Судебные решения, арбитраж
Ввоз (импорт) товаров; Таможенное дело; Акцизы
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 22 сентября 2014 года
Полный текст постановления изготовлен 23 сентября 2014 года
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Сурмаляна Г.А.,
судей Соловьевой М.В., Смотровой Н.Н.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Мальцевым А.В.,
при участии в судебном заседании:
- от заявителя: представитель по доверенности от 09.01.2014 г. Курпина Н.Н.;
- от заинтересованного лица: представитель по доверенности от 14.05.2014 г. Борода А.Р.; представитель по доверенности от 20.12.2013 г. Вавилов П.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу закрытого акционерного общества "Фамадар Картона Лимитед" на решение Арбитражного суда Ростовской области от 09.07.2014 г. по делу N А53-7029/2014 по заявлению закрытого акционерного общества "Фармадар Картона Лимитед",
заинтересованное лицо: Таганрогская таможня,
принятое в составе судьи Ширинской И.Б.,
установил:
закрытое акционерное общество "Фамадар Картона Лимитед" (далее - ЗАО "Фамадар Картона Лимитед", общество) обратилось в Арбитражный суд Ростовской области с заявлением о признании незаконными решений Таганрогской таможни от 17.03.2014 г. NN 10319000/400/170314/Т0036/01, 10319000/400/170314/Т0036/02, 10319000/400/170314/Т0036/03, 10319000/400/170314/Т0036/4, 10319000/400/170314/Т0036/05; о признании незаконными требований Таганрогской таможни от 20.03.2014 г. N 143, N 144, N 145, N 146, N 147 об уплате таможенных платежей.
Заявленные требования мотивированы тем, что обществом соблюдены все условия предоставления льготы по освобождению от уплаты таможенных платежей товара, ввозимого в качестве вклада иностранного учредителя в уставной капитал. Заявитель полагает, что правоотношения по предоставлению льготы на товар данной категории возникли в 1999 году, то есть до вступления в законную силу Порядка применения освобождения от уплаты таможенных пошлин при ввозе отдельных категорий товаров на единую таможенную территорию таможенного союза, утвержденного Решением Комиссии Таможенного Союза от 15.07.2011 г. N 728. Мотивируя свою позицию, заявитель отметил что, положения абзаца 3 пункта 4 Порядка не распространяют свое действие на правоотношения, возникшие в 1999 году, поскольку они ухудшают положения юридического лица, вводя новое ограничение (выход иностранного лица из состава учредителей. В отношении ввезенного товара распространяется порядок и условия, предусмотренные Постановлением N 883 от 23.07.1996 года, действовавшего на день подачи таможенных деклараций и продолжающим действовать в настоящее время.
В отзыве на заявление таможенный орган возражал против удовлетворения заявленных требований, сославшись на то, что основанием для принятия оспариваемых решений и требований явились положения пункта 4 Порядка применения освобождения от уплаты таможенных пошлин при ввозе отдельных категорий товаров на единую таможенную территорию таможенного союза, утвержденного Решением Комиссии Таможенного Союза от 15.07.2011 N 728.02.11.2011 г. право собственности на все акции ЗАО "Фамадар Картона Лимитед" перешло от иностранных лиц к юридическому лицу - резиденту России, а иностранные компании утратили статус акционеров (участников) общества, в связи с чем, у общества возникло обязательство по уплате таможенных пошлин и пени.
Решением Арбитражного суда Ростовской области от 09 июня 2014 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
Решение мотивировано тем, что оспариваемые решения и требования Таганрогской таможни соответствуют приведенным нормативным положениям, в связи с чем, требования заявителя подлежат удовлетворению.
Не согласившись с указанным судебным актом, закрытое акционерное общество "Фамадар Картона Лимитед" обжаловало его в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В апелляционной жалобе общество просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт.
Доводы апелляционной жалобы сводятся к тому, что судом неправильно истолкован абзац 3 пункта 4 решения КТС N 728, следовательно, применена норма, не подлежащая применению. Распространение действия абзаца 3 пункта 4 Решения КТС N 728 на отношения по купле-продаже акций порождает сомнения и неясность в понимании термина гражданского законодательства "выход из состава учредителей (участников), что недопустимо. Судом первой инстанции нарушен принцип состязательности сторон. Податель жалобы также пояснил, что пункт 4 Решения КТС N 728 не подлежит применению, поскольку не имеет обратной силы. Решение КТС N 728, как ухудшающие положение физических и (или) юридических лиц, обратной силы не имеет.
С учетом изложенного, по мнению общества, у него отсутствует обязанность по уплате таможенных платежей.
Представитель заявителя в судебном заседании пояснил доводы апелляционной жалобы, просил решение суда первой инстанции отменить, требования апелляционной жалобы удовлетворить. На вопрос суда пояснил, что сам расчет пени обществом проверен, разногласий не имеется.
Представители заинтересованного лица в судебном заседании возражали против удовлетворения апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в письменном отзыве, просили решение суда первой инстанции оставить без изменения, в удовлетворении требований апелляционной жалобы отказать.
Как следует из материалов дела, 14.01.1999 г. ЗАО "Фамадар Картона Лимитед" зарегистрировано в качестве юридического лица Администрацией Ростовской области. В соответствии с учредительным договором от 11.01.1999 г. учредителями общества являются компания "Philomedon Carton Industry" (Кипр), компания "Commercial Ventures (Russia) Limited" (переименовано в "Commercial Capital Emerging Markets Limited") (Кипр).
29.12.1999 г. по результатам общего внеочередного собрания акционеров обществом принято решение об увеличении уставного капитала путем выпуска дополнительных акций. Акции должны были быть оплачены неденежными средствами - оборудование для производства гофрокартона и тары из него.
В 1999 году в соответствии с принятым решением об увеличении уставного капитала общество ввезло на таможенную территорию Российской Федерации товары (оборудование для производства гофрокартона и тары из него) в качестве вклада в уставный капитал, оформив по таможенным декларациям NN 21502/02079/000629, 21502/22079/000771, 21502/13089/000999, 21502/11109/001427, 21502/140700/0001244.
В отношении ввезенного товара таможня предоставила льготу по уплате ввозной таможенной пошлины.
Согласно сведениям Реестра владельцев именных ценных бумаг по состоянию на 31.05.2011 г. акционерами общества являлись: компания "Philomedon Carton Industry", компания "Emporiki Venture Capital Emerging Markets Limited", компания "The Cyprus Development Bank Public Company Limted".
18.10.2011 г. заключены договоры купли-продажи акций между акционерами и ЗАО "Картонтара" (покупатель, Россия), а именно: договор с компанией "The Cyprus Development Bank Public Company Limted" (21,68% уставного капитала), договор с компанией "Philomedon Carton Industry" (34,99% уставного капитала), договор с компанией "Emporiki Venture Capital Emerging Markets Limited" (43,33% уставного капитала).
