Судебные решения, арбитраж
Таможенные платежи; Таможенное дело
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Федеральный арбитражный суд Центрального округа в составе:
Председательствующего Радюгиной Е.А.
Судей Ермакова М.Н., Чаусовой Е.Н.
При участии в заседании:
от закрытого акционерного общества "КонваТек" (115054, г. Москва, наб. Космодамианская, д. 52, ОГРН 1027700254339) не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом
от Смоленской таможни (214032, г. Смоленск, ул. Лавочкина, д. 105, ОГРН 1026701425849, ИНН 6729005713) не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Смоленской таможни на решение Арбитражного суда Смоленской области от 21.10.2013 (судья Печорина В.А.) и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.01.2014 (судьи Еремичева Н.В., Заикина Н.В., Стаханова В.Н.) по делу N А62-3451/2013,
установил:
Закрытое акционерное общество "КонваТек" (далее - ООО "КонваТек", общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными действий Смоленской таможни, выразившихся в отказе возвратить излишне уплаченный налог на добавленную стоимость в размере 3 658 321 руб. 24 коп. и обязании произвести возврат обществу указанной суммы налога.
Решением Арбитражного суда Смоленской области от 21.10.2013 заявленные требования удовлетворены.
Постановлением Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.01.2014 решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Смоленская таможня просит решение и постановление судов отменить как принятые с нарушением норм материального права.
В соответствии со ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судом кассационной инстанции проверена законность судебных актов исходя из доводов заявителя жалобы.
Изучив материалы дела, обсудив доводы жалобы, суд кассационной инстанции не находит оснований для ее удовлетворения.
Как установлено судами и подтверждено материалами дела, в период с 02.04.2010 по 28.01.2013 на Стабнинском таможенном посту Смоленской таможни декларантом ЗАО "КонваТек" продекларированы товары:
приспособления медицинские однократного применения для стомического использования - системы для реабилитации стомированных больных (изготовители: ConvaTek Inc., ConvaTek Dominican Republic Inc., ConvaTek limited); приспособления медицинские однократного применения для стомического использования - системы реабилитации стомированных больных: однокомпонентные калоприемники (изготовитель ConvaTek Dominican Republic Inc) по ДТ N 10113100/020410/П001557, 10113100/280410/0002275, 0113100/100610/0003577, 10113100/310811/0016337, 10113100/261011/0021367, 0113100/2411110024585, 10113100/241111/0024623, 10113100/201211/0027707, 0113100/240512/0017823, 10113100/030712/0023291, 10113100/050712/0023536, 0113100/230712/0026222, 10113100/230812/0030386, 10113100/260912/0035249, 10113100/270912/0035277, 10113100/291012/0040207, 10113100/221112/0044088, 10113100/261112/0044620, 10113100/271112/0044935, 10113100/211212/0048756, 10113100/280113/0003008.
Налог на добавленную стоимость по вышеуказанным товарам исчислен и уплачен обществом по ставке 10% в размере 3 658 321 руб. 24 коп.
Полагая, что указанная сумма налога является излишне уплаченной, поскольку стоимость ввезенных товаров, относящихся к перечню, утвержденному Правительством Российской Федерации, в частности, к техническим средствам, которые могут быть использованы исключительно для профилактики инвалидности или реабилитации инвалидов, в силу положений пункта 2 статьи 149, пункта 2 статьи 150 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ, Кодекс) освобождается от обложения налогом на добавленную стоимость, общество обратилось в Смоленскую таможню с заявлением о возврате излишне уплаченных сумм налога.
Смоленской таможней в адрес общества направлен ответ от 20.03.2013 N 15-43/5885, согласно которому основания для возврата уплаченного налога на добавленную стоимость отсутствуют, поскольку товары, в отношении которых общество просило осуществить возврат налога, классифицированы декларантом в товарной подсубпозиции 3006 91 000 0 ТН ВЭД ТС, однако указанный код отсутствует в приложениях к распоряжению ГТК России от 06.11.2001 N 1031-р "Об освобождении от уплаты налога на добавленную стоимость".
