Судебные решения, арбитраж
Таможенная стоимость; Таможенное дело
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления оглашена 17 декабря 2009 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 18 декабря 2009 года.
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего: З.Д. Бац
судей: О.Ю. Еремеевой, Т.А. Солохиной
при ведении протокола секретарем судебного заседания: О.А.Оноприенко
при участии:
от истца: не явились, извещены
от ответчика: не явились, извещены
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Сахалинской таможни
апелляционное производство N 05АП-6198/2009
на решение от 28 октября 2009
судьи В.С. Орифовой
по делу N А59-4883/2009 Арбитражного суда Сахалинской области
по иску (заявлению) ИП Мыльникова Виктора Александровича
к Сахалинской таможне
о признании незаконным решения по корректировке таможенной стоимости товара по ГТД N 10707030/040309/0000631 и обязании вернуть излишне уплаченные таможенные платежи в сумме 56 7776р. 19 к.
установил:
Индивидуальный предприниматель Мыльников Виктор Александрович (далее - "заявитель", "декларант", "Предприниматель") обратился в Арбитражный суд Сахалинской области с заявлением к Сахалинской таможне (далее - "Таможенный орган", "Таможня") о признании незаконным решения от 25.05.2009 по корректировке таможенной стоимости товаров, задекларированных по ГТД N 10707030/040309/0000631 и обязании вернуть излишне уплаченные таможенные платежи в размере 56 776р. 19 к.
Решением суда от 28.10.2009 заявленные требования удовлетворены.
Обжалуя в порядке апелляционного производства решение суда от 28.10.2009, Сахалинская таможня просит его отменить как незаконное и необоснованное в части признания незаконным решения от 25.05.2009 по корректировке таможенной стоимости товаров, задекларированных по ГТД N. 10707030/040309/0000631. Таможня считает, что установленный приказом ФТС России от 25.04.2007 N 536 список документов, подлежащих истребованию таможенным органом в процессе таможенного контроля и корректировки, является открытым. Кроме того, обязанность таможенного органа запросить дополнительные документы и сведения, когда на основании представленного декларантом к таможенному оформлению комплекту документов невозможно принять окончательное решение по таможенной стоимости товаров в связи с наличием признаков недостоверности заявленных сведений о таможенной стоимости товара, ввозимого на таможенную территорию Российской Федерации, установлена статьей 323 Таможенного кодекса РФ и Положением о контроле таможенной стоимости товара, ввозимого на таможенную территорию РФ, утвержденным Приказом ГТК России от 05.12.2003 N 1399. Также Таможенный орган указывает на то, что в нарушение статьи 19.1 Закона Российской Федерации "О таможенном тарифе" в инвойсе отсутствует выделение из цены сделки денежной суммы (расходов), подлежащей уплате при продаже товаров на экспорт в Россию, за их погрузку в порту отгрузки. Декларантом к таможенному оформлению не представлен договор перевозки, не указаны виды дополнительных начислений к цене, фактически уплаченной или подлежащей уплате.
В заседание арбитражного суда апелляционной инстанции ИП Мыльников В.А., Сахалинская таможня, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, не явились, ИП Мыльников В.А. письменный отзыв на апелляционную жалобу Таможни не представил.
В соответствии со статьей 156 АПК РФ коллегия рассмотрела апелляционную жалобу по делу в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле.
Исследовав материалы дела, проверив правильность применения арбитражным судом первой инстанции норм материального и процессуального права, арбитражный суд апелляционной инстанции установил следующее:
Во исполнение контракта N RU/85752641/00001 от 31.01.2003, заключенного между ИП Мыльниковым В.А. (Покупатель) и японской фирмой "Hokkaido Boueki Kaihatsu Co.Ltd" (Продавец) Предпринимателем ввезен на территорию Российской Федерации следующий товар:
1) дизельные установки "SAWAFUJI" электрогенераторные трехфазные 2) установки электрогенераторные дизельные "DENYO" трехфазные.
Таможенная стоимость указанного товара заявлена Предпринимателем в ГТД N 10707030/040309/0000631 по первому методу таможенной оценки "по стоимости сделки с ввозимыми товарами".
В рамках проводимого таможенного контроля представленной Предпринимателем ГТД Таможенный орган пришел к выводу, что представленные декларантом к таможенному оформлению документы и сведения по товару не основаны на количественно определяемой и документально подтвержденной информации и недостаточны для подтверждения заявленной декларантом таможенной стоимости товаров по первому методу, в связи с чем таможня направила в адрес Предпринимателя запрос N 1 от 05.03.2009 о предоставлении в срок до 05.04.2009 дополнительных документов для подтверждения заявленной таможенной стоимости.
05.03.2009 таможенный орган уведомил предпринимателя о невозможности выпуска товара в связи с несоблюдением условий выпуска товаров, предусмотренных п\\\\п.1 п. 1 ст. 149 ТК РФ и для осуществления выпуска предложено в срок до 10.03.2009 оформить бланк корректировки таможенной стоимости под обеспечение уплаты таможенных платежей в размере 56776 р. 19 к., согласно требованию от 05.03.2009. Названная сумма уплачена предпринимателем полностью, что подтверждается отметкой в графе "С" ГТД.
06.03.2009 товар по ГТД N 10707030/040309/0000631 выпущен с таможенной территории под обеспечение таможенных платежей.