17.03.2014 г. Таганрогской таможней в порядке статьи 131 Таможенного кодекса Таможенного союза проведена камеральная таможенная проверка, о чем составлен акт N 10319000/400/170314/А0036, которым установлено, что право собственности на все акции ЗАО "Фамадар Картона Лимитед" перешло от иностранных юридических лиц резиденту России (ЗАО "Картонтара"), который стал единственным акционером, а иностранные компании утратили статус акционеров ЗАО "Фамадар Картона Лимитед".
17.03.2014 г. по результатам проверки Таганрогской таможней приняты решения NN 10319000/400/170314/Т0036/01, 10319000/400/170314/Т0036/02, 10319000/400/170314/Т0036/03, 10319000/400/170314/Т0036/4, 10319000/400/170314/Т0036/05, которыми обществу отказано в предоставлении льгот по уплате таможенных пошлин в связи с установлением факта выхода иностранных участников из общества, обусловленного реализацией всех принадлежащих им акций.
В связи с принятием таможней решений об отказе в предоставлении льгот по уплате таможенной пошлины в отношении товара, ввезенного в качестве вклада иностранных учредителей в уставный капитал и оформленного в таможенном отношении по ДТ, повлекших доначисление таможенных платежей, Таганрогской таможней в адрес общества выставлены требования об уплате таможенных платежей от 20.03.2014 г. N 143, N 144, N 145, N 146 на общую сумму 4769732,10 рублей и пени на общую сумму 1129393,09 рублей.
Полагая, что указанными решениями об отказе в предоставлении льготы и выставлении требований, нарушены права и законные интересы общества, заявитель, используя право на обжалование, предусмотренное статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, обратился в Арбитражный суд Ростовской области с настоящим заявлением.
Повторно исследовав материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителей участвующих в деле лиц, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
С 01.07.2010 г. вступил в силу Таможенный кодекс Таможенного союза.
Согласно подпункту 2 пункта 2 статьи 96 Таможенного кодекса Таможенного союза при ввозе на территорию Таможенного союза условно выпущенные товары находятся под таможенным контролем с момента пересечения границы до приобретения ими статуса товаров Таможенного союза. При этом условно выпущенные товары приобретают статус товаров Таможенного союза после прекращения обязанности по уплате причитающихся сумм ввозных таможенных пошлин, налогов (подпункт 1 пункта 1 статьи 200 Таможенный кодекс Таможенного союза).
В случае прекращения обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов условно выпущенные товары приобретают статус товаров Таможенного союза. В связи с этим они утрачивают статус товаров, находящихся под таможенным контролем, - декларант вправе свободно ими распоряжаться без каких-либо ограничений со стороны таможенных органов. В статье 211 Таможенного кодекса Таможенного союза определены вопросы возникновения, прекращения обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов и срок их уплаты в отношении товаров, помещаемых (помещенных) под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления.
В отношении товаров, помещаемых под данную таможенную процедуру, обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов прекращается в общих случаях, установленных статьей 80 Таможенного кодекса Таможенного союза, которые включают уплату таможенных пошлин, налогов, а также помещение товаров под процедуру выпуска для внутреннего потребления с предоставлением льгот, не сопряженных с ограничениями по пользованию и распоряжению товарами. Срок уплаты таможенных пошлин, налогов за товары - до их выпуска.
Согласно подпункту 2 пункта 2 статьи 211 Таможенного кодекса Таможенного союза обязанность по уплате ввозных таможенных пошлин, налогов прекращается у декларанта в отношении товаров, помещенных под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления с использованием льгот по уплате таможенных пошлин, налогов варами по истечении 5 (пяти) лет со дня выпуска товаров в соответствии с таможенной процедурой выпуска для внутреннего потребления.
При этом положения относительно возникновения и прекращения обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов, установленные статьей 211 Таможенного кодекса Таможенного союза, ранее не были регламентированы Таможенным кодексом Российской Федерации.
Согласно пункту 1 статьи 164 Таможенного кодекса Российской Федерации товары, помещенные под таможенный режим выпуска для внутреннего потребления, приобретают для таможенных целей статус находящихся в свободном обращении на таможенной территории Российской Федерации после уплаты таможенных пошлин, налогов и соблюдения всех ограничений, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности.
Из пункта 2 статьи 366 Таможенного кодекса Таможенного союза следует, что к отношениям, регулируемым таможенным законодательством Таможенного союза, возникшим до вступления в силу данного Кодекса, он применяется к тем правам и обязанностям, которые возникнут со дня его вступления в силу, с учетом положений, предусмотренных статьями 367 - 372 названного Кодекса.
Согласно пункту 1 статьи 370 Таможенного кодекса Таможенного союза товары, находящиеся на таможенной территории Таможенного союза и помещенные до вступления в силу Кодекса, в том числе под таможенные режимы выпуска для внутреннего потребления, реимпорта и отказа в пользу государства в Российской Федерации, со дня вступления в силу названного Кодекса считаются помещенными соответственно под таможенные процедуры выпуска для внутреннего потребления, реимпорта и отказа в пользу государства. В отношении этих товаров применяются положения указанного Кодекса и (или) иных актов таможенного законодательства Таможенного союза.
При этом повторный выпуск товара не осуществляется и статус товара не меняется.
В соответствии со статей 200 Таможенного кодекса Таможенного союза условно выпущенными считаются товары, помещенные под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления, в отношении которых предоставлены льготы по уплате ввозных таможенных пошлин, налогов, сопряженные с ограничениями по пользованию и (или) распоряжению товарами.
Условно выпущенные товары, могут использоваться только в целях, соответствующих условиям представления льгот (пункт 2 статьи 200 Таможенного кодекса Таможенного союза).
Условно выпущенные товары имеют статус иностранных товаров и находятся под таможенным контролем.
Товары, считаются условно выпущенными до момента прекращения обязанности по уплате причитающихся сумм ввозных таможенных пошлин, налогов, если иное не предусмотрено законодательством государств - членов Таможенного союза (пункт 3 статьи 200 Таможенного кодекса Таможенного союза).
В силу пункта 3 статьи 174 Таможенного кодекса Таможенного союза выпуск товаров в соответствии с заявленной таможенной процедурой свидетельствует о завершении помещения товаров под определенную таможенную процедуру.
Из анализа названных положений Таможенного кодекса Таможенного союза следует, что пятилетний срок осуществления таможенного контроля применительно к товарам, выпущенным условно в соответствии с режимом "для внутреннего потребления" до вступления в силу Таможенного кодекса Таможенного союза, должен исчисляться начиная с 01.07.2010 г., то есть с даты вступления в силу Таможенного кодекса Таможенного союза), а не с даты условного выпуска, поскольку ранее возникновение и прекращение обязанности по уплате таможенных пошлин и налогов, установленные статьей 211 Таможенного кодекса Таможенного союза, не были регламентированы Таможенным кодексом Таможенного союза.
Кроме того, положения статьи 370 Таможенного кодекса Таможенного союза не содержат нормы, предписывающей применение подпункта 2 пункта 2 статьи 211 Таможенного кодекса Таможенного союза в отношении товаров, помещенных под таможенные режимы выпуска для внутреннего потребления и выпущенных условно до вступления в силу Таможенного кодекса Таможенного союза.
