Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПЯТНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 02.06.2015 N 15АП-7748/2015 ПО ДЕЛУ N А32-46930/2014

Разделы:
Вывоз (экспорт) товаров; Таможенное дело

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ПЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 2 июня 2015 г. N 15АП-7748/2015

Дело N А32-46930/2014

Резолютивная часть постановления объявлена 27 мая 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 02 июня 2015 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Соловьевой М.В.,
судей Сурмаляна Г.А., Филимоновой С.С.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Лисовец А.А.,
при участии:
- от ООО "Каргилл": Агкацева Л.В., паспорт, по доверенности от 31.10.2014;
- от Новороссийской таможни: Жузлова О.К., удостоверение ГС N 091949, по доверенности от 12.02.2015; Мин А.И., удостоверение ГС N 092889, по доверенности от 07.05.2015;
- рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Каргилл"
на решение Арбитражного суда Краснодарского края
от 17.03.2015 по делу N А32-46930/2014, принятое судьей Хахалевой Н.В.,
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Каргилл"
к Новороссийской таможне
о признании незаконными действий,
о признании незаконным решения,

установил:

Общество с ограниченной ответственностью "Каргилл" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением к Новороссийской таможни о признании незаконным бездействия Новороссийского центрального таможенного поста Новороссийской таможни, выразившегося в непредставлении разрешения на погрузку пшеницы продовольственной на судно M/V "WADI ALARAB", решения Новороссийского центрального таможенного поста Новороссийской таможни об отказе в разрешении на погрузку пшеницы продовольственной на судно M/V "WADI ALARAB" и возложении обязанности по оформлению временной декларации, формализованном в письме Новороссийского центрального таможенного поста от 18.09.2014 г. N 42/2-21/6154 "О направлении информации" (уточненные требования в порядке ст. 49 АПК РФ).
Решением суда от 17.03.2015 в удовлетворении заявленных требований отказано. Судебный акт мотивирован тем, что таможенным органом не были нарушены нормы действующего таможенного законодательства, так как все применяемые к указанным правоотношениям правовые акты не противоречат законодательству Таможенного союза.
Не согласившись с принятым судебным актом, общество обратилось в Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований, сославшись на то, что обществу законодательством Таможенного союза и законодательством РФ предоставлено право декларировать товар в обычном порядке, без применения особенностей таможенного декларирования, такого, как оформление временной декларации.
Законность и обоснованность принятого судебного акта проверяется Пятнадцатым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Представитель ООО "Каргилл" поддержал доводы апелляционной жалобы в полном объеме.
Представители Новороссийской таможни не согласились с доводами апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в отзыве.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, в Новороссийскую таможню 18.09.2014 г. открытым акционерным обществом "НЗТ", действовавшим в интересах общества с ограниченной ответственностью "Каргилл" на основании договора транспортной экспедиции при организации международной перевозки товаров N М-2014/28 от 25.06.2014 г., было подано заявление (входящий от 18.09.2014 г. N 42-27/4131), согласно которому ОАО "НЗТ" просит разрешить погрузку на M/V "WADI ALARAB", флаг - Египет, на причале N 23, через зерно-перегрузочный комплекс ОАО "НЗТ" грузоотправителя по контракту ООО "Каргилл", пшеницы продовольственной российской урожая 2014 года, вес нетто 66 000 000 кг, генеральное соглашение N N/1415 от/dd 14.04.2014 г., контракт N GNP2140/CCS52228 от/dd 18.08.2014 г. ОАО "НЗТ" было указано, что таможенное оформление товара путем подачи ДТ по процедуре экспорт будет осуществляться на Центральном таможенном посту Новороссийской таможни после погрузки судна и оригинал ДТ будет представлен до заявления убытия судна.
Новороссийская таможня письмом от 18.09.2014 г. N 42/2-21/6154 указала юридическому лицу, что для получения разрешения на погрузку товара "пшеница продовольственная" необходимо представить документ, допускающий вывоз товара с таможенной территории Таможенного союза.
В связи с тем, что Новороссийской таможней было указано заявителю о необходимости представления документа, допускающего вывоз товара с таможенной территории Таможенного союза, юридическим лицом был оплачен таможенный сбор в размере 3 750 рублей при подаче временной декларации и доплачено 22 500 рублей, исходя из количества товара при подаче таможенной декларации.
Не согласившись с вышеуказанными действиями и решением Новороссийской таможни, общество с ограниченной ответственностью "Каргилл" обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
В силу статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее по тексту - АПК РФ) граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии со статьей 9 Таможенного кодекса Таможенного союза любое лицо вправе обжаловать решения таможенных органов, действия (бездействие) таможенных органов или их должностных лиц в порядке и сроки, которые установлены законодательством государства - членов таможенного союза, решения, действия (бездействие) таможенного органа или должностных лиц таможенного органа которого обжалуются.
