Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ВОСЕМНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 22.02.2012 N 18АП-84/2012 ПО ДЕЛУ N А07-9151/2011

Разделы:
Таможенные платежи; Таможенное дело

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ВОСЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 22 февраля 2012 г. N 18АП-84/2012

Дело N А07-9151/2011

Резолютивная часть постановления объявлена 16 февраля 2012 г.
Полный текст постановления изготовлен 22 февраля 2012 г.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Плаксиной Н.Г.,
судей Костина В.Ю., Тимохина О.Б.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Мохначевой О.П., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Башкортостанской таможни на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 29 ноября 2011 г. по делу N А07-9151/2011 (судья Чернышова С.Л.).
В заседании приняли участие представители:
- от общества с ограниченной ответственностью "Совместное предприятие "Витценманн - Руссия" - Султанов А.А. (доверенность от 14.12.2010);
- от Башкортостанской таможни - Тарабанько А.В. (доверенность от 13.02.2012 N 07-08/2053); Демина Е.Б. (доверенность от 20.01.2012 N 07-08/724); Смольянин А.Н. (доверенность от 04.10.2011 N 07-08/14530); Ципровский А.В. (доверенность от 06.10.2011 N 07-08/14677); Мосалев Д.Н. (доверенность от 13.02.2012 N 07-08/2054).
Общество с ограниченной ответственностью "Совместное предприятие "Витценманн - Руссия" (далее - заявитель, ООО "СП Витценманн - Руссия", общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Башкортостан с заявлением к Башкортостанской таможне (далее также - заинтересованное лицо, таможенный орган) о признании незаконным отказа в возврате денежных средств, изложенного в письмах от 28.03.2011 N 01-17/4154 и от 15.04.2011 N 01-17/5414, и об обязании таможенный орган произвести возврат излишне уплаченную сумму таможенных пошлин в размере 33 476 326 руб. 57 коп.
Решением Арбитражного суда Республики Башкортостан от 29.11.2011 заявленные требования удовлетворены. Суд признал незаконными решения Башкортостанской таможни об отказе в возврате излишне уплаченных таможенных пошлин, изложенные в письмах от 28.03.2011 N 01-17/4154 и от 15.04.2011 N 01-17/5414; обязал таможенный орган произвести возврат ООО "СП Витценманн - Руссия" излишне уплаченные таможенные пошлины в размере 33 476 326 руб. 57 коп.
В апелляционной жалобе Башкортостанская таможня просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт.
В обосновании апелляционной жалобы заинтересованное лицо указывает, что платежным документом, подтверждающим поступление денежных средств на счет таможенного органа, является платежное поручение с отметкой банка о принятии к исполнению. К заявлению о возврате обществом представлены ксерокопии платежных поручений, заверенные ООО "СП Витценманн - Руссия". Указание на необходимость оформления заявления в соответствии с приказом Федеральной таможенной службы Российской Федерации (далее - ФТС России) от 22.10.2010 N 2520 носило рекомендательный характер, а не являлось основанием для отказа в рассмотрении заявления о возврате.
Помимо указания факта, повлекшего излишнюю уплату таможенных пошлин, к заявлению необходимо приложить документ, свидетельствующих о фактах, имеющих юридическое значение, в соответствии с которым будет установлено какая сумма таможенных платежей действительно подлежит уплате в отношении декларированных товаров. Код товара по Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности (далее также - ТН ВЭД) может быть изменен только в соответствии с решением таможенного органа или вступившим в законную силу решением суда. ООО "СП Витценманн - Руссия" не были представлены надлежащие документы о присвоении товарам, оформленным по указанным в приложении к заявлению грузовым таможенным декларациям (далее - ГТД), классификационных кодов, которым бы соответствовали меньший размер ставок пошлин. В качестве таких документов могут быть решения судов или таможенных органом о классификации товаров, включая решения об изменения и (или) дополнении сведений, заявленных в ДТ после выпуска товаров.
Полагает ошибочным вывод суда об отсутствии оснований для применения положений Инструкции, утвержденной Решением КТС от 20.05.2010 N 255. С заявлением о возврате обществом не были представлены не только корректировки таможенных деклараций, но и вообще никаких расчетов по определению сумм излишне уплаченных таможенных пошлин, налогов в размере ГТД и платежных документов.
