Судебные решения, арбитраж
Классификация товаров; Таможенное дело
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 29 января 2014 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 31 января 2014 г.
Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Черных Л.А., судей Воловик Л.Н. и Трифоновой Л.А., при участии в судебном заседании от заявителя - закрытого акционерного общества "РОСТЭК-Кубань" (ИНН 2311072379, ОГРН 10323064444983) - Арабаджийской С.К. (доверенность от 29.01.2014), в отсутствие в судебном заседании заинтересованного лица - Краснодарской таможни (ИНН 2309031505, ОГРН 1022301441238), извещенного о месте и времени судебного разбирательства (уведомление N 24808 8, отчет о публикации судебных актов на сайте в сети Интернет), рассмотрев кассационную жалобу Краснодарской таможни на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 01.07.2013 (судья Сумина О.С.) и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.09.2013 (судьи Сулименко О.А., Смотрова Н.Н., Сурмалян Г.А.) по делу N А32-6195/2013, установил следующее.
ООО "РОСТЭК-Кубань" (далее - общество, декларант) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Краснодарской таможне (далее - таможня, таможенный орган) о признании незаконным отказа таможни в возврате излишне уплаченных таможенных платежей в сумме 1 399 397 рублей 27 копеек, обязании возвратить указанную сумму, а также проценты.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 01.07.2013, оставленным без изменения постановлением Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.09.2013, заявленные обществом требования удовлетворены. Суд установил, что отказ обществу в возврате 1 399 397 рублей 27 копеек излишне уплаченных таможенных платежей незаконен. Обществом соблюден порядок обращения к таможне с заявлением о возврате излишне уплаченных таможенных платежей, задолженность, препятствующая возврату излишне уплаченных таможенных платежей, отсутствует.
В кассационной жалобе таможенный орган просит решение суда первой инстанции и постановление апелляционной инстанции отменить, направить дело на новое рассмотрение. Как считает таможня, в связи с наличием у общества задолженности по уплате таможенных платежей и пеней в размере 12 874 850 рублей 50 копеек, образовавшейся по требованиям, по которым судебным органом вынесены определения о принятии обеспечительных мер, отказ таможни в возврате 1 399 397 рублей 27 копеек излишне уплаченных таможенных платежей является правомерным. Денежные средства, о запрете списания которых указал суд, принимая обеспечительные меры, не являются излишне уплаченными в бюджет.
Отзыв на жалобу не поступил.
В судебном заседании представитель общества возражал против удовлетворения жалобы, считает обжалуемые судебные акты законными и обоснованными.
Изучив материалы дела и доводы, изложенные в кассационной жалобе, выслушав представителя общества, проверив законность и обоснованность судебных актов, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что обжалуемые судебные акты подлежат отмене, а дело - направлению на новое рассмотрение по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, общество и ООО "Современные производственные системы" заключили договор поручения от 09.11.2004 N 0094/00-04-14040, в соответствии с которым ООО "Современные производственные системы" поручили, а общество приняло на себя обязанности от имени и за счет ООО "Современные производственные системы" совершать операции по таможенному оформлению товаров и транспортных средств, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации, и выполнять другие посреднические функции в области таможенного дела в зоне деятельности Краснодарской таможни.
В июле 2010 года ООО "Современные производственные системы" обратилось к обществу с поручением на таможенное оформление ввоза товара - акратофора для приготовления игристых вин с мешалкой, поступившего на таможенную территорию Российской Федерации по контракту от 17.11.2008 N 01/171108, заключенному между ООО "Современные производственные системы" и фирмой "BERHORD S.R.L." (Молдова). Товар задекларирован по ГТД N 10309120/190710/0005356, код товара определен по классификационному коду ТН ВЭД ТС 8438 80 910 0.
После выпуска товаров таможня провела проверку документов и сведений, представленных обществом при декларировании товара, в результате которой установила факт неверной классификации товаров и приняла решение от 13.04.2011 N 10309000-21.4-18/000055 о классификации товара в субпозиции 8419 89 989 0, направила ООО "Современные производственные системы" требование об уплате таможенных платежей от 25.04.2011 N 318 в сумме 1 399 290 рублей 84 копейки, обществу как таможенному представителю - требование от 25.04.2011 N 318/1 об уплате 1 399 290 рублей 84 копейки таможенных платежей.
