Судебные решения, арбитраж

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ МОСКОВСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 05.08.2015 ПО ДЕЛУ N 33-19143/2015

Требование: О взыскании задолженности по таможенным платежам и пени.

Разделы:
Таможенная пошлина (экспортная, импортная); Таможенное дело
Обстоятельства: Таможенный орган указывает, что гражданин РФ нарушил срок временного ввоза транспортного средства на таможенную территорию Таможенного союза.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



МОСКОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 5 августа 2015 г. по делу N 33-19143/2015


Судья: Аникеева Е.Д.

Судебная коллегия по гражданским делам Московского областного суда в составе:
председательствующего Шмелева А.Л.,
судей Редченко Е.В., Меншутиной Е.Л.,
при секретаре Н.Т.,
рассмотрела в открытом судебном заседании 05 августа 2015 г. апелляционную жалобу Брянской таможни на решение Красногорского городского суда Московской области от 27 марта 2015 г. по делу по иску Брянской таможни к С. о взыскании задолженности по таможенным платежам и пени,
заслушав доклад судьи Редченко Е.В.,
объяснения С. и его представителя Н.И.,

установила:

Брянская таможня обратилась в суд с иском к С. о взыскании задолженности по таможенным платежам в размере <данные изъяты> рублей, пени в размере <данные изъяты> руб., а всего <данные изъяты> руб.
В обоснование требований истец указал, что гражданин Российской Федерации С. нарушил срок временного ввоза транспортного средства АУДИ А6, государственный регистрационный знак <данные изъяты>, идентификационный номер, на таможенную территорию таможенного союза, ему выставлялось соответствующее требование об уплате таможенных платежей и пени, которое не было исполнено, в связи с чем истец просил взыскать с ответчика таможенные платежи в указанном размере.
В судебное заседание в суде первой инстанции истец не явился, был извещен, просил рассмотреть дело в его отсутствие (л.д. 8).
Ответчик С. в судебном заседании против удовлетворения исковых требований возражал.
Решением Красногорского городского суда Московской области от 27 марта 2015 г. в удовлетворении заявленных требований отказано.
В апелляционной жалобе Брянская таможня просит об отмене решения суда, ссылаясь на его незаконность и необоснованность.
В судебное заседание в суде апелляционной инстанции Брянская таможня своего представителя не направила, просила о рассмотрении дела в отсутствие ее представителя.
С. и его представитель Н.И. против удовлетворения апелляционной жалобы возражали.
Проверив материалы дела, выслушав объяснения явившихся лиц, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Отказывая в удовлетворении исковых требований Брянской таможни, суд первой инстанции исходил из того, что после пересечения 12 января 2014 г. С. таможенной границы таможенного союза таможенная процедура временного ввоза транспортного средства АУДИ А6, государственный регистрационный знак <...>, была завершена, в связи с чем таможенная пошлина взиманию с С. не подлежит. Кроме того, суд указал на наличие предусмотренных пунктом 2 статьи 80 Таможенного кодекса Таможенного союза (далее - ТК ТС) оснований.
Однако судебная коллегия не может согласиться с таким рением суда ввиду следующего.
В соответствии со статьей 358 ТК ТС иностранные физические лица вправе временно ввозить на таможенную территорию Таможенного союза транспортные средства для личного пользования, зарегистрированные на территории иностранных государств, на срок своего временного пребывания, но не более чем на один год, с освобождением от уплаты таможенных платежей. По мотивированному обращению иностранного физического лица срок временного ввоза транспортных средств для личного пользования может быть продлен таможенными органами в пределах одного года со дня временного ввоза таких транспортных средств (пункт 2). В случае, если временно ввезенные товары для личного пользования находятся на таможенной территории Таможенного союза в связи с невывозом по истечении установленного срока, в отношении таких товаров взимаются таможенные пошлины, налоги в порядке, установленном таможенным законодательством Таможенного союза (пункт 5).
Порядок перемещения физическими лицами через таможенную границу Таможенного союза товаров для личного пользования, в том числе транспортных средств, и совершения таможенных операций, связанных с их выпуском, установлен Соглашением между Правительством Российской Федерации, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан от 18 июня 2010 г. "О порядке перемещения физическими лицами товаров для личного пользования через таможенную границу Таможенного союза и совершения таможенных операций, связанных с их выпуском".
