Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПЯТНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 21.05.2015 N 15АП-6712/2015 ПО ДЕЛУ N А32-570/2015

Разделы:
Классификация товаров; Таможенное дело

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ПЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 21 мая 2015 г. N 15АП-6712/2015

Дело N А32-570/2015

Резолютивная часть постановления объявлена 18 мая 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 21 мая 2015 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Илюшина Р.Р.
судей Т.Г. Гуденица, О.Ю. Ефимовой
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Красиной А.Ю.,
при участии:
- от заявителя: ООО "СмартГрейн" - представитель Куликова Е.П. по доверенности от 21.10.2014 г.;
- от заинтересованного лица: Новороссийской таможни - представитель не явился, извещен;
- рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Новороссийской Таможни
на решение Арбитражного суда Краснодарского края
от 06.03.2015 по делу N А32-570/2015
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "СмартГрейн"
к заинтересованному лицу - Новороссийской Таможне
о признании незаконным бездействия Новороссийской Таможни, выраженного в не совершении действий по изменению кода товара, задекларированного по ДТ, и обязании Новороссийской Таможни устранить допущенные нарушения, признании незаконным отказа Новороссийской Таможни в совершении действий по возврату таможенных платежей, излишне уплаченных за товар, задекларированный в ДТ, обязании Новороссийской Таможни возвратить излишне уплаченные таможенные платежи,
принятое судьей Суминой О.С.,

установил:

общество с ограниченной ответственностью "СмартГрейн" (далее - заявитель, общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Новороссийской таможне (далее - таможенный орган) о признании незаконным бездействия Новороссийской таможни, выраженного в не совершении действий по изменению кода товара, задекларированного в ДТ N 10317090/050514/0007945, и обязании Новороссийской таможни устранить допущенные нарушения; признании незаконным отказа Новороссийской таможни от 25.11.2014 N 13-13/38718 в совершении действий по возврату таможенных платежей, излишне уплаченных за товар, задекларированный в ДТ N 10317090/050514/0007945; обязании Новороссийской таможни возвратить ООО "СмартГрейн" излишне уплаченные таможенные платежи в сумме 3 958 972, 16 рублей; взыскании с Новороссийской таможни в пользу ООО "СмартГрейн" судебных расходов по уплате государственной пошлины в сумме 48 794, 86 рублей.
- Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 06.03.2015 по делу N А32-570/2015 признано незаконным бездействие Новороссийской таможни, выраженное в не совершении действий по изменению кода товара, задекларированного в ДТ N 10317090/050514/0007945, как противоречащее Таможенному кодексу Таможенного союза;
- решено обязать Новороссийскую таможню устранить допущенные нарушения;
- признан незаконным отказ Новороссийской таможни от 25.11.2014 N 13-13/38718 в совершении действий по возврату таможенных платежей, излишне уплаченных за товар, задекларированный в ДТ N 10317090/050514/0007945;
- решено обязать Новороссийскую таможню возвратить обществу с ограниченной ответственностью "СмартГрейн" излишне уплаченные таможенные платежи в сумме 3 958 972, 16 рублей;
- с Новороссийской таможни в пользу общества с ограниченной ответственностью "СмартГрейн" взысканы судебные расходы, понесенные обществом на оплату государственной пошлины в сумме 48 794, 86 рублей.
Решение мотивировано тем, что сведения о ввезенном товаре, имеющиеся в технической документации, а также сертификате соответствия, подтвержденные заключением эксперта, являются достаточным доказательством неправомерности отнесения спорного товара к товарной подсубпозиции 7309 00 900 0 ТН ВЭД ТС.
Новороссийская таможня обжаловала решение Арбитражного суда Краснодарского края от 06.03.2015 по делу N А32-570/2015 в порядке, предусмотренном гл. 34 АПК РФ, и просила обжалуемое решение отменить.
Апелляционная жалоба мотивированна тем, что из документации на товар следует, что он предназначен для хранения предварительно обработанного зерна. В свою очередь в товарную субпозицию 8437 ТН ВЭД ТС включен широкий спектр оборудования по обработке зерновых культур, но не включается оборудование для хранения зерна. Также таможня ссылается на предварительное решение ФТС России о классификации товара.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверяется Пятнадцатым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В отзыве на апелляционную жалобу общество просило решение суда первой инстанции оставить без изменения.
В судебном заседании представитель общества поддержал доводы своего отзыва.
Представитель таможни явку представителя в заседание апелляционного суда не обеспечил, был извещен надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, в связи с чем, жалоба рассмотрена в отсутствие представителя таможни по правилам ст. 156 АПК РФ.
