Судебные решения, арбитраж
Таможенная стоимость; Таможенное дело
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления оглашена 04 августа 2009 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 07 августа 2009 года.
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего: З.Д. Бац
судей: Т.А. Солохиной, Е.Л. Сидорович
при ведении протокола секретарем судебного заседания: Я.А. Ворожбит
при участии:
от Владивостокской таможни: старший государственный таможенный инспектор Савинова А.С. по доверенности N 1 от 16.01.2009 года сроком действия до 20.01.2010 года
от ООО "КонАгра": представитель Беликова Е.С. по доверенности от 24.03.2009 года сроком действия 1 год,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Владивостокской таможни
на решение от 10.04.2009
судьи О.В. Васенко
по делу N А51-14214/2008 Арбитражного суда Приморского края
по заявлению Общества с ограниченной ответственностью "КонАгра"
к Владивостокской таможне
об оспаривании решения и требования,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "КонАгра" (далее по тексту - ООО "КонАгра", общество, декларант) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными решения Владивостокской таможни (далее по тексту - таможенный орган, таможня) от 18.11.2008 по таможенной стоимости товара, заявленного в ГТД N 1070203/141108/0066521, оформленного отметкой "таможенная стоимость принята" в декларации таможенной стоимости по форме ДТС-2 и требования об уплате таможенных платежей от 25.11.2008 N 1601.
Решением от 10.04.2009 Арбитражный суд Приморского края заявленные обществом требования удовлетворил в полном объеме, признав незаконным решение Владивостокской таможни от 18.11.2008 по таможенной стоимости товара, заявленного в ГТД N 1070203/141108/0066521, оформленного отметкой "таможенная стоимость принята" и требования об уплате таможенных платежей от 25.11.2008 N 1601, в связи с его несоответствием Таможенному кодексу Российской Федерации, Закону Российской Федерации "О таможенном тарифе".
Не согласившись с вынесенным судебным актом, таможенный орган обратился в суд с апелляционной жалобой, считает решение суда незаконным и необоснованным, просит судебный акт отменить. В обоснование апелляционной жалобы таможенный орган указал, что таможенным органом совершены действия по корректировке таможенной стоимости товаров, поскольку декларант самостоятельно скорректировал таможенную стоимость, заполнив декларацию таможенной стоимости по форме ДТС-2. Заявитель считает ошибочным вывод суд о том, что таможенный орган не доказал невозможность применения иных методов определения таможенной стоимости.
Представитель Владивостокской таможни в судебном заседании доводы апелляционной жалобы поддержал в полном объеме.
Представитель ООО "КонАгра" в судебном заседании и в письменно отзыве с доводами жалобы не согласился в полном объеме, считает решение суда законным и обоснованным, просит оставить его без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Из материалов дела коллегией установлено следующее.
ООО "КонАгра" зарегистрировано в качестве юридического лица решением отдела регистрации предприятий Администрации г. Владивостока Приморского края N 194 от 02.02.2001, о чем выдано свидетельство серии ООО N 25663.
В октябре 2008 года во исполнение внешнеторгового контракта от 11.01.2005 N 39, заключенного между ООО "КонАгра" и компанией "ASIAN-PACIFIC TRADING, INC", США., в соответствии с дополнениями от 11.01.2007 N 21, от 15.05.2007 N 24 и N 25, от 11.10.2007 N 26, на таможенную территорию России был ввезен товар - мясные продукты.
В целях его таможенного оформления Общество "КонАгра" подало в таможню ГТД N 1070203/141108/0066521, определив таможенную стоимость товара по первому методу таможенной оценки "по стоимости сделки с ввозимыми товарами" в соответствии со статьей 19 Закона Российской Федерации "О таможенном тарифе" (графа 45 ГТД). При этом декларант представил в таможенный орган сведения, относящиеся к определению суммы таможенных платежей: контракт N 39 от 11.01.2005, дополнения к контракту от 11.01.2007 N 21, от 15.05.2007 N 24 и N 25, от 11.10.2007 N 26, приложения к контракту от 04.10.2008 N 426 и N 427, инвойсы от 04.10.2008 N 0839-105 и N 0839-104, упаковочные листы от 05.10.2008, коносаменты FSCOKR PUVV170688, FSCOKR PUVV17089, FSCOKR PUVV170690, FSCOKR PUVV170691, паспорт сделки N 05020008/0843/0000/2/0, которые содержали сведения о наименовании, количестве и фиксированной цене товара, согласованные между сторонами внешнеэкономической сделки.
