Судебные решения, арбитраж
Таможенное декларирование и оформление; Таможенное дело
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 14 апреля 2014 года
Полный текст постановления изготовлен 17 апреля 2014 года
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Сурмаляна Г.А.,
судей Смотровой Н.Н., Соловьевой М.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Войцешко И.С.,
при участии в судебном заседании:
- от заявителя: представитель не явился, уведомлен надлежащим образом;
- от заинтересованного лица: представитель не явился, уведомлен надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Краснодарской таможни на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 25.10.2013 г. по делу N А32-14696/2013 по заявлению закрытого акционерного общества "Оптово-розничная торговая и производственная фирма "Кубаньоптпродторг" о признании незаконным и отмене постановления N 10309000-210/2013 от 17.04.2013 г. о привлечении к административной ответственности по части 1 статьи 16.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
заинтересованное лицо: Краснодарская таможня,
принятое в составе судьи Чеснокова А.А.,
установил:
закрытое акционерное общество "Оптово-розничная торговая и производственная фирма "Кубаньоптпродторг" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Краснодарской таможни (далее - таможня) N 10309000-210/2013 от 17.04.2013 г. о привлечении к административной ответственности по части 1 статьи 16.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 25 октября 2013 года заявленные требования удовлетворены, оспариваемое постановление признано незаконным и отменено.
Решение мотивировано отсутствием в действиях общества состава и события вменяемого правонарушения.
Не согласившись с принятым по делу судебным актом, Краснодарская таможня обжаловала его в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В апелляционной жалобе таможня просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт.
В обоснование апелляционной жалобы таможня указывает, что ЗАО "Кубаньоптпродторг" в нарушение статьи 179 Таможенного кодекса Таможенного союза в ДТ N 10309200/250213/0002489 не был задекларирован указанный товар.
Лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили.
Дело рассмотрено в порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом.
Как следует из материалов дела, 20.02.2013 г. в зону деятельности Краснодарской таможни на Прикубанский таможенный пост в адрес общества по документам: CARNET TIR ХН70959131, CARNET TIR ХН70959913, CARNET TIR ХЕ68423449, по инвойсам VF121200154 VF121200153, VF121200152 по контракту N 128827 с фирмой ZANICHELLI MECCANICA SPA (Италия) поступил товар "оборудование и части оборудования для консервирования сельхозпродукции" весом брутто 18420 кг, вес нетто 18400 кг, общая таможенная стоимость 14520396,22 рублей.
25.02.2013 г. на прибывшую партию товара обществом была подана ДТ N 10309200/250213/0002489.
В ходе проведения фактического контроля при отработке профиля риска N 55/10000/11062008/00228 (7) таможенным органом был проведен таможенный досмотр указанных выше товаров АТД N 10309200/250213/000356) в ходе которого установлено, что к досмотру предъявлен товар "оборудование и части оборудования для консервирования сельхозпродукции".
Кроме того, в ходе проведения таможенного досмотра установлено, что вместе с заявленным в ДТ N 10309200/250213/0002489 в указанной партии товаров также находились товары, не указанные в ДТ N 10309200/250213/0002489, а именно:
- - части транспортерной ленты: звенья пластмассовые, навалом: 16 больших звеньев шириной каждого звена 15 см, весом 3,1 кг (часть картонной коробки);
- - части транспортерной ленты: 12 узких звеньев шириной каждого звена 5см, весом 0,76 кг, (часть картонной коробки);
- - части транспортерной ленты: 21 пластмассовых прутков шириной 74 см, толщиной 05 см, весом 0,58 кг (часть картонной коробки);
- - пластиковые звездочки для привода конвейера наружным диаметром 19 см - 3 шт., упакованы в полиэтиленовый пакет, маркировка на упаковке inipf21q0126. весом 2,02 кг, (часть картонной коробки);
- - масло специальное для вакуумного насоса (согласно маркировки на канистрах), арт. 0831.000.100, маркировка "busсh", made in es, "busch italya s.r.l.", упаковано в 2 пластиковых канистрах по 5 л в каждой, всего 10 л общий весом 10,26 кг;
- - электрические приборы:
- 1. преобразователи частоты, маркировка v1000, тип vza40p7baa, made in japan (на приборе приклеен ярлык с маркировкой 5.3/м01) - 1 шт., весом 2 кг;
- 2. преобразователи частоты, маркировка v1000, тип vza40p7baa, made in japan (на приборе приклеен ярлык с маркировкой 4,03/) - 1 шт., весом 2 кг;
- 3. преобразователи частоты, маркировка v1000, тип vza40p7baa, made in japan (на приборе приклеен ярлык с маркировкой 4,01/) - 1 шт., весом 2 кг;
- 4. преобразователи частоты, маркировка v1000, тип vza41p5baa, made in сhina (на приборе приклеен ярлык с маркировкой 9.04/) - 1 шт., весом 2.01 кг;
- 5. преобразователи частоты, маркировка v1000, тип vza41p5baa, made in сhina (на приборе приклеен ярлык с маркировкой 9.03/) - 1 шт., весом 1.99 кг;
- 6. преобразователи частоты, маркировка v1000, тип vza41p5baa, made in сhina (на приборе приклеен ярлык с маркировкой 5.2/) - 1 шт., весом 1,99 кг;
- 7. преобразователи частоты, маркировка v1000, тип vza42p2baa, made in сhina (на приборе приклеен ярлык с маркировкой 1,4/) - 1 шт., весом 2.03 кг;
- 8. преобразователи частоты, маркировка v1000, тип vza41p5baa, made in сhina (на приборе приклеен ярлык с маркировкой 5.01/) - 1 шт., весом 2 кг;
- 9. преобразователи частоты, маркировка v1000, тип vza41p5baa, made in сhina (на приборе приклеен ярлык с маркировкой 5.05/) - 1 шт., весом 2.02 кг. ВСЕГО преобразователей 9 шт., общим весом 18,04 кг;
- - электрические приборы - сетевые фильтры, всего 8 шт. маркировка а100-fiv3010-re, pasmi electronics ltd, uk made in england. к сетевым фильтрам подведены провода. общий вес 8,55 кг;
- - розетки электрические трехфазные, маркировка marechal на 380-440 вт., всего 2 шт., общим весом 3,86 кг;
- - пульт управления на 4 кнопки со световой и звуковой сигнализацией - 1 шт., весом 4,2 кг;
- - электрический прибор - модуль преобразования электрических сигналов, модель z170reg, seneca - 1 шт., весом 0,16 кг;
- - электрический прибор - блок питания 24в "sitop", "siemens", 1 шт., весом 1,19 кг;
- - кабель сигнальный с наконечниками, 3*0,5 мм, с маркировкой 0396, всего 11 рулонов, общей длиной 100 м, весом 5,35 кг;
- - хомуты пластиковые (для вязки кабелей):
- 1. длина 360мм*4,5 мм - 10 пачек по 100 шт. в каждой, всего 1000 шт.;
- 2. длина 100 мм * 2,5 мм - 5 пачек по 100 шт. в каждой, всего 500 шт. всего хомутов 1500 шт. в 15 пачках, весом 2,45 кг;