Изучив материалы дела, выслушав представителя общества, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, ООО "СмартГрейн" зарегистрировано Инспекцией Федеральной налоговой службы N 1 по г. Краснодару 21.01.2011 в качестве юридического лица за основным государственным регистрационным номером 1112308000474, свидетельство серии 23 N 007815442, ИНН 2308174814, адрес местонахождения: 350042, г. Краснодар, ул. Колхозная, 3.
ООО "СмартГрейн" на территорию РФ ввезен товар - оборудование технологическое для элеваторно-складского хозяйства (код ОКП 51 4190): оборудование технологическое для элеваторно-складского хозяйства (код ОКП 51 4190): силос с плоским дном - модель 22,92/12, всего 5 комплектов, изготовитель: "SILOS CORDOBA, S.L.", товарный знак: SILOS CORDOBA, по внешнеэкономическому контракту N 27 от 17.01.2014, заключенному с "Silos Cordoba, Ltd.", (Испания), таможенное оформление которого производилось Новороссийской таможней.
05.05.2014 г. декларантом для целей таможенного оформления указанного товара была подана декларация на товары (ДТ), зарегистрированная за N 10317090/050514/0007945.
При декларировании для подтверждения сведений, указанных в ДТ N 10317090/050514/0007945, в том числе для подтверждения описания товара и его классификации в соответствии с ТН ВЭД ТС декларантом были представлены таможенному органу следующие документы: ДТС-1, паспорт сделки N 14010002/2562/0032/2/1 от 20.01.14, контракт N 27 от 17.01.14, приложение N 1 от 17.01.14, дополнительное соглашение N 1 от 07.03.14, поручение на перевод N 7 от 24.01.14, поручение на перевод N 16 от 19.03.14, инвойс N 140142 от 18.03.14, перевод инвойса N 140142 от 18.03.14, упаковочные листы б/н от 07.03.14 с переводом, сертификат соответствия C-ES.AГ80.B.01691 от 14.02.13, сертификат происхождения с переводом 7248604 от 11.04.14, санитарно-гигиенический сертификат с переводом 1626 от 11.04.14, декларация соответствия и качества с переводом, страховой полис с переводом BG0L1127, экспортная декларация с переводом 14ES0029111 021808 0 от 01.04.14, приложение (схема) 2 от 17.01.14, коносамент MSCUCD966903 от 07.04.14.
На основании вышеперечисленных товаросопроводительных документов в графе 31 ДТ N 10317090/050514/0007945 было приведено описание товара: - оборудование технологическое для элеваторно-складского хозяйства (код ОКП 51 4190): силос с плоским дном - модель 22,92/12, вместимость 6573,05м3, диаметр 22,92м, полная высота силоса 20,34м, материал - оцинкованная сталь 600 гр/м2, снеговая нагрузка 200 кг/м2-5 комплектов, состоящих из основных частей: опора транспортного моста в центре купола-1 шт., вертикальная опора (четырехкорпусная)-2 шт., наклонная опора (трехкорпусная)-2 шт., усиленный транспортный мост-1 шт., уширение транспортного моста-1 шт., вертикальная лестница-1 шт., опора для термоподвески-1 шт., система вентиляции-1 шт., центробежный вентилятор (CMR-2271)-2 шт., обеговый шнек S-210-1 шт., крышный вентилятор-3 шт. Все комплекты поставляются в разобранном виде с аксессуарами и крепежными элементами, не для военного назначения, всего: 5 комплектов занимают 288 мест, изготовитель: "SILOS CORDOBA S.L.", товарный знак: SILOS CORDOBA.
При этом, ООО "СмартГрейн" было вынуждено для выпуска товара указать в графе 33 ДТ классификационный код товара 7309 00 900 0 ТН ВЭД ТС ("резервуары, цистерны, баки и аналогичные емкости, из черных металлов, для любых веществ (кроме сжатого или сжиженного газа) вместимостью более 300 л, с облицовкой или теплоизоляцией или без них, но без механического или теплотехнического оборудования, для твердых веществ), которому соответствует ставка ввозной таможенной пошлины 13,3%.
Однако, указанный код ТН ВЭД 7309 00 900 0 не соответствует описанию ввезенного товара. Исходя из индивидуальных характеристик товара, ему соответствует код ТН ВЭД 8437 80 000 0 и ставка ввозной таможенной пошлины в размере 0%.
