Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПЯТНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 02.07.2015 N 15АП-9882/2015 ПО ДЕЛУ N А53-5762/2015

Разделы:
Таможенные процедуры и режимы; Таможенное дело

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ПЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 2 июля 2015 г. N 15АП-9882/2015

Дело N А53-5762/2015

Резолютивная часть постановления объявлена 30 июня 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 02 июля 2015 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ефимовой О.Ю.,
судей Гуденица Т.Г., Сулименко О.А.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Манджиевым П.С.
при участии:
от общества с ограниченной ответственностью "Хакан Агро-Русь" - Цукановой Елены Анатольевны по доверенности от 03.03.2015 N 10,
от Ростовской таможни - Гуреева Максима Александровича по доверенности от 13.03.2015 N 02-32/222 рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Ростовской таможни
на решение Арбитражного суда Ростовской области
от 14.05.2015 по делу N А53-5762/2015,
принятое в составе судьи Воловой Н.И.,
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Хакан Агро-Русь"
к Ростовской таможне
о возврате излишне уплаченных таможенных платежей,

установил:

общество с ограниченной ответственностью "Хакан Агро-Русь" (далее - ООО "Хакан Агро-Русь", общество) обратилось в Арбитражный суд Ростовской области с заявлением к Ростовской таможне (далее - таможня) об обязании возвратить излишне уплаченный при таможенном оформлении товара в режиме реимпорта по таможенной декларации на товары (далее - ДТ) N 10313110/070813/0002720 таможенный платеж в размере 2 050 497,69 руб., а также уплаченную при подаче заявления в суд государственную пошлину в размере 33 252 руб.
Решением Арбитражного суда Ростовской области от 14.05.2015 заявленные требования удовлетворены в полном объеме. Судебный акт мотивирован тем, что поскольку фактически не произошло реализации товара ввиду неоплаты и возврата товара иностранным покупателем, у заявителя не возникла обязанность уплачивать авансовый таможенный платеж при ввозе собственного товара на территорию Российской Федерации в порядке реимпорта.
Не согласившись с данным судебным актом, Ростовская таможня обжаловала его в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), и просила решение суда от 14.05.2015 отменить, в удовлетворении заявленных требований отказать.
В обоснование апелляционной жалобы таможня указала, что общество не приложило к заявлению о возврате излишне уплаченных или излишне взысканных сумм таможенных пошлин, налогов документы, подтверждающие факт излишней уплаты таможенных пошлин, налогов. Факт излишней уплаты таможенных пошлин, налогов может быть подтвержден только внесением изменений в декларацию на товары. Общество не обращалось в таможню с целью внесения изменений в ДТ N 10313110/070813/0002720, следовательно, в настоящее время, в распоряжении участника внешнеэкономической деятельности отсутствует документ, подтверждающий факт излишней уплаты таможенных платежей в сумме 2 050 497,69 руб.
В отзыве на апелляционную жалобу общество просило решение суда оставить без изменения.
В судебном заседании представитель Ростовской таможни поддержал доводы апелляционной жалобы.
Представитель общества в судебном заседании с доводами апелляционной жалобы не согласился.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителей участвующих в деле лиц, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, на основании контракта, заключенного между ООО "Хакан Агро-Русь" и Xakan Agro DMCC общество отгрузило товар - мучку рисовую, навалом 2 572 770,00 кг, на общую сумму 20 504 976,90 руб., поместив его под процедуру экспорта, и вывезло за пределы единой таможенной территории Таможенного союза по ДТ N 10309140/300613/0000718.
Вместе с тем товар в августе 2013 года в связи с несоответствием заявленному качеству был возвращен на таможенную территорию Таможенного союза и помещен под процедуру реимпорта по декларации на товары N 10313110/070813/0002720.
При ввозе товара в режиме реимпорта ООО "Хакан Агро-Русь" уплатило авансовый таможенный платеж в размере 2 055 497,69 руб. по платежному поручению от 07.08.2013 N 727 (т. 1 л.д. 34).
ООО "Хакан Агро-Русь" 11.06.2014 обратилось в Ростовскую таможню с заявлением о возврате излишне уплаченных или излишне взысканных сумм таможенных пошлин, налогов и иных денежных средств, в связи с излишней уплатой НДС в размере 10% при ввозе товара, помещенного под таможенную процедуру реимпорта.
Ростовская таможня письмом от 13.06.2014 N 20-30/12845 отказала в возврате таможенного платежа, указав на то, что заявление общества подлежит возврату без рассмотрения, поскольку обществом не представлены документы, подтверждающие факт излишней уплаты или излишнего взыскания таможенных пошлин, налогов.
