Судебные решения, арбитраж
Таможенные процедуры и режимы; Таможенное дело
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 29 апреля 2014 года.
В полном объеме постановление изготовлено 8 мая 2014 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе судьи Смирнова В.И.
при ведении протокола секретарем судебного заседания Куликовой М.А.,
при участии от Себежской таможни Левшакова А.В. по доверенности от 25.04.2014, Николаевой Н.А. по доверенности от 26.12.2013,
рассмотрев в порядке упрощенного производства в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Глоботранс" на решение Арбитражного суда Псковской области от 23 декабря 2013 года по делу N А52-2965/2013 (судья Циттель С.Г.),
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Глоботранс" (ГПЮ 002442, далее - ОсОО "Глоботранс", общество) обратилось с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Себежской таможни (ОГРН 1026002944439, далее - таможня, таможенный орган) от 08.08.2013 по делу об административном правонарушении N 10225000-573/2013.
На основании статьи 227 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) заявление общества рассмотрено судом в порядке упрощенного производства.
Решением Арбитражного суда Псковской области от 23 декабря 2013 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
Общество с решением суда не согласилось и обратилось с жалобой, в которой просит суд апелляционной инстанции его отменить, по делу принять новый судебный акт. В обоснование жалобы ссылается на то, что таможенные органы не вправе самостоятельно устанавливать маршрут перевозки товаров следующих по процедуре таможенного транзита, не вправе применять данную меру обеспечения без применения основной обеспечительной меры. Податель жалобы считает, что при помещении товара под процедуру таможенного транзита на перевозчика возложена обязанность доставки товара в установленное место доставки. Общество полагает, что в его действиях отсутствует состав вменяемого правонарушения.
Таможня в отзыве на апелляционную жалобу ее доводы не признала, так как основной обеспечительной мерой является гарантия ассоциации перевозчиков, выдавшая книжку МДП, водитель транспортного средства был уведомлен о маршруте перевозки, применение обеспечительной меры в виде установления маршрута перевозки является правом таможенного органа, несоблюдение маршрута перевозки образует состав вменяемого правонарушения.
Общество, надлежащим образом извещено о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителей в суд не направило, в связи с этим разбирательство по делу произведено в его отсутствие в соответствии со статьями 123, 156, 266 АПК РФ.
В судебном заседании представители таможни поддержали доводы отзыва.
Заслушав объяснения представителей таможни, исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность решения, апелляционная инстанция не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Как следует из материалов дела, 20.04.2013 на таможенном посту МАПП Бурачки таможней произведено таможенное оформление транспортного средства "Мерседес Бенц" с прицепом "Шмитц" с регистрационными номерами ROW752К/B840V под управлением водителя Шнайдера Владимира, следующего из Латвии в Кыргызтан. Перевозка товара осуществлялась перевозчиком ОсОО "Глоботранс". Товар выпущен в соответствии с таможенной процедурой таможенного транзита по книжке МДП RX72678390 и UX72678391. При выпуске товаров по данной перевозке был установлен срок таможенного транзита до 20.05.2013, таможенный орган назначения - таможенный пост "Карасу" ДТК по Жамбылской области.
В соответствии с подпунктом 3 пункта 1 статьи 217 Таможенного кодекса Таможенного союза (далее - ТК ТС) в качестве дополнительной меры обеспечения соблюдении таможенного транзита по данной перевозке товаров установлен маршрут - Троицкий таможенный пост Челябинской таможни, находящийся по пути следования транспортного средства в непосредственной близости от российско-казахстанского участка государственной границы Российской Федерации.
При этом в соответствии с требованиями, установленными пунктом 1 приказа Федеральной Таможенной Службы России от 09.06.2012 N 1150 "О действиях должностных лиц таможенных органов при установлении маршрута перевозки товаров" (в редакции на дату принятия декларации) в графе 22 отрывного листа N 3 книжек МДП RX72678390 и UX72678391 и на оборотной стороне двух экземпляров транспортных (перевозочных) документов CMR от 19.04.2013 N 0000585 и N 0000583 с отметками о выпуске товаров, указано: "Маршрут: через Челябинскую таможню т/п Троицкий код 10504070" (л.д. 41 - 43, 46 - 48). Дополнительно 20.04.2013 водителю перевозчика ОсОО "Глоботранс" - Шнайдеру В. вручено письменное уведомление об установлении таможенным органом определенного маршрута перевозки товаров и ответственности за его несоблюдение (л. д. 50).
При осуществлении таможней контроля с использованием АС КТТ-2 КПС "Транзитные операции" при запросе электронных копий транзитных деклараций МДП RX72678390 и UX72678391 установлено, что таможенная процедура таможенного транзита по данной перевозке завершена 27.04.2013. Товары, перемещаемые по процедуре транзита перевозчиком ОсОО "Глоботранс", доставлены на таможенный пост "Карасу" в установленные таможенным органом отправления сроки (до 20.05.2013), однако информация о регистрации маршрута перевозки в АС КТТ-2 КПС "Транзитные операции" отсутствует.
