Судебные решения, арбитраж
Ввоз автомобилей; Таможенное дело
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Гатауллиной Л.Р.,
судей Гариповой Ф.Г., Логинова О.В.,
при участии представителей:
заявителя - Фахртдинова Р.А., доверенность от 29.09.2014; Маслова Б.В., доверенность от 18.02.2014,
ответчика - Селиверстовой Е.В., доверенность от 09.01.2014; Кринкиной Е.В., доверенность от 31.03.2014,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Татарстанской таможни
на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 11.04.2014 (судья Сальманова Р.Р.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.07.2014 (председательствующий судья Семушкин В.С., судьи Захарова Е.И., Юдкин А.А.)
по делу N А65-2680/2014
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Континенталь" (ИНН 1645027528, ОГРН 1121689000322), г. Бугульма Республики Татарстан, к Татарстанской таможне, г. Казань, об оспаривании решения,
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Континенталь" (далее - ООО "Континенталь", общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением (с учетом уточнения) о признании недействительным и не соответствующим Таможенному кодексу Таможенного союза (далее - ТК ТС) решения Татарстанской таможни от 02.09.2013 N 0009244/00001/000.
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 11.04.2014, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.07.2014, заявленное требование удовлетворено.
Татарстанская таможня, не согласившись с принятыми судебными актами, обратилась в Арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой просит указанные судебные акты отменить и принять по делу новый судебный акт.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы, заслушав объяснения представителей сторон, проверив в соответствии со статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность обжалуемых судебных актов, не находит оснований для их отмены.
С учетом положений части 4 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и пункта 2 статьи 37 ТК ТС суд признал уважительной причину пропуска обществом трехмесячного срока на подачу заявления об оспаривании решения Татарстанской таможни и восстановил этот срок, поскольку из материалов дела следует, что решение Татарстанской таможни от 05.12.2013, принятое по результатам рассмотрения жалобы ООО "Континенталь" от 05.11.2013, вручено обществу лишь 19.12.2013, а заявление в суд первой инстанции подано им 31.12.2013.
Суд апелляционной инстанции нашел обоснованным вывод суда об уважительности пропуска срока для подачи заявления и соответственно его восстановления.
Кассационная инстанция находит данные выводы правомерными и не находит оснований для их переоценки.
В соответствии со статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, законодатель связывает момент исчисления трехмесячного срока на обращение в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным оспариваемого ненормативного правового акта с днем, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом.
Согласно позиции Конституционного Суда Российской Федерации (Определение от 02.12.2013 N 1908-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы общества с ограниченной ответственностью "Строительная компания "Строй-Инвест" на нарушение конституционных прав и свобод положением части 4 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации") по своему буквальному смыслу положение части 4 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для исчисления закрепленного им процессуального срока исходит не из презумпции разумно предполагаемой осведомленности лица о нарушении его прав и законных интересов, а из того, что начало течения этого срока определяется в каждом конкретном случае судом на основе установления момента, когда заинтересованное лицо реально узнало о соответствующем нарушении.
Как следует из материалов дела, по договору от 01.01.2013 N УК-216 на капитальный восстановительный ремонт экскаватора-планировщика TATRA 815 UDS 114, заключенному между ООО "УК "Татспецтранспорт" и ООО "ТСК МИЛДА", и по договору от 14.01.2013 N 41, заключенному между ООО "ТСК МИЛДА" и ООО "Континенталь" был принят экскаватор-планировщик TATRA 815, указанное транспортное средство отправлено за пределы таможенной территории Таможенного союза по ДТ N 10404020/22032013/0000199 по коду ТН ВЭД ТС 8705 90 900 5 без колес, двигателя, верхней надстройки, аккумуляторов в режиме переработки вне таможенной территории на основании договора от 01.03.2013 N 31 на капитальный ремонт, заключенного между ООО "Континенталь" и компанией "Mopas A.S." (Чешская Республика).
После капитального ремонта, 28.08.2013, экскаватор-планировщик ввезен на таможенную территорию Таможенного союза по предварительной декларации с указанием в графе 33 кода классификации в подсубпозиции 8705 90 900 5 ТН ВЭД ТС "моторные транспортные средства специального назначения (например, автомобили грузовые аварийные, автокраны, пожарные транспортные средства, автобетономешалки, автомобили для уборки дорог, поливомоечные автомобили, автомастерские, автомобили с рентгеновскими установками), кроме используемых для перевозки пассажиров или грузов: прочие: прочие: бывшие в эксплуатации".
В графе 31 ДТ указан товар - "экскаватор - планировщик УДС 114 на базе автомобиля TATRA 815 (гос. номер Р126СВ) - 1 шт., поставляется в разобранном виде (без колес, двигателя, верхней надстройки, аккумуляторов), идентификационный номер (VIN) TNU21EP11XK032786; модель TATRA 815 УДС 114; наименование (тип ТС)- экскаватор; год изготовления ТС-2000; номер шасси (рама) TNU21EP11XK032786; номер кабины 95420; цвет кабины - красный, не военного назначения, предназначен для всех видов землеройных работ при ремонтных работах на водопроводов, нефтепроводов и газопроводов - 1 шт.".