В связи с непредставлением Предпринимателем дополнительно запрошенных Таможней документов 25.05.2009 Сахалинской таможней принято решение о необходимости корректировки таможенной стоимости, оформленное соответствующей записью в декларации по форме ДТС-1, дополнением N 2 к ДТС-1, согласно которому Таможенный орган не согласился с выбранным декларантом методом определения таможенной стоимости и предложил ИП Мыльникову В.А. произвести перерасчет таможенной стоимости и определить ее с использованием резервного метода.
Поскольку Предприниматель отказался определить таможенную стоимость товара с применением другого метода таможенной стоимости, Таможней 25.05.2009 принято окончательное решение о корректировке таможенной стоимости товаров, оформленных по ГТД N 10707030/040309/0000631.
Не согласившись с решением Сахалинской таможни по таможенной стоимости товара, предъявленного к таможенному оформлению по ГТД N 10707030/040309/0000631, принятым 25.05.2009, Предприниматель обратился в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.
В силу статьи 123 Таможенного кодекса РФ товары при их перемещении через таможенную границу подлежат декларированию таможенным органам.
Согласно статье 124 Таможенного кодекса РФ декларирование товаров производится путем заявления таможенному органу в таможенной декларации сведений о товарах, включая таможенную стоимость товара.
Таможенная стоимость товаров определяется декларантом согласно методам определения таможенной стоимости, установленным законодательством Российской Федерации, и заявляется в таможенный орган при декларировании товаров. (пункт 1 статьи 323 Таможенного кодекса РФ).
В соответствии с пунктом 1 статьи 19 Закона Российской Федерации от 21.05.1993 N 5003-1 "О таможенном тарифе" таможенной стоимостью товаров, ввозимых на таможенную территорию Российской Федерации, является стоимость сделки, то есть цена, фактически уплаченная или подлежащая уплате за товары при их продаже на экспорт в Российскую Федерацию и дополненная в соответствии со статьей 19.1 настоящего Закона.
В силу пункта 1 статьи 12 Закона Российской Федерации "О таможенном тарифе" определение таможенной стоимости товаров, ввозимых на таможенную территорию Российской Федерации, основывается на принципах определения таможенной стоимости товаров, установленных нормами международного права и общепринятой международной практикой, и производится путем применения одного из методов определения таможенной стоимости товаров.
Таможенная стоимость товаров и сведения, относящиеся к ее определению, должны основываться на количественно определяемой и документально подтвержденной достоверной информации (пункт 3 статьи 12 Закона Российской Федерации от 21.05.1993 N 5003-1 "О таможенном тарифе").
Согласно абзацу 2 пункта 3 статьи 323 Таможенного кодекса РФ таможенный орган на основании документов и сведений, представленных декларантом, а также на основании имеющейся в его распоряжении информации, используемой при определении таможенной стоимости товаров, принимает решение о согласии с избранным декларантом методом определения таможенной стоимости товаров и о правильности определения заявленной декларантом таможенной стоимости товаров.
Положениями пунктов 5, 7 статьи 323 Таможенного кодекса РФ, Приказа Государственного таможенного комитета Российской Федерации от 05.12.2003 N 1399 "Об утверждении Положения о контроле таможенной стоимости товаров, ввозимых на таможенную территорию Российской Федерации" предусмотрено, что при отсутствии данных, подтверждающих правильность определения заявленной декларантом таможенной стоимости товаров, либо при обнаружении признаков того, что представленные декларантом документы и сведения не являются достоверными и (или) достаточными, таможенный орган вправе принять решение о несогласии с использованием избранного метода определения таможенной стоимости товаров и предложить декларанту определить таможенную стоимость товаров с использованием другого метода.
В соответствии с пунктом 1 статьи 63 Таможенного кодекса РФ таможенные органы вправе требовать при производстве таможенного оформления представления только тех документов и сведений, которые необходимы для обеспечения соблюдения таможенного законодательства Российской Федерации и представление которых предусмотрено в соответствии с Таможенным кодексом Российской Федерации.
Таможенную стоимость товаров, ввозимых на таможенную территорию Российской Федерации по ГТД N 10707030/040309/0000631, Предприниматель определил с применением основного метода таможенной стоимости, исходя из стоимости сделки с ввозимыми товарами. В подтверждение заявленной таможенной стоимости Предприниматель наряду с ГТД N 10707030/040309/0000631 представил в Таможенный орган полный пакет подтверждающих документов, включая: контракт от 31.01.2003 N RU/85752641/00001 с дополнениями к нему, упаковочный лист N 117-2 от 05.02.09, инвойс от 05.02.2008 N 117, коносамент от 12.02.09, счет-фактуру от 06.01.2009 N 00000232 за перевозку груза от 16.02.09, паспорт внешнеторговой сделки.
