Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА ДАЛЬНЕВОСТОЧНОГО ОКРУГА ОТ 13.05.2015 N Ф03-1547/2015 ПО ДЕЛУ N А51-24251/2014

Разделы:
Классификация товаров; Таможенное дело

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



АРБИТРАЖНЫЙ СУД ДАЛЬНЕВОСТОЧНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 13 мая 2015 г. N Ф03-1547/2015


Резолютивная часть постановления объявлена 06 мая 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 13 мая 2015 года.
Арбитражный суд Дальневосточного округа в составе:
Председательствующего судьи: В.М. Голикова
Судей: И.А. Мильчиной, О.Н. Трофимовой
при участии:
- от заявителя: ООО "Ярпожинвест" - Черторинский Э.А., представитель по доверенности от 18.08.2014 б/н;
- от Дальневосточного таможенного управления - Иванова Р.А., представитель по доверенности от 21.12.2014 N 133;
- от Находкинской таможни - представитель не явился;
- рассмотрев в проведенном с использованием систем видеоконференц-связи судебном заседании кассационную жалобу Дальневосточного таможенного управления
на решение от 12.11.2014, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 22.01.2015
по делу N А51-24251/2014 Арбитражного суда Приморского края
дело рассматривали: в суде первой инстанции судья Николаев А.А., Сидорович Е.Л., Пяткова А.В., Солохина Т.А.
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Ярпожинвест" (ОГРН 1097604003793, ИНН 7604153161, место нахождения: 150040, Ярославская область, г. Ярославль, пр-т Октября, 17, 13)
к Дальневосточному таможенному управлению (ОГРН 1022502268887, ИНН 2540015492, место нахождения: 690014, Приморский край, г. Владивосток, ул. Гоголя, 48)
третье лицо: Находкинская таможня (ОГРН 1022500713333, ИНН 2508025320, место нахождения: 692900, Приморский край, г. Находка, ул. Портовая, 17)
о признании незаконными решений
Общество с ограниченной ответственностью "Ярпожинвест" (далее - общество, декларант) обратилось в Арбитражный суд Приморского края с заявлением о признании незаконными решений Дальневосточного таможенного управления (далее - таможенное управление, таможенный орган, таможня) по классификации товаров по ТН ВЭД ТС от 15.07.2014 N РКТ-10700000-14/000007, N РКТ-10700000-14/000008, N РКТ-10700000-14/000009.
Решением суда от 12.11.2014, оставленным без изменения постановлением Пятого арбитражного апелляционного суда от 22.01.2015 требования общества удовлетворены в полном объеме.
Не согласившись с принятыми судебными актами, общество обратилось с кассационной жалобой, поддержанной его представителем в судебном заседании, в которой просит решение суда и постановление апелляционного суда отменить в связи с неправильным применением судами норм материального права и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных обществом требований.
В обоснование заявленных доводов таможенный орган ссылается на то, что при классификации частей изделий в ТН ВЭД ТС используется общий принцип - выбор классификационного кода товара производится исходя из характеристик непосредственно самого товара (любой элемент изделия также является товаром при определении его классификационного кода) и наличия товарной позиции, описывающий эти технические характеристики. Текст товарной позиции 8424 ТН ВЭД ТС не включает понятие емкостей (в том числе корпусов огнетушителей и иных изделий данной товарной позиции), поэтому баллоны (емкости) должны классифицироваться в товарных позициях, предназначенных для емкостей в соответствии с материалом их изготовления. При классификации таких товаров в рамках ОПИ 1 необходимо рассматривать товарные позиции 7010, 7309, 7310, 7311, 7611, 7612 и 7613 ТН ВЭД ТС, в которых классифицируются емкости для хранения из различных материалов.
Также таможня указывает на неправомерность выводов судов о том, что Решение Объединенной коллегии таможенных служб государств-членов Таможенного союза от 11.06.2014 N 11/9 "О классификации отдельных видов товаров в соответствии с единой Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности Таможенного союза" (далее - Решение Объединенной коллегии N 11/9) не входит в состав таможенного законодательства Таможенного союза и не может быть применено при классификации товаров.
Общество в отзыве на кассационную жалобу и в судебном заседании суда кассационной инстанции в лице своего представителя, возражая относительно приведенных в ней доводов, просило оставить ее без удовлетворения.
Участие представителей таможни и общества в судебном заседании кассационной инстанции обеспечено в соответствии со статьей 153.1 АПК РФ путем использования систем видеоконференц-связи при содействии Пятого арбитражного апелляционного суда.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, отзыва на нее, заслушав мнения лиц, участвующих в деле, проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, суд кассационной инстанции не установил оснований к отмене принятых по делу судебных актов.
Как следует из материалов дела и установлено судами, 23.09.2010 между обществом (покупатель) и компанией "Shangyu Xingli Fire Fighting Equipment Co., LTD" (продавец) заключен внешнеторговый контракт NSX-05. Во исполнение данного контракта обществом ввезены и помещены под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления следующие товары:
- - ДТ N 10714040/260711/0024002 "запасные части к огнетушителям переносным порошковым, углекислотным, воздушно-пенным: баллон огнетушителя мод. ОП-2-21200 шт.";