В связи с чем, в рамках проведения дополнительной проверки таможней, в целях установления факта отсутствия регистрации маршрута, 29.04.2013 направлен запрос (исх. N 0159 - л.д. 59) в Челябинскую таможню.
Из Челябинской таможни 17.05.2013 поступил ответ на данный запрос N 25-67/051 (л.д. 60), из которого следует, что регистрация маршрута по книжкам МДП RX72678390 и UX72678391 не производилась, обращений от перевозчика ОсОО "Глоботранс" с заявлением об изменении маршрута, а также по поводу регистрации маршрута перевозки товаров на Троицкий таможенный пост не поступало.
Тот факт, что транспортное средство общества не следовало через Челябинскую таможню т/п Троицкий обществом не оспаривается.
В связи с указанными обстоятельствами Себежской таможней в отношении перевозчика ОсОО "Глоботранс" 25.06.2013 составлен протокол об административном правонарушении N 10225000-573/2013 по признакам правонарушения, ответственность за которое установлена статьей 16.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ, л.д. 61 - 64, 67 - 70).
На основании протокола об административном правонарушении, материалов дела об административном правонарушении 08.08.2013 таможней вынесено постановление по делу об административном правонарушении N 10225000-573/2013, которым ОсОО "Глоботранс" признано виновным в совершении административного правонарушения - нарушении маршрута перевозки товаров, не предоставлении промежуточному таможенному органу товаров и документов с отметками о выпуске товаров, ответственность за которое установлена статьей 16.10 КоАП РФ, с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 5000 руб.
Согласно материалу административного дела, общество надлежащим образом извещено о месте и времени составления протокола об административном правонарушении и рассмотрении материалов дела об административном правонарушении (л.д. 71 - 72, 75 - 92). Надлежащее извещение о совершении ответчиком процессуальных действий в рамках дела об административном правонарушения заявителем не оспаривается.
Не согласившись с постановлением о привлечении к административной ответственности, общество обжаловало его в судебном порядке.
Обжалуемым решением суда первой инстанции в удовлетворении требований общества полностью отказано.
Апелляционная коллегия считает данный судебный акт не подлежащим отмене по следующим основаниям.
В соответствии с пунктом 21 статьи 4 ТК ТС перевозчик - лицо, осуществляющее перевозку товаров и (или) пассажиров через таможенную границу и (или) перевозку товаров, находящихся под таможенным контролем в пределах таможенной территории таможенного союза, или являющееся ответственным за использование транспортных средств.
Товары, перемещаемые через таможенную границу, подлежат таможенному контролю в порядке, установленном таможенным законодательством таможенного союза и законодательством государств - членов таможенного союза (пункт 3 статьи 150 ТК ТС).
Статьей 215 ТК ТС предусмотрено, что таможенным транзитом является таможенная процедура, в соответствии с которой товары перевозятся под таможенным контролем по таможенной территории таможенного союза от таможенного органа отправления до таможенного органа назначения без уплаты таможенных пошлин, налогов с применением запретов и ограничений.
Помещение товаров под таможенную процедуру таможенного транзита допускается при условии, что в отношении товаров приняты меры обеспечения соблюдения таможенного транзита в соответствии со статьей 217 ТК ТС (пункт 5 статьи 216 ТК ТС).
Согласно статье 217 ТК ТС, при выпуске иностранных товаров в соответствии с таможенной процедурой таможенного транзита, перевозимых автомобильным транспортом, дополнительной мерой обеспечения таможенного транзита является установление маршрута перевозки товаров.
На основании пункта 5 статьи 234 Федерального закона от 27.11.2010 N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации" таможенные органы могут устанавливать маршруты перевозки товаров в порядке и на условиях, которые определяются пунктом 3 статьи 217 ТК ТС. Правительство Российской Федерации вправе устанавливать маршруты перевозки по территории Российской Федерации отдельных видов товаров, помещенных под таможенную процедуру таможенного транзита. Изменение маршрута, установленного таможенным органом, допускается с письменного разрешения таможенного органа отправления либо любого таможенного органа, находящегося на пути следования.