- - наконечники для проводов, с различной маркировкой:
- 1. маркировка weldmuller - 3000 шт. в 6 упаковках по 500 шт. в каждой;
- 2. маркировка cembre - 500 шт. в 5 пакетах по 100 шт. в каждом. всего 3500 шт. наконечников в 11 пакетах, весом 0,85 кг;
- - кабель силовой 4*2,5 мм с двумя наконечниками на концах кабеля, длиной 69 м, весом 11,22 кг;
- - кабель информационный 2*2 (4-х жильный)* 1 мм - 4 бухты, общей длиной 185 м, весом 13,04 кг на кабелях маркировка с указанием w1002, pfn2-04. р1670085-1670090;
- - кабель сигнальный 3*0,5 мм, общей длиной 69 м, весом 2,82 кг, маркировка на кабеле в виде бирки w1001;
- - кабель силовой без наконечников, 4*2,5 мм, длиной 10 м, весом 1,27 кг, без маркировки;
- - кабель контрольный с наконечниками, 24*1 мм, длиной 38 м, весом 26,08 кг, маркировка в виде бирки wx400;
- - пластмассовые бирки для маркировки кабелей - 2000 шт., общим весом 1,51 кг;
- - крепежные элементы металлические: болты 4*15 мм, гровер д. 5 мм, шайба д. 5 мм всего 0,95 кг;
- - автоматы для электрооборудования:
- 1. однофазные, маркировка на товаре siemens, также имеется приклеенная бирка q234-1 шт.;
- 2. двухфазные, маркировка на товаре siemens, также имеется приклеенная бирка q231-1 шт. всего 2 автомата, общим весом 0,45 кг;
- - крепежная металлическая планка, маркировка siemens, размером 12,5*46 см - 1 шт., весом 0,57 кг;
- - перемычки на клемники:
- 1. маркировка wqv2.5/10-18 шт.;
- 2. маркировка module ter.6e37-7 шт. всего 25 шт., общим весом 0,21 кг;
- - замки пластиковые на клемники, без маркировки, всего 14 шт., весом 0,1 кг;
- Всего 7 мест, упаковка - 4 картонных коробки, одна связка, 2 канистры, общий вес нетто 119,6 кг, общий вес брутто 125,3 кг.
По мнению таможенного органа в нарушение статьи 179 Таможенного кодекса Таможенного союза обществом в поданной ДТ N 10309200/250213/0002489 не был задекларирован вышеуказанный товар, что явилось основанием для вывода таможни о совершении обществом административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 16.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, которое выразилось в недекларировании по установленной форме товаров, подлежащих таможенному декларированию.
07.03.2013 г. по данному факту было возбуждено дело об административном правонарушении N 10309000-210/2013 по части 1 статьи 16.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
05.04.2013 г. в отсутствие законного представителя общества, извещенного надлежащим образом, о чем свидетельствует роспись генерального директора общества П.В. Гаврик, уполномоченным должностным лицом административного органа таможни составлен протокол об административном правонарушении по части 1 статьи 16.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
17.04.2013 г. заместителем начальника таможни вынесено оспариваемое постановление N 10309000-210/2013, которым обществу назначено наказание в виде административного штрафа в размере одной второй стоимости товаров, явившийся предметом административного правонарушения, что составляет 63548 рулей 18 копеек.
Не согласившись с указанным постановлением, общество обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением о признании его незаконным.
Повторно исследовав материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно подпункту 24 пункта 1 статьи 4 Таможенного кодекса Таможенного союза, таможенная декларация это документ, составленный по установленной форме, содержащий сведения о товарах, об избранной таможенной процедуре и иные сведения, необходимые для выпуска товаров.
Согласно подпункту 27 пункта 1 статьи 4 Таможенного кодекса Таможенного союза, таможенное декларирование это заявление декларантом таможенному органу сведений о товарах, об избранной таможенной процедуре и (или) иных сведений, необходимых для выпуска товаров.
Согласно подпункту 35 пункта 1 статьи 4 Таможенного кодекса Таможенного союза товар - любое движимое имущество, перемещаемое через таможенную границу, в том числе носители информации, валюта государств - членов таможенного союза, ценные бумаги и (или) валютные ценности, дорожные чеки, электрическая и иные виды энергии, а также иные перемещаемые вещи, приравненные к недвижимому имуществу.
В соответствии со статьей 179 Таможенного кодекса Таможенного союза, товары подлежат таможенному декларированию при помещении под таможенную процедуру либо в иных случаях, установленных в соответствии с Таможенным кодексом Таможенного союза.
Согласно пункту 3 статьи 179 Таможенного кодекса Таможенного союза таможенное декларирование производится в письменной и (или) электронной формах с использованием таможенной декларации.
Согласно пункту 1 статьи 181 Таможенного кодекса Таможенного союза при помещении под таможенные процедуры, за исключением таможенной процедуры таможенного транзита, таможенному органу представляется декларация на товары.
Как следует из пункта 2 статьи 180 Таможенного кодекса Таможенного союза перечень сведений, подлежащих указанию в таможенной декларации, ограничивается только сведениями, которые необходимы для исчисления и взимания таможенных платежей, формирования таможенной статистики и применения таможенного законодательства таможенного союза и иного законодательства государств - членов Таможенного союза.
В соответствии с подпунктом 5 пункта 2 статьи 181 Таможенного кодекса Таможенного союза, в декларации на товары указываются следующие основные сведения о товаре, в том числе, в кодированном виде: наименование, описание, классификационный код товаров по Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности, количество в килограммах (вес брутто и вес нетто) и в других единицах измерения.
В силу пункта 1 статьи 183 Таможенного кодекса Таможенного союза подача таможенной декларации должна сопровождаться представлением таможенному органу документов, на основании которых заполнена таможенная декларация, если иное не установлено Таможенным кодексом Таможенного союза
Согласно статье 188 Таможенного кодекса Таможенного союза, при декларировании товаров и совершении иных таможенных операций декларант обязан: 1) произвести таможенное декларирование товаров; 2) представить в таможенный орган документы, на основании которых заполнена таможенная декларация, если иное не установлено таможенным законодательством Таможенного союза; 3) предъявить декларируемые товары в случаях, установленных ТК ТС, либо по требованию таможенного органа; 4) уплатить таможенные платежи и (или) обеспечить их уплату в соответствии с Таможенным кодексом Таможенного союза; 5) соблюдать требования и условия использования товаров в соответствующей таможенной процедуре; 6) выполнять иные требования, предусмотренные Таможенным кодексом Таможенного союза.