На основании вышеизложенного с учетом того, что льгота по уплате таможенных платежей при ввозе товара в качестве вклада в уставный капитал сопряжена с ограничениями по распоряжению, при отчуждении товара, ввезенного в 1999 г. в качестве вклада в уставный капитал и выпущенного таможенным органом условно, необходима уплата таможенных платежей, так как обязанность по уплате таможенных платежей не прекращена.
18.08.2011 г. вступил в силу Порядок применения освобождения от уплаты таможенных пошлин при ввозе отдельных категорий товаров на единую таможенную территорию Таможенного союза, утвержденный Решением Комиссии Таможенного союза от 15.07.2011 г. N 728 (далее - решение КТС N 728).
В соответствии с пунктом 4 решения КТС N 728 товары, ввозимые из третьих стран в качестве вклада иностранного учредителя в уставный (складочный) капитал (фонд) в пределах сроков, установленных учредительными документами для формирования этого капитала (фонда), освобождаются от уплаты таможенных пошлин в порядке и на условиях, предусмотренных нормативными правовыми актами государства - члена Таможенного союза.
В случае, если порядок и условия освобождения таких товаров от уплаты таможенных пошлин не установлены законодательством государства - члена Таможенного союза, тарифная льгота предоставляется в отношении товаров (за исключением подакцизных), относящихся к основным производственным фондам при представлении в таможенный орган учредительного договора и (или) устава с указанием размера, состава, сроков и порядка внесения вкладов в уставной (складочный) капитал (фонд).
В случае выхода иностранного лица из состава учредителей (участников) организации, воспользовавшейся тарифной льготой в виде освобождения от уплаты таможенных пошлин, а также при совершении этой организацией сделок, предусматривающих переход права собственности на товары, ввезенные с освобождением от таможенных пошлин, либо при передаче таких товаров во временное пользование, обязательство по уплате таможенных пошлин подлежит исполнению в соответствии с таможенным законодательством Таможенного союза.
Порядок предоставления тарифных льгот до вступления в силу Таможенного кодекса Таможенного союза был определен Правительством Российской Федерации в постановлении от 23.07.1996 N 883 "О льготах по уплате ввозной таможенной пошлины и налога на добавленную стоимость в отношении товаров, ввозимых иностранными инвесторами в качестве вклада в уставный (складочный) капитал предприятий с иностранными инвестициями" (далее постановление N 883). Данное постановление действует и в настоящее время в части, не противоречащей нормам таможенного законодательства Таможенного союза. В указанном постановлении Правительства Российской Федерации определены условия для предоставления льготы в виде освобождения от уплаты таможенных платежей при ввозе товара иностранными инвесторами в качестве вклада в уставный капитал, а именно, товары не являются подакцизными, относятся к основным производственным фондам, ввозятся в сроки, установленные учредительными документами для формирования уставного (складочного) капитала. Кроме того, в пункте 2 постановления было определено, что в случае реализации таких товаров, причитающиеся к уплате на дату условного выпуска таможенные пошлины уплачиваются в соответствии с таможенным законодательством Российской Федерации. Соответственно, реализация условно выпущенных товаров рассматривается как их нецелевое использование. С принятием решения КТС N 728 получили свою конкретизацию иные случаи нецелевого использования товаров, в том числе, выход иностранного лица из состава учредителей (участников) организации.
Согласно материалам дела, на основании договоров купли-продажи от 18.10.2011 г., заключенных между иностранными акционерами и ЗАО "Картонтара" (Россия, покупатель), были реализованы все акции ЗАО "Фамадар Картона Лимитед", из номинальной стоимости которых был составлен уставный капитал, российскому юридическому лицу.
То есть, в период действия положений решения КТС N 728 ЗАО "Фамадар Картона Лимитед" допустило нарушение ограничений по пользованию и распоряжению условно выпущенными товарами.
Исходя из смысла приведенных нормативных положений, установление льгот при ввозе товара, в качестве вклада в уставный капитал, при одновременном ограничении прав, связанных с пользованием и распоряжением этим товаров, направлено на стимулирование технологического обновления производственных фондов российских организаций, в уставный фонд которых непосредственно вносится в качестве вклада иностранный товар.
Учитывая изложенное, суд пришел к выводу о том, что акции, которые были оплачены неденежными средствами (оборудование для производства гофрокартона и тары из него, задекларированное по спорным таможенным декларациям), реализованы иностранными лицами, право собственности на акции перешло к резиденту России. Таким образом, иностранный элемент, в связи с которым общество воспользовалось тарифной льготой в виде освобождения от уплаты таможенных платежей, утрачен в связи с выходом иностранной компании из состава акционеров, что послужило нарушением ограничений по пользованию и распоряжению, предусмотренных абзацем 3 пункта 4 Порядка N 728.
Соответственно действие тарифной льготы не сохраняется и в отношении данных товаров подлежат уплате ввозные таможенные пошлины и пени.
Мотивируя свою позицию, общество ссылается на неправильное толкование таможней абзаца 3 пункта 4 решения КТС N 728. Так, согласно статье 10 Федерального закона от 26.12.1995 г. N 208-ФЗ "Об акционерных обществах" учредителями общества являются граждане и юридические лица, принявшие решение об его учреждении. Учредители, как заявляет общество, не изменились до настоящего времени. Согласно выписке из единого государственного реестра юридических лиц от 27.05.2014 г. компания "Philomedon Carton Industry" и в настоящее время является учредителем. Условия и порядок выхода учредителей (участников) определяются в учредительном договоре, однако, выход из состава учредителей в акционерных обществах законодательством не предусмотрен, следовательно, положения абзаца 3 пункта 4 решения КТС N 728 к обществу не применимы.
Как верно отметил суд первой инстанции, общество не учло, что законодательное регулирование государственной регистрации юридических лиц в форме акционерных обществ, не предусматривает возможность изменить сведения об учредителе общества, содержащиеся в Едином государственном реестре юридических лиц в случае отчуждения учредителями общества 100% своих акций другому лицу.
Исходя из смысла статьи 34 Федерального закона от 26.12.1995 г. N 208-ФЗ "Об акционерных обществах", учредитель общества становится его акционером, после полной оплаты акций в течение года с момента государственной регистрации общества.
Согласно сведениям, содержащихся в Едином государственном реестре юридических лиц сведения об учредителе акционерного общества остаются без изменений, поскольку в силу пункта 2 статьи 44 Федерального закона от 26.12.1995 г. N 208-ФЗ "Об акционерных обществах" общество обязано обеспечить ведение и хранение реестра акционеров общества в соответствии с правовыми актами Российской Федерации с момента государственной регистрации общества.