Действия должностных лиц таможенных органов при установлении маршрута перевозки товаров регламентированы приказом ФТС России от 09.06.2012 N 1150. В редакции, действовавшей на момент помещения товара под процедуру таможенного транзита - 20.04.2013, названный приказ предусматривал, что таможенные органы отправления при выпуске в соответствии с таможенной процедурой таможенного транзита иностранных товаров, перевозимых автомобильным транспортом от таможенных органов отправления Российской Федерации до таможенных органов назначения Республики Казахстан, должны устанавливать на основании статьи 217 ТК ТС дополнительно к иным мерам обеспечения соблюдения таможенного транзита маршрут перевозки товаров - таможенный пост Российской Федерации, находящийся в непосредственной близости от российско-казахстанского участка государственной границы Российской Федерации (от места вывоза товаров с территории Российской Федерации) (далее - промежуточный таможенный орган), и указывать путем внесения записи "Маршрут: (наименование промежуточного таможенного органа)":
- - в графе "D" транзитной декларации - в случае использования формы транзитной декларации, утвержденной Решением Комиссии Таможенного союза от 18.06.2010 N 289;
- - на оборотной стороне двух экземпляров транспортного (перевозочного) документа, с отметками о выпуске товаров, предназначенных для таможенного органа отправления и для вручения перевозчику;
2) заверять указанную в подпункте 1 настоящего пункта запись на оборотной стороне двух экземпляров транспортного (перевозочного) документа подписью и оттиском личной номерной печати уполномоченного должностного лица таможенного органа отправления;
3) информировать перевозчика о предусмотренной пунктом 1 статьи 223 ТК ТС обязанности следования по установленному маршруту перевозки товаров, необходимости представления промежуточному таможенному органу товаров и документов с отметками о выпуске товаров и установлении маршрута перевозки товаров, а также об ответственности, установленной статьей 16.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, за несоблюдение установленного маршрута перевозки товаров.
Пунктом 1 статьи 223 ТК ТС предусмотрено, что при перевозке товаров в соответствии с таможенной процедурой таможенного транзита перевозчик независимо от того, является ли он декларантом этой таможенной процедуры, обязан доставить товары и документы на них в установленные таможенным органом отправления сроки в место доставки товаров, следуя по определенному маршруту, если он установлен.
В силу статьи 224 ТК ТС за неисполнение своих обязанностей при перевозке товаров в соответствии с таможенной процедурой таможенного транзита перевозчик несет ответственность в соответствии с главой 16 КоАП РФ.
Статьей 16.10 КоАП РФ закреплено, что несоблюдение перевозчиком установленного таможенным органом срока таможенного транзита или определенного таможенным органом маршрута перевозки товаров либо доставка товаров в зону таможенного контроля, отличную от определенной таможенным органом в качестве места доставки, - влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от трехсот до пятисот рублей; на должностных лиц - от пятисот до одной тысячи рублей; на юридических лиц - от пяти тысяч до десяти тысяч рублей.
Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (часть 2 статьи 2.1 КоАП РФ).
Материалами дела подтверждается, что транспортное средство "Мерседес Бенц" с прицепом "Шмитц" с регистрационными номерами ROW752К/B840V пересекло границу Российской Федерации в зоне деятельности таможенного поста МАПП Бурачки Себежской таможни. В качестве транзитной декларации приняты транспортные документы: книжки МДП RX72678390 и N UX72678391. При оформлении таможенного транзита в графе 22 книжек МДП Себежской таможней установлен маршрут перевозки: "Маршрут: через Челябинскую обл. т/п Троицкий код 10504070". На оборотной стороне СМR от 19.04.2013 N 0000585 и N 0000583 указано: "Маршрут: через Челябинскую обл. т/п Троицкий". Указанные записи заверены подписью и оттиском личной номерной печати уполномоченного должностного лица таможенного органа отправления. Водителю перевозчика ОсОО "Глоботранс" - Шнайдеру В. 20.04.2013 под роспись вручено уведомление, в котором указано следующее: "Информируем Вас об установлении в соответствии с пунктом 3 статьи 217 Таможенного кодекса Таможенного союза маршрута перевозки товаров, перемещаемых Вами по ТД/МДП N RX72678390 и N UX72678391 через т/п Троицкий Челябинской таможни (код 10504070), адрес таможенного органа: г. Троицк, поселок Южный (СВХ "ЕЛТБ"), Челябинская область (расположен в 7 км до ранее действовавшего МАПП Бугристое)". Также в уведомлении содержится предупреждение о необходимости соблюдения установленного маршрута перевозки (пункт 1 статьи 223, статья 217 ТК ТС) и об ответственности за несоблюдение маршрута перевозки (статья 16.10 КоАП РФ). Таким образом, маршрут перевозки был установлен таможенным органом.
Письмом от 17.05.2013 Челябинской таможни было сообщено, что регистрация маршрута по книжкам МДП RX72678390 и UX72678391 не производилась, обращений от перевозчика ОсОО "Глоботранс" с заявлением об изменении маршрута, а также по поводу регистрации маршрута перевозки товаров на Троицкий таможенный пост не поступало. Доказательств обратного, заявитель суду не представил.
Перевозчик, будучи заявителем по делу в заявлении, жалобе и пояснениях по делу не отрицает факт несоблюдения маршрута перевозки. Обстоятельств, свидетельствующих о том, что общество не имело возможности соблюсти установленный таможенным органом маршрут перевозки, судом не установлено.
Доводы общества о том, что мера обеспечения таможенного транзита в виде установления маршрута перевозки применяется в качестве дополнительной, обоснованно отклонена судом первой инстанции, так как не противоречат оспариваемому постановлению, поскольку перевозка осуществлялась по книжке МДП.
