Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ШЕСТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 14.05.2009 N 06АП-1556/2009 ПО ДЕЛУ N А73-72/2009

Разделы:
Таможенное декларирование и оформление; Таможенное дело

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ШЕСТОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

Именем Российской Федерации

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 14 мая 2009 г. N 06АП-1556/2009


Резолютивная часть постановления от 06 мая 2009 года
Полный текст постановления изготовлен 14 мая 2009 года
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
Председательствующего: Михайловой А.И.
Судей: Карасева В.Ф., Песковой Т.Д.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Сазонкиной Е.А.
при участии в судебном заседании:
- от общества с ограниченной ответственностью "НТБ Проджект": Лещенко В.А., юрист по дов. от 02.02.2009 N 1;
- от Хабаровской таможни: Еременко А.А., глав. гос. тамож. инспектор прав. отдела по дов. от 15.08.2008 N 04-24/8537; Меличева О.М., гос. тамож. инспектор отдела по дов. от 24.04.2009 N 04-24/4685
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу Хабаровской таможни
на решение от 10 марта 2009 года
по делу N А73-72/2009
Арбитражного суда Хабаровского края
принятое судьей Шапошниковой В.А.
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "НТБ Проджект"
о признании недействительным решения Хабаровской таможни, оформленного письмом от 06.10.2008 N 13-22/10367, обязании Хабаровской таможни возвратить излишне уплаченные таможенные платежи в сумме 72 000 руб. и проценты в сумме 3 332 руб.