Общество для оформления ввезенного товара представило на Казанский таможенный пост необходимые документы и сведения для его таможенного оформления: книжку МДП sx74143453, согласно которой на транспортном средстве 2SU3681/2SH1429 поставляются надстройка УДС-114 в комплекте, экскаватор-планировщик на базе ТАТРА 815 VIN TNU21EP11XK032786 и двигатель; письмо от 30.08.2013 N 75/1, в котором сообщается о том, что модернизация экскаватора-планировщика УДС на базе автомобиля ТАТРА 815 VIN TNU21EP11XK032786 не производилось; сведения, что двигатель N 62904 куплен ООО "Континенталь" по контракту от 17.07.2013 N 45, верхняя надстройка куплена ООО "ТСК МИЛДА" и вышеуказанные товары закуплены с целью дальнейшей продажи по предварительной заявке.
Альметьевским таможенным постом 29.08.2013 проведен таможенный досмотр товара, в ходе которого установлено, что на грузовом отделении автомобиля "SCANIA" (гос. номер 2SU3681/2 SH1429) наложена свинцовая пломба CZ52/031. К таможенному осмотру предъявлен товар - экскаватор-планировщик на базе автомобиля ТАТРА - 1 шт., без колес, аккумуляторов, идентификационный номер VIN - TNU21EP11XK032786, номер кабины 95420, цвет кабины красный с двигателем, выпуск которого осуществлен по ДТ 10404020/29082013/00005555, номер двигателя 62904.
В акте досмотра отражено, что наряду с товаром, ввезенным ООО "Континенталь" по ДТ N 1040054/28.08.2013/0009244 (номер ДТ после корректировки), в кузове автомобиля находится полноповоротная верхняя рама, выпуск которой осуществлен по ДТ 10404020/28082013/0000559, оформленной декларацией на товар другим юридическим лицом, - ООО "ТСК МИЛДА".
К акту приложено 11 фотографий о размещении в грузовом отделении автомобиля SCANIA частей транспортного средства.
После выпуска товара в свободное обращение ООО "ТСК МИЛДА" осуществило полную сборку указанного экскаватора-планировщика и передало заказчику - ООО "УК "Татспецтранспорт".
В ходе контроля правильности заявленного декларантом классификационного кода на основании основных правил интерпретации 1 и 6 ТН ВЭД ТС Татарстанская таможня приняла решение от 02.09.2013 N 0009244/00001/000 о классификации вышеуказанного товара в подсубпозиции 8704 23 990 4 ТН ВЭД ТС "моторные транспортные средства для перевозки грузов: с полной массой транспортного средства более 20 т, бывшие в эксплуатации, с момента выпуска которых прошло более 7 лет.
Из письма общества от 29.08.2013 N 74/1 в Татарстанскую таможню следует, что в связи с отсутствием свободных грузовых мест и оптимизацией транспортных затрат при загрузке товара отправителем двигатель был погружен на штатное место без соединения механической связью с трансмиссией, топливной, воздушной, выхлопной и электрической системами и закреплен временным крепежом, не соответствующим техническим требованиям завода-изготовителя; нижняя рама экскаватора UDS 114 погружена над хребтовой рамой Татра 815 и закреплена временным крепежом, не соответствующим техническим требованиям завода изготовителя для сохранности груза при транспортировке.
Письмом от 03.09.2013 N 76/1 декларант отказался от корректировки сведений в ДТ 10404054/280813/0009244, предложенной Татарстанской таможней в запросе от 02.09.2013, поскольку указанный экскаватор-планировщик был ввезен ООО "Континенталь" совместно с ООО "ТСК МИЛДА" (верхнее оборудование) для дальнейшей полной сборки экскаватора-планировщика Татра 815 УДС.
В соответствии с пунктами 1, 2, 3 статьи 52 ТК ТС товары при их таможенном декларировании подлежат классификации по Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности; проверку правильности классификации товаров осуществляют таможенные органы; в случае выявления неверной классификации товаров, таможенный орган самостоятельно осуществляет классификацию товаров и принимает решение по классификации товаров по форме, определенной законодательством государств - членов таможенного союза.
Согласно Правилу 1 Основных правил интерпретации (Приложение к решению Совета Евразийской экономической комиссии от 16.07.2012 N 54) в ТН ВЭД ТС названия разделов, групп и подгрупп приводятся только для удобства использования ТН ВЭД; для юридических целей классификация товаров в ТН ВЭД осуществляется исходя из текстов товарных позиций и соответствующих примечаний к разделам или группам.
При использовании Основных правил интерпретации ТН ВЭД каждое правило применяется последовательно при классификации товаров.
Согласно пункту 2 (а) Основных правил интерпретации ТН ВЭД любая ссылка в наименовании товарной позиции на какой-либо товар должна рассматриваться и как ссылка на такой товар в некомплектном или незавершенном виде при условии, что будучи представленным в некомплектном или незавершенном виде, этот товар обладает основным свойством комплектного или завершенного товара, а также должна рассматриваться как ссылка на комплектный или завершенный товар (или классифицируемый в рассматриваемой товарной позиции как комплектный или завершенный в силу данного правила), представленный в несобранном или разобранном виде.