В ходе контроля таможенной стоимости данного товара таможенный орган согласился с выбранным декларантом методом таможенной оценки - по стоимости сделки с ввозимыми товарами и 14.11.2008 товар был выпущен в свободное обращение.
Однако 18.11.2008 в таможенный орган от общества поступило заявление N 181 с просьбой провести корректировку таможенной стоимости по ГТД N 10702030/141108/0066521 в связи с технической ошибкой.
18.11.2008 декларант самостоятельно скорректировал таможенную стоимость, заполнив корректировки таможенной стоимости КТС-1, на основании которой декларант самостоятельно заполнил формы ДТС-2, определив таможенную стоимость ввезенного товара на основании шестого (резервного) метода таможенной оценки на базе третьего метода - по стоимости сделки с однородными товарами.
Таможенный орган согласился с корректировкой, проставив отметку в декларации таможенной стоимости по форме ДТС-2 "ТС принята".
На основании произведенной таможенным органом корректировки в адрес общества было направлено требование об уплате таможенных платежей от 25.11.2008 N 1601.
Не согласившись с принятым Владивостокской таможней решением, оформленным в виде ДТС-2 18.11.2008 и требованием об уплате таможенных платежей от 25.11.2008 N 1601, выставленного в адрес заявителя на основании принятого решения, общество обратилось с рассматриваемым заявлением в арбитражный суд.
Суд первой инстанции признал заявленные обществом требования обоснованными, в связи с чем удовлетворил требования ООО "КонАгра" в полном объеме.
Исследовав материалы дела, проверив в порядке статей 266 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судом норм материального и процессуального права, апелляционная коллегия не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта в силу следующих обстоятельств.
Согласно части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно пункту 1 статьи 13 Федерального Закона от 21.05.1993 г. N 5003-1 "О таможенной стоимости" таможенная стоимость заявляется (декларируется) декларантом таможенному органу Российской Федерации при перемещении товара через таможенную границу Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1.4 Положения "О порядке и условиях заявления таможенной стоимости товаров, ввозимых на территорию Российской Федерации", утвержденного Приказом N 1 "О таможенной стоимости товаров, ввозимых на территорию РФ", определение таможенной стоимости ввозимых товаров в соответствии с Законом РФ "О таможенном тарифе" осуществляется декларантом (п. 2 статьи 13) по методам, установленным этим Законом.
Методы определения таможенной стоимости и порядок их применения определены в разделе 4 Закона РФ "О таможенном тарифе".
Согласно пункту 1 статьи 19 Закона РФ "О таможенном тарифе" Таможенной стоимостью товаров, ввозимых на таможенную территорию Российской Федерации, является стоимость сделки, то есть цена, фактически уплаченная или подлежащая уплате за товары при их продаже на экспорт в Российскую Федерацию и дополненная в соответствии со статьей 19.1 настоящего Закона.
Основания невозможности применения основного метода таможенной оценки перечислены в пункте 2 статьи 19 Закона.
Таможенная стоимость товаров и сведения, относящиеся к ее определению, должны основываться на количественно определяемой и документально подтвержденной достоверной информации (пункт 3 статьи 12 Закона).
Поскольку основным методом определения таможенной стоимости является метод по цене сделки с ввозимыми товарами и закон содержит исчерпывающий перечень оснований, исключающих его применение, для использования других методов таможенный орган обязан доказать наличие таких оснований - отсутствие документального подтверждения заключения сделки в любой не противоречащей закону форме или отсутствие в документах, выражающих содержание сделки, ценовой информации, относящейся к количественно определенным характеристикам товаров, информации об условиях его поставки и оплаты либо наличие доказательств недостоверности таких сведений.
То обстоятельство, что декларант определил таможенную стоимость методом, отличным от основного метода таможенной оценки, сам по себе не исключает возможность оспаривания решений таможенного органа, поскольку таможенный орган был обязан проверить правильность выбора метода таможенной оценки.
Согласно пункту 23 Инструкции по проведению проверки правильности определения таможенной стоимости товаров, ввозимых (ввезенных) на таможенную территорию Российской Федерации, утвержденной Приказом ФТС России от 22.11.2006 N 1206, при заявлении декларантом таможенной стоимости по методу, отличающемуся от первого метода, уполномоченные должностные лица должны убедиться, что отказ от всех предыдущих методов определения таможенной стоимости был осуществлен декларантом обоснованно. При выявлении таможенным органом факта необоснованного отказа от применения метода выносится решение о неправомерном использовании избранного декларантом метода определения таможенной стоимости.