Неисполнение требования от 25.04.2011 N 318/1 в добровольном порядке повлекло принятие решения о взыскании с общества денежных средств от 31.05.2011 N 33 в размере 768 005 рублей 50 копеек, при этом фактически инкассовыми поручениями от 31.05.2011 N 51, 52 взыскано 765 462 рубля 56 копеек и решение от 30.05.2011 N 163 о зачете авансовых денежных средств, внесенных обществом в счет частичного погашения задолженности по налогу на добавленную стоимость в размере 633 934 рублей 71 копейки.
С расчетного счета общества списаны денежные средства по требованию об уплате таможенных платежей от 25.04.2011 N 318/1 в счет погашения задолженности декларанта ООО "Современные производственные системы" по НДС, подлежащего уплате по ГТД N 10309120/190710/0005356.
Общество и ООО "Современные производственные системы" обратились в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением о признании недействительными решения таможни от 13.04.2011 N 10309000-21.4-18/000055 о классификации товаров в соответствии с ТНД ВЭД и требования об уплате 1 399 397 рублей 84 копеек таможенных платежей от 25.04.2011 N 318.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 29.03.2012 по делу N А32-14755/2011, оставленным без изменения постановлением Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 10.08.2012, заявленные требования удовлетворены. Решение таможни от 13.04.2011 N 10309000-21.4-18/000055 и требование об уплате таможенных платежей от 25.04.2011 N 318 на сумму 1 399 290 рублей 84 копейки признаны недействительными.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края по делу N А32-14073/2011, признано незаконным и требование об уплате 1 399 290 рублей 84 копейки таможенных платежей от 25.04.2011 N 318/1.
Во исполнение принятых судебных актов 26.12.2012 общество подало в таможенный орган заявление о возврате (зачете) излишне уплаченных или излишне взысканных сумм таможенных пошлин, налогов и иных денежных средств, письмом от 17.01.2013 N 19.4-04/734 таможенный орган отказал обществу в возврате 1 399 397 рублей 27 копеек излишне уплаченных или излишне взысканных сумм таможенных пошлин, налогов и иных денежных средств по мотиву наличия задолженности в размере 12 874 850 рублей 50 копеек.
Не согласившись с отказом таможни в возврате излишне уплаченных таможенных платежей, общество обратилось в арбитражный суд с заявлением.
В силу статьи 89 Таможенного кодекса Таможенного союза (далее - Таможенный кодекс) излишне уплаченными или излишне взысканными суммами таможенных пошлин, налогов являются уплаченные или взысканные в качестве таможенных пошлин, налогов суммы денежных средств (денег), размер которых превышает суммы, подлежащие уплате в соответствии с Кодексом и (или) законодательством государств - членов Таможенного союза, и идентифицированные в качестве конкретных видов и сумм таможенных пошлин, налогов в отношении конкретных товаров.
Согласно пункту 2 статьи 90 Таможенного кодекса возврат (зачет) излишне уплаченных или излишне взысканных сумм ввозных таможенных пошлин осуществляется в порядке, установленном законодательством государства - члена Таможенного союза, в котором произведена уплата и (или) взыскание таких таможенных пошлин с учетом особенностей, установленных международным договором государств - членов Таможенного союза.
В пункте 1 статьи 147 Федерального закона от 27.11.2010 N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации" (далее - Закон N 311-ФЗ) установлено, что излишне уплаченные или излишне взысканные суммы таможенных пошлин, налогов подлежат возврату по решению таможенного органа по заявлению плательщика (его правопреемника). Указанное заявление и прилагаемые к нему документы подаются в таможенный орган, в котором произведено декларирование товаров, а в случае применения централизованного порядка уплаты таможенных пошлин, налогов в таможенный орган, с которым заключено соглашение о его применении, либо в таможенный орган, которым было произведено взыскание, не позднее трех лет со дня их уплаты либо взыскания.