В соответствии со статьей 4 Таможенной конвенции о международной перевозке грузов с применением книжки МДП (далее по тексту решения - конвенция МДП), заключенной в Женеве 14.11.1975, грузы, перевозимые с соблюдением процедуры МДП, освобождаются от уплаты или депозита ввозных или вывозных пошлин и сборов в промежуточных таможнях.
В силу статей 6 и 8 Конвенции МДП уплата причитающихся ввозных или вывозных пошлин и сборов, а также любых процентов за просрочку, которые могут причитаться в соответствии с таможенными законами и правилами страны, в которой обнаружено нарушение в связи с операцией МДП, обеспечивается гарантийным объединением, выдавшим книжку МДП.
Гарантийным объединением, выдавшем книжки МДП ОсОО "Глоботранс", является Киргиз АМАП, с 01.01.2009 предел гарантии по книжке МДП на территории России составляет 60000 евро, согласно телеграмме ФТС России от 14.01.2009 N Т-33.
Кроме того, Решением Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 14.10.2013 N ВАС-11682/13 признано недействующим письмо Федеральной таможенной службы от 04.07.2013 N 01-11/28474, согласно начальникам региональных таможенных управлений указано о том, что помещение товаров под таможенную процедуру таможенного транзита с использованием книжек МДП осуществлять при условии обеспечения соблюдения таможенного транзита с применением мер, предусмотренных пунктом 1 статьи 217 ТК ТС.
Таким образом, обязательства гаранта - Киргиз АМАП являются первичной обеспечительной мерой, а установление маршрута перевозки - дополнительной.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции правомерно пришел к выводу о наличии состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 16.10 КоАП РФ.
Поскольку диспозиция статьи 16.10 КоАП РФ предусматривает ответственность не только за недоставку товаров в зону таможенного контроля, отличную от определенной таможенным органом, но и за несоблюдение перевозчиком определенного таможенным органом маршрута перевозки товаров, суд апелляционной инстанции считает безосновательным довод заявителя о том, что товар был доставлен в пункт, определенный таможенным органом - т/п "Карасу" ДТК по Жамбылской области".
Ссылку заявителя на то, что на основании пункта 5 статьи 234 Федерального закона от 27.11.2010 N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации" маршруты перевозки товаров по территории Российской Федерации устанавливаются Правительством Российской Федерации, является несостоятельной, поскольку из данной нормы следует, что Правительство Российской Федерации вправе устанавливать маршруты перевозки по территории Российской Федерации отдельных видов товаров, помещенных под таможенную процедуру таможенного транзита. Согласно материалам дела, ООсО "Глоботранс" перевозило сбор товаров: двигатели в комплекте, радиаторы, рессоры, мосты, колеса с дисками, крылья двери, генератор и пр., для которых Правительством Российской Федерации не установлены маршруты перевозки по территории Российской Федерации, как для отдельных видов товаров.
Довод общества о неправомерной ссылке таможни на приказ ФТС России от 09.06.2012 N 1150 "О действиях должностных лиц таможенных органов при установлении маршрута перевозки товаров", как не прошедшего государственную регистрацию в Министерстве Юстиции Российской Федерации, подлежит отклонению, поскольку в данном случае, право таможенного органа устанавливать маршрут перевозки в таможенных целях закреплено в ТК ТС, который является актом прямого действия на территории Российской Федерации, в Законе N 311-ФЗ - регулирующего правовые отношения, связанные с ввозом товаров в Российскую Федерацию и их вывозом из Российской Федерации (пункт 1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 08.11.2013 N 79 "О некоторых вопросах применения таможенного законодательства"), а административная ответственность за нарушение установленного маршрута перевозки по территории Российской Федерации установлено КоАП РФ. Вышеназванный приказ в данном конкретном случае применен ответчиком в части заполнения определенных граф товаросопроводительных документов по установлению маршрута.
Штраф определен в минимальном размере, привлечение к ответственности произведено в пределах срока, предусмотренного статьей 4.5 КоАП РФ.
Ссылку общества на правовую позицию суда по делу N А56-39106/2013 следует отклонить, поскольку обстоятельства вышеуказанного и настоящего дела различны.
Дело рассмотрено судом первой инстанции без нарушения норм материального и процессуального права, выводы суда соответствуют имеющимся в деле доказательствам. Основания для отмены решения суда отсутствуют, апелляционная жалоба общества удовлетворению не подлежит.
Поскольку в соответствии с частью 4 статьи 208 АПК РФ заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается, госпошлина в федеральный бюджет не уплачивается.
Руководствуясь статьями 269, 271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Псковской области от 23 декабря 2013 года по делу N А52-2965/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Глоботранс" - без удовлетворения.