Из анализа вышеуказанных норм, следует, что независимо от того, каким образом таможенная стоимость ввезенного товара была определена декларантом, таможенный орган, осуществляя контроль таможенной стоимости, обязан последовательно применять предусмотренные законом методы для ее определения; при заявлении декларантом таможенной стоимости по методу, отличающемуся от первого метода, должностное лицо таможенного органа должно убедиться, что отказ от всех предыдущих методов определения таможенной стоимости был осуществлен декларантом обоснованно; при выявлении таможенным органом факта необоснованного отказа от применения метода выносится аргументированное решение о несогласии с выбранным декларантом методом определения таможенной стоимости.
Из материалов дела следует, что запрос о предоставлении дополнительных документов, подтверждающих возможность применения первого метода (по цене сделки с ввозимыми товарами) таможенной оценки Владивостокской таможней обществу не направлялся.
В данном случае таможенный орган, соглашаясь с избранным декларантом резервным методом определения таможенной стоимости, документально не доказал невозможность применения иных методов определения таможенной стоимости (со 2-го по 5-ый).
В соответствии со статьей 124 ТК РФ декларирование товаров производится путем заявления таможенному органу в таможенной декларации или иным способом, предусмотренным настоящим Кодексом, в письменной, устной, электронной или конклюдентной форме сведений о товарах, об их таможенном режиме и других сведений, необходимых для таможенных целей. Перечень сведений, подлежащих указанию в таможенной декларации, ограничивается только теми сведениями, которые необходимы для целей исчисления и взимания таможенных платежей, формирования таможенной статистики и применения таможенного законодательства Российской Федерации (п. 2).
Согласно статье 132 ТК РФ факт подачи таможенной декларации и представления необходимых документов фиксируется в день их получения таможенным органом. По запросу лица, подавшего таможенную декларацию, таможенный орган незамедлительно выдает письменное подтверждение (в том числе в форме электронного документа) о получении таможенной декларации и представлении необходимых документов (п. 1). С момента принятия таможенная декларация становится документом, свидетельствующим о фактах, имеющих юридическое значение (п. 3).
В силу пункта 1 статьи 133 ТК РФ по мотивированному обращению декларанта в письменной форме сведения, заявленные в принятой таможенной декларации, могут быть изменены или дополнены.
Изменение, дополнение сведений, заявленных в принятой таможенной декларации, допускаются с разрешения таможенного органа при соблюдении следующих условий:
- - если к моменту получения обращения декларанта об этом таможенный орган не установил недостоверность сведений, указанных в таможенной декларации, за исключением случая выявления неточностей, не влияющих на принятие решения о выпуске товаров;
- - если к моменту получения обращения декларанта об этом таможенный орган не начал проверку товаров;
- - если вносимые изменения, дополнения не влияют на принятие решения о выпуске товаров и не влекут за собой необходимости изменять сведения, влияющие на определение размера суммы таможенных платежей и применение запретов и ограничений, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности (пункт 2 статьи 133 ТК РФ).
Таким образом, законодателем прямо указаны условия, исключающие возможность реализации декларантом права внести изменения в декларацию после выпуска товара.
Как установлено судом и подтверждается материалами дела, внесение изменений по заявлению декларанта в ГТД, по которой таможенное оформление товара завершено, повлекло изменение размера подлежащих уплате таможенных платежей в сторону увеличения, что противоречит норме абзаца 3 пункта 2 статьи 133 ТК РФ.
Суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что данные, использованные обществом в подтверждение определенной им таможенной стоимости ввезенного товара по первому методу, документально подтверждены и являются количественно определенными и достоверными, поэтому, применение к ввезенному товару шестого метода на базе третьего метода определения таможенной стоимости товара является неправомерным.
Доказательства наличия оснований, препятствующих применению основного метода оценки таможенной стоимости товаров, в материалах дела отсутствуют.
Перечень документов и сведений, необходимых для таможенного оформления товаров в соответствии с выбранным таможенным режимом, утвержден Приказом Федеральной таможенной службы России от 25.04.2007 N 536.