Поскольку таможня руководствовалась решением ФТС России по классификации аналогичного товара в подсубпозиции 7309 00 900 0 ТН ВЭД ТС, размещенным на официальном сайте ФТС России в разделе "Предварительные решения о классификации товара" N 9, общество было вынуждено классифицировать товар по коду ТН ВЭД 7309 00 900 0 во избежание неблагоприятных последствий, связанных с запретом таможни на выпуск товара.
13.05.2014 таможенным органом было принято решение РКТ-1017000-14/000151 по классификации данного товара в товарной подсубпозиции 7309 00 900 0 ТН ВЭД ТС. Данное классификационное решение в адрес ООО "СмартГрейн" направлено не было.
13.05.2014 таможенный орган осуществил выпуск товара с кодом ТН ВЭД 7309 00 900 0.
После выпуска товара ООО "СмартГрейн" обратилось в Абинскую торгово-промышленную палату о проведении экспертизы в отношении товара, оформленного по ДТ N 10317090/050514/0007945, по вопросу анализа конструкции, уточнения комплектности и технических характеристик силоса плоскодонного металлического модели 22,92/12, проверки правильности и определения товарной позиции ТН ВЭД.
Согласно заключению эксперта N 1109-020 от 11.09.2014 Абинской торгово-промышленной палаты в результате проведенного исследования сделан вывод о том, что рассматриваемый товар, а именно силос металлический с плоским дном для перевалки и хранения зерновых культур с системами выгрузки и аэрации (модель 22.92/12) не относится к товарной позиции 7309 ТН ВЭД, а соответствует товарной позиции 8437 ТН ВЭД.
03.10.2014 г. исх. N 168 ООО "СмартГрейн" обратилось в Новороссийскую таможню по вопросу принятия решения об изменении кода товара, ввезенного по ДТ N 10317090/050514/0007945, на код 8437 80 000 0. Данное заявление было получено таможенным органом 08.10.2014. Так как ответ по результатам рассмотрения данного вопроса Новороссийская таможня в адрес ООО "СмартГрейн" не направила, 15.12.2014 г. (исх. N 191) общество в адрес Новороссийской таможни направило запрос о результатах рассмотрения вышеуказанного заявления. Данный запрос был получен таможенным органом 16.12.2014., однако ответа в адрес общества не последовало.
18.11.2014 (исх. N 185) общество направило в Новороссийскую таможню заявление о возврате излишне уплаченных сумм таможенных пошлин, налогов за товар, задекларированный по ДТ N 10317090/050514/0007945 с приложением документов.
25.11.2014 г. исх. N 13-13/38718 Новороссийская таможня возвратила ООО "СмартГрейн" вышеуказанное заявление о возврате излишне уплаченных сумм таможенных пошлин, налогов, указав, что по ДТ N 10317090/050514/0007945 излишне уплаченные или излишне взысканные суммы таможенных пошлин и налогов отсутствуют.
Не согласившись с вышеуказанными бездействием таможенного органа, выраженным в не совершении действий по изменению кода товара, задекларированного в ДТ N 10317090/050514/0007945, и отказом таможенного органа в совершении действий по возврату таможенных платежей, излишне уплаченных за данный товар, заявитель обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Повторно исследовав материалы дела, судебная коллегия не находит оснований к переоценке выводов суда первой инстанции об удовлетворении заявленных требований.
В силу статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии со статьей 9 Таможенного кодекса Таможенного союза любое лицо вправе обжаловать решения таможенных органов, действия (бездействие) таможенных органов или их должностных лиц в порядке и сроки, которые установлены законодательством государства - членов таможенного союза, решения, действия (бездействие) таможенного органа или должностных лиц таможенного органа которого обжалуются. Классификация товаров осуществляется в соответствии с Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности.
В соответствии со статьей 51 Таможенного кодекса Таможенного союза Товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности основывается на Гармонизированной системе описания и кодирования товаров Всемирной таможенной организации и единой Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности Содружества Независимых Государств.
В силу нормы статьи 105 Федерального закона от 27.11.2010 г. N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации" для осуществления мер таможенно-тарифного и нетарифного регулирования внешнеторговой и иных видов деятельности, ведения таможенной статистики в Российской Федерации применяется Товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности, утверждаемая Комиссией Таможенного союза.
В соответствии с частью 1 статьи 106 Федерального закона "О таможенном регулировании в Российской Федерации" товары подлежат классификации при декларировании в случаях, когда в таможенной декларации или иных документах, представляемых таможенным органам в соответствии с таможенным законодательством Таможенного союза и названным Федеральным законом требуется указание кода товаров по Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности.
Решением Комиссии Таможенного союза от 18.11.2011 г. N 850 утверждена и введена в действие с 01.01.2012 г. новая редакция единой Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Таможенного союза и Единого таможенного тарифа Таможенного союза, которая содержит основные правила интерпретации.
