Судебные решения, арбитраж

РЕШЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ ОТ 15.10.2014 ПО ДЕЛУ N А60-28222/2014

Разделы:
Ввоз (импорт) товаров; Таможенное дело

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



АРБИТРАЖНЫЙ СУД СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 15 октября 2014 г. по делу N А60-28222/2014


Резолютивная часть решения объявлена 08 октября 2014 года
Полный текст решения изготовлен 15 октября 2014 года
Арбитражный суд Свердловской области в составе судьи С.Н. Водолазской при ведении протокола судебного заседания помощником судьи А.В. Мальцевой рассмотрел в судебном заседании дело N А60-28222/2014 по заявлению открытого акционерного общества "Корпорация ВСМПО-АВИСМА" (ИНН 6607000556, ОГРН 1026600784011)
к Екатеринбургской таможне
о признании незаконным решения
при участии в судебном заседании:
от заявителя: А.Б. Горин, доверенность N 138-14В от 23.05.2014, М.А. Евсеева, доверенность N 283-13В от 20.12.2013,
от заинтересованного лица: Я.Г. Герасимова, доверенность N 11 от 13.01.2014, О.Э. Курмис, доверенность N 44 от 08.05.2014.
Лицам, участвующим в деле, процессуальные права и обязанности разъяснены. Отводов составу суда не заявлено (ст. 41 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).

Открытое акционерное общество "Корпорация ВСМПО-АВИСМА" обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением о признании решения Екатеринбургской таможни от 02.04.2014 о корректировке таможенной стоимости товаров, заявленных в ДТ N 10502140/170214/0000735 незаконным и обязании заинтересованного лица устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.
В обоснование заявленных требований заявитель ссылается на то, что представленные им в таможенный орган документы являются достаточными для подтверждения заявленной таможенной стоимости товара и правомерности ее определения по стоимости сделки.
Заинтересованное лицо в удовлетворении заявленных требований просит отказать. Оспариваемое решение считает законным и обоснованным.
Рассмотрев материалы дела, выслушав представителей сторон, исследовав представленные доказательства, арбитражный суд
установил:

Как следует из материалов дела, на основании контракта N 9938 от 20.04.2012, заключенного с "VSMPO-TIRUS GMBH", в адрес ОАО "Корпорация ВСМПО-АВИСМА" поступила партия лигатуры марки AL-SN-ZR-MO 28:12:24:36 в гранулах, фракцией от 2 до 6 мм., вес нетто 2000 кг, вес брутто - 2056 кг, стоимостью 123400 долларов США, упакованная в двенадцати металлических барабанах.
17 февраля 2014 года на данную партию товаров оформлена декларация на товары ДТ N 10502140/170214/0000735.
При декларировании названного товара обществом использован метод определения его таможенной стоимости по стоимости сделки с ввозимыми товарами, исходя из цены 61.70 долларов США за 1 кг. согласно изменению N 2 от 03.07.2013 к дополнениям N 1, N 2, N 3 к контракту N 9938 от 20.04.2012.
17.02.2014 в процессе таможенного оформления сотрудниками таможенного поста "Верхнесалдинский" Екатеринбургской таможни принято решение о проведении дополнительной проверки, т.к. в ходе проверки данной декларации на товары выявлены признаки недостоверности заявленных сведений о таможенной стоимости, запрошены дополнительные документы, сведения и пояснения, необходимые для подтверждения правильности определения таможенной стоимости товаров, заявленной в декларации на товары.
В отношении товара, заявленного по декларации ДТ N 10502140/170214/0000735, произведен выпуск при условии корректировки таможенной стоимости и таможенных платежей и предоставления обеспечения уплаты таможенных платежей в сумме 705487 руб. 56 коп. По требованию таможни и в целях ускорения процесса выпуска товара ОАО "Корпорация ВСМПО-АВИСМА" внесло обеспечение для целей условного выпуска, исходя из величины таможенной стоимости, определенной таможней в указанном решении от 17.02.2014.
ОАО "Корпорация ВСМПО-АВИСМА" дополнительно уплатило 705487 руб. 56 коп. таможенных платежей, перечисленных платежным поручением N 2952 от 14.02.2014.
На основании решения таможни в отношении данного товара произведен окончательный выпуск товара с уплатой таможенных платежей в сумме 705487 руб. 56 коп.
Письмом N 043/281 от 29.03.2014 в адрес таможни ОАО "Корпорация ВСМПО-АВИСМА" направлены пояснения относительно несопоставимости условий данной сделки с условиями других сделок, с комплектом сопроводительных документов.
Заинтересованное лицо посчитав, что представленные обществом дополнительные документы и сведения для подтверждения заявленной таможенной стоимости товаров представлены не в полном объеме, данные, использованные декларантом при заявлении таможенной стоимости, не подтверждены документально, приняло решение от 02.04.2014 о корректировке таможенной стоимости товара.
Не согласившись с решением Екатеринбургской таможни от 02.04.2014, открытое акционерное общество "КОРПОРАЦИЯ ВСМПО-АВИСМА" обратилось с настоящим заявлением в арбитражный суд.
Исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства, заслушав пояснения представителей лиц, участвующих в деле, суд полагает заявленные требования не подлежащими удовлетворению исходя из следующего.
В соответствии с ч. 1 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений, действий (бездействия) должностных лиц необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности (п. 1 ст. 198, п. 2 ст. 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Согласно п. 1 ст. 64 Таможенного кодекса Таможенного Союза таможенная стоимость товаров, ввозимых на таможенную территорию таможенного союза, определяется в соответствии с международным договором государств - членов таможенного союза, регулирующим вопросы определения таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу.
Пунктом 2 статьи 65 Таможенного кодекса Таможенного Союза предусмотрено, что декларирование таможенной стоимости ввозимых товаров осуществляется путем заявления сведений о методе определения таможенной стоимости товаров, величине таможенной стоимости товаров, об обстоятельствах и условиях внешнеэкономической сделки, имеющих отношение к определению таможенной стоимости товаров, а также представления подтверждающих их документов.
Согласно п. 4 ст. 65 Таможенного кодекса Таможенного Союза таможенная стоимость товаров и сведения, относящиеся к ее определению, должны основываться на достоверной, количественно определяемой и документально подтвержденной информации,
В соответствии со ст. 66 Таможенного кодекса Таможенного Союза контроль таможенной стоимости товаров осуществляется таможенным органом в рамках проведения таможенного контроля как до, так и после выпуска товаров, в том числе с использованием системы управления рисками.