Платежные поручения на перечисление суммы в бюджет не являются документом, подтверждающим факт излишней уплаты таможенных платежей, поскольку по платежным поручениям невозможно идентифицировать излишнюю уплату в качестве конкретных видов и сумм таможенных пошлин, налогов в отношении конкретных товаров.
Статья 147 Федерального закона от 27.11.2010 N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 311-ФЗ) не предусматривает проведения таможенным органом проверки обоснованности вывода декларанта (плательщика) по поводу неверного классификационного кода ТН ВЭД, заявленного им при декларировании товаров, повлекшего излишнюю уплату таможенных пошлин, налогов.
Заинтересованное лицо не согласно с выводом суда о неверной классификации товаров, ввезенных обществом. Декларированные заявителем товары как части компенсаторов выхлопной системы автомобиля, поименованы в качестве самостоятельных товаров в товарных позициях 7307, 7314, 8307 ТН ВЭД, в связи с чем исключается их классификация в товарной позиции 8708 ТН ВЭД. На основании обращения заявителя в ФТС России в целях правильного указания декларантом в ГТД кода классификации товаров по ТН ВЭД, ФТС России вынесены предварительные решения о классификации товаров (сильфон, оплетка, экран, кольцо), которые обществом в порядке статьи 45 Таможенного кодекса Российской Федерации не обжалованы. Соглашения от 19.10.2010 N 19465-ОС/Д13 между Минэкономразвития России и ООО "СП Витценманн - Руссия" и заключение Минпромторга Российской Федерации от 03.12.2009 N АД-13270/20 не подтверждают вывод о неверной классификации ввезенных обществом товаров, поскольку предъявление соглашения и заключения для целей таможенного оформления необходимо только в случае, если товары в соответствии с основными правилами интерпретации ТН ВЭД Таможенного Союза подлежат классификации в субпозициях ТН ВЭД Таможенного Союза, предусматривающих детализацию в зависимости от целевого назначения товара - "для промышленной сборки". Согласно примечанию к приложению N 1 соглашения от 19.10.2010 N 19465-ОС/Д13 коды ТН ВЭД приведены только для удобства пользования данным перечнем, для применения данного перечня необходимо руководствоваться исключительно наименованием деталей.
До судебного заседания от ООО "СП Витценманн - Руссия" в материалы дела поступил отзыв на апелляционную жалобу, в котором заявитель против удовлетворения апелляционной жалобы возражает, ссылаясь на обоснованность обжалованного решения суда первой инстанции.
В судебном заседании лица, участвующие в деле, поддержали доводы, изложенные в апелляционной жалобе, отзыве на нее.
Законность и обоснованность судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, ООО "СП Витценманн - Руссия" в период с 24.03.2008 по 08.02.2011 ввезен товар: сильфон (артикул 084474), оплетка (артикул 091256), кольца (артикул 091277), экраны (артикул 080684) на основании внешнеторговых контрактов (т. 1, л.д. 33-34, 44-46, 49-51, 56-58).
На ввезенные товары были оформлены ГТД (т. 1, л.д. 126-150, т. 2-3, т. 4, л.д. 1-64), в графе N 31 "грузовые места и описания товара" указано, что ввезенные товары являются изделиями для промышленной сборки компенсатора выхлопной системы автомобиля.
В графе N 33 ГТД товар классифицирован по коду:
- - сильфон - 8307 10 0000 ТН ВЭД (трубы гибкие из недрагоценных металлов с фитингами и без них), которой соответствует ставка ввозной таможенной пошлины - 20%;
- - оплетка - 7314 14 0000 ТН ВЭД (металлическая ткань (включая бесконечные ленты), решетки, сетка и ограждения или проволоки, из черных металлов; просечно-вытяжной лист из черных металлов); 7326 20 8 000 ТН ВЭД (изделия прочие из черных металлов), которым соответствует процентная ставка ввозной таможенной пошлины - 15%;
- - кольца - 7307 29 3000 ТН ВЭД (фитинги для труб или трубок (например, соединения, колена, сгоны) из черных металлов), 7326 90 9809 ТН ВЭД (изделия прочие из черных металлов), которым соответствует ставка ввозной таможенной пошлины - 15%;
- - экран - 8307 10 0000 ТН ВЭД (трубы гибкие из недрагоценных металлов, с фитингами и без них), которым соответствует ставка ввозной таможенной пошлины - 20%.