В соответствии со статьей 11 этого Соглашения транспортные средства для личного пользования, зарегистрированные на территории иностранного государства, временно ввозимые на таможенную территорию Таможенного союза иностранными физическими лицами любым способом, - на срок своего временного пребывания на этой территории, но не более чем на один год, могут использоваться на таможенной территории Таможенного союза физическими лицами, осуществившими их ввоз. До истечения срока временного ввоза указанные транспортные средства подлежат таможенному декларированию таможенному органу с целью выпуска в свободное обращение, с целью обратного вывоза или помещения под таможенные процедуры, установленные Таможенным Кодексом Таможенного союза.
В силу пункта 1 статьи 5 названного Соглашения товары для личного пользования, ввезенные на таможенную территорию Таможенного союза и подлежащие таможенному декларированию в соответствии с ТК ТС и данным Соглашением, находятся под таможенным контролем с момента пересечения таможенной границы и до уплаты причитающихся сумм таможенных пошлин, налогов в отношении товаров, выпуск которых для личного пользования на таможенной территории Таможенного союза был осуществлен при наличии ограничений по пользованию и (или) распоряжению товарами для личного пользования, установленных в связи с использованием в их отношении льгот по уплате таможенных пошлин, налогов.
Пунктом 5 статьи 14 указанного Соглашения предусмотрено, что обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов в отношении транспортных средств для личного пользования, зарегистрированных на территории иностранного государства, перемещенных через таможенную границу физическими лицами, прекращается (помимо иных оснований) у декларанта с момента вывоза транспортных средств, временно ввезенных на таможенную территорию Таможенного союза и вывозимых до истечения установленного таможенным органом срока временного ввоза, за исключением случаев, когда до завершения сроков временного ввоза наступил срок уплаты таможенных пошлин, налогов.
При этом согласно подпункту 3 пункта 6 статьи 14 Соглашения сроком уплаты таможенных пошлин, налогов в отношении временно ввезенных транспортных средств при их невывозе до истечения установленного таможенным органом срока временного ввоза считается день истечения срока их временного ввоза.
В силу статьи 75 ТК ТС товары, перемещаемые через таможенную границу, являются объектом обложения таможенными пошлинами, налогами.
Из анализа приведенных положений следует, что в случае, когда обратный вывоз временно ввезенного транспортного средства осуществляется по истечении установленного таможенным органом срока временного ввоза, подлежат уплате таможенные пошлины, налоги в порядке, установленном пунктом 7 статьи 14 Соглашения, то есть, в размерах, соответствующих суммам таможенных пошлин, налогов, которые подлежали бы уплате при выпуске товаров для личного пользования в свободное обращение, исчисленным на день регистрации таможенным органом пассажирской таможенной декларации, в соответствии с которой транспортные средства были выпущены для личного пользования с целью временного нахождения на таможенной территории Таможенного союза.
Из материалов дела усматривается, что 12 января 2014 г. в зону таможенного контроля таможенного поста МАПП Троебортное Брянской таможни на участок таможенного контроля легкового автотранспорта, выезжающего из России, прибыл автомобиль АУДИ А6, государственный регистрационный знак <данные изъяты>, под управлением С., предъявившего для таможенного контроля пассажирскую таможенную декларацию N <данные изъяты>, в которой таможенным органом установлен срок временного ввоза до 14 июня 2013 г. В назначенный день вывоз указанного автомобиля с территории Российской Федерации не был осуществлен. Декларирование и уплата таможенных платежей ответчиком не производились (л.д. 10).
12 января 2014 г. старшим государственным таможенным инспектором ОТО и ТК таможенного поста МАПП Троебортное Брянской таможни в отношении С. был составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 16.18 КоАП РФ (л.д. 72 - 74).