Материалами дела установлено, что декларантом представлены в таможенный орган все имеющиеся у него в силу делового оборота документы, подтверждающие заявленную таможенную стоимость товара, задекларированного по ГТД N 10702030/141108/0066521: контракт N 39 от 11.01.2005, дополнения к контракту от 11.01.2007 N 21, от 15.05.2007 N 24 и N 25, от 11.10.2007 N 26, приложения к контракту от 04.10.2008 N 426 и N 427, инвойсы от 04.10.2008 N 0839-105 и N 0839-104, упаковочные листы от 05.10.2008, коносаменты FSCOKR PUVV170688, FSCOKR PUVV17089, FSCOKR PUVV170690, FSCOKR PUVV170691, паспорт сделки N 05020008/0843/0000/2/0, которые содержали сведения о наименовании, количестве и фиксированной цене товара, согласованные между сторонами внешнеэкономической сделки, то есть все необходимые документы.
Доказательств недостоверности использованных декларантом при таможенном оформлении документов таможенный орган не представил, так как не представил доказательства наличия предусмотренных п. 2 ст. 19 Закона N 5003-1 оснований, препятствующих применению основного метода оценки таможенной стоимости товаров.
В соответствии с частью 1 статьи 65 и частью 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения органа государственной власти возлагается на этот орган.
С учетом вышеизложенного, коллегия считает, что таможенный орган не представил доказательства, подтверждающие обоснованность принятия шестого (резервного) метода на базе третьего метода.
Таможенным органом не были проверены правильность выбора декларантом резервного метода определения таможенной стоимости; его соответствие условиям внешнеэкономического контракта и представленным документам.
Довод заявителя жалобы о том, что требования общества не могут быть удовлетворены ввиду того, что Владивостокская таможня не совершила действия по корректировке таможенной стоимости товаров, является необоснованным, поскольку в рамках настоящего дела ООО "КонАгра" не оспаривает какие-либо действия таможенного органа, а просит признать недействительными принятые ненормативные акты.
Кроме того, независимого от того, каким образом таможенная стоимость ввезенного товара определена декларантом, таможенный орган, осуществляя контроль таможенной стоимости, обязан последовательно принять предусмотренные законом методы для ее определения. Согласно пунктам 23, 24 Инструкции по проведению проверки правильности определения таможенной стоимости товаров, ввозимых (ввезенных) на таможенную территорию Российской Федерации, утвержденном приказом ФТС России от 22.11.2006 N 1206, при заявлении декларантом таможенной стоимости по методу, отличающемуся от метода 1, уполномоченные должностные лица должны убедиться, что отказ от всех предыдущих методов определения таможенной стоимости был осуществлен декларантом обоснованно.
Таким образом, оспариваемое решение повлекло за собой увеличение размера таможенных платежей, исчисляемых в соответствии с таможенной стоимостью товаров, чем нарушены права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с частями 4 и 5 статью 200 АПК РФ установлено, что при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов государственных органов арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, а также устанавливает, нарушает ли оспариваемый акт права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности. Обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, возлагается на орган, который принял акт (решение).
В соответствии с частью 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
С учетом всех вышеперечисленных обстоятельств, коллегия считает правомерным и обоснованным решение суда первой инстанции, признавшим недействительным решение Владивостокской таможни от 18.11.2008 по корректировке таможенной стоимости товара, оформленного по ГТД N 10702030/141108/0066521.
Поскольку решение Владивостокской таможни от 18.11.2008 по таможенной стоимости товаров, заявленных в ГТД N 10702030/141108/0066521, признано недействительным, следовательно, требование об уплате таможенных платежей от 25.11.2008 N 1601 было направлено обществу без достаточных к тому оснований и, как основанное на неправомерном решении таможенного органа, также подлежит признанию недействительным.
На основании изложенного, коллегия считает решение суда законным и обоснованным, оснований для его отмены отсутствуют.
Руководствуясь статьями 258, 266 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд,
постановил:
Решение от 10.04.2009 по делу N А51-14214/2008 47-119/28 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Приморского края в течение двух месяцев.
Председательствующий
З.Д.БАЦ
Судьи
Е.Л.СИДОРОВИЧ
Т.А.СОЛОХИНА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "TMJ.SU | Таможенное дело. Таможенное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПЯТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 07.08.2009 N 05АП-2272/2009 ПО ДЕЛУ N А51-14214/2008-47-119/28
Разделы:Таможенная стоимость; Таможенное дело
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ПЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
Именем Российской Федерации
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 7 августа 2009 г. N 05АП-2272/2009
Дело N А51-14214/2008-47-119/28
Резолютивная часть постановления оглашена 04 августа 2009 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 07 августа 2009 года.