Возврат излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов производится по решению таможенного органа, который осуществляет администрирование данных денежных средств. Общий срок рассмотрения заявления о возврате, принятия решения о возврате и возврата сумм излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов не может превышать один месяц со дня подачи заявления о возврате и представления всех необходимых документов (пункт 6 статьи 147 Закона N 311-ФЗ).
Судебные инстанции установили, что общество с заявлением о возврате излишне уплаченных таможенных пошлин приложило все необходимые для установления факта переплаты и осуществления возврата денежных средств документы.
Основания, препятствующие возврату излишне уплаченных таможенных платежей, предусмотренные пунктом 12 статьи 147 Федерального закона от 27.11.2010 N 311-ФЗ, суд не установил.
Сумма задолженности в размере 12 874 850 рублей 50 копеек, указанная таможенным органом как основание для отказа в возврате излишне уплаченных таможенных платежей, представляет собой начисленные таможенные платежи по требованиям, которые оспорены в судебном порядке, в отношении них получены обеспечительные меры арбитражного суда в виде приостановления действия и запрета таможне производить действия, связанные с их исполнением.
Отклоняя ссылку таможенного органа на пункт 29 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 12.10.2006 N 55 "О применении арбитражными судами обеспечительных мер", исходя из которого приостановление действия требования об уплате таможенных платежей не влечет его недействительность, судебные инстанции посчитали, что приостановление действия, выставленных в адрес общества требований об уплате таможенных платежей означает по существу, что срок исполнения по ним не наступил, соответственно взыскание не может быть произведено, также не может быть произведен и зачет излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов в счет погашения указанной задолженности с учетом положения части 10 статьи 147 Закона N 311-ФЗ.
По мнению суда, указанные таможней суммы не являются задолженностью в смысле, определенном Таможенным кодексом, наличие которой в силу пункта 12 статьи 147 Закона N 311-ФЗ является основанием для отказа в возврате (зачете) излишне уплаченных или излишне взысканных сумм таможенных пошлин, налогов и иных денежных средств.
Как указали суды, на момент рассмотрения заявления о возврате излишне уплаченных таможенных платежей у таможни имелась информация о приостановлении арбитражным судом действия спорных требований в связи с принятием обеспечительных мер.
Ссылаясь на положения пункта 6 статьи 147 Закона N 311-ФЗ, судебные инстанции также удовлетворили и требования общества о взыскании с таможни 201 396 рублей 59 копеек, указав, что расчет ими проверен и таможней не оспорен.
Однако при этом судебные инстанции не учли следующее.
Принимая обжалуемые судебные акты, судебные инстанции исходили из доказаннности наличия переплаты имеющимися в материалах дела отчетами о расходовании денежных средств, внесенных в качестве авансовых платежей по состоянию на 19.06.2013, а также подтверждения таможенного органа факта уплаты таможенных платежей по состоянию на эту дату.
Однако из этих документов усматривается лишь факт уплаты таможенных платежей по ДТ N 10309120/190710/0005356, но не признания таможней наличия переплаты у общества по другим таможенным операциям.
В материалах дела отсутствуют сведения об общем балансе расчетов (сальдо расчетов) общества с федеральным бюджетом, о возврате денежных средств из которого оно просит.
Между тем, по общему правилу, установленному статьей 89 Таможенного кодекса излишне уплаченными или излишне взысканными суммами таможенных пошлин, налогов являются уплаченные или взысканные в качестве таможенных пошлин, налогов суммы денежных средств (денег), размер которых превышает суммы, подлежащие уплате в соответствии с Таможенным кодексом и (или) законодательством государств - членов Таможенного союза, и идентифицированные в качестве конкретных видов и сумм таможенных пошлин, налогов в отношении конкретных товаров.
Право плательщика на зачет и возврат из соответствующего бюджета излишне уплаченных либо взысканных сумм налога непосредственно связано с наличием переплаты сумм налога в этот бюджет и отсутствием задолженности по налогам, зачисляемым в тот же бюджет, что подтверждается определенными доказательствами: платежными поручениями налогоплательщика, информацией об исполнении плательщиком обязанности по уплате налогов, содержащейся в базе данных, формирующейся в отношении каждого декларанта соответствующим таможенным органом, характеризующей состояние его расчетов с бюджетом по налогам и отражающей операции, связанные с начислением, поступлением платежей, зачетом или возвратом сумм таможенных платежей.