Таким образом, срок временного ввоза транспортного средства был нарушен С., в связи с чем он обязан был уплатить таможенные пошлины, в установленном порядке в размерах, соответствующих суммам таможенных пошлин, которые подлежали бы уплате при выпуске товаров для личного пользования в свободное обращение, исчисленным на день регистрации таможенным органом пассажирской таможенной декларации, в соответствии с которой транспортные средства были выпущены для личного пользования с целью временного нахождения на таможенной территории Таможенного союза.
Согласно пункту 1 статьи 93 ТК ТС таможенные пошлины, налоги взыскиваются таможенным органом, которым произведен выпуск товаров.
Пунктом 1 статьи 91 ТК ТС предусмотрено, что в случае неуплаты или неполной уплаты таможенных пошлин, налогов в установленные сроки таможенные органы взыскивают таможенные пошлины, налоги принудительно за счет денежных средств (денег) и (или) иного имущества плательщика, в том числе за счет излишне уплаченных таможенных пошлин, налогов и (или) сумм авансовых платежей, а также за счет обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов, если иное не установлено международным договором государств - членов Таможенного союза.
По общему правилу, предусмотренному частью 3 статьи 150 Федерального закона от 27 ноября 2010 г. N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации", до применения мер по принудительному взысканию таможенных пошлин, налогов таможенный орган выставляет плательщику таможенных пошлин, налогов требование об уплате таможенных платежей в соответствии со статьей 152 этого Федерального закона.
В соответствии со статьей 152 названного Федерального закона требование об уплате таможенных платежей представляет собой извещение таможенного органа в письменной форме о не уплаченной в установленный срок сумме таможенных платежей, а также об обязанности уплатить в установленный этим требованием срок неуплаченную сумму таможенных платежей, пеней и (или) процентов (часть 1). Требование об уплате таможенных платежей должно быть направлено плательщику таможенных пошлин, налогов не позднее 10 рабочих дней со дня обнаружения фактов неуплаты или неполной уплаты таможенных платежей, в том числе, если указанные факты выявлены при осуществлении таможенного контроля после выпуска товаров, включая проверку достоверности сведений, заявленных при проведении таможенных операций, связанных с выпуском товаров (часть 5). Обнаружение факта неуплаты или неполной уплаты таможенных платежей фиксируется актом таможенного органа об обнаружении факта неуплаты или неполной уплаты таможенных платежей не позднее пяти рабочих дней после дня принятия решения уполномоченным лицом таможенного органа по результатам проведения таможенного контроля в соответствующей форме, которым выявлены нарушения, влекущие возникновение обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов (часть 6).
В соответствии с частью 11 статьи 152 вышеуказанного Федерального закона N 311-ФЗ срок исполнения требования об уплате таможенных платежей составляет не менее 10 рабочих дней и не более 20 календарных дней со дня получения указанного требования. В силу части 17 этой статьи при неисполнении требования об уплате таможенных платежей в сроки, установленные настоящей статьей, таможенные органы принимают меры по принудительному взысканию таможенных пошлин, налогов в соответствии с главой 18 Федерального закона.
Согласно пункту 4 статьи 91 ТК ТС при неуплате или неполной уплате плательщиком в установленный срок таможенных пошлин, налогов уплачиваются пени.
Порядок начисления, уплаты, взыскания и возврата пеней предусмотрен статьей 151 Федерального закона "О таможенном регулировании в Российской Федерации".
По общему правилу, предусмотренному частью 2 статьи 151 названного Федерального закона, пени начисляются за каждый календарный день просрочки уплаты таможенных пошлин, налогов, начиная со дня, следующего за днем истечения сроков уплаты таможенных пошлин, налогов по день исполнения обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов, либо по день принятия решения о предоставлении отсрочки или рассрочки уплаты таможенных пошлин, налогов включительно в процентах от суммы неуплаченных таможенных пошлин, налогов в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей в период просрочки уплаты таможенных пошлин, налогов. Для целей исчисления пеней применяется ставка рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующая в период просрочки уплаты таможенных пошлин, налогов.
В соответствии с Указанием ЦБ РФ от 13 сентября 2012 г. N 2873-У "О размере ставки рефинансирования Банка России", начиная с 14 сентября 2012 г., ставка рефинансирования Банка России устанавливается в размере 8,25% годовых.