Товар выпущен в свободное обращение, таможенные платежи обществом уплачены в полном объеме (т. 4, л.д. 70-150, т. 5-7, т. 8, л.д. 1-36).
Полагая, что при ввозе на территорию Российской Федерации товар был неверно классифицирован по коду ТН ВЭД, ООО "СП Витценманн - Руссия" обратилось с заявлением от 18.03.2011 в таможенный орган с просьбой осуществить возврат излишне уплаченных таможенных платежей в размере 20 280 145 руб. 74 коп. и с заявлением от 11.04.2011 о возврате излишне уплаченных платежей в размере 13 486 266 руб. 52 коп. (т. 1, л.д. 14-22).
Письмами от 28.03.2011 N 01-17/4154 и от 15.04.2011 N 01-17/5414 Башкортостанской таможней указанные заявления были возвращены без рассмотрения ввиду несоблюдения заявителем требований по форме и содержанию предъявляемых к заявлениям такого вида (не приложены документы, подтверждающие факт излишней уплаты или излишнего взыскания таможенных пошлин в значении статьи 89 Таможенного кодекса Таможенного союза, налогов); не представлены оригиналы платежных поручения, подтверждающих оплату таможенных пошлин, также заявление заполнено с нарушением требуемой формы и не содержит всех требуемых сведений (т. 1, л.д. 29-30, 31-32).
Считая, что указанные действия таможенного органа нарушают права и законные интересы общества, ООО "СП Витценманн - Руссия" обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии у таможенного органа оснований для отказа в возврате излишне уплаченных таможенных пошлин.
Оценив в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации все имеющиеся в деле доказательства в их совокупности, суд апелляционной инстанции считает, что выводы суда первой инстанции являются правильными, соответствуют обстоятельствам дела и действующему законодательству.
На основании части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Следовательно, для признания недействительным ненормативного правового акта, решения и действий (бездействия) необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие оспариваемого акта либо действия (бездействие) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение данным актом, действием (бездействием) прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской деятельности и иной экономической.
В соответствии со статьей 89 Таможенного кодекса Таможенного союза излишне уплаченными или излишне взысканными суммами таможенных пошлин, налогов являются уплаченные или взысканные в качестве таможенных пошлин, налогов суммы денежных средств (денег), размер которых превышает суммы, подлежащие уплате в соответствии с настоящим Кодексом и (или) законодательством государств - членов таможенного союза, и идентифицированные в качестве конкретных видов и сумм таможенных пошлин, налогов в отношении конкретных товаров.
Статьей 147 Федерального закона N 311-ФЗ предусмотрено, что излишне уплаченные или излишне взысканные суммы таможенных пошлин, налогов подлежат возврату по решению таможенного органа по заявлению плательщика (его правопреемника). Указанное заявление и прилагаемые к нему документы подаются в таможенный орган, в котором произведено декларирование товаров, а в случае применения централизованного порядка уплаты таможенных пошлин, налогов в таможенный орган, с которым заключено соглашение о его применении, либо в таможенный орган, которым было произведено взыскание, не позднее трех лет со дня их уплаты либо взыскания.
К заявлению о возврате излишне уплаченных или излишне взысканных сумм таможенных пошлин, налогов должны прилагаться следующие документы:
1) платежный документ, подтверждающий уплату или взыскание таможенных пошлин, налогов, подлежащих возврату;
2) документы, подтверждающие начисление таможенных пошлин, налогов, подлежащих возврату;
3) документы, подтверждающие факт излишней уплаты или излишнего взыскания таможенных пошлин, налогов;
4) документы, указанные в частях 4 - 7 статьи 122 настоящего Федерального закона, в зависимости от статуса заявителя и с учетом статуса возвращаемых денежных средств;
5) документ, подтверждающий согласие лица, уплатившего таможенные пошлины, налоги, на их возврат лицу, на которое возложена обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов, при подаче заявления о возврате таможенных пошлин, налогов лицом, на которого возложена обязанность по их уплате;
6) иные документы, которые могут быть представлены лицом, для подтверждения обоснованности возврата.