По результатам осуществления контроля таможенной стоимости товаров таможенный орган принимает решение о принятии заявленной таможенной стоимости товаров либо решение о корректировке заявленной таможенной стоимости товаров в соответствии с положениями статьи 68 настоящего Кодекса, которое доводится до декларанта в порядке и в формах, которые установлены решением Комиссии таможенного союза (ст. 67 ТК ТС).
В соответствии с положениями статьи 68 Таможенного кодекса Таможенного Союза решение о корректировке заявленной таможенной стоимости товаров принимается таможенным органом при осуществлении контроля таможенной стоимости как до, так и после выпуска товаров, если таможенным органом обнаружено, что заявлены недостоверные сведения о таможенной стоимости товаров, в том числе неправильно выбран метод определения таможенной стоимости товаров и (или) определена таможенная стоимость товаров.
Согласно п. 1 ст. 183 Таможенного кодекса Таможенного Союза подача таможенной декларации должна сопровождаться представлением таможенному органу документов, на основании которых заполнена таможенная декларация, если иное не установлено настоящим Кодексом. К таким документам относятся, в частности, документы, подтверждающие заявленную таможенную стоимость товаров и выбранный метод определения таможенной стоимости товаров.
Статьей 2 Соглашения между Правительством Российской Федерации, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан от 25.01.2008 "Об определении таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу Таможенного Союза", ратифицированного Федеральным законом от 22.12.2008 N 258-ФЗ предусмотрено, что основой определения таможенной стоимости ввозимых товаров должна быть в максимально возможной степени стоимость сделки с этими товарами в значении, установленном в статье 4 Соглашения.
Из содержания статьи 4 Соглашения следует, что таможенной стоимостью товаров, ввозимых на единую таможенную территорию таможенного союза, является стоимость сделки с ними, то есть цена, фактически уплаченная или подлежащая уплате за эти товары при их продаже для вывоза на единую таможенную территорию таможенного союза и дополненная в соответствии с положениями статьи 5 настоящего Соглашения, при любом из следующих условий, в частности: продажа товаров или их цена не зависят от каких-либо условий или обязательств, влияние которых на цену товаров не может быть количественно определено; покупатель и продавец не являются взаимосвязанными лицами, или покупатель и продавец являются взаимосвязанными лицами таким образом, что стоимость сделки с ввозимыми товарами приемлема для таможенных целей в соответствии с пунктом 4 настоящей статьи.
В таких случаях на цену ввозимых товаров оказывают влияние определенные условия индивидуального характера, связанные с конкретной продажей определенному покупателю. Таким образом, имеет место некоторое отклонение от обычной торговой практики на свободном, конкурентном рынке соответствующих товаров.
Согласно подп. "г" п. 8 Правил применения метода определения таможенной стоимости товаров по стоимости сделки с ввозимыми товарами (метод 1), утвержденных Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 20.12.2012 N 283, покупатель и продавец считаются взаимосвязанными, если в соответствии с п. 1 ст. 3 Соглашения указанные лица отвечают хотя бы одному из следующих условий, в частности, одно из них прямо или косвенно контролирует другое.
Пунктом 13 названных Правил установлено, что сведения о наличии взаимосвязи между продавцом и покупателем, а также о ее влиянии на цену, фактически уплаченную или подлежащую уплате, заявляются декларантом (таможенным представителем) в декларации таможенной стоимости в соответствии с Порядком декларирования таможенной стоимости товаров, утвержденным Решением Комиссии Таможенного союза от 20.09.2010 N 376 "О порядках декларирования, контроля и корректировки таможенной стоимости товаров".
Факт взаимосвязи между продавцом и покупателем сам по себе не является основанием для признания стоимости сделки неприемлемой для целей определения таможенной стоимости товаров. В целях подтверждения отсутствия влияния взаимосвязи между продавцом и покупателем на цену, фактически уплаченную или подлежащую уплате, декларант (таможенный представитель) может представить при декларировании товаров либо документы и сведения, отражающие сопутствующие продаже обстоятельства в соответствии с п. 4.1 ст. 4 Соглашения от 25.01.2008, либо документы и сведения, подтверждающие, что стоимость сделки с ввозимыми товарами близка к одной из проверочных величин, указанных в п. 4.2 ст. 4 Соглашения от 25.01.2008.