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего: З.Д. Бац
судей: Т.А. Солохиной, Е.Л. Сидорович
при ведении протокола секретарем судебного заседания: Я.А. Ворожбит
при участии:
от Владивостокской таможни: старший государственный таможенный инспектор Савинова А.С. по доверенности N 1 от 16.01.2009 года сроком действия до 20.01.2010 года
от ООО "КонАгра": представитель Беликова Е.С. по доверенности от 24.03.2009 года сроком действия 1 год,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Владивостокской таможни
на решение от 10.04.2009
судьи О.В. Васенко
по делу N А51-14214/2008 Арбитражного суда Приморского края
по заявлению Общества с ограниченной ответственностью "КонАгра"
к Владивостокской таможне
об оспаривании решения и требования,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "КонАгра" (далее по тексту - ООО "КонАгра", общество, декларант) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными решения Владивостокской таможни (далее по тексту - таможенный орган, таможня) от 18.11.2008 по таможенной стоимости товара, заявленного в ГТД N 1070203/141108/0066521, оформленного отметкой "таможенная стоимость принята" в декларации таможенной стоимости по форме ДТС-2 и требования об уплате таможенных платежей от 25.11.2008 N 1601.
Решением от 10.04.2009 Арбитражный суд Приморского края заявленные обществом требования удовлетворил в полном объеме, признав незаконным решение Владивостокской таможни от 18.11.2008 по таможенной стоимости товара, заявленного в ГТД N 1070203/141108/0066521, оформленного отметкой "таможенная стоимость принята" и требования об уплате таможенных платежей от 25.11.2008 N 1601, в связи с его несоответствием Таможенному кодексу Российской Федерации, Закону Российской Федерации "О таможенном тарифе".
Не согласившись с вынесенным судебным актом, таможенный орган обратился в суд с апелляционной жалобой, считает решение суда незаконным и необоснованным, просит судебный акт отменить. В обоснование апелляционной жалобы таможенный орган указал, что таможенным органом совершены действия по корректировке таможенной стоимости товаров, поскольку декларант самостоятельно скорректировал таможенную стоимость, заполнив декларацию таможенной стоимости по форме ДТС-2. Заявитель считает ошибочным вывод суд о том, что таможенный орган не доказал невозможность применения иных методов определения таможенной стоимости.
Представитель Владивостокской таможни в судебном заседании доводы апелляционной жалобы поддержал в полном объеме.
Представитель ООО "КонАгра" в судебном заседании и в письменно отзыве с доводами жалобы не согласился в полном объеме, считает решение суда законным и обоснованным, просит оставить его без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Из материалов дела коллегией установлено следующее.
ООО "КонАгра" зарегистрировано в качестве юридического лица решением отдела регистрации предприятий Администрации г. Владивостока Приморского края N 194 от 02.02.2001, о чем выдано свидетельство серии ООО N 25663.
В октябре 2008 года во исполнение внешнеторгового контракта от 11.01.2005 N 39, заключенного между ООО "КонАгра" и компанией "ASIAN-PACIFIC TRADING, INC", США., в соответствии с дополнениями от 11.01.2007 N 21, от 15.05.2007 N 24 и N 25, от 11.10.2007 N 26, на таможенную территорию России был ввезен товар - мясные продукты.
В целях его таможенного оформления Общество "КонАгра" подало в таможню ГТД N 1070203/141108/0066521, определив таможенную стоимость товара по первому методу таможенной оценки "по стоимости сделки с ввозимыми товарами" в соответствии со статьей 19 Закона Российской Федерации "О таможенном тарифе" (графа 45 ГТД). При этом декларант представил в таможенный орган сведения, относящиеся к определению суммы таможенных платежей: контракт N 39 от 11.01.2005, дополнения к контракту от 11.01.2007 N 21, от 15.05.2007 N 24 и N 25, от 11.10.2007 N 26, приложения к контракту от 04.10.2008 N 426 и N 427, инвойсы от 04.10.2008 N 0839-105 и N 0839-104, упаковочные листы от 05.10.2008, коносаменты FSCOKR PUVV170688, FSCOKR PUVV17089, FSCOKR PUVV170690, FSCOKR PUVV170691, паспорт сделки N 05020008/0843/0000/2/0, которые содержали сведения о наименовании, количестве и фиксированной цене товара, согласованные между сторонами внешнеэкономической сделки.