Судья
В.И.СМИРНОВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "TMJ.SU | Таможенное дело. Таможенное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ЧЕТЫРНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 08.05.2014 ПО ДЕЛУ N А52-2965/2013
Разделы:Таможенные процедуры и режимы; Таможенное дело
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ЧЕТЫРНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 8 мая 2014 г. по делу N А52-2965/2013
Резолютивная часть постановления объявлена 29 апреля 2014 года.
В полном объеме постановление изготовлено 8 мая 2014 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе судьи Смирнова В.И.
при ведении протокола секретарем судебного заседания Куликовой М.А.,
при участии от Себежской таможни Левшакова А.В. по доверенности от 25.04.2014, Николаевой Н.А. по доверенности от 26.12.2013,
рассмотрев в порядке упрощенного производства в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Глоботранс" на решение Арбитражного суда Псковской области от 23 декабря 2013 года по делу N А52-2965/2013 (судья Циттель С.Г.),
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Глоботранс" (ГПЮ 002442, далее - ОсОО "Глоботранс", общество) обратилось с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Себежской таможни (ОГРН 1026002944439, далее - таможня, таможенный орган) от 08.08.2013 по делу об административном правонарушении N 10225000-573/2013.
На основании статьи 227 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) заявление общества рассмотрено судом в порядке упрощенного производства.
Решением Арбитражного суда Псковской области от 23 декабря 2013 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
Общество с решением суда не согласилось и обратилось с жалобой, в которой просит суд апелляционной инстанции его отменить, по делу принять новый судебный акт. В обоснование жалобы ссылается на то, что таможенные органы не вправе самостоятельно устанавливать маршрут перевозки товаров следующих по процедуре таможенного транзита, не вправе применять данную меру обеспечения без применения основной обеспечительной меры. Податель жалобы считает, что при помещении товара под процедуру таможенного транзита на перевозчика возложена обязанность доставки товара в установленное место доставки. Общество полагает, что в его действиях отсутствует состав вменяемого правонарушения.
Таможня в отзыве на апелляционную жалобу ее доводы не признала, так как основной обеспечительной мерой является гарантия ассоциации перевозчиков, выдавшая книжку МДП, водитель транспортного средства был уведомлен о маршруте перевозки, применение обеспечительной меры в виде установления маршрута перевозки является правом таможенного органа, несоблюдение маршрута перевозки образует состав вменяемого правонарушения.
Общество, надлежащим образом извещено о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителей в суд не направило, в связи с этим разбирательство по делу произведено в его отсутствие в соответствии со статьями 123, 156, 266 АПК РФ.
В судебном заседании представители таможни поддержали доводы отзыва.
Заслушав объяснения представителей таможни, исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность решения, апелляционная инстанция не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Как следует из материалов дела, 20.04.2013 на таможенном посту МАПП Бурачки таможней произведено таможенное оформление транспортного средства "Мерседес Бенц" с прицепом "Шмитц" с регистрационными номерами ROW752К/B840V под управлением водителя Шнайдера Владимира, следующего из Латвии в Кыргызтан. Перевозка товара осуществлялась перевозчиком ОсОО "Глоботранс". Товар выпущен в соответствии с таможенной процедурой таможенного транзита по книжке МДП RX72678390 и UX72678391. При выпуске товаров по данной перевозке был установлен срок таможенного транзита до 20.05.2013, таможенный орган назначения - таможенный пост "Карасу" ДТК по Жамбылской области.
В соответствии с подпунктом 3 пункта 1 статьи 217 Таможенного кодекса Таможенного союза (далее - ТК ТС) в качестве дополнительной меры обеспечения соблюдении таможенного транзита по данной перевозке товаров установлен маршрут - Троицкий таможенный пост Челябинской таможни, находящийся по пути следования транспортного средства в непосредственной близости от российско-казахстанского участка государственной границы Российской Федерации.
При этом в соответствии с требованиями, установленными пунктом 1 приказа Федеральной Таможенной Службы России от 09.06.2012 N 1150 "О действиях должностных лиц таможенных органов при установлении маршрута перевозки товаров" (в редакции на дату принятия декларации) в графе 22 отрывного листа N 3 книжек МДП RX72678390 и UX72678391 и на оборотной стороне двух экземпляров транспортных (перевозочных) документов CMR от 19.04.2013 N 0000585 и N 0000583 с отметками о выпуске товаров, указано: "Маршрут: через Челябинскую таможню т/п Троицкий код 10504070" (л.д. 41 - 43, 46 - 48). Дополнительно 20.04.2013 водителю перевозчика ОсОО "Глоботранс" - Шнайдеру В. вручено письменное уведомление об установлении таможенным органом определенного маршрута перевозки товаров и ответственности за его несоблюдение (л. д. 50).
При осуществлении таможней контроля с использованием АС КТТ-2 КПС "Транзитные операции" при запросе электронных копий транзитных деклараций МДП RX72678390 и UX72678391 установлено, что таможенная процедура таможенного транзита по данной перевозке завершена 27.04.2013. Товары, перемещаемые по процедуре транзита перевозчиком ОсОО "Глоботранс", доставлены на таможенный пост "Карасу" в установленные таможенным органом отправления сроки (до 20.05.2013), однако информация о регистрации маршрута перевозки в АС КТТ-2 КПС "Транзитные операции" отсутствует.