Тем самым в Единый государственный реестр юридических лиц не вносятся сведения об изменениях состава акционеров акционерных обществ. Выписка из реестра не содержит сведений об акционерах общества, а также о лицах, которые уступили свои права на акции. Таким образом, на регистрирующие органы не возложены функции по ведению реестров владельцев ценных бумаг акционерных обществ, и внесение изменений в Единый государственный реестр юридических лиц, содержащих сведения об учредителе акционерного общества. В связи с чем, представленная обществом выписка продолжает сохранять сведения об учредителях общества: компания "Philomedon Carton Industry", компания "The Cyprus Development Bank Public Company Limted", "Commercial Capital Emerging Markets Limited".
Судом первой инстанции правомерно отклонен довод заявителя о том, что положения пункт 4 решения КТС N 728, как ухудшающие положение физических и юридических лиц обратной силы не имеют и соответственно не подлежат применению в отношении товаров, ввезенных в качестве вклада иностранного учредителя в уставный капитал в 1999 году, поскольку не соответствует положениям действующего таможенного законодательства и правовой позиции Суда Евразийского экономического сообщества, представленной в решении от 01.11.2013 г. по делу об оспаривании пункта 4 решения КТС N 728.
Исходя из системного анализа вышеприведенных положений действующего законодательства в сфере предоставления льгот при ввозе товара в качестве вклада в уставный капитал, следует различать понятие условия предоставления льготы и целевое использование товара. При ввозе товара в качестве вклада в уставный капитал общества такой товар считается условно выпущенным иностранным товаром, таможенный контроль в отношении которого осуществляется до момента выпуска товара для внутреннего пользования. Льгота в отношении ввоза такого товара в виде освобождения от уплаты таможенных пошлин предоставляется при наличии условий, регламентированных постановлением N 883, и сохраняется при соблюдении целевого использования товара. Специальное регламентирование положениями решения КТС N 728 случаев нецелевого использования толкуют, раскрывают общие положения Таможенного кодекса Таможенного союза и постановления N 883, что не может характеризовать решение КТС N 728 как нормативный акт, ухудшающий положение лиц, осуществивших ввоз товаров, условно выпущенных на территорию Российской Федерации до 18.08.2013 г.
Кроме того, согласно части 3 статьи 13 Статута Суда Евразийского экономического сообщества, ратифицированного Федеральным законом от 03.05.2011 г. N 82-ФЗ, Суд ЕврАзЭС осуществляет толкование положений международных договоров, действующих в рамках ЕврАзЭС, и решений органов ЕврАзЭС. Толкование осуществляется при принятии решений по конкретным делам, а также по запросам Сторон, высших судебных органов Сторон, Межгосударственного Совета, Межпарламентской Ассамблеи и Интеграционного Комитета ЕврАзЭС. При этом, в абзаце 4 пункта 1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 08.11.2013 г. N 9 "О некоторых вопросах применения таможенного законодательства" разъяснено арбитражным судам о необходимости при рассмотрении дел руководствоваться толкованием Суда ЕврАзЭС.
Решением Суда Евразийского экономического сообщества от 01.11.2013 г. пункт 4 решения КТС N 728, признан соответствующим международным договорам, заключенным в рамках Таможенного союза и Единого экономического пространства. Указанное решение Суда Евразийского экономического сообщества конкретизирует, с какого момента общество утрачивает льготу на уплату ввозных таможенных пошлин. Согласно данному решению, автономное действие абзаца первого пункта 4 Порядка ограничивает и дополняется новым правовым установлением, предусматривающем обязательство по уплате таможенных пошлин в соответствии с таможенным законодательством Таможенного союза, кроме прочего, в случае передачи таких товаров во временное пользование. Такой порядок подлежит применению на территории Российской Федерации с 18.08.2011 г. (в том числе в отношении товаров, условно выпущенных до 18.08.2011).
При изложенных обстоятельства, судом первой инстанции сделан верный вывод, что таможня имела правовые основания для вынесения решений об отказе в предоставлении льгот по уплате таможенной пошлины от 17.03.2014 г. NN 10319000/400/170314/Т0036/01, 10319000/400/170314/Т0036/02, 10319000/400/170314/Т0036/03, N 10319000/400/170314/Т0036/4, 10319000/400/170314/Т0036/05.
Из материалов дела следует что, Таганрогской таможней на основании решений об отказе в предоставлении льгот по уплате таможенной пошлины выставлены требования от 20.03.2014 г. N 143, N 144, N 145, N 146, N 147 об уплате таможенных платежей.
В соответствии с пунктом 1 статьи 150 Федерального закона от 27.11.2010 г. N 311 Федерального закона "О таможенном урегулировании в Российской Федерации" до применения мер по принудительному взысканию таможенных пошлин, налогов таможенный орган выставляет плательщику таможенных пошлин, налогов требование об уплате таможенных платежей в соответствии со статьей 152 названного Федерального закона, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 и 3 статьи 154 и частью 2 статьи 157 названного Федерального закона, а также если плательщиком таможенных пошлин, налогов является таможенный орган.
Требование об уплате таможенных платежей представляет собой извещение таможенного органа в письменной форме о не уплаченной в установленный срок сумме таможенных платежей, а также об обязанности уплатить в установленный этим требованием срок неуплаченную сумму таможенных платежей, пеней и (или) процентов.
Таким образом, из положений статьи 150 Федерального закона от 27.11.2010 г. N 311 ФЗ "О таможенном урегулировании в Российской Федерации" следует, что основанием для выставления требования об уплате таможенных платежей может являться только установленный факт наличия задолженности по уплате таможенных платежей, пеней и (или) процентов.
В связи с нарушением режима предоставления льгот на основании решений выставлены требования об уплате таможенных платежей.
Требованиями от 20.03.2014 г. N 143, N 144, N 145, N 146, N 147 заявителю доначислено 5899125,19 рублей, в том числе: таможенные платежи в сумме 4769732,10 руб., пени в сумме 1129393,09 руб. Расчет пени судом проверен, признан правильным, обществом не оспорен.
Аналогичная правовая позиция изложена в постановлениях Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.01.2014 г. N 13691/13 по делу N А72-11373/2012, Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 11.04.2014 г. по делу N А53-8080/2013, первого арбитражного апелляционного суда от 09.12.2013 г. по делу N А43-962/2013.
Доводы апелляционной жалобы, сводящиеся к иной, чем у суда первой инстанции трактовке тех же обстоятельств дела и норм права, не опровергают правомерность и обоснованность выводов суда первой инстанции, не могут служить основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
Нарушения и неправильного применения норм процессуального права, влекущих отмену судебного акта в силу статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом апелляционной инстанции не установлено.