Данное правило расширяет содержание любой товарной позиции, к которой относится конкретный товар, для включения в нее не только комплектного изделия, но и этого изделия в некомплектном или незавершенном виде, при условии, что в представленном виде это изделие обладает основными характеристиками комплектного или готового изделия.
Следовательно, если товар представлен в некомплектном или незавершенном виде, и этот товар обладает основными свойствами готового изделия, то его следует квалифицировать в той товарной позиции, что и комплектный или завершенный товар.
Исходя из наименования группы 87 ТН ВЭД, в нее включаются средства наземного транспорта, кроме железнодорожного или трамвайного подвижного состава, и их части и принадлежности.
Татарстанская таможня классифицировала вышеуказанный товар в подсубпозиции 8704 23 990 4 ТН ВЭД ТС.
В товарную позицию 8705 классифицируются моторные транспортные средства специального назначения, кроме используемых для перевозки пассажиров и грузов (автомобили грузовые аварийные, автокраны, пожарные транспортные средства и т.п.). В данную товарную позицию включается ряд автомобилей, специально сконструированных или приспособленных для размещения различных устройств, которые дают им возможность выполнять определенные нетранспортные функции, то есть основанной задачей таких транспортных средств не является перевозка людей или грузов.
В свою очередь, основной целью транспортных средств, включенных в товарную позицию 8704, является перевозка грузов.
Отличительной особенностью данных транспортных средств является: наличие сидений типа скамеек, не имеющих устройств безопасности, отсутствие удобств для пассажиров в задней зоне; отсутствие окон в двух боковых панелях в задней части кузова, отсутствие внешних признаков комфорта и внутренней отделки, приспособлений в зоне грузового отсека и др.
Судами правильно отмечено, что в тех случаях, когда транспортное средство вышеуказанными признаками не обладает, оно не может классифицироваться по классификационному коду 8704 ТН ВЭД ТС, а должно классифицироваться по иным кодам ТН ВЭД ТС.
Из пункта 1.2 Руководства по обслуживанию и уходу следует, что УДС-114а представляет собой самоходный гидравлически управляемый универсальный экскаватор-планировщик, основанный на автомобильном шасси ТАТРА 815, предназначенный для доделочных земляных работ и прочих земляных работ малого и среднего объема. УДС-114а состоит из двух основных частей: поворотная верхняя часть и шасси машины, взаимно поворотно-соединенные при помощи специального крупногабаритного подшипника, внутренняя часть подшипника неподвижно прикрепляется к верхней раме, наружное кольцо подшипника неподвижно соединяется с нижней рамой шасси. Кузов машины состоит из двух отдельных частей: кузов шасси (кабина водителя и автомобильное шасси и нижней рамы) и кузов поворотного верха (шкафное пространство с правой стороны передней части, где расположены аккумуляторные батареи, система нефтяного отопления и инструменты, бак топлива, кабина).
Из габаритного эскиза и диаграммы диапазонов машины УДС 0114а (п. 1 Руководства) следует, что расстояние между передней и второй осью составляет 3.7 м, тогда как транспортные средства для перевозки грузов класса ТАТРА - самосвалы, седельные тягачи имеют расстояние между передней и второй осью 3550 м, ТАТРА 815 VT - 3270 м, 1650 м, а также имеют длинные лонжероны, тогда как УДС 14 представляет собой экскаватор-планировщик на основе ТАТРА 815, имеет укороченные лонжероны.
Согласно пункту 1.11 Руководства шасси УДС 114а состоит из автомобильного шасси ТАТРА 815 и нижней рамы машины, которая к шасси прикрепляется болтами. На передней части рамы расположена опора стрелы, которая сконструирована с учетом использования ее в качестве защитной рамы кабины шасси. Из рисунка 20 "шасси машины" следует, что кабина имеет установочную опору стрелы.
Согласно Техническому регламенту о безопасности колесных транспортных средств, утвержденному Постановлением Правительства Российской Федерации от 10.09.2009 N 720, шасси представляет собой наземное механическое устройство на колесном ходу, не оснащенное кабиной, и (двигателем), и (кузовом), не предназначенное для эксплуатации.
В рассматриваемом случае для оформления декларации на товар представлены шасси (хребтовая рама, подвески) и кабина.
В соответствии с договором от 01.03.2013 N 31, заключенным между ООО "Континенталь" (заказчик) и компанией "Mopas A.S." (Чешская Республика), исполнитель принял обязательство по диагностике и капитальному ремонту экскаватора-планировщика УДС 114 на шасси а/м Татра 815, в связи с чем 22.03.2013 общество вывезло экскаватор-планировщик с территории Российской Федерации по ДТ 10404020/220313/000199, товар задекларирован в субпозиции 8705 90 9005: экскаватор планировщик УДС 114 на базе автомобиля ТАТРА 815 (гос. номер Р126СВ) - 1 шт., поставляется в разобранном виде (без колес, двигателя, верхней надстройки, аккумуляторов) для удобства транспортировки, с описанием товара: TNU21EP11XK032786 марка, модель Татра 815 УДС 114, наименование (тип ТС) - экскаватор-планировщик, 2000 года выпуска, номер шасси (рамы) TNU21EP11XK032786, номер кабины 95420, цвет красный, предназначен для всех видов землеройных работ при ремонтных работах на трассах водопроводов, нефтепроводов и газопроводов, а также для специального планирования откосов вдоль автомобильных трасс, не военного назначения.