При отсутствии в заявлении о возврате требуемых сведений и непредставлении необходимых документов указанное заявление подлежит возврату плательщику (его правопреемнику) без рассмотрения с мотивированным объяснением в письменной форме причин невозможности рассмотрения указанного заявления. Возврат указанного заявления производится не позднее пяти рабочих дней со дня его поступления в таможенный орган. В случае возврата таможенным органом указанного заявления без рассмотрения плательщик (его правопреемник) вправе повторно обратиться с заявлением о возврате излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов в пределах сроков, установленных частью 1 настоящей статьи.
Судом установлено и материалами дела подтверждается, что ООО "СП Витценманн - Руссия" обратилось в таможенный орган с заявлениями о возврате излишне уплаченных таможенных платежей по причине неправильного применения кода ТН ВЭД. К указанным заявлениям был приложен пакет документов: копии платежных поручений согласно перечню (приложение N 1 к заявлению), копии таможенных деклараций согласно перечню (приложение N 2 к заявлению), Заключение Минпромторга от 03.12.2009 N АД-13270/20, Соглашение между Минэкономразвития России и ООО "СП Витценманн - Руссия" от 19.10.2009 N 19465-ОС/Д13, договор на поставку от 12.01.2010 N 3291, договор на поставку от 29.01.2009 N 2969, договор на поставку от 18.12.2007 N 2290, согласованный потребителем чертеж компенсатора артикул 330474, габаритный чертеж компенсатора артикул 970986, чертеж компенсатора артикул 330474, чертеж металлического сильфона артикул 084474 (1 лист), чертеж кольца артикул 91277 (1 лист), чертеж оплетки артикул 91256 (1 лист), чертеж экрана артикул 80684 (2 листа), нотариально заверенные копии учредительных документов общества.
Возвращая данные заявления без рассмотрения, Башкортостанская таможня указала, в том числе, на несоблюдения заявителем требований по форме и содержанию предъявляемых к заявлениям такого вида, а именно: к заявлению не приложены документы, подтверждающие факт излишней уплаты или излишнего взыскания таможенных пошлин в значении статьи 89 Таможенного кодекса Таможенного союза, налогов.
В качестве данных документов таможенный орган указывает решение таможенного органа об изменении кода товара; решение суда, вступившее в законную силу; изменения и (или) дополнения сведений, заявленных после выпуска товаров в порядке, установленном Решением комиссии Таможенного союза от 20.05.2010 N 255.
Между тем данный довод заинтересованного лица является ошибочным, поскольку действующим законодательством не предусмотрено представление заявителем в качестве основания для возврата излишне уплаченных таможенных платежей какого-либо определенного документа: решения таможенного органа либо судебного акта.
В данном случае ООО "СП Витценманн - Руссия" представлены заключение Минпромторга Российской Федерации от 03.12.2009 N АД-13270/20, Соглашение от 19.10.2009 N 19465-ОС/Д13, заключенное между Минэкономразвития России и обществом; чертежи на продукцию, договоры поставки готовой продукции, из которых можно определить целевое назначение товара и соответственно подходящий ему код ТН ВЭД.
На основании изложенного довод апелляционной жалобы в указанной части подлежит отклонению как несостоятельный.
При этом ссылка заинтересованного лица на Инструкцию о порядке внесения изменений и (или) дополнений в декларацию на товары после выпуска товаров, утвержденную Решением Комиссии Таможенного союза от 20.05.2010 N 255, несостоятельна, поскольку заявителем в данном случае подано заявление о возврате излишне уплаченных платежей, а не заявление о внесении изменений в ГТД, в связи с чем отсутствуют правовые основания для применения в рассматриваемом случае положений указанной Инструкции.
В качестве одного из оснований для оставления заявлений общества без рассмотрения послужило непредставление оригиналов платежных поручений, подтверждающих внесение денежных средств на счет таможенного органа.
Между тем, как следует из материалов дела, обществом были представлены заверенные уполномоченным банком - филиал ОАО "УРАЛСИБ" копии платежных поручений об уплате таможенных пошлин.
Статья 147 Федерального закона N 311-ФЗ предусматривает исчерпывающий перечень документов необходимых для рассмотрения заявления плательщика о возврате излишне уплаченных таможенных платежей. Указание на необходимость предоставления оригиналов платежных документов в данной статье отсутствует.
Кроме того, судом первой инстанции установлено, что указанные заявителем платежи таможенным органом не оспариваются ввиду наличия подписанных между сторонами двухсторонних актов расходования денежных средств за 2008-2010 г.г. В ходе рассмотрения дела в суде первой инстанции представители заинтересованного лица также не оспаривали факт уплаты таможенных платежей.
