Судебные решения, арбитраж
Таможенная стоимость; Таможенное дело
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 28 августа 2013 года
Постановление в полном объеме изготовлено 04 сентября 2013 года
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Поповой Е.Г., судей Семушкина В.С., Филипповой Е.Г.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Желтышевым А.И.,
без участия в судебном заседании представителей лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ООО "Оптим-Авто"
на решение Арбитражного суда Пензенской области от 05 июня 2013 года по делу N А49-158/2013 (судья Петрова Н.Н.),
по заявлению ООО "Оптим-Авто" (ОГРН 1085835003100, ИНН 5835078006), г. Пенза,
к инспектору Пензенского областного таможенного поста Симанчеву В.А., г. Пенза,
Ульяновской таможне (ОГРН 1027301490985, ИНН 7303012819), г. Ульяновск,
о признании незаконным отказа,
Общество с ограниченной ответственностью "Оптим-Авто" (далее - ООО "Оптим-Авто", общество) обратилось в Арбитражный суд Пензенской области с заявлением о признании незаконным отказа инспектора Пензенского областного таможенного поста Симанчева В.А. (далее - ответчик) в выпуске товара по ДТ N 10414070/031012/0003569.
Решением Арбитражного суда Пензенской области от 05.06.2013 в удовлетворении заявленных требований отказано.
ООО "Оптим-Авто" обратилось с апелляционной жалобой (с учетом дополнительных пояснений), в которой, выразив несогласие с принятым судебным актом, просит отменить решение суда от 05.06.2013.
Инспектор Пензенского областного таможенного поста Симанчев В.А., Ульяновская таможня представили отзывы на апелляционную жалобу ООО "Оптим-Авто", в которых просят решение суда от 05.06.2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества без удовлетворения.
В судебное заседание лица, участвующие в деле, не явились, извещены.
На основании статей 156 и 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает апелляционную жалобу в отсутствие не явившихся в судебное заседание лиц, участвующих в деле, надлежаще извещенных о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы.
Рассмотрев дело в порядке апелляционного производства, проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Как усматривается из материалов дела, 23.10.2012 по представленной ООО "Оптим-Авто" предварительной таможенной декларации N 10414070/031012/0003569 должностным лицом Пензенского областного таможенного поста Ульяновской таможни Симанчевым В.А. принято решение об отказе в выпуске товара в связи с непредставлением обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов, а также документов, запрошенных таможенным органом для подтверждения заявленных в декларации сведений о таможенной стоимости товара.
Изложенные обстоятельства послужили основанием для обращения ООО "Оптим-Авто" в арбитражный суд с рассматриваемым в рамках настоящего дела заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных ООО "Оптим-Авто" требований, арбитражный суд первой инстанции обоснованно исходил из следующих обстоятельств.
Согласно части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Порядок выпуска товаров определен главой 28 Таможенного кодекса Таможенного союза (далее - ТК ТС), нормами которой установлено, что выпуск товара производится должностными лицами таможенных органов при соблюдении условий, предусмотренных пунктом 1 статьи 195 ТК ТС, в срок, установленный статьей 196 ТК ТС.
В соответствии со статьей 201 ТК ТС при несоблюдении условий, установленных пунктом 1 статьи 195 настоящего Кодекса, а также в случаях, указанных в пункте 6 статьи 193 настоящего Кодекса и в пункте 2 настоящей статьи, таможенный орган не позднее истечения срока выпуска товаров отказывает в выпуске товаров в письменной форме с указанием всех причин, послуживших основанием для такого отказа, и рекомендаций по их устранению.
Порядок оформления отказа в выпуске товаров определяется решением Комиссии Таможенного Союза.
Согласно подпунктам 1, 3 пункта 1 статьи 195 ТК ТС выпуск товара осуществляется таможенными органами при условии, что таможенному органу представлены лицензии, сертификаты, разрешения и (или) иные документы, необходимые для выпуска товаров в соответствии с настоящим Кодексом и (или) иными международными договорами государств - членов Таможенного Союза, за исключением случаев, когда в соответствии с законодательством государств - членов Таможенного Союза указанные документы могут быть представлены после их выпуска, а также в отношении декларируемых товаров уплачены таможенные пошлины, налоги либо предоставлено обеспечение их уплаты в соответствии с ТК ТС.
Порядок таможенного декларирования товаров предусмотрен главой 27 ТК ТС, в соответствии с которой при помещении под таможенные процедуры, за исключением таможенной процедуры таможенного транзита, таможенному органу представляется декларация на товары, в которой, в том числе указываются:
- сведения о товарах: наименование, описание; классификационный код товаров по Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности, наименование страны происхождения, наименование страны отправления (назначения), описание упаковок (количество, вид, маркировка и порядковые номера), количество в килограммах (вес брутто и вес нетто) и в других единицах измерения; таможенная стоимость, статистическая стоимость;
- сведения об исчислении таможенных платежей: ставки таможенных пошлин, налогов, таможенных сборов; применение льгот по уплате таможенных платежей; суммы исчисленных таможенных пошлин, налогов, таможенных сборов (подпункты 5 и 6 пункта 2 статьи 181 ТК ТС).