Таким образом, суд первой инстанции вынес законное и обоснованное решение, доводов, которые не были предметом исследования в суде первой инстанции, не приведено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 09.07.2014 г. по делу N А53-7029/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном Арбитражным процессуальным Кодексом Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Председательствующий
Г.А.СУРМАЛЯН
Судьи
М.В.СОЛОВЬЕВА
Н.Н.СМОТРОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "TMJ.SU | Таможенное дело. Таможенное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПЯТНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 23.09.2014 N 15АП-13998/2014 ПО ДЕЛУ N А53-7029/2014
Разделы:Ввоз (импорт) товаров; Таможенное дело; Акцизы
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ПЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 23 сентября 2014 г. N 15АП-13998/2014
Дело N А53-7029/2014
Резолютивная часть постановления объявлена 22 сентября 2014 года
Полный текст постановления изготовлен 23 сентября 2014 года
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Сурмаляна Г.А.,
судей Соловьевой М.В., Смотровой Н.Н.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Мальцевым А.В.,
при участии в судебном заседании:
- от заявителя: представитель по доверенности от 09.01.2014 г. Курпина Н.Н.;
- от заинтересованного лица: представитель по доверенности от 14.05.2014 г. Борода А.Р.; представитель по доверенности от 20.12.2013 г. Вавилов П.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу закрытого акционерного общества "Фамадар Картона Лимитед" на решение Арбитражного суда Ростовской области от 09.07.2014 г. по делу N А53-7029/2014 по заявлению закрытого акционерного общества "Фармадар Картона Лимитед",
заинтересованное лицо: Таганрогская таможня,
принятое в составе судьи Ширинской И.Б.,
установил:
закрытое акционерное общество "Фамадар Картона Лимитед" (далее - ЗАО "Фамадар Картона Лимитед", общество) обратилось в Арбитражный суд Ростовской области с заявлением о признании незаконными решений Таганрогской таможни от 17.03.2014 г. NN 10319000/400/170314/Т0036/01, 10319000/400/170314/Т0036/02, 10319000/400/170314/Т0036/03, 10319000/400/170314/Т0036/4, 10319000/400/170314/Т0036/05; о признании незаконными требований Таганрогской таможни от 20.03.2014 г. N 143, N 144, N 145, N 146, N 147 об уплате таможенных платежей.
Заявленные требования мотивированы тем, что обществом соблюдены все условия предоставления льготы по освобождению от уплаты таможенных платежей товара, ввозимого в качестве вклада иностранного учредителя в уставной капитал. Заявитель полагает, что правоотношения по предоставлению льготы на товар данной категории возникли в 1999 году, то есть до вступления в законную силу Порядка применения освобождения от уплаты таможенных пошлин при ввозе отдельных категорий товаров на единую таможенную территорию таможенного союза, утвержденного Решением Комиссии Таможенного Союза от 15.07.2011 г. N 728. Мотивируя свою позицию, заявитель отметил что, положения абзаца 3 пункта 4 Порядка не распространяют свое действие на правоотношения, возникшие в 1999 году, поскольку они ухудшают положения юридического лица, вводя новое ограничение (выход иностранного лица из состава учредителей. В отношении ввезенного товара распространяется порядок и условия, предусмотренные Постановлением N 883 от 23.07.1996 года, действовавшего на день подачи таможенных деклараций и продолжающим действовать в настоящее время.
В отзыве на заявление таможенный орган возражал против удовлетворения заявленных требований, сославшись на то, что основанием для принятия оспариваемых решений и требований явились положения пункта 4 Порядка применения освобождения от уплаты таможенных пошлин при ввозе отдельных категорий товаров на единую таможенную территорию таможенного союза, утвержденного Решением Комиссии Таможенного Союза от 15.07.2011 N 728.02.11.2011 г. право собственности на все акции ЗАО "Фамадар Картона Лимитед" перешло от иностранных лиц к юридическому лицу - резиденту России, а иностранные компании утратили статус акционеров (участников) общества, в связи с чем, у общества возникло обязательство по уплате таможенных пошлин и пени.
Решением Арбитражного суда Ростовской области от 09 июня 2014 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
Решение мотивировано тем, что оспариваемые решения и требования Таганрогской таможни соответствуют приведенным нормативным положениям, в связи с чем, требования заявителя подлежат удовлетворению.
Не согласившись с указанным судебным актом, закрытое акционерное общество "Фамадар Картона Лимитед" обжаловало его в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В апелляционной жалобе общество просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт.
Доводы апелляционной жалобы сводятся к тому, что судом неправильно истолкован абзац 3 пункта 4 решения КТС N 728, следовательно, применена норма, не подлежащая применению. Распространение действия абзаца 3 пункта 4 Решения КТС N 728 на отношения по купле-продаже акций порождает сомнения и неясность в понимании термина гражданского законодательства "выход из состава учредителей (участников), что недопустимо. Судом первой инстанции нарушен принцип состязательности сторон. Податель жалобы также пояснил, что пункт 4 Решения КТС N 728 не подлежит применению, поскольку не имеет обратной силы. Решение КТС N 728, как ухудшающие положение физических и (или) юридических лиц, обратной силы не имеет.
С учетом изложенного, по мнению общества, у него отсутствует обязанность по уплате таможенных платежей.
Представитель заявителя в судебном заседании пояснил доводы апелляционной жалобы, просил решение суда первой инстанции отменить, требования апелляционной жалобы удовлетворить. На вопрос суда пояснил, что сам расчет пени обществом проверен, разногласий не имеется.
Представители заинтересованного лица в судебном заседании возражали против удовлетворения апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в письменном отзыве, просили решение суда первой инстанции оставить без изменения, в удовлетворении требований апелляционной жалобы отказать.
Как следует из материалов дела, 14.01.1999 г. ЗАО "Фамадар Картона Лимитед" зарегистрировано в качестве юридического лица Администрацией Ростовской области. В соответствии с учредительным договором от 11.01.1999 г. учредителями общества являются компания "Philomedon Carton Industry" (Кипр), компания "Commercial Ventures (Russia) Limited" (переименовано в "Commercial Capital Emerging Markets Limited") (Кипр).
29.12.1999 г. по результатам общего внеочередного собрания акционеров обществом принято решение об увеличении уставного капитала путем выпуска дополнительных акций. Акции должны были быть оплачены неденежными средствами - оборудование для производства гофрокартона и тары из него.
В 1999 году в соответствии с принятым решением об увеличении уставного капитала общество ввезло на таможенную территорию Российской Федерации товары (оборудование для производства гофрокартона и тары из него) в качестве вклада в уставный капитал, оформив по таможенным декларациям NN 21502/02079/000629, 21502/22079/000771, 21502/13089/000999, 21502/11109/001427, 21502/140700/0001244.
В отношении ввезенного товара таможня предоставила льготу по уплате ввозной таможенной пошлины.
Согласно сведениям Реестра владельцев именных ценных бумаг по состоянию на 31.05.2011 г. акционерами общества являлись: компания "Philomedon Carton Industry", компания "Emporiki Venture Capital Emerging Markets Limited", компания "The Cyprus Development Bank Public Company Limted".
18.10.2011 г. заключены договоры купли-продажи акций между акционерами и ЗАО "Картонтара" (покупатель, Россия), а именно: договор с компанией "The Cyprus Development Bank Public Company Limted" (21,68% уставного капитала), договор с компанией "Philomedon Carton Industry" (34,99% уставного капитала), договор с компанией "Emporiki Venture Capital Emerging Markets Limited" (43,33% уставного капитала).