Согласно ч. 7 п. 18 Инструкции по проведению проверки правильности декларирования таможенной стоимости товаров, ввозимых (ввезенных) на таможенную территорию Таможенного союза, утвержденной Приказом ФТС России от 14.02.2011 N 272 (далее - Инструкция), при выявлении взаимосвязи продавца и покупателя, которая в сочетании с низкими ценами декларируемых товаров дает основания полагать согласно информации, имеющейся в распоряжении таможенного органа, о влиянии данной взаимосвязи на цену, фактически уплаченную или подлежащую уплате за товары, уполномоченные должностные лица, в случае если их запрос не противоречит условиям внешнеторговой сделки, запрашивают следующие документы: учредительный договор покупателя и продавца ввозимого товара; документы, содержащие сведения о принадлежащих декларанту голосующих акциях организаций государств - членов Таможенного союза и иностранных государств; документы свидетельствующие о таможенном декларировании идентичных или однородных товарах, таможенная стоимость которых была определена по стоимости сделки с ввозимыми товарами при их продаже для вывоза на таможенную территорию Таможенного союза, покупателям, не являющимся взаимосвязанными с продавцом лицами; документы, свидетельствующие о том, что цена товара установлена таким способом, который согласуется с нормальной ценовой практикой рассматриваемой отрасли или с тем, как устанавливается цена при продажах независимым покупателям; прайс-листы производителя ввозимых товаров либо его коммерческое предложение, представляющие собой открытую оферту неограниченному кругу лиц в целях устранения влияния взаимосвязи на содержащиеся в нем сведения; оферты, заказы продавцов оцениваемых, идентичных и однородных товаров, а также товаров того же класса или вида; документы, подтверждающие участие продавца в распределении прибыли от деятельности покупателя (в тех случаях, когда продавец является владельцем вклада (пая) или обладателем акций в уставном капитале покупателя); документы, отражающие финансовые взаимоотношения продавца и покупателя, кроме расчетов по договору купли-продажи, на основании которого производится перемещение оцениваемых товаров. Представление таких сведений может быть необходимо для проверки возможности получения продавцом прямого или косвенного дохода от деятельности покупателя; документы, содержащие сведения из нейтральных источников информации в отношении стоимости в стране экспорта товаров, идентичных или однородных оцениваемым.
Таким образом, в целях подтверждения отсутствия влияния взаимосвязи между продавцом и покупателем на цену, фактически уплаченную или подлежащую уплате, декларант (таможенный представитель) может представить при декларировании товаров либо документы и сведения, отражающие сопутствующие продаже обстоятельства в соответствии с п. 4.1 ст. 4 Соглашения от 25.01.2008, либо документы и сведения, подтверждающие, что стоимость сделки с ввозимыми товарами близка к одной из проверочных величин, указанных в п. 4.2 ст. 4 Соглашения от 25.01.2008.
Из материалов следует, что 20 апреля 2012 года между ОАО "ВСМПО-АВИСМА" (покупатель) и "VSMPO TiRus GmbH" (продавец) заключен контракт N 9938, в соответствии с условиями которого продавец обязуется продать, а покупатель обязуется принять товар и оплатить товар на условиях CPT завод покупателя в В. Салде, ("Инкотермс" 2010), определенное сырье, в соответствии с согласованными и подписанными сторонами дополнениями к настоящему контракту, являющимися неотъемлемой его частью.
В ходе проверки, проведенной таможней, установлено, что ОАО "ВСМПО-АВИСМА" и "VSMPO TiRus GmbH" являются взаимосвязанными, в частности, в силу того, что заявитель является держателем 100% акций "VSMPO TiRus GmbH", и на цену спорного товара оказало влияние именно то обстоятельство, что покупатель (ОАО "ВСМПО-АВИСМА") и продавец ("VSMPO TiRus GmbH") являются взаимосвязанными лицами.
Названное обстоятельство правомерно определено таможней как ограничение для применения первого метода определения таможенной стоимости товара.
Согласно объяснениям общества и представленным им документам, первоначально в 2006 - 2007 годах был куплен обществом у компании "Sojitz Noble Alloys Corporation", США, как лигатура марки алюминий-олово-цирконий-молибден (19:14:27:40) в количестве 50463 кг., ввезен на территорию Российской Федерации; частично вовлечен в производство изделий из титановых сплавов, которые затем были поставлены компании "Роллс-Ройс", но признаны браком, возникшим по причине некачественной лигатуры.