Помимо этого, в письме от 28.03.2011 N 01-17/4154 таможенным органом было указано на то обстоятельство, что заявление с 05.04.2011 должно быть оформлено в соответствии с приказом ФТС России от 22.12.2010 N 2520, поданные по форме, утвержденной приказом ГТК России от 25.05.2004 N 607, заявления будут возвращаться без рассмотрения.
Суд апелляционной инстанции считает, что данное указание носит рекомендательный (разъясняющий) характер, и не являлось основанием для отказа в рассмотрении заявления о возврате. Довод апелляционной жалобы в указанной части следует признать обоснованным.
Вместе с тем, указание в письме от 15.04.2011 N 01-17/5414 о том, что заявление от 11.04.2011 заполнено с нарушением утвержденной формы и не содержит всех требуемых сведений, является несостоятельным, поскольку таможенным органом не конкретизированы допущенные нарушения, не отражено, какие конкретно сведения не указаны, что является нарушением требований части 2 статьи 147 Федерального закона N 311-ФЗ, и не позволяет обществу определить причины возвращения заявления без рассмотрения.
На основании изложенного можно сделать вывод, что Башкортостанской таможней неправомерно возвращены заявления ООО "СП Витценманн - Руссия" без рассмотрения, несмотря на то, что общество представило таможенному органу всю необходимую информацию и документы, подтверждающие факт излишней уплаты таможенных платежей, связанный с применением неверного кода ТН ВЭД.
Кроме того, таможенный орган необоснованно не рассмотрел заявления общества о возврате излишне уплаченных пошлин по существу, не проверил возможность применения иного кода товара. Факт излишней уплаты таможенных платежей, связанный с применением неверного кода ТН ВЭД, не был проверен таможенными органами.
На основании статьи 40 Таможенного кодекса Российской Федерации товары при их декларировании таможенным органам подлежат классификации, то есть в отношении товаров определяется классификационный код (классификационные коды) по Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности.
Аналогичные требования закреплены в статье 52 Таможенного кодекса Таможенного союза, согласно которой товары при их таможенном декларировании подлежат классификации по Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности. Проверку правильности классификации товаров осуществляют таможенные органы
Согласно статье 2 Закона Российской Федерации от 21.05.1993 N 5003-1 "О таможенном тарифе" (действующей в период спорных правоотношений) таможенный тариф представляет собой свод таможенных пошлин, применяемых к товарам, перемещаемым через таможенную границу Российской Федерации и систематизированным в соответствии с Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности. Ставки ввозных таможенных пошлин в пределах установленных этим Законом определяются Правительством Российской Федерации.
В соответствии с решением Комиссии Таможенного союза ЕврАзЭс от 27.11.2009 N 130 с 01.01.2010 в Республике Беларусь, Республике Казахстан и Российской Федерации применяются единая Товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности Таможенного союза (ТН ВЭД ТС) и ставки ввозных таможенных пошлин Единого таможенного тарифа Таможенного союза, утвержденные Решением Межгосударственного Совета ЕврАзЭс от 27.11.2009 N 18.
Статьей 188 Таможенного кодекса Таможенного союза установлены обязанности декларанта при таможенном декларировании товаров, в том числе - обязанность произвести таможенное декларирование товаров и представить в таможенный орган документы, на основании которых заполнена таможенная декларация.
На основании статьи 51 Таможенного кодекса Таможенного союза Товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности основывается на Гармонизированной системе описания и кодирования товаров Всемирной таможенной организации и единой Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности Содружества Независимых Государств. Товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности утверждается Комиссией таможенного союза.
Решением Комиссии Таможенного союза от 28.01.2011 N 522 утверждено Положение о порядке применения Единой Товарной Номенклатуры внешнеэкономической деятельности Таможенного Союза при классификации товара, разработанное в целях обеспечения единообразия толкования единой ТН ВЭД ТС.
Классификация товаров в Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности осуществляется Основными правилами интерпретации (далее - ОПИ ТН ВЭД).