17.03.2014 г. Таганрогской таможней в порядке статьи 131 Таможенного кодекса Таможенного союза проведена камеральная таможенная проверка, о чем составлен акт N 10319000/400/170314/А0036, которым установлено, что право собственности на все акции ЗАО "Фамадар Картона Лимитед" перешло от иностранных юридических лиц резиденту России (ЗАО "Картонтара"), который стал единственным акционером, а иностранные компании утратили статус акционеров ЗАО "Фамадар Картона Лимитед".
17.03.2014 г. по результатам проверки Таганрогской таможней приняты решения NN 10319000/400/170314/Т0036/01, 10319000/400/170314/Т0036/02, 10319000/400/170314/Т0036/03, 10319000/400/170314/Т0036/4, 10319000/400/170314/Т0036/05, которыми обществу отказано в предоставлении льгот по уплате таможенных пошлин в связи с установлением факта выхода иностранных участников из общества, обусловленного реализацией всех принадлежащих им акций.
В связи с принятием таможней решений об отказе в предоставлении льгот по уплате таможенной пошлины в отношении товара, ввезенного в качестве вклада иностранных учредителей в уставный капитал и оформленного в таможенном отношении по ДТ, повлекших доначисление таможенных платежей, Таганрогской таможней в адрес общества выставлены требования об уплате таможенных платежей от 20.03.2014 г. N 143, N 144, N 145, N 146 на общую сумму 4769732,10 рублей и пени на общую сумму 1129393,09 рублей.
Полагая, что указанными решениями об отказе в предоставлении льготы и выставлении требований, нарушены права и законные интересы общества, заявитель, используя право на обжалование, предусмотренное статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, обратился в Арбитражный суд Ростовской области с настоящим заявлением.
Повторно исследовав материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителей участвующих в деле лиц, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
С 01.07.2010 г. вступил в силу Таможенный кодекс Таможенного союза.
Согласно подпункту 2 пункта 2 статьи 96 Таможенного кодекса Таможенного союза при ввозе на территорию Таможенного союза условно выпущенные товары находятся под таможенным контролем с момента пересечения границы до приобретения ими статуса товаров Таможенного союза. При этом условно выпущенные товары приобретают статус товаров Таможенного союза после прекращения обязанности по уплате причитающихся сумм ввозных таможенных пошлин, налогов (подпункт 1 пункта 1 статьи 200 Таможенный кодекс Таможенного союза).
В случае прекращения обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов условно выпущенные товары приобретают статус товаров Таможенного союза. В связи с этим они утрачивают статус товаров, находящихся под таможенным контролем, - декларант вправе свободно ими распоряжаться без каких-либо ограничений со стороны таможенных органов. В статье 211 Таможенного кодекса Таможенного союза определены вопросы возникновения, прекращения обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов и срок их уплаты в отношении товаров, помещаемых (помещенных) под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления.
В отношении товаров, помещаемых под данную таможенную процедуру, обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов прекращается в общих случаях, установленных статьей 80 Таможенного кодекса Таможенного союза, которые включают уплату таможенных пошлин, налогов, а также помещение товаров под процедуру выпуска для внутреннего потребления с предоставлением льгот, не сопряженных с ограничениями по пользованию и распоряжению товарами. Срок уплаты таможенных пошлин, налогов за товары - до их выпуска.
Согласно подпункту 2 пункта 2 статьи 211 Таможенного кодекса Таможенного союза обязанность по уплате ввозных таможенных пошлин, налогов прекращается у декларанта в отношении товаров, помещенных под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления с использованием льгот по уплате таможенных пошлин, налогов варами по истечении 5 (пяти) лет со дня выпуска товаров в соответствии с таможенной процедурой выпуска для внутреннего потребления.
При этом положения относительно возникновения и прекращения обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов, установленные статьей 211 Таможенного кодекса Таможенного союза, ранее не были регламентированы Таможенным кодексом Российской Федерации.
Согласно пункту 1 статьи 164 Таможенного кодекса Российской Федерации товары, помещенные под таможенный режим выпуска для внутреннего потребления, приобретают для таможенных целей статус находящихся в свободном обращении на таможенной территории Российской Федерации после уплаты таможенных пошлин, налогов и соблюдения всех ограничений, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности.
Из пункта 2 статьи 366 Таможенного кодекса Таможенного союза следует, что к отношениям, регулируемым таможенным законодательством Таможенного союза, возникшим до вступления в силу данного Кодекса, он применяется к тем правам и обязанностям, которые возникнут со дня его вступления в силу, с учетом положений, предусмотренных статьями 367 - 372 названного Кодекса.
Согласно пункту 1 статьи 370 Таможенного кодекса Таможенного союза товары, находящиеся на таможенной территории Таможенного союза и помещенные до вступления в силу Кодекса, в том числе под таможенные режимы выпуска для внутреннего потребления, реимпорта и отказа в пользу государства в Российской Федерации, со дня вступления в силу названного Кодекса считаются помещенными соответственно под таможенные процедуры выпуска для внутреннего потребления, реимпорта и отказа в пользу государства. В отношении этих товаров применяются положения указанного Кодекса и (или) иных актов таможенного законодательства Таможенного союза.
При этом повторный выпуск товара не осуществляется и статус товара не меняется.
В соответствии со статей 200 Таможенного кодекса Таможенного союза условно выпущенными считаются товары, помещенные под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления, в отношении которых предоставлены льготы по уплате ввозных таможенных пошлин, налогов, сопряженные с ограничениями по пользованию и (или) распоряжению товарами.
Условно выпущенные товары, могут использоваться только в целях, соответствующих условиям представления льгот (пункт 2 статьи 200 Таможенного кодекса Таможенного союза).
Условно выпущенные товары имеют статус иностранных товаров и находятся под таможенным контролем.
Товары, считаются условно выпущенными до момента прекращения обязанности по уплате причитающихся сумм ввозных таможенных пошлин, налогов, если иное не предусмотрено законодательством государств - членов Таможенного союза (пункт 3 статьи 200 Таможенного кодекса Таможенного союза).
В силу пункта 3 статьи 174 Таможенного кодекса Таможенного союза выпуск товаров в соответствии с заявленной таможенной процедурой свидетельствует о завершении помещения товаров под определенную таможенную процедуру.
Из анализа названных положений Таможенного кодекса Таможенного союза следует, что пятилетний срок осуществления таможенного контроля применительно к товарам, выпущенным условно в соответствии с режимом "для внутреннего потребления" до вступления в силу Таможенного кодекса Таможенного союза, должен исчисляться начиная с 01.07.2010 г., то есть с даты вступления в силу Таможенного кодекса Таможенного союза), а не с даты условного выпуска, поскольку ранее возникновение и прекращение обязанности по уплате таможенных пошлин и налогов, установленные статьей 211 Таможенного кодекса Таможенного союза, не были регламентированы Таможенным кодексом Таможенного союза.
