ООО "Союз-Н" уполномоченным по ОВД отдела административных расследований Уссурийской таможни составлен протокол об административном правонарушении N 10716000-120/2009, в соответствии с которым действия общества квалифицированы по части 1 статьи 16.3 КоАП РФ, а 21.05.2009 вынесено постановление N 10716000-120/2009, которым Общество было признано виновным в совершении указанного правонарушения, на него наложен административный штраф в размере 180 000 руб.
Не согласившись с вынесенным постановлением о привлечении к административной ответственности, ООО "Союз-Н" обратилось с рассматриваемым заявлением в суд.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, отзыва, коллегия пришла к следующему.
В соответствии со статьей 123 Таможенного кодекса РФ (далее - ТК РФ), товары подлежат декларированию таможенным органам при их перемещении через таможенную границу, изменении таможенного режима, а также в других случаях, установленными статьями 183, 184, 247 и 391 настоящего Кодекса.
Согласно статье 131 ТК РФ подача таможенной декларации должна сопровождаться представлением в таможенный орган документов, подтверждающих заявленные в таможенной декларации сведения. В частности, при декларировании товаров представляются разрешения, лицензии, сертификаты и (или) иные документы, подтверждающие соблюдение ограничений, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности.
Частью 1 статьи 16.3 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за несоблюдение установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности и не носящих экономического характера запретов и (или) ограничений на ввоз товаров на таможенную территорию Российской Федерации и (или) вывоз товаров с таможенной территории Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных частью 3 статьи 16.2 настоящего Кодекса.
Объективную сторону правонарушений, предусмотренных данной статьей, составляют несоблюдение установленных в соответствии с законодательством РФ о государственном регулировании внешнеторговой деятельности не носящих экономического характера запретов и (или) ограничений на ввоз товаров на таможенную территорию РФ и (или) вывоз товаров с таможенной территории РФ.
В соответствии с Федеральным законом от 08.12.2003 N 164 "Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности" (далее - Федеральный Закон) установлена необходимость и порядок лицензирования в сфере внешней торговли товарами. В статье 24 названного Федерального закона установлено, что основанием для экспорта и (или) импорта отдельных видов товаров является лицензия, выдаваемая уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. Отсутствие лицензии является основанием для отказа в выпуске товаров таможенными органами России.
В силу п. 17 ст. 2, ст. 20 названного Федерального закона лицензирование в сфере внешней торговли товарами относится к мерам нетарифного регулирования и представляет собой метод государственного регулирования внешней торговли товарами, осуществляемый путем введения количественных ограничений и иных запретов и ограничений экономического характера.
Запреты и ограничения, не носящие экономического характера, вводятся исходя из национальных интересов и целей, определенных статьей 32 Федерального закона, независимо от иных положений главы 5 данного Закона (например, лицензии в случаях, предусмотренных пунктами 2 и 3 части 1 статьи 24 этого Закона, лицензия на ввоз и вывоз продукции военного назначения, товаров и технологий, используемых при создании оружия массового уничтожения и средств его доставки, запрет на ввоз на территорию Российской Федерации отходов в целях их захоронения и обезвреживания, разрешение МВД России на ввоз на территорию Российской Федерации оружия, сертификат соответствия и т.д.). Запреты и ограничения, не носящие экономического характера, в отличие от запретов и ограничений экономического характера согласно статье 158 ТК РФ применяются независимо от заявленного таможенного режима.
Во исполнение данного Федерального закона в целях защиты интересов Российской Федерации при заготовке, реализации древесины ценных лесных пород и осуществлении внешнеторговых операций Правительством Российской Федерации принято Постановление от 05.01.1999 N 18 "О дополнительных мерах государственного регулирования при заготовке, реализации и экспорте древесины ценных лесных пород".
Данным нормативно-правовым документом установлено, что на товары "лесоматериалы из дуба", классифицируемые кодом 4403911000 ТН ВЭД России, выдается лицензия Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации. Выдача лицензий на экспорт из РФ лесоматериалов ценных лесных пород осуществляется Министерством торговли РФ в автоматическом режиме (без количественных ограничений).
Согласно п. 3 а) Положения о лицензировании в сфере внешней торговли товарами, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 09.06.2005 N 364, (далее - Постановление) "разовая лицензия - документ, выдаваемый заявителю на основании договора (контракта), оформившего внешнеторговую сделку, предметом которой является экспорт или импорт отдельного вида товара в определенном количестве. Срок действия разовой лицензии не может превышать 1 год со дня ее выдачи. В случае если в отношении товара введены временные количественные ограничения, срок действия такой лицензии заканчивается 1 января следующего года".