Полагая, что действия таможенного органа по отказу в возврате излишне уплаченного налога противоречат действующему законодательству, нарушают права и законные интересы заявителя, ЗАО "КонваТек" обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Рассматривая спор и удовлетворяя заявленные требования, суды полно и всесторонне исследовали доказательства, представленные сторонами в обоснование своих требований и возражений, и дали им правильную оценку.
Согласно статье 89 Таможенного кодекса Таможенного Союза (далее - ТК ТС) излишне уплаченными или излишне взысканными суммами таможенных пошлин, налогов являются уплаченные или взысканные в качестве таможенных пошлин, налогов суммы денежных средств (денег), размер которых превышает суммы, подлежащие уплате в соответствии с настоящим Кодексом и (или) законодательством государств - членов таможенного союза, и идентифицированные в качестве конкретных видов и сумм таможенных пошлин, налогов в отношении конкретных товаров.
В силу статьи 90 ТК ТС возврат (зачет) излишне уплаченных или излишне взысканных сумм вывозных таможенных пошлин, налогов, сумм авансовых платежей, сумм обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов осуществляется в порядке и случаях, установленных законодательством государства - члена таможенного союза, в котором произведена уплата и (или) взыскание вывозных таможенных пошлин, налогов, сумм авансовых платежей либо таможенному органу которого представлено обеспечение уплаты таможенных пошлин, налогов.
В соответствии с пунктом 2 статьи 150 НК РФ не подлежит налогообложению (освобождается от налогообложения) ввоз на таможенную территорию Российской Федерации товаров, указанных в подпункте 1 пункта 2 статьи 149 названного Кодекса, а также сырья и комплектующих изделий для их производства.
Подпунктом 1 пункта 2 статьи 149 НК РФ установлено, что реализация (а также передача, выполнение, оказание для собственных нужд) на территории Российской Федерации медицинских товаров отечественного и зарубежного производства по перечню, утверждаемому Правительством Российской Федерации - технических средств, включая автомототранспорт, материалы, которые могут быть использованы исключительно для профилактики инвалидности или реабилитации инвалидов не подлежит налогообложению (освобождается от налогообложения).
В пунктах 7 и 13 Перечня технических средств, используемых исключительно для профилактики инвалидности или реабилитации инвалидов, реализация которых не подлежит обложению налогом на добавленную стоимость, утвержденном Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.12.2000 N 998, указаны специальные средства для самообслуживания и ухода за инвалидами (в том числе подушки и матрацы профилактические, противопролежневые и ортопедические, кровати медицинские с подъемными приспособлениями, фиксаторами, стулья и кресла функциональные, на колесиках, со съемными элементами, поручни, оборудование для подъема и перемещения, специальные приспособления для пользования средствами личной гигиены), а также средства для контроля за обеспечением комфортных условий жизнедеятельности инвалидов, которые могут быть использованы только для профилактики инвалидности или реабилитации инвалидов (в том числе термометры, барометры, увлажнители воздуха, воздухоочистители, обогреватели, сушилки тепловоздушные, поглотители запаха).
На основании статьи 10 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" Правительство Российской Федерации распоряжением от 30.12.2005 N 2347-р утвердило Федеральный перечень реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, в пункте 21 которого в качестве технических средств реабилитации инвалидов указаны специальные средства при нарушениях функций выделения (моче- и калоприемники).
Оценив имеющиеся в деле документы (регистрационные удостоверения и приложения к ним, сертификаты соответствия и приложения к ним, инструкции по применению устройств), суды первой и апелляционной инстанций обоснованно сделали выводы о том, что устройства и средства по уходу за стомой (стома образуется в ходе проведения операций на брюшной полости (колостомия), в результате чего пациент становится инвалидом 1-2 группы. Стома представляет собой искусственный кишечный свищ, через который происходит неконтролируемое человеком опорожнение толстого кишечника или мочевого пузыря) являются изделиями, предназначенными исключительно для профилактики инвалидности или реабилитации инвалидов, а также средствами, обеспечивающими комфортные условия жизнедеятельности инвалидов.