В связи с чем, в рамках проведения дополнительной проверки таможней, в целях установления факта отсутствия регистрации маршрута, 29.04.2013 направлен запрос (исх. N 0159 - л.д. 59) в Челябинскую таможню.
Из Челябинской таможни 17.05.2013 поступил ответ на данный запрос N 25-67/051 (л.д. 60), из которого следует, что регистрация маршрута по книжкам МДП RX72678390 и UX72678391 не производилась, обращений от перевозчика ОсОО "Глоботранс" с заявлением об изменении маршрута, а также по поводу регистрации маршрута перевозки товаров на Троицкий таможенный пост не поступало.
Тот факт, что транспортное средство общества не следовало через Челябинскую таможню т/п Троицкий обществом не оспаривается.
В связи с указанными обстоятельствами Себежской таможней в отношении перевозчика ОсОО "Глоботранс" 25.06.2013 составлен протокол об административном правонарушении N 10225000-573/2013 по признакам правонарушения, ответственность за которое установлена статьей 16.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ, л.д. 61 - 64, 67 - 70).
На основании протокола об административном правонарушении, материалов дела об административном правонарушении 08.08.2013 таможней вынесено постановление по делу об административном правонарушении N 10225000-573/2013, которым ОсОО "Глоботранс" признано виновным в совершении административного правонарушения - нарушении маршрута перевозки товаров, не предоставлении промежуточному таможенному органу товаров и документов с отметками о выпуске товаров, ответственность за которое установлена статьей 16.10 КоАП РФ, с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 5000 руб.
Согласно материалу административного дела, общество надлежащим образом извещено о месте и времени составления протокола об административном правонарушении и рассмотрении материалов дела об административном правонарушении (л.д. 71 - 72, 75 - 92). Надлежащее извещение о совершении ответчиком процессуальных действий в рамках дела об административном правонарушения заявителем не оспаривается.
Не согласившись с постановлением о привлечении к административной ответственности, общество обжаловало его в судебном порядке.
Обжалуемым решением суда первой инстанции в удовлетворении требований общества полностью отказано.
Апелляционная коллегия считает данный судебный акт не подлежащим отмене по следующим основаниям.
В соответствии с пунктом 21 статьи 4 ТК ТС перевозчик - лицо, осуществляющее перевозку товаров и (или) пассажиров через таможенную границу и (или) перевозку товаров, находящихся под таможенным контролем в пределах таможенной территории таможенного союза, или являющееся ответственным за использование транспортных средств.
Товары, перемещаемые через таможенную границу, подлежат таможенному контролю в порядке, установленном таможенным законодательством таможенного союза и законодательством государств - членов таможенного союза (пункт 3 статьи 150 ТК ТС).
Статьей 215 ТК ТС предусмотрено, что таможенным транзитом является таможенная процедура, в соответствии с которой товары перевозятся под таможенным контролем по таможенной территории таможенного союза от таможенного органа отправления до таможенного органа назначения без уплаты таможенных пошлин, налогов с применением запретов и ограничений.
Помещение товаров под таможенную процедуру таможенного транзита допускается при условии, что в отношении товаров приняты меры обеспечения соблюдения таможенного транзита в соответствии со статьей 217 ТК ТС (пункт 5 статьи 216 ТК ТС).
Согласно статье 217 ТК ТС, при выпуске иностранных товаров в соответствии с таможенной процедурой таможенного транзита, перевозимых автомобильным транспортом, дополнительной мерой обеспечения таможенного транзита является установление маршрута перевозки товаров.
На основании пункта 5 статьи 234 Федерального закона от 27.11.2010 N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации" таможенные органы могут устанавливать маршруты перевозки товаров в порядке и на условиях, которые определяются пунктом 3 статьи 217 ТК ТС. Правительство Российской Федерации вправе устанавливать маршруты перевозки по территории Российской Федерации отдельных видов товаров, помещенных под таможенную процедуру таможенного транзита. Изменение маршрута, установленного таможенным органом, допускается с письменного разрешения таможенного органа отправления либо любого таможенного органа, находящегося на пути следования.