После капитального ремонта общество ввезло на территорию Российской Федерации тот же экскаватор-планировщик, состоящий из шасси (хребтовой рамы, подвески) и кабины с идентификационным номером TNU21EP11XK032786 по ДТ 10404054/280813/0009244, что означает шасси, являющееся базой специальных и специализированных автомобилей. Остальная часть экскаватора ввезена ООО "ТСК "Милда", в том же кузове автомашины Скания.
Делая вывод, что Татарстанской таможней не доказано, что ввезенное транспортное средство является транспортным средством для перевозки грузов, суды сослались, в том числе на экспертное заключение от 01.102013 N 2013-58, которым установлено, что транспортное средство имеет все надстройки в виде хребтовой рамы, предусматривающей эксплуатацию транспортного средства как экскаватор-планировщик.
Согласно ответу Производственно-конструкторского бюро "АРКО" на запрос ООО "Континенталь" от 01.10.2013 N 88/1 автомобиль - экскаватор ТАТРА УДС 114 предназначен для различного спектра землеройных работ в условиях промышленного, городского, сельского транспортного и мелиоративного строительства, а также при ремонте трубопроводов и других подземных коммуникаций.
Экскаваторная установка ТАТРА УДС 114 устанавливается на шасси ТАТРА 815-260 N 25 и отличается от шасси автомобиля ТАТРА УДС 114 (Татра - 815 280R21) конструкцией несущей системы (хребтовой рамы). Тип автомобиля Татра обозначается в номере VIN в седьмой позиции номера. Как следует из VIN автомобиля экскаватора TNU21EP11XK032786, символом N 7 является буква "Р". Бортовые автомобили и контейнеровозы ТАТРА обозначаются буквой "R" в позиции 7 в номере VIN, самосвалы обозначаются в номере VIN буквой "S", седельные тягачи - буквой "N". Представленное шасси не предназначено заводом - изготовителем автомобиля для монтажа на него самосвальной, бортовой платформы, седельно-сцепного устройства, контейнеровозного оборудования.
В представленных по делу документах указан идентификационный номер транспортного средства VIN TNU21EP11XK032786, обозначающий символ автомобиля экскаватора "Р".
Кроме того, из письма компании "Mopas A.S." от 25.09.2013, перевод которого с чешского языка на русский выполнен переводчиком Сафиуллиной В.П., следует, что компанией "Mopas A.S." осуществлен ремонт экскаватора-планировщика ТАТРА 815 VIN TNU21EP11XK032786 в период с 10.04.2013 по 15.08.2013, суть ремонта основывается на техническом задании и состоит в полной разборке экскаватора, дефектовке узлов и агрегатов, ремонте и замене износившихся частей, покраске и окончательной сборке.
Экскаватор в силу конструктивных особенностей (сборка на хребтовой раме) не представляет возможности его эксплуатацию в ином качестве и не пригоден для установки иных надстроек и переоборудования в грузовые автомашины либо иные автомашины".
Указанные документы представлялись обществом в Татарстанскую таможню с целью подтверждения правильности заявленного кода ТН ВЭД ТС.
11.09.2013 собственником экскаватора - ООО "УК "Татспецтранспорт" - осуществлена регистрация транспортного средства за регистрационным знаком К895СО116 RUS-экскаватор, VIN TNU21EP11XK032786, год выпуска 2000, в РЭО ГИБДД ОМВД по Бугульминскому району.
После выпуска товара Татарстанской таможней фактически осуществлялись землеройные работы с использованием указанного экскаватора, что подтверждается представленными обществом документами.
Следовательно, общество, классифицируя в таможенной декларации ввезенный товар по коду 8705, исходило из его фактического соответствия данной позиции ТН ВЭД ТС, а также субпозиции и подсубпозиции, установленным для данной позиции.
Между тем Татарстанской таможней не доказано, что ввезенный на территорию Российской Федерации товар, является транспортным средством для перевозки грузов.
Поскольку Казанский таможенный пост, принимавший оспариваемое решение, входит в структуру Татарстанской таможни, суд первой инстанции обоснованно признал именно Татарстанскую таможню стороной по делу и лицом, чей ненормативный правовой акт оспаривается.
Таким образом, доводы кассационной жалобы не опровергают правильность сделанных судами первой и апелляционной инстанций и подтвержденных материалами дела выводов.
При таких обстоятельствах у суда кассационной инстанции отсутствуют основания для удовлетворения кассационной жалобы.