С учетом изложенного общество при ввозе на таможенную территорию Российской Федерации приспособлений медицинских однократного применения для стомического использования - системы для реабилитации стомированных больных (изготовители: ConvaTek Inc., ConvaTek Dominican Republic Inc., ConvaTek limited) и приспособлений медицинских однократного применения для стомического использования - системы реабилитации стомированных больных: однокомпонентные калоприемники (изготовитель ConvaTek Dominican Republic Inc) имело право на льготу по уплате налога на добавленную стоимость в соответствии с подпунктом 2 статьи 150, подпунктом 1 пункта 2 статьи 149 НК РФ, Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.12.2000 N 998 и отказ таможенного органа в возврате излишне уплаченного налога неправомерен.
Доводам, изложенным в кассационной жалобе, судами первой и апелляционной инстанций дана надлежащая правовая оценка. Оснований для переоценки выводов судов у суда кассационной инстанции не имеется в силу ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Иных доводов, основанных на доказательственной базе и позволяющих изменить обжалуемые судебные акты, кассационная жалоба не содержит, в связи с чем удовлетворению не подлежит.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:
решение Арбитражного суда Смоленской области от 21.10.2013 и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.01.2014 по делу N А62-3451/2013 оставить без изменения, а кассационную жалобу Смоленской таможни - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий
Е.А.РАДЮГИНА
Судьи
М.Н.ЕРМАКОВ
Е.Н.ЧАУСОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "TMJ.SU | Таможенное дело. Таможенное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ЦЕНТРАЛЬНОГО ОКРУГА ОТ 21.05.2014 ПО ДЕЛУ N А62-3451/2013
Разделы:Таможенные платежи; Таможенное дело
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЦЕНТРАЛЬНОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 21 мая 2014 г. по делу N А62-3451/2013
Федеральный арбитражный суд Центрального округа в составе:
Председательствующего Радюгиной Е.А.
Судей Ермакова М.Н., Чаусовой Е.Н.
При участии в заседании:
от закрытого акционерного общества "КонваТек" (115054, г. Москва, наб. Космодамианская, д. 52, ОГРН 1027700254339) не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом
от Смоленской таможни (214032, г. Смоленск, ул. Лавочкина, д. 105, ОГРН 1026701425849, ИНН 6729005713) не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Смоленской таможни на решение Арбитражного суда Смоленской области от 21.10.2013 (судья Печорина В.А.) и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.01.2014 (судьи Еремичева Н.В., Заикина Н.В., Стаханова В.Н.) по делу N А62-3451/2013,
установил:
Закрытое акционерное общество "КонваТек" (далее - ООО "КонваТек", общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными действий Смоленской таможни, выразившихся в отказе возвратить излишне уплаченный налог на добавленную стоимость в размере 3 658 321 руб. 24 коп. и обязании произвести возврат обществу указанной суммы налога.
Решением Арбитражного суда Смоленской области от 21.10.2013 заявленные требования удовлетворены.
Постановлением Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.01.2014 решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Смоленская таможня просит решение и постановление судов отменить как принятые с нарушением норм материального права.
В соответствии со ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судом кассационной инстанции проверена законность судебных актов исходя из доводов заявителя жалобы.
Изучив материалы дела, обсудив доводы жалобы, суд кассационной инстанции не находит оснований для ее удовлетворения.
