Судебные решения, арбитраж

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ СЕВЕРНАЯ ОСЕТИЯ-АЛАНИЯ ОТ 03.02.2015 ПО ДЕЛУ N 33-23-/2015

Требование: О взыскании таможенных платежей, пени.

Разделы:
Таможенная пошлина (экспортная, импортная); Таможенное дело
Обстоятельства: Истец указывает на то, что согласно пассажирской таможенной декларации автомашина была временно ввезена ответчицей на таможенную территорию Таможенного союза, постановлением таможенным органом ответчица была привлечена к административной ответственности.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ СЕВЕРНАЯ ОСЕТИЯ-АЛАНИЯ

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 3 февраля 2015 г. по делу N 33-23-/2015


Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда Республики Северная Осетия-Алания в составе:
председательствующего судьи Лишуты И.В.
судей Калюженко Ж.Э. и Батагова А.Э.
при секретаре К.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе К.А. на решение Советского районного суда г. Владикавказа от 29 октября 2014 года, которым постановлено:
удовлетворить исковые требования Северо-Осетинской таможни к К.А. о взыскании таможенных платежей и пени.
Взыскать с К.А. в пользу Северо-Осетинской таможни таможенные платежи и пени в размере - .....
Взыскать с К.А. в доход государства государственную пошлину в размере ....
Заслушав доклад судьи Верховного суда Республики Северная Осетия Алания Лишуты И.В., объяснения К.А. и ее представителя М.Ж., действовавшей по доверенности N ... г., поддержавших доводы апелляционной жалобы, представителя СОТ - Х.А., действовавшего по доверенности N ... от ... г., просившего решение суда оставить без изменения, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда Республики Северная Осетия-Алания,

установила:

Северо-Осетинская таможня обратилась в суд с иском к К.А. о взыскании таможенных платежей и пени.
В судебном заседании представитель Северо-Осетинской таможни - М.А., поддержал исковые требования и пояснил, что .... года была задержана автомашина марки ".....", ... года выпуска с идентификационным номером (...) .... и государственными регистрационными знаками ... под управлением гражданина Х.Д.
Документальной проверкой было установлено, что согласно пассажирской таможенной декларации автомашина .... года была временно ввезена на таможенную территорию Таможенного союза К.А. через таможенный пост Нижний Зарамаг со сроком временного ввоза до ... года .... года срок временного ввоза был продлен Владикавказским таможенным постом до ... года.
... года Постановлением Северо-Осетинской таможни К.А. была привлечена к административной ответственности по ч. 2 ст. 16.24 КоАП РФ.
В связи с чем, просил взыскать с ответчика неуплаченные таможенные платежи и пеню в размере ... рублей.
К.А., а также ее представители К.Г., действующая по доверенности от ..., и М.Ж., действующая по доверенности от ..., в судебном заседании иск не признали, в удовлетворении просили отказать.
По данному делу судом первой инстанции постановлено вышеуказанное решение, с которым не согласилась К.А. по доводам, изложенным в апелляционной жалобе.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия находит состоявшееся судебное постановление подлежащим оставлению без изменения по следующим основаниям.
В соответствии с п. 2 ст. 358 Таможенного кодекса Таможенного союза иностранные физические лица вправе временно ввозить на таможенную территорию Таможенного союза транспортные средства для личного пользования, зарегистрированные на территории иностранных государств, на срок своего временного пребывания, но не более чем на один год, с освобождением от уплаты таможенных платежей.
Пункт 3 той же статьи устанавливает, что передача права пользования и (или) распоряжения временно ввезенными товарами для личного пользования, в том числе транспортными средствами, другому лицу на таможенной территории Таможенного союза допускается при условии их таможенного декларирования и уплаты таможенных платежей в порядке, установленном таможенным законодательством Таможенного союза.
Статьей 11 (п. 1) Соглашения Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации от 18 июня 2010 года (в редакции Протокола от 19 октября 2011 года) "О порядке перемещения физическими лицами товаров для личного пользования через таможенную границу Таможенного союза и совершения таможенных операций, связанных с их выпуском" определено, что транспортные средства для личного пользования, указанные в пунктах 22 и 23 раздела V приложения 3 к Соглашению, могут использоваться на таможенной территории Таможенного союза физическими лицами, осуществившими их ввоз.
В пункте 22 раздела V приложения 3 к Соглашению указаны транспортные средства для личного пользования, зарегистрированные на территории иностранного государства, временно ввозимые на таможенную территорию Таможенного союза иностранными физическими лицами любым способом на срок своего временного пребывания на этой территории, но не более, чем на один год. При соблюдении ограничений, установленных таможенным законодательством, такие транспортные средства освобождаются от уплаты таможенных платежей.
Согласно п. 2 ст. 11 Соглашения передача права пользования и (или) распоряжения такими транспортными средствами для личного пользования иным лицам допускается только:
- при условии их таможенного декларирования и уплаты таможенных пошлин, налогов по ставкам, предусмотренным пунктами 10 - 12 раздела IV приложения 5 к настоящему Соглашению для выпуска товаров для личного пользования в свободное обращение, если иные единые ставки не установлены в соответствии с международным договором государств - членов Таможенного союза. Выпуск таких транспортных средств в свободное обращение осуществляется в том таможенном органе, в регионе деятельности которого постоянно или временно проживает физическое лицо, которому передаются права пользования и (или) распоряжения;
- для вывоза транспортных средств за пределы указанной территории с разрешения таможенного органа в соответствии с законодательством государства - члена Таможенного союза, если такой вывоз не может быть осуществлен декларантом по причине смерти, тяжелой болезни физического лица, осуществившего ввоз, или иной объективной причине.
В силу п. 6 ст. 14 Соглашения сроком уплаты таможенных пошлин, налогов в отношении временно ввезенных транспортных средств при передаче временно ввезенных транспортных средств другим лицам без разрешения таможенного органа, считается день передачи, а если этот день не установлен - день регистрации таможенным органом пассажирской таможенной декларации, поданной для выпуска для личного пользования с целью временного нахождения.
Анализ приведенных норм свидетельствует о том, что в соответствии со специальными нормами - ст. 358 Таможенного кодекса и ст. 11 Соглашения транспортные средства для личного пользования, ввезенные на описанных выше условиях, могут использоваться на таможенной территории Таможенного союза только физическими лицами, осуществившими их ввоз.
Использование таких транспортных средств для целей, перечисленных в ст. 4 Таможенного кодекса Таможенного союза, в силу прямого указания закона, разрешено лишь для декларантов. Возможность пользования транспортными средствами для тех же целей членами семьи декларантов, равно как и иными гражданами, таможенным законодательством не допускается без таможенного декларирования и уплаты таможенных платежей (за исключением специально оговоренных случаев передачи транспортного средства при необходимости его вывоза за пределы таможенной территории с разрешения таможенного органа).
В рассматриваемом случае передача транспортного средства не была связана с необходимостью вывоза его за пределы таможенной территории.
По смыслу закона, обязанность таможенного декларирования транспортного средства и уплаты таможенных платежей возникает у декларанта при фактической передаче транспортного средства в пользование другому лицу (характер родственных отношений при этом значения не имеет), независимо от того, была ли передача права пользования оформлена письменно или нет.