Согласно положениям статьи 188 Таможенного кодекса Таможенного союза (далее -ТК ТС) на декларанта возложена обязанность по таможенному декларированию товаров и совершению иных таможенных операций, необходимых для помещения товаров под определенную таможенную процедуру.
Таможенное декларирование товаров при помещении их под таможенные процедуры, за исключением таможенной процедуры таможенного транзита, осуществляется в соответствии со статьей 181 ТК ТС путем подачи таможенному органу декларации на товары, содержащей необходимые сведения.
Пунктами 2, 3 статьи 224 Федерального закона от 27.11.2010 г. N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации" установлено, что товары, вывозимые из Российской Федерации, подлежат помещению под одну из таможенных процедур, если товары предназначены к вывозу за пределы таможенной территории Таможенного союза. В иных случаях товары, вывозимые из Российской Федерации, подлежат помещению под таможенную процедуру, если это предусмотрено таможенным законодательством Таможенного союза или актами Правительства Российской Федерации. Помещение товаров под таможенную процедуру осуществляется в порядке и на условиях, которые определены Таможенным кодексом Таможенного союза и настоящим Федеральным законом.
Статьей 179 ТК ТС установлено, что товары подлежат таможенному декларированию при помещении под таможенную процедуру либо в иных случаях, установленных в соответствии с настоящим Кодексом. Таможенное декларирование товаров производится декларантом либо таможенным представителем, действующим от имени и по поручению декларанта. Таможенное декларирование производится в письменной и (или) электронной формах с использованием таможенной декларации.
На основании статьи 203 ТК ТС по выбору лица товары, перемещаемые через таможенную границу, помещаются под определенную таможенную процедуру, в порядке и на условиях, которые предусмотрены настоящим Кодексом и законодательством государств - членов таможенного союза. Лицо вправе изменить выбранную таможенную процедуру на другую в соответствии с настоящим Кодексом.
Согласно статье 180 ТК ТС при таможенном декларировании товаров в зависимости от заявляемых таможенных процедур и лиц, перемещающих товары, применяются следующие виды таможенной декларации:
- декларация на товары;
- транзитная декларация;
- пассажирская таможенная декларация;
- декларация на транспортное средство.
Статья 194 ТК ТС предусматривает, что в зависимости от категорий товаров и лиц, их перемещающих, в соответствии с таможенным законодательством таможенного союза и (или) законодательством государств - членов таможенного союза могут быть установлены особенности таможенного декларирования товаров, в том числе в следующих случаях:
1) если декларант не располагает точными сведениями, необходимыми для таможенного декларирования;
2) при регулярном перемещении через таможенную границу товаров одним и тем же лицом в течение определенного периода времени;
3) при перемещении товаров трубопроводным транспортом и по линиям электропередачи;
4) при перемещении товаров в несобранном или разобранном виде, в том числе некомплектном или незавершенном виде, в течение установленного периода времени.
В развитие данной нормы статьей 214 Федерального закона от 27.11.2010 г. N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации" установлена возможность применения временного периодического таможенного декларирования (далее - ВТД) при вывозе товаров, в отношении которых не могут быть представлены точные сведения о количестве и (или) таможенной стоимости.
В соответствии с пунктом 2 статьи 214 Федерального закона от 27.11.2010 г. N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации" применение временного периодического декларирования не освобождает декларанта от соблюдения требований и условий, установленных таможенным законодательством Таможенного союза и законодательством Российской Федерации о таможенном деле, в части полноты и своевременности уплаты таможенных платежей, соблюдения запретов и ограничений, а также соблюдения условий таможенных процедур и проведения таможенного контроля.
Во временной декларации на товары, согласно пункту 6 статьи 214 Федерального закона от 27.11.2010 г. N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации", допускается заявление сведений, исходя из намерений о вывозе ориентировочного количества товаров, условной таможенной стоимости (оценки), определяемой согласно планируемому к перемещению через таможенную границу Таможенного союза количеству товаров, а также исходя из предусмотренных условиями внешнеэкономической сделки потребительских свойств товаров и порядка определения их цены на день подачи временной декларации на товары. Убытие товаров в количестве, превышающем заявленное во временной декларации на товары, не допускается.
После фактического вывоза товаров с таможенной территории Таможенного союза, в соответствии с пунктом 5 статьи 214 Федерального закона от 27.11.2010 г. N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации", декларант обязан подать одну или несколько полных и надлежащим образом заполненных таможенных деклараций на все товары, вывезенные за пределы таможенной территории Таможенного союза.
Подлежат отклонению доводы апелляционной жалобы о том, что отказ таможенного органа в выдаче разрешения на погрузку товара и указание на необходимость оформления временной декларации на товар является незаконным в связи с тем, что после получения разрешения на погрузку юридическое лицо, получив данные о весе товара после его погрузки на судно, вправе произвести таможенное декларирование в общем порядке, оформив декларацию на товары без применения особенностей таможенного декларирования, такого как оформление временной декларации.