Наличие переплаты в рассматриваемом случае выявляется путем сравнения сумм налога, подлежащих уплате по определенной декларации о товарах, с платежными документами, относящимися к тому же периоду, с учетом сведений о расчетах плательщика с бюджетами.
Таким образом, обращаясь с требованием о возврате излишне уплаченных таможенных платежей, именно плательщик должен доказать, что определенным платежным поручением он произвел уплату определенной суммы налога в соответствующий бюджет и при этом задолженность по платежам, зачисляемым в этот же бюджет, отсутствует.
Отсутствие недоимки по спорной таможенной операции и конкретной декларации о товарах в данной ситуации не свидетельствует однозначно об отсутствии у таможенного представителя, являющегося профессиональным участником на рынка оказания платных услуг в области таможенного оформления и осуществляющегося в связи с этим множество таможенных операций, в отношении которых проводятся мероприятия таможенного контроля, задолженности по другим операциям перемещения товаров (работ, услуг).
Кроме того, формально сославшись на проверку судом правильности расчета процентов за несвоевременный возврат из бюджета истребуемой обществом суммы, суд фактически не проверил указанный расчет. Между тем, из представленного в материалы дела расчета следует, что в него включены различные периоды просрочки (31.05.2011, 01.06.2011).
Исходя из каких обстоятельств общество рассчитало период просрочки, как они соотносятся с принятыми судом обеспечительными мерами, приостановившими взыскание таможенных платежей и в каких суммах, не ясно. Отсутствуют в материалах дела и судебные акты о принятии судебными инстанциями обеспечительных мер, принятых при оспаривании требований о начислении таможенных платежей, о возврате которых просит общество.
Более того, из имеющихся в материалах дела обращений общества от 08.11.2012, 12.12.2012, 26.12.2012 и ответов таможни на них от 08.11.2012, 11.12.2012 видно, что таможенный орган помимо рассматриваемого в деле отказа в возврате основаниями невозвращения таможенных платежей называл отсутствие в заявлениях общества о возврате спорной суммы банковских реквизитов получателя денежных средств (БИК, корреспондентского счета банка), необходимых документов (оригинал таможенного приходного ордера), образца подписи лица, подписавшего заявление, заверенного нотариально либо таможенным органом, что также могло препятствовать возврату излишне уплаченных платежей и по формальным основаниям.
Какой-либо анализ принятых судом обеспечительных мер (суммы, периоды принятия судебных актов), их взаимосвязь с расчетом процентов, периодах просрочки исполнения обязанности по возврату таможенных платежей, а также ссылки на конкретные доказательства в судебных актах отсутствует. Почему в расчет процентов включены периоды до обращения общества в таможенный орган с вопросом о возврате спорных платежей (май, июнь 2011 года) и основания их включения суд не исследовал.
Суд также неполно проверил аргументы таможенного органа об отсутствии правовых оснований для признания спорной суммы таможенных платежей как излишне уплаченной, поскольку законно установленные сроки их уплаты наступили, приостановление исполнения оспариваемых требований об уплате не означает признание их недействительными, а судебными актами определенные законодателем сроки уплаты изменить нельзя. Отсрочка уплаты таможенных платежей в установленном порядке обществу также не предоставлялась.
При таких обстоятельствах вывод суда об отсутствии у общества на момент возврата излишне уплаченных таможенных платежей недоимки и соответствии размера процентов основан на неполном исследовании имеющихся в материалах дела доказательств, в связи с чем обжалуемые судебные акты подлежат отмене, а дело - направлению на новое рассмотрение для устранения указанных недостатков.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа
постановил:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 01.07.2013 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.09.2013 по делу N А32-6195/2013 отменить, дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд Краснодарского края.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий
Л.А.ЧЕРНЫХ
Судьи
Л.Н.ВОЛОВИК
Л.А.ТРИФОНОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "TMJ.SU | Таможенное дело. Таможенное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ОКРУГА ОТ 31.01.2014 ПО ДЕЛУ N А32-6195/2013
Разделы:Классификация товаров; Таможенное дело
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 31 января 2014 г. по делу N А32-6195/2013
Резолютивная часть постановления объявлена 29 января 2014 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 31 января 2014 г.
Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Черных Л.А., судей Воловик Л.Н. и Трифоновой Л.А., при участии в судебном заседании от заявителя - закрытого акционерного общества "РОСТЭК-Кубань" (ИНН 2311072379, ОГРН 10323064444983) - Арабаджийской С.К. (доверенность от 29.01.2014), в отсутствие в судебном заседании заинтересованного лица - Краснодарской таможни (ИНН 2309031505, ОГРН 1022301441238), извещенного о месте и времени судебного разбирательства (уведомление N 24808 8, отчет о публикации судебных актов на сайте в сети Интернет), рассмотрев кассационную жалобу Краснодарской таможни на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 01.07.2013 (судья Сумина О.С.) и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.09.2013 (судьи Сулименко О.А., Смотрова Н.Н., Сурмалян Г.А.) по делу N А32-6195/2013, установил следующее.
ООО "РОСТЭК-Кубань" (далее - общество, декларант) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Краснодарской таможне (далее - таможня, таможенный орган) о признании незаконным отказа таможни в возврате излишне уплаченных таможенных платежей в сумме 1 399 397 рублей 27 копеек, обязании возвратить указанную сумму, а также проценты.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 01.07.2013, оставленным без изменения постановлением Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.09.2013, заявленные обществом требования удовлетворены. Суд установил, что отказ обществу в возврате 1 399 397 рублей 27 копеек излишне уплаченных таможенных платежей незаконен. Обществом соблюден порядок обращения к таможне с заявлением о возврате излишне уплаченных таможенных платежей, задолженность, препятствующая возврату излишне уплаченных таможенных платежей, отсутствует.
В кассационной жалобе таможенный орган просит решение суда первой инстанции и постановление апелляционной инстанции отменить, направить дело на новое рассмотрение. Как считает таможня, в связи с наличием у общества задолженности по уплате таможенных платежей и пеней в размере 12 874 850 рублей 50 копеек, образовавшейся по требованиям, по которым судебным органом вынесены определения о принятии обеспечительных мер, отказ таможни в возврате 1 399 397 рублей 27 копеек излишне уплаченных таможенных платежей является правомерным. Денежные средства, о запрете списания которых указал суд, принимая обеспечительные меры, не являются излишне уплаченными в бюджет.
Отзыв на жалобу не поступил.
В судебном заседании представитель общества возражал против удовлетворения жалобы, считает обжалуемые судебные акты законными и обоснованными.
Изучив материалы дела и доводы, изложенные в кассационной жалобе, выслушав представителя общества, проверив законность и обоснованность судебных актов, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что обжалуемые судебные акты подлежат отмене, а дело - направлению на новое рассмотрение по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, общество и ООО "Современные производственные системы" заключили договор поручения от 09.11.2004 N 0094/00-04-14040, в соответствии с которым ООО "Современные производственные системы" поручили, а общество приняло на себя обязанности от имени и за счет ООО "Современные производственные системы" совершать операции по таможенному оформлению товаров и транспортных средств, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации, и выполнять другие посреднические функции в области таможенного дела в зоне деятельности Краснодарской таможни.
В июле 2010 года ООО "Современные производственные системы" обратилось к обществу с поручением на таможенное оформление ввоза товара - акратофора для приготовления игристых вин с мешалкой, поступившего на таможенную территорию Российской Федерации по контракту от 17.11.2008 N 01/171108, заключенному между ООО "Современные производственные системы" и фирмой "BERHORD S.R.L." (Молдова). Товар задекларирован по ГТД N 10309120/190710/0005356, код товара определен по классификационному коду ТН ВЭД ТС 8438 80 910 0.
После выпуска товаров таможня провела проверку документов и сведений, представленных обществом при декларировании товара, в результате которой установила факт неверной классификации товаров и приняла решение от 13.04.2011 N 10309000-21.4-18/000055 о классификации товара в субпозиции 8419 89 989 0, направила ООО "Современные производственные системы" требование об уплате таможенных платежей от 25.04.2011 N 318 в сумме 1 399 290 рублей 84 копейки, обществу как таможенному представителю - требование от 25.04.2011 N 318/1 об уплате 1 399 290 рублей 84 копейки таможенных платежей.