Подача таможенной декларации должна сопровождаться представлением таможенному органу документов, на основании которых заполнена таможенная декларация. К таким документам относятся, в том числе документы, подтверждающие заявленную таможенную стоимость товаров и выбранный метод определения таможенной стоимости товаров (подпункт 12 пункта 1 статьи 183 ТК ТС).
Порядок декларирования таможенной стоимости товаров утвержден Решением Комиссии Таможенного союза от 20.09.2011 N 376 (далее - Порядок декларирования таможенной стоимости), согласно которому таможенная стоимость товаров определяется и заявляется декларантом (таможенным представителем) таможенному органу при таможенном декларировании товаров.
Сведения о таможенной стоимости товаров заявляются в декларации на товары и декларации таможенной стоимости (далее - ДТС) и являются сведениями, необходимыми для таможенных целей.
ДТС является неотъемлемой частью декларации на товары (пункт 2 Порядка декларирования таможенной стоимости).
ДТС и ее электронная копия представляются таможенному органу, в котором осуществляется таможенное декларирование товаров, одновременно с подачей декларации на товары. Подача ДТС должна сопровождаться представлением таможенному органу документов, на основании которых она была заполнена (приложение N 1 к Порядку декларирования таможенной стоимости) (пункт 4 Порядка декларирования таможенной стоимости).
В соответствии с пунктом 1 приложения N 1 к Порядку декларирования таможенной стоимости при определении таможенной стоимости по методу по стоимости сделки с ввозимыми товарами лицом, заполнившим ДТС, должны быть представлены, в том числе: внешнеторговый договор купли-продажи; банковские документы (если счет-фактура оплачен в зависимости от условий внешнеторгового контракта), а также другие платежные документы, отражающие стоимость товара; договор по перевозке (договор транспортной экспедиции, если таковой заключался), погрузке, разгрузке или перегрузке товаров, банковские документы (если счет-фактура оплачен) или документы (информация) о транспортных тарифах или бухгалтерские документы, отражающие стоимость перевозки (если перевозка товара осуществлялась собственным транспортом декларанта), - в случаях, когда транспортные расходы до аэропорта, порта или иного места прибытия товаров на таможенную территорию Таможенного союза не были включены в цену, фактически уплаченную или подлежащую уплате, или из цены, фактически уплаченной или подлежащей уплате, заявлены вычеты расходов по перевозке (транспортировке) товаров после их прибытия на таможенную территорию Таможенного союза.
В соответствии с пунктом 7 Порядка контроля таможенной стоимости, утвержденного Решением Комиссии Таможенного союза от 20.09.2010 N 376 (далее - Порядок контроля таможенной стоимости), до выпуска товаров в сроки, установленные статьей 196 ТК ТС, должностное лицо осуществляет контроль таможенной стоимости товаров.
По результатам проведенного контроля таможенной стоимости товаров должностное лицо принимает одно из следующих решений в отношении таможенной стоимости товаров (статья 67 Кодекса): о принятии заявленной таможенной стоимости товаров; о корректировке заявленной таможенной стоимости товаров (статья 68 Кодекса).
В случае невозможности принятия решения в отношении заявленной декларантом таможенной стоимости товаров при обнаружении признаков, указывающих на то, что сведения о таможенной стоимости товаров могут являться недостоверными либо заявленные сведения должным образом не подтверждены, должностное лицо принимает решение о проведении дополнительной проверки (статья 69 Кодекса), которая проводится в соответствии с разделом III Порядка (пункт 7 Порядка контроля таможенной стоимости).
Если при проведении контроля таможенной стоимости до выпуска товаров обнаружены признаки, указывающие на то, что заявленные при таможенном декларировании товаров сведения о таможенной стоимости могут являться недостоверными либо должным образом не подтверждены, то таможенный орган проводит дополнительную проверку (статья 69 Кодекса) любым способом, не запрещенным таможенным законодательством Таможенного союза и (или) законодательством государства - члена Таможенного союза, с целью принятия решения в отношении таможенной стоимости товаров.
Признаками недостоверности заявленных сведений о таможенной стоимости могут, в частности, являться: установленные в результате контроля несоответствия сведений, влияющих на таможенную стоимость товаров, в документах, представленных декларантом (таможенным представителем); более низкие цены декларируемых товаров по сравнению с ценами на идентичные или однородные товары по данным аукционов, биржевых торгов (котировок), ценовых каталогов; наличие оснований полагать, что не соблюдена структура таможенной стоимости (например, не учтены либо учтены не в полном объеме лицензионные и иные подобные платежи за использование объектов интеллектуальной собственности, транспортные расходы, расходы на страхование и т.п.) (пункт 7 Порядка контроля таможенной стоимости товаров).
При принятии решения о проведении дополнительной проверки должностное лицо в установленном порядке проставляет соответствующую отметку в декларации таможенной стоимости (декларации на товары) и оформляет решение о проведении дополнительной проверки по форме согласно приложению N 2 к Порядку в двух экземплярах, один из которых остается в таможенном органе, а другой передается (направляется) декларанту (таможенному представителю) не позднее одного рабочего дня, следующего за днем регистрации декларации на товары (пункт 13 Порядка контроля таможенной стоимости товаров).
При проведении дополнительной проверки должностное лицо запрашивает у декларанта (таможенного представителя) дополнительные документы, сведения и пояснения, перечень которых указывается в решении о проведении дополнительной проверки.