Общество с ограниченной ответственностью "НТБ Проджект" (далее - ООО "НТБ Проджект", общество, декларант) обратилось в арбитражный суд Хабаровского края с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о признании незаконными действий Хабаровской таможни, оформленного письмом от 06.10.2008 N 13-22/10367, об отказе в возврате таможенных сборов за таможенное оформление полных периодических таможенных деклараций в сумме 72 000 руб., а также об обязании Хабаровской таможни возвратить обществу излишне уплаченные таможенные платежи в сумме 72 000 руб., уплатить проценты за пользование излишне уплаченными платежами в сумме 3 332 руб.
Решением суда первой инстанции от 10.03.2009 заявленные обществом требования удовлетворены.
Не согласившись с решением суда, Хабаровская таможня обратилась с апелляционной жалобой на предмет его отмены, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права, а также на несоответствие выводов суда обстоятельствам дела.
В судебном заседании представители таможенного органа поддержали доводы, изложенные в апелляционной жалобе, просили решение суда первой инстанции отменить, апелляционную жалобу - удовлетворить.
Представитель общества в судебном заседании с апелляционной жалобой не согласился, просил решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Заслушав представителей таможенного органа и ООО "НТБ Проджект", исследовав материалы дела и доводы жалобы, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для удовлетворения заявленных требований и отмены решения суда первой инстанции.
В соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 138 Таможенного кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ) при вывозе с таможенной территории Российской Федерации российских товаров, в отношении которых не могут быть представлены точные сведения, необходимые для таможенного оформления, в соответствии с обычным ведением внешней торговли, допускается их периодическое временное декларирование путем подачи временной таможенной декларации. После убытия российских товаров с таможенной территории Российской Федерации декларант обязан подать полную и надлежащим образом заполненную таможенную декларацию на все российские товары, вывезенные в определенный период времени.
При этом, по смыслу пункта 1 статьи 137 ТК РФ, применение упрощенного порядка декларирования (в том числе периодическое временное декларирование) является правом декларанта, реализация которого не должна приводить ни к освобождению от уплаты таможенных платежей, причитающихся к уплате в соответствии с общим порядком декларирования, ни к возложению на декларантов, избравших упрощенный порядок, дополнительных фискальных обременений и ухудшению положения таких декларантов.
Как следует из материалов дела, ООО "НТБ Проджект", при вывозе с таможенной территории Российской Федерации в период с 2005 по 2008 годы лесопродукции представило в таможенный орган временные таможенные декларации, уплатив таможенные сборы за таможенное оформление товаров в сумме 86 500 руб.
При подаче полных таможенных деклараций на тот же товар таможенные сборы в сумме 72 000 руб. были начислены таможенным органом и уплачены обществом повторно.
Посчитав, что у общества отсутствовала обязанность по уплате названной суммы, декларант обратился в таможенный орган с заявлением от 18.09.2008 о возврате денежных средств в сумме 72 000 руб. как излишне уплаченных.
Хабаровская таможня письмом от 06.10.2008 N 13-22/10367 сообщила ООО "НТБ Проджект" об отсутствии факта излишней уплаты таможенных платежей.
Не согласившись с названными действиями таможенного органа, ООО "НТБ Проджект" обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Суд первой инстанции, удовлетворяя заявленные требования, указал на несоответствие оспариваемых действий Хабаровской таможни положениям таможенного законодательства.
Повторно рассмотрев дело по имеющимся в нем и дополнительно представленным доказательствам, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для удовлетворения жалобы и отмены решения суда.
В соответствии с подпунктом 31 пункта 1 статьи 11 и статьей 63.1 ТК РФ за таможенное оформление взимаются таможенные сборы, представляющие собой таможенные платежи, уплата которых является одним из условий совершения таможенными органами действий, связанных с таможенным оформлением товаров.
Согласно пункту 1 статьи 357.6 и подпункту 1 пункта 1 статьи 357.7 ТК РФ таможенные сборы за таможенное оформление уплачиваются при декларировании до подачи таможенной декларации или одновременно с подачей таможенной декларации.
Статьей 357.10 ТК РФ предусмотрено, что ставки таможенных сборов за таможенное оформление устанавливаются Правительством Российской Федерации.
В соответствии с названной статьей ТК РФ Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.12.2004 N 863 "О ставках таможенных сборов за таможенное оформление товаров" (далее - Постановление N 863) определены ставки таможенных сборов.
Пункт 7 указанного Постановления содержит положение о том, что в случае повторной подачи таможенной декларации на одни и те же товары при заявлении одного и того же таможенного режима (за исключением подачи полной таможенной декларации при периодическом временном декларировании) таможенные сборы за таможенное оформление уплачиваются в размере 500 рублей.
Таким образом, установленная пунктом 7 Постановления N 863 обязанность по повторной уплате таможенного сбора не может быть распространена на случаи подачи полной таможенной декларации при периодическом временном декларировании.
Согласно пунктам 1 и 2 статьи 60 ТК РФ при вывозе товара таможенное оформление начинается в момент представления таможенной декларации и завершается совершением таможенных операций, необходимых в соответствии с Кодексом для применения к товарам таможенных процедур, для помещения товаров под таможенный режим или для завершения действия этого режима, если такой таможенный режим действует в течение определенного срока, а также для исчисления и взимания таможенных платежей.
Следовательно, представление временной и полной таможенных деклараций в совокупности с другими необходимыми таможенными операциями составляют таможенное оформление товара как единую таможенную процедуру.
Данный вывод согласуется с правовой позицией Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, высказанной в постановлении от 08.07.2008 N 4574/08, согласно которой уплата таможенного сбора за таможенное оформление товаров при подаче временной таможенной декларации является оплатой всех действий таможенных органов по таможенному оформлению товара в рамках периодического временного декларирования данных товаров и исключает повторную уплату таможенных сборов при представлении полной таможенной декларации.
На основании изложенных норм права, арбитражный суд приходит к выводу о том, что подача декларантом как временной, так и полной таможенных деклараций производится в рамках единого комплекса отношений, и возникает один объект обложения сбором - действия таможни по таможенному оформлению товара, которые завершаются помещением его под определенный таможенный режим (экспорта), следовательно, сбор подлежит однократной уплате.