- - ДТ N 10714040/290711/0024504 "запасные части к огнетушителям переносным порошковым, углекислотным, воздушно-пенным: баллон огнетушителя мод. ОП-2-22600 шт., ОП-4-22600 шт.".
22.02.2011 между обществом (покупатель) и компанией "Ningbo Yuanfeng Fire Control Equipment Co., LTD" (продавец) заключен внешнеторговый контракт NRU-09 на поставку товаров. Во исполнение данного контракта обществом ввезены и помещены под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления товары, задекларированные ДТ N 10714040/290711/0024556 "запасные части к огнетушителям переносным порошковым, углекислотным: баллон огнетушителя мод. ОП-21600 шт.".
Товары классифицированы по коду 8424 90 000 0 ТН ВЭД (графа 33).
15.07.2014 на основании акта N 10700000/403/150714/А0064 таможенным органом приняты решения:
- N РКТ-10700000-14/000007 о классификации товаров, задекларированных по ДТ N 10714040/260711/0024002 "запасные части к огнетушителям переносным порошковым, углекислотным, воздушно-пенным: баллон огнетушителя мод. ОП-2-21200 шт." по коду товарной позиции 7310 29 900 0 ТН ВЭД ТС - цистерны, бочки, барабаны, канистры, ящики и аналогичные емкости, из черных металлов, для любых веществ (кроме сжатого или сжиженного газа) вместимостью не более 300 л, с облицовкой или теплоизоляцией или без них, но без механического или теплотехнического оборудования, с толщиной стенки 0,5 мм или более.
- N РКТ-10700000-14/000008 о классификации товаров, задекларированных по ДТ N 10714040/290711/0024504 "запасные части к огнетушителям переносным порошковым, углекислотным, воздушно-пенным: баллон огнетушителя мод. ОП-2-22600 шт., ОП-4-22600 шт.", по коду товарной позиции 7310 29 900 0 ТН ВЭД ТС - цистерны, бочки, барабаны, канистры, ящики и аналогичные емкости, из черных металлов, для любых веществ (кроме сжатого или сжиженного газа) вместимостью не более 300 л, с облицовкой или теплоизоляцией или без них, но без механического или теплотехнического оборудования, с толщиной стенки 0,5 мм или более.
- N РКТ-10700000-14/000009 о классификации товаров, задекларированных по ДТ N 10714040/290711/0024556 "запасные части к огнетушителям переносным порошковым, углекислотным: баллон огнетушителя мод. ОП-2-21600 шт." по коду товарной позиции 7310 29 900 0 ТН ВЭД ТС - цистерны, бочки, барабаны, канистры, ящики и аналогичные емкости, из черных металлов, для любых веществ (кроме сжатого или сжиженного газа) вместимостью не более 300 л, с облицовкой или теплоизоляцией или без них, но без механического или теплотехнического оборудования, с толщиной стенки 0,5 мм или более.
Ставка ввозной таможенной пошлины по коду товара 8424 90 000 0 ТН ВЭД ТС, заявленному декларантом, составляет 0%.
24.07.2014 таможней в адрес заявителя направлены требования об уплате таможенных платежей: N 1884 от 23.07.2014 на сумму 1 090 776,94 руб.; N 1885 от 23.07.2014 на сумму 309 274,49 руб.; N 1886 от 23.07.2014 на сумму 275 796,96 руб.
Общая сумма обязательных к оплате таможенных платежей составила 1 675 848,39 руб.
Общество посчитав, что принятые решения, послужившие основанием для доначисления декларанту таможенных платежей, не соответствуют закону и нарушают его права и законные интересы в сфере внешнеэкономической деятельности, общество обратилось с настоящим заявлением в арбитражный суд, который на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств установил фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, и правомерно удовлетворил заявленные требования. Выводы суда первой инстанции поддержаны апелляционным судом.
Согласно пункту 1 статьи 52 Таможенного кодекса Таможенного союза товары при их таможенном декларировании подлежат классификации по ТН ВЭД ТС.
Классификация товаров в Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности Таможенного союза осуществляется в соответствии с Основными правилами интерпретации ТН ВЭД.
Пунктом 6 Положения о порядке применения единой Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Таможенного союза при классификации товаров, утвержденного решением Комиссии Таможенного союза от 28.01.2011 N 522, предусмотрено, что Основные правила интерпретации ТН ВЭД применяются единообразно при классификации любых товаров и последовательно.
Согласно правилу 1 Основных правил интерпретации ТН ВЭД названия разделов, групп и подгрупп приводятся только для удобства использования ТН ВЭД; для юридических целей классификация товаров в ТН ВЭД осуществляется исходя из текстов товарных позиций и соответствующих примечаний к разделам или группам и, если такими текстами не предусмотрено иное, в соответствии с остальными правилами.
Как установлено примечанием 2 (а) к разделу XVI ТН ВЭД ТС, части, которые являются товарами, включенными в какую-либо из товарных позиций группы 84 или 85, во всех случаях должны классифицироваться в предусмотренных для них товарных позициях.
Правила 2 (а) и 2 (б) Основных правил интерпретации ТН ВЭД неприменимы к данному делу в связи с тем, что эти правила определяют принципы классификации товара, представленного в некомплектном или незавершенном виде, либо товара из определенного материала или вещества.
Исходя из положений правила 3 (а) Основных правил интерпретации ТН ВЭД, если имеется возможность отнесения товаров к двум или более товарным позициям, то предпочтение отдается той товарной позиции, которая содержит наиболее конкретное описание товара, по сравнению с товарными позициями с более общим описанием.