В соответствии с лицензией N ЛР0350804000192 срок ее действия - до 31.12.2008. Таким образом, ООО "Союз-Н" осуществляя внешнеэкономическую деятельность, имело возможность для соблюдения таможенных правил, т.к. не могло не знать об истечении срока лицензии, выдаваемой на 1 год, однако никаких мер направленных на получение новой лицензии или ускорении вывоза лесоматериалов до истечения действия имеющейся лицензии не предприняло.
В соответствии с пунктом 28 статьи 2 Федерального закона N 164-ФЗ под экспортом товара понимается вывоз товара с таможенной территории Российской Федерации без обязательства об обратном ввозе.
Статьями 165 и 166 ТК России установлено, что экспорт - таможенный режим, при котором товары, находящиеся в свободном обращении на таможенной территории Российской Федерации, вывозятся с этой территории без обязательства об обратном ввозе. Экспорт товаров осуществляется при условии соблюдения ограничений, установленных в соответствии с законодательством России о государственном регулировании внешнеторговой деятельности.
В силу пп. 9 п. 1 ст. 11 ТК России вывоз товаров с таможенной территории Российской Федерации - это подача таможенной декларации, а также все последующие предусмотренные Таможенным кодексом России действия с товарами до фактического пересечения ими таможенной границы. Пределы таможенной территории России являются таможенной границей, которая совпадает с Государственной границей России (ст. 2 ТК России).
Пунктом 20 "Инструкции об оперативном и централизованном контроле за ввозом и вывозом лицензируемых товаров", утвержденной приказом ГТК России от 15.12.2002 N 1342 "О контроле за ввозом и вывозом лицензируемых товаров" (зарегистрирован в Минюсте России 26 февраля 2003 г. N 4233) установлено, что лицензируемые товары должны быть перемешены через таможенную границу Российской Федерации до истечения срока действия лицензии то есть фактически вывезены с таможенной территории Российской Федерации до истечения срока действия лицензии.
Согласно части 1 статьи 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
В части 2 упомянутой статьи установлено, что юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъектов РФ предусмотрена административная ответственность, но данным***.
Из материалов дела судом установлено, что Общество не выполнило возложенную на него законодательством Российской Федерации обязанность по соблюдению ограничений и запретов, не носящих экономического характера, а именно зная о сроке окончания действия лицензии и о порядке выдачи новой, допустило вывоз лесоматериалов с таможенной территории РФ на основании лицензии с истекшим сроком действия, т.е. юридическим лицом не были приняты все зависящие от него меры по соблюдению требований закона. На этом основании суд первой пришел к обоснованному выводу о наличии в действиях Общества признаков административного правонарушения, ответственность за которое установлена в части 1 статьи 16.3 КоАП РФ.
В связи с этим, суд находит необоснованным требование ООО "Союз-Н" о признании незаконным и отмене постановления Уссурийской таможни о привлечении его к административной ответственности.
Довод жалобы о том, что Инструкция, утвержденная Приказом ГТК РФ от 15.12.2002 N 1342 адресована только таможенным органам и предусматривает обязанность именно таможенного органа осуществлять контроль за ввозом и вывозом, в том числе и за сроками лицензии, коллегия отклоняет в силу следующего.
Как видно из преамбулы Приказа ГТК России от 15.12.2002 N 1342 (пункт 4), действие Инструкции об оперативном и централизованном контроле за ввозом и вывозом лицензируемых товаров распространяется на всех заинтересованных лиц. Таким образом, в силу того, что ООО "Союз-Н" осуществляет внешнеэкономическую деятельность, оно, несомненно является заинтересованным лицом, тем более, что оно выступает декларантом при вывозе товара с таможенной территории РФ, следовательно, обязано принимать необходимые меры по соблюдению требований действующего таможенного законодательства.
Согласно части 3 статьи 211 Арбитражного процессуального кодекса РФ в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что решение административного органа о привлечении к административной ответственности является законным и обоснованным, суд принимает решение об отказе в удовлетворении требования заявителя.
При изложенных обстоятельствах, оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения не имеется.
Руководствуясь статьями 258, 266 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд

постановил:

Решение от 14 июля 2009 г. по делу N А51-8544/2009 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный Арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Приморского края в течение двух месяцев.

Председательствующий
Г.А.СИМОНОВА

Судьи
Т.А.СОЛОХИНА
Е.Л.СИДОРОВИЧ















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "TMJ.SU | Таможенное дело. Таможенное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)