Запросом N 1 от 05.03.2009 Таможенный орган затребовал у Предпринимателя следующие дополнительные документы: экспортную декларацию страны отправления; прайс-лист продавца с переводом; прайс-лист производителя с переводом; договоры на поставку товара для его продажи на внутреннем рынке РФ, калькуляцию цены реализации товара; оферты, заказы, прайс-листы продавцов идентичных (однородных) товаров того же класса или вида на внутреннем рынке РФ; пояснения о влияющих на цену физических характеристиках, качестве и репутации на рынке ввозимых товаров (либо иные документы, способные в равной степени заменить запрашиваемые: акты независимой экспертизы, маркетинговые исследования на рынке вывоза товара и т.п.); бухгалтерские документы о постановке товаров на учет (выписки из главной книги, счетов бухгалтерского учета, кассовой книги, первичного учета, журнала полученных счетов-фактур и т.п.), а также иные документы, которые в равной мере могут заменить запрашиваемые; документы и сведения, подтверждающие производимый после ввоза на таможенную территорию РФ оцениваемых товаров монтаж (смета и график проведения монтажных работ с указанием стоимости этих работ, подписанные и заверенные); документы и сведения о принадлежащих декларанту голосующих акциях российских и иностранных организаций товаров, которые могли повлиять на цену сделки (приложение N 2 Положению о контроле таможенной стоимости товаров, ввозимых на таможенную территорию РФ); оригиналы действующих приложений, дополнений, изменений, спецификаций к предоставленному договору (контракту), а также оригинал самого договора (контракта).
Между тем, представленные Предпринимателем при таможенном оформлении товара по ГТД N 10707030/040309/00006318 документы подтверждали цену сделки, содержали сведения о наименовании, количестве и фиксированной цене товара, были согласованы между сторонами внешнеэкономической сделки.
Базисным условием поставки по контракту от 31.01.2003 N RU/85752641/00001 определено FOB - порт Отару, Япония. В соответствии с Правилами Международной торговой палаты для толкования торговых терминов "Инкотермс 2000" термин FOB - "Свободно на борту" означает, что продавец выполняет поставку с момента перехода товара через борт судна в поименованном порту отгрузки. Продавец обязан оплатить все расходы, относящиеся к товару до момента его фактического перехода через поручни судна в согласованном порту отгрузки, в том числе и по погрузке товара, расходы по доставке товара оплачивает покупатель, что соответствует пункту 2 контракта.
В связи с этим коллегией отклоняется довод Таможенного органа о нарушении Предпринимателем положений статьи 19.1 Закона Российской Федерации от 21.05.1993 N 5003-1 "О таможенном тарифе", выразившемся в не указании ни одного из видов дополнительных начислений к цене, фактически уплаченной или подлежащей уплате и в отсутствии в инвойсе сведений о величине транспортных и погрузочно-разгрузочных расходов, понесенных декларантом по отношению к товарам при доставке их до места прибытия на таможенную территорию Российской Федерации.
Кроме того, правила толкования международных терминов "Инкотермс 2000" и законодательство Российской Федерации не обязывают участников внешнеэкономической сделки в коммерческих документах при поставке на условиях FOB расшифровывать цену товара, которая определяется исключительно по соглашению сторон.
Поскольку стоимость рассматриваемой сделки с учетом условий FOB уже включала в себя дополнительные начисления к цене самого товара, то к данным отношениям не подлежат применению и положения статьи 19.1 Закона Российской Федерации "О таможенном тарифе" относительно условия о количественной определенности сведений по дополнительным начислениям.
По условиям пункта 3 контракта от 31.01.2003 N RU/85752641/00001, с учетом дополнительного соглашения N 3 от 25.09.2005, покупатель производит 100% платеж общей стоимости товара согласно спецификации - отгрузки в течение 10-ти дней путем телеграфного перевода с даты поставки/отгрузки товара продавцом.
Согласно пункту 1 контракта, с учетом дополнительного соглашения от 09.08.2004 N 2, предметом контракта является продажа и покупка бытовой, компьютерной техники, автомототехники и номерных агрегатов, прочих транспортных средств, в том числе водного транспорта, строительных материалов и оборудования из программы продаж продавца. Полная характеристика товара указывается в соответствующих спецификациях - приложениях к настоящему контракту.
В спецификации отгрузки от 05.02.09 N 117-1 к контракту от 31.01.2003 N RU/85752641/00001 содержатся сведения о наименовании товара, его характеристики, количество и цена.
Указанные сведения содержатся и в упаковочном листе для спецификации отгрузки N 117-1 к указанному контракту.
На основании инвойса от 05.22.2009 N 117 Предприниматель уплатил за указанный товар 12 929 973 иены, что Таможенным органом не оспаривается.
Пакет представленных Предпринимателем при таможенном оформлении подтверждающих документов в их совокупности и их содержание позволяют сделать вывод, что указанные документы содержат необходимые данные, подтверждающие правильность определения заявленной декларантом таможенной стоимости товаров.
Учитывая достаточность представленных декларантом в Таможню вышеназванных документов, позволяющих определить заявленную Предпринимателем таможенную стоимость товара, определенную с учетом выбранного декларантом метода, коллегия считает, что не представление заявителем запрошенных Таможенным органом экспортной декларации и прайс-листов, которыми Предприниматель не располагал, а также иных дополнительно запрошенных Таможней документов, не повлекло указание недостоверной или неполной информации о таможенной стоимости товара.
При этом экспортная декларация и прайс-лист не входят в обязательный Перечень документов и сведений, необходимых для таможенного оформления товаров в соответствии с выбранным таможенным режимом, утвержденный Приказом ФТС РФ N 536 от 25.04.2007, которыми подтверждается таможенная стоимость товаров по первому методу таможенной оценки.
Кроме того, экспортная декларация является не единственным документом, подтверждающим стоимостную информацию о товаре для целей таможенного оформления ввозимого на таможенную территорию Российской Федерации товара.