Конкретный перечень дополнительно запрашиваемых документов, сведений и пояснений определяется должностным лицом с учетом выявленных признаков недостоверности заявленных сведений о таможенной стоимости оцениваемых товаров, а также с учетом условий и обстоятельств рассматриваемой сделки, физических характеристик, качества и репутации на рынке ввозимых товаров.
При запросе дополнительных документов, сведений и пояснений должностным лицом таможенного органа в решении о проведении дополнительной проверки указывается разумный (достаточный) срок их представления, который не может превышать 60 (шестидесяти) календарных дней со дня регистрации декларации на товары. Декларант вправе представить дополнительные документы раньше срока, установленного для их представления таможенным органом. Таможенный орган обязан принять к рассмотрению дополнительные документы, представленные декларантом (таможенным представителем) ранее установленного срока (пункт 14 Порядка контроля таможенной стоимости).
Декларант (таможенный представитель) имеет право доказать правомерность использования избранного им метода определения таможенной стоимости и достоверность представленных им документов и сведений. Для подтверждения заявленной таможенной стоимости товаров декларант (таможенный представитель) обязан представить запрашиваемые таможенным органом дополнительные документы, сведения и пояснения либо представить в письменной форме объяснение причин, по которым они не могут быть представлены (пункт 3 статьи 69 Кодекса).
Одновременно с запрошенными таможенным органом документами, сведениями и пояснениями могут быть представлены другие документы и сведения в подтверждение заявленной стоимости товаров (пункт 15 Порядка контроля таможенной стоимости).
Одновременно с доведением до декларанта (таможенного представителя) решения о проведении дополнительной проверки таможенный орган в установленном порядке сообщает декларанту (таможенному представителю) сумму обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов, которую необходимо предоставить таможенному органу для выпуска товаров (пункт 5 статьи 88 Кодекса).
Сумма обеспечения рассчитывается в соответствии с пунктом 2 статьи 88 Кодекса. Для ее расчета может быть, в частности, использована: информация о стоимости товаров того же класса или вида, имеющаяся у таможенного органа (в том числе в базах данных таможенных органов); таможенная стоимость оцениваемых товаров без учета заявленных вычетов, скидок, если у таможенного органа имеются сомнения в их обоснованности; таможенная стоимость оцениваемых товаров с учетом возможной величины дополнительных начислений к цене, фактически уплаченной или подлежащей уплате, если у таможенного органа имеются сомнения в обоснованности заявленных дополнительных начислений (пункт 16 Порядка контроля таможенной стоимости).
Способы обеспечения декларантом (таможенным представителем) уплаты таможенных пошлин, налогов установлены статьей 86 Кодекса.
В случае непредоставления до истечения срока выпуска товаров (в силу пункта 2 статьи 196 ТК ТС выпуск товаров должен быть завершен таможенным органом в срок не позднее 1 (одного) рабочего дня, следующего за днем предъявления товаров таможенному органу, зарегистрировавшему таможенную декларацию) обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов таможенный орган отказывает в выпуске товаров в соответствии со статьей 201 Кодекса (пункт 17 Порядка контроля таможенной стоимости).
Судом первой инстанции установлено и подтверждается материалами настоящего дела, что 03.10.2012 на Пензенский таможенный пост Ульяновской таможни от ООО "Оптим-Авто" поступила декларация на товары N 10414070/031012/0003569 в отношении автомобиля Ford F-250 2009 года выпуска, VIN 1FTSX21RX9EA06854, приобретенного на аукционе IAAI (США), ввезенного из США.
В представленной вместе с декларацией на товар декларации таможенной стоимости по форме ДТС-1 указано, что вышеуказанный автомобиль приобретен по результатам торгов 19.07.2012 по фактической цене 9 254 долларов США.
Таможенная стоимость заявлена декларантом ООО "Оптим-Авто" по 1 методу - по стоимости сделки с ввозимыми товарами в размере 288 123,29 руб.
Одновременно с декларацией на товары и ДТС-1 ООО "Оптим-Авто" в таможенный орган представлены: распечатка с сайта www.iaai.com о результатах торгов аукциона о приобретении автомобиля FORD F-250 (лот N 9898946) 2009 года выпуска, VIN 1FTSX21RX9EA06854, по цене 7 454 доллара США, включая сборы и налоги - 454 долл. США, в том числе: покупательский сбор - 365 долл. США, сбор за покупку по Интернету - 59 долл. США, плата за вывоз - 30 долл. США; инвойс от 06.09.2012 N 12056250 на сумму 1 800 долл. США, включая 1 350 долл. США - фрахт, 150 долл. США - почтовые расходы, 300 долл. США - буксирование автомобиля; копия технического паспорта на автомобиль N К5528042 (без перевода).
В ходе проведения контроля таможенной стоимости, сравнивая представленные обществом данные с ценой на идентичные или однородные товары по данным ценовых каталогов (каталог "NADA"), а также учитывая, что декларантом не соблюдена структура таможенной стоимости - не учтены расходы, связанные с транспортировкой товара до места прибытия на единую таможенную территорию Таможенного Союза, должностным лицом таможенного органа 04.10.2012 вынесено решение о проведении дополнительной проверки, в рамках которой у общества запрошены дополнительные документы, а именно - банковские платежные документы по оплате декларируемого товара, а также иные платежные документы по оплате транспортных и иных расходов, понесенных ООО "Оптим-Авто" при приобретении вышеуказанного автомобиля. Срок представления запрошенных таможенным органов документов - не позднее 30.11.2012.
