Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДЕСЯТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 31.07.2015 N 10АП-7127/2015 ПО ДЕЛУ N А41-74551/14

Разделы:
Ввоз (импорт) товаров; Таможенное дело

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ДЕСЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 31 июля 2015 г. по делу N А41-74551/14


Резолютивная часть постановления объявлена 29 июля 2015 года
Постановление изготовлено в полном объеме 31 июля 2015 года
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Игнахиной М.В.,
судей Виткаловой Е.Н., Мищенко Е.А.,
при ведении протокола судебного заседания: Белкиным Н.А.,
при участии в заседании:
от Шереметьевской таможни - Ем. И.И., представитель по доверенности от 23.03.2015; Соколова Н.М., представитель по доверенности от 21.07.2015,
от ООО "Мэйджор Карго Сервис" - Злобина О.М., представитель по доверенности от 01.11.2013,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Шереметьевской таможни на решение Арбитражного суда Московской области от 26.02.2015 по делу N А41-74551/14, принятое судьей Денисовым А.Э., по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Мэйджор Карго Сервис" к Шереметьевской таможне об оспаривании решения государственного органа и обязании его устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя,

установил:

общество с ограниченной ответственностью "Мэйджор Карго Сервис" (далее - ООО "Мэйджор Карго Сервис", общество) обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением к Шереметьевской таможне (далее - таможня, таможенный орган, заинтересованное лицо) о признании недействительным требование Шереметьевской таможни от 15.08.2014 N 671/2 об уплате таможенных платежей; обязании Шереметьевскую таможню возвратить ООО "Мэйджор Карго Сервис" уплаченные таможенные пошлины, налог на добавленную стоимость и пени в размере 649 733 рублей 06 копеек.
Решением Арбитражного суда Московской области от 26.02.2015 по делу N А41-74551/14 заявленные требования удовлетворены (л.д. 93-97).
Не согласившись с данным судебным актом, таможня обратилась в Десятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой в которой просило решение от 26.02.2015 отменить, в удовлетворении требований отказать.
В судебном заседании представитель таможни поддержал доводы апелляционной жалобы, просил решение суда первой инстанции отменить, апелляционную жалобу удовлетворить.
Представитель ООО "Мэйджор Карго Сервис" возражал против доводов апелляционной жалобы, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Законность и обоснованность принятого судом первой инстанции решения проверены арбитражным апелляционным судом в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив доводы апелляционной жалобы в совокупности и взаимосвязи с собранными по делу доказательствами, апелляционный суд не усматривает оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, общество, действуя в качестве таможенного представителя, совершило таможенные операции, связанные с декларированием товаров по декларации на товары (далее - ДТ) N 10005023/230811/0041617 в соответствии с заявленным таможенным режимом относительно товара: "расходомеры жидкостные...". При этом в указанной ДТ ввезенный товар классифицирован под кодом 9026 10 210 9 ТН ВЭД ТС, в отношении которого установлена ставка ввозной таможенной пошлины в размере 0% от таможенной стоимости ввозимых товаров.
Данный товар выпущен для внутреннего потребления в соответствии с заявленной таможенной процедурой.
После выпуска товара по результатам проверки правильности определения классификационного кода товара таможенный орган не согласился с определенным заявителем кодом ТН ВЭД ТС, в связи с чем, 17.06.2014 таможней принято решение N РКТ-10005000-14/001139 по ДТ N 10005023/230811/0041617 о классификации товаров в соответствии с кодом ТН ВЭД ТС 9026 80 200 9 (л.д. 16).
На основании решения о классификации товаров по ТН ВЭД ТС от 17.06.2014 N РКТ-10005000-14/001139 таможня выставила выставлено требование об уплате таможенных платежей от 15.08.2014 N 671/2 (л.д. 9-11).
Соответствующее требование также таможней выставлено декларанту, которое в последующем исполнено таможенным представителем, сумма таможенных платежей погашена в полном объеме.
Полагая, что таможней нарушена процедура выставления требования об уплате таможенных платежей, а также последнее составлено за пределами трехлетнего пресекательного срока, исчисляемого в соответствии с пунктом 1 части 5 статьи 150 Федерального закона N 311-ФЗ, общество обратилось с Арбитражный суд Московской области с заявленными требования.
Удовлетворяя требования общества, суд первой инстанции признал, что процедура выставления требования и срок не нарушены таможней, вместе с тем, судом сделаны выводы о незаконности решения таможни о классификации товара, на основании которого было выставлено требование об оплате, в связи с чем требования общества удовлетворены.
Проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба таможенного органа не подлежит удовлетворению ввиду следующего.
При помещении товаров под таможенные процедуры таможенному органу представляется декларация на товары, в которой указываются основные сведения о товарах, в том числе о таможенной стоимости, указанные в пункте 2 статьи 181 Таможенного кодекса.
Таможенное декларирование товаров производится декларантом либо таможенным представителем, действующим от имени и по поручению декларанта (пункт 2 статьи 179 Таможенного кодекса).
Как следует из пункта 2 статьи 15 Таможенного кодекса, при совершении таможенных операций таможенный представитель обладает теми же правами, что и лицо, которое уполномочивает его представлять свои интересы во взаимоотношениях с таможенными органами.
В соответствии со статьей 189 Таможенного кодекса декларант несет ответственность за заявление недостоверных сведений, указанных в таможенной декларации, в том числе при принятии таможенными органами решения о выпуске товаров с использованием системами управления рисками.
Обязанность по уплате ввозных таможенных пошлин, налогов в отношении товаров, помещаемых под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления, возникает у декларанта с момента регистрации таможенным органом таможенной декларации (пункт 1 статьи 211 Таможенного кодекса).
На основании статьи 66 Таможенного кодекса контроль таможенной стоимости товаров осуществляется таможенным органом в рамках проведения таможенного контроля.
В силу статьи 79 Таможенного кодекса и статьи 114 Закона о таможенном регулировании плательщиками таможенных пошлин, налогов являются декларант или иные лица, на которых в соответствии с Таможенном кодексом, международными договорами государств - членов таможенного союза и (или) законодательством государств - членов таможенного союза возложена обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов.
Частью 6 статьи 60 Закона о таможенном регулировании предусмотрено, что при декларировании товаров и (или) их выпуске таможенный представитель несет солидарную с декларантом или иными представляемыми им лицами обязанность по уплате таможенных платежей в полном размере суммы подлежащих уплате таможенных платежей вне зависимости от условий договора таможенного представителя с декларантом и иными представляемыми им лицами.
В соответствии с частью 4 статьи 150 Закона о таможенном регулировании при солидарной обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов декларанта и таможенного представителя требования об уплате таможенных платежей выставляются одновременно декларанту и таможенному представителю с указанием об этом в данных требованиях. Требование об уплате таможенных платежей выставляется лицу, осуществлявшему декларирование товаров в качестве таможенного представителя, также в случае, если это лицо прекратило свою деятельность в качестве таможенного представителя. В случае, если возможность выставить требования об уплате таможенных платежей сразу двум лицам, указанным в настоящей части, отсутствует, таможенный орган выставляет требование об уплате таможенных платежей одному из этих двух лиц. При применении мер по принудительному взысканию таможенных пошлин, налогов при солидарной обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов таможенные органы пользуются правами кредитора при солидарной обязанности по правилам, установленным гражданским законодательством Российской Федерации.
Как установлено судом первой инстанции общество, включенное в реестр таможенных представителей, произвело декларирование товара декларанта. В последующем осуществив изменение кода ТН ВЭД ТС, таможенный орган доначислил таможенные платежи, и выставил декларанту и таможенному представителю требования на их уплату.
Таким образом, требования об уплате таможенных платежей после выпуска товаров таможенным органом, соответствуют положениям статьи 60 Таможенного кодекса, согласно которой таможенных представитель несет солидарную ответственность за уплату таможенных платежей, обязанность по уплате которых возникает при декларировании товаров таможенным представителем. Иными словами, существенным является не момент возникновения обязанности по уплате таможенных платежей (в период декларирования, либо после выпуска товаров), а сам факт декларирования товаров таможенным представителем, что имеет место в данном случае.
В соответствии со статьей 50 Таможенного кодекса Единая товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности (ЕТН ВЭД ТС) применяется для осуществления мер таможенно-тарифного и нетарифного регулирования внешнеторговой и иных видов внешнеэкономической деятельности, ведения таможенной статистики.