Наличие экспортной декларации или ее отсутствие не влияет на размер обязательств покупателя по оплате приобретенного товара, так как товар поставлялся на условиях FOB, и цена по сделке является фиксированной. При этом, с учетом изложенного выше по тексту постановления, заявленная декларантом таможенная стоимость подтверждена иными надлежащими доказательствами, представленными декларантом в Таможенный орган.
Согласно части 1 статьи 65, части 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания правомерности корректировки таможенной стоимости товаров возложена на таможенный орган.
Из разъяснений, содержащихся в пункте 1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 26.07.2005 N 29 "О некоторых вопросах практики рассмотрения споров, связанных с определением таможенной стоимости товаров", следует, что под несоблюдением установленного пунктом 2 статьи 323 Таможенного кодекса РФ условия о документальном подтверждении, количественной определенности и достоверности цены сделки с ввозимыми товарами следует понимать отсутствие документального подтверждения заключения сделки в любой не противоречащей закону форме или отсутствие в документах, выражающих содержание сделки, ценовой информации, относящейся к количественно определенным характеристикам товара, информации об условиях его поставки и оплаты либо наличие доказательств недостоверности таких сведений.
Исследовав материалы дела, коллегия приходит к выводу, что документы, представленные Предпринимателем в подтверждение правомерности определения таможенной стоимости по стоимости сделки с ввозимыми товарами, соответствуют Перечню документов и сведений, необходимых для таможенного оформления товаров в соответствии с выбранным таможенным режимом, утвержденного Приказом ФТС России от 25.04.2007 N 536. Содержащиеся в представленных декларантом документах сведения позволяют с достоверностью установить цену товара и подтверждают правомерность и обоснованность определения декларантом таможенной стоимости всего ввезенного товара по методу по стоимости сделки с ввозимыми товарами.
Доказательств недостоверности сведений, содержащихся в пакете документов, представленном Предпринимателем в подтверждение заявленной таможенной стоимости, Таможенным органом не представлено и коллегией не установлено.
Заявленная Предпринимателем таможенная стоимость документально подтверждена.
В связи с этим непредставление декларантом запрошенных Таможенным органом дополнительных документов, не повлияло, с учетом вышеизложенного, на надлежащее подтверждение Предпринимателем заявленной им в ГТД N 10707030/170209/0000448 таможенной стоимости.
По этим же основаниям не принимаются и ссылки заявителя апелляционной жалобы на то, что в инвойсе отсутствует выделение из цены сделки денежной суммы (расходов), подлежащей уплате при продаже товаров на экспорт в Россию, уплате за их погрузку в порту отгрузки, что декларантом к таможенному оформлению не представлен договор перевозки, счет-фактура N 00000232 от 16.02.2009 не содержит сведений о величине погрузочно-разгрузочных расходов, а также других расходов, понесенных покупателем по отношению к товарам при их доставке до места прибытия на таможенную территорию РФ.
На основании вышеизложенного, коллегия приходит к выводу, что все представленные Обществом документы, подтверждающие правильность определения заявленной декларантом таможенной стоимости, позволяли признать таможенную стоимость ввозимого товара на основе цены сделки.
Поскольку декларант надлежаще оформленными документами подтвердил правомерность определения им таможенной стоимости товара по ГТД N 10707030/140309/0000631 по заявленному им методу, то у Таможенного органа отсутствовали правовые основания для корректировки таможенной стоимости на основании резервного метода и вынесении решения от 25.05.2009 по корректировке таможенной стоимости товаров, задекларированных по ГТД N 10707030/040309/0000631.
С учетом всех установленных выше обстоятельств, коллегия считает правомерным и обоснованным решение суда первой инстанции, признавшим незаконным решение Сахалинской таможни от 25.05.2009 по корректировке таможенной стоимости товаров как не соответствующее Таможенному кодексу РФ и Закону Российской Федерации "О таможенном тарифе".
Также судом правомерно в соответствии со статьей 110 АПК РФ взысканы с Сахалинской таможни в пользу Предпринимателя судебные расходы в виде оплаты последним государственной пошлины за подачу заявления в размере 100 руб.
Поскольку решение суда в части обязания таможни возвратить ИП Мыльникову В.А. 56 776р. 19 коп. таможенных платежей Таможенным органом в апелляционной жалобе не обжалуется, и Предпринимателем в этой части возражений не заявлено, коллегия в соответствии с частью 5 статьи 268 АПК РФ законность и обоснованность решения суда в указанной части в порядке апелляционного производства не проверяет.
На основании вышеизложенного, решение суда первой инстанции в обжалуемой части является законным и обоснованным, оснований для удовлетворения апелляционной жалобы нет.
Руководствуясь статьями 258, 266 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд,
постановил:
Решение Арбитражного суда Сахалинской области от 28.10.2009 по делу А59-4883\\\\2009 в обжалуемой части оставить без изменения, апелляционную жалобу- без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Сахалинской области в течение двух месяцев.
Председательствующий
З.Д.БАЦ
Судьи
О.Ю.ЕРЕМЕЕВА
Т.А.СОЛОХИНА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "TMJ.SU | Таможенное дело. Таможенное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПЯТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 18.12.2009 N 05АП-6198/2009 ПО ДЕЛУ N А59-4883/2009
Разделы:Таможенная стоимость; Таможенное дело
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ПЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
Именем Российской Федерации
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 18 декабря 2009 г. N 05АП-6198/2009
Дело N А59-4883/2009
Резолютивная часть постановления оглашена 17 декабря 2009 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 18 декабря 2009 года.