В решении о проведении дополнительной проверки от 04.10.2012 также указано на необходимость до срока выпуска товара (пункт 2 статьи 196 ТК ТС) произвести корректировку таможенной стоимости и предоставить обеспечение уплаты таможенных платежей для выпуска товара в размере 249 049,86 руб.
Товар, заявленный в вышеуказанной декларации на товары, прибыл в Пензенский областной таможенный пост 22.10.2012, однако учитывая, что в силу норм пункта 2 статьи 196 ТК ТС выпуск товара должен быть завершен в срок не позднее одного рабочего дня, а дополнительные документы, запрошенные таможенным органом решением о проведении дополнительной проверки от 04.10.2012, не были представлены таможенному органу и не была уплачена сумма обеспечения, таможенный орган отказал ООО "Оптим-Авто" в выпуске товара.
Ссылка общества на подпункт 1 пункта 2 статьи 85 ТК ТС правомерно отклонена арбитражным судом первой инстанции, поскольку согласно данным решения о проведении дополнительной проверки от 04.10.2012 и расчета суммы обеспечения уплаты таможенных платежей их сумма установлена в размере 249 049,86 руб., что превышает 500 евро по установленному курсу. Сумма обеспечения определена таможенным органом исходя из суммы таможенных платежей, рассчитанных по стоимости аналогичного автомобиля по каталогу, с учетом уплаченных обществом таможенных платежей (351 909,87 руб. (общая сумма обеспечения) - 102 860,01 руб. (общая сумма, заявленная декларантом)). Расчет суммы обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов по ДТ N 10414070/031012/0003569 представлен ответчиками в материалы дела.
Довод общества о неправомерности использования таможенным органом в целях определения таможенной стоимости товара данных электронной версии каталога "NADA" в сети Интернет также правомерно отклонен арбитражным судом первой инстанции, поскольку на возможность использования подобной информации прямо указано в пункте 6 Порядка контроля таможенной стоимости.
Судом, кроме того, правомерно отклонен довод общества о невозможности исполнения решения о проведении дополнительной проверки от 04.10.2012 до 22.10.2012 в связи с отъездом из города. Решение о проведении дополнительной проверки от 04.10.2012 направлено таможенным органом в адрес ООО "Оптим-Авто" заказным письмом с уведомлением о вручении 15.10.2012, получено 22.10.2012, в связи с чем у общества имелось время (2 дня) для представления в таможенный орган истребуемых документов. Кроме того, риск неполучения почтовой корреспонденции лежит на ООО "Оптим-Авто".
Довод общества о неприменении Соглашения между Правительством Российской Федерации, Правительством Республики Беларусь, Правительством Республики Казахстан от 25.01.2008 "Об определении таможенной стоимости товаров, перемещаемых через государственную границу Таможенного Союза" (далее - Соглашение) в связи с его неопубликованием, обоснованно не принят судом первой инстанции, поскольку данное Соглашение в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 12.07.2012 N 970 "Об официальном опубликовании временно применяемых международных договоров Российской Федерации" опубликовано на "Официальном интернет-портале правовой информации" 13.07.2012 и в Собрании законодательства Российской Федерации от 06.08.2012 N 32.
В связи с изложенными обстоятельствами на основе полного и всестороннего анализа вышеуказанных норм права, материалов и обстоятельств настоящего дела, судом первой инстанции правомерно указано, что оспариваемый отказ ответчика в выпуске товара не противоречит действующему законодательству Российской Федерации, не нарушает права и законные интересы общества.
В силу части 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
При условии установленного судом и подтвержденного материалами дела факта законности и обоснованности оспариваемого отказа ответчика судом первой инстанции правомерно отказано в удовлетворении заявленных обществом требований.
При вынесении обжалуемого решения суд первой инстанции всесторонне, полно и объективно исследовал материалы дела, дал им надлежащую оценку и правильно применил нормы права.
Положенные в основу апелляционной жалобы доводы (с учетом дополнительных пояснений) признаются арбитражным апелляционным судом ошибочными, противоречащими материалам настоящего дела и основанными на неправильном толковании норм права. Доводы жалобы не опровергают обстоятельств, установленных судами первой и апелляционной инстанций, не влияют на законность принятого решения и не свидетельствуют о наличии оснований, предусмотренных статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для отмены либо изменения обжалуемого судебного акта.
Нарушений процессуального закона, влекущих безусловную отмену обжалуемого судебного акта, не установлено. Оснований для отмены решения суда не имеется.
Расходы по уплате госпошлины за рассмотрение апелляционной жалобы в соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьей 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации относятся на подателя апелляционной жалобы.