Пунктом 7 статьи 190 Таможенного кодекса Таможенного союза установлено, что с момента регистрации таможенная декларация становится документом, свидетельствующим о фактах, имеющих юридическое значение.
В соответствии по статьей 189 Таможенного кодекса Таможенного союза, декларант несет ответственность в соответствии с законодательством государств - членов Таможенного союза за неисполнение обязанностей, предусмотренных статьей 188 Таможенного кодекса Таможенного союза, а также за заявление недостоверных сведений, указанных в таможенной декларации, в том числе при принятии таможенными органами решения о выпуске товаров с использованием системы управления рисками.
Объектом административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 16.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, является порядок декларирования товаров и транспортных средств.
Объективная сторона правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 16.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, выражается в бездействии, когда лицом фактически не выполняются требования таможенного законодательства по декларированию и таможенному оформлению товара, т.е. таможенному органу не заявляется весь товар либо его часть.
Как было указано выше, 28.03.2013 г. ЗАО "Оптово-розничная торговая и производственная фирма "Кубаньоптпродторг" при декларировании товаров в ДТ N 10309200/250213/0002489 не заявило Краснодарской таможни часть товара, подлежащего обязательному письменному декларированию, что не оспаривается самими обществом, тем самым, нарушив положения статей 179, 181 и 188 Таможенного кодекса Таможенного союза, что характеризует объективную сторону вмененного правонарушения.
Субъектом ответственности за недекларирование товаров выступает декларант, а если декларирование товаров осуществлялось таможенным представителем - таможенный представителем. Декларантом признается лицо, которое декларирует товары, либо от имени которого декларируются товары (подпункт 6 пункта 1 статьи 4 Таможенного кодекса Таможенного союза).
В соответствии с Таможенным кодексом Таможенного союза таможенное декларирование товаров производится декларантом либо таможенным представителем, действующим от имени и по поручению декларанта (пункт 2 статьи 179 Таможенного кодекса Таможенного союза).
В соответствии со статьей 186 Таможенного кодекса Таможенного союза, декларант - лицо государства-члена Таможенного союза, заключившее внешнеэкономическую сделку либо от имени (по поручению) которого эта сделка заключена, имеющее право владения, пользования и (или) распоряжения товарами при отсутствии внешнеэкономической сделки, в связи чем, он несет все обязанности, сопутствующие этому действию, в том числе, обязанность задекларировать товар.
В ходе проведения административного расследования товар, являющийся предметом по делу об административном правонарушении N 10309000-210/2013, был изъят по протоколу изъятия от 13.03.2013 года и передан на ответственное хранение в склад ЗАО "РОСТЭК-Кубань", расположенный по адресу г. Краснодар, ул. Тополиная, 4.
По делу об административном правонарушении N 103 09000-210/2013 была назначена товароведческая экспертиза с целью определения рыночной стоимости товара, являющегося предметом по делу об административном правонарушении N 103 09000-210/2013.
Согласно заключения эксперта ООО "Полиэксперт" N 112/2013 от 11.04.2013 года рыночная стоимость товара, являющегося предметом по делу об административном правонарушении N 10309000-210/2013 на дату совершения правонарушения составляет 127096,35 рублей.
В ходе проведения административного расследования получена служебная записка N 24.4-06/0428 от 03.04.2013 г. из отдела товарной номенклатуры происхождения товаров и торговых ограничений, в которой сообщается, что указанные выше товары, не заявленные в ДТ N 103 09200/250213/0002489 классифицируются в соответствии ТНВЭД ТС и в соответствии со статьей 203 Федерального закона от 27.11.2010 N ЗП-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 311) данные товары, ввозимые в Российскую Федерацию с территории государств, не являющихся членами Таможенного союза, подлежат таможенному декларированию в соответствии с главой 27 Таможенного кодекса Таможенного союза и в соответствии с главой 24 Федерального закона N 311 при их помещении под таможенную процедуру и изменении таможенной процедуры.
Довод заявителя, поддержанный судом первой инстанции о том, что указанные товары должны рассматриваться как входящие в комплект оборудования по транспартировке и закатке кукурузы, не может быть судом принят во внимание по следующим основаниям.
Изучив перечень товаров, не заявленных обществом для оформления в таможенном отношении, принимая во внимание их ассортимент, значительно большое количество, различные производители указанных товаров, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что данные товары являются самостоятельными изделиями соответствующих групп и не входят в комплект поставляемого оборудования.
В соответствии с частью 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Между тем, декларантом в материалы дела не представлено ни одного доказательства, подтверждающего, что указанные товары являются составными частями оборудования по транспортировке и закатке кукурузы, ссылка на такие доказательства отсутствует.
Таким образом, указанный довод общества о том, что спорный товар не подлежит отдельному декларированию, поскольку является частью единого технологического оборудования, документально не подтвержден и, по мнению суда апелляционной инстанции, заявлен с целью избежания от административной ответственности.
Как ранее указывалось в соответствии со статьей 179 Таможенного кодекса Таможенного союза, товары подлежат таможенному декларированию при помещении под таможенную процедуру, а таможенное декларирование производится в письменной форме с использованием таможенной декларации. Таможенное декларирование товаров производится декларантом либо таможенным представителем.
Заявление в таможенной декларации ЗАО "Оптово-розничная торговая и производственная фирма "Кубаньоптпродторг" недостоверных сведений о количестве товара и не заявление части декларируемого товара посягает на установленный порядок таможенного оформления и препятствует нормальной деятельности таможенного органа.
С момента регистрации таможенная декларация становится документом, свидетельствующим о фактах, имеющих юридическое значение (пункт 7 статьи 190 Таможенного кодекса Таможенного союза).
В соответствии с пунктом 30 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.10.2006 г. N 18 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Особенной части Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" частью 1 статьи 16.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена ответственность за недекларирование товаров и (или) транспортных средств, когда лицом фактически не выполняются требования таможенного законодательства по декларированию и таможенному оформлению товара, то есть таможенному органу не заявляется весь товар либо его часть (не заявляется часть однородного товара либо при декларировании товарной партии, состоящей из нескольких товаров, в таможенной декларации сообщаются сведения только об одном товаре или к таможенному оформлению представляется товар, отличный от того, сведения о котором были заявлены в таможенной декларации).
Административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность (часть 1 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых кодексом предусмотрена административная ответственность., но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (часть 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
Общество имело реальную возможность для соблюдения правил и норм, определяющих установленный порядок декларирования товаров при помещении под таможенную процедуру, за нарушение которых Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность, но не проявило должной степени заботливости и осмотрительности при декларировании товаров и не приняло всех зависящих от него мер по соблюдению норм таможенного законодательства, которые оно должно было и могло предпринять.
ЗАО "Кубаньоптпродторг" был проведен предварительный осмотр товара, прибывшего в его адрес без вскрытия упаковочных мест, путем сравнивания количество мест с заявленными сведениями в товаросопроводительными документами.
Общество могло также запросить более подробную информацию об отправляемом товаре у поставщика до подачи ДТ N 10309200/250213/0002489 в таможенный орган.
ЗАО "Кубаньоптпродторг" необходимо было проявить большую степень заботливости и осмотрительности при декларировании товаров, и принять все зависящие от него меры, касающиеся декларирования товара, которое должно было осуществляться обществом в полном соответствии с действующим таможенным законодательством.
Обязанность лица выполнить ту или иную обязанность в сфере таможенных правоотношений вытекает, прежде всего, из общего принципа закрепленного статьей 15 Конституции Российской Федерации, согласно которому любое лицо должно соблюдать установленные законом обязанности. Вступая в таможенные правоотношения, лицо должно не только знать о существовании обязанностей, отдельно установленных для каждого вида правоотношений, но и обеспечить их выполнение, то есть соблюсти ту степень заботливости и осмотрительности, которая необходима для строгого соблюдения требований закона, что не было осуществлено обществом.
Таким образом, материалами дела полностью доказаны вина общества в совершении вмененного правонарушения, состав и событие правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 16.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Нарушений порядка привлечения к административной ответственности, а равно обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, судом не выявлено.
Надлежащее извещение о времени и месте составления протокола об административном правонарушении и рассмотрении дела подтверждается материалами дела и обществом не оспаривается.
На момент рассмотрения дела срок давности привлечения к административной ответственности, установленный статьей 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, не истек.
Между тем, в рассматриваемом случае суд апелляционной инстанции пришел к выводу о наличии оснований для освобождения общества от административной ответственности в связи с малозначительностью совершенного им правонарушения.
В соответствии со статьей 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
Одновременно с этим в частях 1 и 3 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлено, что административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение. При назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.
В соответствии с пунктами 18, 18.1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 10 от 02.06.2004 г. "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям. Такие обстоятельства, как, например, личность и имущественное положение привлекаемого к ответственности лица, добровольное устранение последствий правонарушения, возмещение причиненного ущерба, не являются обстоятельствами, свидетельствующими о малозначительности правонарушения. Данные обстоятельства в силу частей 2 и 3 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях учитываются при назначении административного наказания.
Квалификация правонарушения как малозначительного производится с учетом положений пункта 18 названного постановления применительно к обстоятельствам конкретного совершенного лицом деяния. При этом применение судом положений о малозначительности должно быть мотивировано.
Согласно статье 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.
Административное правонарушение, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 16.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, посягает на установленный нормативными правовыми актами порядок общественных отношений в сфере государственного регулирования ввоза и вывоза товаров с таможенной территории.
По смыслу статьи 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях оценка малозначительности деяния должна соотноситься с характером и степенью общественной опасности, причинением вреда либо угрозой причинения вреда личности, обществу или государству. Административные органы обязаны установить не только формальное сходство содеянного с признаками того или иного административного правонарушения, но и решить вопрос о социальной опасности деяния. Существенная угроза охраняемым правоотношениям может выражаться не только в наступлении каких-либо материальных последствий правонарушения, но и в пренебрежительном отношении субъекта предпринимательской деятельности к исполнению своих публично-правовых обязанностей, к формальным требованиям публичного права. Следовательно, наличие или отсутствие существенной угрозы охраняемым правоотношением может быть оценено судом только с точки зрения степени вреда (угрозы вреда), причиненного непосредственно установленному публично-правовому порядку деятельности.
В свою очередь, административным органом не представлено в материалы дела доказательств возникновения существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.
Ранее общество к административной ответственности за аналогичное правонарушение не привлекалось, обстоятельств, отягчающих ответственность общества, не установлено.
Суд апелляционной инстанции также учитывает, что административным органом не доказано, что правонарушение обществом совершено умышленно. Правонарушение фактически было совершено по неосторожности и не повлекло каких-либо правовых последствий, что не отрицается таможенным органом.
Оценив представленные доказательства, характер и степень общественной опасности правонарушения, с учетом конкретных обстоятельств дела, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что в рассматриваемом случае при формальном наличии признаков состава административного правонарушения, оно не содержит существенной угрозы охраняемым общественным отношениям, не причинило существенного вреда интересам граждан, общества и государства и надлежит квалифицировать как малозначительное.
Согласно пункту 17 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 г. N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" если малозначительность правонарушения будет установлена в ходе рассмотрения дела об оспаривании постановления административного органа о привлечении к административной ответственности, суд, руководствуясь частью 2 статьи 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и статьей 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, принимает решение о признании незаконным этого постановления и о его отмене.
Учитывая изложенное, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о признании незаконным и отмене оспариваемого постановления Ростовской таможни в связи с малозначительностью совершенного обществом правонарушения. Следовательно, ошибочные выводы суда первой инстанции об отсутствии в действиях общества состава административного правонарушения, изложенные в мотивировочной части обжалуемого решения, в целом не привели к принятию необоснованного решения.
В силу абзаца 2 пункта 35 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.05.2009 г. N 36 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде апелляционной инстанции" в случае несогласия суда апелляционной инстанции только с мотивировочной частью обжалуемого судебного акта, которая, однако, не повлекла принятия неправильного решения, суд апелляционной инстанции, не отменяя обжалуемый судебный акт, приводит иную мотивировочную часть.
Нарушения и неправильного применения норм процессуального права, влекущих отмену судебного акта в силу статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом апелляционной инстанции не установлено.