Действия должностных лиц таможенных органов при установлении маршрута перевозки товаров регламентированы приказом ФТС России от 09.06.2012 N 1150. В редакции, действовавшей на момент помещения товара под процедуру таможенного транзита - 20.04.2013, названный приказ предусматривал, что таможенные органы отправления при выпуске в соответствии с таможенной процедурой таможенного транзита иностранных товаров, перевозимых автомобильным транспортом от таможенных органов отправления Российской Федерации до таможенных органов назначения Республики Казахстан, должны устанавливать на основании статьи 217 ТК ТС дополнительно к иным мерам обеспечения соблюдения таможенного транзита маршрут перевозки товаров - таможенный пост Российской Федерации, находящийся в непосредственной близости от российско-казахстанского участка государственной границы Российской Федерации (от места вывоза товаров с территории Российской Федерации) (далее - промежуточный таможенный орган), и указывать путем внесения записи "Маршрут: (наименование промежуточного таможенного органа)":
- - в графе "D" транзитной декларации - в случае использования формы транзитной декларации, утвержденной Решением Комиссии Таможенного союза от 18.06.2010 N 289;
- - на оборотной стороне двух экземпляров транспортного (перевозочного) документа, с отметками о выпуске товаров, предназначенных для таможенного органа отправления и для вручения перевозчику;
2) заверять указанную в подпункте 1 настоящего пункта запись на оборотной стороне двух экземпляров транспортного (перевозочного) документа подписью и оттиском личной номерной печати уполномоченного должностного лица таможенного органа отправления;
3) информировать перевозчика о предусмотренной пунктом 1 статьи 223 ТК ТС обязанности следования по установленному маршруту перевозки товаров, необходимости представления промежуточному таможенному органу товаров и документов с отметками о выпуске товаров и установлении маршрута перевозки товаров, а также об ответственности, установленной статьей 16.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, за несоблюдение установленного маршрута перевозки товаров.
Пунктом 1 статьи 223 ТК ТС предусмотрено, что при перевозке товаров в соответствии с таможенной процедурой таможенного транзита перевозчик независимо от того, является ли он декларантом этой таможенной процедуры, обязан доставить товары и документы на них в установленные таможенным органом отправления сроки в место доставки товаров, следуя по определенному маршруту, если он установлен.
В силу статьи 224 ТК ТС за неисполнение своих обязанностей при перевозке товаров в соответствии с таможенной процедурой таможенного транзита перевозчик несет ответственность в соответствии с главой 16 КоАП РФ.
Статьей 16.10 КоАП РФ закреплено, что несоблюдение перевозчиком установленного таможенным органом срока таможенного транзита или определенного таможенным органом маршрута перевозки товаров либо доставка товаров в зону таможенного контроля, отличную от определенной таможенным органом в качестве места доставки, - влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от трехсот до пятисот рублей; на должностных лиц - от пятисот до одной тысячи рублей; на юридических лиц - от пяти тысяч до десяти тысяч рублей.
Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (часть 2 статьи 2.1 КоАП РФ).
Материалами дела подтверждается, что транспортное средство "Мерседес Бенц" с прицепом "Шмитц" с регистрационными номерами ROW752К/B840V пересекло границу Российской Федерации в зоне деятельности таможенного поста МАПП Бурачки Себежской таможни. В качестве транзитной декларации приняты транспортные документы: книжки МДП RX72678390 и N UX72678391. При оформлении таможенного транзита в графе 22 книжек МДП Себежской таможней установлен маршрут перевозки: "Маршрут: через Челябинскую обл. т/п Троицкий код 10504070". На оборотной стороне СМR от 19.04.2013 N 0000585 и N 0000583 указано: "Маршрут: через Челябинскую обл. т/п Троицкий". Указанные записи заверены подписью и оттиском личной номерной печати уполномоченного должностного лица таможенного органа отправления. Водителю перевозчика ОсОО "Глоботранс" - Шнайдеру В. 20.04.2013 под роспись вручено уведомление, в котором указано следующее: "Информируем Вас об установлении в соответствии с пунктом 3 статьи 217 Таможенного кодекса Таможенного союза маршрута перевозки товаров, перемещаемых Вами по ТД/МДП N RX72678390 и N UX72678391 через т/п Троицкий Челябинской таможни (код 10504070), адрес таможенного органа: г. Троицк, поселок Южный (СВХ "ЕЛТБ"), Челябинская область (расположен в 7 км до ранее действовавшего МАПП Бугристое)". Также в уведомлении содержится предупреждение о необходимости соблюдения установленного маршрута перевозки (пункт 1 статьи 223, статья 217 ТК ТС) и об ответственности за несоблюдение маршрута перевозки (статья 16.10 КоАП РФ). Таким образом, маршрут перевозки был установлен таможенным органом.
Письмом от 17.05.2013 Челябинской таможни было сообщено, что регистрация маршрута по книжкам МДП RX72678390 и UX72678391 не производилась, обращений от перевозчика ОсОО "Глоботранс" с заявлением об изменении маршрута, а также по поводу регистрации маршрута перевозки товаров на Троицкий таможенный пост не поступало. Доказательств обратного, заявитель суду не представил.
Перевозчик, будучи заявителем по делу в заявлении, жалобе и пояснениях по делу не отрицает факт несоблюдения маршрута перевозки. Обстоятельств, свидетельствующих о том, что общество не имело возможности соблюсти установленный таможенным органом маршрут перевозки, судом не установлено.