Полагая, что основания для исчисления и уплаты НДС при реимпорте товара по ДТ N 10313110/070813/0002720 отсутствуют, общество обратилось в арбитражный суд с настоящими требованиями.
Согласно статье 292 Таможенного кодекса Таможенного союза (далее - ТК ТС) реимпорт - таможенная процедура, при которой товары, ранее вывезенные с таможенной территории таможенного союза, ввозятся обратно на таможенную территорию таможенного союза без уплаты ввозных таможенных пошлин, налогов и без применения мер нетарифного регулирования.
В соответствии с п. п. 1 п. 1 статьи 293 ТК ТС под таможенную процедуру реимпорта могут помещаться ранее вывезенные товары, в том числе, помещенные под таможенную процедуру экспорта либо являвшиеся продуктами переработки товаров, помещенных под таможенную процедуру переработки на таможенной территории, и вывезенные с таможенной территории таможенного союза в соответствии с таможенной процедурой реэкспорта, если: эти товары помещаются под таможенную процедуру реимпорта в течение 3 (трех) лет со дня, следующего за днем их перемещения через таможенную границу при вывозе с таможенной территории таможенного союза или в иной срок, установленный в соответствии с п. 2 данной статьи; эти товары находятся в неизменном состоянии, за исключением изменений вследствие естественного износа или естественной убыли при нормальных условиях перевозки (транспортировки), хранения и (или) использования (эксплуатации); таможенному органу представлены документы в соответствии со ст. 294 данного Кодекса.
Согласно п. 3 статьи 293 ТК ТС при реимпорте возмещение налогов и (или) процентов с них, когда суммы таких налогов и (или) проценты в связи с вывозом товаров с таможенной территории не уплачивались либо были возвращены, а также сумм иных налогов, субсидий и иных сумм, не уплаченных либо полученных прямо или косвенно в качестве выплат, льгот либо возмещений в связи с вывозом товаров с таможенной территории, производится в порядке и на условиях, установленных законодательством государств - членов таможенного союза.
При реимпорте возмещение ввозных таможенных пошлин, когда суммы таких пошлин в связи с вывозом товаров с таможенной территории не уплачивались либо были возвращены, производится в соответствии с международным договором государств - членов таможенного союза.
В соответствии с п. п. 1, 2 п. 1 статьи 288 Федерального закона от 27.11.2010 N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 27.11.2010 N 311-ФЗ) при помещении товаров под таможенную процедуру реимпорта подлежат уплате на счет Федерального казначейства, а в случаях, установленных международным договором государств - членов Таможенного союза, - на счет, определенный этим международным договором: суммы ввозных таможенных пошлин, налогов и (или) проценты с них, если суммы таких пошлин, налогов и (или) проценты с них не взимались либо были возвращены в связи с вывозом товаров за пределы таможенной территории Таможенного союза; суммы внутренних налогов, субсидий и иные суммы, не уплаченные либо полученные прямо или косвенно в качестве выплат, льгот либо возмещений в связи с вывозом товаров за пределы таможенной территории Таможенного союза.
Согласно п. 2 статьи 288 Федерального закона от 27.11.2010 N 311-ФЗ обязанность по уплате сумм ввозных таможенных пошлин, налогов, внутренних налогов, субсидий и иных сумм в отношении товаров, помещаемых под таможенную процедуру реимпорта, возникает у декларанта с момента регистрации таможенным органом таможенной декларации.
- Особенности налогообложения при ввозе товаров на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, и вывозе товаров с территории Российской Федерации, установлены в статье 151 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ), которой предусмотрено, что при ввозе товаров на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, при помещении товаров под таможенную процедуру реимпорта налогоплательщиком уплачиваются суммы налога, от уплаты которых он был освобожден, либо суммы, которые были ему возвращены в связи с экспортом товаров в соответствии с указанным Кодексом, в порядке, предусмотренном таможенным законодательством Таможенного союза и законодательством Российской Федерации о таможенном деле (п. п. 2 п. 1 статьи 151 НК РФ);
- В силу п. п. 1 п. 1 ст. 164 НК РФ налогообложение производится по налоговой ставке 0 процентов при реализации товаров, вывезенных в таможенной процедуре экспорта, а также товаров, помещенных под таможенную процедуру свободной таможенной зоны, при условии представления в налоговые органы документов, предусмотренных статьей 165 указанного Кодекса.