Руководствуясь ст. ст. 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
Решение Арбитражного суда Пензенской области от 05 июня 2013 года по делу N А49-158/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "TMJ.SU | Таможенное дело. Таможенное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ОДИННАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 04.09.2013 ПО ДЕЛУ N А49-158/2013
Разделы:Таможенная стоимость; Таможенное дело
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ОДИННАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 4 сентября 2013 г. по делу N А49-158/2013
Резолютивная часть постановления объявлена 28 августа 2013 года
Постановление в полном объеме изготовлено 04 сентября 2013 года
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Поповой Е.Г., судей Семушкина В.С., Филипповой Е.Г.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Желтышевым А.И.,
без участия в судебном заседании представителей лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ООО "Оптим-Авто"
на решение Арбитражного суда Пензенской области от 05 июня 2013 года по делу N А49-158/2013 (судья Петрова Н.Н.),
по заявлению ООО "Оптим-Авто" (ОГРН 1085835003100, ИНН 5835078006), г. Пенза,
к инспектору Пензенского областного таможенного поста Симанчеву В.А., г. Пенза,
Ульяновской таможне (ОГРН 1027301490985, ИНН 7303012819), г. Ульяновск,
о признании незаконным отказа,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Оптим-Авто" (далее - ООО "Оптим-Авто", общество) обратилось в Арбитражный суд Пензенской области с заявлением о признании незаконным отказа инспектора Пензенского областного таможенного поста Симанчева В.А. (далее - ответчик) в выпуске товара по ДТ N 10414070/031012/0003569.
Решением Арбитражного суда Пензенской области от 05.06.2013 в удовлетворении заявленных требований отказано.
ООО "Оптим-Авто" обратилось с апелляционной жалобой (с учетом дополнительных пояснений), в которой, выразив несогласие с принятым судебным актом, просит отменить решение суда от 05.06.2013.
Инспектор Пензенского областного таможенного поста Симанчев В.А., Ульяновская таможня представили отзывы на апелляционную жалобу ООО "Оптим-Авто", в которых просят решение суда от 05.06.2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества без удовлетворения.
В судебное заседание лица, участвующие в деле, не явились, извещены.
На основании статей 156 и 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает апелляционную жалобу в отсутствие не явившихся в судебное заседание лиц, участвующих в деле, надлежаще извещенных о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы.
Рассмотрев дело в порядке апелляционного производства, проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Как усматривается из материалов дела, 23.10.2012 по представленной ООО "Оптим-Авто" предварительной таможенной декларации N 10414070/031012/0003569 должностным лицом Пензенского областного таможенного поста Ульяновской таможни Симанчевым В.А. принято решение об отказе в выпуске товара в связи с непредставлением обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов, а также документов, запрошенных таможенным органом для подтверждения заявленных в декларации сведений о таможенной стоимости товара.
Изложенные обстоятельства послужили основанием для обращения ООО "Оптим-Авто" в арбитражный суд с рассматриваемым в рамках настоящего дела заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных ООО "Оптим-Авто" требований, арбитражный суд первой инстанции обоснованно исходил из следующих обстоятельств.
Согласно части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Порядок выпуска товаров определен главой 28 Таможенного кодекса Таможенного союза (далее - ТК ТС), нормами которой установлено, что выпуск товара производится должностными лицами таможенных органов при соблюдении условий, предусмотренных пунктом 1 статьи 195 ТК ТС, в срок, установленный статьей 196 ТК ТС.
В соответствии со статьей 201 ТК ТС при несоблюдении условий, установленных пунктом 1 статьи 195 настоящего Кодекса, а также в случаях, указанных в пункте 6 статьи 193 настоящего Кодекса и в пункте 2 настоящей статьи, таможенный орган не позднее истечения срока выпуска товаров отказывает в выпуске товаров в письменной форме с указанием всех причин, послуживших основанием для такого отказа, и рекомендаций по их устранению.
Порядок оформления отказа в выпуске товаров определяется решением Комиссии Таможенного Союза.
Согласно подпунктам 1, 3 пункта 1 статьи 195 ТК ТС выпуск товара осуществляется таможенными органами при условии, что таможенному органу представлены лицензии, сертификаты, разрешения и (или) иные документы, необходимые для выпуска товаров в соответствии с настоящим Кодексом и (или) иными международными договорами государств - членов Таможенного Союза, за исключением случаев, когда в соответствии с законодательством государств - членов Таможенного Союза указанные документы могут быть представлены после их выпуска, а также в отношении декларируемых товаров уплачены таможенные пошлины, налоги либо предоставлено обеспечение их уплаты в соответствии с ТК ТС.
Порядок таможенного декларирования товаров предусмотрен главой 27 ТК ТС, в соответствии с которой при помещении под таможенные процедуры, за исключением таможенной процедуры таможенного транзита, таможенному органу представляется декларация на товары, в которой, в том числе указываются:
- сведения о товарах: наименование, описание; классификационный код товаров по Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности, наименование страны происхождения, наименование страны отправления (назначения), описание упаковок (количество, вид, маркировка и порядковые номера), количество в килограммах (вес брутто и вес нетто) и в других единицах измерения; таможенная стоимость, статистическая стоимость;
- сведения об исчислении таможенных платежей: ставки таможенных пошлин, налогов, таможенных сборов; применение льгот по уплате таможенных платежей; суммы исчисленных таможенных пошлин, налогов, таможенных сборов (подпункты 5 и 6 пункта 2 статьи 181 ТК ТС).