По мнению подателя апелляционной жалобы, оформление временной декларации не играет роли для целей осуществления таможенного контроля, поскольку товар находится под таможенным контролем с момента подачи заявления для оформления поручения на отгрузку товара и разрешения на отгрузку.
Суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что в письме от 18.09.2014 г. N 42/2-21/6154 Новороссийской таможней не было указано на обязанность юридического лица оформить временную таможенную декларацию. В указанном письме перечислен перечень документов, необходимых для представления в таможенный орган одновременно с поручением на погрузку товара.
В соответствии с пунктом 47 Положения о таможенном оформлении и таможенном контроле судов, используемых в целях торгового мореплавания, а также товаров, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации этими судами, утвержденного Приказом ГТК России от 12.09.2001 г. N 892 (далее по тексту -Положение), таможенное оформление отдельных категорий товаров в случаях, определяемых ГТК России, может полностью производиться в таможенных органах, в регионе деятельности которых находятся морские и речные порты, открытые для международного грузового и (или) пассажирского сообщения, в соответствии с порядком, определенным нормативными правовыми актами ГТК России.
Согласно пункту 48 Положения для оформления разрешения на погрузку выпущенных в установленном порядке товаров на судно лицо, перемещающее товар, представляет в таможенный орган четыре экземпляра Поручения на погрузку товаров (далее - поручение), оформляемого в произвольной форме.
В поручении должны быть указаны следующие сведения:
- - порядковый номер поручения и дата;
- - наименование судна, его национальная принадлежность;
- - порт погрузки товаров;
- - наименование отправителей;
- - порт выгрузки товаров;
- - наименование получателей;
- - наименование товаров, количество мест, масса (в кг), объем (в м 3), маркировка, вид упаковки и другие сведения, позволяющие однозначно идентифицировать товары;
- - справочные номера таможенных деклараций, по которым произведено таможенное оформление вывозимых товаров;
- - коды товаров по ТН ВЭД России.
Поручение подписывается лицом, перемещающим товар.
Количество товаров (масса, объем и т.д.) в поручении не должно превышать количества товаров, заявленных в таможенной декларации (документе контроля за доставкой товаров).
Время рассмотрения таможенным органом поручения - не более 24 часов.
Пунктом 49 Положения закреплено, что лицо, перемещающее товар, одновременно с поручением представляет в таможенный орган следующие документы:
- - экземпляр таможенной декларации, оформленный в соответствии с установленным таможенным законодательством порядком;
- - документ контроля за доставкой товаров или книжки МДП (если применялась процедура доставки товаров);
- - транспортные и товаросопроводительные документы с отметками таможенного органа, в регионе деятельности которого находится отправитель товаров (если таможенное оформление товаров производилось в таможенном органе, в регионе деятельности которого находится отправитель товаров);
- - лицензии, разрешения, сертификаты происхождения товаров, акты экспертиз и другие документы, выдаваемые уполномоченными органами, осуществляющими в соответствии с законодательством Российской Федерации контроль за вывозимыми с таможенной территории Российской Федерации грузами (товарами).
Таким образом, указанным Положением закреплена обязанность лица, перемещающего товар, вместе с поручением на погрузку товаров представить в таможенный орган экземпляр таможенной декларации.
В соответствии с пунктом 4 статьи 96 ТК ТС товары таможенного союза находятся под таможенным контролем при их вывозе с таможенной территории таможенного союза с момента регистрации таможенной декларации или иных документов, используемых в качестве таможенной декларации, либо совершения действия, непосредственно направленного на осуществление вывоза товаров с таможенной территории таможенного союза, и до пересечения таможенной границы.
Таким образом, для осуществления перемещения товаров действующим таможенным законодательством закреплена обязанность лица поместить вывозимые товары под избранную таможенную процедуру.
На основании пункта 1 статьи 174 ТК ТС помещение товаров под таможенную процедуру начинается с момента подачи таможенному органу таможенной декларации и (или) документов, необходимых для помещения товаров под таможенную процедуру в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом.
Применительно к указанным правоотношениям, товары будут считаться находящимися под таможенным контролем с момента регистрации таможенной декларации.