При таких обстоятельствах оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения суда первой инстанции не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 25.10.2013 г. по делу N А32-14696/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации, в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Председательствующий
Г.А.СУРМАЛЯН
Судьи
Н.Н.СМОТРОВА
М.В.СОЛОВЬЕВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "TMJ.SU | Таможенное дело. Таможенное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПЯТНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 17.04.2014 N 15АП-3044/2014 ПО ДЕЛУ N А32-14696/2013
Разделы:Таможенное декларирование и оформление; Таможенное дело
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ПЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 17 апреля 2014 г. N 15АП-3044/2014
Дело N А32-14696/2013
Резолютивная часть постановления объявлена 14 апреля 2014 года
Полный текст постановления изготовлен 17 апреля 2014 года
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Сурмаляна Г.А.,
судей Смотровой Н.Н., Соловьевой М.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Войцешко И.С.,
при участии в судебном заседании:
- от заявителя: представитель не явился, уведомлен надлежащим образом;
- от заинтересованного лица: представитель не явился, уведомлен надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Краснодарской таможни на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 25.10.2013 г. по делу N А32-14696/2013 по заявлению закрытого акционерного общества "Оптово-розничная торговая и производственная фирма "Кубаньоптпродторг" о признании незаконным и отмене постановления N 10309000-210/2013 от 17.04.2013 г. о привлечении к административной ответственности по части 1 статьи 16.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
заинтересованное лицо: Краснодарская таможня,
принятое в составе судьи Чеснокова А.А.,
установил:
закрытое акционерное общество "Оптово-розничная торговая и производственная фирма "Кубаньоптпродторг" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Краснодарской таможни (далее - таможня) N 10309000-210/2013 от 17.04.2013 г. о привлечении к административной ответственности по части 1 статьи 16.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 25 октября 2013 года заявленные требования удовлетворены, оспариваемое постановление признано незаконным и отменено.
Решение мотивировано отсутствием в действиях общества состава и события вменяемого правонарушения.
Не согласившись с принятым по делу судебным актом, Краснодарская таможня обжаловала его в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В апелляционной жалобе таможня просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт.
В обоснование апелляционной жалобы таможня указывает, что ЗАО "Кубаньоптпродторг" в нарушение статьи 179 Таможенного кодекса Таможенного союза в ДТ N 10309200/250213/0002489 не был задекларирован указанный товар.
Лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили.
Дело рассмотрено в порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом.
Как следует из материалов дела, 20.02.2013 г. в зону деятельности Краснодарской таможни на Прикубанский таможенный пост в адрес общества по документам: CARNET TIR ХН70959131, CARNET TIR ХН70959913, CARNET TIR ХЕ68423449, по инвойсам VF121200154 VF121200153, VF121200152 по контракту N 128827 с фирмой ZANICHELLI MECCANICA SPA (Италия) поступил товар "оборудование и части оборудования для консервирования сельхозпродукции" весом брутто 18420 кг, вес нетто 18400 кг, общая таможенная стоимость 14520396,22 рублей.
25.02.2013 г. на прибывшую партию товара обществом была подана ДТ N 10309200/250213/0002489.
В ходе проведения фактического контроля при отработке профиля риска N 55/10000/11062008/00228 (7) таможенным органом был проведен таможенный досмотр указанных выше товаров АТД N 10309200/250213/000356) в ходе которого установлено, что к досмотру предъявлен товар "оборудование и части оборудования для консервирования сельхозпродукции".
Кроме того, в ходе проведения таможенного досмотра установлено, что вместе с заявленным в ДТ N 10309200/250213/0002489 в указанной партии товаров также находились товары, не указанные в ДТ N 10309200/250213/0002489, а именно:
- - части транспортерной ленты: звенья пластмассовые, навалом: 16 больших звеньев шириной каждого звена 15 см, весом 3,1 кг (часть картонной коробки);
- - части транспортерной ленты: 12 узких звеньев шириной каждого звена 5см, весом 0,76 кг, (часть картонной коробки);
- - части транспортерной ленты: 21 пластмассовых прутков шириной 74 см, толщиной 05 см, весом 0,58 кг (часть картонной коробки);
- - пластиковые звездочки для привода конвейера наружным диаметром 19 см - 3 шт., упакованы в полиэтиленовый пакет, маркировка на упаковке inipf21q0126. весом 2,02 кг, (часть картонной коробки);
- - масло специальное для вакуумного насоса (согласно маркировки на канистрах), арт. 0831.000.100, маркировка "busсh", made in es, "busch italya s.r.l.", упаковано в 2 пластиковых канистрах по 5 л в каждой, всего 10 л общий весом 10,26 кг;
- - электрические приборы:
- 1. преобразователи частоты, маркировка v1000, тип vza40p7baa, made in japan (на приборе приклеен ярлык с маркировкой 5.3/м01) - 1 шт., весом 2 кг;
- 2. преобразователи частоты, маркировка v1000, тип vza40p7baa, made in japan (на приборе приклеен ярлык с маркировкой 4,03/) - 1 шт., весом 2 кг;
- 3. преобразователи частоты, маркировка v1000, тип vza40p7baa, made in japan (на приборе приклеен ярлык с маркировкой 4,01/) - 1 шт., весом 2 кг;
- 4. преобразователи частоты, маркировка v1000, тип vza41p5baa, made in сhina (на приборе приклеен ярлык с маркировкой 9.04/) - 1 шт., весом 2.01 кг;
- 5. преобразователи частоты, маркировка v1000, тип vza41p5baa, made in сhina (на приборе приклеен ярлык с маркировкой 9.03/) - 1 шт., весом 1.99 кг;
- 6. преобразователи частоты, маркировка v1000, тип vza41p5baa, made in сhina (на приборе приклеен ярлык с маркировкой 5.2/) - 1 шт., весом 1,99 кг;
- 7. преобразователи частоты, маркировка v1000, тип vza42p2baa, made in сhina (на приборе приклеен ярлык с маркировкой 1,4/) - 1 шт., весом 2.03 кг;
- 8. преобразователи частоты, маркировка v1000, тип vza41p5baa, made in сhina (на приборе приклеен ярлык с маркировкой 5.01/) - 1 шт., весом 2 кг;
- 9. преобразователи частоты, маркировка v1000, тип vza41p5baa, made in сhina (на приборе приклеен ярлык с маркировкой 5.05/) - 1 шт., весом 2.02 кг. ВСЕГО преобразователей 9 шт., общим весом 18,04 кг;