Доводы общества о том, что мера обеспечения таможенного транзита в виде установления маршрута перевозки применяется в качестве дополнительной, обоснованно отклонена судом первой инстанции, так как не противоречат оспариваемому постановлению, поскольку перевозка осуществлялась по книжке МДП.
В соответствии со статьей 4 Таможенной конвенции о международной перевозке грузов с применением книжки МДП (далее по тексту решения - конвенция МДП), заключенной в Женеве 14.11.1975, грузы, перевозимые с соблюдением процедуры МДП, освобождаются от уплаты или депозита ввозных или вывозных пошлин и сборов в промежуточных таможнях.
В силу статей 6 и 8 Конвенции МДП уплата причитающихся ввозных или вывозных пошлин и сборов, а также любых процентов за просрочку, которые могут причитаться в соответствии с таможенными законами и правилами страны, в которой обнаружено нарушение в связи с операцией МДП, обеспечивается гарантийным объединением, выдавшим книжку МДП.
Гарантийным объединением, выдавшем книжки МДП ОсОО "Глоботранс", является Киргиз АМАП, с 01.01.2009 предел гарантии по книжке МДП на территории России составляет 60000 евро, согласно телеграмме ФТС России от 14.01.2009 N Т-33.
Кроме того, Решением Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 14.10.2013 N ВАС-11682/13 признано недействующим письмо Федеральной таможенной службы от 04.07.2013 N 01-11/28474, согласно начальникам региональных таможенных управлений указано о том, что помещение товаров под таможенную процедуру таможенного транзита с использованием книжек МДП осуществлять при условии обеспечения соблюдения таможенного транзита с применением мер, предусмотренных пунктом 1 статьи 217 ТК ТС.
Таким образом, обязательства гаранта - Киргиз АМАП являются первичной обеспечительной мерой, а установление маршрута перевозки - дополнительной.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции правомерно пришел к выводу о наличии состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 16.10 КоАП РФ.
Поскольку диспозиция статьи 16.10 КоАП РФ предусматривает ответственность не только за недоставку товаров в зону таможенного контроля, отличную от определенной таможенным органом, но и за несоблюдение перевозчиком определенного таможенным органом маршрута перевозки товаров, суд апелляционной инстанции считает безосновательным довод заявителя о том, что товар был доставлен в пункт, определенный таможенным органом - т/п "Карасу" ДТК по Жамбылской области".
Ссылку заявителя на то, что на основании пункта 5 статьи 234 Федерального закона от 27.11.2010 N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации" маршруты перевозки товаров по территории Российской Федерации устанавливаются Правительством Российской Федерации, является несостоятельной, поскольку из данной нормы следует, что Правительство Российской Федерации вправе устанавливать маршруты перевозки по территории Российской Федерации отдельных видов товаров, помещенных под таможенную процедуру таможенного транзита. Согласно материалам дела, ООсО "Глоботранс" перевозило сбор товаров: двигатели в комплекте, радиаторы, рессоры, мосты, колеса с дисками, крылья двери, генератор и пр., для которых Правительством Российской Федерации не установлены маршруты перевозки по территории Российской Федерации, как для отдельных видов товаров.
Довод общества о неправомерной ссылке таможни на приказ ФТС России от 09.06.2012 N 1150 "О действиях должностных лиц таможенных органов при установлении маршрута перевозки товаров", как не прошедшего государственную регистрацию в Министерстве Юстиции Российской Федерации, подлежит отклонению, поскольку в данном случае, право таможенного органа устанавливать маршрут перевозки в таможенных целях закреплено в ТК ТС, который является актом прямого действия на территории Российской Федерации, в Законе N 311-ФЗ - регулирующего правовые отношения, связанные с ввозом товаров в Российскую Федерацию и их вывозом из Российской Федерации (пункт 1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 08.11.2013 N 79 "О некоторых вопросах применения таможенного законодательства"), а административная ответственность за нарушение установленного маршрута перевозки по территории Российской Федерации установлено КоАП РФ. Вышеназванный приказ в данном конкретном случае применен ответчиком в части заполнения определенных граф товаросопроводительных документов по установлению маршрута.
Штраф определен в минимальном размере, привлечение к ответственности произведено в пределах срока, предусмотренного статьей 4.5 КоАП РФ.
Ссылку общества на правовую позицию суда по делу N А56-39106/2013 следует отклонить, поскольку обстоятельства вышеуказанного и настоящего дела различны.
Дело рассмотрено судом первой инстанции без нарушения норм материального и процессуального права, выводы суда соответствуют имеющимся в деле доказательствам. Основания для отмены решения суда отсутствуют, апелляционная жалоба общества удовлетворению не подлежит.
Поскольку в соответствии с частью 4 статьи 208 АПК РФ заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается, госпошлина в федеральный бюджет не уплачивается.
Руководствуясь статьями 269, 271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Псковской области от 23 декабря 2013 года по делу N А52-2965/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Глоботранс" - без удовлетворения.
Судья
В.И.СМИРНОВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "TMJ.SU | Таможенное дело. Таможенное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)