Выбор конкретного кода ТН ВЭД всегда основан на оценке признаков декларируемого товара, подлежащих описанию, а процесс описания связан с полнотой и достоверностью сведений о товаре (определенного набора сведений, соответствующих либо не соответствующих действительности). Правовое значение при классификации товаров имеет их разграничение (критерии разграничения) по товарным позициям ТН ВЭД в соответствии с Основными правилами интерпретации (далее - ОПИ) ТН ВЭД.
Для юридических целей классификация товаров в ТН ВЭД осуществляется исходя из текстов товарных позиций и соответствующих примечаний к разделам или группам (правило 1 ОПИ ТН ВЭД ТС).
Классификация товаров в субпозициях товарной позиции должна осуществляться в соответствии с наименованиями субпозиций и примечаниями, имеющими отношение к субпозициям, а также положениями Основных правил интерпретации ТН ВЭД при условии, что лишь субпозиции на одном уровне являются сравнимыми. Для целей названного Правила также могут применяться соответствующие примечания к разделам и группам, если в контексте не оговорено иное (правило 6 ОПИ ТН ВЭД ТС).
Решением Комиссии Таможенного союза от 18.11.2011 г. N 851 одобрены и рекомендованы для применения с 23.11.2011 г. Пояснения к единой Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности Таможенного союза (далее по тексту Пояснения).
Текст товарной позиции 7309 гласит: "Резервуары, цистерны, баки и аналогичные емкости, из черных металлов, для любых веществ (кроме сжатого или сжиженного газа) вместимостью более 300л., с облицовкой или теплоизоляцией или без них, но без механического или теплотехнического оборудования".
В пояснениях к товарной позиции 7309 ТН ВЭД ТС указано: "Данные контейнеры обычно устанавливаются в качестве стационарных приспособлений для хранения или для производственных целей, например, на фабриках, химических заводах, красильнях, газовых заводах, пивоваренных заводах, на перегонных и рафинировочных заводах и, в меньшей степени, в жилых домах, магазинах и т.д. В данную товарную позицию включаются емкости для любого материала, кроме сжатого или сжиженного газа. Емкости для подобного газа включаются в товарную позицию 7311 независимо от их вместимости. Контейнеры, оснащенные механическим или термическим оборудованием, таким как мешалки, охлаждающие или нагревательные змеевики или электрические элементы, включаются в группу 84 или 85. Однако емкости, которые просто оборудованы кранами, клапанами, уровнемерами, предохранительными клапанами, манометрами и т.п., остаются в данной товарной позиции.".
В товарной позиции 8437 ТН ВЭД ТС классифицируются: "Машины для очистки, сортировки или калибровки семян, зерна или сухих бобовых культур; оборудование для мукомольной промышленности или для обработки зерновых или сухих бобовых культур, кроме оборудования, используемого на сельскохозяйственных фермах.".
Таким образом, оценочным критерием, позволяющим отнести емкость для хранения вещества (контейнер) к товарной позиции 84 или 73, являются его технические характеристики, наличие или отсутствие в нем механического или термического оборудования, которое оказывает какое-либо воздействие на хранимое вещество или условия его хранения.
Экспертами Абинской торгово-промышленной палаты (заключение эксперта N 1109-020 от 11.09.2014) подтверждено, что ввезенные ООО "СмартГрейн" по ДТ N 10317090/050514/0007945 силосы с плоским дном модели 22.92/12 имеют в своем составе механическое и теплотехническое оборудование, как то системы аэрации (вентиляции) включающие в себя вентиляторы с электродвигателями и систему вентиляционных каналов, покрытых гальванизированными решетками с отверстиями, а также обеговые зачистные шнеки с электроприводом. В ходе анализа конструкции силосов экспертами установлено, что оборудование, которым оснащен силос плоскодонный металлический модель 22.92/12 выполняет следующие операции: вентиляцию, охлаждение и досушивание зерна путем нагнетания воздуха вентиляторами через вентиляционные каналы, выгрузку зерна из силоса при помощи обеговых зачистных шнеков через центральное и осевые выгрузные отверстия в фундаменте на конвейер нижней галереи. Эксплуатация силоса плоскодонного для хранения зерна без системы вентиляции (аэрации) не представляется возможной, так как без вентиляции повысится влажность и температура зерна, что в свою очередь приведет к его порче, а отсутствие обегового зачистного шнека не позволит осуществить выгрузку зерна из силоса.