Подача таможенной декларации должна сопровождаться представлением таможенному органу документов, на основании которых заполнена таможенная декларация. К таким документам относятся, в том числе документы, подтверждающие заявленную таможенную стоимость товаров и выбранный метод определения таможенной стоимости товаров (подпункт 12 пункта 1 статьи 183 ТК ТС).
Порядок декларирования таможенной стоимости товаров утвержден Решением Комиссии Таможенного союза от 20.09.2011 N 376 (далее - Порядок декларирования таможенной стоимости), согласно которому таможенная стоимость товаров определяется и заявляется декларантом (таможенным представителем) таможенному органу при таможенном декларировании товаров.
Сведения о таможенной стоимости товаров заявляются в декларации на товары и декларации таможенной стоимости (далее - ДТС) и являются сведениями, необходимыми для таможенных целей.
ДТС является неотъемлемой частью декларации на товары (пункт 2 Порядка декларирования таможенной стоимости).
ДТС и ее электронная копия представляются таможенному органу, в котором осуществляется таможенное декларирование товаров, одновременно с подачей декларации на товары. Подача ДТС должна сопровождаться представлением таможенному органу документов, на основании которых она была заполнена (приложение N 1 к Порядку декларирования таможенной стоимости) (пункт 4 Порядка декларирования таможенной стоимости).
В соответствии с пунктом 1 приложения N 1 к Порядку декларирования таможенной стоимости при определении таможенной стоимости по методу по стоимости сделки с ввозимыми товарами лицом, заполнившим ДТС, должны быть представлены, в том числе: внешнеторговый договор купли-продажи; банковские документы (если счет-фактура оплачен в зависимости от условий внешнеторгового контракта), а также другие платежные документы, отражающие стоимость товара; договор по перевозке (договор транспортной экспедиции, если таковой заключался), погрузке, разгрузке или перегрузке товаров, банковские документы (если счет-фактура оплачен) или документы (информация) о транспортных тарифах или бухгалтерские документы, отражающие стоимость перевозки (если перевозка товара осуществлялась собственным транспортом декларанта), - в случаях, когда транспортные расходы до аэропорта, порта или иного места прибытия товаров на таможенную территорию Таможенного союза не были включены в цену, фактически уплаченную или подлежащую уплате, или из цены, фактически уплаченной или подлежащей уплате, заявлены вычеты расходов по перевозке (транспортировке) товаров после их прибытия на таможенную территорию Таможенного союза.
В соответствии с пунктом 7 Порядка контроля таможенной стоимости, утвержденного Решением Комиссии Таможенного союза от 20.09.2010 N 376 (далее - Порядок контроля таможенной стоимости), до выпуска товаров в сроки, установленные статьей 196 ТК ТС, должностное лицо осуществляет контроль таможенной стоимости товаров.
По результатам проведенного контроля таможенной стоимости товаров должностное лицо принимает одно из следующих решений в отношении таможенной стоимости товаров (статья 67 Кодекса): о принятии заявленной таможенной стоимости товаров; о корректировке заявленной таможенной стоимости товаров (статья 68 Кодекса).
В случае невозможности принятия решения в отношении заявленной декларантом таможенной стоимости товаров при обнаружении признаков, указывающих на то, что сведения о таможенной стоимости товаров могут являться недостоверными либо заявленные сведения должным образом не подтверждены, должностное лицо принимает решение о проведении дополнительной проверки (статья 69 Кодекса), которая проводится в соответствии с разделом III Порядка (пункт 7 Порядка контроля таможенной стоимости).
Если при проведении контроля таможенной стоимости до выпуска товаров обнаружены признаки, указывающие на то, что заявленные при таможенном декларировании товаров сведения о таможенной стоимости могут являться недостоверными либо должным образом не подтверждены, то таможенный орган проводит дополнительную проверку (статья 69 Кодекса) любым способом, не запрещенным таможенным законодательством Таможенного союза и (или) законодательством государства - члена Таможенного союза, с целью принятия решения в отношении таможенной стоимости товаров.
Признаками недостоверности заявленных сведений о таможенной стоимости могут, в частности, являться: установленные в результате контроля несоответствия сведений, влияющих на таможенную стоимость товаров, в документах, представленных декларантом (таможенным представителем); более низкие цены декларируемых товаров по сравнению с ценами на идентичные или однородные товары по данным аукционов, биржевых торгов (котировок), ценовых каталогов; наличие оснований полагать, что не соблюдена структура таможенной стоимости (например, не учтены либо учтены не в полном объеме лицензионные и иные подобные платежи за использование объектов интеллектуальной собственности, транспортные расходы, расходы на страхование и т.п.) (пункт 7 Порядка контроля таможенной стоимости товаров).
При принятии решения о проведении дополнительной проверки должностное лицо в установленном порядке проставляет соответствующую отметку в декларации таможенной стоимости (декларации на товары) и оформляет решение о проведении дополнительной проверки по форме согласно приложению N 2 к Порядку в двух экземплярах, один из которых остается в таможенном органе, а другой передается (направляется) декларанту (таможенному представителю) не позднее одного рабочего дня, следующего за днем регистрации декларации на товары (пункт 13 Порядка контроля таможенной стоимости товаров).
При проведении дополнительной проверки должностное лицо запрашивает у декларанта (таможенного представителя) дополнительные документы, сведения и пояснения, перечень которых указывается в решении о проведении дополнительной проверки.