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего: З.Д. Бац
судей: О.Ю. Еремеевой, Т.А. Солохиной
при ведении протокола секретарем судебного заседания: О.А.Оноприенко
при участии:
от истца: не явились, извещены
от ответчика: не явились, извещены
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Сахалинской таможни
апелляционное производство N 05АП-6198/2009
на решение от 28 октября 2009
судьи В.С. Орифовой
по делу N А59-4883/2009 Арбитражного суда Сахалинской области
по иску (заявлению) ИП Мыльникова Виктора Александровича
к Сахалинской таможне
о признании незаконным решения по корректировке таможенной стоимости товара по ГТД N 10707030/040309/0000631 и обязании вернуть излишне уплаченные таможенные платежи в сумме 56 7776р. 19 к.
установил:
Индивидуальный предприниматель Мыльников Виктор Александрович (далее - "заявитель", "декларант", "Предприниматель") обратился в Арбитражный суд Сахалинской области с заявлением к Сахалинской таможне (далее - "Таможенный орган", "Таможня") о признании незаконным решения от 25.05.2009 по корректировке таможенной стоимости товаров, задекларированных по ГТД N 10707030/040309/0000631 и обязании вернуть излишне уплаченные таможенные платежи в размере 56 776р. 19 к.
Решением суда от 28.10.2009 заявленные требования удовлетворены.
Обжалуя в порядке апелляционного производства решение суда от 28.10.2009, Сахалинская таможня просит его отменить как незаконное и необоснованное в части признания незаконным решения от 25.05.2009 по корректировке таможенной стоимости товаров, задекларированных по ГТД N. 10707030/040309/0000631. Таможня считает, что установленный приказом ФТС России от 25.04.2007 N 536 список документов, подлежащих истребованию таможенным органом в процессе таможенного контроля и корректировки, является открытым. Кроме того, обязанность таможенного органа запросить дополнительные документы и сведения, когда на основании представленного декларантом к таможенному оформлению комплекту документов невозможно принять окончательное решение по таможенной стоимости товаров в связи с наличием признаков недостоверности заявленных сведений о таможенной стоимости товара, ввозимого на таможенную территорию Российской Федерации, установлена статьей 323 Таможенного кодекса РФ и Положением о контроле таможенной стоимости товара, ввозимого на таможенную территорию РФ, утвержденным Приказом ГТК России от 05.12.2003 N 1399. Также Таможенный орган указывает на то, что в нарушение статьи 19.1 Закона Российской Федерации "О таможенном тарифе" в инвойсе отсутствует выделение из цены сделки денежной суммы (расходов), подлежащей уплате при продаже товаров на экспорт в Россию, за их погрузку в порту отгрузки. Декларантом к таможенному оформлению не представлен договор перевозки, не указаны виды дополнительных начислений к цене, фактически уплаченной или подлежащей уплате.
В заседание арбитражного суда апелляционной инстанции ИП Мыльников В.А., Сахалинская таможня, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, не явились, ИП Мыльников В.А. письменный отзыв на апелляционную жалобу Таможни не представил.
В соответствии со статьей 156 АПК РФ коллегия рассмотрела апелляционную жалобу по делу в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле.
Исследовав материалы дела, проверив правильность применения арбитражным судом первой инстанции норм материального и процессуального права, арбитражный суд апелляционной инстанции установил следующее:
Во исполнение контракта N RU/85752641/00001 от 31.01.2003, заключенного между ИП Мыльниковым В.А. (Покупатель) и японской фирмой "Hokkaido Boueki Kaihatsu Co.Ltd" (Продавец) Предпринимателем ввезен на территорию Российской Федерации следующий товар:
1) дизельные установки "SAWAFUJI" электрогенераторные трехфазные 2) установки электрогенераторные дизельные "DENYO" трехфазные.
Таможенная стоимость указанного товара заявлена Предпринимателем в ГТД N 10707030/040309/0000631 по первому методу таможенной оценки "по стоимости сделки с ввозимыми товарами".
В рамках проводимого таможенного контроля представленной Предпринимателем ГТД Таможенный орган пришел к выводу, что представленные декларантом к таможенному оформлению документы и сведения по товару не основаны на количественно определяемой и документально подтвержденной информации и недостаточны для подтверждения заявленной декларантом таможенной стоимости товаров по первому методу, в связи с чем таможня направила в адрес Предпринимателя запрос N 1 от 05.03.2009 о предоставлении в срок до 05.04.2009 дополнительных документов для подтверждения заявленной таможенной стоимости.
05.03.2009 таможенный орган уведомил предпринимателя о невозможности выпуска товара в связи с несоблюдением условий выпуска товаров, предусмотренных п\\\\п.1 п. 1 ст. 149 ТК РФ и для осуществления выпуска предложено в срок до 10.03.2009 оформить бланк корректировки таможенной стоимости под обеспечение уплаты таможенных платежей в размере 56776 р. 19 к., согласно требованию от 05.03.2009. Названная сумма уплачена предпринимателем полностью, что подтверждается отметкой в графе "С" ГТД.