Таким образом, все компоненты технического оснащения силоса плоскодонного модели 22.92/12 (зачистной шнек, вентиляторы с вентканалами), а также сам силос конструктивно и функционально связаны между собой. Оборудование является технологической системой для хранения и обработки зерна в течение времени хранения.
На основании проведенного анализа конструкции силосов экспертами сделан вывод о том, что имеющееся в составе силосов механическое и теплотехническое оборудование соответствует критерию "таким как мешалки, охлаждающие или нагревательные змеевики, или электрические элементы" и не соответствует критерию "краны, клапаны, уровнемеры, предохранительные клапаны, манометры и т.п.". Таким образом, текст товарной позиции 7309 ТН ВЭД и пояснения к ней исключает отнесение рассматриваемых силосов к данной позиции. Напротив, в пояснении к товарной позиции 7309 ТН ВЭД сказано: "Контейнеры, оснащенные механическим или тепловым оборудованием, таким как мешалки, охлаждающие или нагревательные змеевики, или электрические элементы, попадают в группу 84 или 85". В результате проведенного исследования сделан вывод о том, что рассматриваемый товар, а именно силос металлический с плоским дном для перевалки и хранения зерновых культур с системами выгрузки и аэрации модель 22.92/12 не относится к товарной позиции 7309 ТН ВЭД, а соответствует товарной позиции 8437 ТН ВЭД.
В приложении N 1 к контракту N 27 от 17.01.2014 указано наименование товара - зернокомплекс, состоящий из 5 силосов с аксессуарами, код 8437800000. Согласно описанию товара, приведенному в приложении N 1 к контракту N 27 от 17.01.2014 и в ДТ N 10317090/050514/0007945, данный товар оснащен системой вентиляции - 1 комплект, центробежным вентилятором CMR - 2271 (мощность - 11 квт, поток воздуха - 17 300 м 3/ч) - 2 шт., обеговым шнеком S-210 (мощность привода - 15 кВт, производительность до 100 т/ч)-1 шт., крышным вентилятором - 3 шт..
В сертификате происхождения N 7248604 от 11.04.14 указано, что товар имеет код: 8437800000. В экспортной декларации 14ES0029111 021808 0 от 01.04.2014 на данный товар указан код: 84378000.
Как верно установил суд первой инстанции, правомерность классификации товара в соответствии с товарной позицией 8437 ТН ВЭД ТС также подтверждается дополнительно представленными заявителем доказательствами, а именно: Руководством по эксплуатации плоскодонных силосов 22,92/12 производства компании SILOS CORDOBA.
Согласно Паспорту изделия Руководства по эксплуатации плоскодонных силосов 22,92/12 производства компании SILOS CORDOBA товар - силос металлический для хранения зерновых культур, с системами выгрузки и аэрации имеет следующую комплектацию: комплект листов, балок, соединительных элементов, уплотнений и крепежа для крыши силоса; комплект листов, ребер жесткости, соединительных элементов, дверей, люков, уплотнений и крепежа для цилиндрического корпуса силоса; обеговый зачистной шнек с характеристиками, соответствующими объему силоса и хранимому продукту; система вентиляции и аэрации, соответствующая общему объему и виду хранимого продукта (вентиляторы, крышные и наземные); эстакады для загрузочных транспортеров и их обслуживания со стойками крепления к силосам, внутренние и наружные лестницы с ограждением, площадками отдыха; датчики верхнего и нижнего уровней. Система выгрузки хранимого продукта включает в себя обеговые зачистные шнеки с вращающимся контактным устройством и металлической защитной крышкой, обеспечивающие выгрузку зерна через центральное и осевые приемные отверстия в фундаменте на конвейер нижней галереи. Перемещение шнека производится на покрытом твердым каучуком колесе, с регулировкой по высоте. Система аэрации (вентиляции) хранимого продукта включает в себя комплект крышных и наземных вентиляторов и гальванизированных решеток с отверстиями. Площадь перфорированной поверхности может достигать 30%. Согласно Инструкции по эксплуатации Руководства по эксплуатации плоскодонных силосов 22,92/12 производства компании SILOS CORDOBA загрузка зерна в силос производится через загрузочное отверстие, находящееся в центре крыши с помощью соответствующих транспортных устройств, например, шнекового транспортера, редлера, нории. Очень важно высушивание новособранного зерна после привоза его в зернохранилище и предварительной очистке. В зерне постоянно происходят жизненные процессы, связанные с обменом веществ. Интенсивность этих процессов прямо пропорционально зависит от влажности и температуры. Если не предпринять мер по защите зерна от порчи, т.