Поскольку в данном случае классификация спорного товара возможна по двум товарным позициям (указанным декларантом и таможней), суды правомерно пришли к выводу, что в силу правила 3 (а) Основных правил интерпретации ТН ВЭД и примечания 2 (а) к разделу XVI ТН ВЭД ТС, указанный товар - части огнетушителя - подлежал классификации по товарной позиции 8424 90 000 0 ТН ВЭД ТС как содержащей наиболее конкретное описание товара.
Таким образом, оспариваемые решения таможни не соответствуют положениям Таможенного кодекса Таможенного союза, текстам товарных позиций ТН ВЭД ТС и правилам 1 и 3 Основных правил интерпретации ТН ВЭД.
Доводы таможни о неправомерности выводов судов о том, что Решение Объединенной коллегии таможенных служб государств-членов Таможенного союза от 11.06.2014 N 11/9 "О классификации отдельных видов товаров в соответствии с единой Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности Таможенного союза" (далее - Решение Объединенной коллегии N 11/9) не входит в состав таможенного законодательства Таможенного союза и не может быть применено при классификации товаров, судом кассационной инстанции не принимается в силу следующего.
Объединенная коллегия таможенных служб государств-членов Таможенного союза учреждена на основании Федерального закона от 25.06.2012 N 92-ФЗ "О ратификации Договора об Объединенной коллегии таможенных служб государств - членов Таможенного союза".
Статья 6 Договора "Об Объединенной коллегии таможенных служб государств-членов таможенного союза" определяет основные функции Объединенной коллегии, к числу которых относятся: рассмотрение и подготовка рекомендаций таможенным службам государств Сторон по обеспечению единообразного применения правил определения страны происхождения товаров; рассмотрение и подготовка предложений для органов Таможенного союза по разработке и совершенствованию порядка декларирования, контроля таможенной стоимости товаров и уплаты таможенных платежей; мониторинг соблюдения унифицированного порядка таможенного контроля, единообразного и эффективного применения унифицированных таможенных процедур в государствах-членах Таможенного союза; подготовка предложений по совершенствованию форм и методов таможенного контроля; рассмотрение предложений и разработка рекомендаций по внесению изменений в Единую товарную номенклатуру внешнеэкономической деятельности Таможенного союза.
В соответствии со статьей 7, Объединенная коллегия имеет право принимать в рамках своей компетенции решения, направленные на развитие сотрудничества, обеспечение взаимодействия таможенных служб государств сторон. Согласно статье 9, решения Объединенной коллегии в семидневный срок с даты принятия объявляются для исполнения приказами руководителей центральных таможенных органов государств сторон, издаваемыми ими в пределах полномочий, установленных законодательством каждого из государств сторон соответственно.
В то же время на территории Российской Федерации действует договор о Евразийской экономической комиссии, ратифицированный Федеральным законом от 01.12.2011 N 374-ФЗ. Согласно статье 5 вышеуказанного Договора, Комиссия в пределах своих полномочий принимает решения, имеющие обязательный характер для сторон, и рекомендации, не носящие обязательного характера. Решения Комиссии входят в договорно-правовую базу Таможенного союза и Единого экономического пространства и подлежат непосредственному применению на территориях сторон. В случае если иное не предусмотрено международными договорами, решения Комиссии вступают в силу не ранее чем по истечении 30 календарных дней с даты их официального опубликования.
Как верно отметили суды, именно решения Евразийской экономической комиссии являются обязательными для исполнения актами, именно о них говорится в пункте 3 части 1 статьи 3 ТК ТС. Решения же Объединенной коллегии не являются ни нормативно-правовыми актами в целом, ни источниками таможенного регулирования в частности и не создают обязательных для исполнения всеми участниками правоотношений, связанных с таможенным регулированием, норм права.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, идентичны доводам, изложенным в апелляционной жалобе, которые получили правильную и объективную оценку в суде апелляционной инстанции, следовательно, переоценке в суде кассационной инстанции не подлежат в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Поскольку фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены арбитражным судом на основе полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, нормы материального и процессуального права не нарушены, у суда кассационной инстанции отсутствуют основания для отмены принятых по делу судебных актов.
Руководствуясь статьями 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Дальневосточного округа

постановил:

решение от 12.11.2014, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 22.01.2015 по делу N А51-24251/2014 Арбитражного суда Приморского края оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий судья
В.М.ГОЛИКОВ

Судьи
И.А.МИЛЬЧИНА
О.Н.ТРОФИМОВА















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "TMJ.SU | Таможенное дело. Таможенное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)