Согласно правилу 1 названия разделов, групп и подгрупп приводятся только для удобства использования ТН ВЭД; для юридических целей классификация товаров в ТН ВЭД осуществляется исходя из текстов товарных позиций и соответствующих примечаний к разделам или группам и, если такими текстами не предусмотрено иное, в соответствии с правилами 2 (а), 2 (б), 3 (а), 3 (б), 3 (в), 4, 5, 6 ОПИ ТН ВЭД.
Правила 2 (а) предписывают, что любая ссылка в наименовании товарной позиции на какой-либо товар должна рассматриваться и как ссылка на такой товар в некомплектном или незавершенном виде при условии, что, будучи представленным в некомплектном или незавершенном виде, этот товар обладает основным свойством комплектного или завершенного товара, а также должна рассматриваться как ссылка на комплектный или завершенный товар (или классифицируемый в рассматриваемой товарной позиции как комплектный или завершенный в силу данного Правила), представленный в несобранном или разобранном виде.
В соответствии с Пояснениями к Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности Таможенного союза (ТН ВЭД ТС), принятыми решением Комиссии Таможенного союза от 18.11.2011 N 851, вторая часть Правила 2а предусматривает, что комплектные или готовые изделия, представленные в несобранном или разобранном виде, классифицируются в тех же товарных позициях, что и собранные изделия. Товары бывают представлены подобным образом обычно в связи с требованиями упаковки, погрузочно-разгрузочных операций или транспортировки.
Согласно данному Правилу термин "товары, представленные в несобранном или разобранном виде" означает изделия, компоненты которых должны собираться с помощью крепежного материала (винтов, гаек, болтов и др.) или же, например, клепкой или сваркой, при условии, что для этого требуются лишь сборочные операции.
Не следует принимать во внимание в этом случае сложность способа сборки. Несмотря на это, компоненты не будут подвергаться дальнейшим рабочим операциям для приведения в завершенный вид.
Несобранные компоненты изделия сверх количества, необходимого для сборки данного изделия, должны классифицироваться отдельно.
В силу правила 3 (а) ОПИ ТН ВЭД в случае, если в силу Правила 2 (б) или по каким-либо другим причинам имеется, prima facie, возможность отнесения товаров к двум или более товарным позициям, предпочтение отдается той товарной позиции, которая содержит наиболее конкретное описание товара, по сравнению с товарными позициями с более общим описанием.
Выбор конкретного кода ТН ВЭД основан на оценке признаков декларируемого товара, подлежащих описанию, а процесс описания связан с полнотой и достоверностью сведений о товаре. Правовое значение при классификации товаров имеет их разграничение по товарным позициям ТН ВЭД в соответствии с ОПИ ТН ВЭД.
Как установлено судом первой инстанции, согласно описанию товара, указанного в графе 31 ГТД, ввозимые ООО "СП Витценманн - Руссия" товары: сильфон (артикул 084474), оплетка (артикул 091256), кольца (артикул 091277), экраны (артикул 080684), являются частями для промышленной сборки компенсатора выхлопной системы автомобиля.
В соответствии с ТН ВЭД России, ТН ВЭД ТС, Решением Комиссии Таможенного союза от 28.01.2011 N 522, Решения Комиссии Таможенного союза от 27.11.2009 N 130 к группе 87 "Средства наземного транспорта, кроме железнодорожного или трамвайного подвижного состава, и их части и принадлежности" относятся автомобильные глушители, выхлопные трубы, их части, которые подлежат классификации в позиции 8708 "Части и принадлежности для промышленной сборки моторных транспортных средств товарных позиций 8701-8705", в подсубпозиции 8708 92 8 009 ТН ВЭД "глушители, выхлопные трубы; их части, прочее" с соответствующей таможенной ставкой равно 5%.
В силу примечания 5 к единой Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности Таможенного союза глушители, выхлопные трубы, их части для промышленной сборки моторных транспортных средств товарных позиций 8701-8705 классифицируются по коду 8708 92 800 1 при подтверждении уполномоченным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере промышленности, государства - члена Таможенного союза целевого назначения ввозимого товара.
Во исполнение пункта 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 29.03.2005 N 166 "О внесении изменений в Таможенный тариф Российской Федерации в отношении автокомпонентов, ввозимых для промышленной сборки" приказом Минэкономразвития Российской Федерации N 73, Минпромэнерго Российской Федерации N 81, Минфина Российской Федерации N 58н от 15.04.2005 утвержден Порядок, определяющего понятие "промышленная сборка" и устанавливающего применение данного понятия при ввозе на территорию Российской Федерации автокомпонентов для производства моторных транспортных средств товарных позиций 8701-8705 ТН ВЭД, их узлов и агрегатов.