- - электрические приборы - сетевые фильтры, всего 8 шт. маркировка а100-fiv3010-re, pasmi electronics ltd, uk made in england. к сетевым фильтрам подведены провода. общий вес 8,55 кг;
- - розетки электрические трехфазные, маркировка marechal на 380-440 вт., всего 2 шт., общим весом 3,86 кг;
- - пульт управления на 4 кнопки со световой и звуковой сигнализацией - 1 шт., весом 4,2 кг;
- - электрический прибор - модуль преобразования электрических сигналов, модель z170reg, seneca - 1 шт., весом 0,16 кг;
- - электрический прибор - блок питания 24в "sitop", "siemens", 1 шт., весом 1,19 кг;
- - кабель сигнальный с наконечниками, 3*0,5 мм, с маркировкой 0396, всего 11 рулонов, общей длиной 100 м, весом 5,35 кг;
- - хомуты пластиковые (для вязки кабелей):
- 1. длина 360мм*4,5 мм - 10 пачек по 100 шт. в каждой, всего 1000 шт.;
- 2. длина 100 мм * 2,5 мм - 5 пачек по 100 шт. в каждой, всего 500 шт. всего хомутов 1500 шт. в 15 пачках, весом 2,45 кг;
- - наконечники для проводов, с различной маркировкой:
- 1. маркировка weldmuller - 3000 шт. в 6 упаковках по 500 шт. в каждой;
- 2. маркировка cembre - 500 шт. в 5 пакетах по 100 шт. в каждом. всего 3500 шт. наконечников в 11 пакетах, весом 0,85 кг;
- - кабель силовой 4*2,5 мм с двумя наконечниками на концах кабеля, длиной 69 м, весом 11,22 кг;
- - кабель информационный 2*2 (4-х жильный)* 1 мм - 4 бухты, общей длиной 185 м, весом 13,04 кг на кабелях маркировка с указанием w1002, pfn2-04. р1670085-1670090;
- - кабель сигнальный 3*0,5 мм, общей длиной 69 м, весом 2,82 кг, маркировка на кабеле в виде бирки w1001;
- - кабель силовой без наконечников, 4*2,5 мм, длиной 10 м, весом 1,27 кг, без маркировки;
- - кабель контрольный с наконечниками, 24*1 мм, длиной 38 м, весом 26,08 кг, маркировка в виде бирки wx400;
- - пластмассовые бирки для маркировки кабелей - 2000 шт., общим весом 1,51 кг;
- - крепежные элементы металлические: болты 4*15 мм, гровер д. 5 мм, шайба д. 5 мм всего 0,95 кг;
- - автоматы для электрооборудования:
- 1. однофазные, маркировка на товаре siemens, также имеется приклеенная бирка q234-1 шт.;
- 2. двухфазные, маркировка на товаре siemens, также имеется приклеенная бирка q231-1 шт. всего 2 автомата, общим весом 0,45 кг;
- - крепежная металлическая планка, маркировка siemens, размером 12,5*46 см - 1 шт., весом 0,57 кг;
- - перемычки на клемники:
- 1. маркировка wqv2.5/10-18 шт.;
- 2. маркировка module ter.6e37-7 шт. всего 25 шт., общим весом 0,21 кг;
- - замки пластиковые на клемники, без маркировки, всего 14 шт., весом 0,1 кг;
- Всего 7 мест, упаковка - 4 картонных коробки, одна связка, 2 канистры, общий вес нетто 119,6 кг, общий вес брутто 125,3 кг.
По мнению таможенного органа в нарушение статьи 179 Таможенного кодекса Таможенного союза обществом в поданной ДТ N 10309200/250213/0002489 не был задекларирован вышеуказанный товар, что явилось основанием для вывода таможни о совершении обществом административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 16.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, которое выразилось в недекларировании по установленной форме товаров, подлежащих таможенному декларированию.
07.03.2013 г. по данному факту было возбуждено дело об административном правонарушении N 10309000-210/2013 по части 1 статьи 16.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
05.04.2013 г. в отсутствие законного представителя общества, извещенного надлежащим образом, о чем свидетельствует роспись генерального директора общества П.В. Гаврик, уполномоченным должностным лицом административного органа таможни составлен протокол об административном правонарушении по части 1 статьи 16.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
17.04.2013 г. заместителем начальника таможни вынесено оспариваемое постановление N 10309000-210/2013, которым обществу назначено наказание в виде административного штрафа в размере одной второй стоимости товаров, явившийся предметом административного правонарушения, что составляет 63548 рулей 18 копеек.
Не согласившись с указанным постановлением, общество обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением о признании его незаконным.
Повторно исследовав материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно подпункту 24 пункта 1 статьи 4 Таможенного кодекса Таможенного союза, таможенная декларация это документ, составленный по установленной форме, содержащий сведения о товарах, об избранной таможенной процедуре и иные сведения, необходимые для выпуска товаров.
Согласно подпункту 27 пункта 1 статьи 4 Таможенного кодекса Таможенного союза, таможенное декларирование это заявление декларантом таможенному органу сведений о товарах, об избранной таможенной процедуре и (или) иных сведений, необходимых для выпуска товаров.
Согласно подпункту 35 пункта 1 статьи 4 Таможенного кодекса Таможенного союза товар - любое движимое имущество, перемещаемое через таможенную границу, в том числе носители информации, валюта государств - членов таможенного союза, ценные бумаги и (или) валютные ценности, дорожные чеки, электрическая и иные виды энергии, а также иные перемещаемые вещи, приравненные к недвижимому имуществу.
В соответствии со статьей 179 Таможенного кодекса Таможенного союза, товары подлежат таможенному декларированию при помещении под таможенную процедуру либо в иных случаях, установленных в соответствии с Таможенным кодексом Таможенного союза.
Согласно пункту 3 статьи 179 Таможенного кодекса Таможенного союза таможенное декларирование производится в письменной и (или) электронной формах с использованием таможенной декларации.
Согласно пункту 1 статьи 181 Таможенного кодекса Таможенного союза при помещении под таможенные процедуры, за исключением таможенной процедуры таможенного транзита, таможенному органу представляется декларация на товары.
Как следует из пункта 2 статьи 180 Таможенного кодекса Таможенного союза перечень сведений, подлежащих указанию в таможенной декларации, ограничивается только сведениями, которые необходимы для исчисления и взимания таможенных платежей, формирования таможенной статистики и применения таможенного законодательства таможенного союза и иного законодательства государств - членов Таможенного союза.
В соответствии с подпунктом 5 пункта 2 статьи 181 Таможенного кодекса Таможенного союза, в декларации на товары указываются следующие основные сведения о товаре, в том числе, в кодированном виде: наименование, описание, классификационный код товаров по Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности, количество в килограммах (вес брутто и вес нетто) и в других единицах измерения.