Как следует из материалов дела, .... года К.А., на таможенную территорию Таможенного союза с территории Республики Южная Осетия через таможенный пост МАП Нижний Зарамаг в соответствии с пассажирской таможенной декларацией было временно ввезено для личного пользования транспортное средство "..." ... года выпуска с идентификационным номером ... и государственными регистрационными знаками ..., с определением срока временного ввоза до ... г. (в дальнейшем срок вывоза был продлен до ....
.... года указанное транспортное средство было задержано под управлением иного лица - Х.Д.
Таким образом, установленный факт управления Х.Д. транспортным средством свидетельствует о том, что произошла передача автомобиля декларантом в пользование другому лицу. Изложенное подтверждает возникновение у ответчицы обязанности по уплате таможенных платежей.
Статьей 150 Федерального закона "О таможенном регулировании в Российской Федерации" предусмотрено, что до применения мер по принудительному взысканию таможенных пошлин, налогов таможенный орган выставляет плательщику таможенных пошлин, налогов требование об уплате таможенных платежей.
Согласно ч. 1 ст. 152 указанного Федерального закона требование об уплате таможенных платежей представляет собой извещение таможенного органа в письменной форме о не уплаченной в установленный срок сумме таможенных платежей, а также об обязанности уплатить в установленный этим требованием срок неуплаченную сумму таможенных платежей, пеней и(или) процентов.
В силу ч. 2 данной статьи в случае, если обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов, в отношении которой в соответствии с настоящим Федеральным законом направляется требование об уплате таможенных платежей, изменилась после направления указанного требования, таможенный орган направляет уточненное требование об уплате таможенных платежей с указанием оснований изменения обязанности. При этом первоначально направленное требование об уплате таможенных платежей отзывается одновременно с направлением уточненного требования об уплате таможенных платежей.
Согласно ч. ч. 5, 11 ст. 152 Федерального закона "О таможенном регулировании в Российской Федерации" требование об уплате таможенных платежей должно быть направлено плательщику таможенных пошлин, налогов не позднее 10 рабочих дней со дня обнаружения фактов неуплаты или неполной уплаты таможенных платежей, в том числе если указанные факты выявлены при осуществлении таможенного контроля после выпуска товаров, включая проверку достоверности сведений, заявленных при проведении таможенных операций, связанных с выпуском товаров. Срок исполнения требования об уплате таможенных платежей составляет не менее 10 рабочих дней и не более 20 календарных дней со дня получения указанного требования.
В соответствии с п. п. 14, 16 ст. 152 вышеуказанного Закона направление требования об уплате таможенных платежей (уточненного требования об уплате таможенных платежей) после истечения сроков, установленных настоящей статьей, не является основанием для признания данного требования незаконным.
Требование об уплате таможенных платежей (уточненное требование об уплате таможенных платежей) может быть передано руководителю или иному уполномоченному представителю организации или физическому лицу лично под расписку или иным способом, подтверждающим факт и дату получения требования. Если указанные лица уклоняются от получения указанного требования, оно направляется по почте заказным письмом. Требование об уплате таможенных платежей (уточненное требование об уплате таможенных платежей) считается полученным по истечении шести дней со дня отправления заказного письма.
Из материалов дела видно, что К.А. ... г. было выставлено требование об уплате таможенных платежей и направлено заказным письмом с уведомлением.
... г., в связи с неверным расчетом таможенных платежей, ей было направлено уточненное требование на общую сумму ... руб. Указанное требование было направлено К.А. также заказным письмом с уведомлением. Требованием об уплате таможенных платежей ответчице был установлен срок для уплаты суммы образовавшейся задолженности не позднее 10 дней со дня получения данного требования.
В добровольном порядке таможенные платежи в срок уплачены не были.
Части 17, 18 статьи 152 Федерального закона от 27 ноября 2010 года N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации" устанавливают, что только при неисполнении требования об уплате таможенных платежей в сроки, установленные настоящей статьей, таможенные органы принимают меры по принудительному взысканию таможенных пошлин, налогов; требование об уплате таможенных платежей (уточненное требование об уплате таможенных платежей) направляется плательщику таможенных пошлин, налогов независимо от привлечения его к уголовной или административной ответственности.
На основании изложенного, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о взыскании с К.А. в пользу Северо-Осетинской таможни таможенные платежи и пени в размере - ... рублей. Указанный расчет судом первой инстанции был проверен и найден верным, правильность исчисления суммы таможенных платежей и пени ответчиком не оспаривался.
Разрешая заявленные требования, суд правильно определил юридически значимые обстоятельства дела, дал надлежащую правовую оценку собранным и исследованным в судебном заседании доказательствам и постановил решение, отвечающее нормам материального права при соблюдении требований гражданского процессуального законодательства.
Доводы апелляционной жалобы являются несостоятельными, поскольку они не основаны на законе и опровергаются материалами дела. В связи с чем, не могут служить основанием для отмены состоявшегося судебного постановления.
Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда Республики Северная Осетия-Алания,

определила:

решение Советского районного суда г. Владикавказа от 29 октября 2014 года оставить без изменения.
Апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Председательствующий
И.В.ЛИШУТА

Судьи
Ж.Э.КАЛЮЖЕНКО
А.Э.БАТАГОВ

Справка: гражданское дело рассмотрено Советским районным судом г. Владикавказа под председательством судьи Тедтоева А.С.





















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "TMJ.SU | Таможенное дело. Таможенное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)