В ходе контроля таможенной стоимости данного товара таможенный орган согласился с выбранным декларантом методом таможенной оценки - по стоимости сделки с ввозимыми товарами и 14.11.2008 товар был выпущен в свободное обращение.
Однако 18.11.2008 в таможенный орган от общества поступило заявление N 181 с просьбой провести корректировку таможенной стоимости по ГТД N 10702030/141108/0066521 в связи с технической ошибкой.
18.11.2008 декларант самостоятельно скорректировал таможенную стоимость, заполнив корректировки таможенной стоимости КТС-1, на основании которой декларант самостоятельно заполнил формы ДТС-2, определив таможенную стоимость ввезенного товара на основании шестого (резервного) метода таможенной оценки на базе третьего метода - по стоимости сделки с однородными товарами.
Таможенный орган согласился с корректировкой, проставив отметку в декларации таможенной стоимости по форме ДТС-2 "ТС принята".
На основании произведенной таможенным органом корректировки в адрес общества было направлено требование об уплате таможенных платежей от 25.11.2008 N 1601.
Не согласившись с принятым Владивостокской таможней решением, оформленным в виде ДТС-2 18.11.2008 и требованием об уплате таможенных платежей от 25.11.2008 N 1601, выставленного в адрес заявителя на основании принятого решения, общество обратилось с рассматриваемым заявлением в арбитражный суд.
Суд первой инстанции признал заявленные обществом требования обоснованными, в связи с чем удовлетворил требования ООО "КонАгра" в полном объеме.
Исследовав материалы дела, проверив в порядке статей 266 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судом норм материального и процессуального права, апелляционная коллегия не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта в силу следующих обстоятельств.
Согласно части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно пункту 1 статьи 13 Федерального Закона от 21.05.1993 г. N 5003-1 "О таможенной стоимости" таможенная стоимость заявляется (декларируется) декларантом таможенному органу Российской Федерации при перемещении товара через таможенную границу Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1.4 Положения "О порядке и условиях заявления таможенной стоимости товаров, ввозимых на территорию Российской Федерации", утвержденного Приказом N 1 "О таможенной стоимости товаров, ввозимых на территорию РФ", определение таможенной стоимости ввозимых товаров в соответствии с Законом РФ "О таможенном тарифе" осуществляется декларантом (п. 2 статьи 13) по методам, установленным этим Законом.
Методы определения таможенной стоимости и порядок их применения определены в разделе 4 Закона РФ "О таможенном тарифе".
Согласно пункту 1 статьи 19 Закона РФ "О таможенном тарифе" Таможенной стоимостью товаров, ввозимых на таможенную территорию Российской Федерации, является стоимость сделки, то есть цена, фактически уплаченная или подлежащая уплате за товары при их продаже на экспорт в Российскую Федерацию и дополненная в соответствии со статьей 19.1 настоящего Закона.
Основания невозможности применения основного метода таможенной оценки перечислены в пункте 2 статьи 19 Закона.
Таможенная стоимость товаров и сведения, относящиеся к ее определению, должны основываться на количественно определяемой и документально подтвержденной достоверной информации (пункт 3 статьи 12 Закона).
Поскольку основным методом определения таможенной стоимости является метод по цене сделки с ввозимыми товарами и закон содержит исчерпывающий перечень оснований, исключающих его применение, для использования других методов таможенный орган обязан доказать наличие таких оснований - отсутствие документального подтверждения заключения сделки в любой не противоречащей закону форме или отсутствие в документах, выражающих содержание сделки, ценовой информации, относящейся к количественно определенным характеристикам товаров, информации об условиях его поставки и оплаты либо наличие доказательств недостоверности таких сведений.
То обстоятельство, что декларант определил таможенную стоимость методом, отличным от основного метода таможенной оценки, сам по себе не исключает возможность оспаривания решений таможенного органа, поскольку таможенный орган был обязан проверить правильность выбора метода таможенной оценки.