С 11 июля 2014 г. Брянской таможней проводилась камеральная таможенная проверка, в ходе которой установлен факт невывоза С. временно ввезенного на территорию таможенного союза транспортного средства по истечении установленного срока временного ввоза. По результатам проведения этой проверки составлен акт камеральной таможенной проверки N <данные изъяты> от 16 июля 2014 г. (л.д. 28 - 31).
16 июля 2014 г. начальником ОТКПВТ, уполномоченным в соответствии с приказом Брянской таможни от 11 июля 2013 г. N <данные изъяты>, было принято решение о взыскании с гражданина Российской Федерации С. подлежащих уплате таможенных пошлин и налогов в размере <данные изъяты> коп. (л.д. 33 - 35).
18 июля 2014 г. (то есть в течение 5 рабочих дней), Брянской таможней был составлен Акт об обнаружении факта неуплаты или неполной уплаты таможенных платежей <данные изъяты> (л.д. 17 - 18).
25 июля 2014 г. Брянская таможня выставила ответчику требование <данные изъяты> об уплате таможенных платежей, которое было направлено в адрес должника 29 июля 2014 г. и получено им (л.д. 14 - 15).
Однако в установленный законом срок требование таможенного органа С. исполнено не было.
Жалобы С. об оспаривании вынесенных в отношении него решения и требования рассматривались в судебном и досудебном порядках и оставлены без удовлетворения, о чем он пояснил в судебном заседании в суде первой инстанции 28 января 2015 г. (л.д. 51).
Согласно расчету истца сумма таможенных платежей, подлежащих уплате ответчиком при таможенном оформлении для личных целей вышеуказанного автомобиля, составляет <данные изъяты> коп., пени за период с 15 июня 2013 г. по 25 июля 2014 г. - <данные изъяты>.
Данный расчет является верным.
Таким образом, общая задолженность ответчика перед истцом составляет: <данные изъяты>.
Вопреки утверждениям в выступлении в суде апелляционной инстанции С., положения ТК ТС подлежат применению в отношении него.
В соответствии с терминами, сформулированными законодателем в ТК ТС в целях таможенного регулирования, под "иностранными лицами" понимаются физические лица, в том числе граждане Российской Федерации, постоянно проживающие в государстве, которое не является членом таможенного союза (подпункты 9 и 14 пункта 1 статьи 4 ТК ТС).
Из материалов дела следует, что С. является гражданином Российской Федерации (л.д. 9). На день оформления пассажирской таможенной декларации он постоянно проживал в Республике Молдова, о чем он собственноручно указал в пассажирской таможенной декларации от 16 марта 2013 г. (л.д. 10) и на что указано в доверенности, выданной на имя С. (л.д. 12). Сведений о нахождении места жительства С. на территории Российской Федерации в материалах дела не имеется. Кроме того, собственником автомобиля АУДИ А6, государственный регистрационный знак <данные изъяты>, является К., пользователем С.; автомобиль зарегистрирован 25 февраля 2012 г. в Республике Молдова (л.д. 10 - 12).
Каких-либо оснований для прекращения принудительного взыскания таможенных платежей, предусмотренных пунктом 2 статьи 80 ТК ТС, не установлено. Сведений об уважительных причинах несвоевременного вывоза С. с территории таможенного союза временного ввезенного им транспортного средства в материалах дела не имеется.
Таким образом, судебная коллегия считает обоснованными требования Брянской таможни о взыскании с ответчика таможенных платежей в размере <данные изъяты>, пени в размере <данные изъяты> за несвоевременную уплату таможенных платежей, а всего <данные изъяты>.
Кроме того, в силу статьи 103 ГПК РФ и статьи 333.19 Налогового кодекса Российской Федерации с ответчика подлежит взысканию государственная пошлина в размере 8751 рубль 06 копеек, от уплаты которой истец был освобожден на основании ст. 333.36 НК РФ.
На основании изложенного, решение суда подлежит отмене, а исковое заявление - удовлетворению в полном объеме.
Руководствуясь статьями 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

решение Красногорского городского суда Московской области от 27 марта 2015 г. отменить, постановить по делу новое решение, которым иск Брянской таможни к С. удовлетворить.
Взыскать с С., <данные изъяты> года рождения, уроженца <данные изъяты> ССР, в пользу Брянской таможни <данные изъяты> таможенных платежей, пени в размере <данные изъяты> за несвоевременную уплату таможенных платежей, а всего <данные изъяты>.
Взыскать с С., <данные изъяты> года рождения, уроженца <данные изъяты> ССР, государственную пошлину в размере <данные изъяты>.





















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "TMJ.SU | Таможенное дело. Таможенное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)