06.03.2009 товар по ГТД N 10707030/040309/0000631 выпущен с таможенной территории под обеспечение таможенных платежей.
В связи с непредставлением Предпринимателем дополнительно запрошенных Таможней документов 25.05.2009 Сахалинской таможней принято решение о необходимости корректировки таможенной стоимости, оформленное соответствующей записью в декларации по форме ДТС-1, дополнением N 2 к ДТС-1, согласно которому Таможенный орган не согласился с выбранным декларантом методом определения таможенной стоимости и предложил ИП Мыльникову В.А. произвести перерасчет таможенной стоимости и определить ее с использованием резервного метода.
Поскольку Предприниматель отказался определить таможенную стоимость товара с применением другого метода таможенной стоимости, Таможней 25.05.2009 принято окончательное решение о корректировке таможенной стоимости товаров, оформленных по ГТД N 10707030/040309/0000631.
Не согласившись с решением Сахалинской таможни по таможенной стоимости товара, предъявленного к таможенному оформлению по ГТД N 10707030/040309/0000631, принятым 25.05.2009, Предприниматель обратился в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.
В силу статьи 123 Таможенного кодекса РФ товары при их перемещении через таможенную границу подлежат декларированию таможенным органам.
Согласно статье 124 Таможенного кодекса РФ декларирование товаров производится путем заявления таможенному органу в таможенной декларации сведений о товарах, включая таможенную стоимость товара.
Таможенная стоимость товаров определяется декларантом согласно методам определения таможенной стоимости, установленным законодательством Российской Федерации, и заявляется в таможенный орган при декларировании товаров. (пункт 1 статьи 323 Таможенного кодекса РФ).
В соответствии с пунктом 1 статьи 19 Закона Российской Федерации от 21.05.1993 N 5003-1 "О таможенном тарифе" таможенной стоимостью товаров, ввозимых на таможенную территорию Российской Федерации, является стоимость сделки, то есть цена, фактически уплаченная или подлежащая уплате за товары при их продаже на экспорт в Российскую Федерацию и дополненная в соответствии со статьей 19.1 настоящего Закона.
В силу пункта 1 статьи 12 Закона Российской Федерации "О таможенном тарифе" определение таможенной стоимости товаров, ввозимых на таможенную территорию Российской Федерации, основывается на принципах определения таможенной стоимости товаров, установленных нормами международного права и общепринятой международной практикой, и производится путем применения одного из методов определения таможенной стоимости товаров.
Таможенная стоимость товаров и сведения, относящиеся к ее определению, должны основываться на количественно определяемой и документально подтвержденной достоверной информации (пункт 3 статьи 12 Закона Российской Федерации от 21.05.1993 N 5003-1 "О таможенном тарифе").
Согласно абзацу 2 пункта 3 статьи 323 Таможенного кодекса РФ таможенный орган на основании документов и сведений, представленных декларантом, а также на основании имеющейся в его распоряжении информации, используемой при определении таможенной стоимости товаров, принимает решение о согласии с избранным декларантом методом определения таможенной стоимости товаров и о правильности определения заявленной декларантом таможенной стоимости товаров.
Положениями пунктов 5, 7 статьи 323 Таможенного кодекса РФ, Приказа Государственного таможенного комитета Российской Федерации от 05.12.2003 N 1399 "Об утверждении Положения о контроле таможенной стоимости товаров, ввозимых на таможенную территорию Российской Федерации" предусмотрено, что при отсутствии данных, подтверждающих правильность определения заявленной декларантом таможенной стоимости товаров, либо при обнаружении признаков того, что представленные декларантом документы и сведения не являются достоверными и (или) достаточными, таможенный орган вправе принять решение о несогласии с использованием избранного метода определения таможенной стоимости товаров и предложить декларанту определить таможенную стоимость товаров с использованием другого метода.
В соответствии с пунктом 1 статьи 63 Таможенного кодекса РФ таможенные органы вправе требовать при производстве таможенного оформления представления только тех документов и сведений, которые необходимы для обеспечения соблюдения таможенного законодательства Российской Федерации и представление которых предусмотрено в соответствии с Таможенным кодексом Российской Федерации.
Таможенную стоимость товаров, ввозимых на таможенную территорию Российской Федерации по ГТД N 10707030/040309/0000631, Предприниматель определил с применением основного метода таможенной стоимости, исходя из стоимости сделки с ввозимыми товарами. В подтверждение заявленной таможенной стоимости Предприниматель наряду с ГТД N 10707030/040309/0000631 представил в Таможенный орган полный пакет подтверждающих документов, включая: контракт от 31.01.2003 N RU/85752641/00001 с дополнениями к нему, упаковочный лист N 117-2 от 05.02.09, инвойс от 05.02.2008 N 117, коносамент от 12.02.09, счет-фактуру от 06.01.2009 N 00000232 за перевозку груза от 16.02.09, паспорт внешнеторговой сделки.