В силу пункта 1 статьи 183 Таможенного кодекса Таможенного союза подача таможенной декларации должна сопровождаться представлением таможенному органу документов, на основании которых заполнена таможенная декларация, если иное не установлено Таможенным кодексом Таможенного союза
Согласно статье 188 Таможенного кодекса Таможенного союза, при декларировании товаров и совершении иных таможенных операций декларант обязан: 1) произвести таможенное декларирование товаров; 2) представить в таможенный орган документы, на основании которых заполнена таможенная декларация, если иное не установлено таможенным законодательством Таможенного союза; 3) предъявить декларируемые товары в случаях, установленных ТК ТС, либо по требованию таможенного органа; 4) уплатить таможенные платежи и (или) обеспечить их уплату в соответствии с Таможенным кодексом Таможенного союза; 5) соблюдать требования и условия использования товаров в соответствующей таможенной процедуре; 6) выполнять иные требования, предусмотренные Таможенным кодексом Таможенного союза.
Пунктом 7 статьи 190 Таможенного кодекса Таможенного союза установлено, что с момента регистрации таможенная декларация становится документом, свидетельствующим о фактах, имеющих юридическое значение.
В соответствии по статьей 189 Таможенного кодекса Таможенного союза, декларант несет ответственность в соответствии с законодательством государств - членов Таможенного союза за неисполнение обязанностей, предусмотренных статьей 188 Таможенного кодекса Таможенного союза, а также за заявление недостоверных сведений, указанных в таможенной декларации, в том числе при принятии таможенными органами решения о выпуске товаров с использованием системы управления рисками.
Объектом административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 16.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, является порядок декларирования товаров и транспортных средств.
Объективная сторона правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 16.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, выражается в бездействии, когда лицом фактически не выполняются требования таможенного законодательства по декларированию и таможенному оформлению товара, т.е. таможенному органу не заявляется весь товар либо его часть.
Как было указано выше, 28.03.2013 г. ЗАО "Оптово-розничная торговая и производственная фирма "Кубаньоптпродторг" при декларировании товаров в ДТ N 10309200/250213/0002489 не заявило Краснодарской таможни часть товара, подлежащего обязательному письменному декларированию, что не оспаривается самими обществом, тем самым, нарушив положения статей 179, 181 и 188 Таможенного кодекса Таможенного союза, что характеризует объективную сторону вмененного правонарушения.
Субъектом ответственности за недекларирование товаров выступает декларант, а если декларирование товаров осуществлялось таможенным представителем - таможенный представителем. Декларантом признается лицо, которое декларирует товары, либо от имени которого декларируются товары (подпункт 6 пункта 1 статьи 4 Таможенного кодекса Таможенного союза).
В соответствии с Таможенным кодексом Таможенного союза таможенное декларирование товаров производится декларантом либо таможенным представителем, действующим от имени и по поручению декларанта (пункт 2 статьи 179 Таможенного кодекса Таможенного союза).
В соответствии со статьей 186 Таможенного кодекса Таможенного союза, декларант - лицо государства-члена Таможенного союза, заключившее внешнеэкономическую сделку либо от имени (по поручению) которого эта сделка заключена, имеющее право владения, пользования и (или) распоряжения товарами при отсутствии внешнеэкономической сделки, в связи чем, он несет все обязанности, сопутствующие этому действию, в том числе, обязанность задекларировать товар.
В ходе проведения административного расследования товар, являющийся предметом по делу об административном правонарушении N 10309000-210/2013, был изъят по протоколу изъятия от 13.03.2013 года и передан на ответственное хранение в склад ЗАО "РОСТЭК-Кубань", расположенный по адресу г. Краснодар, ул. Тополиная, 4.
По делу об административном правонарушении N 103 09000-210/2013 была назначена товароведческая экспертиза с целью определения рыночной стоимости товара, являющегося предметом по делу об административном правонарушении N 103 09000-210/2013.
Согласно заключения эксперта ООО "Полиэксперт" N 112/2013 от 11.04.2013 года рыночная стоимость товара, являющегося предметом по делу об административном правонарушении N 10309000-210/2013 на дату совершения правонарушения составляет 127096,35 рублей.
В ходе проведения административного расследования получена служебная записка N 24.4-06/0428 от 03.04.2013 г. из отдела товарной номенклатуры происхождения товаров и торговых ограничений, в которой сообщается, что указанные выше товары, не заявленные в ДТ N 103 09200/250213/0002489 классифицируются в соответствии ТНВЭД ТС и в соответствии со статьей 203 Федерального закона от 27.11.2010 N ЗП-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 311) данные товары, ввозимые в Российскую Федерацию с территории государств, не являющихся членами Таможенного союза, подлежат таможенному декларированию в соответствии с главой 27 Таможенного кодекса Таможенного союза и в соответствии с главой 24 Федерального закона N 311 при их помещении под таможенную процедуру и изменении таможенной процедуры.
Довод заявителя, поддержанный судом первой инстанции о том, что указанные товары должны рассматриваться как входящие в комплект оборудования по транспартировке и закатке кукурузы, не может быть судом принят во внимание по следующим основаниям.
Изучив перечень товаров, не заявленных обществом для оформления в таможенном отношении, принимая во внимание их ассортимент, значительно большое количество, различные производители указанных товаров, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что данные товары являются самостоятельными изделиями соответствующих групп и не входят в комплект поставляемого оборудования.
В соответствии с частью 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Между тем, декларантом в материалы дела не представлено ни одного доказательства, подтверждающего, что указанные товары являются составными частями оборудования по транспортировке и закатке кукурузы, ссылка на такие доказательства отсутствует.
Таким образом, указанный довод общества о том, что спорный товар не подлежит отдельному декларированию, поскольку является частью единого технологического оборудования, документально не подтвержден и, по мнению суда апелляционной инстанции, заявлен с целью избежания от административной ответственности.
Как ранее указывалось в соответствии со статьей 179 Таможенного кодекса Таможенного союза, товары подлежат таможенному декларированию при помещении под таможенную процедуру, а таможенное декларирование производится в письменной форме с использованием таможенной декларации. Таможенное декларирование товаров производится декларантом либо таможенным представителем.
Заявление в таможенной декларации ЗАО "Оптово-розничная торговая и производственная фирма "Кубаньоптпродторг" недостоверных сведений о количестве товара и не заявление части декларируемого товара посягает на установленный порядок таможенного оформления и препятствует нормальной деятельности таможенного органа.
С момента регистрации таможенная декларация становится документом, свидетельствующим о фактах, имеющих юридическое значение (пункт 7 статьи 190 Таможенного кодекса Таможенного союза).
В соответствии с пунктом 30 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.10.2006 г. N 18 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Особенной части Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" частью 1 статьи 16.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена ответственность за недекларирование товаров и (или) транспортных средств, когда лицом фактически не выполняются требования таможенного законодательства по декларированию и таможенному оформлению товара, то есть таможенному органу не заявляется весь товар либо его часть (не заявляется часть однородного товара либо при декларировании товарной партии, состоящей из нескольких товаров, в таможенной декларации сообщаются сведения только об одном товаре или к таможенному оформлению представляется товар, отличный от того, сведения о котором были заявлены в таможенной декларации).
Административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность (часть 1 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых кодексом предусмотрена административная ответственность., но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (часть 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
Общество имело реальную возможность для соблюдения правил и норм, определяющих установленный порядок декларирования товаров при помещении под таможенную процедуру, за нарушение которых Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность, но не проявило должной степени заботливости и осмотрительности при декларировании товаров и не приняло всех зависящих от него мер по соблюдению норм таможенного законодательства, которые оно должно было и могло предпринять.
ЗАО "Кубаньоптпродторг" был проведен предварительный осмотр товара, прибывшего в его адрес без вскрытия упаковочных мест, путем сравнивания количество мест с заявленными сведениями в товаросопроводительными документами.
Общество могло также запросить более подробную информацию об отправляемом товаре у поставщика до подачи ДТ N 10309200/250213/0002489 в таможенный орган.
ЗАО "Кубаньоптпродторг" необходимо было проявить большую степень заботливости и осмотрительности при декларировании товаров, и принять все зависящие от него меры, касающиеся декларирования товара, которое должно было осуществляться обществом в полном соответствии с действующим таможенным законодательством.
Обязанность лица выполнить ту или иную обязанность в сфере таможенных правоотношений вытекает, прежде всего, из общего принципа закрепленного статьей 15 Конституции Российской Федерации, согласно которому любое лицо должно соблюдать установленные законом обязанности. Вступая в таможенные правоотношения, лицо должно не только знать о существовании обязанностей, отдельно установленных для каждого вида правоотношений, но и обеспечить их выполнение, то есть соблюсти ту степень заботливости и осмотрительности, которая необходима для строгого соблюдения требований закона, что не было осуществлено обществом.
Таким образом, материалами дела полностью доказаны вина общества в совершении вмененного правонарушения, состав и событие правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 16.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Нарушений порядка привлечения к административной ответственности, а равно обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, судом не выявлено.
Надлежащее извещение о времени и месте составления протокола об административном правонарушении и рассмотрении дела подтверждается материалами дела и обществом не оспаривается.
На момент рассмотрения дела срок давности привлечения к административной ответственности, установленный статьей 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, не истек.
Между тем, в рассматриваемом случае суд апелляционной инстанции пришел к выводу о наличии оснований для освобождения общества от административной ответственности в связи с малозначительностью совершенного им правонарушения.
В соответствии со статьей 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
Одновременно с этим в частях 1 и 3 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлено, что административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение. При назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.
В соответствии с пунктами 18, 18.1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 10 от 02.06.2004 г. "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям. Такие обстоятельства, как, например, личность и имущественное положение привлекаемого к ответственности лица, добровольное устранение последствий правонарушения, возмещение причиненного ущерба, не являются обстоятельствами, свидетельствующими о малозначительности правонарушения. Данные обстоятельства в силу частей 2 и 3 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях учитываются при назначении административного наказания.
Квалификация правонарушения как малозначительного производится с учетом положений пункта 18 названного постановления применительно к обстоятельствам конкретного совершенного лицом деяния. При этом применение судом положений о малозначительности должно быть мотивировано.
Согласно статье 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.
Административное правонарушение, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 16.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, посягает на установленный нормативными правовыми актами порядок общественных отношений в сфере государственного регулирования ввоза и вывоза товаров с таможенной территории.
По смыслу статьи 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях оценка малозначительности деяния должна соотноситься с характером и степенью общественной опасности, причинением вреда либо угрозой причинения вреда личности, обществу или государству. Административные органы обязаны установить не только формальное сходство содеянного с признаками того или иного административного правонарушения, но и решить вопрос о социальной опасности деяния. Существенная угроза охраняемым правоотношениям может выражаться не только в наступлении каких-либо материальных последствий правонарушения, но и в пренебрежительном отношении субъекта предпринимательской деятельности к исполнению своих публично-правовых обязанностей, к формальным требованиям публичного права. Следовательно, наличие или отсутствие существенной угрозы охраняемым правоотношением может быть оценено судом только с точки зрения степени вреда (угрозы вреда), причиненного непосредственно установленному публично-правовому порядку деятельности.
В свою очередь, административным органом не представлено в материалы дела доказательств возникновения существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.
Ранее общество к административной ответственности за аналогичное правонарушение не привлекалось, обстоятельств, отягчающих ответственность общества, не установлено.
Суд апелляционной инстанции также учитывает, что административным органом не доказано, что правонарушение обществом совершено умышленно. Правонарушение фактически было совершено по неосторожности и не повлекло каких-либо правовых последствий, что не отрицается таможенным органом.
Оценив представленные доказательства, характер и степень общественной опасности правонарушения, с учетом конкретных обстоятельств дела, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что в рассматриваемом случае при формальном наличии признаков состава административного правонарушения, оно не содержит существенной угрозы охраняемым общественным отношениям, не причинило существенного вреда интересам граждан, общества и государства и надлежит квалифицировать как малозначительное.
Согласно пункту 17 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 г. N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" если малозначительность правонарушения будет установлена в ходе рассмотрения дела об оспаривании постановления административного органа о привлечении к административной ответственности, суд, руководствуясь частью 2 статьи 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и статьей 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, принимает решение о признании незаконным этого постановления и о его отмене.
Учитывая изложенное, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о признании незаконным и отмене оспариваемого постановления Ростовской таможни в связи с малозначительностью совершенного обществом правонарушения. Следовательно, ошибочные выводы суда первой инстанции об отсутствии в действиях общества состава административного правонарушения, изложенные в мотивировочной части обжалуемого решения, в целом не привели к принятию необоснованного решения.
В силу абзаца 2 пункта 35 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.05.2009 г. N 36 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде апелляционной инстанции" в случае несогласия суда апелляционной инстанции только с мотивировочной частью обжалуемого судебного акта, которая, однако, не повлекла принятия неправильного решения, суд апелляционной инстанции, не отменяя обжалуемый судебный акт, приводит иную мотивировочную часть.
Нарушения и неправильного применения норм процессуального права, влекущих отмену судебного акта в силу статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом апелляционной инстанции не установлено.
При таких обстоятельствах оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения суда первой инстанции не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 25.10.2013 г. по делу N А32-14696/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации, в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Председательствующий
Г.А.СУРМАЛЯН
Судьи
Н.Н.СМОТРОВА
М.В.СОЛОВЬЕВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "TMJ.SU | Таможенное дело. Таможенное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)