Неисполнение требования от 25.04.2011 N 318/1 в добровольном порядке повлекло принятие решения о взыскании с общества денежных средств от 31.05.2011 N 33 в размере 768 005 рублей 50 копеек, при этом фактически инкассовыми поручениями от 31.05.2011 N 51, 52 взыскано 765 462 рубля 56 копеек и решение от 30.05.2011 N 163 о зачете авансовых денежных средств, внесенных обществом в счет частичного погашения задолженности по налогу на добавленную стоимость в размере 633 934 рублей 71 копейки.
С расчетного счета общества списаны денежные средства по требованию об уплате таможенных платежей от 25.04.2011 N 318/1 в счет погашения задолженности декларанта ООО "Современные производственные системы" по НДС, подлежащего уплате по ГТД N 10309120/190710/0005356.
Общество и ООО "Современные производственные системы" обратились в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением о признании недействительными решения таможни от 13.04.2011 N 10309000-21.4-18/000055 о классификации товаров в соответствии с ТНД ВЭД и требования об уплате 1 399 397 рублей 84 копеек таможенных платежей от 25.04.2011 N 318.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 29.03.2012 по делу N А32-14755/2011, оставленным без изменения постановлением Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 10.08.2012, заявленные требования удовлетворены. Решение таможни от 13.04.2011 N 10309000-21.4-18/000055 и требование об уплате таможенных платежей от 25.04.2011 N 318 на сумму 1 399 290 рублей 84 копейки признаны недействительными.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края по делу N А32-14073/2011, признано незаконным и требование об уплате 1 399 290 рублей 84 копейки таможенных платежей от 25.04.2011 N 318/1.
Во исполнение принятых судебных актов 26.12.2012 общество подало в таможенный орган заявление о возврате (зачете) излишне уплаченных или излишне взысканных сумм таможенных пошлин, налогов и иных денежных средств, письмом от 17.01.2013 N 19.4-04/734 таможенный орган отказал обществу в возврате 1 399 397 рублей 27 копеек излишне уплаченных или излишне взысканных сумм таможенных пошлин, налогов и иных денежных средств по мотиву наличия задолженности в размере 12 874 850 рублей 50 копеек.
Не согласившись с отказом таможни в возврате излишне уплаченных таможенных платежей, общество обратилось в арбитражный суд с заявлением.
В силу статьи 89 Таможенного кодекса Таможенного союза (далее - Таможенный кодекс) излишне уплаченными или излишне взысканными суммами таможенных пошлин, налогов являются уплаченные или взысканные в качестве таможенных пошлин, налогов суммы денежных средств (денег), размер которых превышает суммы, подлежащие уплате в соответствии с Кодексом и (или) законодательством государств - членов Таможенного союза, и идентифицированные в качестве конкретных видов и сумм таможенных пошлин, налогов в отношении конкретных товаров.
Согласно пункту 2 статьи 90 Таможенного кодекса возврат (зачет) излишне уплаченных или излишне взысканных сумм ввозных таможенных пошлин осуществляется в порядке, установленном законодательством государства - члена Таможенного союза, в котором произведена уплата и (или) взыскание таких таможенных пошлин с учетом особенностей, установленных международным договором государств - членов Таможенного союза.
В пункте 1 статьи 147 Федерального закона от 27.11.2010 N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации" (далее - Закон N 311-ФЗ) установлено, что излишне уплаченные или излишне взысканные суммы таможенных пошлин, налогов подлежат возврату по решению таможенного органа по заявлению плательщика (его правопреемника). Указанное заявление и прилагаемые к нему документы подаются в таможенный орган, в котором произведено декларирование товаров, а в случае применения централизованного порядка уплаты таможенных пошлин, налогов в таможенный орган, с которым заключено соглашение о его применении, либо в таможенный орган, которым было произведено взыскание, не позднее трех лет со дня их уплаты либо взыскания.