Доводы заявителя жалобы направлены на переоценку исследованных судами доказательств и сделанных на их основе выводов, что в соответствии со статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в компетенцию суда округа.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
постановил:
решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 11.04.2014 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.07.2014 по делу N А65-2680/2014 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья
Л.Р.ГАТАУЛЛИНА
Судьи
Ф.Г.ГАРИПОВА
О.В.ЛОГИНОВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "TMJ.SU | Таможенное дело. Таможенное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА ОТ 30.09.2014 ПО ДЕЛУ N А65-2680/2014
Разделы:Ввоз автомобилей; Таможенное дело
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 30 сентября 2014 г. по делу N А65-2680/2014
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Гатауллиной Л.Р.,
судей Гариповой Ф.Г., Логинова О.В.,
при участии представителей:
заявителя - Фахртдинова Р.А., доверенность от 29.09.2014; Маслова Б.В., доверенность от 18.02.2014,
ответчика - Селиверстовой Е.В., доверенность от 09.01.2014; Кринкиной Е.В., доверенность от 31.03.2014,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Татарстанской таможни
на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 11.04.2014 (судья Сальманова Р.Р.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.07.2014 (председательствующий судья Семушкин В.С., судьи Захарова Е.И., Юдкин А.А.)
по делу N А65-2680/2014
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Континенталь" (ИНН 1645027528, ОГРН 1121689000322), г. Бугульма Республики Татарстан, к Татарстанской таможне, г. Казань, об оспаривании решения,
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Континенталь" (далее - ООО "Континенталь", общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением (с учетом уточнения) о признании недействительным и не соответствующим Таможенному кодексу Таможенного союза (далее - ТК ТС) решения Татарстанской таможни от 02.09.2013 N 0009244/00001/000.
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 11.04.2014, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.07.2014, заявленное требование удовлетворено.
Татарстанская таможня, не согласившись с принятыми судебными актами, обратилась в Арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой просит указанные судебные акты отменить и принять по делу новый судебный акт.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы, заслушав объяснения представителей сторон, проверив в соответствии со статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность обжалуемых судебных актов, не находит оснований для их отмены.
С учетом положений части 4 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и пункта 2 статьи 37 ТК ТС суд признал уважительной причину пропуска обществом трехмесячного срока на подачу заявления об оспаривании решения Татарстанской таможни и восстановил этот срок, поскольку из материалов дела следует, что решение Татарстанской таможни от 05.12.2013, принятое по результатам рассмотрения жалобы ООО "Континенталь" от 05.11.2013, вручено обществу лишь 19.12.2013, а заявление в суд первой инстанции подано им 31.12.2013.
Суд апелляционной инстанции нашел обоснованным вывод суда об уважительности пропуска срока для подачи заявления и соответственно его восстановления.
Кассационная инстанция находит данные выводы правомерными и не находит оснований для их переоценки.
В соответствии со статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, законодатель связывает момент исчисления трехмесячного срока на обращение в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным оспариваемого ненормативного правового акта с днем, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом.
Согласно позиции Конституционного Суда Российской Федерации (Определение от 02.12.2013 N 1908-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы общества с ограниченной ответственностью "Строительная компания "Строй-Инвест" на нарушение конституционных прав и свобод положением части 4 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации") по своему буквальному смыслу положение части 4 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для исчисления закрепленного им процессуального срока исходит не из презумпции разумно предполагаемой осведомленности лица о нарушении его прав и законных интересов, а из того, что начало течения этого срока определяется в каждом конкретном случае судом на основе установления момента, когда заинтересованное лицо реально узнало о соответствующем нарушении.
Как следует из материалов дела, по договору от 01.01.2013 N УК-216 на капитальный восстановительный ремонт экскаватора-планировщика TATRA 815 UDS 114, заключенному между ООО "УК "Татспецтранспорт" и ООО "ТСК МИЛДА", и по договору от 14.01.2013 N 41, заключенному между ООО "ТСК МИЛДА" и ООО "Континенталь" был принят экскаватор-планировщик TATRA 815, указанное транспортное средство отправлено за пределы таможенной территории Таможенного союза по ДТ N 10404020/22032013/0000199 по коду ТН ВЭД ТС 8705 90 900 5 без колес, двигателя, верхней надстройки, аккумуляторов в режиме переработки вне таможенной территории на основании договора от 01.03.2013 N 31 на капитальный ремонт, заключенного между ООО "Континенталь" и компанией "Mopas A.S." (Чешская Республика).
После капитального ремонта, 28.08.2013, экскаватор-планировщик ввезен на таможенную территорию Таможенного союза по предварительной декларации с указанием в графе 33 кода классификации в подсубпозиции 8705 90 900 5 ТН ВЭД ТС "моторные транспортные средства специального назначения (например, автомобили грузовые аварийные, автокраны, пожарные транспортные средства, автобетономешалки, автомобили для уборки дорог, поливомоечные автомобили, автомастерские, автомобили с рентгеновскими установками), кроме используемых для перевозки пассажиров или грузов: прочие: прочие: бывшие в эксплуатации".
В графе 31 ДТ указан товар - "экскаватор - планировщик УДС 114 на базе автомобиля TATRA 815 (гос. номер Р126СВ) - 1 шт., поставляется в разобранном виде (без колес, двигателя, верхней надстройки, аккумуляторов), идентификационный номер (VIN) TNU21EP11XK032786; модель TATRA 815 УДС 114; наименование (тип ТС)- экскаватор; год изготовления ТС-2000; номер шасси (рама) TNU21EP11XK032786; номер кабины 95420; цвет кабины - красный, не военного назначения, предназначен для всех видов землеройных работ при ремонтных работах на водопроводов, нефтепроводов и газопроводов - 1 шт.".