Согласно пункту 1 статьи 52 Таможенного кодекса товары при их таможенном декларировании подлежат классификации по ТН ВЭД.
Как указано в пункте 3 данной статьи в случае выявления неверной классификации товаров таможенный орган самостоятельно осуществляет классификацию товаров и принимает решение по классификации товаров по форме, определенной законодательством государств - членов таможенного союза, которые могут быть обжалованы в соответствии со статьей 9 Таможенного кодекса.
В силу нормы статьи 105 Закона о таможенном регулировании для осуществления мер таможенно-тарифного и нетарифного регулирования внешнеторговой и иных видов деятельности, ведения таможенной статистики в Российской Федерации применяется ТН ВЭД, утверждаемая Комиссией Таможенного союза.
Решением Межгосударственного Совета ЕврАзЭС от 18.11.2011 N 850 утвержден "Единый таможенный тариф таможенного союза Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации (ЕТТ) ТС", которым установлены основные Правила интерпретации ТН ВЭД (далее - ОПИ ТН ВЭД).
Выбор конкретного кода ТН ВЭД всегда основан на оценке признаков декларируемого товара, подлежащих описанию, а процесс описания связан с полнотой и достоверностью сведений о товаре (определенного набора сведений, соответствующих либо не соответствующих действительности). Правовое значение при классификации товаров имеет их разграничение (критерии разграничения) по товарным позициям ТН ВЭД в соответствии с ОПИ ТН ВЭД.
Для юридических целей классификация товаров в ТН ВЭД ТС осуществляется исходя из текстов товарных позиций и соответствующих примечаний к разделам или группам (правило 1 ОПИ ТН ВЭД ТС).
Классификация товаров в субпозициях товарной позиции должна осуществляться в соответствии с наименованиями субпозиций и примечаниями, имеющими отношение к субпозициям, а также, mutatis mutandis, положениями ОПИ ТН ВЭД ТС при условии, что лишь субпозиции на одном уровне являются сравнимыми. Для целей настоящего Правила также могут применяться соответствующие примечания к разделам и группам, если в контексте не оговорено иное (правило 6 ОПИ ТН ВЭД ТС).
В соответствии с Правилом 3 (а) ОПИ предпочтение отдается той товарной позиции, которая содержит наиболее конкретное описание товаров, по сравнению с товарными позициями с более общим описанием.
Из материалов дела следует, что декларантом задекларирован спорный товар в товарной позиции 9026 ТН ВЭД - "Приборы и аппаратура для измерения или контроля расхода уровня, давления или других переменных характеристик жидкостей или газов (например, расходомеры, указатели уровня, манометры, тепломеры), кроме приборов и аппаратуры товарной позиции 9014, 9015, 9028 или 9032", в подсубпозиции 9026 10 210 9 ТН ВЭД ТС - "Приборы и аппаратура для измерения или контроля расхода уровня, давления или других переменных характеристик жидкостей или газов (например, расходомеры, указатели уровня, манометры, тепломеры), кроме приборов и аппаратуры товарной позиции 9014, 9015, 9028 или 9032: для измерения или контроля расхода или уровня жидкостей: электронные: расходомеры: прочие".
Из решения таможни о квалификации товаров, следует, что товар декларанта, ввезенный по ДТ N 10005023/230811/0041617, должен быть классифицирован в товарной подсубпозиции 9026 80 200 9 "Приборы и аппаратура для измерения или контроля расхода уровня, давления или других переменных характеристик жидкостей или газов (например, расходомеры, указатели уровня, манометры, тепломеры), кроме приборов и аппаратуры товарной позиции 9014, 9015, 9028 или 9032: приборы или аппаратура прочие: электронные: прочие".
Как усматривается из материалов дела, при принятии решения таможенный орган руководствовался тем, что прибор измеряет несколько переменных величин: массу, плотность, температуру, расход, а также тем, что указанное оборудование осуществляет измерение указанных величин не только жидкости, но и газов.
Вместе с тем, спорный товар представляет собой аппаратуру (приборы) для измерения расхода жидких сред (жидкостей, сжиженных газов), что и является основной функцией указанных расходомеров.
Товар предназначен для четкого выполнения определенной основной функции - измерения расхода жидкостей или сжиженных газов: массового расхода, объемного расхода, и способен выполнять дополнительные функции - производить измерения плотности и температуры жидкой среды (различных жидкостей, в том числе сжиженных газов), необходимых для последующего расчета концентрации среды.
Таким образом, основной функцией ввезенного декларантом на территорию Российской Федерации товара является измерения расхода жидкостей, поскольку, что очевидно, сжиженные газы также представляют собой жидкость, а измерение иных переменных величин жидкой среды является дополнительной функцией для измерения расхода жидкости, что соответствует коду 9026 10 210 9 ТН ВЭД ТС.