е. немедленное проветривание и сушка для снижения температуры и влажности, зерновая масса будет далее саморазогреваться до температуры 50-60 С, приобретая сильный запах плесени. Зерно портится. Во время хранения зерна, особенно в его начальной фазе, необходимо контролировать температуру зерна, например, с помощью системы измерения температуры, расположенной внутри силоса, которая является дополнительным оснащением силоса. Вентиляторы предназначены для проветривания и сушения зерна, складируемого в плоскодонном силосе, что необходимо для сохранения качества хранимого зерна, а при попадании воды под пол силоса - для ее быстрого устранения. Охлаждение и подсушка зерновой массы - основные функции вентилирования, повышающие качество зерна и время его хранения. Об эффективности вентилирования в большой степени говорит разница температур зерна и воздуха. Воздухом, холоднее зерновой массы, можно вентилировать зерно с хорошим результатом даже во время дождя. Обеговый транспортер (шнек) собирает зерно с пола и всыпает его в центральное выгрузочное отверстие, откуда подпольным транспортером перемещается наружу. Перед первым запуском транспортера проверить (производит квалифицированный работник) сопротивление и защиту от поражения электротоком.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что товар (силосы) не относится к товару с признаками ТН ВЭД 7309 00 900 0 (резервуары, цистерны, баки и аналогичные емкости из черных металлов для любых веществ (кроме сжатого или сжиженного газа) вместимостью более 300 л., с облицовкой или теплоизоляцией или без них, но без механического или теплотехнического оборудования, для твердых веществ), поскольку представляет собой оборудование, являющееся механическим, тепловым и электрическим, включает электродвигатели, редукторы, движущиеся детали.
Оборудование, входящее в состав силосов придает им ряд функций, отличных от функций хранения: подсушка зерна, охлаждение, проветривание, механическая выгрузка, что позволяет классифицировать его в ТН ВЭД по коду 8437 80 000 0, как оборудование для обработки зерновых культур.
Судом апелляционной инстанции установлено, что код товара 8437 80 000 0 подтвержден сертификатом соответствия C-ES.AГ80.B.01691 от 14.02.2013 г., согласно которому товар является оборудованием технологическим для элеваторно-складского хозяйства: силосы металлические с плоским и конусным дном с оснащением и системами выгрузки, активным вентилированием, термометрией, имеет код ТН ВЭД 8437 80 000 0.
Таким образом, при таможенном оформлении, приведя описание товара в графе 31 ДТ, заявитель неверно указал в графе 33 ДТ код товара 7309 00 900 0 ТН ВЭД ТС, которому соответствует ставка ввозной таможенной пошлины 13, 3%.
В товарную позицию ТН ВЭД ТС 7309 включаются: "резервуары, цистерны, баки и аналогичные емкости, из черных металлов, для любых веществ (кроме сжатого или сжиженного газа) вместимостью более 300 л, с облицовкой или теплоизоляцией или без них, но без механического или теплотехнического оборудования". В подсубпозиции 7309 00 900 0 классифицируются емкости для твердых веществ.
В товарную позицию ТН ВЭД ТС 8437 включаются: "машины для очистки, сортировки или калибровки семян, зерна или сухих бобовых культур; оборудование для мукомольной промышленности или для обработки зерновых или сухих бобовых культур, кроме оборудования, используемого на сельскохозяйственных фермах". В подсубпозиции 8437 80 000 0 классифицируется оборудование прочее.
Товарная позиция 7309 исключает возможность классификации по данному коду товаров, имеющих в своем составе механическое оборудование.
Апелляционным судом признается обоснованным довод общества о том, что оно было вынуждено классифицировать товар по коду ТН ВЭД 7309 00 900 0 во избежание неблагоприятных последствий, связанных с запретом таможни на выпуск товара в случае классификации товара по коду ТН ВЭД 8437 80 000 0, которому соответствует ставка ввозной таможенной пошлины в размере 0%, т.к. таможня руководствуется решением ФТС России по классификации аналогичного товара в подсубпозиции 7309 00 900 0 ТН ВЭД ТС, размещенным на официальном сайте ФТС России в разделе "Предварительные решения по классификации товара" N 9.
Согласно пункту 2 статьи 52 Таможенного кодекса Таможенного союза проверку правильности классификации товаров осуществляют таможенные органы.
В соответствии с пунктом 3 статьи 106 Федерального закона от 27.11.2010 г. N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации" при выявлении неверной классификации товаров таможенный орган самостоятельно осуществляет классификацию товаров и принимает решения по их классификации.