Порядок определяет понятие "промышленная сборка" моторных транспортных средств, их узлов и агрегатов и устанавливает условия применения данного понятия при ввозе на территорию Российской Федерации автокомпонентов и их частей, классифицируемых кодами ТН ВЭД ТС, наименование которых - "для промышленной сборки". Условия применения понятия "промышленная сборка" при ввозе на территорию Российской Федерации автокомпонентов и их частей российскими юридическими лицами, принявшими на себя дополнительные обязательства, определяются согласно Приложению N 1 к настоящему Порядку.
Понятие "промышленная сборка" узлов и агрегатов моторных транспортных средств и условия его применения определяются согласно приложениям N 2 и N 3 к настоящему Порядку. Приложение N 2 к Порядку применяется, если российским юридическим лицом заключено с Минэкономразвития России Соглашение о ввозе товаров, предназначенных для "промышленной сборки" узлов и агрегатов моторных транспортных средств товарных позиций 8701-8705 ТН ВЭД ТС после 1 января 2011 г., если такое Соглашение заключено до указанной даты, применяется Приложение N 3 к Порядку.
Из материалов дела следует, что между Минэкономразвития Российской Федерации и ООО "СП Витценманн - Руссия" заключено соглашения от 18.10.2009 N 19465-СО/Д13, согласно которому общество является производителем узлов и агрегатов для моторных транспортных средств товарных позиций 8701-8705 ТН ВЭД России и намеревается организовать на территории Российской Федерации серийное производство компенсаторов выхлопной системы для моторных транспортных средств товарных позиций 8701-8705 ТН ВЭД России (т. 1, л.д. 68-82).
В силу пункта 3.1 указанного соглашения комплектующие, ввозимые обществом на территорию Российской Федерации, указанные в перечне, классифицируются в позициях ТН ВЭД для "промышленной сборки" только при одновременном наличии условий и выполни обществом обязательств, указанных в пунктах 3.3 - 3.9 соглашения.
В приложении N 2 к Соглашению содержится краткое описание технологического процесса промышленной сборки компенсаторов моторных транспортных средств, который включает в себя предварительную сборку сильфона с оплеткой и кольцами; окончательную сборку предварительно собранного сильфона с экраном и калибровку.
Письмом от 17.11.2009 N Д13-1981 Министерство экономического развития Российской Федерации направило в ФТС России копию соглашения от 19.10.2009 N 19465-ОС/Д13.
Целевое использование ввозимого товара (сильфон (артикул 084474), оплетка (артикул 091256), кольца (артикул 091277), экраны (артикул 080684)) подтверждено заключением Минпромторга от 03.12.2009 N АД-13270/20.
Из материалов дела следует, что заявителем в подтверждение целевого назначения и фактического использования ввозимого товара в качестве автокомпонентов выхлопной системы автомобилей марки Лада Калина и Шево Нива представлены: договор на поставку от 12.01.2010 N 3291; договор на поставку от 29.01.2009 N 2969; договор на поставку от 18.12.2007 N 2290; согласованный между обществом и ОАО "АвтоВАЗагрегат" габаритный чертеж компенсатора артикул 970986 ГЧ, что соответствует артикулу ОАО "АвтоВАЗагрегат" 2123-1220010-03; контракт от 07.08.2007 N 000272; согласованный между обществом и ООО "Теннко Аутомотив Волга" чертеж компенсатора артикул 330474, что соответствует артикулу ООО "Теннко Аутомотив Волга" 228400; чертежи сильфона (артикул 084474), кольца (артикул 91277), оплетки (артикул 91256), экрана (артикул 80684).
В качестве фактического изготовления компенсаторов выхлопной системы автомобиля представлены также реестры ввезенных компонентов (сильфона (артикул 084474), кольца (артикул 91277), оплетки (артикул 91256), экран (артикул 80684)) за период с 31.03.2008 по I квартал 2011 г. с указанием количества ввезенного товара со ссылкой на ГТД, количества остатков товара на складе, количества реализованной продукции с приложением копии товарно-транспортных накладных (т. 9, л.д. 86-119, т.т. 10-18).