Запросом N 1 от 05.03.2009 Таможенный орган затребовал у Предпринимателя следующие дополнительные документы: экспортную декларацию страны отправления; прайс-лист продавца с переводом; прайс-лист производителя с переводом; договоры на поставку товара для его продажи на внутреннем рынке РФ, калькуляцию цены реализации товара; оферты, заказы, прайс-листы продавцов идентичных (однородных) товаров того же класса или вида на внутреннем рынке РФ; пояснения о влияющих на цену физических характеристиках, качестве и репутации на рынке ввозимых товаров (либо иные документы, способные в равной степени заменить запрашиваемые: акты независимой экспертизы, маркетинговые исследования на рынке вывоза товара и т.п.); бухгалтерские документы о постановке товаров на учет (выписки из главной книги, счетов бухгалтерского учета, кассовой книги, первичного учета, журнала полученных счетов-фактур и т.п.), а также иные документы, которые в равной мере могут заменить запрашиваемые; документы и сведения, подтверждающие производимый после ввоза на таможенную территорию РФ оцениваемых товаров монтаж (смета и график проведения монтажных работ с указанием стоимости этих работ, подписанные и заверенные); документы и сведения о принадлежащих декларанту голосующих акциях российских и иностранных организаций товаров, которые могли повлиять на цену сделки (приложение N 2 Положению о контроле таможенной стоимости товаров, ввозимых на таможенную территорию РФ); оригиналы действующих приложений, дополнений, изменений, спецификаций к предоставленному договору (контракту), а также оригинал самого договора (контракта).
Между тем, представленные Предпринимателем при таможенном оформлении товара по ГТД N 10707030/040309/00006318 документы подтверждали цену сделки, содержали сведения о наименовании, количестве и фиксированной цене товара, были согласованы между сторонами внешнеэкономической сделки.
Базисным условием поставки по контракту от 31.01.2003 N RU/85752641/00001 определено FOB - порт Отару, Япония. В соответствии с Правилами Международной торговой палаты для толкования торговых терминов "Инкотермс 2000" термин FOB - "Свободно на борту" означает, что продавец выполняет поставку с момента перехода товара через борт судна в поименованном порту отгрузки. Продавец обязан оплатить все расходы, относящиеся к товару до момента его фактического перехода через поручни судна в согласованном порту отгрузки, в том числе и по погрузке товара, расходы по доставке товара оплачивает покупатель, что соответствует пункту 2 контракта.
В связи с этим коллегией отклоняется довод Таможенного органа о нарушении Предпринимателем положений статьи 19.1 Закона Российской Федерации от 21.05.1993 N 5003-1 "О таможенном тарифе", выразившемся в не указании ни одного из видов дополнительных начислений к цене, фактически уплаченной или подлежащей уплате и в отсутствии в инвойсе сведений о величине транспортных и погрузочно-разгрузочных расходов, понесенных декларантом по отношению к товарам при доставке их до места прибытия на таможенную территорию Российской Федерации.
Кроме того, правила толкования международных терминов "Инкотермс 2000" и законодательство Российской Федерации не обязывают участников внешнеэкономической сделки в коммерческих документах при поставке на условиях FOB расшифровывать цену товара, которая определяется исключительно по соглашению сторон.
Поскольку стоимость рассматриваемой сделки с учетом условий FOB уже включала в себя дополнительные начисления к цене самого товара, то к данным отношениям не подлежат применению и положения статьи 19.1 Закона Российской Федерации "О таможенном тарифе" относительно условия о количественной определенности сведений по дополнительным начислениям.
По условиям пункта 3 контракта от 31.01.2003 N RU/85752641/00001, с учетом дополнительного соглашения N 3 от 25.09.2005, покупатель производит 100% платеж общей стоимости товара согласно спецификации - отгрузки в течение 10-ти дней путем телеграфного перевода с даты поставки/отгрузки товара продавцом.
Согласно пункту 1 контракта, с учетом дополнительного соглашения от 09.08.2004 N 2, предметом контракта является продажа и покупка бытовой, компьютерной техники, автомототехники и номерных агрегатов, прочих транспортных средств, в том числе водного транспорта, строительных материалов и оборудования из программы продаж продавца. Полная характеристика товара указывается в соответствующих спецификациях - приложениях к настоящему контракту.
В спецификации отгрузки от 05.02.09 N 117-1 к контракту от 31.01.2003 N RU/85752641/00001 содержатся сведения о наименовании товара, его характеристики, количество и цена.
Указанные сведения содержатся и в упаковочном листе для спецификации отгрузки N 117-1 к указанному контракту.
На основании инвойса от 05.22.2009 N 117 Предприниматель уплатил за указанный товар 12 929 973 иены, что Таможенным органом не оспаривается.
Пакет представленных Предпринимателем при таможенном оформлении подтверждающих документов в их совокупности и их содержание позволяют сделать вывод, что указанные документы содержат необходимые данные, подтверждающие правильность определения заявленной декларантом таможенной стоимости товаров.
Учитывая достаточность представленных декларантом в Таможню вышеназванных документов, позволяющих определить заявленную Предпринимателем таможенную стоимость товара, определенную с учетом выбранного декларантом метода, коллегия считает, что не представление заявителем запрошенных Таможенным органом экспортной декларации и прайс-листов, которыми Предприниматель не располагал, а также иных дополнительно запрошенных Таможней документов, не повлекло указание недостоверной или неполной информации о таможенной стоимости товара.
При этом экспортная декларация и прайс-лист не входят в обязательный Перечень документов и сведений, необходимых для таможенного оформления товаров в соответствии с выбранным таможенным режимом, утвержденный Приказом ФТС РФ N 536 от 25.04.2007, которыми подтверждается таможенная стоимость товаров по первому методу таможенной оценки.