Общество для оформления ввезенного товара представило на Казанский таможенный пост необходимые документы и сведения для его таможенного оформления: книжку МДП sx74143453, согласно которой на транспортном средстве 2SU3681/2SH1429 поставляются надстройка УДС-114 в комплекте, экскаватор-планировщик на базе ТАТРА 815 VIN TNU21EP11XK032786 и двигатель; письмо от 30.08.2013 N 75/1, в котором сообщается о том, что модернизация экскаватора-планировщика УДС на базе автомобиля ТАТРА 815 VIN TNU21EP11XK032786 не производилось; сведения, что двигатель N 62904 куплен ООО "Континенталь" по контракту от 17.07.2013 N 45, верхняя надстройка куплена ООО "ТСК МИЛДА" и вышеуказанные товары закуплены с целью дальнейшей продажи по предварительной заявке.
Альметьевским таможенным постом 29.08.2013 проведен таможенный досмотр товара, в ходе которого установлено, что на грузовом отделении автомобиля "SCANIA" (гос. номер 2SU3681/2 SH1429) наложена свинцовая пломба CZ52/031. К таможенному осмотру предъявлен товар - экскаватор-планировщик на базе автомобиля ТАТРА - 1 шт., без колес, аккумуляторов, идентификационный номер VIN - TNU21EP11XK032786, номер кабины 95420, цвет кабины красный с двигателем, выпуск которого осуществлен по ДТ 10404020/29082013/00005555, номер двигателя 62904.
В акте досмотра отражено, что наряду с товаром, ввезенным ООО "Континенталь" по ДТ N 1040054/28.08.2013/0009244 (номер ДТ после корректировки), в кузове автомобиля находится полноповоротная верхняя рама, выпуск которой осуществлен по ДТ 10404020/28082013/0000559, оформленной декларацией на товар другим юридическим лицом, - ООО "ТСК МИЛДА".
К акту приложено 11 фотографий о размещении в грузовом отделении автомобиля SCANIA частей транспортного средства.
После выпуска товара в свободное обращение ООО "ТСК МИЛДА" осуществило полную сборку указанного экскаватора-планировщика и передало заказчику - ООО "УК "Татспецтранспорт".
В ходе контроля правильности заявленного декларантом классификационного кода на основании основных правил интерпретации 1 и 6 ТН ВЭД ТС Татарстанская таможня приняла решение от 02.09.2013 N 0009244/00001/000 о классификации вышеуказанного товара в подсубпозиции 8704 23 990 4 ТН ВЭД ТС "моторные транспортные средства для перевозки грузов: с полной массой транспортного средства более 20 т, бывшие в эксплуатации, с момента выпуска которых прошло более 7 лет.
Из письма общества от 29.08.2013 N 74/1 в Татарстанскую таможню следует, что в связи с отсутствием свободных грузовых мест и оптимизацией транспортных затрат при загрузке товара отправителем двигатель был погружен на штатное место без соединения механической связью с трансмиссией, топливной, воздушной, выхлопной и электрической системами и закреплен временным крепежом, не соответствующим техническим требованиям завода-изготовителя; нижняя рама экскаватора UDS 114 погружена над хребтовой рамой Татра 815 и закреплена временным крепежом, не соответствующим техническим требованиям завода изготовителя для сохранности груза при транспортировке.
Письмом от 03.09.2013 N 76/1 декларант отказался от корректировки сведений в ДТ 10404054/280813/0009244, предложенной Татарстанской таможней в запросе от 02.09.2013, поскольку указанный экскаватор-планировщик был ввезен ООО "Континенталь" совместно с ООО "ТСК МИЛДА" (верхнее оборудование) для дальнейшей полной сборки экскаватора-планировщика Татра 815 УДС.
В соответствии с пунктами 1, 2, 3 статьи 52 ТК ТС товары при их таможенном декларировании подлежат классификации по Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности; проверку правильности классификации товаров осуществляют таможенные органы; в случае выявления неверной классификации товаров, таможенный орган самостоятельно осуществляет классификацию товаров и принимает решение по классификации товаров по форме, определенной законодательством государств - членов таможенного союза.
Согласно Правилу 1 Основных правил интерпретации (Приложение к решению Совета Евразийской экономической комиссии от 16.07.2012 N 54) в ТН ВЭД ТС названия разделов, групп и подгрупп приводятся только для удобства использования ТН ВЭД; для юридических целей классификация товаров в ТН ВЭД осуществляется исходя из текстов товарных позиций и соответствующих примечаний к разделам или группам.
При использовании Основных правил интерпретации ТН ВЭД каждое правило применяется последовательно при классификации товаров.
Согласно пункту 2 (а) Основных правил интерпретации ТН ВЭД любая ссылка в наименовании товарной позиции на какой-либо товар должна рассматриваться и как ссылка на такой товар в некомплектном или незавершенном виде при условии, что будучи представленным в некомплектном или незавершенном виде, этот товар обладает основным свойством комплектного или завершенного товара, а также должна рассматриваться как ссылка на комплектный или завершенный товар (или классифицируемый в рассматриваемой товарной позиции как комплектный или завершенный в силу данного правила), представленный в несобранном или разобранном виде.