Из этого следует, что при ввозе на территорию Российской Федерации собственного товара в порядке реимпорта объекта налогообложения не возникает.
Судом первой инстанции установлено и материалами дела подтверждается, что при ввозе продукции в режиме реимпорта ООО "Хакан Агро-Русь" уплатило налог на добавленную стоимость в размере 2 050 497,69 рублей, при этом ранее при вывозе этой продукции в таможенной процедуре экспорта обществу не предоставлялось ни освобождения от уплаты в смысле, придаваемом этому понятию ст. 145, 145.1 НК РФ, ни исключения данной операции из налогообложения в соответствии со ст. 149 НК РФ, ни возврата налога на добавленную стоимость в связи с экспортом товара.
Факт уплаты обществом суммы НДС 2 050 497,69 рублей подтвержден документально и сторонами не оспаривается.
Из представленного в материалы дела письма Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 25 по Ростовской области от 18.02.2014 N 10-36/02264 следует, что документ ДТ 10309140/300613/0000718 отсутствует в пакете документов для подтверждения налоговой ставки 0% за 2-4 кв. 2013 года, налог на добавленную стоимость по данной сделке к возмещению из бюджета не предъявлялся (т. 1 л.д. 33).
Доказательств, опровергающих вышеуказанные обстоятельства, таможня в материалы дела не представила.
Из вышеизложенных обстоятельств по делу следует, что у общества не возникла обязанность уплатить НДС при ввозе собственного товара в порядке реимпорта, так как не возник объект налогообложения.
В соответствии со статьей 90 ТК ТС возврат (зачет) излишне уплаченных или излишне взысканных сумм вывозных таможенных пошлин, налогов, сумм авансовых платежей, сумм обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов осуществляется в порядке и случаях, установленных законодательством государства - члена таможенного союза, в котором произведена уплата и (или) взыскание вывозных таможенных пошлин, налогов, сумм авансовых платежей либо таможенному органу которого представлено обеспечение уплаты таможенных пошлин, налогов.
В силу части 1 статьи 147 Федерального закона от 27.11.2010 N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации" излишне уплаченные или излишне взысканные суммы таможенных пошлин, налогов подлежат возврату по решению таможенного органа по заявлению плательщика (его правопреемника). Указанное заявление и прилагаемые к нему документы подаются в таможенный орган, в котором произведено декларирование товаров, а в случае применения централизованного порядка уплаты таможенных пошлин, налогов в таможенный орган, с которым заключено соглашение о его применении, либо в таможенный орган, которым было произведено взыскание, не позднее трех лет со дня их уплаты либо взыскания.
Согласно пункту 6 статьи 147 Федерального закона от 27.11.2010 N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации" возврат излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов производится по решению таможенного органа, который осуществляет администрирование данных денежных средств.
С учетом соблюдения обществом вышеназванных условий для возврата излишне уплаченных налогов, что подтверждается материалами дела, отсутствием задолженности по уплате таможенных платежей, что следует из пояснений представителя таможенного органа, денежные средства в сумме 2 050 497,69 рублей, внесенные обществом на счет таможенного органа, подлежат возврату ООО "Хакан Агро-Русь".
Доводы изложенные, в апелляционной жалобе, об отсутствии документов, подтверждающих факт излишней уплаты таможенных платежей в сумме 2 050 497,69 рублей судебной коллегией не принимаются, поскольку материалами дела подтверждается, что у общества не возникла обязанность уплатить НДС при ввозе собственного товара в порядке реимпорта, так как не возник объект налогообложения, при этом факт уплаты обществом суммы НДС в размере 2 050 497,69 рублей подтвержден документально.
При указанных обстоятельствах суд первой инстанции правомерно и обоснованно пришел к выводу, что требования заявителя подлежат удовлетворению, поскольку оспариваемые действия таможенного органа не соответствуют закону и нарушают права и законные интересы общества в сфере предпринимательской деятельности.
Нарушений или неправильного применения норм материального или процессуального права, являющихся в силу статьи 270 АПК РФ основанием к отмене или изменению решения апелляционной инстанцией не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

постановил:

решение Арбитражного суда Ростовской области от 14.05.2015 по делу N А53-5762/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа.

Председательствующий
О.Ю.ЕФИМОВА

Судьи
Т.Г.ГУДЕНИЦА
О.А.СУЛИМЕНКО




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "TMJ.SU | Таможенное дело. Таможенное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)