Возврат излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов производится по решению таможенного органа, который осуществляет администрирование данных денежных средств. Общий срок рассмотрения заявления о возврате, принятия решения о возврате и возврата сумм излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов не может превышать один месяц со дня подачи заявления о возврате и представления всех необходимых документов (пункт 6 статьи 147 Закона N 311-ФЗ).
Судебные инстанции установили, что общество с заявлением о возврате излишне уплаченных таможенных пошлин приложило все необходимые для установления факта переплаты и осуществления возврата денежных средств документы.
Основания, препятствующие возврату излишне уплаченных таможенных платежей, предусмотренные пунктом 12 статьи 147 Федерального закона от 27.11.2010 N 311-ФЗ, суд не установил.
Сумма задолженности в размере 12 874 850 рублей 50 копеек, указанная таможенным органом как основание для отказа в возврате излишне уплаченных таможенных платежей, представляет собой начисленные таможенные платежи по требованиям, которые оспорены в судебном порядке, в отношении них получены обеспечительные меры арбитражного суда в виде приостановления действия и запрета таможне производить действия, связанные с их исполнением.
Отклоняя ссылку таможенного органа на пункт 29 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 12.10.2006 N 55 "О применении арбитражными судами обеспечительных мер", исходя из которого приостановление действия требования об уплате таможенных платежей не влечет его недействительность, судебные инстанции посчитали, что приостановление действия, выставленных в адрес общества требований об уплате таможенных платежей означает по существу, что срок исполнения по ним не наступил, соответственно взыскание не может быть произведено, также не может быть произведен и зачет излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов в счет погашения указанной задолженности с учетом положения части 10 статьи 147 Закона N 311-ФЗ.
По мнению суда, указанные таможней суммы не являются задолженностью в смысле, определенном Таможенным кодексом, наличие которой в силу пункта 12 статьи 147 Закона N 311-ФЗ является основанием для отказа в возврате (зачете) излишне уплаченных или излишне взысканных сумм таможенных пошлин, налогов и иных денежных средств.
Как указали суды, на момент рассмотрения заявления о возврате излишне уплаченных таможенных платежей у таможни имелась информация о приостановлении арбитражным судом действия спорных требований в связи с принятием обеспечительных мер.
Ссылаясь на положения пункта 6 статьи 147 Закона N 311-ФЗ, судебные инстанции также удовлетворили и требования общества о взыскании с таможни 201 396 рублей 59 копеек, указав, что расчет ими проверен и таможней не оспорен.
Однако при этом судебные инстанции не учли следующее.
Принимая обжалуемые судебные акты, судебные инстанции исходили из доказаннности наличия переплаты имеющимися в материалах дела отчетами о расходовании денежных средств, внесенных в качестве авансовых платежей по состоянию на 19.06.2013, а также подтверждения таможенного органа факта уплаты таможенных платежей по состоянию на эту дату.
Однако из этих документов усматривается лишь факт уплаты таможенных платежей по ДТ N 10309120/190710/0005356, но не признания таможней наличия переплаты у общества по другим таможенным операциям.
В материалах дела отсутствуют сведения об общем балансе расчетов (сальдо расчетов) общества с федеральным бюджетом, о возврате денежных средств из которого оно просит.
Между тем, по общему правилу, установленному статьей 89 Таможенного кодекса излишне уплаченными или излишне взысканными суммами таможенных пошлин, налогов являются уплаченные или взысканные в качестве таможенных пошлин, налогов суммы денежных средств (денег), размер которых превышает суммы, подлежащие уплате в соответствии с Таможенным кодексом и (или) законодательством государств - членов Таможенного союза, и идентифицированные в качестве конкретных видов и сумм таможенных пошлин, налогов в отношении конкретных товаров.
Право плательщика на зачет и возврат из соответствующего бюджета излишне уплаченных либо взысканных сумм налога непосредственно связано с наличием переплаты сумм налога в этот бюджет и отсутствием задолженности по налогам, зачисляемым в тот же бюджет, что подтверждается определенными доказательствами: платежными поручениями налогоплательщика, информацией об исполнении плательщиком обязанности по уплате налогов, содержащейся в базе данных, формирующейся в отношении каждого декларанта соответствующим таможенным органом, характеризующей состояние его расчетов с бюджетом по налогам и отражающей операции, связанные с начислением, поступлением платежей, зачетом или возвратом сумм таможенных платежей.