Как установлено судами и подтверждено материалами дела, в период с 02.04.2010 по 28.01.2013 на Стабнинском таможенном посту Смоленской таможни декларантом ЗАО "КонваТек" продекларированы товары:
приспособления медицинские однократного применения для стомического использования - системы для реабилитации стомированных больных (изготовители: ConvaTek Inc., ConvaTek Dominican Republic Inc., ConvaTek limited); приспособления медицинские однократного применения для стомического использования - системы реабилитации стомированных больных: однокомпонентные калоприемники (изготовитель ConvaTek Dominican Republic Inc) по ДТ N 10113100/020410/П001557, 10113100/280410/0002275, 0113100/100610/0003577, 10113100/310811/0016337, 10113100/261011/0021367, 0113100/2411110024585, 10113100/241111/0024623, 10113100/201211/0027707, 0113100/240512/0017823, 10113100/030712/0023291, 10113100/050712/0023536, 0113100/230712/0026222, 10113100/230812/0030386, 10113100/260912/0035249, 10113100/270912/0035277, 10113100/291012/0040207, 10113100/221112/0044088, 10113100/261112/0044620, 10113100/271112/0044935, 10113100/211212/0048756, 10113100/280113/0003008.
Налог на добавленную стоимость по вышеуказанным товарам исчислен и уплачен обществом по ставке 10% в размере 3 658 321 руб. 24 коп.
Полагая, что указанная сумма налога является излишне уплаченной, поскольку стоимость ввезенных товаров, относящихся к перечню, утвержденному Правительством Российской Федерации, в частности, к техническим средствам, которые могут быть использованы исключительно для профилактики инвалидности или реабилитации инвалидов, в силу положений пункта 2 статьи 149, пункта 2 статьи 150 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ, Кодекс) освобождается от обложения налогом на добавленную стоимость, общество обратилось в Смоленскую таможню с заявлением о возврате излишне уплаченных сумм налога.
Смоленской таможней в адрес общества направлен ответ от 20.03.2013 N 15-43/5885, согласно которому основания для возврата уплаченного налога на добавленную стоимость отсутствуют, поскольку товары, в отношении которых общество просило осуществить возврат налога, классифицированы декларантом в товарной подсубпозиции 3006 91 000 0 ТН ВЭД ТС, однако указанный код отсутствует в приложениях к распоряжению ГТК России от 06.11.2001 N 1031-р "Об освобождении от уплаты налога на добавленную стоимость".
Полагая, что действия таможенного органа по отказу в возврате излишне уплаченного налога противоречат действующему законодательству, нарушают права и законные интересы заявителя, ЗАО "КонваТек" обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Рассматривая спор и удовлетворяя заявленные требования, суды полно и всесторонне исследовали доказательства, представленные сторонами в обоснование своих требований и возражений, и дали им правильную оценку.
Согласно статье 89 Таможенного кодекса Таможенного Союза (далее - ТК ТС) излишне уплаченными или излишне взысканными суммами таможенных пошлин, налогов являются уплаченные или взысканные в качестве таможенных пошлин, налогов суммы денежных средств (денег), размер которых превышает суммы, подлежащие уплате в соответствии с настоящим Кодексом и (или) законодательством государств - членов таможенного союза, и идентифицированные в качестве конкретных видов и сумм таможенных пошлин, налогов в отношении конкретных товаров.
В силу статьи 90 ТК ТС возврат (зачет) излишне уплаченных или излишне взысканных сумм вывозных таможенных пошлин, налогов, сумм авансовых платежей, сумм обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов осуществляется в порядке и случаях, установленных законодательством государства - члена таможенного союза, в котором произведена уплата и (или) взыскание вывозных таможенных пошлин, налогов, сумм авансовых платежей либо таможенному органу которого представлено обеспечение уплаты таможенных пошлин, налогов.
В соответствии с пунктом 2 статьи 150 НК РФ не подлежит налогообложению (освобождается от налогообложения) ввоз на таможенную территорию Российской Федерации товаров, указанных в подпункте 1 пункта 2 статьи 149 названного Кодекса, а также сырья и комплектующих изделий для их производства.