В соответствии со статьей 24 Федерального закона от 27.11.2010 г. N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации" если иное не предусмотрено названным Федеральным законом и иными федеральными законами, вышестоящий таможенный орган или вышестоящее должностное лицо таможенного органа в любое время в порядке ведомственного контроля вправе отменить или изменить не соответствующее требованиям таможенного законодательства Таможенного союза и законодательства Российской Федерации о таможенном деле решение нижестоящего таможенного органа или нижестоящего должностного лица таможенного органа в области таможенного дела, а также принять любые предусмотренные таможенным законодательством Таможенного союза и законодательством Российской Федерации о таможенном деле меры в отношении неправомерных действий (бездействия) нижестоящих таможенных органов или нижестоящих должностных лиц таможенных органов в области таможенного дела (часть 1).
В случае, если после отмены (изменения) в порядке ведомственного контроля решения нижестоящего таможенного органа или нижестоящего должностного лица таможенного органа в области таможенного дела требуется принятие нового решения в области таможенного дела, такое решение принимается уполномоченным таможенным органом в соответствии с таможенным законодательством Таможенного союза и законодательством Российской Федерации о таможенном деле в сроки, установленные для проведения таможенного контроля (часть 2 статьи 24).
Как было указано выше, Новороссийская таможня отказала обществу в принятии решения об изменении кода товара, ввезенного по спорной ДТ на код 8437 80 000 0, указав, что данный товар, с учетом решения ФТС России N 9 о классификации товаров, размещенного на официальном сайте ФТС России в разделе "Предварительные решения о классификации товара", следует классифицировать в товарной подсубпозиции 7309 00 9000 ТН ВЭД ТС.
Согласно части первой статьи 3 Таможенного кодекса Таможенного союза таможенное законодательство Таможенного союза состоит из названного кодекса, международных договоров государств-членов Таможенного союза, регулирующих таможенные правоотношения в Таможенном союзе, решений Комиссии Таможенного союза, регулирующих таможенные правоотношения в Таможенном союзе, принимаемых в соответствии с названным Кодексом и международными договорами государств - членов Таможенного союза.
Указанные предварительные решения ФТС России не входят в перечень актов таможенного законодательства, следовательно, не обладают обязательной юридической силой.
Таким образом, таможенный орган неправомерно принял решение по классификации вышеуказанного товара по коду 7309 00 900 0 и неправомерно начислил таможенные платежи исходя из ставки ввозной таможенной пошлины 13,3% и зачел в счет уплаты таможенных пошлин, налогов сумму в размере 8 522 156, 42 рублей, тогда как коду товара 8437 80 000 0 ТН ВЭД ТС соответствует ставка ввозной таможенной пошлины 0% - сумма подлежащих уплате таможенных пошлин, налогов 4 563 184, 26 рублей.
03.10.2014 г. (исходящий N 175) юридическое лицо направило в Новороссийскую таможню заявление от 03.10.2014 г. о возврате излишне взысканных сумм таможенных пошлин, налогов за товар, задекларированный по ДТ N 10317090/050514/0007946, в размере 516 093, 89 рублей, с приложением документов.
10.10.2014 г. (исходящий N 13-13/33812) Новороссийская таможня отказала ООО "СмартГрейн" в возврате излишне уплаченных таможенных платежей, возвратив обществу вышеуказанное заявление о возврате излишне уплаченных сумм таможенных пошлин, налогов без рассмотрения, указав, что "в настоящее время в Новороссийской таможне отсутствует информация и документы, подтверждающие неверную классификацию товаров, задекларированных по ДТ N 10317090/050514/0007946 (решение судебного органа, решение вышестоящего таможенного органа)".
В статье 89 Таможенного кодекса Таможенного союза указано, что излишне уплаченными или излишне взысканными суммами таможенных пошлин, налогов являются уплаченные или взысканные в качестве таможенных пошлин, налогов суммы денежных средств (денег), размер которых превышает суммы, подлежащие уплате в соответствии с настоящим Кодексом и (или) законодательством государств - членов таможенного союза, и идентифицированные в качестве конкретных видов и сумм таможенных пошлин, налогов в отношении конкретных товаров.