Согласно пункту 23 Инструкции по проведению проверки правильности определения таможенной стоимости товаров, ввозимых (ввезенных) на таможенную территорию Российской Федерации, утвержденной Приказом ФТС России от 22.11.2006 N 1206, при заявлении декларантом таможенной стоимости по методу, отличающемуся от первого метода, уполномоченные должностные лица должны убедиться, что отказ от всех предыдущих методов определения таможенной стоимости был осуществлен декларантом обоснованно. При выявлении таможенным органом факта необоснованного отказа от применения метода выносится решение о неправомерном использовании избранного декларантом метода определения таможенной стоимости.
Из анализа вышеуказанных норм, следует, что независимо от того, каким образом таможенная стоимость ввезенного товара была определена декларантом, таможенный орган, осуществляя контроль таможенной стоимости, обязан последовательно применять предусмотренные законом методы для ее определения; при заявлении декларантом таможенной стоимости по методу, отличающемуся от первого метода, должностное лицо таможенного органа должно убедиться, что отказ от всех предыдущих методов определения таможенной стоимости был осуществлен декларантом обоснованно; при выявлении таможенным органом факта необоснованного отказа от применения метода выносится аргументированное решение о несогласии с выбранным декларантом методом определения таможенной стоимости.
Из материалов дела следует, что запрос о предоставлении дополнительных документов, подтверждающих возможность применения первого метода (по цене сделки с ввозимыми товарами) таможенной оценки Владивостокской таможней обществу не направлялся.
В данном случае таможенный орган, соглашаясь с избранным декларантом резервным методом определения таможенной стоимости, документально не доказал невозможность применения иных методов определения таможенной стоимости (со 2-го по 5-ый).
В соответствии со статьей 124 ТК РФ декларирование товаров производится путем заявления таможенному органу в таможенной декларации или иным способом, предусмотренным настоящим Кодексом, в письменной, устной, электронной или конклюдентной форме сведений о товарах, об их таможенном режиме и других сведений, необходимых для таможенных целей. Перечень сведений, подлежащих указанию в таможенной декларации, ограничивается только теми сведениями, которые необходимы для целей исчисления и взимания таможенных платежей, формирования таможенной статистики и применения таможенного законодательства Российской Федерации (п. 2).
Согласно статье 132 ТК РФ факт подачи таможенной декларации и представления необходимых документов фиксируется в день их получения таможенным органом. По запросу лица, подавшего таможенную декларацию, таможенный орган незамедлительно выдает письменное подтверждение (в том числе в форме электронного документа) о получении таможенной декларации и представлении необходимых документов (п. 1). С момента принятия таможенная декларация становится документом, свидетельствующим о фактах, имеющих юридическое значение (п. 3).
В силу пункта 1 статьи 133 ТК РФ по мотивированному обращению декларанта в письменной форме сведения, заявленные в принятой таможенной декларации, могут быть изменены или дополнены.
Изменение, дополнение сведений, заявленных в принятой таможенной декларации, допускаются с разрешения таможенного органа при соблюдении следующих условий:
- - если к моменту получения обращения декларанта об этом таможенный орган не установил недостоверность сведений, указанных в таможенной декларации, за исключением случая выявления неточностей, не влияющих на принятие решения о выпуске товаров;
- - если к моменту получения обращения декларанта об этом таможенный орган не начал проверку товаров;
- - если вносимые изменения, дополнения не влияют на принятие решения о выпуске товаров и не влекут за собой необходимости изменять сведения, влияющие на определение размера суммы таможенных платежей и применение запретов и ограничений, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности (пункт 2 статьи 133 ТК РФ).
Таким образом, законодателем прямо указаны условия, исключающие возможность реализации декларантом права внести изменения в декларацию после выпуска товара.
Как установлено судом и подтверждается материалами дела, внесение изменений по заявлению декларанта в ГТД, по которой таможенное оформление товара завершено, повлекло изменение размера подлежащих уплате таможенных платежей в сторону увеличения, что противоречит норме абзаца 3 пункта 2 статьи 133 ТК РФ.
Суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что данные, использованные обществом в подтверждение определенной им таможенной стоимости ввезенного товара по первому методу, документально подтверждены и являются количественно определенными и достоверными, поэтому, применение к ввезенному товару шестого метода на базе третьего метода определения таможенной стоимости товара является неправомерным.
Доказательства наличия оснований, препятствующих применению основного метода оценки таможенной стоимости товаров, в материалах дела отсутствуют.