В связи с изложенным, суд апелляционной инстанции соглашается в выводом суда первой инстанции о соответствии определенного ООО "СП Витценманн - Руссия" кода ТН ВЭД ТС в заявлениях о возврате излишне уплаченных таможенных платежей описанию и техническим характеристикам товара. В связи с чем задекларированный заявителем товар подлежит классификации по товарной подсубпозиции: 8708 92 8 009 ТН ВЭД до подтверждения уполномоченным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно - правовому регулированию в сфере промышленности, государства - участника таможенного союза целевого назначения ввозимого товара, которой соответствует ставка ввозной таможенной пошлины - 5%; 8708 92 8 001 ТН ВЭД после подтверждения уполномоченным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно - правовому регулированию в сфере промышленности, государства - участника таможенного союза целевого назначения ввозимого товара, которой соответствует ставка ввозной таможенной пошлины - 0%.
В силу статьи 90 Таможенного кодекса Таможенного союза возврат (зачет) излишне уплаченных или излишне взысканных сумм ввозных таможенных пошлин осуществляется в порядке, установленном законодательством государства - члена таможенного союза, в котором произведена уплата и (или) взыскание таких таможенных пошлин с учетом особенностей, установленных международным договором государств - членов таможенного союза.
Общие условия и порядок возврата излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов установлены статьей 355 Таможенного кодекса Российской Федерации, применяемого в части, не противоречащей Таможенному кодексу Таможенного союза.
На основании статьи 355 Таможенного кодекса Российской Федерации излишне уплаченные или излишне взысканные суммы таможенных пошлин, налогов подлежат возврату по решению таможенного органа по заявлению плательщика. Указанное заявление и прилагаемые к нему документы подаются в таможенный орган, который осуществляет администрирование данных денежных средств либо которым было произведено взыскание, не позднее трех лет со дня их уплаты либо взыскания. К указанному заявлению должны прилагаться документы, подтверждающие факт излишней уплаты или излишнего взыскания таможенных пошлин, налогов.
Поскольку ООО "СП Витценманн - Руссия" представило таможенному органу всю необходимую информацию и документы, подтверждающие факт излишней уплаты таможенных платежей, Башкортостанская таможня неправомерно возвратила заявление общества без рассмотрения. Кроме того, оставляя заявление общества без рассмотрения, таможенный орган необоснованно не рассмотрел заявление общества о возврате излишне уплаченных пошлин по существу. Размер уплаченных таможенных платежей подтверждается материалами дела, сверкой расчетов и таможенным органом не оспаривается.
Учитывая, что ввезенный обществом товар неправильно классифицирован по коду ТН ВЭД, таможенный орган необоснованно отказал обществу в возврате излишне уплаченных таможенных платежей, в сумме 33 476 326 руб. 57 коп., поскольку переплата возникла в связи с применением другой ставки таможенной пошлины.
Таможенные платежи, уплаченные ООО "СП Витценманн - Руссия" в связи с неправильной классификацией товара по коду ТН ВЭД, являются излишне уплаченными и подлежат возврату в порядке, предусмотренном таможенным законодательством.
При таких обстоятельствах возврат заявления общества без рассмотрения не соответствует требованиям таможенного законодательства и нарушает права и законные интересы заявителя.
На основании вышеизложенного, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы.
Судом первой инстанции при рассмотрении спора правильно установлены обстоятельства, имеющие значение для дела, полно, всесторонне и объективно исследованы представленные доказательства в их совокупности и взаимосвязи с учетом доводов и возражений, приводимых сторонами, и сделаны правильные выводы по делу.
Аргументированных доводов, основанных на доказательственной базе и позволяющих отменить обжалуемый судебный акт, заинтересованным лицом на момент рассмотрения апелляционной жалобы не представлено.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не установлено.
Согласно статье 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации Башкортостанская таможня освобождена от уплаты государственной пошлины.
Руководствуясь статьями 176, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции

постановил:

решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 29 ноября 2011 г. по делу N А07-9151/2011 оставить без изменения, апелляционную жалобу Башкортостанской таможни - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.

Председательствующий
Н.Г.ПЛАКСИНА

Судьи
В.Ю.КОСТИН
О.Б.ТИМОХИН















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "TMJ.SU | Таможенное дело. Таможенное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)