Конкретный перечень дополнительно запрашиваемых документов, сведений и пояснений определяется должностным лицом с учетом выявленных признаков недостоверности заявленных сведений о таможенной стоимости оцениваемых товаров, а также с учетом условий и обстоятельств рассматриваемой сделки, физических характеристик, качества и репутации на рынке ввозимых товаров.
При запросе дополнительных документов, сведений и пояснений должностным лицом таможенного органа в решении о проведении дополнительной проверки указывается разумный (достаточный) срок их представления, который не может превышать 60 (шестидесяти) календарных дней со дня регистрации декларации на товары. Декларант вправе представить дополнительные документы раньше срока, установленного для их представления таможенным органом. Таможенный орган обязан принять к рассмотрению дополнительные документы, представленные декларантом (таможенным представителем) ранее установленного срока (пункт 14 Порядка контроля таможенной стоимости).
Декларант (таможенный представитель) имеет право доказать правомерность использования избранного им метода определения таможенной стоимости и достоверность представленных им документов и сведений. Для подтверждения заявленной таможенной стоимости товаров декларант (таможенный представитель) обязан представить запрашиваемые таможенным органом дополнительные документы, сведения и пояснения либо представить в письменной форме объяснение причин, по которым они не могут быть представлены (пункт 3 статьи 69 Кодекса).
Одновременно с запрошенными таможенным органом документами, сведениями и пояснениями могут быть представлены другие документы и сведения в подтверждение заявленной стоимости товаров (пункт 15 Порядка контроля таможенной стоимости).
Одновременно с доведением до декларанта (таможенного представителя) решения о проведении дополнительной проверки таможенный орган в установленном порядке сообщает декларанту (таможенному представителю) сумму обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов, которую необходимо предоставить таможенному органу для выпуска товаров (пункт 5 статьи 88 Кодекса).
Сумма обеспечения рассчитывается в соответствии с пунктом 2 статьи 88 Кодекса. Для ее расчета может быть, в частности, использована: информация о стоимости товаров того же класса или вида, имеющаяся у таможенного органа (в том числе в базах данных таможенных органов); таможенная стоимость оцениваемых товаров без учета заявленных вычетов, скидок, если у таможенного органа имеются сомнения в их обоснованности; таможенная стоимость оцениваемых товаров с учетом возможной величины дополнительных начислений к цене, фактически уплаченной или подлежащей уплате, если у таможенного органа имеются сомнения в обоснованности заявленных дополнительных начислений (пункт 16 Порядка контроля таможенной стоимости).
Способы обеспечения декларантом (таможенным представителем) уплаты таможенных пошлин, налогов установлены статьей 86 Кодекса.
В случае непредоставления до истечения срока выпуска товаров (в силу пункта 2 статьи 196 ТК ТС выпуск товаров должен быть завершен таможенным органом в срок не позднее 1 (одного) рабочего дня, следующего за днем предъявления товаров таможенному органу, зарегистрировавшему таможенную декларацию) обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов таможенный орган отказывает в выпуске товаров в соответствии со статьей 201 Кодекса (пункт 17 Порядка контроля таможенной стоимости).
Судом первой инстанции установлено и подтверждается материалами настоящего дела, что 03.10.2012 на Пензенский таможенный пост Ульяновской таможни от ООО "Оптим-Авто" поступила декларация на товары N 10414070/031012/0003569 в отношении автомобиля Ford F-250 2009 года выпуска, VIN 1FTSX21RX9EA06854, приобретенного на аукционе IAAI (США), ввезенного из США.
В представленной вместе с декларацией на товар декларации таможенной стоимости по форме ДТС-1 указано, что вышеуказанный автомобиль приобретен по результатам торгов 19.07.2012 по фактической цене 9 254 долларов США.
Таможенная стоимость заявлена декларантом ООО "Оптим-Авто" по 1 методу - по стоимости сделки с ввозимыми товарами в размере 288 123,29 руб.
Одновременно с декларацией на товары и ДТС-1 ООО "Оптим-Авто" в таможенный орган представлены: распечатка с сайта www.iaai.com о результатах торгов аукциона о приобретении автомобиля FORD F-250 (лот N 9898946) 2009 года выпуска, VIN 1FTSX21RX9EA06854, по цене 7 454 доллара США, включая сборы и налоги - 454 долл. США, в том числе: покупательский сбор - 365 долл. США, сбор за покупку по Интернету - 59 долл. США, плата за вывоз - 30 долл. США; инвойс от 06.09.2012 N 12056250 на сумму 1 800 долл. США, включая 1 350 долл. США - фрахт, 150 долл. США - почтовые расходы, 300 долл. США - буксирование автомобиля; копия технического паспорта на автомобиль N К5528042 (без перевода).
В ходе проведения контроля таможенной стоимости, сравнивая представленные обществом данные с ценой на идентичные или однородные товары по данным ценовых каталогов (каталог "NADA"), а также учитывая, что декларантом не соблюдена структура таможенной стоимости - не учтены расходы, связанные с транспортировкой товара до места прибытия на единую таможенную территорию Таможенного Союза, должностным лицом таможенного органа 04.10.2012 вынесено решение о проведении дополнительной проверки, в рамках которой у общества запрошены дополнительные документы, а именно - банковские платежные документы по оплате декларируемого товара, а также иные платежные документы по оплате транспортных и иных расходов, понесенных ООО "Оптим-Авто" при приобретении вышеуказанного автомобиля. Срок представления запрошенных таможенным органов документов - не позднее 30.11.2012.