При рассмотрении настоящего спора суд установил, что при временном декларировании экспортируемого товара ООО "НТБ Проджект" уплатило таможенные сборы в надлежащем размере, что не оспаривается таможенным органом. Следовательно, при подаче полных таможенных деклараций повторная уплата таможенных сборов обществом осуществляться не должна была, в связи с чем, его требование о возврате излишне уплаченных таможенных сборов является правомерным.
Доводы Хабаровской таможни о том, что таможенные сборы уплачиваются при подаче как временной, так и полной таможенных деклараций, судом апелляционной инстанции отклоняются, поскольку противоречат названным выше положениям таможенного законодательства, в том числе, правовой позиции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 08.07.2008 N 4574/08.
Ссылки таможенного органа на пункт 7.1 Постановления N 863, согласно которому при таможенном оформлении товаров, в отношении которых применяется периодическое временное декларирование, таможенные сборы за таможенное оформление уплачиваются по ставкам, установленным пунктом 1 Постановления N 863, при подаче как временной таможенной декларации, так и полной таможенной декларации, а также на письмо Федеральной таможенной службы от 06.04.2009 N 01-11/14751 "О постановлении Правительства Российской Федерации от 10 марта 2009 г. N 220", согласно которому Постановление N 220 не изменяет положений ТК РФ, устанавливающих необходимость уплаты таможенных сборов при подаче таможенных деклараций, отклоняются судом апелляционной инстанции, поскольку изменения, внесенные Постановлением Правительства Российской Федерации от 10.03.2009 N 220, вступили в законную силу 25.03.2009 - по истечении 7 дней после дня официального опубликования и не распространяются на спорные правоотношения. Кроме того, письмо от 06.04.2009 N 01-11/14751 адресовано таможенным органам и не является нормативным правовым актом, которым должен руководствоваться суд при принятии решения по делу.
Довод заявителя жалобы со ссылкой на пункт 2 статьи 355 ТК РФ, а также на письмо ФТС России от 17.04.2007 N 05-11/14254 о том, что таможенные сборы за таможенное оформление, уплаченные при подаче полных деклараций (далее - ПД) N 10703040/260905/0001278, N 10703040/200905/0001255, N 10703040/270905/0001280, N 10703040/121005/0001362, не подлежат возврату за истечением срока подачи заявления о возврате денежных средств, судом отклоняется в силу следующего.
Согласно пункту 2 статьи 355 ТК РФ излишне уплаченные или излишне взысканные суммы таможенных пошлин, налогов подлежат возврату таможенным органом по заявлению плательщика. Указанное заявление подается в таможенный орган, на счет которого были уплачены указанные суммы либо которым было произведено взыскание, не позднее трех лет со дня их уплаты либо взыскания.
Как усматривается из материалов дела, согласно штампу входящей корреспонденции заявление о возврате излишне уплаченных таможенных сборов представлено ООО "НТБ Проджект" в таможенный орган 18.09.2008, которым общество просило возвратить таможенные сборы, уплаченные по ПД N 10703040/260905/0001278, N 10703040/200905/0001255, N 10703040/270905/0001280, N 10703040/121005/0001362, поданным 26.09.2005, 20.09.2005, 27.09.2005, 12.10.2005 соответственно.
Следовательно, на момент подачи декларантом заявлений в таможенный орган, трехлетний срок, установленный пунктом 2 статьи 355 ТК РФ, для подачи заявления о возврате излишне уплаченных таможенных сборов не истек.
Кроме того, согласно правовой позиции, сформулированной Конституционным Судом Российской Федерации в Определении от 21.06.2001 N 173-О, нормы действующего законодательства, устанавливающие срок обращения к уполномоченному органу заявлением о возврате излишне уплаченных сумм обязательных платежей, не препятствуют лицу в случае пропуска указанного срока обратиться в суд с иском о возврате из бюджета переплаченной суммы в порядке гражданского или арбитражного судопроизводства, и в этом случае действуют общие правила исчисления срока исковой давности - со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права (пункт 1 статьи 200 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Доводы общества о том, что в соответствии с пунктом 4 статьи 355 ТК РФ проценты за каждый день нарушения срока возврата начисляются лишь на сумму излишне уплаченных таможенных пошлин или налогов, не возвращенную в установленный срок, но не на сумму излишне уплаченных таможенных сборов, судом апелляционной инстанции отклоняются в силу следующего.
Согласно подпункту 25 статьи 11 ТК РФ налоги - налог на добавленную стоимость и акциз, взимаемые таможенными органами в связи с перемещением товаров через таможенную границу в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации и настоящим Кодексом.
На основании подпункта 31 пункта 1 статьи 11 ТК РФ таможенный сбор - это платеж, уплата которого является одним из условий совершения таможенными органами действий, связанных с таможенным оформлением, хранением, сопровождением товаров.
Понятия таможенных пошлин статья 11 ТК РФ не содержит. Однако в соответствии с частью 2 статьи 11 ТК РФ все иные понятия употребляются в настоящем Кодексе в значениях, определенных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, гражданским законодательством Российской Федерации, законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях и иным законодательством Российской Федерации.
Статья 8 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) определяет налог как обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований, а сбор как обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов, в том числе, государственными органами юридически значимых действий.
Статья 318 ТК РФ содержит перечень видов таможенных платежей, к которым относятся: ввозная таможенная пошлина, вывозная таможенная пошлина, налог на добавленную стоимость, взимаемый при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации, акциз, взимаемый при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации и таможенные сборы.
При этом статьями 78, 79 НК РФ определен порядок зачета или возврата сумм излишне уплаченных и взысканных налогов, сборов, пеней и штрафов.
Следовательно, учитывая, что таможенные органы в силу пункту 4 статьи 9 НК РФ являются участниками отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах, суд приходит к выводу о том, что начисление процентов должно производиться на любые виды своевременно не возвращенных таможенных платежей, в том числе и на сумму сбора.
На основании изложенного, апелляционная жалоба Хабаровской таможни подлежит отклонению, а решение суда первой инстанции - оставлению без изменения.
Руководствуясь статьями 258, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд

постановил:

решение арбитражного суда Хабаровского края от 10 марта 2009 года по делу N А73-72/2009 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа, в двухмесячный срок.

Председательствующий
А.И.МИХАЙЛОВА

Судьи
В.Ф.КАРАСЕВ
Т.Д.ПЕСКОВА















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "TMJ.SU | Таможенное дело. Таможенное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)