Наличие переплаты в рассматриваемом случае выявляется путем сравнения сумм налога, подлежащих уплате по определенной декларации о товарах, с платежными документами, относящимися к тому же периоду, с учетом сведений о расчетах плательщика с бюджетами.
Таким образом, обращаясь с требованием о возврате излишне уплаченных таможенных платежей, именно плательщик должен доказать, что определенным платежным поручением он произвел уплату определенной суммы налога в соответствующий бюджет и при этом задолженность по платежам, зачисляемым в этот же бюджет, отсутствует.
Отсутствие недоимки по спорной таможенной операции и конкретной декларации о товарах в данной ситуации не свидетельствует однозначно об отсутствии у таможенного представителя, являющегося профессиональным участником на рынка оказания платных услуг в области таможенного оформления и осуществляющегося в связи с этим множество таможенных операций, в отношении которых проводятся мероприятия таможенного контроля, задолженности по другим операциям перемещения товаров (работ, услуг).
Кроме того, формально сославшись на проверку судом правильности расчета процентов за несвоевременный возврат из бюджета истребуемой обществом суммы, суд фактически не проверил указанный расчет. Между тем, из представленного в материалы дела расчета следует, что в него включены различные периоды просрочки (31.05.2011, 01.06.2011).
Исходя из каких обстоятельств общество рассчитало период просрочки, как они соотносятся с принятыми судом обеспечительными мерами, приостановившими взыскание таможенных платежей и в каких суммах, не ясно. Отсутствуют в материалах дела и судебные акты о принятии судебными инстанциями обеспечительных мер, принятых при оспаривании требований о начислении таможенных платежей, о возврате которых просит общество.
Более того, из имеющихся в материалах дела обращений общества от 08.11.2012, 12.12.2012, 26.12.2012 и ответов таможни на них от 08.11.2012, 11.12.2012 видно, что таможенный орган помимо рассматриваемого в деле отказа в возврате основаниями невозвращения таможенных платежей называл отсутствие в заявлениях общества о возврате спорной суммы банковских реквизитов получателя денежных средств (БИК, корреспондентского счета банка), необходимых документов (оригинал таможенного приходного ордера), образца подписи лица, подписавшего заявление, заверенного нотариально либо таможенным органом, что также могло препятствовать возврату излишне уплаченных платежей и по формальным основаниям.
Какой-либо анализ принятых судом обеспечительных мер (суммы, периоды принятия судебных актов), их взаимосвязь с расчетом процентов, периодах просрочки исполнения обязанности по возврату таможенных платежей, а также ссылки на конкретные доказательства в судебных актах отсутствует. Почему в расчет процентов включены периоды до обращения общества в таможенный орган с вопросом о возврате спорных платежей (май, июнь 2011 года) и основания их включения суд не исследовал.
Суд также неполно проверил аргументы таможенного органа об отсутствии правовых оснований для признания спорной суммы таможенных платежей как излишне уплаченной, поскольку законно установленные сроки их уплаты наступили, приостановление исполнения оспариваемых требований об уплате не означает признание их недействительными, а судебными актами определенные законодателем сроки уплаты изменить нельзя. Отсрочка уплаты таможенных платежей в установленном порядке обществу также не предоставлялась.
При таких обстоятельствах вывод суда об отсутствии у общества на момент возврата излишне уплаченных таможенных платежей недоимки и соответствии размера процентов основан на неполном исследовании имеющихся в материалах дела доказательств, в связи с чем обжалуемые судебные акты подлежат отмене, а дело - направлению на новое рассмотрение для устранения указанных недостатков.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа
постановил:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 01.07.2013 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.09.2013 по делу N А32-6195/2013 отменить, дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд Краснодарского края.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий
Л.А.ЧЕРНЫХ
Судьи
Л.Н.ВОЛОВИК
Л.А.ТРИФОНОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "TMJ.SU | Таможенное дело. Таможенное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)