Данное правило расширяет содержание любой товарной позиции, к которой относится конкретный товар, для включения в нее не только комплектного изделия, но и этого изделия в некомплектном или незавершенном виде, при условии, что в представленном виде это изделие обладает основными характеристиками комплектного или готового изделия.
Следовательно, если товар представлен в некомплектном или незавершенном виде, и этот товар обладает основными свойствами готового изделия, то его следует квалифицировать в той товарной позиции, что и комплектный или завершенный товар.
Исходя из наименования группы 87 ТН ВЭД, в нее включаются средства наземного транспорта, кроме железнодорожного или трамвайного подвижного состава, и их части и принадлежности.
Татарстанская таможня классифицировала вышеуказанный товар в подсубпозиции 8704 23 990 4 ТН ВЭД ТС.
В товарную позицию 8705 классифицируются моторные транспортные средства специального назначения, кроме используемых для перевозки пассажиров и грузов (автомобили грузовые аварийные, автокраны, пожарные транспортные средства и т.п.). В данную товарную позицию включается ряд автомобилей, специально сконструированных или приспособленных для размещения различных устройств, которые дают им возможность выполнять определенные нетранспортные функции, то есть основанной задачей таких транспортных средств не является перевозка людей или грузов.
В свою очередь, основной целью транспортных средств, включенных в товарную позицию 8704, является перевозка грузов.
Отличительной особенностью данных транспортных средств является: наличие сидений типа скамеек, не имеющих устройств безопасности, отсутствие удобств для пассажиров в задней зоне; отсутствие окон в двух боковых панелях в задней части кузова, отсутствие внешних признаков комфорта и внутренней отделки, приспособлений в зоне грузового отсека и др.
Судами правильно отмечено, что в тех случаях, когда транспортное средство вышеуказанными признаками не обладает, оно не может классифицироваться по классификационному коду 8704 ТН ВЭД ТС, а должно классифицироваться по иным кодам ТН ВЭД ТС.
Из пункта 1.2 Руководства по обслуживанию и уходу следует, что УДС-114а представляет собой самоходный гидравлически управляемый универсальный экскаватор-планировщик, основанный на автомобильном шасси ТАТРА 815, предназначенный для доделочных земляных работ и прочих земляных работ малого и среднего объема. УДС-114а состоит из двух основных частей: поворотная верхняя часть и шасси машины, взаимно поворотно-соединенные при помощи специального крупногабаритного подшипника, внутренняя часть подшипника неподвижно прикрепляется к верхней раме, наружное кольцо подшипника неподвижно соединяется с нижней рамой шасси. Кузов машины состоит из двух отдельных частей: кузов шасси (кабина водителя и автомобильное шасси и нижней рамы) и кузов поворотного верха (шкафное пространство с правой стороны передней части, где расположены аккумуляторные батареи, система нефтяного отопления и инструменты, бак топлива, кабина).
Из габаритного эскиза и диаграммы диапазонов машины УДС 0114а (п. 1 Руководства) следует, что расстояние между передней и второй осью составляет 3.7 м, тогда как транспортные средства для перевозки грузов класса ТАТРА - самосвалы, седельные тягачи имеют расстояние между передней и второй осью 3550 м, ТАТРА 815 VT - 3270 м, 1650 м, а также имеют длинные лонжероны, тогда как УДС 14 представляет собой экскаватор-планировщик на основе ТАТРА 815, имеет укороченные лонжероны.
Согласно пункту 1.11 Руководства шасси УДС 114а состоит из автомобильного шасси ТАТРА 815 и нижней рамы машины, которая к шасси прикрепляется болтами. На передней части рамы расположена опора стрелы, которая сконструирована с учетом использования ее в качестве защитной рамы кабины шасси. Из рисунка 20 "шасси машины" следует, что кабина имеет установочную опору стрелы.
Согласно Техническому регламенту о безопасности колесных транспортных средств, утвержденному Постановлением Правительства Российской Федерации от 10.09.2009 N 720, шасси представляет собой наземное механическое устройство на колесном ходу, не оснащенное кабиной, и (двигателем), и (кузовом), не предназначенное для эксплуатации.
В рассматриваемом случае для оформления декларации на товар представлены шасси (хребтовая рама, подвески) и кабина.
В соответствии с договором от 01.03.2013 N 31, заключенным между ООО "Континенталь" (заказчик) и компанией "Mopas A.S." (Чешская Республика), исполнитель принял обязательство по диагностике и капитальному ремонту экскаватора-планировщика УДС 114 на шасси а/м Татра 815, в связи с чем 22.03.2013 общество вывезло экскаватор-планировщик с территории Российской Федерации по ДТ 10404020/220313/000199, товар задекларирован в субпозиции 8705 90 9005: экскаватор планировщик УДС 114 на базе автомобиля ТАТРА 815 (гос. номер Р126СВ) - 1 шт., поставляется в разобранном виде (без колес, двигателя, верхней надстройки, аккумуляторов) для удобства транспортировки, с описанием товара: TNU21EP11XK032786 марка, модель Татра 815 УДС 114, наименование (тип ТС) - экскаватор-планировщик, 2000 года выпуска, номер шасси (рамы) TNU21EP11XK032786, номер кабины 95420, цвет красный, предназначен для всех видов землеройных работ при ремонтных работах на трассах водопроводов, нефтепроводов и газопроводов, а также для специального планирования откосов вдоль автомобильных трасс, не военного назначения.