В решении о проведении дополнительной проверки от 04.10.2012 также указано на необходимость до срока выпуска товара (пункт 2 статьи 196 ТК ТС) произвести корректировку таможенной стоимости и предоставить обеспечение уплаты таможенных платежей для выпуска товара в размере 249 049,86 руб.
Товар, заявленный в вышеуказанной декларации на товары, прибыл в Пензенский областной таможенный пост 22.10.2012, однако учитывая, что в силу норм пункта 2 статьи 196 ТК ТС выпуск товара должен быть завершен в срок не позднее одного рабочего дня, а дополнительные документы, запрошенные таможенным органом решением о проведении дополнительной проверки от 04.10.2012, не были представлены таможенному органу и не была уплачена сумма обеспечения, таможенный орган отказал ООО "Оптим-Авто" в выпуске товара.
Ссылка общества на подпункт 1 пункта 2 статьи 85 ТК ТС правомерно отклонена арбитражным судом первой инстанции, поскольку согласно данным решения о проведении дополнительной проверки от 04.10.2012 и расчета суммы обеспечения уплаты таможенных платежей их сумма установлена в размере 249 049,86 руб., что превышает 500 евро по установленному курсу. Сумма обеспечения определена таможенным органом исходя из суммы таможенных платежей, рассчитанных по стоимости аналогичного автомобиля по каталогу, с учетом уплаченных обществом таможенных платежей (351 909,87 руб. (общая сумма обеспечения) - 102 860,01 руб. (общая сумма, заявленная декларантом)). Расчет суммы обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов по ДТ N 10414070/031012/0003569 представлен ответчиками в материалы дела.
Довод общества о неправомерности использования таможенным органом в целях определения таможенной стоимости товара данных электронной версии каталога "NADA" в сети Интернет также правомерно отклонен арбитражным судом первой инстанции, поскольку на возможность использования подобной информации прямо указано в пункте 6 Порядка контроля таможенной стоимости.
Судом, кроме того, правомерно отклонен довод общества о невозможности исполнения решения о проведении дополнительной проверки от 04.10.2012 до 22.10.2012 в связи с отъездом из города. Решение о проведении дополнительной проверки от 04.10.2012 направлено таможенным органом в адрес ООО "Оптим-Авто" заказным письмом с уведомлением о вручении 15.10.2012, получено 22.10.2012, в связи с чем у общества имелось время (2 дня) для представления в таможенный орган истребуемых документов. Кроме того, риск неполучения почтовой корреспонденции лежит на ООО "Оптим-Авто".
Довод общества о неприменении Соглашения между Правительством Российской Федерации, Правительством Республики Беларусь, Правительством Республики Казахстан от 25.01.2008 "Об определении таможенной стоимости товаров, перемещаемых через государственную границу Таможенного Союза" (далее - Соглашение) в связи с его неопубликованием, обоснованно не принят судом первой инстанции, поскольку данное Соглашение в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 12.07.2012 N 970 "Об официальном опубликовании временно применяемых международных договоров Российской Федерации" опубликовано на "Официальном интернет-портале правовой информации" 13.07.2012 и в Собрании законодательства Российской Федерации от 06.08.2012 N 32.
В связи с изложенными обстоятельствами на основе полного и всестороннего анализа вышеуказанных норм права, материалов и обстоятельств настоящего дела, судом первой инстанции правомерно указано, что оспариваемый отказ ответчика в выпуске товара не противоречит действующему законодательству Российской Федерации, не нарушает права и законные интересы общества.
В силу части 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
При условии установленного судом и подтвержденного материалами дела факта законности и обоснованности оспариваемого отказа ответчика судом первой инстанции правомерно отказано в удовлетворении заявленных обществом требований.
При вынесении обжалуемого решения суд первой инстанции всесторонне, полно и объективно исследовал материалы дела, дал им надлежащую оценку и правильно применил нормы права.
Положенные в основу апелляционной жалобы доводы (с учетом дополнительных пояснений) признаются арбитражным апелляционным судом ошибочными, противоречащими материалам настоящего дела и основанными на неправильном толковании норм права. Доводы жалобы не опровергают обстоятельств, установленных судами первой и апелляционной инстанций, не влияют на законность принятого решения и не свидетельствуют о наличии оснований, предусмотренных статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для отмены либо изменения обжалуемого судебного акта.
Нарушений процессуального закона, влекущих безусловную отмену обжалуемого судебного акта, не установлено. Оснований для отмены решения суда не имеется.
Расходы по уплате госпошлины за рассмотрение апелляционной жалобы в соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьей 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации относятся на подателя апелляционной жалобы.
Руководствуясь ст. ст. 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Пензенской области от 05 июня 2013 года по делу N А49-158/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа.
Председательствующий
Е.Г.ПОПОВА
Е.Г.ПОПОВА
Судьи
В.С.СЕМУШКИН
Е.Г.ФИЛИППОВА
В.С.СЕМУШКИН
Е.Г.ФИЛИППОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "TMJ.SU | Таможенное дело. Таможенное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)