Исследовав представленные в материалы дела документы, апелляционная коллегия соглашается с судом первой инстанции о том, что таможенный орган не представил в материалы дела безусловных и допустимых доказательств того, что ввезенный обществом по ДТ N 10005023/230811/0041617 товар не может быть квалифицирован в товарной подсубпозиции 9026 10 210 9 ТН ВЭД ТС, а также не доказал наличие оснований для классификации означенного товара в подсубпозиции 9026 80 200 9 ТН ВЭД ТС.
Ссылка таможни на выход суда первой инстанции за пределы заявленных требований отклоняется судебной коллегией, поскольку при оценке законности обжалуемого требования таможенного органа, учитывая его выставление на основании решения о классификации, суд первой инстанции обоснованно дал ему надлежащую правовую оценку. При этом как следует из заявления общества в суд, оно ссылалось в обоснование своих требований на незаконность решения о классификации товара.
Довод таможни о том, что решение суда первой инстанции принято в нарушение норм процессуального права без привлечения к участию в деле декларанта, отклоняется судебной коллегией, поскольку обжалуемый судебный акт не принят о правах и обязанностях декларанта, в связи с чем у апелляционного суда отсутствуют основания для рассмотрения дела по правилам суда первой инстанции с привлечением его к участию в деле.
Также подлежит отклонению ссылка таможни на предварительное решение о классификации аналогичного товара апелляционным, поскольку оно не является для суда обязательным.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции, правомерно признал требование таможни таможенного органа об уплате таможенных платежей от 15.08.2014 N 671/2 незаконным и нарушающим права и законные интересы общества в сфере предпринимательской деятельности, поскольку оно повлекло для него увеличение налоговых платежей.
В силу части 2 статьи 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции обоснованно удовлетворил заявленные требования.
Согласно статье 89 ТК ТС излишне уплаченными или излишне взысканными суммами таможенных пошлин, налогов являются уплаченные или взысканные в качестве таможенных пошлин, налогов суммы денежных средств (денег), размер которых превышает суммы, подлежащие уплате в соответствии с настоящим Кодексом и (или) законодательством государств - членов таможенного союза, и идентифицированные в качестве конкретных видов и сумм таможенных пошлин, налогов в отношении конкретных товаров.
В силу статьи 90 ТК ТС возврат (зачет) излишне уплаченных или излишне взысканных сумм вывозных таможенных пошлин, налогов осуществляется в порядке и случаях, установленных законодательством государства - члена Таможенного союза, в котором произведена уплата и (или) взыскание вывозных таможенных пошлин, налогов.
На основании части 1 статьи 147 Федерального закона от 27.11.2010 N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации" излишне уплаченные или излишне взысканные суммы таможенных пошлин, налогов подлежат возврату по решению таможенного органа по заявлению плательщика (его правопреемника). Указанное заявление и прилагаемые к нему документы подаются в таможенный орган, в котором произведено декларирование товаров, а в случае применения централизованного порядка уплаты таможенных пошлин, налогов в таможенный орган, с которым заключено соглашение о его применении, либо в таможенный орган, которым было произведено взыскание, не позднее трех лет со дня их уплаты либо взыскания.
Согласно пункту 6 статьи 147 Федерального закона "О таможенном регулировании в Российской Федерации" возврат излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов производится по решению таможенного органа, который осуществляет администрирование данных денежных средств.
Таким образом, апелляционный суд поддерживает вывод суда первой инстанции о том, что излишне уплаченные платежи и пени подлежат возврату обществу в сумме 649 733 рублей 06 копеек.
Доводы апелляционной жалобы проверены апелляционным судом и отклонены, поскольку противоречат фактическим обстоятельствам дела, основаны на неправильном толковании норм действующего законодательства и не могут повлиять на законность и обоснованность принятого решения суда первой инстанции.
Судом первой инстанции дана надлежащая оценка всем имеющимся в деле доказательствам, оснований для отмены или изменения судебного акта не имеется.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ, основанием для отмены принятого судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

постановил:

решение Арбитражного суда Московской области от 26 февраля 2015 года по делу N А41-74551/14 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Председательствующий
М.В.ИГНАХИНА

Судьи
Е.Н.ВИТКАЛОВА
Е.А.МИЩЕНКО




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "TMJ.SU | Таможенное дело. Таможенное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)