Кроме того, положения статьи 370 Таможенного кодекса Таможенного союза не содержат нормы, предписывающей применение подпункта 2 пункта 2 статьи 211 Таможенного кодекса Таможенного союза в отношении товаров, помещенных под таможенные режимы выпуска для внутреннего потребления и выпущенных условно до вступления в силу Таможенного кодекса Таможенного союза.
На основании вышеизложенного с учетом того, что льгота по уплате таможенных платежей при ввозе товара в качестве вклада в уставный капитал сопряжена с ограничениями по распоряжению, при отчуждении товара, ввезенного в 1999 г. в качестве вклада в уставный капитал и выпущенного таможенным органом условно, необходима уплата таможенных платежей, так как обязанность по уплате таможенных платежей не прекращена.
18.08.2011 г. вступил в силу Порядок применения освобождения от уплаты таможенных пошлин при ввозе отдельных категорий товаров на единую таможенную территорию Таможенного союза, утвержденный Решением Комиссии Таможенного союза от 15.07.2011 г. N 728 (далее - решение КТС N 728).
В соответствии с пунктом 4 решения КТС N 728 товары, ввозимые из третьих стран в качестве вклада иностранного учредителя в уставный (складочный) капитал (фонд) в пределах сроков, установленных учредительными документами для формирования этого капитала (фонда), освобождаются от уплаты таможенных пошлин в порядке и на условиях, предусмотренных нормативными правовыми актами государства - члена Таможенного союза.
В случае, если порядок и условия освобождения таких товаров от уплаты таможенных пошлин не установлены законодательством государства - члена Таможенного союза, тарифная льгота предоставляется в отношении товаров (за исключением подакцизных), относящихся к основным производственным фондам при представлении в таможенный орган учредительного договора и (или) устава с указанием размера, состава, сроков и порядка внесения вкладов в уставной (складочный) капитал (фонд).
В случае выхода иностранного лица из состава учредителей (участников) организации, воспользовавшейся тарифной льготой в виде освобождения от уплаты таможенных пошлин, а также при совершении этой организацией сделок, предусматривающих переход права собственности на товары, ввезенные с освобождением от таможенных пошлин, либо при передаче таких товаров во временное пользование, обязательство по уплате таможенных пошлин подлежит исполнению в соответствии с таможенным законодательством Таможенного союза.
Порядок предоставления тарифных льгот до вступления в силу Таможенного кодекса Таможенного союза был определен Правительством Российской Федерации в постановлении от 23.07.1996 N 883 "О льготах по уплате ввозной таможенной пошлины и налога на добавленную стоимость в отношении товаров, ввозимых иностранными инвесторами в качестве вклада в уставный (складочный) капитал предприятий с иностранными инвестициями" (далее постановление N 883). Данное постановление действует и в настоящее время в части, не противоречащей нормам таможенного законодательства Таможенного союза. В указанном постановлении Правительства Российской Федерации определены условия для предоставления льготы в виде освобождения от уплаты таможенных платежей при ввозе товара иностранными инвесторами в качестве вклада в уставный капитал, а именно, товары не являются подакцизными, относятся к основным производственным фондам, ввозятся в сроки, установленные учредительными документами для формирования уставного (складочного) капитала. Кроме того, в пункте 2 постановления было определено, что в случае реализации таких товаров, причитающиеся к уплате на дату условного выпуска таможенные пошлины уплачиваются в соответствии с таможенным законодательством Российской Федерации. Соответственно, реализация условно выпущенных товаров рассматривается как их нецелевое использование. С принятием решения КТС N 728 получили свою конкретизацию иные случаи нецелевого использования товаров, в том числе, выход иностранного лица из состава учредителей (участников) организации.
Согласно материалам дела, на основании договоров купли-продажи от 18.10.2011 г., заключенных между иностранными акционерами и ЗАО "Картонтара" (Россия, покупатель), были реализованы все акции ЗАО "Фамадар Картона Лимитед", из номинальной стоимости которых был составлен уставный капитал, российскому юридическому лицу.
То есть, в период действия положений решения КТС N 728 ЗАО "Фамадар Картона Лимитед" допустило нарушение ограничений по пользованию и распоряжению условно выпущенными товарами.
Исходя из смысла приведенных нормативных положений, установление льгот при ввозе товара, в качестве вклада в уставный капитал, при одновременном ограничении прав, связанных с пользованием и распоряжением этим товаров, направлено на стимулирование технологического обновления производственных фондов российских организаций, в уставный фонд которых непосредственно вносится в качестве вклада иностранный товар.
Учитывая изложенное, суд пришел к выводу о том, что акции, которые были оплачены неденежными средствами (оборудование для производства гофрокартона и тары из него, задекларированное по спорным таможенным декларациям), реализованы иностранными лицами, право собственности на акции перешло к резиденту России. Таким образом, иностранный элемент, в связи с которым общество воспользовалось тарифной льготой в виде освобождения от уплаты таможенных платежей, утрачен в связи с выходом иностранной компании из состава акционеров, что послужило нарушением ограничений по пользованию и распоряжению, предусмотренных абзацем 3 пункта 4 Порядка N 728.
Соответственно действие тарифной льготы не сохраняется и в отношении данных товаров подлежат уплате ввозные таможенные пошлины и пени.
Мотивируя свою позицию, общество ссылается на неправильное толкование таможней абзаца 3 пункта 4 решения КТС N 728. Так, согласно статье 10 Федерального закона от 26.12.1995 г. N 208-ФЗ "Об акционерных обществах" учредителями общества являются граждане и юридические лица, принявшие решение об его учреждении. Учредители, как заявляет общество, не изменились до настоящего времени. Согласно выписке из единого государственного реестра юридических лиц от 27.05.2014 г. компания "Philomedon Carton Industry" и в настоящее время является учредителем. Условия и порядок выхода учредителей (участников) определяются в учредительном договоре, однако, выход из состава учредителей в акционерных обществах законодательством не предусмотрен, следовательно, положения абзаца 3 пункта 4 решения КТС N 728 к обществу не применимы.
Как верно отметил суд первой инстанции, общество не учло, что законодательное регулирование государственной регистрации юридических лиц в форме акционерных обществ, не предусматривает возможность изменить сведения об учредителе общества, содержащиеся в Едином государственном реестре юридических лиц в случае отчуждения учредителями общества 100% своих акций другому лицу.
Исходя из смысла статьи 34 Федерального закона от 26.12.1995 г. N 208-ФЗ "Об акционерных обществах", учредитель общества становится его акционером, после полной оплаты акций в течение года с момента государственной регистрации общества.
Согласно сведениям, содержащихся в Едином государственном реестре юридических лиц сведения об учредителе акционерного общества остаются без изменений, поскольку в силу пункта 2 статьи 44 Федерального закона от 26.12.1995 г. N 208-ФЗ "Об акционерных обществах" общество обязано обеспечить ведение и хранение реестра акционеров общества в соответствии с правовыми актами Российской Федерации с момента государственной регистрации общества.