Подпунктом 1 пункта 2 статьи 149 НК РФ установлено, что реализация (а также передача, выполнение, оказание для собственных нужд) на территории Российской Федерации медицинских товаров отечественного и зарубежного производства по перечню, утверждаемому Правительством Российской Федерации - технических средств, включая автомототранспорт, материалы, которые могут быть использованы исключительно для профилактики инвалидности или реабилитации инвалидов не подлежит налогообложению (освобождается от налогообложения).
В пунктах 7 и 13 Перечня технических средств, используемых исключительно для профилактики инвалидности или реабилитации инвалидов, реализация которых не подлежит обложению налогом на добавленную стоимость, утвержденном Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.12.2000 N 998, указаны специальные средства для самообслуживания и ухода за инвалидами (в том числе подушки и матрацы профилактические, противопролежневые и ортопедические, кровати медицинские с подъемными приспособлениями, фиксаторами, стулья и кресла функциональные, на колесиках, со съемными элементами, поручни, оборудование для подъема и перемещения, специальные приспособления для пользования средствами личной гигиены), а также средства для контроля за обеспечением комфортных условий жизнедеятельности инвалидов, которые могут быть использованы только для профилактики инвалидности или реабилитации инвалидов (в том числе термометры, барометры, увлажнители воздуха, воздухоочистители, обогреватели, сушилки тепловоздушные, поглотители запаха).
На основании статьи 10 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" Правительство Российской Федерации распоряжением от 30.12.2005 N 2347-р утвердило Федеральный перечень реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, в пункте 21 которого в качестве технических средств реабилитации инвалидов указаны специальные средства при нарушениях функций выделения (моче- и калоприемники).
Оценив имеющиеся в деле документы (регистрационные удостоверения и приложения к ним, сертификаты соответствия и приложения к ним, инструкции по применению устройств), суды первой и апелляционной инстанций обоснованно сделали выводы о том, что устройства и средства по уходу за стомой (стома образуется в ходе проведения операций на брюшной полости (колостомия), в результате чего пациент становится инвалидом 1-2 группы. Стома представляет собой искусственный кишечный свищ, через который происходит неконтролируемое человеком опорожнение толстого кишечника или мочевого пузыря) являются изделиями, предназначенными исключительно для профилактики инвалидности или реабилитации инвалидов, а также средствами, обеспечивающими комфортные условия жизнедеятельности инвалидов.
С учетом изложенного общество при ввозе на таможенную территорию Российской Федерации приспособлений медицинских однократного применения для стомического использования - системы для реабилитации стомированных больных (изготовители: ConvaTek Inc., ConvaTek Dominican Republic Inc., ConvaTek limited) и приспособлений медицинских однократного применения для стомического использования - системы реабилитации стомированных больных: однокомпонентные калоприемники (изготовитель ConvaTek Dominican Republic Inc) имело право на льготу по уплате налога на добавленную стоимость в соответствии с подпунктом 2 статьи 150, подпунктом 1 пункта 2 статьи 149 НК РФ, Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.12.2000 N 998 и отказ таможенного органа в возврате излишне уплаченного налога неправомерен.
Доводам, изложенным в кассационной жалобе, судами первой и апелляционной инстанций дана надлежащая правовая оценка. Оснований для переоценки выводов судов у суда кассационной инстанции не имеется в силу ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Иных доводов, основанных на доказательственной базе и позволяющих изменить обжалуемые судебные акты, кассационная жалоба не содержит, в связи с чем удовлетворению не подлежит.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:
решение Арбитражного суда Смоленской области от 21.10.2013 и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.01.2014 по делу N А62-3451/2013 оставить без изменения, а кассационную жалобу Смоленской таможни - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий
Е.А.РАДЮГИНА
Судьи
М.Н.ЕРМАКОВ
Е.Н.ЧАУСОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "TMJ.SU | Таможенное дело. Таможенное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)