Перечень документов и сведений, необходимых для таможенного оформления товаров в соответствии с выбранным таможенным режимом, утвержден Приказом Федеральной таможенной службы России от 25.04.2007 N 536.
Материалами дела установлено, что декларантом представлены в таможенный орган все имеющиеся у него в силу делового оборота документы, подтверждающие заявленную таможенную стоимость товара, задекларированного по ГТД N 10702030/141108/0066521: контракт N 39 от 11.01.2005, дополнения к контракту от 11.01.2007 N 21, от 15.05.2007 N 24 и N 25, от 11.10.2007 N 26, приложения к контракту от 04.10.2008 N 426 и N 427, инвойсы от 04.10.2008 N 0839-105 и N 0839-104, упаковочные листы от 05.10.2008, коносаменты FSCOKR PUVV170688, FSCOKR PUVV17089, FSCOKR PUVV170690, FSCOKR PUVV170691, паспорт сделки N 05020008/0843/0000/2/0, которые содержали сведения о наименовании, количестве и фиксированной цене товара, согласованные между сторонами внешнеэкономической сделки, то есть все необходимые документы.
Доказательств недостоверности использованных декларантом при таможенном оформлении документов таможенный орган не представил, так как не представил доказательства наличия предусмотренных п. 2 ст. 19 Закона N 5003-1 оснований, препятствующих применению основного метода оценки таможенной стоимости товаров.
В соответствии с частью 1 статьи 65 и частью 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения органа государственной власти возлагается на этот орган.
С учетом вышеизложенного, коллегия считает, что таможенный орган не представил доказательства, подтверждающие обоснованность принятия шестого (резервного) метода на базе третьего метода.
Таможенным органом не были проверены правильность выбора декларантом резервного метода определения таможенной стоимости; его соответствие условиям внешнеэкономического контракта и представленным документам.
Довод заявителя жалобы о том, что требования общества не могут быть удовлетворены ввиду того, что Владивостокская таможня не совершила действия по корректировке таможенной стоимости товаров, является необоснованным, поскольку в рамках настоящего дела ООО "КонАгра" не оспаривает какие-либо действия таможенного органа, а просит признать недействительными принятые ненормативные акты.
Кроме того, независимого от того, каким образом таможенная стоимость ввезенного товара определена декларантом, таможенный орган, осуществляя контроль таможенной стоимости, обязан последовательно принять предусмотренные законом методы для ее определения. Согласно пунктам 23, 24 Инструкции по проведению проверки правильности определения таможенной стоимости товаров, ввозимых (ввезенных) на таможенную территорию Российской Федерации, утвержденном приказом ФТС России от 22.11.2006 N 1206, при заявлении декларантом таможенной стоимости по методу, отличающемуся от метода 1, уполномоченные должностные лица должны убедиться, что отказ от всех предыдущих методов определения таможенной стоимости был осуществлен декларантом обоснованно.
Таким образом, оспариваемое решение повлекло за собой увеличение размера таможенных платежей, исчисляемых в соответствии с таможенной стоимостью товаров, чем нарушены права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с частями 4 и 5 статью 200 АПК РФ установлено, что при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов государственных органов арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, а также устанавливает, нарушает ли оспариваемый акт права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности. Обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, возлагается на орган, который принял акт (решение).
В соответствии с частью 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
С учетом всех вышеперечисленных обстоятельств, коллегия считает правомерным и обоснованным решение суда первой инстанции, признавшим недействительным решение Владивостокской таможни от 18.11.2008 по корректировке таможенной стоимости товара, оформленного по ГТД N 10702030/141108/0066521.
Поскольку решение Владивостокской таможни от 18.11.2008 по таможенной стоимости товаров, заявленных в ГТД N 10702030/141108/0066521, признано недействительным, следовательно, требование об уплате таможенных платежей от 25.11.2008 N 1601 было направлено обществу без достаточных к тому оснований и, как основанное на неправомерном решении таможенного органа, также подлежит признанию недействительным.
На основании изложенного, коллегия считает решение суда законным и обоснованным, оснований для его отмены отсутствуют.
Руководствуясь статьями 258, 266 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд,
постановил:
Решение от 10.04.2009 по делу N А51-14214/2008 47-119/28 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Приморского края в течение двух месяцев.
Председательствующий
З.Д.БАЦ
Судьи
Е.Л.СИДОРОВИЧ
Т.А.СОЛОХИНА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "TMJ.SU | Таможенное дело. Таможенное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)