После капитального ремонта общество ввезло на территорию Российской Федерации тот же экскаватор-планировщик, состоящий из шасси (хребтовой рамы, подвески) и кабины с идентификационным номером TNU21EP11XK032786 по ДТ 10404054/280813/0009244, что означает шасси, являющееся базой специальных и специализированных автомобилей. Остальная часть экскаватора ввезена ООО "ТСК "Милда", в том же кузове автомашины Скания.
Делая вывод, что Татарстанской таможней не доказано, что ввезенное транспортное средство является транспортным средством для перевозки грузов, суды сослались, в том числе на экспертное заключение от 01.102013 N 2013-58, которым установлено, что транспортное средство имеет все надстройки в виде хребтовой рамы, предусматривающей эксплуатацию транспортного средства как экскаватор-планировщик.
Согласно ответу Производственно-конструкторского бюро "АРКО" на запрос ООО "Континенталь" от 01.10.2013 N 88/1 автомобиль - экскаватор ТАТРА УДС 114 предназначен для различного спектра землеройных работ в условиях промышленного, городского, сельского транспортного и мелиоративного строительства, а также при ремонте трубопроводов и других подземных коммуникаций.
Экскаваторная установка ТАТРА УДС 114 устанавливается на шасси ТАТРА 815-260 N 25 и отличается от шасси автомобиля ТАТРА УДС 114 (Татра - 815 280R21) конструкцией несущей системы (хребтовой рамы). Тип автомобиля Татра обозначается в номере VIN в седьмой позиции номера. Как следует из VIN автомобиля экскаватора TNU21EP11XK032786, символом N 7 является буква "Р". Бортовые автомобили и контейнеровозы ТАТРА обозначаются буквой "R" в позиции 7 в номере VIN, самосвалы обозначаются в номере VIN буквой "S", седельные тягачи - буквой "N". Представленное шасси не предназначено заводом - изготовителем автомобиля для монтажа на него самосвальной, бортовой платформы, седельно-сцепного устройства, контейнеровозного оборудования.
В представленных по делу документах указан идентификационный номер транспортного средства VIN TNU21EP11XK032786, обозначающий символ автомобиля экскаватора "Р".
Кроме того, из письма компании "Mopas A.S." от 25.09.2013, перевод которого с чешского языка на русский выполнен переводчиком Сафиуллиной В.П., следует, что компанией "Mopas A.S." осуществлен ремонт экскаватора-планировщика ТАТРА 815 VIN TNU21EP11XK032786 в период с 10.04.2013 по 15.08.2013, суть ремонта основывается на техническом задании и состоит в полной разборке экскаватора, дефектовке узлов и агрегатов, ремонте и замене износившихся частей, покраске и окончательной сборке.
Экскаватор в силу конструктивных особенностей (сборка на хребтовой раме) не представляет возможности его эксплуатацию в ином качестве и не пригоден для установки иных надстроек и переоборудования в грузовые автомашины либо иные автомашины".
Указанные документы представлялись обществом в Татарстанскую таможню с целью подтверждения правильности заявленного кода ТН ВЭД ТС.
11.09.2013 собственником экскаватора - ООО "УК "Татспецтранспорт" - осуществлена регистрация транспортного средства за регистрационным знаком К895СО116 RUS-экскаватор, VIN TNU21EP11XK032786, год выпуска 2000, в РЭО ГИБДД ОМВД по Бугульминскому району.
После выпуска товара Татарстанской таможней фактически осуществлялись землеройные работы с использованием указанного экскаватора, что подтверждается представленными обществом документами.
Следовательно, общество, классифицируя в таможенной декларации ввезенный товар по коду 8705, исходило из его фактического соответствия данной позиции ТН ВЭД ТС, а также субпозиции и подсубпозиции, установленным для данной позиции.
Между тем Татарстанской таможней не доказано, что ввезенный на территорию Российской Федерации товар, является транспортным средством для перевозки грузов.
Поскольку Казанский таможенный пост, принимавший оспариваемое решение, входит в структуру Татарстанской таможни, суд первой инстанции обоснованно признал именно Татарстанскую таможню стороной по делу и лицом, чей ненормативный правовой акт оспаривается.
Таким образом, доводы кассационной жалобы не опровергают правильность сделанных судами первой и апелляционной инстанций и подтвержденных материалами дела выводов.
При таких обстоятельствах у суда кассационной инстанции отсутствуют основания для удовлетворения кассационной жалобы.
Доводы заявителя жалобы направлены на переоценку исследованных судами доказательств и сделанных на их основе выводов, что в соответствии со статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в компетенцию суда округа.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
постановил:
решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 11.04.2014 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.07.2014 по делу N А65-2680/2014 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья
Л.Р.ГАТАУЛЛИНА
Судьи
Ф.Г.ГАРИПОВА
О.В.ЛОГИНОВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "TMJ.SU | Таможенное дело. Таможенное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)