В дальнейшем общество пыталось найти способ вывезти оставшуюся часть товара в Германию для переработки в компании "GFE METALLE UND MATERIALINEN GmbH", но ввиду установления Решением Комиссии ТС от 20.09.2010 N 375 ограничений на вывоз данного товара для переработки и не определением в Российской Федерации органа, который уполномочен выдавать разрешения на вывоз молибденсодержащих изделий для переработки вне таможенной территории ТС, общество вывезло данный товар в количестве 35000 кг. по цене 33,5 доллара США в режиме экспорта по контракту от 18.04.2012 N 9962 с дочерней компанией "VSMPO TiRus GmbH", а затем после его переработки (доведения до кондиционного состояния) компанией "GFE" по контракту от 07.05.2012 N 1/2012, заключенному компанией "VSMPO TiRus GmbH" (цена услуг по переработке определена в размере 22,5 долларов США за кг.), купило его у компании "VSMPO TiRus GmbH" по контракту N 9938 от 20.04.2014 (в редакции доп. соглашения от 03.07.2013) по цене 61,7 доллара США (33,5 + 22,5 + 3 (расходы на транспортировку) + 2,7 (прибыль)).
Таким образом, таможня верно установила, что спорная цена не является рыночной ценой. Цена товара установлена таким способом, который не согласуется с нормальной ценовой практикой рассматриваемой отрасли или с тем, как устанавливается цена при продажах между независимыми лицами.
При этом заявитель доводы таможни не опроверг, доказательств того, что в случае покупки спорного товара у независимого продавца цена оказалась бы столь же низкой, не представило.
Из пояснений общества следует, что цена сделки с товаром по спорной декларации сформирована путем сложения затрат на производство этого товара: стоимости вывозимого товара для переработки, плюс стоимость переработки товара на фирме "GFE METALLE UND MATERIALINEN GmbH" (Германия), плюс стоимость транспортировки, плюс вознаграждение посредника - фирмы "VSMPO TiRus GmbH".
Однако эти доводы объясняют лишь формирование себестоимости товара на стороне продавца - компании "VSMPO TiRus GmbH", но не объясняют продажу товара обществу по цене, существенно ниже рыночной.
Также суд признает обоснованными доводы заинтересованного лица о невозможности идентификации ввозимого ОАО "ВСМПО-АВИСМА" в 2013 году товара с ранее ввезенным в 2006 - 2007 годах и вывезенным в 2012 году в адрес дочерней фирмы (различный вес, состав, классификационный код в соответствии с ТН ВЭД ТС, способ упаковки, производители товара).
Ссылка заявителя на письма "GFE METALLE UND MATERIALINEN GmbH", датированные июлем 2014 не могут рассматриваться как документы, идентифицирующие лигатуру, в указанных письмах отсутствует ссылка на какие-либо партии товара, стоимость единицы товара указана компанией, не являющейся контрагентом по договору поставки N 9938 от 20.04.2012, имеется ссылка на то, что лигатура является бракованной, при том, что документы, передаваемые "GFE METALLE UND MATERIALINEN GmbH", информации о некондиционности лигатуры не содержат.
Кроме того, данные документы не являются допустимыми, поскольку не были представлены в таможенный орган ни при таможенном декларировании товаров, ни при проведении дополнительной проверки, данные письма не были предметом исследования таможенным органом.
С учетом вышеизложенного, суд пришел к выводу о том, что заявителем не представлено достаточных доказательств наличия оснований для признания незаконным решения заинтересованного лица от 02.04.2014 о корректировке таможенной стоимости товаров, заявленных в ДТ N 10502140/170214/0000735.
При таких обстоятельствах, требования заявителя удовлетворению не подлежат.
Руководствуясь ст. 110, 167 - 170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
решил:

1. В удовлетворении требований открытого акционерного общества "Корпорация ВСМПО-АВИСМА" отказать.
2. Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.
3. Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия решения (изготовления его в полном объеме).
Апелляционная жалоба подается в арбитражный суд апелляционной инстанции через арбитражный суд, принявший решение. Апелляционная жалоба также может быть подана посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте арбитражного суда в сети "Интернет" http://ekaterinburg.arbitr.ru.
В случае обжалования решения в порядке апелляционного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения дела можно получить на интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда http://17aas.arbitr.ru.
Судья
С.Н.ВОДОЛАЗСКАЯ















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "TMJ.SU | Таможенное дело. Таможенное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)