Излишне уплаченные или излишне взысканные суммы таможенных пошлин, налогов подлежат возврату по решению таможенного органа по заявлению плательщика (его правопреемника). Указанное заявление и прилагаемые к нему документы подаются в таможенный орган, в котором произведено декларирование товаров, а в случае применения централизованного порядка уплаты таможенных пошлин, налогов в таможенный орган, с которым заключено соглашение о его применении, либо в таможенный орган, которым было произведено взыскание, не позднее трех лет со дня их уплаты либо взыскания. Возврат излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов не производится:
1) при наличии у плательщика задолженности по уплате таможенных пошлин, налогов в размере указанной задолженности. В указанном случае по заявлению плательщика (его правопреемника) может быть произведен зачет излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов в счет погашения указанной задолженности с учетом положения части 10 настоящей статьи;
2) если сумма таможенных пошлин, налогов, подлежащих возврату, составляет менее 150 рублей, за исключением случаев излишней уплаты таможенных пошлин, налогов физическими лицами или их излишнего взыскания с указанных лиц;
3) в случае подачи заявления о возврате сумм таможенных пошлин, налогов по истечении установленных сроков (части 1, 12 статьи 147 Федерального закона от 27.11.2010 г. N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации").
В данном случае вышеперечисленные обстоятельства, которые могли бы служить основанием для отказа в возврате излишне уплаченных платежей, отсутствовали.
Представленными в материалы дела оборотно-сальдовой ведомостью общества и информацией таможенного органа подтверждается отсутствие у общества задолженности по уплате таможенных платежей.
При изложенных обстоятельствах суд первой инстанции правомерно пришел к выводу о незаконности бездействия Новороссийской таможни, выраженного в не совершении действий по изменению кода товара, задекларированного в ДТ N 10317090/050514/0007945, и отказ Новороссийской таможни от 25.11.2014 N 13-13/38718 в совершении действий по возврату таможенных платежей, излишне уплаченных за данный товар.
В соответствии с пунктом 3 части 5 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в резолютивной части решения по делу об оспаривании действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, об отказе в совершении действий, в принятии решений должны содержаться указание на признание оспариваемых действий (бездействия) незаконными и обязанность соответствующих органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц совершить определенные действия, принять решения или иным образом устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя в установленный судом срок либо на отказ в удовлетворении требования заявителя полностью или в части.
Судом с учетом требований статьей 89, 90 Таможенного кодекса Таможенного союза, статьи 147 Федерального закона от 27.11.2010 г. N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации" проверено соблюдение обществом обязательного досудебного порядка урегулирования спора в виде обращения в таможню.
18.11.2014 исх. N 185 общество направило в Новороссийскую таможню заявление о возврате излишне уплаченных сумм таможенных пошлин, налогов за товар, задекларированный по ДТ N 10317090/050514/0007945 в размере 3 958 972, 16 рублей с приложением документов.
25.11.2014 г. исх. N 13-13/38718 Новороссийская таможня возвратила ООО "СмартГрейн" вышеуказанное заявление о возврате излишне уплаченных сумм таможенных пошлин, налогов, указав, что по ДТ N 10317090/050514/0007945 излишне уплаченные или излишне взысканные суммы таможенных пошлин и налогов отсутствуют.
Таким образом, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о признании незаконным отказа Новороссийской таможни от 25.11.2014 N 13-13/38718 в совершении действий по возврату таможенных платежей, излишне уплаченных за товар, задекларированный в ДТ N 10317090/050514/0007945.
В свою очередь таможенный орган не указал и не представил доказательства о неправильном исчислении размера доначисленной таможенным органом в результате изменения классификационного кода товара, о наличии либо отсутствии задолженности общества по таможенным платежам.
Доводы апелляционной жалобы о пропуске заявителем срока на обжалование бездействий и отказа таможни по возврату излишне уплаченных таможенных платежей судебной коллегией отклоняются, с учетом содержания предмета требований, оспаривания отказа таможни, формализованного в письме от 25.11.2014 г.
Судом первой инстанции также правомерно с учетом требований статей 101, 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и разъяснений Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенных в Информационном письме от 13.03.2007 г. N 117, с таможенного органа взысканы в пользу общества судебные расходы по уплаченной государственной пошлине.
Доводы апелляционной жалобы, сводящиеся к иной, чем у суда первой инстанции трактовке тех же обстоятельств дела и норм права, не опровергают правомерность и обоснованность выводов суда первой инстанции, не могут служить основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
Нарушения и неправильного применения норм процессуального права, влекущих отмену судебного акта в силу статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом апелляционной инстанции не установлено.
Таким образом, суд первой инстанции вынес законное и обоснованное решение, доводов, которые не были предметом исследования в суде первой инстанции, не приведено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции

постановил:

решение Арбитражного суда Краснодарского края от 06.03.2015 по делу N А32-570/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа.

Председательствующий
Р.Р.ИЛЮШИН

Судьи
Т.Г.ГУДЕНИЦА
О.Ю.ЕФИМОВА




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "TMJ.SU | Таможенное дело. Таможенное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)