Кроме того, экспортная декларация является не единственным документом, подтверждающим стоимостную информацию о товаре для целей таможенного оформления ввозимого на таможенную территорию Российской Федерации товара.
Наличие экспортной декларации или ее отсутствие не влияет на размер обязательств покупателя по оплате приобретенного товара, так как товар поставлялся на условиях FOB, и цена по сделке является фиксированной. При этом, с учетом изложенного выше по тексту постановления, заявленная декларантом таможенная стоимость подтверждена иными надлежащими доказательствами, представленными декларантом в Таможенный орган.
Согласно части 1 статьи 65, части 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания правомерности корректировки таможенной стоимости товаров возложена на таможенный орган.
Из разъяснений, содержащихся в пункте 1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 26.07.2005 N 29 "О некоторых вопросах практики рассмотрения споров, связанных с определением таможенной стоимости товаров", следует, что под несоблюдением установленного пунктом 2 статьи 323 Таможенного кодекса РФ условия о документальном подтверждении, количественной определенности и достоверности цены сделки с ввозимыми товарами следует понимать отсутствие документального подтверждения заключения сделки в любой не противоречащей закону форме или отсутствие в документах, выражающих содержание сделки, ценовой информации, относящейся к количественно определенным характеристикам товара, информации об условиях его поставки и оплаты либо наличие доказательств недостоверности таких сведений.
Исследовав материалы дела, коллегия приходит к выводу, что документы, представленные Предпринимателем в подтверждение правомерности определения таможенной стоимости по стоимости сделки с ввозимыми товарами, соответствуют Перечню документов и сведений, необходимых для таможенного оформления товаров в соответствии с выбранным таможенным режимом, утвержденного Приказом ФТС России от 25.04.2007 N 536. Содержащиеся в представленных декларантом документах сведения позволяют с достоверностью установить цену товара и подтверждают правомерность и обоснованность определения декларантом таможенной стоимости всего ввезенного товара по методу по стоимости сделки с ввозимыми товарами.
Доказательств недостоверности сведений, содержащихся в пакете документов, представленном Предпринимателем в подтверждение заявленной таможенной стоимости, Таможенным органом не представлено и коллегией не установлено.
Заявленная Предпринимателем таможенная стоимость документально подтверждена.
В связи с этим непредставление декларантом запрошенных Таможенным органом дополнительных документов, не повлияло, с учетом вышеизложенного, на надлежащее подтверждение Предпринимателем заявленной им в ГТД N 10707030/170209/0000448 таможенной стоимости.
По этим же основаниям не принимаются и ссылки заявителя апелляционной жалобы на то, что в инвойсе отсутствует выделение из цены сделки денежной суммы (расходов), подлежащей уплате при продаже товаров на экспорт в Россию, уплате за их погрузку в порту отгрузки, что декларантом к таможенному оформлению не представлен договор перевозки, счет-фактура N 00000232 от 16.02.2009 не содержит сведений о величине погрузочно-разгрузочных расходов, а также других расходов, понесенных покупателем по отношению к товарам при их доставке до места прибытия на таможенную территорию РФ.
На основании вышеизложенного, коллегия приходит к выводу, что все представленные Обществом документы, подтверждающие правильность определения заявленной декларантом таможенной стоимости, позволяли признать таможенную стоимость ввозимого товара на основе цены сделки.
Поскольку декларант надлежаще оформленными документами подтвердил правомерность определения им таможенной стоимости товара по ГТД N 10707030/140309/0000631 по заявленному им методу, то у Таможенного органа отсутствовали правовые основания для корректировки таможенной стоимости на основании резервного метода и вынесении решения от 25.05.2009 по корректировке таможенной стоимости товаров, задекларированных по ГТД N 10707030/040309/0000631.
С учетом всех установленных выше обстоятельств, коллегия считает правомерным и обоснованным решение суда первой инстанции, признавшим незаконным решение Сахалинской таможни от 25.05.2009 по корректировке таможенной стоимости товаров как не соответствующее Таможенному кодексу РФ и Закону Российской Федерации "О таможенном тарифе".
Также судом правомерно в соответствии со статьей 110 АПК РФ взысканы с Сахалинской таможни в пользу Предпринимателя судебные расходы в виде оплаты последним государственной пошлины за подачу заявления в размере 100 руб.
Поскольку решение суда в части обязания таможни возвратить ИП Мыльникову В.А. 56 776р. 19 коп. таможенных платежей Таможенным органом в апелляционной жалобе не обжалуется, и Предпринимателем в этой части возражений не заявлено, коллегия в соответствии с частью 5 статьи 268 АПК РФ законность и обоснованность решения суда в указанной части в порядке апелляционного производства не проверяет.
На основании вышеизложенного, решение суда первой инстанции в обжалуемой части является законным и обоснованным, оснований для удовлетворения апелляционной жалобы нет.
Руководствуясь статьями 258, 266 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд,
постановил:
Решение Арбитражного суда Сахалинской области от 28.10.2009 по делу А59-4883\\\\2009 в обжалуемой части оставить без изменения, апелляционную жалобу- без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Сахалинской области в течение двух месяцев.
Председательствующий
З.Д.БАЦ
Судьи
О.Ю.ЕРЕМЕЕВА
Т.А.СОЛОХИНА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "TMJ.SU | Таможенное дело. Таможенное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)