Тем самым в Единый государственный реестр юридических лиц не вносятся сведения об изменениях состава акционеров акционерных обществ. Выписка из реестра не содержит сведений об акционерах общества, а также о лицах, которые уступили свои права на акции. Таким образом, на регистрирующие органы не возложены функции по ведению реестров владельцев ценных бумаг акционерных обществ, и внесение изменений в Единый государственный реестр юридических лиц, содержащих сведения об учредителе акционерного общества. В связи с чем, представленная обществом выписка продолжает сохранять сведения об учредителях общества: компания "Philomedon Carton Industry", компания "The Cyprus Development Bank Public Company Limted", "Commercial Capital Emerging Markets Limited".
Судом первой инстанции правомерно отклонен довод заявителя о том, что положения пункт 4 решения КТС N 728, как ухудшающие положение физических и юридических лиц обратной силы не имеют и соответственно не подлежат применению в отношении товаров, ввезенных в качестве вклада иностранного учредителя в уставный капитал в 1999 году, поскольку не соответствует положениям действующего таможенного законодательства и правовой позиции Суда Евразийского экономического сообщества, представленной в решении от 01.11.2013 г. по делу об оспаривании пункта 4 решения КТС N 728.
Исходя из системного анализа вышеприведенных положений действующего законодательства в сфере предоставления льгот при ввозе товара в качестве вклада в уставный капитал, следует различать понятие условия предоставления льготы и целевое использование товара. При ввозе товара в качестве вклада в уставный капитал общества такой товар считается условно выпущенным иностранным товаром, таможенный контроль в отношении которого осуществляется до момента выпуска товара для внутреннего пользования. Льгота в отношении ввоза такого товара в виде освобождения от уплаты таможенных пошлин предоставляется при наличии условий, регламентированных постановлением N 883, и сохраняется при соблюдении целевого использования товара. Специальное регламентирование положениями решения КТС N 728 случаев нецелевого использования толкуют, раскрывают общие положения Таможенного кодекса Таможенного союза и постановления N 883, что не может характеризовать решение КТС N 728 как нормативный акт, ухудшающий положение лиц, осуществивших ввоз товаров, условно выпущенных на территорию Российской Федерации до 18.08.2013 г.
Кроме того, согласно части 3 статьи 13 Статута Суда Евразийского экономического сообщества, ратифицированного Федеральным законом от 03.05.2011 г. N 82-ФЗ, Суд ЕврАзЭС осуществляет толкование положений международных договоров, действующих в рамках ЕврАзЭС, и решений органов ЕврАзЭС. Толкование осуществляется при принятии решений по конкретным делам, а также по запросам Сторон, высших судебных органов Сторон, Межгосударственного Совета, Межпарламентской Ассамблеи и Интеграционного Комитета ЕврАзЭС. При этом, в абзаце 4 пункта 1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 08.11.2013 г. N 9 "О некоторых вопросах применения таможенного законодательства" разъяснено арбитражным судам о необходимости при рассмотрении дел руководствоваться толкованием Суда ЕврАзЭС.
Решением Суда Евразийского экономического сообщества от 01.11.2013 г. пункт 4 решения КТС N 728, признан соответствующим международным договорам, заключенным в рамках Таможенного союза и Единого экономического пространства. Указанное решение Суда Евразийского экономического сообщества конкретизирует, с какого момента общество утрачивает льготу на уплату ввозных таможенных пошлин. Согласно данному решению, автономное действие абзаца первого пункта 4 Порядка ограничивает и дополняется новым правовым установлением, предусматривающем обязательство по уплате таможенных пошлин в соответствии с таможенным законодательством Таможенного союза, кроме прочего, в случае передачи таких товаров во временное пользование. Такой порядок подлежит применению на территории Российской Федерации с 18.08.2011 г. (в том числе в отношении товаров, условно выпущенных до 18.08.2011).
При изложенных обстоятельства, судом первой инстанции сделан верный вывод, что таможня имела правовые основания для вынесения решений об отказе в предоставлении льгот по уплате таможенной пошлины от 17.03.2014 г. NN 10319000/400/170314/Т0036/01, 10319000/400/170314/Т0036/02, 10319000/400/170314/Т0036/03, N 10319000/400/170314/Т0036/4, 10319000/400/170314/Т0036/05.
Из материалов дела следует что, Таганрогской таможней на основании решений об отказе в предоставлении льгот по уплате таможенной пошлины выставлены требования от 20.03.2014 г. N 143, N 144, N 145, N 146, N 147 об уплате таможенных платежей.
В соответствии с пунктом 1 статьи 150 Федерального закона от 27.11.2010 г. N 311 Федерального закона "О таможенном урегулировании в Российской Федерации" до применения мер по принудительному взысканию таможенных пошлин, налогов таможенный орган выставляет плательщику таможенных пошлин, налогов требование об уплате таможенных платежей в соответствии со статьей 152 названного Федерального закона, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 и 3 статьи 154 и частью 2 статьи 157 названного Федерального закона, а также если плательщиком таможенных пошлин, налогов является таможенный орган.
Требование об уплате таможенных платежей представляет собой извещение таможенного органа в письменной форме о не уплаченной в установленный срок сумме таможенных платежей, а также об обязанности уплатить в установленный этим требованием срок неуплаченную сумму таможенных платежей, пеней и (или) процентов.
Таким образом, из положений статьи 150 Федерального закона от 27.11.2010 г. N 311 ФЗ "О таможенном урегулировании в Российской Федерации" следует, что основанием для выставления требования об уплате таможенных платежей может являться только установленный факт наличия задолженности по уплате таможенных платежей, пеней и (или) процентов.
В связи с нарушением режима предоставления льгот на основании решений выставлены требования об уплате таможенных платежей.
Требованиями от 20.03.2014 г. N 143, N 144, N 145, N 146, N 147 заявителю доначислено 5899125,19 рублей, в том числе: таможенные платежи в сумме 4769732,10 руб., пени в сумме 1129393,09 руб. Расчет пени судом проверен, признан правильным, обществом не оспорен.
Аналогичная правовая позиция изложена в постановлениях Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.01.2014 г. N 13691/13 по делу N А72-11373/2012, Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 11.04.2014 г. по делу N А53-8080/2013, первого арбитражного апелляционного суда от 09.12.2013 г. по делу N А43-962/2013.
Доводы апелляционной жалобы, сводящиеся к иной, чем у суда первой инстанции трактовке тех же обстоятельств дела и норм права, не опровергают правомерность и обоснованность выводов суда первой инстанции, не могут служить основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
Нарушения и неправильного применения норм процессуального права, влекущих отмену судебного акта в силу статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом апелляционной инстанции не установлено.
Таким образом, суд первой инстанции вынес законное и обоснованное решение, доводов, которые не были предметом исследования в суде первой инстанции, не приведено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 09.07.2014 г. по делу N А53-7029/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном Арбитражным процессуальным Кодексом Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Председательствующий
Г.А.СУРМАЛЯН
Судьи
М.В.СОЛОВЬЕВА
Н.Н.СМОТРОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "TMJ.SU | Таможенное дело. Таможенное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)