Действующим Положением о таможенном оформлении и таможенном контроле судов, используемых в целях торгового мореплавания, а также товаров, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации этими судами, утвержденным Приказом ГТК России от 12.09.2001 г. N 892, закреплено, что для оформления разрешения на погрузку выпущенных в установленном порядке товаров на судно лицо, перемещающее товар, представляет в таможенный орган, помимо прочих документов, экземпляр таможенной декларации, оформленный в соответствии с установленным таможенным законодательством порядком. В соответствии с письмом Федеральной таможенной службы России от 06.07.2010 г. N 01-11/33232, в целях организации деятельности должностных лиц таможенных органов по совершению таможенных операций и проведению таможенного контроля товаров в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации в условиях вступления в силу Договора о Таможенном кодексе Таможенного союза от 29 ноября 2009 г., Положение о таможенном оформлении и таможенном контроле судов, используемых в целях торгового мореплавания, а также товаров, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации этими судами, утвержденное Приказом ГТК России от 12.09.2001 г. N 892, будет действовать в части, не противоречащей законодательству Таможенного союза.
Согласно пункту 1 статьи 3 Таможенного кодекса Таможенного союза таможенное законодательство таможенного союза состоит из:
1) настоящего Кодекса;
2) международных договоров государств - членов таможенного союза, регулирующих таможенные правоотношения в таможенном союзе;
3) решений Комиссии таможенного союза, регулирующих таможенные правоотношения в таможенном союзе, принимаемых в соответствии с настоящим Кодексом и международными договорами государств - членов таможенного союза.
На основании вышеизложенного, указанное Положение о таможенном оформлении и таможенном контроле судов, используемых в целях торгового мореплавания, а также товаров, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации этими судами, утвержденное Приказом ГТК России от 12.09.2001 г. N 892, не является противоречащим действующему законодательству.
В связи с изложенным, суд первой инстанции правомерно и обоснованно пришел к выводу, что Новороссийская таможня в письме от 18.09.2014 г. N 42/2-21/6154 правомерно указала заявителю на необходимость представления таможенной декларации для оформления разрешения на погрузку выпущенных в установленном порядке товаров на судно, ссылаясь на пункт 49 Положения о таможенном оформлении и таможенном контроле судов, используемых в целях торгового мореплавания, а также товаров, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации этими судами, утвержденного Приказом ГТК России от 12.09.2001 г. N 892.
На основании пункта 6 Постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 01.07.1996 г. N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского Кодекса Российской Федерации" основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта государственного органа недействительным является одновременно как его несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых законом интересов юридического лица, обратившегося в суд с соответствующим требованием.
Таким образом, при отсутствии хотя бы одного из указанных условий действия органа государственной власти не могут быть признаны незаконными.
Судом первой инстанции правомерно установлено, что таможенным органом не были нарушены нормы действующего таможенного законодательства, так как все применяемые к указанным правоотношениям правовые акты не противоречат законодательству Таможенного союза.
Не принимаются доводы апелляционной жалобы о том, что ранее Центральным таможенным постом оформлялись разрешения на погрузку без требования оформления временной таможенной декларации, а также Юго-Восточным таможенным постом Новороссийской таможни в настоящее врем не требуют предоставления таможенной декларации, как не имеющее правовое значение по настоящему делу.
Все обстоятельства, имеющие существенное значение для разрешения спора, а также доводы апелляционной жалобы были предметом рассмотрения суда первой инстанции, им дана надлежащая правовая оценка.
Суд первой инстанции выполнил требования статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, полно, всесторонне исследовал и оценил представленные в деле доказательства и принял законный и обоснованный судебный акт.
Оснований для переоценки выводов и доказательств, которые при рассмотрении дела были исследованы и оценены судом первой инстанции с соблюдением требований статьи 71 АПК РФ, не имеется.
При указанных обстоятельствах основания для отмены или изменения обжалуемого судебного акта отсутствуют.
При подаче апелляционной жалобы была оплачена государственная пошлина в сумме 3000,00 руб. платежным поручением N 15533 от 01.04.2015 г.
Согласно п. 12 ст. 333.21 НК РФ при подаче апелляционной жалобы на решения арбитражного суда подлежит уплате 50 процентов размера государственной пошлины, подлежащей уплате при подаче искового заявления неимущественного характера.
Так как государственная пошлина уплачена в размере 3000,00 руб., то подлежит возврату ООО "Каргилл" излишне уплаченная государственная пошлина в сумме 1500,00 руб.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в соответствии со статьей 270 АПК РФ основанием для отмены обжалуемого решения суда первой инстанции, не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

постановил:

решение Арбитражного суда Краснодарского края от 17.03.2015 по делу N А32-46930/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "Каргилл" из федерального бюджета 1500 (одну тысячу пятьсот) рублей излишне уплаченных по платежному поручению от 01.04.2015 N 15533 государственной пошлины по апелляционной жалобе.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном нормами Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации.

Председательствующий
М.В.СОЛОВЬЕВА

Судьи
Г.А.СУРМАЛЯН
С.С.ФИЛИМОНОВА




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "TMJ.SU | Таможенное дело. Таможенное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)